Муниципальное бюджетное дошкольное
образовательное учреждение города Ростова-на-Дону
детский сад №102
Проект
по ФЭМП в средней группе: «В стране геометрических фигур».
Воспитатель:
Высторопская Ю.В.
Ростов-на-Дону
2022
Вид проекта: краткосрочный, групповой. Продолжительность проекта: октябрь-ноябрь 2022 год.
Форма проведения проекта: совместная деятельность воспитателя с детьми с помощью наблюдений, бесед, рассматривание иллюстраций, чтение художественной литературы, подвижных и дидактических игр, работы с родителями.
Участники проекта: дети средней группы, родители, воспитатели.
Работа с родителями: консультации для родителей, папка стихотворений о
геометрических фигурах, картотека подвижных и дидактических игр для родителей, анкетирование.
Цель проекта: Повышение компетентности родителей в вопросах математики и повышение интереса родителей к формированию элементарных математических представлений своих детей посредством создания условий для исследовательской деятельности по изучению геометрических фигур во взаимодействии с окружающей жизнью, с предметами ближайшего окружения.
Задачи проекта: Для детей:
1. Закреплять знания детей о геометрических фигурах (круг, квадрат, треугольник).
2. Развивать у детей конструктивные способности, умение классифицировать.
3. Формировать умения различать, называть, сравнивать геометрические фигуры.
4. Развивать внимание, речь, память, воображение, мелкую моторику рук при
различных видах продуктивной деятельности (рисование, лепка, аппликация,
конструирование).
5. Развивать коммуникативные навыки.
6. Развивать умения запоминать стихотворения о геометрических фигурах.
Для воспитателей:
1. Создать условия для реализации данного проекта.
2. Обеспечить группу необходимым оборудованием.
Продукт проекта: дидактические игры на развитие памяти, логики и мышления детей; итоговое занятие по математическому развитию. Предполагаемый результат:
В результате реализации проекта дети средней группы смогут закрепить свои знания о геометрических фигурах, а также сформируется интерес к конструированию и аппликации; развитие познавательных и творческих способностей.
Актуальность проекта:
Период дошкольного детства является периодом интенсивного сенсорного развития ребёнка. В детстве накапливаются определённые знания и представления о разнообразных свойствах предметов, которые нас окружают. Для этого необходимо развивать у детей представления о геометрических фигурах. Важно помнить, что знакомство и закрепление детьми геометрических фигур наиболее успешно будет проходить в контексте практической и игровой деятельности.
Проблема усвоения знаний по математике актуальна из-за недостаточности занимательности занятий в детском саду и дома, дети быстро забывают пройденный материал из –за отсутствия системы повторения. Необходимость создания данного проекта направлено на более углубленное усвоение знаний и
умений, применение знаний в данной ситуации, в повседневной жизни. Для этого создаются специальные условия, подключаются родители.
Важно привить детям любовь к математике. Показать ее значимость вокруг нас. Ее важное участие во всех видах деятельности. И только благодаря системному подходу всех участников образовательного процесса педагогов и родителей можно достичь эффективного результата. Было принято совместное решение помочь детям. Дети с родителями все вместе самым интересным образом получат ответы на вопросы, а также расширят и закрепят уже ранее полученные знания о таком увлекательном и разнообразном мире – мире математики.
Реализация этапов проекта: Этапы проекта Содержание работы
1.Подготовительный
. Консультация для родителей: «Весёлая
математика для больших и маленьких»;
Консультация для родителей: «Математика – это интересно». Пополнить картотеку наглядного пособия, иллюстрированного материала.
Подбор дидактических игр.
Подбор подвижных игр.
Разучивание стихотворений, пальчиковых игр, физ. минуток. Пополнить картотеку математических игр: «Лото с геометрическими фигурами»; «Сложи круг, квадрат»; «Сделай фигуру из пальчиков»; «Покажи одинаковые предметы»; «Цвет и форма».
2.Основной. Познание: конструирование из геометрических фигур.
Чтение художественной литературы: «Три поросёнка»; «Два жадных медвежонка»; заучивание считалок, стихов, потешек о геометрических фигурах.
Сюжетно – ролевые игры:«Детский сад»; «Магазин»; «Поликлиника». Подвижные игры: «Ловишки»;
«Найди, где спрятано»;
«Найди свой домик».
Дидактические игры с математическим
содержанием: «Чудесный мешочек»;
«Построим фигуру»; «На что похоже»; «Найди предмет круглой формы». Рисование: «Солнышко»; «Построй и нарисуй».
Лепка: «Гусеница»; «Божья коровка». Аппликация: «Дом»; «Машина»; «Ракета».
3.Заключительный.
Проведение ООД « Юные помощники».
Изученная методическая литература:
1. Калиниченко А. В., «Методические подходы к организации и проведению занятий по математике. Ребёнок в детском саду». М.,2007г., No3.
2. «Педагогическое проектирование в ДОУ : от теории к практике», журнал «Управление ДОУ».
3. Репина Г. А., «Математическое развитие дошкольников», М.ТЦ Сфера 2008.
4. Шевелев В.., «Математика для дошкольников».,
2005. Колесникова Е.В. «Математика для детей 4- 5 лет»
Материал, используемый при проведение математического проекта.
Загадки о геометрических фигурах.
1. Три вершины,
Три угла,
Три
сторонки –
Кто же я. (Треугольник).
2.Четыре угла и четыре сторонки, Похожи точно родные сестрёнки,
В ворота его не закатишь, как мяч, И он за тобою не пустится вскачь. Фигура знакома для многих ребят.
Его вы узнали, ведь это ... (Квадрат).
3. Он похож на колесо, А ещё на букву «О». По дороге катится И в ромашки прячется. Нрав его совсем не крут, Догадались, это ...(Круг).
4. Эта странная фигура,
Ну, совсем миниатюра.
И на маленький листочек
Мы поставим сотни...(Точек).
5. Ни угла, ни стороны,
А родня одни блины...(Круг).
Физкультминутки для детей.
1. «Раз согнуться, разогнуться, Два нагнуться, потянуться, Три – в ладоши три хлопка, Головою три кивка.
На четыре – руки шире, Пять, шесть – тихо сесть».
2. «Раз, два, три, четыре, пять, Отправляемся гулять.
По новеньким дорожкам Мы пройдём немножко. Влево, вправо посмотрели И на корточки присели.
Встали дружно, потянулись Икак кошечки погнулись. А теперь прыжки на месте Ипохлопаем все вместе».
3. Мы становимся всё выше Достаём руками крыши, На носочки поднимись Идо солнца дотянись.
4. Солнце глянуло в кроватку Раз, два, три, четыре, пять. Все мы делаем зарядку, Надо нам присесть и встать. Раз, два, руки вытянуть пошире, Наклониться – три, четыре,
Ина месте поскакать.
На носок, потом на пятку, Раз, два, три, четыре, пять.
Дидактические игры по математике.
1. Д. и. «Что бывает такой формы».
Цель: учить различать фигуры, развивать память, мышление.
Ход игры: Яблоко, какое – круглое. Окно какое – квадратное. Что бывает круглым, квадратным и т.д.
2. Д. и. «Лото – цвета и фигуры».
Цель: освоение умений выделять различные формы и цвета.
Ход игры: Детям раздают карточки, на которых в ряд изображены 3 геометрические фигуры разного цвета и формы. Карточки отличаются расположением геометрических фигур, сочетание их по цвету. Детям по одной предъявляются соответствующие геометрические фигуры. Ребёнок на карточке которого имеется эта фигура, берёт её и накладывает на свою карточку так, чтобы фигура совпала с нарисованной. Дети говорят, в каком порядке расположены фигуры.
3. Д. и. «Назови одним словом».
Цель: развитие умения называть геометрические фигуры одного вида обобщающим словом.
Материал: геометрические фигуры одного вида (большие и маленькие квадраты; разноцветные треугольники и т.д.)
Ход игры: перед ребёнком выкладываются 4 карточки с изображением геометрических фигур одного вида. Ребёнок должен назвать фигуры, одним словом.
4. Д. и. «Что изменилось».
Цель: развитие внимания, наблюдательности, памяти.
Материал: четыре больших квадрата ( три красных, один зелёный), два маленьких зелёных квадрата, один маленький зелёный круг.
Ход игры: Педагог предлагает детям – вы закроете глаза, а я уберу один квадрат, и вы скажите, какой именно квадрат я убрала: большой или маленький, красный или зелёный. Когда дети будут быстро справляться с заданием, можно убрать сразу по 2 – 3 квадрата.
5. Д. и. «Подбери подходящее».
Цель: развивать умения сравнивать геометрические фигуры между собой, выявлять общий признак и подбирать фигуру по общим признакам.
Материал: карточки с изображением разнообразных геометрических фигур.
Ход игры: перед ребёнком выкладываются три карточки с изображёнными на них геометрическими фигурами, находящимися в какой – либо зависимости. Задача ребёнка – подобрать четвёртую карточку с подходящей геометрической фигурой.
6. Д. и. «Подбери по величине».
Цель: Развитие умения классифицировать геометрические фигуры ( квадраты, круги, треугольники и т.д.), двух размеров - большие и маленькие.
Ход игры: Педагог кладёт на стол два круга. Около большого круга дети кладут большие фигуры. Около маленького круга – маленькие. Игра проводиться с небольшой группой детей.
7. Д. и. «Сложи квадрат».
Цель: развитие цветоощущения, усвоение соотношения целого и части;
формирование логического мышления.
Ход игры: разложить кусочки квадратов по цвету и сложить из кусочков целый квадрат. Придумывать новые квадратики.
8. Д. и. «Угадай по контуру».
Цель: развить пространственные представления детей, научить их узнавать предметы по внешним очертаниям.
Материал: карточки с вырезанными предметами посередине.
Ход игры: перед ребёнком раскладываются карточки с вырезанными посередине контурами предметов. Предметы предлагается вложить в соответствующие контуры.
9. Д. и. «Чудесный мешочек». Цель: развитие воображение, тактильные ощущения. Материал: чудесный мешочек, геометрические фигуры. Ход игры: Воспитатель предлагает детям на ощупь узнать, что лежит в мешочке.
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад No61 общеразвивающего вида
Организованная образовательная деятельность с использованием игровой ситуации:
«Юные помощники».
Цель: Учить детей различать и называть геометрические фигуры: квадрат, круг, треугольник, прямоугольник, находить предметы – заместители в пространстве. Задачи:
Учить детей внимательно слушать воспитателя и сверстников.
Закрепить название геометрических фигур, цвета.
Развивать логическое мышление, внимательность, умение анализировать, сравнивать, делать выводы.
Воспитывать умение работать друг с другом.
Материал: Геометрические фигуры: круг- веселый, синий, квадрат –
удивленный, желтый, треугольник- печальный, зеленый, прямоугольник – красный, предметы разной геометрической формы в группе.
Ход непосредственной образовательной деятельности:
Дети спокойно расположились на ковре.
Воспитатель: Сегодня к нам в гости пришли геометрические фигуры. Воспитатель показывает геометрические фигуры, а дети называют фигуру
и цвет. Воспитатель: вы обратили внимание на их лица. Да, они разные.
Давайте у них спросим, почему.
Воспитатель показывает фигуры, дети высказывают свои
предположения об их настроении.
Воспитатель: треугольник говорит, что у него нет друзей, поэтому он грустный. Квадрат говорит, что у них нет друзей, поэтому он удивлен. Круг говорит, что
он радуется, потому что знает кто им поможет. Кто им поможет?
Геометрические фигуры принесли с собой волшебную коробочку. В ней различные предметы.
Надо на ощупь узнать, что это за предмет и с кем из них он может дружить.
Дидактическая игра «Волшебный мешочек»
Дети по очереди засовывают руку в коробку и на ощупь узнают предмет. Затем ребенок достает его и показывает всем, как называется и на что похож предмет. (Например: кубик-квадрат, диск – круг, кукольный стол – треугольник и т. д.) Воспитатель. Ребята, геометрические фигуры и предметы, схожие с ними мы сгруппируем по форме. Для этого кто найдёт предметы- друзья квадрата встаньте к корзине с квадратом. У кого друзья- круги встаньте к корзине с кругом. У кого друзья - прямоугольники встаньте к корзине с прямоугольником. И у кого друзья- треугольники встаньте к корзине с треугольниками.
Дети все находят свои корзины и встают рядом с ними.
Воспитатель: Вы хорошо справились с заданием. Давайте теперь покажем нашим гостям, какие мы дружные и как умеем вместе играть .
«Раз, два, три, четыре, пять,
Отправляемся гулять.
По новеньким дорожкам Мы пройдём немножко. Влево, вправо посмотрели И на корточки присели. Встали дружно, потянулись И как кошечки погнулись. А теперь прыжки на месте
И похлопаем все вместе».
Воспитатель: а теперь я предлагаю вам дорисовать друга для наших фигур и подарить им рисунки, чтобы им никогда не было скучно.
Дети садятся за столы и выполняют штрихование карандашом фигур, цветом, выбранным по желанию.
После выполнения задания дети оформляют рисунки в выставку и
прощаются с геометрическими фигурами.
Рефлексия
- Ребята, какие ваши впечатления после работы с геометрическими
фигурами? -Что было труднее, работать одному или всем вместе?
- Ребята, что вы хотите сказать друг другу?
Анкета для родителей.
Уважаемые родители, ответьте, пожалуйста на следующие вопросы
1. Знает ли Ваш ребёнок основные цвета (красный, синий, зелёный, жёлтый) а) да б) нет
в) затрудняюсь ответить г) свой ответ
2. Знает ли Ваш ребёнок геометрические фигуры (круг, квадрат, треугольник, прямоугольник, овал)
а) да
б) нет
в) затрудняюсь ответить г) свой ответ
3. Умеет ли ребёнок считать до 10 а) да б) нет
в) затрудняюсь ответить г) свой ответ
4. Может ли ребёнок посчитать обратным счётом а) да б) нет
в) затрудняюсь ответить г) свой ответ
5. Умеет ли ребёнок соотносить количество предметов с цифрой а) да б) нет
в) затрудняюсь ответить г) свой ответ
6. Умеет ли ребёнок записывать цифры от 1 до 10 а) да б) нет
в) затрудняюсь ответить г) свой ответ
7. Умеет ли сравнивать количество предметов, используя слова «больше», «меньше», «столько же» а) да б) нет
в) затрудняюсь ответить г) свой ответ
8. Умеет ли ребёнок находить сходства и различия между предметами а) да б) нет
в) затрудняюсь ответить г) свой ответ
9. Различает ли ребёнок предметы по длине, ширине, высоте, толщине а) да
б) нет
в) затрудняюсь ответить г) свой ответ
10. Уделяете ли Вы время на игры с ребёнком математического содержания а) да б) нет
в) затрудняюсь ответить г) свой ответ
Спасибо за сотрудничество!