СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Проект"Разработка образовательной программы с учётом инклюзивного образования".

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

В проекте представлена разработка образовательной программы с учётом инклюзивного образования".

Просмотр содержимого документа
«Проект"Разработка образовательной программы с учётом инклюзивного образования".»

Проект «Разработка образовательной программы школы с учётом инклюзивного образования»

Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение –

Бочанихинская основная

общеобразовательная школа



Содержание

1.  Паспорт Проекта

2.  Обоснование актуальности Проекта

3.  Нормативно-правовое обоснование Проекта

4.  Пояснительная записка

-  цели,

-  задачи,

-  сроки,

-  участники,

-  ценностные приоритеты,

-  ожидаемый результат реализации проекта в целом.

5.  Этапы реализации Проекта.

6.  Содержание Проекта

-  Концептуальные положения.

-  Методы и формы работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья.

-  Механизм реализации Проекта.

-  Ожидаемые результаты.

-  План.

-  Литература.

I. Паспорт проекта

Наименование Проекта

Разработка образовательной программы школы с учётом инклюзивного образования

Заказчик Проекта

Субъекты образовательного процесса

Основание для разработки Проекта

Конституция РФ; Конвенция о правах ребёнка (статья 13 (п.1), 27, 29, 31); Закон РФ "Об образовании"; Закон РФ «Об основных гарантиях прав ребёнка в Российской Федерации» (24 июля 1998г. N 124-ФЗ); Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа» (в частности, направления «Переход на новые образовательные стандарты», «Сохранение и укрепление здоровья школьников»(04февраля 2010г. Пр-271); Национальный проект «Образование»; Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России (2009г.); Доклад Правительства РФ "Образовательная политика России на современном этапе"; Федеральные государственные образовательные стандарты нового поколения; примерные региональные учебные планы для государственных и муниципальных специальных ( коррекционных) образовательных учреждений, классов коррекционной направленности для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья Новосибирской области всех видов , утверждённые приказом министерства образования, науки и инновационной политики НСО от 23.07.2012 г.№1602; Санитарные правила Сан ПиН 2.4.2.282110 « Санитарно- эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» ( Постановление Главного санитарного врача России от 29.12.2010г.№189)

Разработчик Проекта

Педагогическое сообщество Муниципального казённого общеобразовательного учреждения – Бочанихинской основной общеобразовательной школы.

Цель проекта

Выявить, теоретически обосновать и экспериментально проверить психолого-педагогические, социальные условия, обеспечивающие эффективность качественного и доступного образования детей с ограниченными возможностями здоровья .

Задачи Проекта

1.  Создание единой образовательной среды для детей, имеющих различающиеся стартовые возможности.

2.  Организация системы эффективного психолого-педагогического сопровождения процесса инклюзивного образования.

3.  Обеспечение эффективности процессов коррекции, адаптации и социализации детей с особенностями развития на этапе школьного обучения;

4.  Создание системы развития толерантности в окружающем социуме.

5.  Создание и апробация модели междисциплинарного взаимодействия в команде специалистов сопровождения.

6.  Апробировать теоретическую модель инклюзивного образования в общеобразовательной школе.

7.Разработка образовательной программы с учётом специальных (коррекционных классов) для детей с ОВЗ.

Продолжительность,

сроки реализации проекта

2 года

Этапы реализации проекта

I этап – организационный 05.05.2016г. – 31.08.2016 г.

II этап – реализации 01.09. 2016 г. – 05. 05.2018г.

III этап – контрольно-диагностический 05.05.2018 г. – 25.05.2018 г.

Ожидаемые результаты Проекта

После реализации данного Проекта мы ожидаем получить следующие результаты:

·  психологически комфортной образовательной среды для детей, имеющих разные стартовые возможности;

·  оказание доступной, качественной комплексной психолого-педагогической и медико-социальной помощи детям с ОВЗ в образовательном учреждении;

·  возможности для самореализации и социализации детей с ограниченными возможностями здоровья через различные виды социальной деятельности;

·  повышение уровня мотивации обучающихся.

Объём и источники финансирования Проекта

·  Федеральный бюджет

·  Муниципальный бюджет

Организация контроля за исполнением Проекта

Координацию работ и контроль за исполнением Проекта осуществляет администрация школы.

Контроль за целевым использованием финансовых средств осуществляет директор школы.

II. Обоснование актуальности Проекта

Инклюзивное образование в настоящий момент является инновационным процессом, позволяющим осуществить обучение, воспитание и развитие всех без исключения детей независимо от их индивидуальных особенностей, учебных достижений, родного языка, культуры, психических и физических возможностей. Внедрение инклюзии обеспечивает дальнейшую гуманизацию образования, признание прав лиц с ограниченными возможностями на доступное и качественное образование, формирование профессионального педагогического сообщества нового типа. Развитие инклюзивного образования отвечает потребностям родителей детей-инвалидов и детей с ОВЗ (возможность проживания ребенка в семье и воспитания в среде нормативно развивающихся сверстников), общества (преодоление социальной сегрегации и повышения уровня социальной устойчивости) и государства (обеспечение законодательно закрепленных образовательных прав детей с ОВЗ и инвалидов и реализация основных идей и направлений образовательной инициативы «Наша новая школа») – то есть всех групп заказчиков образовательных услуг. Важнейшим условием инклюзии является наличие грамотной системы комплексного психолого-медико-педагогического сопровождения, включающей, помимо систематического наблюдения, индивидуальных программ обучения и коррекции, такую важную составляющую, как работа со средой (социальным окружением), в которую интегрируется ребенок. Построение эффективной модели обучения, воспитания и развития детей с ограниченными возможностями здоровья, трудностями в обучении и социальной адаптации позволит решать проблемы внутри образовательной среды учреждения, избежать необоснованной переадресации проблем ребенка внешним службам, сократить число детей, направляемых в специальные образовательные учреждения. Данный проект направлен на оказание поддержки в МБОУ «СОШ №1» в котором развивается инклюзивное образование, где дети с ограниченными возможностями здоровья и дети-инвалиды обучаются вместе с обычными детьми.

III. Нормативно-правовое обоснование Проекта

Конституция РФ; Конвенция о правах ребёнка (статья 13 (п.1), 27, 29, 31); Закон РФ "Об образовании"; Закон РФ «Об основных гарантиях прав ребёнка в Российской Федерации» (24 июля 1998г. N 124-ФЗ); Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа» (в частности, направления «Переход на новые образовательные стандарты», «Сохранение и укрепление здоровья школьников»(04февраля 2010г. Пр-271); Национальный проект «Образование»; Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России (2009г.); Доклад Правительства РФ "Образовательная политика России на современном этапе"; Федеральные государственные образовательные стандарты нового поколения; примерные региональные учебные планы для государственных и муниципальных специальных ( коррекционных) образовательных учреждений, классов коррекционной направленности для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья Новосибирской области всех видов , утверждённые приказом министерства образования, науки и инновационной политики НСО от 23.07.2012 г.№1602; Санитарные правила Сан ПиН 2.4.2.282110 « Санитарно- эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» ( Постановление Главного санитарного врача России от 29.12.2010г.№189)

IV. Пояснительная записка

Цель проекта: Выявить, теоретически обосновать и экспериментально проверить психолого-педагогические, социальные условия, обеспечивающие эффективность качественного и доступного образования детей с ограниченными возможностями здоровья .

Задачи проекта:

1.  Создание единой образовательной среды для детей, имеющих различающиеся стартовые возможности.

2.  Организация системы эффективного психолого-педагогического сопровождения процесса инклюзивного образования.

3.  Обеспечение эффективности процессов коррекции, адаптации и социализации детей с особенностями развития на этапе школьного обучения;

4.  Создание системы развития толерантности в окружающем социуме.

5.  Создание и апробация модели междисциплинарного взаимодействия в команде специалистов сопровождения.

6.  Апробировать теоретическую модель инклюзивного образования в общеобразовательной школе

7.  Разработка образовательной программы с учётом специальных (коррекционных классов) для детей с ОВЗ.

Сроки проекта: внедрение Проекта выполнимо в течение 2016 -2018 г.

Участники Проекта: субъекты образовательного процесса Муниципального казённого общеобразовательного учреждения – Бочанихинская основная общеобразовательная школа.

Направления реализации проекта

1.  Нормативно-правовое обеспечение: разработка локальных актов (положение об инклюзивном обучении, о ПМПк, требования к рабочим программам и программа дополнительного образования: коррекционно-развивающим, профилактическим, просветительским) и должностных инструкций специалистов, реализующих инклюзивную практику, договоры с родителями и учреждениями

2.  Финансово-экономическое обеспечение процесса инклюзии (совершенствование системы стимулирования деятельности педагогов и узких специалистов, работающих с детьми с ОВЗ в условиях массовой школы, внесение дополнений в положение об оплате труда).

3.  Кадровое обеспечение: наличие в штате специалистов сопровождения, организация системного повышения профессиональных компетенций педагогических работников (тема самообразования, обобщение и распространение опыта: научно-практические конференции, семинары, стажировки, педагогические мастерские, мастер-классы, тренинги, междисциплинарные консилиумы, городское методическое объединения, курсы).

4.  Методическое обеспечение (разработка и реализация практико-ориентированных программ и технологий по обучению и воспитанию детей с ОВЗ).

5.  Информационное обеспечение реализации инклюзивного образования (информация на сайте школы, семинаров, открытых уроков и занятий публикации т. д.), укрепление социального партнёрства с общественными организациями.

6.  Материально-техническое и учебно-методическое оснащение образовательного учреждения, позволяющее осуществлять инклюзивное обучение детей с разными образовательными потребностями (наличие технических средств реабилитации, помещений для проведения коррекционно-развивающих занятий с психологом, логопедом, кабинета технологии, мастерских).

7.  Организация ППМС сопровождения (организация ПМП консилиума МКОУ Бочанихинской ООШ, разработка и реализация индивидуальных образовательных маршрутов, коррекционно-развивающих программ и программ сопровождения.

Ценностные приоритеты Проекта

1модуль: дети с ОВЗ в различных социокультурных пространствах

2 модуль: систематизация педагогических средств, использование которых обеспечивает готовность педагога к работе с детьми ОВЗ.

5. Ожидаемые результаты от внедрения Проекта.

После реализации данного Проекта мы ожидаем получить следующие результаты:

·  психологически комфортной образовательной среды для детей, имеющих разные стартовые возможности;

·  оказание доступной, качественной комплексной психолого-педагогической и медико-социальной помощи детям с ОВЗ в образовательном учреждении;

·  различные возможности для самореализации и социализации детей с ограниченными возможностями здоровья через различные виды социальной деятельности;

- повышение уровней мотивации обучающихся.·   

VI. Этапы реализации Проекта

Подготовительный этап ( 05.05.2016 г. – 31.08.2016 г.) Разработка программы системы поиска и поддержки детей с ОВЗ, создание постоянно-действующей системы переподготовки психолого-педагогических кадров для работы с детьми с ОВЗ.

Этап реализации (01.09.2016 г. – 05.05.2018 г.) Работа с детьми, имеющими ОВЗ по адаптированной программе. На этом этапе планируется организация и проведение семинаров, консилиумов, педсоветов, заседания творческой группы, организация конкурсов, олимпиад для обучающихся. Предусматривается психологическая, педагогическая и социальная поддержка детей с ОВЗ .

Контрольно – диагностический этап (05.05.2018 г. – 25.05.2018 г.) Контроль и анализ реализации Проекта и достигнутых результатов, определение проблем, возникших в ходе реализации Проекта, путей их решения и составление перспективного плана дальнейшей работы в этом направлении.

VII. Содержание Проекта Концептуальные положения Проекта

Концепция исследования (основные теоретические идеи, составляющие основу исследования)

Третьего ноября 2010 года Председатель Правительства РФ В. В. Путин провёл совещание о формировании доступной среды для детей с ограниченными возможностями здоровья.

В последнее время к обучению и воспитанию детей с особыми образовательными потребностями предлагается все больше инновационных подходов. Независимо от социального положения, расовой или конфессиональной принадлежности, физических и умственных способностей инклюзивное образование предоставляет возможность каждому ребёнку удовлетворить свою потребность в развитии и равные права в получении адекватного уровню его развития образования.

«Инклюзив – (от франц. inclusif – включающий в себя), местоимённые или глагольные формы, указывающие на то, что обучающийся входит в число участников действия». (Большой Российский энциклопедический словарь)

Инклюзивное образование можно рассматривать как социальный феномен развития образовательной системы. Ребёнок с ограниченными возможностями здоровья включается в образовательный процесс вместе со всеми детьми. Освоение детьми с ОВЗ социального опыта, включение их в существующую систему общественных отношений требует от общества определённых дополнительных мер, средств и усилий. Но разработка этих мер должна основываться на знании закономерностей, задач, сущности процесса социализации. Принцип инклюзивного образования заключается в следующем: администрация и педагоги обычных школ принимают детей с особыми образовательными потребностями независимо от их социального положения, физического, эмоционального и интеллектуального развития и создают им условия на основе психолого-педагогических приёмов, ориентированных на потребности этих детей, а также создание доброжелательной и доступной среды, позволяющей обучающимся получать знания, в максимальной степени реализовать собственные возможности в постановке и достижении жизненных целей. На сегодняшний день проблема развития инклюзивного образования в России находится под пристальным вниманием не только родителей и педагогических сообществ, но и всей общественности.

Именно родители "особых" детей настаивают на их включение в обычное детское сообщество. Прежде всего, это связано с тем, что в налаженной системе коррекционного (специального) образования с хорошо отработанной десятилетиями методикой обучения детей с проблемами в развитии, слабо развита социальная адаптация "особого" ребёнка в реальном мире – он находится в изоляции от социума. Разумеется, что дети с особыми потребностями адаптируются к жизни в общеобразовательных школах лучше, чем в специализированных учреждениях. Особенно заметна разница в приобретении социального опыта. У здоровых же детей улучшаются учебные возможности, развивается толерантность, активность и самостоятельность.

Но до сих пор открытым остается вопрос об организации процесса развития и обучения "особых" детей в массовой школе. Это связано со спецификой методик, неподготовленностью кадров, нехваткой специалистов и пр.

Однако, общеобразовательная программа МКОУ Бочанихинской ООШ должна включать изменения и условия, необходимые для успешной реализации инклюзивного образования, а именно - принятие индивидуальности каждого отдельного обучающегося и удовлетворение особых потребностей каждого ребёнка.

Методы и формы работы с детьми с ограниченными

возможностями здоровья.

Методы и формы работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья, прежде всего, должны органически сочетаться с методами и формами работы со всеми учащимися школы и в то же время отличаться определённым своеобразием.

Организационные формы:

Основной формой организации учебного процесса в школе остается учебное занятие.
Формы и приёмы в рамках отдельного учебного занятия должны отличаться значительным разнообразием и направленностью на дифференциацию и индивидуализацию работы:

-  групповые формы работы,

-  индивидуальные,

-  творческие задания,

-  вовлечение обучающихся в самостоятельную познавательную деятельность.

Среди форм и методов внеурочной работы широкими возможностями выявления и развития детей с ограниченными возможностями здоровья обладают:

-  факультативы,

-  кружки,

-  конкурсы,

-  привлечение обучающихся к участию в различных предметных олимпиадах и конкурсах вне школы.

Важным фактором, влияющим на развитие и социализацию детей с ограниченными возможностями здоровья является система воспитательной работы в школе.

Механизм реализации Проекта

Проект реализуется через работу психологической службы, работу педагогов – психологов, социальных педагогов, логопеда, методических объединений учителей и систему методической работы, непрерывное образование и самообразование учителей, через работу творческих групп учителей и обучающихся по созданию базы данных и её пополнению, взаимодействие всех участников образовательного процесса.

Ожидаемые результаты Проекта

После реализации данного Проекта мы ожидаем получить следующие результаты:

·  психологически комфортной образовательной среды для детей, имеющих разные стартовые возможности;

·  оказание доступной, качественной комплексной психолого-педагогической и медико-социальной помощи детям с ОВЗ в образовательном учреждении;

·  различные возможности для самореализации и социализации детей с ограниченными возможностями здоровья через различные виды социальной деятельности;

·  повышение уровня мотивации обучающихся.



Тематический календарный план (с указанием этапов, сроков и исполнителей)





Содержание работы

Сроки

Исполнители, ответственные

Форма представления результата

Организационно-управленческие аспекты




Уточнение состава группы учителей-экспериментаторов

Август – 
сентябрь

Директор

Списки учителей-экспериментаторов

Обеспечение нормативно-правовой базы реализации экспериментальной деятельности

Сен-тябрь

Директор

Приказы, положения, функциональные обязанности

Организация работы педагогического коллектива 
в условиях ЭД

Сентябрь

Зам. директора по НМР

Расписание проведения уроков, коррекционно-развивающих занятий, создание годичных команд взаимодействия участников интегративного процесса

Курсовая подготовка

Сен-тябрь – 
май

Зам. директора по НМР

Практические семинары, посещение занятий согласно учебно-тематическому плану

Организация поддержки и сопровождения ЭР: психолого-педагогического; научно-методического; информационного

Сен-тябрь – 
ок-тябрь и в течение года

Зам. директора по НМР

Сформированная группа психолога, логопеда научно- методической поддержки

Контроль хода ЭД

В течение года

Зам. директора по НМР

Рабочие материалы

Изучение и обобщение опыта работы в интегративном образовательном пространстве: из опыта включения в образовательный процесс детей с ЗПР; особенности интегративной образовательной среды основной школы; творческая деятельность как условие успешной адаптации ребёнка в социуме.

В течение года

Директор, научный руководитель, зам. директора по НМР

Семинары, публикации

Разработка и реализация программы по преемственности начальной и основной школы

В течение года

Директор, научный руководитель, зам. директора по НМР

Программа, рабочие материалы

Обеспечение школы необходимым оборудованием.

В течение года

Директор, зам. директора по НМР

Оборудование кабинетов

Научно-методическое сопровождение экспериментальной деятельности




Погружение в проблемное поле, принятие целей и задач ЭД, планирование второго года ЭР.

Сен-тябрь – 
октябрь

Директор, научный руководитель, зам. директора по НМР

План работы

Консультирование участников интегративного образовательного пространства: учителей, специалистов, родителей.

В течение года

Научный руководитель, зам. директора по НМР

Групповые и индивидуальные консультации

Разработка форм проведения экспериментальных занятий и методик проведения экспериментальных уроков.

В течение года

Научный руководитель, зам. директора по НМР, учителя-экспериментаторы

Рабочие материалы, издание методических рекомендаций

Разработка форм проведения педагогического мониторинга с целью измерения особенностей  и формирования индивидуального образовательного маршрута по следующим вопросам: образовательный стандарт; динамика развития учащихся; эффективность механизма взаимодействия участников интегративного пространства.

В течение года

Научный руководитель, зам. директора по НМР, учителя-экспериментаторы

Материалы мониторинга

Подготовка и проведение промежуточного и по итогам года самоанализа экспериментаторов.

Январь, май

Научный руководитель, зам. директора по НМР

Материалы самоанализа и анализа работы

Научно-методический семинар педагогов- экспериментаторов: "Критерии эффективности психолого-педагогического сопровождения интегративного образовательного пространства."

Сен-тябрь – 
май

Научный руководитель, зам. директора по НМР

Разработка критериев эффективности

Подготовка и проведение тематического семинара по итогам второго года эксперимента.

Май

Директор, научный руководитель, зам. директора по НМР, участники эксперимента

Семинар

Психолого-педагогическое сопровождение экспериментальной деятельности




Определение целей и задач психолого-педагогического сопровождения эксперимента.

Сен-тябрь – 
октябрь

Психологи

Концепция, план работы психологической службы

Разработка и подготовка психолого-педагогического тестирования, программ работ с учащимися.

Сен-тябрь – 
октябрь

Психологи

Тесты, программы

Проведение диагностики для исследования и уточнения позиций для определения зоны психолого-педагогического наблюдения экспериментального воздействия: диагностика социально-психологической адаптации первоклассников и учащихся 5 классов; диагностика мотивационной сферы учащихся; исследование состояния процессов общения, развития психологических взаимоотношений; эмоционально-волевой связи между детьми; диагностика сформированных учебных навыков.

В течение года

Психологи

Материалы анализа, рабочие материалы

Логопедическое обследование.

Сен-тябрь, декабрь, май

Логопед

Диагностические заключения, речевые карты

Разработка и апробация индивидуальных и групповых коррекционно-развивающих программ.

Сен-тябрь – 
май

Научный руководитель, зам. директора по НМР, учителя-экспериментаторы

Решение психолого-медико - педагогической комиссии, индивидуальный образовательный маршрут

Проведение индивидуальных и групповых коррекционно-развивающих занятий.

Сен-тябрь – 
май

Психологи, логопед

Диагностика результативности

Исследование социальной среды школьников и их семей.

В течение года

Социальный педагог

Анкеты и результаты анкетирования

Организация и проведение психолого-педагогических тренингов для педагогов.

В течение года

Психологи

Тренинги

Экспериментальная работа учителей




Индивидуальное планирование экспериментальной работы учителями.

Сен-тябрь – 
октябрь

Научный руководитель, зам. директора по НМР, учителя-экспериментаторы

Индивидуальные планы

Проведение диагностики по УУД в интегративных классах.

В течение года

Научный руководитель, зам. директора по НМР, учителя-экспериментаторы

Рабочие материалы

Корректировка тематических блоков в программе интегративных классов.

В течение года

Научный руководитель, зам. директора по НМР, учителя-экспериментаторы

Материалы уроков

Совместное планирование и скоординированное проведение занятий по предметам.

В течение года

Научный руководитель, зам. директора по НМР, учителя-экспериментаторы

Рабочие материалы

Посещение и проведение открытых уроков, занятий учителями-экспериментаторами.

В течение года

Научный руководитель, зам. директора по НМР, учителя-экспериментаторы

Конспекты уроков

Организация и проведение внеклассных мероприятий по воспитанию толерантных отношений.

В течение года

Научный руководитель, зам. директора по НМР, учителя-экспериментаторы

Рабочие материалы

Осуществление плана работы по преемственности начальной и основной школы.

В течение года

Научный руководитель, зам. директора по НМР, учителя-экспериментаторы

Рабочие материалы

Методический анализ результатов и хода осуществления ЭД.

Апрель – 
май

Научный руководитель, зам. директора по ЭР, учителя-экспериментаторы

Самоанализ, анализ ЭД





Литература

1.Андреева Л.В. Бойков Д.И, Войлокова Е.Ф.и др. Образование лиц с ограниченными возможностями в контексте программы Юнеско

“Образование для всех”: опыт России./ под ред. акад. Г.А. Бордовского СПб:

Изд-во РГПУ им.А.И.Герцена.- 2007г.

2.Битова А.Л., Борисовская О.Б., Габдракипова А.Л.: Педагогика, которая лечит. Опыт работы с особыми детьми

3.Дробинская А.О. Школьные трудности “нестандартных” детей. Книга для практических педагогов общеобразовательной школы, дефектологов, школьных психологов и родителей. Издательство Школьная Пресса. – 2006г.

4.Коростелев Б.А., Тер-Григорьянц Р.Г., Лазарев В.Н. Образование детей с ограниченными возможностями здоровья: Международный опыт, тенденции и трудности //Научно-методический журнал Перспективы развития современной школы

5.На пути к инклюзивной школе. Брошюра в рамках проекта “Юридическая защита прав инвалидов в России”. РООИ “Перспектива”. 2005 г.