Проект «Разработка образовательной программы школы с учётом инклюзивного образования»
Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение –
Бочанихинская основная
общеобразовательная школа
Содержание
1. Паспорт Проекта
2. Обоснование актуальности Проекта
3. Нормативно-правовое обоснование Проекта
4. Пояснительная записка
- цели,
- задачи,
- сроки,
- участники,
- ценностные приоритеты,
- ожидаемый результат реализации проекта в целом.
5. Этапы реализации Проекта.
6. Содержание Проекта
- Концептуальные положения.
- Методы и формы работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья.
- Механизм реализации Проекта.
- Ожидаемые результаты.
- План.
- Литература.
I. Паспорт проекта
Наименование Проекта | Разработка образовательной программы школы с учётом инклюзивного образования |
Заказчик Проекта | Субъекты образовательного процесса |
Основание для разработки Проекта | Конституция РФ; Конвенция о правах ребёнка (статья 13 (п.1), 27, 29, 31); Закон РФ "Об образовании"; Закон РФ «Об основных гарантиях прав ребёнка в Российской Федерации» (24 июля 1998г. N 124-ФЗ); Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа» (в частности, направления «Переход на новые образовательные стандарты», «Сохранение и укрепление здоровья школьников»(04февраля 2010г. Пр-271); Национальный проект «Образование»; Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России (2009г.); Доклад Правительства РФ "Образовательная политика России на современном этапе"; Федеральные государственные образовательные стандарты нового поколения; примерные региональные учебные планы для государственных и муниципальных специальных ( коррекционных) образовательных учреждений, классов коррекционной направленности для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья Новосибирской области всех видов , утверждённые приказом министерства образования, науки и инновационной политики НСО от 23.07.2012 г.№1602; Санитарные правила Сан ПиН 2.4.2.282110 « Санитарно- эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» ( Постановление Главного санитарного врача России от 29.12.2010г.№189) |
Разработчик Проекта | Педагогическое сообщество Муниципального казённого общеобразовательного учреждения – Бочанихинской основной общеобразовательной школы. |
Цель проекта | Выявить, теоретически обосновать и экспериментально проверить психолого-педагогические, социальные условия, обеспечивающие эффективность качественного и доступного образования детей с ограниченными возможностями здоровья . |
Задачи Проекта | 1. Создание единой образовательной среды для детей, имеющих различающиеся стартовые возможности. 2. Организация системы эффективного психолого-педагогического сопровождения процесса инклюзивного образования. 3. Обеспечение эффективности процессов коррекции, адаптации и социализации детей с особенностями развития на этапе школьного обучения; 4. Создание системы развития толерантности в окружающем социуме. 5. Создание и апробация модели междисциплинарного взаимодействия в команде специалистов сопровождения. 6. Апробировать теоретическую модель инклюзивного образования в общеобразовательной школе. 7.Разработка образовательной программы с учётом специальных (коррекционных классов) для детей с ОВЗ. |
Продолжительность, сроки реализации проекта | 2 года |
Этапы реализации проекта | I этап – организационный 05.05.2016г. – 31.08.2016 г. II этап – реализации 01.09. 2016 г. – 05. 05.2018г. III этап – контрольно-диагностический 05.05.2018 г. – 25.05.2018 г. |
Ожидаемые результаты Проекта | После реализации данного Проекта мы ожидаем получить следующие результаты: · психологически комфортной образовательной среды для детей, имеющих разные стартовые возможности; · оказание доступной, качественной комплексной психолого-педагогической и медико-социальной помощи детям с ОВЗ в образовательном учреждении; · возможности для самореализации и социализации детей с ограниченными возможностями здоровья через различные виды социальной деятельности; · повышение уровня мотивации обучающихся. |
Объём и источники финансирования Проекта | · Федеральный бюджет · Муниципальный бюджет |
Организация контроля за исполнением Проекта | Координацию работ и контроль за исполнением Проекта осуществляет администрация школы. Контроль за целевым использованием финансовых средств осуществляет директор школы. |
II. Обоснование актуальности Проекта
Инклюзивное образование в настоящий момент является инновационным процессом, позволяющим осуществить обучение, воспитание и развитие всех без исключения детей независимо от их индивидуальных особенностей, учебных достижений, родного языка, культуры, психических и физических возможностей. Внедрение инклюзии обеспечивает дальнейшую гуманизацию образования, признание прав лиц с ограниченными возможностями на доступное и качественное образование, формирование профессионального педагогического сообщества нового типа. Развитие инклюзивного образования отвечает потребностям родителей детей-инвалидов и детей с ОВЗ (возможность проживания ребенка в семье и воспитания в среде нормативно развивающихся сверстников), общества (преодоление социальной сегрегации и повышения уровня социальной устойчивости) и государства (обеспечение законодательно закрепленных образовательных прав детей с ОВЗ и инвалидов и реализация основных идей и направлений образовательной инициативы «Наша новая школа») – то есть всех групп заказчиков образовательных услуг. Важнейшим условием инклюзии является наличие грамотной системы комплексного психолого-медико-педагогического сопровождения, включающей, помимо систематического наблюдения, индивидуальных программ обучения и коррекции, такую важную составляющую, как работа со средой (социальным окружением), в которую интегрируется ребенок. Построение эффективной модели обучения, воспитания и развития детей с ограниченными возможностями здоровья, трудностями в обучении и социальной адаптации позволит решать проблемы внутри образовательной среды учреждения, избежать необоснованной переадресации проблем ребенка внешним службам, сократить число детей, направляемых в специальные образовательные учреждения. Данный проект направлен на оказание поддержки в МБОУ «СОШ №1» в котором развивается инклюзивное образование, где дети с ограниченными возможностями здоровья и дети-инвалиды обучаются вместе с обычными детьми.
III. Нормативно-правовое обоснование Проекта
Конституция РФ; Конвенция о правах ребёнка (статья 13 (п.1), 27, 29, 31); Закон РФ "Об образовании"; Закон РФ «Об основных гарантиях прав ребёнка в Российской Федерации» (24 июля 1998г. N 124-ФЗ); Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа» (в частности, направления «Переход на новые образовательные стандарты», «Сохранение и укрепление здоровья школьников»(04февраля 2010г. Пр-271); Национальный проект «Образование»; Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России (2009г.); Доклад Правительства РФ "Образовательная политика России на современном этапе"; Федеральные государственные образовательные стандарты нового поколения; примерные региональные учебные планы для государственных и муниципальных специальных ( коррекционных) образовательных учреждений, классов коррекционной направленности для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья Новосибирской области всех видов , утверждённые приказом министерства образования, науки и инновационной политики НСО от 23.07.2012 г.№1602; Санитарные правила Сан ПиН 2.4.2.282110 « Санитарно- эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» ( Постановление Главного санитарного врача России от 29.12.2010г.№189)
IV. Пояснительная записка
Цель проекта: Выявить, теоретически обосновать и экспериментально проверить психолого-педагогические, социальные условия, обеспечивающие эффективность качественного и доступного образования детей с ограниченными возможностями здоровья .
Задачи проекта:
1. Создание единой образовательной среды для детей, имеющих различающиеся стартовые возможности.
2. Организация системы эффективного психолого-педагогического сопровождения процесса инклюзивного образования.
3. Обеспечение эффективности процессов коррекции, адаптации и социализации детей с особенностями развития на этапе школьного обучения;
4. Создание системы развития толерантности в окружающем социуме.
5. Создание и апробация модели междисциплинарного взаимодействия в команде специалистов сопровождения.
6. Апробировать теоретическую модель инклюзивного образования в общеобразовательной школе
7. Разработка образовательной программы с учётом специальных (коррекционных классов) для детей с ОВЗ.
Сроки проекта: внедрение Проекта выполнимо в течение 2016 -2018 г.
Участники Проекта: субъекты образовательного процесса Муниципального казённого общеобразовательного учреждения – Бочанихинская основная общеобразовательная школа.
Направления реализации проекта
1. Нормативно-правовое обеспечение: разработка локальных актов (положение об инклюзивном обучении, о ПМПк, требования к рабочим программам и программа дополнительного образования: коррекционно-развивающим, профилактическим, просветительским) и должностных инструкций специалистов, реализующих инклюзивную практику, договоры с родителями и учреждениями
2. Финансово-экономическое обеспечение процесса инклюзии (совершенствование системы стимулирования деятельности педагогов и узких специалистов, работающих с детьми с ОВЗ в условиях массовой школы, внесение дополнений в положение об оплате труда).
3. Кадровое обеспечение: наличие в штате специалистов сопровождения, организация системного повышения профессиональных компетенций педагогических работников (тема самообразования, обобщение и распространение опыта: научно-практические конференции, семинары, стажировки, педагогические мастерские, мастер-классы, тренинги, междисциплинарные консилиумы, городское методическое объединения, курсы).
4. Методическое обеспечение (разработка и реализация практико-ориентированных программ и технологий по обучению и воспитанию детей с ОВЗ).
5. Информационное обеспечение реализации инклюзивного образования (информация на сайте школы, семинаров, открытых уроков и занятий публикации т. д.), укрепление социального партнёрства с общественными организациями.
6. Материально-техническое и учебно-методическое оснащение образовательного учреждения, позволяющее осуществлять инклюзивное обучение детей с разными образовательными потребностями (наличие технических средств реабилитации, помещений для проведения коррекционно-развивающих занятий с психологом, логопедом, кабинета технологии, мастерских).
7. Организация ППМС сопровождения (организация ПМП консилиума МКОУ Бочанихинской ООШ, разработка и реализация индивидуальных образовательных маршрутов, коррекционно-развивающих программ и программ сопровождения.
Ценностные приоритеты Проекта
1модуль: дети с ОВЗ в различных социокультурных пространствах

2 модуль: систематизация педагогических средств, использование которых обеспечивает готовность педагога к работе с детьми ОВЗ.

5. Ожидаемые результаты от внедрения Проекта.
После реализации данного Проекта мы ожидаем получить следующие результаты:
· психологически комфортной образовательной среды для детей, имеющих разные стартовые возможности;
· оказание доступной, качественной комплексной психолого-педагогической и медико-социальной помощи детям с ОВЗ в образовательном учреждении;
· различные возможности для самореализации и социализации детей с ограниченными возможностями здоровья через различные виды социальной деятельности;
- повышение уровней мотивации обучающихся.·
VI. Этапы реализации Проекта
Подготовительный этап ( 05.05.2016 г. – 31.08.2016 г.) Разработка программы системы поиска и поддержки детей с ОВЗ, создание постоянно-действующей системы переподготовки психолого-педагогических кадров для работы с детьми с ОВЗ.
Этап реализации (01.09.2016 г. – 05.05.2018 г.) Работа с детьми, имеющими ОВЗ по адаптированной программе. На этом этапе планируется организация и проведение семинаров, консилиумов, педсоветов, заседания творческой группы, организация конкурсов, олимпиад для обучающихся. Предусматривается психологическая, педагогическая и социальная поддержка детей с ОВЗ .
Контрольно – диагностический этап (05.05.2018 г. – 25.05.2018 г.) Контроль и анализ реализации Проекта и достигнутых результатов, определение проблем, возникших в ходе реализации Проекта, путей их решения и составление перспективного плана дальнейшей работы в этом направлении.
VII. Содержание Проекта Концептуальные положения Проекта
Концепция исследования (основные теоретические идеи, составляющие основу исследования)
Третьего ноября 2010 года Председатель Правительства РФ В. В. Путин провёл совещание о формировании доступной среды для детей с ограниченными возможностями здоровья.
В последнее время к обучению и воспитанию детей с особыми образовательными потребностями предлагается все больше инновационных подходов. Независимо от социального положения, расовой или конфессиональной принадлежности, физических и умственных способностей инклюзивное образование предоставляет возможность каждому ребёнку удовлетворить свою потребность в развитии и равные права в получении адекватного уровню его развития образования.
«Инклюзив – (от франц. inclusif – включающий в себя), местоимённые или глагольные формы, указывающие на то, что обучающийся входит в число участников действия». (Большой Российский энциклопедический словарь)
Инклюзивное образование можно рассматривать как социальный феномен развития образовательной системы. Ребёнок с ограниченными возможностями здоровья включается в образовательный процесс вместе со всеми детьми. Освоение детьми с ОВЗ социального опыта, включение их в существующую систему общественных отношений требует от общества определённых дополнительных мер, средств и усилий. Но разработка этих мер должна основываться на знании закономерностей, задач, сущности процесса социализации. Принцип инклюзивного образования заключается в следующем: администрация и педагоги обычных школ принимают детей с особыми образовательными потребностями независимо от их социального положения, физического, эмоционального и интеллектуального развития и создают им условия на основе психолого-педагогических приёмов, ориентированных на потребности этих детей, а также создание доброжелательной и доступной среды, позволяющей обучающимся получать знания, в максимальной степени реализовать собственные возможности в постановке и достижении жизненных целей. На сегодняшний день проблема развития инклюзивного образования в России находится под пристальным вниманием не только родителей и педагогических сообществ, но и всей общественности.
Именно родители "особых" детей настаивают на их включение в обычное детское сообщество. Прежде всего, это связано с тем, что в налаженной системе коррекционного (специального) образования с хорошо отработанной десятилетиями методикой обучения детей с проблемами в развитии, слабо развита социальная адаптация "особого" ребёнка в реальном мире – он находится в изоляции от социума. Разумеется, что дети с особыми потребностями адаптируются к жизни в общеобразовательных школах лучше, чем в специализированных учреждениях. Особенно заметна разница в приобретении социального опыта. У здоровых же детей улучшаются учебные возможности, развивается толерантность, активность и самостоятельность.
Но до сих пор открытым остается вопрос об организации процесса развития и обучения "особых" детей в массовой школе. Это связано со спецификой методик, неподготовленностью кадров, нехваткой специалистов и пр.
Однако, общеобразовательная программа МКОУ Бочанихинской ООШ должна включать изменения и условия, необходимые для успешной реализации инклюзивного образования, а именно - принятие индивидуальности каждого отдельного обучающегося и удовлетворение особых потребностей каждого ребёнка.
Методы и формы работы с детьми с ограниченными
возможностями здоровья.
Методы и формы работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья, прежде всего, должны органически сочетаться с методами и формами работы со всеми учащимися школы и в то же время отличаться определённым своеобразием.
Организационные формы:
Основной формой организации учебного процесса в школе остается учебное занятие.
Формы и приёмы в рамках отдельного учебного занятия должны отличаться значительным разнообразием и направленностью на дифференциацию и индивидуализацию работы:
- групповые формы работы,
- индивидуальные,
- творческие задания,
- вовлечение обучающихся в самостоятельную познавательную деятельность.
Среди форм и методов внеурочной работы широкими возможностями выявления и развития детей с ограниченными возможностями здоровья обладают:
- факультативы,
- кружки,
- конкурсы,
- привлечение обучающихся к участию в различных предметных олимпиадах и конкурсах вне школы.
Важным фактором, влияющим на развитие и социализацию детей с ограниченными возможностями здоровья является система воспитательной работы в школе.
Механизм реализации Проекта
Проект реализуется через работу психологической службы, работу педагогов – психологов, социальных педагогов, логопеда, методических объединений учителей и систему методической работы, непрерывное образование и самообразование учителей, через работу творческих групп учителей и обучающихся по созданию базы данных и её пополнению, взаимодействие всех участников образовательного процесса.
Ожидаемые результаты Проекта
После реализации данного Проекта мы ожидаем получить следующие результаты:
· психологически комфортной образовательной среды для детей, имеющих разные стартовые возможности;
· оказание доступной, качественной комплексной психолого-педагогической и медико-социальной помощи детям с ОВЗ в образовательном учреждении;
· различные возможности для самореализации и социализации детей с ограниченными возможностями здоровья через различные виды социальной деятельности;
· повышение уровня мотивации обучающихся.
Тематический календарный план (с указанием этапов, сроков и исполнителей)
Содержание работы | Сроки | Исполнители, ответственные | Форма представления результата |
Организационно-управленческие аспекты | | | |
Уточнение состава группы учителей-экспериментаторов | Август – сентябрь | Директор | Списки учителей-экспериментаторов |
Обеспечение нормативно-правовой базы реализации экспериментальной деятельности | Сен-тябрь | Директор | Приказы, положения, функциональные обязанности |
Организация работы педагогического коллектива в условиях ЭД | Сентябрь | Зам. директора по НМР | Расписание проведения уроков, коррекционно-развивающих занятий, создание годичных команд взаимодействия участников интегративного процесса |
Курсовая подготовка | Сен-тябрь – май | Зам. директора по НМР | Практические семинары, посещение занятий согласно учебно-тематическому плану |
Организация поддержки и сопровождения ЭР: психолого-педагогического; научно-методического; информационного | Сен-тябрь – ок-тябрь и в течение года | Зам. директора по НМР | Сформированная группа психолога, логопеда научно- методической поддержки |
Контроль хода ЭД | В течение года | Зам. директора по НМР | Рабочие материалы |
Изучение и обобщение опыта работы в интегративном образовательном пространстве: из опыта включения в образовательный процесс детей с ЗПР; особенности интегративной образовательной среды основной школы; творческая деятельность как условие успешной адаптации ребёнка в социуме. | В течение года | Директор, научный руководитель, зам. директора по НМР | Семинары, публикации |
Разработка и реализация программы по преемственности начальной и основной школы | В течение года | Директор, научный руководитель, зам. директора по НМР | Программа, рабочие материалы |
Обеспечение школы необходимым оборудованием. | В течение года | Директор, зам. директора по НМР | Оборудование кабинетов |
Научно-методическое сопровождение экспериментальной деятельности | | | |
Погружение в проблемное поле, принятие целей и задач ЭД, планирование второго года ЭР. | Сен-тябрь – октябрь | Директор, научный руководитель, зам. директора по НМР | План работы |
Консультирование участников интегративного образовательного пространства: учителей, специалистов, родителей. | В течение года | Научный руководитель, зам. директора по НМР | Групповые и индивидуальные консультации |
Разработка форм проведения экспериментальных занятий и методик проведения экспериментальных уроков. | В течение года | Научный руководитель, зам. директора по НМР, учителя-экспериментаторы | Рабочие материалы, издание методических рекомендаций |
Разработка форм проведения педагогического мониторинга с целью измерения особенностей и формирования индивидуального образовательного маршрута по следующим вопросам: образовательный стандарт; динамика развития учащихся; эффективность механизма взаимодействия участников интегративного пространства. | В течение года | Научный руководитель, зам. директора по НМР, учителя-экспериментаторы | Материалы мониторинга |
Подготовка и проведение промежуточного и по итогам года самоанализа экспериментаторов. | Январь, май | Научный руководитель, зам. директора по НМР | Материалы самоанализа и анализа работы |
Научно-методический семинар педагогов- экспериментаторов: "Критерии эффективности психолого-педагогического сопровождения интегративного образовательного пространства." | Сен-тябрь – май | Научный руководитель, зам. директора по НМР | Разработка критериев эффективности |
Подготовка и проведение тематического семинара по итогам второго года эксперимента. | Май | Директор, научный руководитель, зам. директора по НМР, участники эксперимента | Семинар |
Психолого-педагогическое сопровождение экспериментальной деятельности | | | |
Определение целей и задач психолого-педагогического сопровождения эксперимента. | Сен-тябрь – октябрь | Психологи | Концепция, план работы психологической службы |
Разработка и подготовка психолого-педагогического тестирования, программ работ с учащимися. | Сен-тябрь – октябрь | Психологи | Тесты, программы |
Проведение диагностики для исследования и уточнения позиций для определения зоны психолого-педагогического наблюдения экспериментального воздействия: диагностика социально-психологической адаптации первоклассников и учащихся 5 классов; диагностика мотивационной сферы учащихся; исследование состояния процессов общения, развития психологических взаимоотношений; эмоционально-волевой связи между детьми; диагностика сформированных учебных навыков. | В течение года | Психологи | Материалы анализа, рабочие материалы |
Логопедическое обследование. | Сен-тябрь, декабрь, май | Логопед | Диагностические заключения, речевые карты |
Разработка и апробация индивидуальных и групповых коррекционно-развивающих программ. | Сен-тябрь – май | Научный руководитель, зам. директора по НМР, учителя-экспериментаторы | Решение психолого-медико - педагогической комиссии, индивидуальный образовательный маршрут |
Проведение индивидуальных и групповых коррекционно-развивающих занятий. | Сен-тябрь – май | Психологи, логопед | Диагностика результативности |
Исследование социальной среды школьников и их семей. | В течение года | Социальный педагог | Анкеты и результаты анкетирования |
Организация и проведение психолого-педагогических тренингов для педагогов. | В течение года | Психологи | Тренинги |
Экспериментальная работа учителей | | | |
Индивидуальное планирование экспериментальной работы учителями. | Сен-тябрь – октябрь | Научный руководитель, зам. директора по НМР, учителя-экспериментаторы | Индивидуальные планы |
Проведение диагностики по УУД в интегративных классах. | В течение года | Научный руководитель, зам. директора по НМР, учителя-экспериментаторы | Рабочие материалы |
Корректировка тематических блоков в программе интегративных классов. | В течение года | Научный руководитель, зам. директора по НМР, учителя-экспериментаторы | Материалы уроков |
Совместное планирование и скоординированное проведение занятий по предметам. | В течение года | Научный руководитель, зам. директора по НМР, учителя-экспериментаторы | Рабочие материалы |
Посещение и проведение открытых уроков, занятий учителями-экспериментаторами. | В течение года | Научный руководитель, зам. директора по НМР, учителя-экспериментаторы | Конспекты уроков |
Организация и проведение внеклассных мероприятий по воспитанию толерантных отношений. | В течение года | Научный руководитель, зам. директора по НМР, учителя-экспериментаторы | Рабочие материалы |
Осуществление плана работы по преемственности начальной и основной школы. | В течение года | Научный руководитель, зам. директора по НМР, учителя-экспериментаторы | Рабочие материалы |
Методический анализ результатов и хода осуществления ЭД. | Апрель – май | Научный руководитель, зам. директора по ЭР, учителя-экспериментаторы | Самоанализ, анализ ЭД |
Литература
1.Андреева Л.В. Бойков Д.И, Войлокова Е.Ф.и др. Образование лиц с ограниченными возможностями в контексте программы Юнеско
“Образование для всех”: опыт России./ под ред. акад. Г.А. Бордовского СПб:
Изд-во РГПУ им.А.И.Герцена.- 2007г.
2.Битова А.Л., Борисовская О.Б., Габдракипова А.Л.: Педагогика, которая лечит. Опыт работы с особыми детьми
3.Дробинская А.О. Школьные трудности “нестандартных” детей. Книга для практических педагогов общеобразовательной школы, дефектологов, школьных психологов и родителей. Издательство Школьная Пресса. – 2006г.
4.Коростелев Б.А., Тер-Григорьянц Р.Г., Лазарев В.Н. Образование детей с ограниченными возможностями здоровья: Международный опыт, тенденции и трудности //Научно-методический журнал Перспективы развития современной школы
5.На пути к инклюзивной школе. Брошюра в рамках проекта “Юридическая защита прав инвалидов в России”. РООИ “Перспектива”. 2005 г.