СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Проект «Развитие двигательных качеств у старших дошкольников средствами подвижных и спортивных игр».

Категория: Физкультура

Нажмите, чтобы узнать подробности

развитие двигательных качеств одна из важных сторон физического воспитания дошкольников. Насыщение двигательной деятельности подвижными и спортивными играми способствуют накоплению двигательного опыта дошкольников, развитию способов самоорганизации.

Просмотр содержимого документа
«Проект «Развитие двигательных качеств у старших дошкольников средствами подвижных и спортивных игр».»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Начальная школа - детский сад «Надежда»

г. Вязьма Смоленской области









Проект

«Развитие двигательных качеств у старших дошкольников средствами подвижных и спортивных игр».





















Составил: инструктор по физической культуре

высшей квалификационной категории

Камышова С.Е..



Проблема

Здоровье — это не только отсутствие болез­ней или физических дефектов, но и полное физическое, психичес­кое и социальное благополучие.

Охрана и укрепление здоровья, совершенствование функций организма ребенка и его полноценное физическое развитие являются неотъемлемой частью педагогической работы в дошкольных учреждениях. Наряду с комплексом обязательных мероприятий по физической культуре сюда входят и оздоровительно-профилактические действия всех сотрудников детского сада.

Согласно исследованиям специалистов, 60% болезней взрослых были заложены в детстве. Если 25 лет назад рождалось 20—25% ослабленных детей, то сейчас число физиологически незрелых новорожденных утроилось. Причем ослабление здоровья подрастающего поколения может в геометрической прогрессии угрожать здоровью последующих поколений, так как у больных родителей будут постоянно рождаться больные дети.

Сравнительный анализ в МБОУ «НШ-ДС «Надежда» выявил неблагоприятную тенденцию показателей здоровья детей за последние 3 года. Количество дошкольников с хронической патологией увеличилось на 8 %, а детей, не имеющих отклонений в состоянии здоровья, снизилось на 4% . В настоящее время 30% детей дошкольного возраста имеют функциональные отклонения. Основные среди них — нарушения опорно-двигательного аппарата, сердечно - сосудистой системы, органов пищеварения, аллергические проявления. Каждый третий ребенок имеет сниженную остроту зрения. Только 10% детей приходят в школу абсолютно здоровыми.





Сравнительная оценка состояния здоровья детей за три года



Заболеваемость

Показатели по годам

2016 год

2017 год

2018 год

Всего воспитанников

203

220

223

Заболеваемость д/дни на 1 ребёнка

10

10,3

12,2

Общая заболеваемость

1970

2235

2681

Часто болеющие дети

42

44

47

Дети на диспансерном учёте

42

45

62



Здоровье детей зависит не только от их физических особенностей, оно должно оцениваться в единстве с окружающей средой и адаптационными возможностями организма. С этой позиции в центре работы по полноценному физическому развитию и укреплению здоровья детей должны находиться, во-первых, семья, включая всех ее членов и условия проживания; во-вторых, образовательное учреждение, т.е. «вторая семья», где ребенок проводит большую часть своего «активного времени» — социальные структуры, в основном определяющие уровень здоровья детей.

Физическое развитие – один из наиболее важных показателей здоровья ребёнка. Именно в детском возрасте формируется костно-мышечный аппарат, заканчивается развитие всех систем органов. Поэтому правильная организация занятий, оптимальное чередование разных видов деятельности оказывает большое влияние на работоспособность, утомляемость и в целом на функциональное состояние всего организма.

Сегодня модным стало слово «гиподинамия». Многие понимают его упрощенно — как недостаток движения. Но это не совсем верно.

Гиподинамия — своеобразная болезнь, определение которой звучит довольно угрожающе: «Нарушение функций организма (опорно-двигательного аппарата, кровообращения, дыхания, пищеварения) при ограничении двигательной активности».

Движения необходимы ребенку, так как способствуют развитию его физиологических систем и, следовательно, определяют темп и характер нормального функционирования растущего организма.

Исследования свидетельствуют о том, что современные дети в большинстве своем испытывают «двигательный дефицит», т.е. количество движений, производимых ими в течение дня, ниже возрастной нормы. Не секрет, что и в образовательном учреждении и дома дети большую часть времени проводят в статичном положении (за столами, у телевизора, у компьютера). Это увеличивает статичную нагрузку на определенные группы мышц и вызывает утомление. Снижаются сила и работоспособность скелетной мускулатуры, что влечет за собой нарушение осанки, искривление позвоночника, плоскостопие, задержку возрастного развития быстроты, ловкости, координации движений, выносливости, гибкости и силы, т.е. усугубляется неблагоприятное влияние гипокинезии. Она, вызывая развитие обменных нарушений и избыточное отложение жира, способствует заболеванию детей ожирением. Так, по данным большинства исследований, 30— 40% детей имеют избыточный вес. У таких детей чаще регистрируются травмы, в 3—5 раз выше заболеваемость ОРВИ.

Вывод: интенсивность физического развития детей, их здоровье зависят от двигательной активности. Поэтому важно так организовать физкультурно-оздоровительную работу в детском саду и начальной школе, чтобы в ее процессе развивались не только двигательные умения, навыки и физические качества, но и положительное отношение к здоровому образу жизни.

В соответствии с этим основными задачами по охране здоровья и физическому развитию детей являются:

  • создание условий для целесообразной двигательной активности и закаливания детского организма;

  • воспитание положительного отношения к физическим упражнениям, подвижным играм и закаливающим процедурам, к правилам личной гигиены, соблюдению режима дня;

  • формирование жизненно необходимых двигательных умений и навыков ребенка в соответствии с его индивидуальными особенностями;

  • развитие физических и нравственно-волевых качеств личности;

  • формирование доступных первоначальных представлений и знаний об организме человека, влиянии физических упражнений, закаливающих процедур, личной гигиены и режима дня на укрепление здоровья

  • воспитание потребности в здоровом образе жизни, двигательной деятельности

В соответствии с социально экономическими потребностями современного общества, и исходя из сущности общего среднего образования, целью физического воспитания в детском саду является содействие всестороннему развитию личности. Достижение этой цели в своей работе обеспечиваю следующими направлениями:

  • Использование форм преемственности и перспективности в воспитании и обучении дошкольников.

  • Реализация межпредметных связей с необходимым дидактическим обеспечением.

  • Дифференциальный подход и дозирование нагрузки на занятиях с учётом индивидуальных особенностей.

  • Обучение дошкольников самоанализу и самоконтролю.

  • Обеспечение вариантного использования правил здорового образа жизни в зависимости от конкретных практических обстоятельств.

  • Поиск и применение наиболее эффективных здоровьесберегающих образовательных технологий в процессе обучения и воспитания.

  • Формирование физической культуры личности дошкольника, посредством овладения основами физкультурной деятельности с общеприкладной и спортивной направленностью

Главный фактор развития личности – активность, обеспечивающая приспособление организма к условиям окружающей среды и тем самым его выживание. Самостоятельная двигательная активность является одним из показателей развития личности и её культуры. Суть её состоит в способности к самостоятельному развитию собственных физических возможностей в окружающем мире посредством комплекса самостоятельно осознанных двигательных действий, обеспечивающих сохранение своего здоровья.

В дошкольном возрасте с помощью двигательной активности ребёнок приспосабливается к окружающему миру. Двигательная активность ребёнка естественная потребность в движении, удовлетворение которой является важнейшим условием формирования основных структур и функций организма, одним из способов познания мира и ориентировки в нём. Это способствует всестороннему развитию и воспитанию детей.

Насыщение двигательной деятельности подвижными и спортивными играми способствуют накоплению их двигательного опыта, развитию способов самоорганизации. В самостоятельной двигательной активности происходит самовыражение внутреннего мира ребёнка посредством движений, осознание ценности своего здоровья, саморегуляция и самоконтроль здоровья.

Чтобы помочь ребёнку найти себя в движении, в нашем учреждении проводится обследование двигательной деятельности детей, определяются их спортивные «интересы» и способности; организуются спортивные праздники и спартакиады. (Приложение№1-2)

Комплексное использование и стереотипное повторение всех форм физической работы (утренняя ритмическая гимнастика, физкультурные занятия, подвижные и спортивные игры, прогулки, организация самостоятельной двигательной деятельности детей, физкультурные до­суги, спортивные праздники) обеспечивают нормальное физическое развитие детей дошкольного возраста.

Благодаря целенаправленным занятиям физической культурой в нашем дошкольном учреждении большинство детей обладают достаточным запасом движений, с охотой выполняют физические упражнения и поступают в школу активными, крепкими, готовыми к перемене условий, более значительным нагрузкам, с заложенной основой для формирования опорно-двигательного аппарата. Организация физи­ческого воспитания во всех возрастных группах проводится при посто­янном медико-педагогическом контроле.

Подвижные и спортивные игры создают атмосферу радости и поэтому делают наиболее эффективным комплексное решение оздоровительных, образовательных и воспитательных задач. Основным условием успешного внедрения подвижных и спортивных игр в жизни детей - глубокое знание и свободное владение обширным игровым репертуаром, богатым и разнообразным по своему содержанию, (Приложение №3)

Развитие двигательных качеств одна из важных сторон физического воспитания дошкольника. Уровень общей физической подготовленности детей определяется тем, как развиты у них основные двигательные качества: быстрота, гибкость, выносливость, сила, ловкость. Ученые считают, что при недостаточном развитии двигательных качеств обучение физическим упражнениям затруднено.

Анализируя все вышеизложенное: ухудшение состояния здоровья воспитанников нашего учреждения, уменьшение числа детей с первой группой здоровья, недостаточное внимание родителей и проблема активного отдыха своих детей, привело к необходимости разработки и внедрения проекта по данной теме.

Цель

  • Расширять функциональные возможности детского организма и процесс физического воспитания в развитии ребёнка.

Задачи

оздоровительные

  • охранять и укреплять физическое и психическое здоровье детей;

  • совершенствовать функции организма, повышать его защитные свойства и устойчивость к заболеваниям средствами движения;

  • удовлетворять природную потребность детей в движении;

  • формировать правильную осанку;

образовательные

  • создавать условия для реализации потребности детей в двигательной активности;

  • выявлять интересы, склонности и способности детей в двигательной деятельности и реализовывать их через систему подвижных и спортивных игр;

  • обогащать двигательный опыт детей;

  • формировать жизненно необходимые двигательные умения и навыки ребёнка;

  • учить выполнять ведущую роль в подвижной игре, осознанно относиться к выполнению правил игры;

воспитательные

  • воспитывать потребность к здоровому образу жизни;

  • воспитывать физические качества, необходимые для полноценного развития личности;

  • воспитывать самостоятельность, активность, положительные взаимоотношения со сверстниками;

  • направлять самостоятельную работу всего педагогического коллектива и родителей на активизацию двигательной деятельности;

Тип: информационно – практико - творческий.

Вид: смешанный

Длительность: 2 года.

Участники проекта:

  • Педагоги.

  • Инструктор физкультуры

  • Дети.

  • Родители.

Предполагаемый результат:

  • Положительная динамика скоростной выносливости улучшение силовых качеств

  • Повышение уровня физической подготовленности.

  • Снижение уровня заболеваемости.

  • Интенсивный рост самостоятельной двигательной активности детей и интерес к подвижным играм.



Этапы:

1 этап: подготовительный.

• формирование проблемы;

• определение задач;

• анкетирование родителей, результаты анкетирования:(Приложение 4-5)

• диагностика физической подготовленности детей, их физического развития; (Приложение №6)

• изучение методической литературы по данной теме.

  • разработка учебных занятий с использованием подвижных и спортивных игр;

  • объединить родителей и педагогов в подготовке атрибутов к подвижным играм;

  • создание комнаты для двигательной активности детей;

2 этап: основной. Организация работы над проектом:

• освоение алгоритма создания проекта;

• консультирование родителей по темам: «Формирование у старших дошкольников ценностного отношения к здоровому образу жизни в процессе физического воспитания», «Как сделать зимнюю прогулку с малышом приятной и полезной», «Влияние двигательной активности на развитие дошкольников», «Методические рекомендации по применению аромотерапии, фитотерапии, витаминотерапии в образовательном учреждении и семье»; «Организация и проведение спортивно – массовых мероприятий»,

• проведение семинаров, семинаров – практикумов, мастер классов для педагогов; «Игровые упражнения, направленные на регулирование двигательных потребностей детей», «Организация работы по физическому воспитанию в зимний период», «Игры для занятий здоровья», «Обучение дошкольников элементам спортивных игр»; (Приложение №7)

  • проведение родительских собраний и дискуссий по темам: «Здоровье ребёнка – в ваших руках», «Сохранение и укрепление здоровья дошкольников через активизацию режима дня», «Приобщение дошкольников к истокам национальной культуры через русские народные подвижные игры»; (Приложение№8)

• составление плана совместных бесед с родителями и педагогами;

• организация спортивных развлечений с активным участием родителей педагогов и детей: «Марафон здоровья», «Будь здоров, расти большой», «Семейные старты», «Приглашаем за здоровьем», «Газетный турнир», «Мама, папа, я – спортивная семья», «Малые Олимпийские игры».

(Приложение №9-10)

•привлечение родителей и педагогов к поиску нужной информации в методической литературе, журналах, Интернете и распространение ее среди других родителей;

•диагностика физического состояния детей.

3 этап: заключительный. Практическая деятельность по решению проблемы:

•выступление с анализом проделанной работы на педагогическом часе;

  • результативность проекта (Приложение №11)

  • •презентация деятельности на общем родительском собрании по теме: «Развитие двигательных качеств у старших дошкольников средствами подвижных и спортивных игр (Приложение№12)

•презентации плакатов, как вида агитации и пропаганды здорового образа жизни;

•выпуск рукописной семейной газеты с рубрикой: «использование подвижных и спортивных игр в семье»;

•обмен опытом семейного воспитания по внедрению игр в средствах массовой информации;

•постановка новой проблемы, разработка нового мини проекта на основе приобретенного опыта по теме: « Использование подвижных игр народов России»

Повышение эффективности подвижных игр осуществляется в следующих направлениях:

•разумное повышение физической нагрузки на организм ребенка в игре;

  • усложнение содержания игр с использованием элементов спортивных игр, разнообразных эстафет;

В связи с подготовкой детей к школе была поставлена цель: разработать содержание игр, обеспечивающих наиболее полное развитие двигательных качеств, таких как, быстрота, гибкость, выносливость, сила, ловкость и, что самое главное порядок их распределения в годовом цикле с учетом физиологии старшего дошкольника.

Вывод:

Внедрение проекта в систему физкультурно-оздоровительной работы МОУ НШ – ДС «Надежда» дало положительные результаты: снизилась заболеваемость в расчёте на каждого ребёнка в среднем с 12.2 в 2016 году до 9,8 дней в 2018 году, высок уровень интеллектуального развития наших выпускников, из которых 84% учатся на 4и 5.

Сравнение результатов диагностического обследования дошкольников показывает, что уменьшается количество детей неукладывающихся в норматив (низкий уровень), но вместе с тем увеличилось число детей справившихся с нормативом (средний уровень) и показавших отличный результат (высокий уровень).

В результате проведённой работы значительно возрос интерес воспитанников к подвижным играм. Творческие игры стали значительно разнообразнее, как бы вобрав в себя подвижные. Прямо пропорционально возросшему интересу к подвижным играм снизилась хаотичная спонтанная двигательная активность дошкольников. В целом дети стали отдавать предпочтение активному времяпрепровождению. Возросли продолжительность и интенсивность движений. Разнообразнее стали сами движения.

Следует также отметить, что наряду с значительным ростом интенсивности самостоятельной двигательной активности существенно снизилось количество нарушений поведения у детей и число травмоопасных ситуаций, возникающих во время самостоятельной деятельности дошкольников.

Итак, на основе фактов мы склонны заключить, что подвижные игры являются эффективным средством разностороннего развития, где оздоровительные, воспитательные и образовательные задачи решаются в комплексе и направлены на воспитание гармонично развитой личности.














Основные направления организации преемственности развития двигательных качеств в дошкольном учреждении и семье.

Родители

Дети

Педагоги

1 этап

Анкетирование родителей по выявлению потребностей в оздоровительных услугах для воспитанников ДОУ;

Определение социального статуса, физического воспитания и микроклимата в семье.


Диагностика уровня физического развития детей Выявление динамики состояния здоровья детей и их потребности в здоровом образе жизни.

Тестирование двигательных навыков и умений дошкольников.

Изучение пакета материалов по физическому воспитанию и оздоровительной работы в ДОУ

Разработка основных этапов проекта:

  • Формулировка цели

  • Разработка содержания

  • Разработка мероприятий.

  • Оценка воспитателями своих умений физического воспитания дошкольников.

2 этап

Составление фото альбома, отражающего спортивную жизнь семьи; Открытие комнаты для двигательной активности детей; Индивидуальные беседы и консультации по использованию нетрадиционного спортивного оборудования; Проведение совместных спортивных праздников досугов и походов;

Организация практикумов по проведению подвижных игр семейного клуба «Здоровячок»; Участие в проведении «Дня здоровья».

Чтение сказок и рассказов о пользе физических упражнений и беседы о прочитанном; Рисунки на тему «Как я победил на Олимпийских играх»; Коллаж на тему «Моя любимая подвижная игра»; Совместная с родителями физкультурно-игровая деятельность в комнате для двигательной активности, участие в спартакиаде, в городском фестивале «Здоровый ребёнок», в «Малых Олимпийских играх», тематических досугах и праздниках.

Информирование коллектива по проблемным вопросам организации физического воспитания в ДОУ и семье;

Методическая поддержка;

Отработка рекомендаций инструктора физкультуры;

Проведение семинаров-практикумов, консультирования, мастер - классов по вопросам организации и проведению подвижных и спортивных игр.

Корректирование работы, внесение изменений в режим двигательной активности детей.

3 этап

Заполнение опросников по выявлению представлений о факторах, определяющих здоровье детей, написание творческих сочинений «Подвижная игра в жизни нашего ребёнка»; подведение итогов работы комнаты для двигательной активности детей; выпуск рукописной семейной газеты «Всей семьёй - на старт!»; обмен опытом семейного воспитания

Подведение итогов диагностической работы для реализации дифференцированного подхода в физическом воспитании. Проведение опроса по выявлению мотивов побуждающих к использованию подвижных и спортивных игр, потребности в здоровом образе жизни.

Анкетирование по выявлению представлений о результативности проекта;

Итоговые беседы;

выступление с анализом о проделанной работе на педагогическом часе;

презентация проекта.



Литература

  • А.Ю.Патрикеев Зимние подвижные игры. - М. «ВАКО», 2009

  • В.С. Кузнецов Г.А. Колодницкий Физические упражнения и подвижные игры, - М. «Издательство НЦ ЭНАС», 2005

  • Е.Н. Борисова Система организации физкультурно-оздоровительной работы с дошкольниками, - Волгоград «Панорама» 2007

  • Л.Д.Глазырина Нетрадиционные занятия по физической культуре для самых маленьких, - Минск «Бестпринт» 1997

  • Е.Ю. Александрова Оздоровительная работа в ДОУ по программе «Остров здоровья» - Волгоград: Учитель,2007

  • В.Т.Лободин, А.Д.Федоренко, Г.В.Александров «В стране здоровья» - М.: Мозаика – Синтез,2011

  • Л.В.Гаврючина «Здоровьесберегающие технологии в ДОУ» М.: Сфера,2010

  • О.Ф. Горбатенко, Т.А. Кардаильская, Г.П.Попова «Физкультурно – оздоровительная работа в ДОУ: планирование, занятия, упражнения, спортивно – досуговые мероприятия» - Волгоград: Учитель,2008

  • Т.А. Тарасова, Л.С. Власова « Я и моё здоровье» - М.: Школьная Пресса,2008

  • Н.И. Крылова « Здоровьесберегающее пространство ДОУ: проектирование, тренинги, занятия» - Волгоград: Учитель,2009

  • М. Н. Кузнецова « Оздоровление детей в детском саду» М,: Айрис - пресс, 2008

  • Э. Я. Степаненкова «Сборник подвижных игр» МОЗАИКА – СИНТЕЗ Москва 2011

  • Е.А. Бабенкова, Т.М. Параничева «Подвижные игры на прогулке» «ТЦ СФЕРА»2015

  • Л.Н. Волошина «Играйте на здоровье ! Программа и технология физического воспитания детей 5-7 лет» - М: АРКТИ 2004

  • Л.Н. Волошина «Игровые технологии в системе физического воспитания дошкольников» Волгоград: Учитель 2012

  • Л.Н. Волошина «Игры с элементами спорта в системе физического воспитания дошкольников» Екатеринбург 2004

  • В.Ф. Феоктистова, Л.В. Плиева «К здоровью через движение» Издательство Учитель, 2013





10