Слайд 1 Петр Ильич Чайковский Самый величайший и известный композитор в мире.
Слайд 2 У каждого человека при упоминании его имени возникает своя ассоциация — рождественские и новогодние праздники под музыку балета «Щелкунчик», или Танец маленьких лебедей из «Лебединого озера» , пьесы «Детского альбома», через которые проходит каждый ученик музыкальной школы, или Первый фортепианный концерт, продолжать можно бесконечно...
Наш проект мы назвали «Скрытые шедевры. Музыка П. И. Чайковского, оставшаяся в тени»
Цель проекта:
Найти и познакомить учащихся с малоизвестными произведениями великого композитора П.И.Чайковского, расширить их музыкальные горизонты.
Задачи проекта:
определить и проанализировать малоизвестные произведения Чайковского
расширить и обогатить знания о творчестве П.И.Чайковского
Сделать буклет с названиями и ссылками на произведения Чайковского, которые остались в тени.
Эти задачи помогут глубже понять и оценить творчество Чайковского, а также привлечь внимание к его малоизвестным произведениям.
Продукт
Результатом проекта станет информационный материал о малоизвестных произведениях П.И.Чайковского, составленный в виде презентации, буклета, предназначенных для широкой аудитории- учащихся общеобразовательных школ.
Слайд 4 Актуальность проекта :
Малоизвестные произведения П.И. Чайковского могут обогатить репертуар современных исполнителей и оркестров. Они представляют собой возможность для музыкантов исследовать новые и формы, которые могут быть интересны как исполнителям, так и слушателям. А также могут дать новую жизнь музыке, открывая новые контексты и смыслы, которые могут быть актуальны для нынешнего времени
Слайд 5 По словам Президента Российской Федерации Владимира Путина, любовь к П.И. Чайковскому объединяет народы всех стран, утверждает созидательную силу искусства и связь российской и мировой культуры. Вклад Чайковского в российскую культуру поистине огромен, это тот пласт духовных ценностей, который лежит в основе нравственного развития не только взрослых, но, в первую очередь, молодого поколения – нынешних школьников и студентов, которые в скором времени будут определять будущее России и для которых так важно гордиться своей страной и ее культурой.
Слайд 6 «Скрытые шедевры. Музыка П.И.Чайковского, оставшаяся в тени» Смелое название! Скажите вы.
У любого композитора мы не знаем много замечательной или, напротив, малоинтересной музыки, только в случае Петра Ильича поверить в такую аксиому совсем непросто.
Мастер невероятных выразительных мелодий, ярких оркестровок и потрясающих гармоний Петр Ильич Чайковский самый знаменитый композитор.
Слайд 7 Для Чайковского было очень важно быть понятым, чтобы его откровения были услышаны. Он писал:
«Я сочиняю, т. е. посредством музыкального языка изливаю свои настроения и чувства, и, разумеется, мне, как и всякому говорящему и имеющему или претендующему иметь что сказать, нужно, чтобы меня слушали. И чем больше меня слушают, тем мне приятнее. В этом смысле я, конечно, люблю славу и стремлюсь к ней всей душой»
На прошлое столетие пришелся «пик» музыковедческой активности, охват исследовательским вниманием всех жанров и форм творческого наследия композитора, широкого круга вопросов, связанных с освещением личности человек. Масштаб явления породил некую иллюзию, что Чайковский изучен.
Сейчас, в обстановке острого дефицита человечности, высокой духовности и подлинно прекрасного, изучение, распространение, популяризация нашего величайшего национального достояния – творчества П.И. Чайковского, как никогда актуальны.
Слайд 8 Большая часть известных произведений Чайковского, кроме балетов и опер, написана для фортепиано. Чего стоит только Первый фортепианный концерт, который входит в обязательную программу на конкурсе имени композитора!
Предлагаем вас прослушать фрагмент произведения
Конечно, некоторая часть сочинений знакома постоянным посетителям концертных залов и просто любителям классической музыки. Но есть сочинения, которые остаются в тени, редко звучат на публике .
Слайд 9 Мы нашли такие произведения фортепианной музыки и оркестровые сочинения, которые по-прежнему остаются неизвестными широкой публике.
Предлагаем вас прослушать фрагмент недостаточно оцененной Концертной фантазии для фортепиано с оркестром
Слайд 10 Интересна история посвящения этой фантазии. В первом издании стояло имя известной в то время пианистки Анны Есиповой. Несмотря на некоторый интерес со стороны Есиповой к посвященному ей сочинению, исполнен ею он не был. А спустя 8 лет Чайковский издает партитуру с посвящением другой пианистке – Софи Ментер. Но и она не исполнила Концертную фантазию. Солистом на премьере сочинения стал композитор и пианист Сергей Танеев, после чего Фантазия исполнялась редко и, к сожалению, до сих пор нечасто становится украшением концертных программ.
Это произведение написано в двух частях и длится примерно 30 минут. В музыке чувствуется и хрупкая лирика, и широта, и мощный практически патетический тон высказывания, доходящий к концу до драматизма, и какое-то внутреннее философское размышление, приходящее к спокойному умиротворенному просветлению в конце. Словом, «это своеобразное обращение к человечеству с требованием, просьбой, мольбой научиться любви к Богу, к Природе, к людям, к жизни»
Слайд 11 В итоге, остаётся только выразить солидарность с мнением пианиста и исследователя Андрея Хотеева, писавшего о Фантазии: «Я не могу вспомнить ни одного примера не только концерта, но даже симфонии, где таким же образом были бы сплавлены воедино медленная и быстрая части… Я лично считаю Фантазию несомненным шедевром, достойным того, чтобы он звучал и звучал по-разному. Это наиболее экспериментальное в отношении формы сочинение Чайковского в концертном жанре, в определенном смысле предсказывающее пути симфонизма в ХХ веке»
Слайд 12 Вторая оркестровая сюита «Характеристическая»
Среди трех сюит композитора она реже всего звучит в концертных залах, а исследователи уделяют ей меньшее внимание в литературе. В сюите сконцентрированы разные образы, которые можно чередовать под собственное настроение. Композитор экспериментировал в ней, ища новые оркестровые эффекты, новые сочетания различных конструктивных и фактурных элементов.
Сюитам присуща легкость, жанровость, игривость, и сюжеты ее мини-частей не предполагают какого-либо трагического разворота или душевных терзаний. В этом жанре Чайковский мог показать свою изобретательность в плане создания разнохарактерных образов и в изысках оркестровки.
Слайд 13 Из пяти частей сюиты наиболее интересной представляется третья «Юмористическое скерцо» , где Чайковский ввел в партитуру четыре аккордеона. Очень много сходства мы заметили с "Пляской скоморохов" из ранее написанной оперой "Снегурочки"
Предлагаем вам прослушать фрагмент 3 части сюиты Юмористическое скерцо
Слайд 14 По мнению Евгения Фёдоровича Светланова, известного дирижера 20 века, после прослушивания целиком 2 Сюиту прокомментировал так
Для меня «Сны ребенка» являются едва ли не самыми лучшими страницами в музыке Чайковского, да и в музыке вообще. Мне кажется, что вторая сюита сыграла очень важную роль в формировании Чайковского-драматурга, оказала немалое влияние на дальнейшее его творчество
https://www.youtube.com/watch?v=M9lhG0f1yGc
Слайд 15 «Хор цветов и насекомых» из оперы Мандрагора
Хор цветов и насекомых – единственный номер, который успел написать Чайковский для этой оперы (1869). Композитор использовал в сочинении смешанный состав хора (с участием хора мальчиков) и двойной состав оркестра. Дальнейшая работа над ней требовала участия либреттиста, которым был, что удивительно, вовсе не литератор, а ботаник С.А. Рачинский. Его отъезд стал препятствием для продолжения работы над оперой.
П. И. Чайковский передумал писать оперу. «Я было решился приняться за это либретто, но приятели отговорили, доказывая, что опера выйдет несценичная», – писал композитор своему брату Модесту.
Слайд 16 Первое исполнение Хора состоялось в Москве 18 декабря 1870 года на Шестом симфоническом собрании Русского музыкального общества (дирижёр – Николай Рубинштейн). После исполнения музыкальный критик Герман Августович Ларош так отзывался о сочинении: «Настроение тихой лунной ночи… и фантастический характер переданы композитором превосходно: в хоре эльфов мы опять находим ту бархатную мягкость, то благородство и изящество, которыми отличается г. Чайковский в лучшие моменты своего творчества... Инструментовка весьма богата и… некоторые её эффекты обнаруживают влияние Берлиоза… сочетание арфы со струнными инструментами играющими соn legno вполне оригинальны»
Слайд 17 Вывод В ходе нашего проекта мы изучили и проанализировали менее известные произведения Петра Ильича Чайковского, которые, несмотря на их художественную ценность и значимость, часто остаются в тени его более популярных работ, таких как балеты "Лебединое озеро" и "Щелкунчик" или симфонии.
Эти произведения расширили и обогатили наши знания , раскрыв новые грани его творчества, показывая его мастерство в создании эмоционально насыщенной музыки, способной затронуть слушателя на глубоком уровне.
Мы пришли к выводу, что переосмысление и исполнение этих скрытых шедевров может значительно обогатить музыкальную культуру и расширить представление о наследии Чайковского.
Таким образом, наш проект подчеркивает важность изучения и популяризации менее известных работ великих композиторов. Мы надеемся, что наше исследование вдохновит музыкантов и слушателей открыть для себя новые стороны творчества П.И. Чайковского и оценить его вклад в мировую музыку более полно.
Мы рассмотрели несколько менее известных произведений, которые, которые демонстрируют богатство музыкального языка Чайковского и его уникальный подход к мелодии и гармонии и создали музыкальный альбом . Эти произведения могут быть интересны тем, кто хочет глубже узнать творчество Чайковского за пределами его самых известных работ.
Список литературы
https://ale07.ru/music/notes/song/muzlit/alekseev_ifi2_11.htm
https://translated.turbopages.org/
https://tchaikovsky.sias.ru/articles/musical-compositions/symphonic-compositions/suites/syuita-2-suite-caract-ristique-kharakteristicheskaya-syuita-/
https://vk.com/wall-8734396_165381
https://na-journal.ru/4-2024-kultura-iskusstvo/10615-osobennosti-ispolneniya-syuit-na-primere-tvorchestva-p-i-chaikovskogo-orkestrovye-syuity-or-43-or-53-or-55-or-61
https://kazanocheka.livejournal.com/403633.html
https://orpheusradio.ru/programs/ekspomuzyka/2017-10-20/27182-khor-iz-opery-mandragora-p-i-chaykovskogo
Приложение 1
1 Концертная фантазия для фортепиано с оркестром
Видео
аудио
2 Вторая оркестровая сюита «Характеристическая»
Видео
аудио
3 «Хор цветов и насекомых» из оперы Мандрагора
аудио
4. "Квартет для струнных № 1" — это произведение часто затмевается его симфониями и балетами, но оно содержит множество интересных музыкальных идей.
видео
5. Меланхолическая серенада для скрипки с оркестром b-moll Op.26— В небольшой пьесе Чайковский сумел воплотить удивительно масштабное драматическое содержание, огромный диапазон чувств, контрастных состояний души, дал подлинно симфоническое развитие образов.
аудио
6.Пьеса "Нежные упреки" (Фортепианный цикл из 18 миниатюр 1893 ) — интересное произведение, в котором Чайковский использует народные мелодии.
аудио