ввести понятие координатной прямой, координаты точки, научить отмечать точки на координатной прямой.
развитие умения анализировать, сравнивать, обобщать, проводить аналогию, делать выводы.
воспитывать интерес к математике, дисциплинированность, ответственное отношение к учебному труду.
Этапы урока | Деятельность преподавателя | Деятельность учащихся |
1. Организационный этап урока. Самоопределение к деятельности. | Известный математик Рене Декарт сказал: «Для того чтобы усовершенствовать ум, надо больше размышлять, чем заучивать». Именно этим мы с вами сегодня будем заниматься на уроке. Мы будем учиться размышлять, получая тем самым новые знания. А познакомимся мы с вами на уроке с очень важными понятиями, которые вы будете применять на протяжении всего обучения в школе, причем не только на уроках математики, но и на других предметах тоже и в практической деятельности. Запишите в тетрадях число и оставьте место для темы урока, ее мы запишем позже. | Учащиеся приветствуют учителя. Включаются в деловой ритм урока. |
2. Этап актуализации и фиксирования индивидуального затруднения в пробном действии. | Какая геометрическая модель изображена на рисунке? Назовите ее составляющие. Как называются числа, соответствующие данным точкам? Назовите координаты указанных точек. Какую координату будет иметь точка А, если ее переместить А) на 3 единичных отрезка вправо; В) на 6 единичных отрезков влево. (Создалась проблемная ситуация) | Отвечают на вопрос Анализируют информацию. Высказывают предположения. Ответы на вопросы. Ответа нет. |
3. Этап выявления места и причины затруднения. | Нужны новые знания, нужна другая геометрическая модель, т.к. с помощью этой модели ответить на 2-й вопрос нельзя. Вот если бы можно было продолжить этот луч в другую сторону… | Учащиеся признаются в том, что не могут ответить на вопрос. Не хватает знаний. |
4. Этап построения проекта выхода из затруднения. | - Ребята. Вот сегодня мы и познакомимся с координатами на прямой. Догадываетесь, какая будет сегодня тема урока? - Что вы должны узнать сегодня на уроке? - Чему должны научиться? - Все верно. Сегодня мы познакомимся с координатной прямой и новыми числами на ней. | - Координаты на прямой. - Есть ли другая геометрическая модель, кроме координатного луча, которая получается после продолжения луча влево. - Находить координаты точек не только справа, но и слева от нуля). |
5. Этап реализации построенного проекта. | Я предлагаю вам изучить в учебнике на с.182-183 тему под названием «Координаты на прямой», а затем применить изученный материал к решению заданий. Вперед! Что такое координатная прямая? Что называют координатой точки на прямой? Какими числами являются координаты точек на горизонтальной прямой, расположенных: а) справа от начала координат? ;б) слева от начала координат? Какую координату имеет начало координат? Какими числами обозначают координаты точек на вертикальной прямой, расположенных: а) выше начала координат; в) ниже начала координат? - Давайте вернемся к затруднению в начале урока. Ответьте на 2-й вопрос. Для этого начертите координатную прямую. Число 0 относится к положительным или отрицательным числам? (учитель выслушивает ответы и предлагает подготовленному ребенку рассказать стихотворение о нуле). - А где в окружающей обстановке вы встречаетесь с координатной прямой? | Дети изучают тему, затем отвечают на вопросы. Чертят прямую Отвечают на вопрос Стихотворение о нуле Когда- то многие считали, что нуль не значит ничего И, как ни странно, полагали Что нуль совсем не есть число Но на прямой, средь прочих чисел Он все же место получил, И все действительные числа На два разряда разделил. |
6. Первичное закрепление нового знания | | Дети с проговариванием решают задание № 846, 850 |
7. Самостоятельная работа и проверка по эталону. | 1. Начертите координатную прямую, приняв за единичный отрезок пять клеток тетради. Отметьте на этой прямой точки А (2), B (-3), C (-1), D (1,2), E (-2/5), F (-2,6), M (-1¼). 2. Запишите координаты точек A, M, K и P изображенных на рисунке: 3. Начертите горизонтальную прямую и отметьте на ней точку A. Правее точки A на расстоянии 3 см. отметьте точку B. Отметьте точку O – начало отсчета, если A (- 6), а B (- 3). | Выполняют работу. Проверяют по эталону. |
8. Включение в систему знаний и умений и повторения. | Учитель предлагает устно решить тест: 1. Термометр показывает температуру 3°С. Какую температуру будет показывать термометр, если температура понизится на 2°С? А: 3°С, Б:5°С, В:1°С 2. Число 0 является: А: положительным числом Б: отрицательным числом В: ни положительным, ни отрицательным числом. 3. Какое из чисел 4,5; 0,3; -4,5; -0,3 расположено на координатной прямой правее других? А: -4,5 Б: 0,3 В: 4,5 Г: -0,3 | |
9. Рефлексия. Задание на дом. | Учитель предлагает детям закончить предложение: - сегодня на уроке я познакомился с… - мне очень понравилось… - у меня хорошо получилось… - у меня возникли сложности с… - я ухожу с урока с… настроением. Д/з: изучить § 30, вопросы 1–4, № 847, 849, 851. | Работают вместе с учителем. Записывают домашнее задание в дневники. |