Министерство образования, науки и молодежной политики Краснодарского края
Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Краснодарского края
«Краснодарский педагогический колледж»
Проект
Направление: «Научно-исследовательские работы» в области языкознания, лингвистики, литературоведения, истории, социологии, педагогики и прикладных наук.
Тема: Воспитание студентов в духе патриотизма и гражданской идентичности во внеурочной деятельности
Автор: Ишаева А.В.
Краснодар 2016
Содержание
Введение ........................................................... 3 стр
Процесс создания мультимедийных презентаций………............................................ 4-7 стр
а) «Воспитание патриотизма и толерантности»
б) Крещение Руси
в) Исход Куликовской битвы как результат объединения Руси
г) Советский патриотизм
д) Великая Отечественная война
е) Принцип народности
ж) Победы в спортивных Олимпиадах
з) Влияние общества
и) Семья, как основа воспитания
3. Вывод………………………………………………… 7 стр
4. Источники…………………………………………… 8 стр
Введение
Общество – это сложная динамическая система. Основными элементами этой системы являются человек и его деятельность. В свою очередь деятельность человека зависит от его воспитания. Его целью является создание многонациональной российской гражданской идентичности и патриотизма у молодежи. Поэтому духовно-нравственное и патриотическое воспитание является одной из важных приоритетных задач для нашего государства. Актуальность данного направления обуславливается низким уровнем знаний «ратных страниц истории Отечества», подменой понятий
Патриотизм в России может быть только многонациональным. Феноменом российского патриотизма является то, что он не имеет этнической, конфессиональной или какой-либо иной окраски. Эту идею нужно воспитывать в молодежи, ведь именно она обеспечивает нам будущее.
Цель:
Создание сборника мультимедийных презентаций по значимым событиям истории Отечества с целью духовно-нравственного и патриотического воспитания студентов во внеурочной деятельности.
Задачи:
Проведение социального исследования с целью выявления межнациональной толерантности и анкетирования студентов ГБПОУ КК «Краснодарский педагогический колледж» по вопросам знаний фактов из истории Отечества.
Создание мультимедийных презентаций по истории Отечества в соответствии с выявленными проблемами.
Организация и проведение классных часов среди студентов ГБПОУ КК «Краснодарский педагогический колледж»
Внедрение и распространение мультимедийного продукта для духовно-нравственного и патриотического воспитания студентов во внеурочной деятельности среди учебных заведений в городе Краснодар.
Объект: уровень духовно-нравственного патриотического воспитания студентов.
Предмет: знания студентов исторических фактов Отечества.
Методы: Проведение социального опроса среди населения города Краснодар, анкетирования среди студентов ГБПОУ КК «Краснодарский педагогический колледж», организация классных часов для студентов.
Основная часть:
Первую презентацию: «Воспитание патриотизма и толерантности»,- я посвятила методическим рекомендациям по патриотическому воспитанию молодежи, так как она является наиболее активной, мобильной и динамической частью населения. Для социализации молодежи характерна большая роль воспитательного воздействия. Именно от него зависит вопрос, какой путь выберет молодежь (а в последствие большая часть государства): патриотизм или равнодушие к своей Родине. Например, В Царской России духовному и нравственному воспитанию молодежи отводилась важная роль, т.к. многие общественные и государственные деятели, такие как Н.М. Карамзин, С.Н. Глинка, А.И. Тургенев, призывали через свое творчество к толерантности и патриотизму. Поэтому в русском самосознании той эпохи понятие патриотизма зачастую было связано с традициями межнациональной культуры и заключалось в готовности пожертвовать всем ради своего Отечества.
Следующую презентацию «Крещение Руси» я посвятила значению этого события для народа. В истории России оно играло важную роль. Следствием этого было развитие духовно-нравственной культуры народа. Это событие помогло объединиться людям и стать более могущественным государством. Так, например, с появлением школ, стало развиваться образование. Появились новые виды искусства. Это огромный шаг к развитию духовных и нравственных черт людей. Также тема крещения очень актуальна в настоящее время, сегодня в концепции духовно-нравственного развития государство уделяет должное внимание процессу ознакомления подрастающего поколения со школы. Неразрывно связывая многовековые традиции нашего народа жить с «верой в бога» и во благо Отечества.
Третью презентацию «Исход Куликовской битвы как результат объединения Руси» я выбрала потому, что считаю очень важным событием в истории, которое влияет на духовно-нравственное воспитание человека. Так, в период политической раздробленности Русь не смогла преодолеть врага. Только благодаря деятельности московских князей, которые объединили территории Руси, государство смогло противостоять Орде и обрести независимость. Например, Дмитрий Донской сказал: «Не завоевать, а объединить. Не ради собственной выгоды, а для защиты от общего врага». Очень важно говорить об этом подрастающему поколению, не только в целях познания страниц истории, но и для воспитания сплоченности народов России. Мы должны пробудить в молодежи чувство ответственности за свою Родину, именно от этого зависит наше будущее.
Четвертую презентацию я назвала «Советский патриотизм», так как в ней отражены принципы патриотического воспитания во времена Ленина. Представители коммунистического движения, говоря о патриотизме, опирались на его трактовку: «Патриотизм есть любовь к Родине, одно из самых глубоких чувств, закрепленных веками и тысячелетиями обособленных отечеств». Вследствие этого, на сегодняшний день старшее поколение более толерантно и патриотично по отношению к будущему своей страны.
В презентации «Великая Отечественная война» я говорю о силе единой России. На параде, посвященном 69-й годовщине Победы в Великой Отечественной войне, В.В. Путин сказал: “за свободу Родной земли боролся весь многонациональный народ. Все несли тяжелейшую ношу войны, и все вместе совершили бессмертный подвиг спасения Отечества, определили исход Второй мировой войны, освободили от нацистов народы Европы”. Тема Великой отечественной войны не должна быть забыта и потеряна, иначе мы повторим чудовищную ошибку прошлого. Поэтому очень важна роль воспитательного воздействия на молодежь героических событий, освещенных в презентации.
В презентации «Принцип народности» я говорю об актуальности воспитания понятия «многонациональный народ». Этот принцип означает, что воспитание каждого человека должно строиться в соответствии с духом, историей, культурой и традициями своего народа и что только народное воспитание есть наиболее полезное для человека, наиболее доступное, наиболее соответствующее «природе» человека. Принцип народности предполагает сохранение и преданность своему народу, своему государству. Здесь рождается патриотизм – как любовь к своей Родине; отсюда рождаются лучшие творения культуры, народность является важнейшим источником высокой нравственности, жертвенности, подвижничества; родной язык является «лучшим педагогом» и т.д. Поэтому так важно в воспитании ориентироваться на принцип народности.
«Победы в спортивных Олимпиадах» - так я назвала следующую презентацию, так как считаю важным упомянуть, что мы – дети разных народов, но все мы едины. И решила показать, что патриотизм может рассматриваться не только с военной позиции, но и с мирной стороны. Благодаря единству народов России, наша страна имеет много побед в спортивных соревнованиях. Побеждают не только спортсмены, но и болельщики, так как они психологически поддерживают их. Каждый гражданин РФ, какой бы он ни был национальности, вносит свой вклад в развитие нашей Родины.
В презентации «Влияние общества» я показала какое влияние оказывает общество на мнение отдельного человека. Мы влияем друг на друга как положительно, так и отрицательно. Особенно влиянию общества подвержены подростки, так как они еще не сформированы психологически во время их пубертатного периода и могут проявлять девиантное поведение, что плохо сказывается на ситуации в обществе и будущем страны. Именно поэтому так важно давать духовно-нравственное воспитание. Следовательно, в это время очень нужна поддержка родителей и учителей, чтобы правильно направить подростка в жизни, вырастить не только состоятельного гражданина, но и патриота своей страны.
Я выбрала презентацию «Семья, как главный институт воспитания» потому, что считаю важным влияние родителей на подростков. И в силу своего определяющего значения для развития человека семья может не только успешно сформировать человека, но и повлиять на его развитие. Важнейшим условием успешности воспитания является нормальная семья. К сожалению, современное понимание семьи, отсекающее ее понимание от христианских смыслов, от осознания семьи как величайшей святыни, привело к утрате традиционных принципов семьи и, естественно, к ее тотальному кризису.
Заключение
На духовно-нравственное и патриотическое воспитание молодежи влияют многие факторы, такие как: отношения в семье и обществе в целом, использование и анализ исторических фактов, участие в глобальных проблемах общества, а также своей страны. Но особое место уделяется воспитательному процессу в сфере образования, когда патриотизм является основной составляющей любого мероприятия.
В результате работы появился продукт – сборник ММП, с помощью которого можно успешно выполнять возложенные на воспитательный процесс функции. К примеру, такая тема как крещения очень актуальна в настоящее время, сегодня в концепции духовно-нравственного развития государство уделяет должное внимание по ознакомлению подрастающего поколения со школы. Неразрывно связывая многовековые традиции нашего народа жить с «верой в бога» и во благо Отечества.
Тема Великой отечественной войны не должна быть забыта и потеряна, иначе мы повторим чудовищную ошибку прошлого. Поэтому очень важна роль воспитательного воздействия на молодежь героических событий, освещенных в презентации и др.
Источники
«Обществознание. Новый полный справочник для подготовки к ЕГЭ» П.А. Баранов, А.В. Воронцов
Учебник «История» среднее профессиональное образование В.В. Артемов, Ю.Н. Лубченков
«Всемирная история. История России и мира с древнейших времен до конца 19 века» Н.В. Загладин
«Новейшая история России с начала XX в. и до сегодняшнего дня» Шестаков В.А.
«Курс советской истории, 1941-1991» Соколов А.К., Тяжельникова В.С.
«История России с древнейших времен до конца XVIII в» Флори Б.Н.
«Обществознание - учебник для 10 класса - профильный уровень» Боголюбов Л.Н., Лазебникова А. Ю., Смирнова Н. М.
«Обществознание, Глобальный мир в XXI веке, 11 класс» Поляков Л.В.