Проектирование учебного (внеучебного) занятия с учетом направленности специального коррекционно-развивающего воздействия на достижение результатов
Оглавление
Введение
Глава 1. Коррекционная направленность обучения и воспитания в школе.
Принципы коррекционно-развивающего обучения
1.2 Современные требования к проведению коррекционно – развивающих занятий
1.3 Коррекционная направленность урока
Глава 2. Проектирование учебного занятия с учетом направленности специального коррекционно-развивающего воздействия на достижение результата.
2.1 Особенности преподавания математики в классах коррекции.
2.2 Методические приемы на уроках математики.
Заключение
Список литературы
Введение
Коррекционная (специальная) педагогика – это область педагогики, изучающая условия обучения и воспитания, необходимые детям с различными психофизическими нарушениями для достижения максимально возможного уровня личностного развития, образования и готовности к самостоятельной взрослой жизни.
Термины «Специальная педагогика» и «Коррекционная педагогика» в настоящее время используются в научном и социальном контексте как синонимы для обозначения одной области педагогики.
Главной задачей, интересующей нас области педагогики является разработка методологических, теоретических и методических основ систем специального обучения и воспитания. В рамках сложившейся отечественной научной традиции главными ценностями специального образования применительно к каждому возрастному этапу признаются продвижение ребенка по пути нормального психического развития, предупреждение и коррекция вторичных по своей природе нарушений, уровень личностного развития, образования и жизненной компетенции.
Центральной проблемой коррекционной (специальной) педагогики является поиск путей разрешения противоречия между необходимостью и возможностью взрослых передать ребенку социальный и культурный опыт, поскольку в случаях нарушения развития перестают действовать или оказываются недостаточно состоятельными традиционные способы решения традиционных образовательных и воспитательных задач. Вследствие этого, на каждом этапе возрастного развития возникает задача разработки «обходных путей» и специфичных средств решения традиционных образовательных и воспитательных задач.
Глава1.Коррекционная направленность обучения и воспитания в школе
1.1 Принципы коррекционно-развивающего обучения
Принцип коррекционно-развивающей направленности предполагает обучение детей с умственной отсталостью, ориентированное на развитие потенциальных возможностей, способностей ребёнка, такого механизма обработки информации, который позволит ему эффективно функционировать в окружающей действительности, обществе; сделает его дефект незаметным (малозаметным) для него самого и других.
При его реализации учитель должен проводить уроки таким образом, чтобы в ходе обучения, учащиеся не только усваивали учебный материал, но и исправляли свои недостатки. А этого можно достичь только в результате серьезнейшей и, как правило, многолетней коррекционной работы.
Как учить, корригируя и развивая? ( В данном случае мы рассматриваем коррекцию как процесс исправления каких-либо недостатков личности ребёнка, а развитие как процесс развития потенциальных возможностей, способностей ребёнка, его умений и навыков, необходимых для усвоения учебной программы.)
Рассмотрим основные принципы, учет которых в планировании уроков обеспечит учителю эффективное решение различного рода задач, продиктованных учебным процессом, а именно: позволит точно сформулировать цели и задачи урока, правильно произвести отбор содержания, методов и приёмов работы на уроке.
Принципы | Методы реализации на уроке |
Динамичность восприятия | - задания по степени нарастающей трудности; -включение в уроки заданий, предполагающих различные доминанты анализатора4 -разнообразные типы структуры уроков, обеспечивающих смену видов деятельности учащихся; |
Продуктивной обработки информации | -задания, предполагающие самостоятельную обработку информации; -дозированная поэтапная помощь педагога; -перенос учеником только что показанного способа обработки информации на свое индивидуальное задание |
Развития и коррекции высших психических функций | -включение в урок упражнений по коррекции высших психических функций; -задания с опорой на несколько анализаторов |
Мотивации к учению | -правильный и исчерпывающий инструктаж4 -включение в урок материалов сегодняшней жизни; -создание условий для зарабатывания, а не получения оценки - проблемные задания, познавательные вопросы; -призы, поощрения, развернутая словесная оценка |
1.2 Современные требования к проведению коррекционно – развивающих занятий
-Все занятия имеют гибкую структуру, с учетом возрастных особенностей детей и выраженности дефекта.
-Занятия строятся на основе принципов интегрирования (включение элементов изо-, музо-, кукло-, сказко-, терапии).
-В занятиях прослеживается системность и приемственность.
-Выбор тематики занятий определяется характером нарушения развития детей-инвалидов и подбором адекватной тактики коррекционной работы.
-Формы работы определяются задачами занятия, для которых характерно сочетание как традиционных приемов и методов, так и инновационных.
1.3 Коррекционная направленность урока
Постановка коррекционно – развивающей цели урока (развитие психических процессов, эмоционально – волевой сферы ребенка, коррекция нарушений).
Применение специальных коррекционно-развивающих упражнений для совершенствования высших психических функций. Эмоционально-волевой, познавательной сфер и пр., включение заданий с опорой на несколько анализаторов и пр.
Исправление и компенсация имеющихся недостатков специальными педагогическими приемами
-многократное повторение (закрепление) материала;
-использование ориентировочной основы действий (опорных сигналов, алгоритмов, образцов выполнения задания, памяток);
-применение наглядного материала (с соблюдением требований);
-дифференцированное закрепление нового материала;
-разноуровневое домашнее задание;
-разнообразные игровые приемы и методы, повышающие учебную мотивацию.
Глава 2. Проектирование учебного (внеучебного) занятия с учетом направленности специального коррекционно-развивающего воздействия на достижение результата
2.1 Особенности преподавания математики в классах коррекции
Математика – один из предметов, который вызывает значительные затруднения у большинства учащихся. В обучении детей с интеллектуальными нарушениями нельзя ожидать, что навыки, умения, представления об окружающем удастся сформировать у детей в полном объеме. В зависимости от индивидуальных особенностей, ребенок может достигать определенного уровня успешности в том или ином виде деятельности Проблема школьной неуспеваемости и её причины - одна из центральных в педагогике и педагогической психологии. Она остаётся актуальной в связи с многообразием причин, её порождающих. Так выявлено, что школьная неуспеваемость может быть следствием причин как непсихологического характера (семейно-бытовые условия, педагогическая запущенность, уровень образования родителей и др.), так и психологического характера (недостатки в познавательной, потребностно-мотивационной сферах, индивидуально-психологические особенности учащихся, не сформированность процессов анализа и синтеза и др.). Это затрудняет деятельность учителя по их выявлению и в большинстве случаев учитель выбирает такой способ работы как дополнительные занятия. Дифференцированный метод обучения также не решает всех проблем неуспеваемости. Для того, чтобы работа со слабоуспевающими учениками стала эффективной, я прежде всего стала выявлять конкретные психологические причины, мешающие полному усвоению знаний каждым учеником. От знания причины ошибки к её устранению. Работая в классах коррекции, мне пришлось несколько пересмотреть свои методы обучения. Задержка психического развития учащихся требует особого подхода. Для этих детей почти все трудно, поэтому каждый урок приходится решать одну и ту же задачу: как сделать изучаемый материал доступным, интересным и желанным. Одним из основных требований к уроку в классе коррекции с детьми ЗПР является коррекционная направленность урока, а использование информационно-компьютерных технологий является эффективным средством коррекционного воздействия на учащихся. Современное общество неразрывно связано с процессом информатизации. Происходит повсеместное внедрение компьютерных технологий. При этом одно из приоритетных направлений процесса информатизации общества – информатизация образования. Ведь перед школой встала непростая задача: подготовить новых граждан к жизни в новом информационном обществе. Человек по своей природе больше доверяет глазам, и огромная часть информации воспринимается им через зрительный анализатор. Учитывая это, я решила попробовать мобилизовать зрительное восприятие детей с учётом их психофизиологического развития на уроках математики, применяя мультимедийные презентации, при этом организовать работу по развитию наглядно-образного мышления, внимания, памяти, создать положительную мотивацию. Особую актуальность приобретает включение коррекционных заданий на развитие высших психических функций, с помощью использования ИКТ на уроках математики. Всё это может быть достигнуто лишь при коррекционной направленности урока, когда учитываются потребности, возможности и склонности школьника с ЗПР, и он сам выступает в качестве активного субъекта учебного процесса. В связи с этим ведется поиск как эффективнее использовать возможности ИКТ для включения коррекционных заданий на развитие высших психических функций на уроках математики в коррекционных классах VII вида. Цель: создание условий для повышения эффективности обучения математике в коррекционной школе VII вида через использование возможностей ИКТ для оптимизации учебного процесса и психического развития учащихся.
Задачи: повышение уровня познавательной активности и учебной мотивации учащихся; повышение качества знаний по математике; формирование ИКТ – компетентности; развитие коммуникативных способностей учеников; развитие творческих способностей учащихся, формирование навыков самостоятельной и исследовательской деятельности; развитие высших психических функций учащихся. Коррекционная направленность – процесс обучения, в котором в качестве основных применяются специальные педагогические приемы, способствующие их интеллектуальному и физическому развитию, и становлению личности. работа с детьми в коррекционных классах должна вестись по следующим направлениям: а) Осуществление индивидуального подхода к детям; б) Предотвращение наступления утомления; в) Использование методов, с помощью которых можно максимально активизировать познавательную деятельность детей; г) Проявление особого педагогического такта. Важно подмечать и поощрять успехи детей, помогать каждому ребёнка, развивать в нём веру в собственные силы и возможности; д) Использование развивающих игр, упражнений с конкретными примерами и т. д. при изучении математики. Говоря о математических способностях как особенностях умственной деятельности, следует прежде всего указать на несколько распространенных среди учителей заблуждений. Многие считают, что математические способности заключаются прежде всего в способности к быстрому и точному вычислению (в частности в уме). На самом деле вычислительные способности далеко не всегда связаны с формированием подлинно математических (творческих) способностей. Во-вторых, многие думают, что способные к математике школьники отличаются хорошей памятью на формулы, цифры, числа. Однако, как указывает академик А.Н. Колмогоров, успех в математике меньше всего основан на способности быстро и прочно запоминать большое количество фактов, цифр, формул. Наконец, считают, что одним из показателей математических способностей является быстрота мыслительных процессов. Особенно быстрый темп работы сам по себе не имеет отношения к математическим способностям. Ученик может работать медленно и неторопливо, но в то же время вдумчиво, творчески, успешно продвигаясь в усвоении математики. На сегодняшний день существует большое многообразие педагогических технологий, которые можно использовать для преподавания математики в коррекционных классах: Игровые технологии; Технологии уровневой дифференциации; Технология индивидуализации обучения; Укрупнение дидактических единиц - УДЕ; Технология обучения математики на основе решения задач и др. Педагогические технологии помогают нам достичь высоких и устойчивых результатов при отсутствии многих “если” (если талантливый учитель, если способные дети, если хорошие родители…). Выделим 13 этапов учебного занятия в коррекционных классах, комбинируя которые в соответствии с логикой того или иного занятия и используя различные педагогические техники, можно получить разнообразные варианты уроков математики для коррекционных классов.
Организационный этап (начало урока)
Этап проверки домашнего задания
Этап устного счета
Этап актуализации субъективного опыта учащихся
Этап изучения нового материала
Этап закрепления, тренировки и отработки умений
Этап физкультминутки
Этап применения знаний
Этап обобщения и систематизации знаний
Этап контроля и самоконтроля
Этап информации о домашнем задании
Этап подведения итогов занятия
Этап рефлексии (конец урока)
Использование нетрадиционных уроков повышает эффективность обучения, предполагает творческий подход со стороны учителя и ученика. Это одна из форм активного обучения. В своей работе применяю уроки-сказки, уроки-путешествия. Уроки-путешествия – это игра, но игра, решающая цель ряд познавательных и воспитательных задач. Недаром многие педагоги и психологи отмечают большую роль игры в обучении школьников. В любой игре содержится психолого-педагогические возможности воспитания и обучения детей. Один из видов игр, выделяемый психологами, - это игра на «преодоление этапов». Урок-путешествие можно отнести именно к такому виду. Такие уроки применяются в основном, для обобщения тем. На уроках-путешествиях ненавязчиво обогащается словарный запас, развивается речь, активизируется внимание детей, расширяется кругозор, развивается творческая фантазия и воспитываются нравственные качества. На уроке всем интересно, дети играют, а играя, непроизвольно закрепляют навыки математических знаний. Включение в урок игровых моментов делают процесс обучения более интересным и занимательным, создает у детей бодрое рабочее настроение, облегчает преодоление трудностей в усвоении учебного материала, поддерживают и усиливают интерес детей к учебному предмету, к познанию ими окружающего мира. «Хорошая игра похожа на хорошую работу», - писал А.С. Макаренко. Вот почему игре уделяется особое внимание. Без игровых ситуаций не может быть полноценного развития личности школьника с нарушением интеллекта.
Считается, что благодаря специфике, зависящей от организации в целом системы коррекционно-развивающего обучения в общеобразовательной школе, дети с задержкой психического развития (ЗПР) преодолевают негативные особенности своего развития и достаточно полно осваивают базовый уровень стандарта образования.
Если оценивать опыт организации таких классов в отдельной общеобразовательной школе, то, действительно, не менее 50—60% учащихся начальных классов коррекционно-развивающего обучения (КРО) могут перейти в традиционную систему и продолжить обучение в 5—9 классах по общеобразовательным программам. Однако другие 40—50% детей с ЗПР после начальной ступени обучения остаются в классах КРО; они должны усвоить обязательный минимум образования, несмотря на недостаточную математическую и/или лингвистическую подготовку.
На уроках математики, как и на других, необходимо создавать оптимальные условия для усвоения программного материала. Важное внимание должно быть уделено отбору базового материала, который осуществляется в соответствии с принципом доступности.
Последний принцип не следует понимать как необходимость максимально снизить требования к уровню знаний и умений. Речь идет о том, чтобы материал был по содержанию и объему, посильным для учащихся, важно облегчить школьникам процесс овладения материалом посредством детального объяснения с систематическим повтором, многократной тренировкой в применении знаний. Обучение математике не должно быть настолько трудным, чтобы стать непосильным для учащихся, нельзя подорвать их веру в свои силы и возможности.
Учителю необходимо разбивать учебный материал на небольшие части, контролировать усвоение каждой, обеспечивать возможность ученику работать в свойственном ему темпе деятельности.
Дифференцированный подход предполагает оптимальное приспособление учебного материала и методов обучения к индивидуальным особенностям каждого ученика. Целесообразно использовать на уроках разноуровневые карточки. На каждом уроке необходимо использовать занимательные элементы, тем самым пробуждать интерес к предмету, развивать задатки самосовершенствования личности – побуждать ученика работать самому, а не только впитывать готовую информацию.
Решая нестандартные задачи, ученики испытывают радость приобщения к творческому мышлению, интуитивно ощущают красоту и величие математики. Задачи на смекалку воспитывают ученика, побуждают его к наблюдательности, развивают умение логически мыслить. Любое открытие, пусть самое маленькое, сделанное при решении хитроумной задачи, сродни большому открытию ученого. Тем самым у ребенка пробуждается желание совершать новые открытия, самостоятельно добиваться каких – то успехов.
При изучении отдельных тем возможно применение эвристического метода обучения. Учащимся не сообщают готовых, подлежащих самостоятельному «открытию» правил, сохраняется видимость игры, что позволяет поддерживать у ребенка иллюзию собственного открытия истины.
Оборудование каждого урока должно обеспечивать учащимся возможность для работы всех анализаторов. Если вызвать интерес к изучаемой теме, то учащиеся не только хорошо усвоят материал, но и надолго запомнят его. В кабинете должно быть много подсобного материала из бумаги, картона, проволоки, пластилина и т.п.
К примеру, в 6-м классе по теме «Координатная плоскость» даются задания типа «Отметьте на координатной плоскости точки, заданные координатами, соедините их отрезками в порядке следования. Изображение какого животного получилось?» Выполнив практическую работу, учащиеся 7-го класса при изучении темы «Графический способ решения систем уравнений с двумя переменными» без ошибок называют координаты точек и отмечают их. Работая над другими темами, дети выполняют задания на чтение зашифрованных писем, решение арифметических ребусов, сканвордов, кроссвордов, играют в любимое математическое лото.
Особое внимание необходимо уделять началу урока. Чтобы настроить учащихся, обычно проводится устный счет — «гимнастика для ума». Учащиеся обязательно сначала должны посчитать устно, пусть даже самые элементарные примеры. Можно проводить математические диктанты.
В классах коррекционно-развивающего обучения необходимо ежеурочное систематическое возвращение к ранее изученному материалу сначала через короткие, а затем все более длительные промежутки времени, постоянно контролируя и оценивая знания учащихся, иначе, как бы хорошо ни усвоили учащиеся материал, через некоторое время они его забывают. Наиболее удобной формой закрепления и повторения учебного материала являются задания в виде математического диктанта. Следует выбрать систему повторения, к примеру, через 1, 3, 5, 7, 9 уроков.
Поскольку в математическом диктанте даются уже знакомые, ранее отработанные темы, учащиеся легко воспринимают диктант на слух. Ценность умения воспринимать на слух неоспорима: это приводит к умению слушать учителя, собеседников и вырабатывает многие другие положительные качества.
Колоссальный выигрыш дает применение видеозаписи. Во-первых, учитель получает 3—5 свободных минут (столько обычно длится диктант), которые можно использовать для заполнения журнала, проверки домашнего задания, оказания индивидуальной помощи учащимся. Во-вторых, использование техники оказывает дисциплинирующее воздействие. Ребенок прекрасно понимает, что скорость выполнения задания определяется техникой, и старается сосредоточиться. Практически исчезают затруднения, связанные с тем, что ученик что-то не услышал, что-то не успел сделать. В-третьих, звукозапись разнообразит урок, делает его более интересным.
Каждый ученик хочет узнать о результатах своей работы как можно скорее. Осуществить проверку можно по-разному: самопроверка (диктант пишется под копировальную бумагу, верные ответы записаны на доске), взаимопроверка, проверка учителем. Учащиеся могут самостоятельно проверить и оценить свою работу, а учителю после анализа работы видно, что недостаточно хорошо усвоено детьми.
Контроль и оценка знаний — важнейший момент в организации учебного процесса. Можно провести фронтальный опрос, блицопрос, опрос-«вертушку» с консультантами, организовать работу парами или в группе, провести тестирование, самостоятельную работу, которые обязательно должны проверяться и оцениваться на уроке. Можно использовать различные формы быстрой проверки, например, математический ответ получается в виде слова, пословицы или рисунка «звездное небо», и учителю сразу видно, где допущена ошибка.
Необходимо реализовывать межпредметные связи. Так, дети очень любят самостоятельные и исследовательские работы в форме игры «Дешифровщик» - выполнив какое-то математическое задание, дети составляют название, например, какого-то исторического факта, о котором рассказал учитель. Задания такого типа не только побуждают ребенка работать с интересом и азартом, но и развивают общую эрудицию учащихся.
Чтобы удержать внимание учащихся в течение всего урока, общую оценку целесообразно выставлять в конце урока. В течение урока каждый ученик получает три-четыре отметки, оценку «2» практически не получает никто из учащихся. Оценивая ученика важно помнить, что отметка используется правильно лишь в том случае, когда она способствует достижению успеха и в целом развитию учащихся.
2.2 Методические приемы на уроках математики
Наиболее успешными методическими приемами на уроках математики в таких классах являются:
1) Решение задач по образцу.
Решить уравнение: х +40 = 100 | |
Чтобы найти неизвестно слагаемое x, надо из суммы 100 вычесть слагаемое 40. | x=100-40; x=60; |
Проверка: Подставим найденное значение неизвестного в исходное уравнение. Левая часть равна правой. | 60+40=100. |
Решите уравнения по данном образцу:
а) x +35=42;
б) 30+x=76;
в) x+812=2500;
г) 385+a = 700.
2) Путь постоянных повторений одного и того же действия, но не в назойливой, а интересной форме для ребенка.
Например, учащиеся затрудняются в сложении десятичных дробей. Подбираю для него задачу:
Перед вами удивительный квадрат:
5,9 | 6,3 | 3,6 |
2,3 | 2,7 | 0 |
3,7 | 4,1 | 1,4 |
В чем его особенность? Чтобы понять это, из каждой строки каждого столбца выберите по одному числу, найдите сумму этих чисел. Что вы заметили? (Она везде равна10) Найдите сумму по главной диагонали. Что заметили? (То же самое).
С помощью удивительного квадрата узнайте длину бобра в дециметрах, выполнив действия:
а) из первой строки выберите наименьшее число;
б) из второй строки выберите наибольшее число;
в) из третьей строки число, которое не является в этой строке ни наибольшим, ни наименьшим;
г) найдите суммы выбранных чисел – вы получите ответ на вопрос.
3,6+2,7+3,7=10 – длина тела бобра в дециметрах.
3) Использование приема соревнования. Для этого на уроках часто ставятся вопросы: Кто решит быстрее? У кого получится самое короткое решение? Самое простое? Самое неожиданное?
4) Особое внимание при решении задач уделяется работе над условием задачи. Это не только заставляет ребят быть внимательным, но и развивает память.
Пример: В субботу Петя помогал в саду родителям собирать груши, и в понедельник он принес 10 груш в класс. А его одноклассник Саша принес на 4 груши больше. Все груши сложили на одну парту, а когда каждый ученик, включая Петю и Сашу, взял по одной, груш на парте не осталось. Сколько учеников в классе?
Работа над условием. Ответьте на вопросы:
Чем занимался Петя в субботу?
Когда он принес груши в класс?
Сколько груш принес Петя?
Сколько груш принес Саша?
Куда сложили груши в классе?
Сколько груш взял каждый одноклассник?
Сколько груш осталось на парте, после того как все взяли?
Что нужно узнать, чтобы ответить на вопрос задачи?
Чтобы снизить затруднения учащихся, материал следует подбирать особо тщательно, в соответствии с принципом доступности, который по содержанию и объему посилен учащимся. Но доступность не следует понимать, как необходимость максимально снизить уровень знаний и умений. Речь идет о том, чтобы облегчить процесс овладения учебным материалом. Детальное объяснение с многократным повторение, тренировка в применении знаний дают хорошие результаты. Но здесь особо важно, чтобы ребенок поверил в себя. Поэтому часто на уроках применяется прием искусственного создания ситуации успеха. Именно успехи в учебе становятся сильнейшим мотивом, вызывающим желание учиться, выполнять задания из учебников, изменить отношение к учебе.
Заключение
Учитывая особенности эмоционально-волевой сферы учащихся коррекционной школы, а именно повышенную возбудимость одних, заторможенность, инертность других, учитель должен организовать начало урока так, чтобы собрать внимание учащихся, отвлечь их от той деятельности, которой они были заняты во время перемены, переключить их внимание на учебную деятельность. Спокойным, но требовательным тоном он должен привлечь внимание всех к себе, а затем и к тому материалу, который будет рассматриваться на уроке. Иногда в начале урока следует сообщить план урока, а в конце подвести итог выполнения плана. Такой прием в работе учителя организует учащихся, воспитывает ответственность. Учащиеся приучаются к планированию своей деятельности, что помогает им ориентироваться во времени (учащиеся стараются намеченный план выполнить до конца), у них развивается критическое отношение к собственной деятельности и деятельности товарищей по классу.
Литература:
Белошистая А.В. О коррекционно-развивающем обучении математике в начальной школе/ А.В. Белошистая // Вопросы психологии. 2002. - №6. -С. 32-44.
Костенкова Ю.А. Развитие познавательной деятельности младших школьников с ЗПР в процессе обучения: Дисс. к.п.н. М., 1996. - 202 с.
Кумарина Г.Ф. Компенсирующее обучение как форма педагогической помощи детям в условиях общеобразовательной школы // Начальная школа. 1995. - №3. - С. 72-76.
Опережающее обучение и работа в классе выравнивания (Мет. Рекомендации для учителей математики). Кемерово, 1992. -21 с.
Шевченко С.Г. Коррекцнонно-развивающее обучение: Организационно-педагогические аспекты: Метод. Пособие для учителей классов коррекционно-развивающего обучения. М.: Владос, 2001г.- 136 с.
Кукушкина И.О. "Институт коррекционной педагогики Российской академии образования", Москва
Программа специальной (коррекционной) образовательной школы VIII вида для 5-9 классов, сборник 1, допущенный Министерством образования РФ, 2001г под редакцией В.В. Воронковой, авторы М.Н. Перова, В.В. Эк.
Перова М.Н. Дидактические игры и упражнения по математике во вспомогательной школе. Пособие для учителей. М. Просвещение, 1976
Степурина С.В. Математика 7-8 классы. Тематический и итоговый контроль. Волгоград, Учитель, 2001
Трошин В.В. Занимательные дидактические материалы по математике. М., Глобус.
24