СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Проектная деятельность, как иновационная педагогическая технология

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Проектная деятельность, как иновационная педагогическая технология»

ГБПОУ РО «Константиновский техникум агроветтехнологий и управления (КСХТ)»





Доклад

на тему: «Проектная деятельность, как инновационная педагогическая технология»



















Подготовила:

преподаватель естественно-научных

дисциплин Бережная Ю.И.

























2024

Слово" проект ", (в буквальном переводе с латинского-"брошенный вперёд") толкуется в словарях как "план, замысел, текст или чертёж чего-либо, предваряющий его создание".

Метод проектов зародился в начале XX века в США и основывался на теоретических концепциях «прагматической педагогики философ - идеалист Джона Дьюи (1859 -1952)

• "Проект-прототип, прообраз какого-либо объекта, вида деятельности" (Чечель И. Д.)

• "Проект-любая самостоятельно выполненная творческая работа" (Лернер Г.И.)

«Метод проектов – педагогическая технология, цель которой ориентирует не на интеграцию фактических знаний, а на их применение и приобретение новых знаний (порой путем самообразования) для активного включения в освоении новых способов человеческой деятельности» (И.Д.Чечель)

Сущность метода проектов

способ достижения дидактической цели через детальную разработку проблемы, которая должна завершиться вполне реальным, осязаемым практическим результатом, оформленным тем или иным образом. Цель - стимулировать интерес обучающихся к определенным проблемам, предполагающим владение некоторой суммой знаний, и через проектную деятельность, показать практическое применение полученных знаний.

«Метод проектов - система взглядов, при которой обучающиеся приобретают знания в процессе планирования и выполнения постепенно усложняющихся практических заданий - проектов».

Актуальность организации проектной деятельности обучающихся

  • необходимость не столько передавать обучаемым знания, сколько научить приобретать эти знания самостоятельно, уметь пользоваться приобретенными знаниями для решения новых задач;

  • актуальность приобретения коммуникативных навыков и умений;

  • значимость знакомства с разными культурами, точками зрения на одну проблему;

  • необходимость развития умения работать с информацией: собирать, анализировать с разных точек зрения, делать выводы и заключения и т.п.

Педагогический потенциал проектной деятельности.

  • Образовательный потенциал проектной деятельности заключается в возможности: создания у обучающихся образа цельного знания.

  • повышения мотивации обучающихся в получении дополнительных знаний.

  • изучения важнейших методов научного познания (выдвинуть и обосновать замысел, самостоятельно поставить и сформулировать задачу проекта, найти метод анализа ситуации).

Воспитательный потенциал заключается в формировании:

  • значимых общечеловеческих ценностей (социальное партнерство, толерантность).

  • чувства ответственности и самодисциплины.

  • способности к методической работе и самоорганизации.

  • желания делать свою работу качественно.

Развивающий потенциал проектной деятельности состоит:

  • в выявлении исследовательских и творческих способностей личности, способностей к самоопределению и целеполаганию.

  • в формировании умений самостоятельно конструировать знания.

  • в развитии коммуникативных умений и навыков.

  • в развитии способностей ориентироваться в информационном пространстве.

  • в умении работать с текстами. • в формировании навыков анализа и рефлексии.

  • в умении представить результат своей работы.

Классификация проектов

I. По содержанию:

• Экологические.

• Социально- экономические.

• Комплексные.

• Краеведческие.

• Историко-географические.

II. По уровню интеграции:

• Монопредметные (на материале географии)

• Межпредметные.

• Непредметные.

III. По продолжительности выполнения:

• Минипроект (несколько недель)

• Средней продолжительности ( несколько месяцев)

• Долгосрочные (в течение года)

VI.По использованию средств обучения:

• Классический ( использует традиционные средства- наглядные, печатные, технические.)

• Информационные (коммуникативные, с использованием компьютера) Классификация дана по Никольской.

IV. По количеству участников:

• Индивидуальный.

• Групповой. •

Коллективный.

V. По способу преобладающей деятельности:

• Познавательный.

• Творческий

• Игровой.

• Практико-ориентированный.

• Исследовательский.

VII. По включаемости в тематический план:

1.Текущие.

• 2 Итоговые.

(Классификация дана по Никольской)

В соответствии с доминирующим видом деятельности кандидат исторических наук А.В. Клименко выделяет следующие типы:

Практико-ориентированные (прикладные).

Отличает четко обозначенный с самого начала результат деятельности его участников, направленный на социальные интересы самих участников. Такой проект требует тщательно продуманной структуры, даже сценария всей деятельности его участников с определением функций каждого из них, четких выводов, т.е. оформления результатов проектной деятельности.

Исследовательские.

Подразумевают деятельность, результат которой заранее неизвестен. Эти проекты полностью подчинены логике исследования и имеют структуру совпадающего с подлинным научным исследованием (аргументация актуальности темы, формулировка проблемы исследования, его предмета и объекта, обозначение задач исследования, определение методов исследования, источников информации, выбор методологии исследования, выдвижение гипотез решения обозначенной проблемы, разработку путей решения, обсуждение результатов, выводы, оформление результатов).

Творческие.

Такие проекты не имеют детально проработанной структуры совместной деятельности участников, она только намечается и далее развивается, подчиняясь жанру конечного результата.

Ознакомительно-ориентировочные (информационные).

Этот тип проектов направлен на сбор информации о каком-то объекте и явлении, анализе и обобщении. Так же как исследовательские обладают хорошо продуманной структурой деятельности, требуют систематической коррекции по ходу работы. Особенно значимым в такого рода проектах является этап презентации.

Разнообразие проектов

Кроме того, по профилю знаний проекты (тематическому признаку или предметно-содержательной области) подразделяются на:

•проекты, затрагивающие 2- 3 предмета. Требуют четкой слаженной работы разных творческих групп, имеющих определенные исследовательские и проективные задания, хорошо продуманные формы презентаций. проводятся в рамках одного предмета, при этом выбираются сложные разделы и темы. Подобный проект требует тщательной структуризации с четким обозначением не только целей и задач проекта, но и тех знаний, умений, которые должны быть приобретены. Разновидности проектов литературно-творческие, естественно-научные, экологические, языковые, культуроведческие, спортивные и т.д.

. монопроекты межпредметные

По характеру координации проекты могут быть: с открытой, или явной, координацией В таких проектах координатор проекта участвует в проекте в собственной своей функции, ненавязчиво направляя работу его участников, организуя, в случае необходимости отдельные этапы проекта, деятельность отдельных его участников. со скрытой координацией. В таких проектах координатор не обнаруживает себя в деятельности групп участников в своей функции. Он выступает как полноправный, один из многих участников проекта.

Что касается уровня контактов, то проекты подразделяются на: Внутриорганизационные или региональные. Это проекты, организуемые либо внутри одной ОО, на уроках по одному предмету или междисциплинарные, либо между ОО, внутри региона, одной страны Международные (участники проекта являются представителями разных стран). Эти проекты представляют исключительный интерес, поскольку фактически в них реализуется диалог культур со всеми присущими ему познавательными, коммуникативными, культуроведческими аспектами

Преимущества персональных проектов:

  • план работы составлен максимально точно

  • у студента формируется чувство ответственности;

  • студент приобретает опыт на всех этапах работы;

  • формирование у студентов важнейших умений и навыков (исследовательских, презентационных, оценочных)

Преимущества групповых проектов:

  • в проектной группе формируются навыки сотрудничества;

  • проект может быть выполнен наиболее глубоко и разносторонне;

  • мнение каждого участника принимается и поддерживается, студенты обретают уверенность в себе;

  • у каждого есть возможность продвигаться к результату в своем темпе; каждый имеет право на ошибку;

  • возникает феномен группового влияния на личность;

  • создаются условия для проявления и формирования основных черт творческой личности;

  • деятельность носит социальную направленность

С чего начинается освоение метода проектов? Начинать следует с обучения всех участников деятельности методу и алгоритму проектирования. Далее нужно сформулировать 15-20 как индивидуальных, так и групповых проблемных вопросов для обсуждения Главное помнить, что одной из ведущих педагогических целей метода проектов является овладение новым способом деятельности. Но процесс этот нужно организовывать, моделировать так, чтобы участники научились: - намечать ведущие и текущие (промежуточные) цели и задачи; - искать пути их решения, выбирая оптимальный путь при наличии альтернативы; - осуществлять и аргументировать выбор; - предусматривать последствия выбора; - действовать самостоятельно (без подсказки); - сравнивать полученное с требуемым; - корректировать деятельность с учетом промежуточных результатов; - объективно оценивать процесс (саму деятельность) и результат проектирования.

Этапы проектной деятельности

(по Л.Л. Розанову)

1. Организационно-подготовительный

• выбор темы исследования;

• определение задач проекта;

• определение объектов и явлений, охваченных исследованием;

• поиск реальной проблемы подлежащей решению;

• составление предварительного плана;

• определение участников, методов, приемов исследования;

• овладение терминологией;

• анализ проведенных исследований по решению этой же проблемы.

2. Поисково-исследовательский

• разработка программы исследования;

• подготовка материально-технического обеспечения;

• сбор и изучение необходимой информации;

• непосредственное исследование на основе применения методов наблюдения, эксперимента, анализа и синтеза.

3. Отчетно-оформительский

• составление названия исследовательского проекта;

• изложение проекта, в котором должны быть четко сформулированы проблемы исследования, условия её постановки, цель, общий метод исследования, новизна полученных результатов.

4. Информационно-презентативный

• защита проекта, включающая актуальность и наличие исследовательской части в решении проблемы;

• самооценка и оценка проектов

Этапы проектной деятельности

• Выбор проблемы, обоснование практической значимости результата: разработка основных идей, констатация изученности проблемы, сбор и анализ данных, обоснование актуальности, формулирование гипотезы

• Определение цели и поэтапных задач, разработка содержания этапов, определение форм и методов контроля

• Определение масштабов работы, средств и методов достижения цели, рамок интеграции с другими предметами, предполагаемых сложностей, сроков, этапов работы

• Формирование гипотезы проекта

• Выбор команды для осуществления проекта, распределение обязанностей, мотивация участников

Информационное обеспечение проекта

Условия успешности проектной деятельности

• Чёткость и конкретность постановки цели проекта.

• Определение планируемых результатов

Констатация исходных данных по Полат Е.С., Чечель И.Д., Шамовой Т.И.

Правила и принципы успешности проектной деятельности

  • В команде нет лидеров.

  • Все члены команды равны.

  • Команды не соревнуются.

  • Все члены команды должны получать удовольствие от общения друг с другом и от того, что они вместе выполняют проектное задание.

  • Каждый должен получать удовольствие от чувства уверенности в себе.

  • Все должны проявлять активность

Управление проектной деятельностью

План методической работы:

• В основных направлениях работы – методическое обеспечение проектной деятельности.

• В плане методической работы указаны темы НИРС, проектов, темы педагогических исследований преподавателей (проекты преподавателей и совместные проекты.

• Задачи – внедрение эффективных образовательных технологий

• Методическая тема – модернизация образовательного процесса за счет внедрения активных образовательных технологий.

Проект состоит из «5 П»: Шестое П – портфолио, папка, в которой собраны все рабочие материалы (черновики, дневные планы, отчеты и т.д.) проблема планирование поиск продукт презентация Как развивается работа над проектом

Как развивается работа над проектом?

Этап 1. Представление темы проекта:

  • выявление знаний обучающихся

  • формирование понятий

  • поиск идей, проблем Главный метод – «Мозговой штурм

Этап 2. Выбор проблемы:

  • что хотим узнать (задаем вопросы);

  • точность и актуальность вопросов;

  • самостоятельное формулирование проблемы, выбор главной;

  • определение целей исследования

Методические приемы создания проблемных ситуаций Педагог подводит обучаемых к противоречию и предлагает им самим его разрешить.

• Педагог сталкивает противоречия в практической деятельности.

• Педагог излагает различные точки зрения на один и тот же вопрос.

• Педагог предлагает рассматривать явление с различных позиций.

• Педагог побуждает обучаемых к сравнению, обобщению, выводам, постановке проблемных задач и вопросов.

  • определение подтем и проблем в группах

  • определение круга вопросов в подтемах

  • консультирование групп.

Этап 3. Формулировка подтем (проблем)

  • определение подтем и проблем в группах

  • определение круга вопросов в подтемах

  • консультирование групп.

Этап 4. Планирование работы

  • обсуждение в группах плана предстоящей работы, главных вопросов и путей поиска информации;

  • принятие решения, в какой форме будет представлен проект

Этап 5. Осуществление проекта

  • самостоятельная работа участников по группам (сбор и отбор информации, исследование проблемы, выбор вариантов решения проблемы, оформление работы);

  • консультирование

Этап 6. Представление проекта

  • демонстрация результатов исследовательской деятельности;

  • предложения по разрешению проблем;

  • презентация результата, готового к внедрению;

  • появление новых вопросов

  • прогнозирование новых проблем

Этап 7. Оценка проекта:

  • оценивание планирования, процесса, деятельности, отношений, конечного результата;

  • самооценка;

  • определение уровня знаний предмета

  • выявление успехов и неудач

В состав проектной папки (портфолио проекта) входят:

  • паспорт проекта; планы выполнения проекта и отдельных его этапов (для долгосрочных проектов это могут быть недельные и помесячные планы; для проекта, выполняемого в ходе проектной недели, ежедневные планы), где указываются: индивидуальное задание каждого участника проектной группы на предстоящий промежуток времени, задачи группы в целом, форма выхода очередного этапа;

  • промежуточные отчеты группы; вся собранная информация по теме, в том числе и ксерокопии и распечатки из Internet исследований и анализа;

  • записи всех идей, гипотез и решений; отчеты о совещаниях группы, проведенных дискуссиях, «мозговых штурмах» и т. д.;

  • краткое описание всех проблем, с которыми приходится сталкиваться проектантам, и способов их решения;

  • эскизы, чертежи, наброски продукта;

  • материалы к презентации (сценарий) 

  • другие рабочие материалы и черновики группы

Формы продуктов проектной деятельности

Web – сайт;

  • анализ данных социологического опроса;

  • атлас, карта;

  • видеофильм;

  • выставка;

  • газета, журнал;

  • игра;

  • коллекция;

  • модель;

  • макет;

  • мультимедийный продукт;

  • прогноз;

  • справочник;

  • сравнительносопоставительный анализ;

  • экскурсия;

Конкурсные критерии оценки проекта:

  • актуальность работы, значение исследуемой проблемы, научная новизна;

  • глубина исследования проблемы;

  • практическая значимость, результативность;

  • четкость и логическая обоснованность в постановке целей, задач исследования;

  • самостоятельность суждений, оценок и выводов, наличие личной инициативы автора; оригинальность; 

  • степень творчества в подходе к исследованию проблемы; стиль, язык изложения материала (ясность, четкость, лаконичность, лексика, грамматика);

  • наличие и качество графических материалов по теме;

  • выполнение требований к оформлению проекта и дизайн, информативность электронной презентации; наглядность и эстетичность представленного сопроводительного материала.

Советы проектанту.

  • Определись с темой исследования.

  • Реально оцени свои возможности.

  • Совместно с руководителем определи цель работы и сформулируй задачи.

  • Узнай, что уже сделано по данной проблеме.

  • Совместно с руководителем сформулируй нулевую гипотезу, то есть ожидаемый результат.

  • Приступай к исследованию, изучению проблемы.

  • Полученные результаты нужно обработать, обсудить с руководителем и членами авторского коллектива.

  • Начни написание работы с формулирования выводов.

  • Результаты исследования при защите представь наглядно и интересно

Примерная структура защиты

Краткое представление

• Название проекта, его цель и концепция

• Структура проекта и его основное содержание

• Преимущества вашего проекта Заключение

Правило Гомера

Очередность приводимых аргументов влияет на их убедительность. Наиболее убедителен следующий порядок аргументов: – сильные – средние – самый сильный.

Презентация - это совокупность пронумерованных слайдов и порядок их смены

Каждый слайд может содержать:

• текстовые окна (простые, списки, комбинированные);

• таблицы;

• диаграммы обычные и организационные;

• рисунки (в том числе анимированные);

• анимацию; • звуки (музыку);

• гиперссылки (на другие слайды и документы)

Виды презентаций проектов Презентации учебных проектов могут быть проведены в виде:

  • деловой игры;

  • демонстрации видеофильма;

  • диалога исторических или литературных персонажей;

  • игры с залом; иллюстрированного сопоставления фактов, документов, событий, эпох, цивилизаций;

  • инсценировка реального или вымышленного исторического события;

  • научной конференции; научного доклада;

  • отчета исследовательской экспедиции Виды презентаций проектов пресс-конференции;

  • путешествия;

  • рекламы;

  • ролевой игры;

  • соревнования;

  • спектакля;

  • спортивные игры;

  • театрализации (воплощения в роль человека, одушевленного или неодушевленного существа);

  • телепередачи;

  • экскурсии

Для младших курсов целесообразно выполнение ознакомительно – ориентировочных проектов

Он изначально направлен на сбор информации о каком-то объекте, явлении; ее анализ и обобщение фактов. Такие проекты как и исследовательские, требуют хорошо продуманной структуры, возможности систематической коррекции по ходу работы над проектом. Структура такого проекта может быть обозначена следующим образом:

•Цель проекта и его актуальность

•Источники информации и их обработка ( анализ, обобщение, сопоставление с известными фактами, аргументированные выводы)

•Результат (статья, доклад, видео и пр.) •Презентация (публикация в сети, обсуждение в телеконференции и пр.)

Применение метода проектного обучения в работе со студентами является одним из направлений модернизации современного образования.

Проектная деятельность позволяет преобразовывать теоретические знания в профессиональный опыт и создает условия для саморазвития личности, позволяет реализовывать творческий потенциал, помогает личности самоопределиться и самореализоваться, что в конечном счете формирует общие и профессиональные компетенции выпускников техникума, обеспечивающие их конкурентоспособность и востребованность на рынке труда.

Список используемой литературы:

1.Полат Е.С., Бухаркина М.Ю. и др. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования. – М.: Академия, 2001.

2.Сивоглазов В.И., Сухова Т.С., Козлова Т.А. Экология России: Книга для учителя, 2-е изд. – М.: АО МДС, 1996.

3.Школьный экологический мониторинг: Учебно – методическое пособие /Под ред. Яшихминой Т.Я. – М.: АГАР, 2000.