Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей
Центр детского (юношеского) технического творчества «Городской» г. Липецк
Творческий проект
«Грузовик-тяжеловес ЯГ-12»
Автор:
Герасимова Марина Валентиновна,
7класс, творческое объединение
начального технического моделирования
Руководитель:
Воробьева Лилия Фаильевна,
педагог дополнительного образования
г. Липецк
Содержание
1. Содержание
2. Идея
3. Историческая справка
4. Выбор материала
5. Процесс изготовления
6. Конструкторская часть
7. Экологическое обоснование
8. Экономическое обоснование
9. Выводы по итогам работы
10. Литература и интернет ресурсы.
Рождение идеи:
Я занимаюсь техническим моделированием. С детства интересуюсь моделями машин. Изготавливаю модели машин различных видов. К 80-летию Победы хотелось сделать что-нибудь особенное, в журнале «Левша» нашла чертежи модели «ЯГ-12». Поэтому я выбрала тему проекта: разработка и изготовление модели грузовика-тяжеловеса «ЯГ-12».
Историческая справка
Для нашей страны с её заснеженной тундрой, песчаными пустынями и степными просторами отсутствие шоссейных дорог в начале прошлого века было обычной ситуацией. Зачастую водители могли рассчитывать лишь на наезженные проселочные дороги. Для освоения целины и индустриализации нужны были грузоподъемные транспортные средства, способные двигаться по бездорожью.
Автомобиль для эксплуатации на шоссе создавать значительно проще, чем внедорожные. Трудность в том, что болотистая почва, снег, песок по своим физическим свойствам воспринимают физическую нагрузку очень разнообразно.
75 лет назад в Ярославле создали первый в стране четырехосный полноприводный автомобиль ЧГ-12. Этот грузовик настолько обогнал своё время, что машины аналогичного класса в нашей стране появились только спустя десятилетия.
Технические данные ЯГ-12
Год постройки-1932
Колёсная формуля-8x8
Грузоподъемность:
на шоссе-12000кг
на грунте-8000кг
Скорость-45км/ч
Выбор материала:
Мне хотелось изготовить модель, которая будет проста в эксплуатации и изготовлении.
Рассмотрев другие аналогичные конструкции продаваемых моделей, я пришла к общему мнению, что они дороги и недолговечны. Моя модель легка в эксплуатации и изготовлении, т.к. состоит из небольшого количества конструкционных деталей и изготовлена из доступных материалов.
Модель состоит из кабины, кузова, рамы и колес. Рама изготовлена из листа ДВП, остальные детали из картона. Для упрочнения картона и эстетического оформления некоторые детали модели обтянем самоклейкой.
Процесс изготовления изделий
Чертежи деталей будущей своей модели я выполнила в масштабе 1:1. Поэтому через копирку я перенесла на заготовки из картона контуры деталей автомобиля .
Вырезала детали ножницами и обтягивала каждую деталь самоклейкой до склеивания.
Склеила детали.
Сделала предварительную сборку и сделала отверстия в местах крепления колёс и фар.
Основа модели автомобиля почти готова .
Покрасила некоторые детали.
Эстетическое оформление.
КОНСТРУКТОРСКАЯ ЧАСТЬ.
Общий вид
Экологическое обоснование
Данное изделие изготовлено из экологически чистых материалов. Древесина и картон не могут быть источником экологической опасности. Самоклейка имеет государственный сертификат и разрешена к применению.
Использование изделия в быту тоже безопасно. Поэтому использование данного изделия не приведёт к нарушениям экологической среды общества.
Экономическое обоснование
Древесина – принес педагог 0 руб.
Клей «Титан» 450 гр. 290 руб.
Самоклейка 150 руб.
ИТОГО 440 руб.00 коп.
Выводы по итогам работы
Я довольна выбором темы своего проекта, так как ознакомилась с большим количеством информации касающейся грузовых автомобилей, и вариантами моделей, изготавливаемыми из различных материалов. Главное, что я поняла советские тяжеловозы - это не просто хорошие автомобили, но и первые ласточки в мировом машиностроении грузоподъёмных машин.
ЛИТЕРАТУРА И ИНТЕРНЕТ РЕСУРСЫ:
1.www.tmuseum.ru/posmotrite-na-sajte/galereya-eksponatov/avtomobili/delahaye-135ms?PHPSESSID=3b69856bef500f117a229a451865e686
2. «Левша» приложение к журналу «Юный техник», 2009г. №10.
СОДЕРЖАНИЕ
Введение………………………………………………………………………………………….3
Основная часть
1.Творческая часть. Описание изделия и выбор материала……………………….…………4
2.Конструкторская часть. Общий вид…………………………………………………….......5
3. Технологическая часть. Технологическая карта на изготовление модели космохода……..………………………………………………………………………………….6
4.Экономическая часть. Расчет себестоимости изделия…………………………………...8
Заключение……………………………………………………………………………………….9
Приложение……………………………………………………………………………………..10
ВВЕДЕНИЕ
Я занимаюсь техническим моделированием. С детства интересовался радиоуправляемыми моделями техники. Изготавливаю модели различных видов. Поэтому я выбрал тему прикладного проекта: разработка и изготовление модели космохода «Скорпион». Определившись с темой, я поставил перед собой цель: разработать и изготовить модель космохода. Для реализации цели я поставил перед собой следующие задачи:
-составить план;
-подобрать необходимые материалы для сборки модели;
-составить сборочный чертёж;
- составить технологическую карту на изготовление изделия;
-изготовить изделие;
-выполнить экономические расчёты себестоимости изделия;
-дать экологическое обоснование проекта;
-подвести итоги работы и сделать вывод.
3
ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ
1. Творческая часть. Описание изделия и выбор материала
Модель космохода – это самоходная модель, предназначенная для передвижения как по земной, так и по инопланетной поверхности благодаря гусеничным тракам. Мне хотелось изготовить модель, которая будет проста в эксплуатации и изготовлении.
Рассмотрев другие аналогичные конструкции продаваемых моделей, я пришёл к общему мнению, что они дороги и недолговечны. Моя модель легка в эксплуатации и изготовлении, т.к. состоит из небольшого количества конструкционных деталей и изготовлена из доступных материалов.
Модель состоит из корпуса, передних ведущих катков, гусениц, пластиковой кабины, аккумуляторной батареи(12 V). Корпус изготовлен из листа ДВП, передняя часть изготовлена из пенополистирола, т.к. он дешевый и легкий. Для изготовления гусеничных траков лучше всего использовать эластичный материал-резину от велосипедной камеры. Корпус кабины изготовлен из пластика. В качестве двигателя приспособлен электродвигатель стеклоочистителей от автомобиля ВАЗ-2106. Движущий механизм-зубчатые шестерни.
4
2. КОНСТРУКТОРСКАЯ ЧАСТЬ.
Общий вид
5
3. ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ.
Технологическая карта на изготовление модели космохода
№ п/п | Последовательность выполнения работ | Графическое изображение | Инструменты и материалы |
1 | 2 | 3 | 4 |
1 | Начертить контуры на листе бумаги | | Линейка, ручка |
2 | Вырезать контуры и по ним изготовить части будущего корпуса | | Линейка, канцелярский нож, пила, лобзик |
3 | Соединить части корпуса с помощью деревянных брусков, шурупов и клея | | Шурупы(2,5x30), Столярный клей, отвертка |
4 | Установить двигатель и зубчатую передачу | | Дрель, сверло М12, гаечный ключ |
5 | Установка катков и гусеничных траков | | Деревянный цилиндр(d=80мм,), велосипедная камера, канцелярский степлер, спичечные коробки, пила |
6 | Установка пластиковой кабины | | Столярный клей |
7 | Покраска изделия и художественное декорирование | | Кисти, гуашь, лак |
8 | Установка аккумуляторной батареи и её подсоединение | | Аккумуляторная батарея(12V), клеммы, провода, гаечный ключ, пассатижи |
7
4. ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ.
Расчёт себестоимости изделия
Себестоимость данной модели космохода состоит из затрат на материалы, С-себестоимость модели, включает только материальные затраты - Мз на ее изготовление, т.е. С=Мз. Для изготовления модели мы приобрели лист ДВП (100х100 см), шурупы (2,5х30)-50 шт, гуашь
Для расчёта материальных затрат, составим таблицу:
№ п/п | Наимено вание | Материал | Цена за единицу, руб. | Количество шт. | Стоимость |
Условное обозначение | Стоимость, руб. |
1 | Корпус | ДВП | 100 | 1 | С1 | 100 |
2 | Гуашь | | 90 | 1 | С2 | 90 |
3 | Передняя часть | Пенопласт | 50 | 1 | С3 | 50 |
4 | Мотор | Электродвигатель | 500 | 1 | С4 | 500 |
5 | Аккумулятор | | 500 | 1 | С5 | 500 |
6 | Шурупы | | 0,3 | 50 | С6 | 15 |
Итого | 1255 |
Таким образом, С = Мз = С1+С2+С3+С4+С6 = =100+90+50+500+100+500+15= 1255 (руб.)
В магазине аналог моей модели стоит минимум 2700 рублей. Следовательно, экономия составит около 1445 рублей, что существенно. На эти деньги можно изготовить еще одну модель.
8
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Результатом моей работы является изготовленная модель космохода «Скорпион", состоящая из корпуса, передней части, кабины, катков, гусениц, аккумуляторной батареи и движущего механизма. Модель получилась и практичной, и художественно-эстетичной. Она легко транспортируется. Модель работает без проблем.
После экспериментальных испытаний я выявил некоторые недочёты: при эксплуатации по сырой поверхности наблюдается деформация бумажных траков. Для устранения данных дефектов необходимо покрыть гусеницы водоотталкивающим составом.