СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Проектная (исследовательская) работа по теме: "Мой карманный разговорник"

Нажмите, чтобы узнать подробности

ПРОЕКТНАЯ (ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ) РАБОТА

Просмотр содержимого документа
«Проектная (исследовательская) работа по теме: "Мой карманный разговорник"»

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

СРЕДНЯЯ ШКОЛА №8

(МАОУ СШ №8)


606084, Нижегородская обл, Володарский р-н, с.п. Новосмолинский, ул. Танковая, д. 24

Тел./Факс: (83136) 7-63-20, Email: mou48sosh@mail.ru, Веб-сайт: http://www.shkola-48.ru

ОКПО 57170845, ОГРН 1025201759351, ИНН 5214006030, КПП 521401001



Приложение





ПРОЕКТНАЯ (ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ) РАБОТА

на тему:

«Мой карманный разговорник»





Выполнила:

Турчанова Анастасия

ученица 9 А класса


Руководитель:

Грибова Юлия Александровна

учитель высшей квалификационной категории













с.п. Новосмолинский

2023 год





Оглавление

Введение 2

Глава 1(теоретическая) 4

1.1. Определение разговорника 4

1.2 История создания и развития разговорников 4

1.3 Типология разговорников 6

1.4 Отличительные характеристики разговорника 6

1.5 Особенности структуры разговорника 6

Итоги главы 1 7

Глава 2 (практическая) 8

2.1 Разработка и проведение соцопроса 8

2.2 Разработка разговорника 8

2.3 Апробация разговорника 9

Заключение 10

Источники 11

Приложение 12





Введение

Актуальность: тема моей работы актуальна на сегодняшний день, ведь многие профессии, путешествия за границу требуют знание английского языка, так как он является международным. Также мои многие знакомые говорят, что испытывают затруднения в реальном общении, чаще всего при решении повседневных языковых ситуаций. Особенно остро этот вопрос встает при путешествии за границу. Мои знакомые жаловались, что во время путешествия пропадает интернет, и нет возможности воспользоваться переводчиком. Кроме того, я также сдаю ОГЭ по английскому языку и наибольшие трудности я испытывала при подготовке именно устной части экзамена, когда было необходимо дать быстрый ответ на вопрос или развернутое высказывание по теме, остро не хватало словарного запаса. Мои одноклассники так же довольно часто жалуются на то, что им не хватает навыков разговорной речи в различных ситуациях общения с носителями языка.

Проблема: нехватка словарного запаса и отсутствие навыков построения определённого набора фраз среди обучающихся 9а класса, при решении каких либо языковых ситуаций в быту или путешествиях.

Гипотеза: допустим, что изучив проблемы словарного запаса моих одноклассников и изучив языковые ресурсы, мне удастся создать средство для решения проблем, возникающих в определённых языковых ситуациях.

Материал исследования: интернет ресурсы, словари, разговорники (бумажные, электронные)

Объект исследования: интересы обучающихся, особенности создания разговорников, структура разговорников, тематика разделов

Предмет исследования: лексические единицы необходимые для построения разговорника, необходимого для удовлетворения нужд обучающихся МАОУ СШ №8

Методы исследования: дескриптивный, анкетирование, метод сплошной выборки и статистический.

Практическая значимость исследования: результаты моей работы можно использовать как во время уроков английского языка, так и во внеурочное время: для подготовки к устной части ОГЭ, во время путешествий или общения с носителями языка в соцсетях и т.д.

Цель проекта: создать средство (разговорник) для решения затруднений возникающих во время определённых языковых ситуаций.

Задачи проекта:

  • Исследовать теоретическую часть: определение разговорника, историю появления и развития разговорника – как инструмента изучения иностранного языка, структуру и особенности оформления разговорника, виды разговорников

  • Провести исследование (разработать опросник) среди одноклассников с целью определения для них наиболее значимых для них сфер общения со сверстниками, а так же языковых ситуаций, которые вызывают затруднения при общении на английском языке.

  • Изучить результаты опроса. Определить наиболее значимых для них сфер общения со сверстниками, а так же языковых ситуаций, которые вызывают затруднения при общении на английском языке

  • Провести исследование: изучить словари, интернет ресурсы, с целью необходимой лексики, речевых клише, устойчивых фраз и выражений в рамках заданной тематики.

  • Создать разговорник.

  • Провести испытание разговорника среди обучающихся 9а класса.

  • Подвести итоги.


Глава 1(теоретическая) 1.1. Определение разговорника

Чтобы создать мой разговорник необходимо твердо знать, что же это такое. Мне удалось найти 4 определения в различных толковых словарях:

  1. Разговорник - учебник иностранного языка, содержащий образцы бесед на разные обиходные темы. [1]

  2. Издание, помогающее в общении на иностранном языке в распространенных жизненных ситуациях. Бывает дву-и многоязычным; включает отдельные слова и фразы.[2]

  3. Пособие для изучающих иностранный язык, содержащее образцы бесед на разные обиходные темы. [3]

  4. Пособие для общения с иностранцами двуязычные (или многоязычные) образцы диалогов на определённые, обычно обиходные темы, с краткими словариками. [4]

Обобщив все эти определения, я могу сделать следующий вывод:

Разговорник – это определенное пособие, не являющееся учебником, так как не дает систематизированных знаний, но оказывающее помощь при общении на иностранном языке в определенных языковых ситуациях, содержит как отдельные языковые единицы, так и готовые речевые клише (примеры диалогов).

1.2 История создания и развития разговорников

1) Античные времена:

В древнем мире на территории Римской империи наставники в образовательных учреждениях использовали так называемые «тематические глоссарии», предшественников современных словарей и разговорников. Эти книги содержали иностранные слова, фразы, диалоги и даже целые тексты (в основном греческого происхождения), к которым представлялся эквивалентный перевод - «гроссы» на латыни или других языках. Изначально это были просто вставки прямо в тексте, между строками или на полях, но позже они приобрели вид близкий к современному разговорнику. Глоссарии могли классифицировать информацию по темам, по типам теста по таким принципам как алфавитный порядок или морфология [1.2].

2) Средневековье:

Официальные исторические источники утверждают, что первые рукописные разговорники создавались и использовались в средние века в Европе паломниками на святой Земле [6].

и соответственно содержали европейские языки, греческий и Иврит. Уже в XVв из-за интенсивного развития международной торговли появляются экземпляры первых рукописных разговорников для торговцев. Уже к концу xvв появляются печатные разговорники. Самый известный экземпляр - Гуд Бок то Лерн то Спик Френч (ок. 1493-1496 [7]

Развитие торговли по Великому шелковому пути дало толчок созданию разговорников и в Азии. Самый известный экземпляр – дуньхунский манускрипт, охватывающий набор полезных фраз на «сакском» языке и санскрите [1.1].

На территории России первые разговорники так же появились в форме «глоссов» - вставок в текст древнерусских переводов религиозных текстов в XIв. Полноценные словари – разговорники появились в XVв. Они включали в себя слова, выражения и диалоги, организованные по определенной тематике. На пример: «Толкование языка половецкого» [8].

Итак, создание разговорников имеет глубокую историю, начиная с античных времен, получившую бурное развитие в средневековье. Уже в XV в благодаря процессам миграции народов и развитию мировой торговли началось активное внедрение использования разговорников на территории как Европы так и Азии.

1.3 Типология разговорников

Типология словарей – разговорников зависит от коммуникативной функции, на выполнение которой он направлен. Филологи подразделяют словари – разговорники на следующие категории [1.1]:

1) общие разговорники, позволяющие вести диалог на иностранном языке по решению широкого спектра социально-бытовых ситуаций: работа, знакомство, отдых и т.д. Такие разговорники так же подразделяются на учебные (направленные на изучение иностранных языков), дорожные (бизнес и путешествия) и универсальные.

2) Специальные разговорники, предназначенные для употребления узкими специалистами. Специальные разговорники могут быть специализированными, в зависимости от наличия или отсутствия филологической подготовки пользователей.

В XXI во многие издательства выпускает разговорники как на бумажном так и на электронных носителях. Электронные разговорники получили широкое распространение.

1.4 Отличительные характеристики разговорника

Изучив работы современных филологов [9], я могу сделать следующий вывод, что основными особенностями разговорников являются:

  1. двуязычие

  2. активный и пассивный тип употребления родного языка носителя в качестве «входного» и «выходного»

  3. классификация языкового материала по темам общения

  4. основная единица описания – фраза, а не отдельное слово

1.5 Особенности структуры разговорника

По мнению современных филологов на современном этапе до сих пор не существует единой лексикографической традиции для составления словаря – разговорника [9] Структура разговорника может включать в себя:

  1. Предисловие (пояснительную записку о предназначении, комментарий)

  2. Основной корпус, состоящий из словарного (отдельные лексические единицы) и разговорного отделов (фразы, диалоги по темам). По количеству составляющих основной корпус может быть двухсоставным (фраза-перевод) или трехсоставным (фраза - транскрипция или транслитерация - перевод)

  3. Справочный материал: фонетический, грамматический и др. (в зависимости от типа разговорника)

  4. Реестр слов

Итоги главы 1

Подведя итоги моего теоретического исследования, я могу сделать следующий вывод: различные источники дают различное определение разговорника, но все они согласны, что разговорник – это пособие содержащие разговорные клише и примеры диалогов для решения различных ситуаций общения на иностранном языке. Создание и употребление различных разговорников уходит корнями в античные времена, имело бурное развитие в средневековье и активно продолжается в наши дни. Типология разговорников напрямую зависит от коммуникативной функции, на выполнение которой он ориентирован. Разговорники могут быть общими и специализированными, в зависимости от уровня филологической подготовки пользователей. Разговорники имеют специфические отличия от словарей, единицей описания является фраза (разговорное клише). Не существует единой лексикографической традиции для составления словаря – разговорника, но структура разговорника может включать в себя: предисловие, основной корпус (словарный и разговорный языковой материал), справочные материалы и реестр слов.



Глава 2 (практическая) 2.1 Разработка и проведение соцопроса

Мною был разработан опросник (приложение 1) для выяснения наиболее значимых для них сфер общения со сверстниками, а так же языковых ситуаций, которые вызывают затруднения при общении на английском языке. Как только я посмотрела результаты опроса (приложение 2), я выяснила, что 83% среди обучающихся моего класса любят английский язык, и 75% моих одноклассников смогут поддержать диалог на английском языке. А самыми интересными для изучения являются темы: интернет, спорт и мода. Наиболее важными темами являются: путешествия и отдых, увлечения, учеба. А данные темы вызывают затруднения: экология и путешествия.

Полученные результаты у меня вызвали сомнения, и для того чтобы достигнуть большей объективности полученной информации моего исследования, мною было решено провести дополнительное практическое исследование (приложение 3) среди своих одноклассников. В моем исследовании было необходимо ответить на простые вопросы по темам: «Быт», «Путешествия», «Приемы пищи», «Школа», «Увлечения», «Погода» которые покажут, способны ли мои одноклассники поддержать разговор, правильно составляя предложения и используя необходимую лексику. А также было задание вычеркнуть лишнее слово, которое не относится к той или иной теме. По результатам опроса, 92% моих одноклассников не смогут поддержать диалог на английском языке по предложенным темам, так как не обладают необходимым словарным запасом

2.2 Разработка разговорника

Узнав необходимые правила составления разговорников, я выделила основную структуру для своего: введение (пояснения для целевой аудитории), основной корпус (словарная часть и разговорная часть). Основной корпус подразделяется на темы и подтемы. Входной язык – английский, выходной – русский. Транслитерация отсутствует, так как мой разговорник разрабатывался с опорой на уровень знаний моих одноклассников, а соответственно на людей, которые обладают достаточным знанием языка для прочтения слов, т.е. имеют достаточную филологическую подготовку. По этой же причине отсутствуют справочные грамматические и фонетические материалы. По типологии мой разговорник является универсальным из-за широкого спектра тематики речи.

Темы разделов моего разговорника, я составила, собрав результаты опросов, учтя интересы моих одноклассников.

Далее я изучила интернет ресурсы (источники 2.2,10,11) и выделила слова и устойчивые выражения, а также дополнила все разделы фразами, которые могут использовать иностранцы в разговоре. Итак, мой разговорник содержит следующие разделы:

Раздел 1 «Учеба»

Раздел 2 «Путешествия и отдых»

Раздел 3 «Экология»

Раздел 4 «Увлечения»

Раздел 5 «Спорт»

Далее я разделила все разделы на микро темы, которые будут соответствовать разным языковым ситуациям, что позволит сократить скорость поиска необходимой информации. После, систематизировав всю информацию и создав обложку для моего разговорника, его составление было закончено (приложение 5).

2.3 Апробация разговорника

Заключительным этапом моей работы является апробация самого разговорника, иначе говоря, проверка того, хорошим ли получился разговорник и поможет ли он при общении.

Для апробации эффективности поставленного мной разговорника, я снова предложила моим одноклассникам снова выполнить задания из приложения 2. В результате использования моего разговорника все трудности, которые испытывали мои одноклассники испытывали ранее при выполнении заданий, были устранены. Мною было проведено анкетирование (приложение 6) По его результатам (приложение 7), я могу сделать вывод, что 92% процентов моих одноклассников считают, что мой разговорник был полезен им при решении языковых ситуаций. А 90% опрошенных учащихся узнали что-то новое из моего разговорника. Таким образом, результаты показывают, что цель моего проекта была достигнута.

Заключение

Подведя итоги моей работы, я могу сделать следующий вывод: разговорник – это пособие содержащие разговорные клише и примеры диалогов для решения различных ситуаций общения на иностранном языке. Создание и употребление различных разговорников уходит корнями в античные времена, имело бурное развитие в средневековье и активно продолжается в наши дни. С моей точки зрения, необходимо уделять больше внимания разговорной речи и устному общению на уроках английского языка. Для снятия затруднений при возможных ситуациях общениях, я составила разговорник, с учетом интересов моих одноклассников. Как показали результаты апробации разговорника, его использование было полезно для решения языковых задач и сняло все трудности. Моя гипотеза подтвердилась.



Источники

1.1 Левченко Г.А. Типология словарей-разговорников в России // Вестн. оск. ун-та. Сер. 19. Лингвистика и межкультурная коммуникация. 2007. №4.

1.2 Левченко Г. А. Словарь-разговорник в России: типологический и социолингвистический аспекты : типологический и социолингвистический аспекты :диссертация ... кандидата филологических наук : 10.02.20 Москва, 2007 333 с., Библиогр.: с. 273-288 РГБ ОД, 61:07-10/1684

2.2 Новый англо-русский словарь. 70 000 слов и словосочетаний. – М.: ООО «ДСК», 2010. – 700с

  1. https://ushakovdictionary.ru/

  2. https://rus-big-enc-dict.slovaronline.com/

  3. https://gufo.me/dict/efremova

  4. https://slovarozhegova.ru/

  5. https://translated.turbopages.org/proxy_u/en-ru.ru.25050ffa-6408e324-db623834-74722d776562/https/books.google.com/books?id=k6IcwmDG3cAC&pg=PA45

  6. https://translated.turbopages.org/proxy_u/en-ru.ru.25050ffa-6408e324-db623834-74722d776562/www.bl.uk/learning/timeline/item126612.html

  7. https://translated.turbopages.org/proxy_u/en-ru.ru.25050ffa-6408e324-db623834-74722d776562/https/en.wikipedia.org/wiki/Dunhuang_manuscripts

  8. https://pandia.ru/text/78/038/5096.php

  9. https://study-english.info/phrases-shopping.php

  10. https://englishforbeginner.ru/obrazovanie/



Приложение

Приложение 1

Анкетирование

Вопрос 1: Интересен ли вам английский язык?

Вопрос 2: Хотели бы вы говорить на английском?

Вопрос 3: Что для вас является главным фактором, позволяющим свободно владеть английским языком?

Вопрос 4: Оцените ваш словарный запас. Сможете ли вы поддержать беседу на английском языке?

Вопрос 5: При решении, каких языковых ситуаций у вас возникают затруднения? (напишите 3 и более тем)

П риложение 2



Приложение 3

Задание 1: Выберите слова, не относящиеся к…

- Приему пищи: food, bank, spoon, milk, cereals, dust, ham, insect, carry, beans.

- Путешествиям: hotel, arrival, (safety) belt, faith, convo, plane

Задание 2: Развернуто ответьте на вопросы.

- How many times a week do you mop or sweep the flour?

- What subject/s do you find most difficult and why?

- What season of the year is your favorite and why? What kind of weather do you prefer? Describe, please.

Приложение 4















Приложение 5















































Приложение 6

Анкетирование (апробация разговорника):

Вопрос 1: Справились ли вы с заданиями самостоятельно?

Вопрос 2: Часто ли вы пользовались разговорником?

Вопрос 3: Помог ли разговорник выполнить задания?

Вопрос 4: Узнали вы что-то новое при помощи разговорника?



Приложение 7