СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Проектная работа

Нажмите, чтобы узнать подробности

Проект по самообразованию "Экологисеское воспитание дошкольников средней группе по теме "Дикие животные"

Просмотр содержимого документа
«Проектная работа»

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Центр развития ребёнка - детский сад №16 «Вдохновение»















Проект по самообразованию

«Экологическое воспитание дошкольников в средней группе»

по теме «Дикие животные»







Выполнила:

воспитатель

Луцикив. Е. Ю.





























Юрга 2014 г



Тип проекта: Познавательно-творческий проект.


Классификация: среднесрочный (1 месяц).


Состав участников: групповой.


Участники проекта: дети средней группы, родители, воспитатели.


Актуальность проекта: обеспечить устойчивый интерес к природе, приобщать к бережному отношению к окружающему миру.



Цель проекта: формирование позитивного отношения к природе, к её охране.


Задачи:

– обучать началам экологической безопасности;
– сформировать эмоционально положительное отношение к окружающему миру;
– воспитывать уважительное отношение ко всем объектам природы, понимание взаимосвязей и взаимозависимостей в природе;

- развивать речь детей;

-вовлечь родителей в образовательный процесс, через совместные конкурсы, праздники, деятельность;

-способствовать самостоятельной поисковой деятельности.



Предполагаемый результат:

• У детей сформированы знания о жизни диких животных в природных условиях.

• У детей сформирован устойчивый интерес к живой природе.

• Дети умеют применять полученные знания в продуктивной деятельности.































1 этап. Подготовительный


Проектная деятельность


Задачи

Сроки реализации


Изучение уровня знаний по теме


Определить актуальные знания детей о диких животных


За неделю до начала проекта


Подбор методической литературы


Методическое обеспечение проекта

В течение недели до начала проекта


Подбор художественной литературы


Информационное обеспечение проекта


В течение недели до начала проекта


Изготовление дидактических

пособий по теме


Обеспечение проекта наглядными материалами


В течение недели до начала проекта


Написание конспектов занятий

Планирование предстоящей работы

В течение недели до начала проекта
































2 этап. Практический


Познавательная беседа «Дикие

животные леса »

Уточнить и расширить знания детей о диких животных

1 неделя, 1 занятие

Дидактическая игра «Животные и их детеныши»

Активизировать в речи названия диких животных и их детёнышей

1 неделя, 2 занятие

Рисование

«Зайчик под ёлочкой»

Учить рисовать животных,

передавая их характерные особенности. Развивать воображение

2 неделя, 1 занятие

Игра «Отгадай-ка»

Учить детей отгадывать загадки о диких животных, построенные на описании и сравнении

2 неделя, 2 занятие

Лепка «Зайчики на полянке»

Учить детей лепить животное, передавая овальную форму его туловища, головы, ушей. Развивать образные представления

3 неделя, 1 занятие

Консультация для родителей

«Хочу всё знать»

Познакомить родителей с требованиями программы по теме «Дикие животные»

3 неделя, 1 занятие

Аппликация из нетрадиционных материалов

Тема: «Ежик и Зайчонок»


Закрепить знания о диких животных.

3 неделя, 2 занятие

Беседа о жизни диких животных

«Как зимуют дикие звери

Формировать представление о том, что дикие животные приспосабливаются к изменениям погодных условий. Учит устанавливать причинно-следственные связи

4 неделя, 1 занятие

Сюжетно – ролевая игра «ЗООПАРК»


Способствовать расширению знаний о животных, об их внешнем виде, по памяти характеризовать их.

4 неделя, 2 занятие










3 этап. Заключительный


Организация познавательно-

речевой деятельности

«Путешествие в лес»

Обобщить и систематизировать знания о диких животных. Формировать устойчивый

интерес к живой природе

4 неделя, 1 занятие

Выставка детских работ (рисование, лепка, аппликация)

Представить результаты совместного

творчества детей и родителей

4 неделя, 2 занятие










































Литература


1. Программа воспитания и обучения в детском саду / под ред. М.А. Васильевой, В.В. Гербовой, Т.С. Комаровой. - 4-е изд., испр. и доп. - М.: Мозаика-Синтез, 2007.


2. Воспитание и обучение детей в средней группе детского сада / под ред. В.В. Гербовой, Т.С. Комаровой. - М.: Мозаика-Синтез, 2007.


3. Дыбина О.Б. Занятия по ознакомлению с окружающим миром в средней группе детского сада. - М.: Мозаика-Синтез, 2010.


4. Соломенникова О.А. Занятия по формированию элементарных экологических представлений в средней группе детского сада. - М.: Мозаика-Синтез, 2010.


5. Гербова В.В. Развитие речи в детском саду. Программа и методические рекомендации. - М.: Мозаика-Синтез, 2007.


6. Гербова В.В. Занятия по развитию речи с детьми 4-6 лет. - М.: Просвещение, 1987.


7. Короткова Э.П. Обучение детей дошкольного возраста рассказыванию. - М.: Просвещение, 1982.


8. Гербова В.В. Приобщение детей к художественной литературе. Программа и методические рекомендации. - 2-е изд., испр. и доп. - М.: Мозаика-Синтез, 2006.


9. Комарова Т.С. Занятия по изобразительной деятельности в средней группе детского сада. Конспекты занятий. - М.: Мозаика-Синтез, 2007.


10. Куцакова Л.В. Занятия по конструированию из строительного материала в средней группе детского сада. - М.: Мозаика-Синтез, 2007.


11. Куцакова Л.В. Конструирование и художественный труд в детском саду: Программа и конспекты занятий. - М.: ТЦ Сфера, 2009.


12. Лиштван З.В. Конструирование. - М.: Просвещение, 1981.


13. Шипицина Л.М., Защиринская О.В., Воронова А.П., Нилова Т.А. Азбука общения (Основы коммуникации): Программа развития личности ребёнка, навыков его общения со взрослыми и сверстниками. СПб.: ЛОИУУ, 1996.


14. Швайко Г.С. Занятия по изобразительной деятельности в детском саду: Средняя группа: Программа, конспекты: Пособие для педагогов дошкольных учреждений. - М.: Владос, 2000.


1 неделя 1 занятие.

Познавательная беседа «Дикие животные леса»


Цель: составление описательных рассказов.


Задачи:

-Учить детей описывать игрушку (по образцу воспитателя).

-Закрепить знания детей о диких животных.

-Учить называть детенышей животных.

-Развивать речь детей.

-Формировать умение понимать поставленную задачу.

-Воспитывать любовь к природе.


Словарная работа: «зайчонок», «лисенок», «ежонок», «медвежонок», «бельчонок».


Предварительная работа: рассматривание картин на данную тему, чтение русских народных сказок о животных, отгадывание загадок, рисование животных.


Материал: игрушки диких животных, карточки с изображением детёнышей диких животных.


Ход занятия:

(Педагог приносит телеграмму, читает её детям.)

Телеграмма:

Срочно помогите!

Происходят чудеса,

Не поделим мы леса.

Нас волшебник напугал,

Нас он всех заколдовал.

Мы забыли, кто мы есть,

Что нам пить и что нам есть.

Выручайте, помогите

И нас срочно помирите.

Жители леса.

Педагог. Скажите, кто живет в лесу?

(Дети перечисляют животных, которые живут в наших лесах.)

Педагог. Что же случилось в лесу? Как вы думаете, мы сможем помочь животным?

(Ответы детей.)

Педагог. Я предлагаю вам не хмурить брови, а посмотреть друг на друга и улыбнуться. А теперь посмотрите,  на меня и тоже улыбнитесь. Мы сегодня все будем делать с улыбкой, и у нас всё получиться.

Педагог. Чтобы помочь нашим животным, нам надо рассказать о них все, что мы знаем. Рассказать, какого цвета шубка, какие уши, хвост, чем питается, где живет, как звать детеныша этого животного.

(Образец рассказа педагога.)

(Дети сами составляют описательные рассказы о животных.)

Физкультминутка:

Зайчик - зайчик, как гулял?

(Я морковку искал.)

Ежик- ежик, с кем плясал?

(Не плясал, а белку ждал.)

Эй, зверята, где вы были?

(Мы на речке воду пили.)

Ты лисичка, где гуляла?

(Я цветочки собирала.)

Медвежонок, где ты был?

(Бочку меда раздобыл.)

Педагог. Ну, вот теперь мы расколдовали наших животных. Можем с ними поиграть. Я буду сочинять стихотворения, а вы мне будете помогать.

Игра «Подскажи словечко»

Часто к озеру напиться

Ходит рыжая….(лисица).

Уронила белка шишку

Шишка стукнула…(зайчишку).

Рады мальчики и девочки,

Рады зайчики и…(белочки).

Педагог. Скоро наступит зима. Наши звери уже приготовились её встречать. А кто как мы сейчас узнаем.

(Чтение стихов.)

Педагог. Вы сегодня были молодцы. Помогли зверей расколдовать. И в настоящей природе человек должен помогать нашим братьям меньшим, потому что человек самый сильный и самый умный житель нашей планеты.

















1 неделя 2 занятие



Дидактическая игра : «Животные и их детеныши» в средней группе.



Цель: игра «Животные и их детеныши» продолжает знакомить с дикими животными, расширяет словарный запас ребенка, учит правильной речи, формирует основы логического  мышления (обобщение, разделение на групп).



Правила игры: играют от 1 до 6 человек и ведущий. Ведущий раздает карточки с изображением детенышей. Ведущий берет по одной карточке с изображение животных и называет их. Тот игрок у кого карточка с соответствующим детенышем ,присоединяет эту карточку к своей. Побеждает тот, кто быстрее и правильно составит цепочки из карточек (самец – самка – детеныш) , а также назовет животных.



Оборудование: дидактическая игра  с карточками в форме пазл с изображением с изображением диких животных.



Словарь: закрепить слова: лиса, волк, заяц, медведь. Ввести новые слова: лис, лисенок, зайчонок, медведица, зайчиха, волчонок, медвежонок, самка, самец.



Ход игры:

Воспитатель: ребята, сегодня познакомимся и поиграем в новую настольную игру. Мы с вами уже говорили о диких животных. Каких вы знаете диких животных?

Ответы детей: лиса, волк, медведь и т.д.

Воспитатель: у вас у каждого есть семья, это мама – папа – ребенок. У животных тоже есть семья мама-самка, папа-самец,  детеныш. игра в которую мы сегодня поиграем, называется «Животные и их детеныши»

(демонстрация игры)

Воспитатель: сейчас я вам расскажу правила игры. Я вам раздам карточки с изображением детенышей животных. И мы с вами вместе будем искать карточки с изображением их родителей. Я вам покажу карточку, а вы должны отгадать, чьи это папа и мама. Мы с вами будем учиться правильно их называть.

(воспитатель раздает карточки с изображением детенышей животных: зайчонок, лисенок, медвежонок, волчонок и т.д. воспитатель показывает карточку с изображением одного из «родителей» детенышей).

Воспитатель: ребята, чья это «мама»? какого детеныша?

(воспитатель показывает карточки с изображением животного – самки).

Ответы детей: медвежонка, волчонка и т.д.

Воспитатель: мама медвежонка называется медведица и т.д.

Воспитатель: мы нашли детенышам мам. А давайте сейчас найдем пап детенышам и узнаем, как они называется.

(воспитатель показывает карточки с изображением животного – самца).

Воспитатель: ребята, чей это «папа»? какого детеныша?

Ответы детей: медвежонка, волчонка и т.д.

Воспитатель: папа медвежонка называется медведь и т.д.

Воспитатель: мы сегодня познакомились с семьями животных. Узнали, как называются «папы» и «мамы» детенышей животных, вспомнили диких животных.

Воспитатель: молодцы ребята! Вы сегодня помогли мне правильно собрать пазл.

Воспитатель: а вам понравилось играть в эту игру?

Ответ детей: да.

Воспитатель: спасибо за игру.









































2 неделя, 1 занятие

Цель: Учить рисовать животных, передавая их характерные особенности. Развивать воображение. Продолжать содержание ,учить детей изображать зайчика, закреплять умение держать кисть, пользоваться салфеткой. Использовать для изображения животных соответствующие цвета.

Материалы: альбомы, краски, кисти, салфетки.



Предварительная работа: рассматривание иллюстраций, альбомов, для раскрашивания.



Методические приемы: вопросы, активизирующие речь детей, сопряженная и отражающая речь, игровые приемы.


Ход занятия.

А сегодня давайте поселим в наши леса животных. Кого можно встретить в осеннем лесу? (зайчика, ежика). Да, всех этих животных можно встретить в осеннем лесу, но мы с вами поселим зайчика. Посмотрите, к нам в гости пришли разные зайчики. Давайте рассмотрим их. Что есть у зайчика? (туловище, лапы, голова, хвост, уши, глаза …)

  • Какая часть тела больше? (туловище)

  • Голова находится чуть сбоку вверху у туловища.

  • Какой хвостик? (хвостик у зайца маленький, находится с другой стороны туловища).

  • А где находятся лапки у зайчика?  (внизу, под туловищем)

  • Какого цвета шубка? (серая, коричневая)

  • Из каких геометрических фигур мы будем рисовать зайчика? (из овалов) А какого цвета? (серого)

  • Посмотрите, я покажу, как нужно рисовать зайчика. Смачиваю кисточку в воде, набираю коричневую краску на весь ворс, лишнюю краску убираем о край баночки, кисточку беру за железную рубашку. Начинаю рисовать с туловища.

  • А какой формы туловище? (овал). Прикладываю кисточку к бумаге всем ворсом, кисточка бежит по прямой, закругляется, бежит по короткой стороне, закругляется, бежит по длинной стороне, закругляется и прибежала туда, где была. Сейчас закрасим туловище прямыми линиями, не выезжая за края (показ).

Затем рисую голову, чуть поменьше овал, закрашиваю ее, нарисую длинные ушки у зайчика, маленький пушистый хвостик. Сейчас нарисую лапки – зайчик у меня притаился. Осталось нарисовать глазки, носик, усики, но нужно подождать, когда высохнет краска. Вот у меня получился зайчик.

Здесь я нарисовала большого зайчика, а в лесу мы должны нарисовать маленького. Зайчика можно нарисовать под елочкой, деревом или просто бегущего по тропинке. Посмотрите (показ работы педагогом).

Давайте перед работой вспомним с чего мы начнем?

Выберем, какого зайчика будем рисовать, сначала нарисуем туловище, овальной формы, затем голову, уши, хвост, лапы, глаза, нос, усики.

А сейчас приготовим пальчики к работе.

Пальчиковая гимнастика.

Ушки длинные у зайки

                                        Из кустов они торчат.

                                        Он и прыгает, и скачет,

                                        Веселит своих зайчат.

2 часть. Работа детей. Индивидуальные беседы с детьми: Что ты делаешь?

Набираю краску, прижимаю всем ворсом к месту и рисую туловище. Какой у тебя зайчик? (маленький, пушистый, он бежит по тропинке)

Где находятся ушки у зайчика? (он  прижал ушки)

3 часть. Анализ: выставляются детские работы (приходит зайчик).

Спасибо, ребята. В лесу мне теперь будет очень весело, посмотрите, какие разные зайчики: трусливые, бегущие, прыгающие.

У меня зайчик сидит под елочкой, ждет, когда за ним придет мама. Он пушистый, серый, у него есть голова, хвостик, туловище, лапы.

Молодцы!

































2 неделя, 2 занятие

Игра «Отгадай-ка»


Цель: Учить детей отгадывать загадки о диких животных, построенные на описании и сравнении, воспитывать воображение, внимание.


Материал: Плюшевый медведь, картинки с изображением диких животных.


Предварительная работа: Беседа с детьми о диких животных; их детенышах, рисование диких животных (зайчика).


Ход занятия:

Воспитатель загадывает загадку:

«Большой, лохматый

В лесу живет, любит мед» (медведь).

(Появляется медведь здоровается с ребятами.)

- Вы тут обо мне говорили?

-Садись с нами Мишка вместе поиграем.

Воспитатель:

- А вот еще одна загадка, послушайте:

А зимой он спит в берлоге,

От мороза прячет нос.

(Медведь)

(ответы детей).

Мишка: Это, конечно, я.

Медвежонок говорит, что он знает, чем занимаются ребята в детском саду, во что играют, и предлагает поиграть:

Физминутка:

Медвежата в чаще жили

Головой своей крутили.

Вот так, вот так, головой

Своей крутили.

Медвежата мед искали

Дружно дерево качали.

Вот так, вот так

Дружно дерево качали.

Медвежата в чаще жили

Вперевалочку ходили.

Вот так, вот так

Вперевалочку ходили.

Мишка: А наши ребята, знают «Что умеют делать звери?»

Воспитатель:   Мы сейчас превратимся в твоих лесных друзей.

(Дети превращаются в зверей. Каждый должен рассказать, что он умеет делать, чем питается, как двигается. Рассказавший правильно получает картинку с изображением данного зверя.)

Воспитатель: (загадывает загадку об этом звере.)


(Я белка) Прыгаю с ветки на ветку. На зиму делаю запасы: орехи собираю, грибы сушу.



Загадка.

Хожу в пушистой шубе, живу в густом лесу.

В дупле на старом дубе орешки я грызу.

Ответ (Белка)


- Я медведь. Вперевалочку хожу, мед ищу, ульи ворошу.

Загадка.

Кто, позабыв тревоги,

Спит в своей берлоге?

(Медведь)


- Я зайчик. Прыгаю ловко, люблю морковку.


Загадка.

Маленький, беленький, 
По лесочку прыг-прыг! 
По снежочку тык-тык! 
(Заяц)


- Я лисичка. Хвост у меня пушистый, мех золотистый. Я живу в лесу. В деревне кур краду.

Загадка.

Хитрая плутовка,

Рыжая головка,

Хвост пушистый - краса!

А зовут ее ... (лиса)


- Я волчок. Серый бочок, зубами щелк. Я бегаю за зайчиками.

Загадка.

Кто зимой холодной

Ходит злой, голодный?

(Волк)


Мишка: Вот , здорово все мои лесные друзья здесь оказались.

Ну, что ж , ребята мне пора возвращаться домой в лес. Мне очень понравилось играть с вами. Я обязательно расскажу своим друзьям о вас.

(Мишка прощается с детьми.)


Итог занятия:

Воспитатель: Ребята, какой был медвежонок? (Коричневый, лохматый, большой.) А медведица? В каких животных вы превращались? Все эти животные живут в лесу. Какие это животные? (дикие).


3 неделя, 1 занятие

Лепка «Зайчики на полянке» в средней группе.


Цель: Учить детей лепить животное, передавая овальную форму его туловища, головы, ушей.

Закреплять приемы лепки и соединения частей.

Развивать умение создавать коллективную композицию; образные представления, воображение.

Укреплять здоровье детей.

Воспитывать интерес к творческой деятельности.


Раздаточный материал: пластилин, доска для лепки, глазки из гречки, ушки – ватные палочки.


Демонстрационный материал: мягкая игрушка заяц, алгоритм выполнения зайчика


Методические приемы: игровая ситуация « Посмотрите-ка, ребятки, вон под елочкой зайчатки!»,  беседа о зайце (части тела, детали), физкультминутка «Зайка»; игровая мотивация «Слепим зайчикам друзей», музыкальное сопровождение «Сказочный лес» В.Климова, технический показ, пальчиковая игра «Волк и зайцы»,  самостоятельная деятельность детей, подведение итогов.


                                 Ход занятия.

(Дети стоят вокруг ковра. Звучит музыка «Сказочный лес».)

Воспитатель:

Ребята, слышите, звучит какая волшебная музыка? Это звуки сказочного леса. А вы хотите попасть в этот лес? Для этого нужно сказать волшебные слова:

            Раз, два, три, четыре –

            Дружно глазки все закрыли.

            Повернулись, покружились –

            На полянке очутились!

Мы с вами оказались в лесу на сказочной полянке. А кто это там сидит под елочкой? (ответы детей)

- Правильно, это зайчата.

(Воспитатель берет в руки зайцев и говорит, что зайчики отчего-то грустят. Им, наверное, скучно. Давайте слепим им друзей из пластилина.)

   Воспитатель:

- Посмотрите, какой он замечательный. Ребята, обратите внимание на его части тела. Какие части тела есть у зайца?

Дети:

- Туловище, голова, ножки, лапки, ушки, хвостик.

Воспитатель:

- Скажите, какой формы туловище? Голова? Ноги? Лапки? Уши? Хвостик?

Дети отвечают: овальной, круглой.

Воспитатель:

- Какая часть тела самая большая?

Дети:

- Туловище. После туловища по величине идет голова, потом – ноги, лапки, уши и самая маленькая часть – хвост.

- Ребята, скажите, каким способом нужно лепить туловище? Голову? Лапки? Уши? Хвост?

Дети (с помощью воспитателя)

- Нужно раскатать круговыми движениями ладоней кусочек пластилина, который побольше, чтобы получился шар, потом прямыми движениями раскатываем пластилин в форме овала.

- Голову нужно делать так: раскатать пластилин круговыми движениями в форму шара.

- Лапки  делаются способом раскатывания «колбаски».

- Ушки – ватные палочки

- Для хвостика и глаз – семена гречки.

Воспитатель:

- Обратите внимание. Сначала к туловищу прикрепляется голова, затем ноги, лапки, к голове – ушки, потом хвост. Каждую деталь нужно плотно примазывать при соединении.

Но сначала разомнемся.

                   Физкультминутка « Зайка »

Скок-поскок, скок-поскок,              прыжки на месте на двух ногах.

Зайка прыгнул на пенек.

В барабан он громко бьёт,            кулачками стучат себя по бедрам.

В чехарду играть зовет.

Зайцу холодно сидеть,                    присели.

Нужно лапочки погреть,                 потирание ладоней.

Лапки вверх, лапки вниз,                руки вверх, вниз.

На носочки подтянись.                    Потягиваются.

Лапки ставим на бочок,                  руки, на пояс.  

На носочках скок-скок-скок.          прыжки.

А затем вприсядку,                         «пружинка».

Чтоб не мерзли лапки.


А теперь, пора за работу приниматься. Рассаживайтесь на свои места. Мы с вами начнем лепить зайчиков.

 (Воспитатель обращает внимание на осанку детей.)

Воспитатель:

-Но перед тем, чтобы слепить зайчика, давайте пальчиковую гимнастику сделаем.

               Пальчиковая гимнастика «Волк и зайцы»

Раз, два, три, четыре -                 дети поочередно разгибают пальцы.

Заяц уши оттопырил,                поднимают согнутые руки к голове.

Вот он серый волк, волк,         хлопки перед собой «зубами».

Он зубами щелк, щелк!

Зайка, я, и ты, и ты,                  разгибание пальцев.

Быстро прячемся в кусты.         зажимаем пальцы в кулак.        

Воспитатель: Зайчик будет наблюдать, за вами. Примемся за дело. Возьмите кусочек пластилина и начинайте его раскатывать круговыми движениями. С какой части тела нужно начать?

Дети:

- С туловища. (Воспитатель вслух описывает процесс лепки) .

Воспитатель:

- Теперь продолжим. Какую часть будете лепить?

- Голову. (Воспитатель вслух описывает процесс лепки) .

Воспитатель:

- Продолжим. Какую часть будете лепить сейчас?

- Лапки и ножки. (Дети лепят) .

Воспитатель:

- За какую часть приметесь теперь?

Дети:

- Ушки. А ушки мы лепить не будем, а сделаем их из ватных палочек. Посмотрите, как это сделаю я.

(Воспитатель показывает зайчика.)

- Молодцы, у всех получается. И что осталось сделать?

- Хвостик и глазки.

А их мы сделаем из семян гречки. Показывает.

Воспитатель берет мягкую игрушку:

- Нашим зайчатам очень понравились друзья, которых вы слепили. Молодцы! А теперь расставьте зайчиков на полянке, где они все вместе поиграют в игру «Бездомный заяц».

А теперь пора вернуться в наш садик. Повторим волшебные слова:

            Раз, два, три, четыре –

            Дружно глазки все закрыли.

            Повернулись, покружились –

            В садике мы  очутились!

Спасибо вам за работу, так как вы сделали доброе дело – слепили друзей зайчатам.
















3 неделя 2 занятие

Аппликация из нетрадиционных материалов

Тема: «Ежик и Зайчонок»


Цель: Закрепить знания о диких животных. Познакомить с новыми техниками выполнения изображения из нетрадиционных материалов c использованием ваты, чайной заварки. Продолжать учить работать ножницами

- Развивать наблюдательность, умение изображать диких животных, передавая особенности их внешнего вида. Совершенствовать навыки работы с клеем, бросовым  материалом (чайная заварка, вата, сухие листья). Развивать познавательные интересы, творческие способности детей, мелкую и общую моторику.

- Воспитывать у детей доброе отношение к животным.


Оборудование: Письмо, лист картона, клей ПВА, кисточка для клея, подставка для кисточки, салфетка, шаблоны из бумаги ежа и зайца, три квадрата зеленого цвета разной величины, черный чай, вата.

Предварительная работа: Рассматривание иллюстрации с изображением диких животных, Загадывание загадок, чтение художественной литературы по теме, просмотр мультимедийной презентации «Дикие животные».

Ход занятия:

Дети сидят на ковре.

Воспитатель: Ребята, какое время года сейчас? (поздняя осень)

Воспитатель: А к какому времени года готовится природа? (она готовится к зиме)

Воспитатель: Как животные готовятся к зиме? (делают запасы, впадают в спячку, меняют окраску)

Воспитатель: Какие животные делают запасы на зиму? (Белки)

Воспитатель: Какие животные впадают в спячку? (ежи, медведи)

Воспитатель: А кто из зверей меняет окраску? (Белки, зайцы)

Стук в двери. Почтальон приносит письмо.

Воспитатель: Ребята, нам пришло письмо от Зайчонка и волшебного леса.

Письмо

Здравствуйте ребята группы «Ягодка»!

У меня и моего друга ежика случилась беда. К нам в лес уже пришла зима. А Осень, уходя, спрятала мою зимнюю шубку и последним своим сильным дождем смыла колючки с моего друга Ежика. И теперь Ежик не может лечь спать, он замерзает, а я боюсь лисы и волка. Мою серую шубку хорошо видно на белом снегу. Помогите нам, пожалуйста.

Воспитатель: Ребята поможем Зайчонку и Ежику? (ответы детей)

Дети проходят за столы.

Показ порядка выполнения работы.

Воспитатель: Сейчас я вам расскажу, как будем возвращать иголки Ежику и шубку Зайчонку. Ребята у вас на столе лежит лист картона, вырезанные заранее шаблоны ежика и зайчонка, мисочки с чайной заваркой, вата и зеленые квадраты. Сначала мы сделаем ёлочку, под которой спрячем ежика и зайчонка. Каждый из вас возьмёт по три зелёных квадратика и разрежет их так, чтобы получились треугольники. Три разных треугольника положите на картон, а остальные положите на тарелочку.

Воспитатель: Как надо разрезать квадрат, чтобы получились треугольники? (ответы детей)

Воспитатель: Из треугольников посередине картона сложите елочку. Ёлочка, должна походить на пирамидку. Приклеиваем. Теперь рядом с елочкой приклеиваем шаблоны ежика и зайчонка. После намазываем ежика и посыпаем заваркой, намазываем зайчонка и приклеиваем кусочки ваты. Прежде чем приступить к работе, разомнем наши пальчики.

Пальчиковая гимнастика «Лесные животные»

Это зайчонок, это бельчонок, это лисенок, это волчонок

(сгибают пальцы, в кулак, начиная с мизинца)

А это спешит, ковыляет спросонок Бурый, мохнатый, смешной медвежонок.

(вращают большим пальцем)

Воспитатель: Ну, вот ребята, теперь наши пальчики готовы можете приступать к выполнению задания.

Самостоятельное выполнение работы под музыку.

Если ребенок затрудняется, то воспитатель помогает.

Итог непосредственно-образовательной деятельности.

В заключение занятия рассматриваются и анализируются выполненные работы.

Воспитатель: Молодцы! Вы замечательно справились с заданием. Смогли помочь Ежику и Зайчонку.


























4 неделя 1 занятие

Беседа «Дикие животные зимой»

Цель:

  1. Формировать представление о том, что дикие животные приспосабливаются к изменениям погодных условий. Учить устанавливать причинно-следственные связи

  2. Усвоить названия животных, познакомить со средой обитания, особенностями внешнего вида и образа жизни.

  3. Развитие связной речи, совершенствование грамматического строя речи. Активизация предметного и глагольного словаря, словаря признаков по теме «Дикие животные».

  4. Воспитывать любовь и бережное отношение к природе.

Материалы: макет зимнего леса, кукла «Незнайка», картинки и игрушки диких животных, снежинка.

Предварительная работа: рассматривание иллюстраций диких животных и беседа по ним.

Рассказы: В. Бианки «Купание медвежат», Е. Чарушин «Волчишко», «Медведица и медвежата», Н. Сладков «Лиса и заяц», Н. Сладков «Лиса и заяц».

Сказки: «Козлятки и волк», «Колобок», «Три медведя» (обр. Л. Толстого), «Лиса и кувшин».

Дидактические игры: «Когда это бывает?», «Чей это домик?», «Кто чем питается?».

Ход занятия.

Воспитатель: Дети, посмотрите, какая красивая снежинка» К кому она попадет в руки, тот должен назвать любое слово о зиме.

Дети: Мороз, снег, лед, иней, метель, лыжи, ледянки, санки, вьюга...

Затем воспитатель просит детей вспомнить стихи о зиме.

Воспитатель: Сейчас мы отправимся в путешествие, закройте глаза (звучит музыка и воспитатель выставляет макет зимнего леса).

Воспитатель: Посмотрите, куда мы попали?

Дети: Мы попали в лес.

Воспитатель: Какое это время года?

Дети: Зима.

Воспитатель: Какой красивый зимний лес! Все покрыто снегом, будто пушистым ковром. Тихо-тихо в лесу. Скажите, кто живет в этом лесу?

Дети: В этом лесу живут волк, лиса, заяц, белка, ежик.

Воспитатель: Как назвать этих животных одним словом?

Дети: Дикие.

Воспитатель: Скажите, всех ли диких животных можно увидеть зимой?

Дети: Нет.

Воспитатель: Почему, как вы думаете?

Дети: Медведи и ежи зимой спят.

(Раздается стук в дверь, входит «Незнайка»).

Незнайка: Здравствуйте, ребята, я принес для вас загадки, помогите мне, пожалуйста, их разгадать:

По снегу бежит петляет,

К лету шубку он меняет.

На снегу его не видно,

Волку и лисе обидно. (заяц).

Пышный хвост торчит с верхушки,

Что за странная зверушка?

Щелкает орехи мелко,

Ну конечно это... (белка).

День и ночь по лесу рыщет,

День и ночь добычу ищет.

Ходит-бродит он молчком,

Уши серые торчком. (волк).

Хвост пушистый,

Мех золотистый,

В лесу живет,

В деревне кур крадет. (лиса).

Незнайка: Молодцы, ребята, спасибо вам. Я вот смотрю и никак не пойму, что общего есть у всех зверят.

Дети: У всех животных есть голова, морда, лапы, хвост.

Незнайка: Я всё время забываю, чем покрыто тело животных?

Дети: Тело животных покрыто шерстью.

Незнайка: Расскажите, пожалуйста, а какая лиса?

(Незнайка просит детей рассказать о волке, зайце, белке, медведе).

Незнайка: У всех животных есть свои детишки! А вы знаете кто у кого?

Игра «У кого кто?»

Игра-разминка «На водопой»:

Как-то днем лесной тропой звери шли на водопой (дети спокойно идут по кругу друг за другом),

За мамой лосихой топал лосенок (идут, громко топая),

За мамой лисицей крался лисенок (крадутся на носочках),

За мамой ежихой катился ежонок (приседают, медленно двигаются вперед),

За мамой медведицей шел медвежонок (идут вперевалку),

За мамой белкой скакали бельчата (скачут вприсядку)

За мамой зайчихой - косые зайчата (скачут на выпрямленных ногах),

Волчица вела за собою волчат (идут на четвереньках),

Все мамы и дети напиться хотят (лицом в круг, делают движение языком и лакают).

Незнайка: Ребята, а правда что заяц живет в норе?

Дети: Нет. У зайца дома нет, он спит под кустом, под елкой в сугробе.

Игра «Где кто живет?»

Дети:

Лиса живет в норе.

Белка - в дупле.

Медведь зимой спит в берлоге.

Волк живет в логове.

Еж спит в норе.

Незнайка: Спасибо, ребята» А расскажите мне, пожалуйста, еще раз подробнее об этих животных, чтобы я ничего не забыл.

(Воспитатель выставляет на доске карточки с изображением диких животных).

Воспитатель: Ребята, а расскажите Незнайке кто это, как называется его детеныши, где живет это животное.

Дети по желанию, по одному подходят к доске, берут карточку с изображением животного и рассказывают всё, что знают о нем.

Например: Это медведь, у него медвежата, он зимой спит в берлоге. Медведь это дикое животное.

Незнайка: Большое спасибо, ребята! Я так много узнал. До свидания.

(Незнайка уходит).

Воспитатель: Вот и ушел наш Незнайка. Теперь он многое узнал и, наверно, будет меньше задавать вопросов. Вы порадовали Незнайку своими ответами, многое ему рассказали. Как вы думаете, зверям хорошо жить в лесу?

Дети: Хорошо. Это их дом. Лес их кормит.

Воспитатель: А как люди должны вести себя в лесу?

Дети: В лесу нельзя ничего ломать, обижать животных. Лес нельзя загрязнять.

Воспитатель: Ребята, вы все молодцы, вы и меня порадовали своими ответами. А теперь нам пора возвращаться в наш детский сад.





















4 неделя 2 занятие

Сюжетно – ролевая игра «ЗООПАРК»


Цель: 
- обеспечить у детей интерес к сюжетно – ролевой игре, помочь создать игровую обстановку,
- способствовать расширению знаний о животных, об их внешнем виде, по памяти характеризовать их.
- развивать речь, обогащать словарный запас, закреплять звукопроизношение.
- закрепить знание детей о том,  как зовут детёнышей у разных звериных мам.
- воспитание доброго отношения к животным, заботу о них.

Предварительная работа:
- Беседы о животных с использованием иллюстраций о зоопарке,
- загадывание и отгадывание  загадок о животных,
- чтение художественной литературы о животных,
- изображение животных в изо. деятельности (лепка, рисование,),

Материал:
- телефон,
- строительный материал (крупный, мелкий), 
- лего,
-  набор зверей, 
- грузовая машина с клеткой,
- белый халат для врача,
-градусник, 
- аптечка,
- карточки с изображением круга, красного пятна,
- повязка на руку для контролёра,
- билеты – половинки дид. игра «чья мама»,  

Ход занятий: 
1 часть: (организационный момент).
“Тай, тай, налетай,
В интересную игру поиграй
Всех принимаем и не обижаем 
А кто опоздает – 
В небо улетает”.

2 часть:  (проблемная ситуация).
 (Игра начинается с постройки зоопарка, дети с воспитателем сидят на ковре, у воспитателя звонит телефон, отвечает на звонок).
- Да это детский сад.
-  К нам едут 8 животных? 
- Хорошо! Мы встретим всех животных (кладёт телефон).
- Ребятки вы слышали? К нам едут животные.
- А сколько едет?  (8)
- Интересно, куда же мы их с вами расселим, где же они у нас будут жить? (отв. детей,  в зоопарке).
- Я вам предлагаю сделать мини – зоопарк, это значит какой? (маленький).
- Кто был в зоопарке? (отв. детей). 
- Скажите, а зоопарк это что? (отв. детей).
- ЗООПАРК – зоологический парк, то место где можно увидеть разных животных. Их привезли из разных стран.
А кто ухаживает за животными в зоопарке? (человек).
А что он ещё делает? (охраняет, оберегает).
- Из чего мы можем сделать зоопарк? (из крупного строительного материала). 
- А чтобы звери не разбежались, что нам надо сделать? (вольеры).
- А вольеры будем строить (из кубиков).
- А сколько вольеров нужно сделать(8).
- Почему? (потому что 8 животных).


3 часть:  (ветеринарная лечебница).
- В зоопарке ещё есть больница для животных. 
- Она называется – (ветеринарная). 
- Там работает – (врач для животных – ветеринар).


4 часть:(домик для животных).

- Какое время года? (зима).
- Нашим животным будет холодно. Как вы думаете, что можно сделать, для того чтобы они смогли перезимовать нашу холодную зиму? (сделать им домик).
- А я вам предлагаю сделать домик из прозрачного квадрата (дети стоят возле стола и делают домик по образцу).
- А ещё из чего можно сделать домики (из маленького строительного материала).


5часть:  (встреча животных).
- Очень красивый зоопарк. Большой и просторный.
- Зоопарк уже готов, а зверей ещё нет (заезжает грузовик и завозит животных).
- Давайте посмотрим, какие животные к нам приехали? (дети перечисляют).
- А как можно назвать их одним словом? (дикие животные).


6 часть: (осмотр животных « ветеринар»). 
- Но прежде чем мы расселим животных по вольерам, их должен осмотреть ветеринар (воспитатель назначает ребёнка-ветеринара, он осматривает и прослушивает каждого животного).
- Ну что (обращается к ребёнку – ветеринару) все животные у нас здоровы (да).
- Тогда будем заселять всех животных  в ваши просторные, красивые вольеры. Но я сейчас вам буду загадывать загадки, и кто отгадает, тот возьмет именно того животного кого он отгадает. И заселит его в свой вольер (загадывает загадки о животных).

7 часть: (загадки о животных).

По деревьям бойко скачут,
В зоопарке всех дурачат,
Видят лишь в других изъяны,
А зовут их - ...(обезьяны). 

Огромный, серый, с добрым нравом,
Идёт по джунглям величаво
И длинным носом, как рукой,
Поднять он может нас с тобой   
                                 (слон). 
Из воды выходит туша. 
Ох, и тяжело на суше! 
До земли висит живот, 
Это толстый … (бегемот) 


Траву ест и воду пьет
Пешеходный переход.
                                 (зебра)
Грива есть, но нет копыт,

И не ржет он, а рычит.
                            (лев)

Длинная шея и длинные ноги,
Ходит животное это в тревоге,
Щиплет листочки. 
Заметен врагу,
Боится попасться он тигру и льву                   
                                          (жираф).

- все говорят,
Что  похож я на папу –
Такой белоснежный
Такой косолапый,
Но только и папа
Похож на меня – 
такой же охотник до рыбы,
как я.
                 (Белый медведь).
Острые зубы, ему не до игр,
Полосатый и грозный   
                                      (Тигр)
 

8 часть:  (покупка билетов «кассир»);
- Зоопарк построили, животных заселили. А вы хотите сходить в зоопарк, на экскурсию? (да).
- Но что стачало нужно приобрести, для того чтобы пройти туда? (билеты).
- А где их можно приобрести? (в кассе).
- А кто вам их продаст? (кассир).
А кассирам у нас сегодня будет (назначает ребёнка), но она вам продаст билет только в том случае если вы правильно назовёте всё то, что знаете (показывает таблички) круглое, красное. (яблоко, помидор, мяч, обруч, арбуз, бусы, конфеты, шар). 


9 часть: (проверка билетов «контролёр»); 
- Но нам нужен ещё контролёр, для того чтобы проверил, правильно ли вы нашли себе пару (назначает, ребёнка контролёра он проверяет).
- Ну, вот билеты все купили, а контролёр проверил, что у всех  половинки билетов совпали. Теперь можно  пройти и в зоопарк.


10 часть: (беседа о животных «экскурсия»);
(обращается к детям по имени) …в твоём вольере кто живёт? (тигр).
- Расскажите о нём (отв. детей используя приложение). 
- Продолжим путешествие по зоопарку. Отправимся в гости с слону.
- Кто нам расскажет про него?
        
11часть: (итог). 
- Вам понравилась игра в зоопарк7
- Какие животные вызвали у вас интерес?
- С какими животными вам не хотелось бы, встретиться в лесу?
- как ты думаешь, дикие животные нуждаются в нашей помощи, как домашние животные?
- Почему нельзя заводить диких животных в квартире?

 

Приложение
ТИГР - Мягко ходит по дорожкам, 
С виду – как большая кошка,
Гибкая, усатая,
Шёрстка полосатая.
Хоть на кошку он похож -
Ты к нему не подойдешь:
В лапках сила велика –
Может завалить быка,
С этим зверем не до игр,
Очень уж опасен тигр.
Жираф – самое высокое животное на Земле. Окраска его светло – жёлтая с чёрными пятнами. Расположение и величина пятен не повторяются. Они питаются растениями, ветками и листьями деревьев. Шея у жирафа длинная и гибкая, на голове у него два рога, на шее растёт короткая коричневая грива. Если он хочет попить воды с земли, ему нужно широко расставить ноги в стороны, чтобы дотянуться до неё. Окраска шкуры делает его практически невидимым, когда он ест в тени деревьев. У него острое зрение, тонкий слух. Когда нападают на жирафа, то он лягается задними ногами или использует голову как кувалду. Даже лев, охотясь на жирафа, проявляет осторожность, всегда приближаясь к нему сзади! У самки жирафа рождается 1телёнок с маленькими рожками. Живут жирафы около 15 – 25 лет.


Слон – одно из самых крупных животных. У слонов отличный слух. А в жару они используют уши как вентиляторы. У слонов хорошее зрение, длинные ресницы защищают глаза животного от пыли. Длинные бивни – это не что иное, как очень большие зубы, которые продолжают расти всю жизнь. Ими слоны выкапывают коренья. Слоны едят траву, кору деревьев, побеги, листья, коренья, плоды. Хобот нужен слонам, что бы пить воду из реки, рвать листья с высоких деревьев и класть их в рот, поднимать и таскать тяжёлые брёвна, поливать себя водой, отшлёпать непослушного слонёнка. Ноги мощные, толстые. Кожа морщинистая, в складках. У слонихи рождается 1 детёныш, который весит 120 кг.


Орангутанг - в переводе означает «лесной человек». У них длинная шерсть. Они любят фрукты, мёд, кору деревьев, грибы, насекомых, мелких животных. Руки очень длинные – в два раза длиннее ног. Животные перемещаются, раскачиваясь и прыгая по веткам деревьев. По земле орангутанг ходят, опираясь на ступни и костяшки рук. Ступнями они могут обхватывать ветки деревьев.


Лев – лев издаёт рёв или рычание. Он днём спит, а охотится ночью. Львы в основном питаются зебрами, газелями, антилопами. Иногда нападают на жирафов, но никогда не трогают слонов, носорогов, бегемотов.


Зебра – Это изящная, игривая полосатая лошадь. У неё отличная память и хорошее зрение.  Каждая зебра имеет уникальный рисунок из чёрных и белых полос, подобно отпечаткам пальцев у человека. Узор полосок у зебр не повторяется никогда. Жеребята по этому признаку находят своих матерей. На самом деле зебра — чёрная в белую полоску, а не наоборот, как считают некоторые. Живут они стадами. Питается в основном травами и осоками. Зебра приносит 1 жеребёнка.

Бегемот – это «водяная лошадь». Он может ходить по дну и собирать сочные водяные растения, которыми охотно питается. Бегемоты обычно питаются ночью, а днём отдыхают.  Под водой он может находиться 8-9 минут.

Белый медведь – Несмотря на большой размер белые мишки даже на суше быстры и ловки, а в воде легко и далеко плавают.  Легко передвигаются по льдам, проходя 30 – 40 км. в день. Своими большими ногами медведь легко и быстро передвигается по глубокому снегу. Он ещё и самый умный среди хищников. Хорошо ориентируется, никогда не блуждает и твёрдо знает, куда и зачем идёт. Мех белого медведя кажется белым, хотя волосы сами по себе прозрачны. Просто каждый волосок замечательно отражает солнечный свет, поэтому глазу кажется, что шерсть белая, а не бесцветная!  Белизна шерсти помогает,  медведю охотиться не заметно на снегу, он сливается со снегом. У медведя не только нос, но и вся кожа под шерстью чёрного цвета. Под кожей толстый слой сало, без него медведи не смогут долго плавать. Находясь на суше, медведи едят яйца птиц, прихватывают мышей. Летом – ягоды морошки и выброшенные на берег водоросли. Они очень терпеливы, долго могут ждать своей жертвы.