Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №1 «Солнышко» с. Верхние Киги муниципального района Кигинский район Республики Башкортостан
Проектная работа
«Профилактика плоскостопия у детей старшего дошкольного возраста в ДОУ».
Подготовила:
Руководитель по физическому воспитанию
Хамматова Лилия Юнировна
2020 г.
Актуальность проекта. Проблема плоскостопия у детей всегда была насущной и актуальной Здоровье стоп – это здоровье всего организма. Формирование здоровья детей, полноценное развитие их организма – одна из основных проблем в современном обществе. Уже в детском саду практически не осталось детей с первой группой здоровья, постоянно возрастает число нуждающихся в коррекционных группах для занятия физкультурой, часто болеющих детей. Особенно тревожит ситуация по количеству детей с нарушением осанки и плоскостопием. Своевременная профилактическая работа в этом направлении позволит избежать существующих проблем и скорректировать уже имеющиеся. Плоскостопие, как и нарушения осанки чаще встречается у слабых, физически плохо развитых детей. Нередко нагрузка при ходьбе, а чаше при длительной беготне, для сводов стоп таких детей оказывается чрезмерной. Связки и мышцы стопы перенапрягаются, растягиваются, теряют пружинящие свойства. Своды стопы (продольной и поперечной) расплющиваются, опускаются, и возникает плоскостопие: продольное, поперечное, и поперечно-продольное. Стопа является опорой фундаментом тела, поэтому естественно, что нарушение этого фундамента обязательно отражается на формировании подрастающего организма.
Проблема проекта: Проблему плоскостопия в детском возрасте необходимо решать, так как она крайне часто встречается и затем влияет на некоторые функции детского организма.
Тип проекта: коррекционно-оздоровительный.
Вид проекта: средней продолжительности.
Сроки реализации: сентябрь - май
ЦЕЛЬ: Сохранение и укрепление здоровья детей, формирование у детей практических навыков по профилактике плоскостопия.
Участники проекта: Отобранная группа детей из подготовительной и старшей группы, воспитатели.
Задачи:
Для педагога:
1.Изучить учебно -методическую литературу по теме «Профилактика плоскостопие у детей дошкольного возраста;
2.По итогам диагностики при помощи плантографа, следует сформировать специальную группу детей, которые в наибольшей степени нуждаются в профилактических мерах по предупреждению плоскостопия;
3.Проанализировать и подобрать физические упражнения по профилактике плоскостопия для детей старшего дошкольного возраста;
4.Создать нестандартное оборудование для профилактики и коррекции возможных нарушений опорно-двигательного аппарата.
Для работы с детьми:
1. Привить интерес к выполнению упражнений с нестандартным оборудованием, воспитывая желание быть здоровыми.
2.Укреплять мышцы стоп.
Ожидаемый результат:
Для детей: повышение уровня физической подготовленности, сформированность осознанной потребности в выполнении упражнений в домашних условиях, укрепление мышц стопы и голени ног.
Для педагога : уменьшение доли детей старшего дошкольного возраста с нарушением плоскостопия ;повысить интерес у детей старшего дошкольного возраста к физкультурным занятиям, к здоровому образу жизни, приобщить детей самостоятельно использовать предложенные комплексы упражнений
Формы работы: (методы)
С детьми:
словесные
-беседы
-объяснения
-разучивание комплексов
визуальные
- показ упражнений с соблюдением техники движений;
-использование картинок по теме
С родителями:
-анкетирование
-консультирование
-индивидуальные беседы
-объяснения выполнения упражнений
-совместная деятельность с детьми
Содержание проблемы и обоснование необходимости её решения.
Проект будет способствовать предупреждению развития плоскостопия у детей старшего дошкольного возраста. При помощи плантографа будет выявлена и отобрана специальная группа детей с плоскостопием. Эти дети будут заниматься корригирующей гимнастикой после дневного сна 2 раза в неделю по 20-30 мин, занятия будут проводиться групповым способом. Благодаря этим занятиям возможно своевременно и эффективно устранить нарушения свода стопы у детей. На первых занятиях дети познакомятся с предлагаемыми упражнениями и освоят их правильное выполнение. Далее физическая нагрузка на занятиях возрастет и сохранится на достигнутом уровне. В конце года будет проведена повторная диагностика. Для того чтобы профилактическая работа была успешной, планирую создание полноценной развивающей физкультурно-оздоровительной среды, которая предусматривает наличие оборудования и инвентаря. Для поддержания активности и повышенного интереса детей к этим занятиям ,я буду в своей работе использовать тренажеры и нестандартное оборудование: коврик массажный из пуговиц;-поролоновый коврик ;деревянные палочки ;мешочки с орешками и камешками ;ребристая доска ;доска «следовая» ;короб с камушками ;короб с каштанами; массажеры роликовые ;массажные мячи
Этапы проекта:
ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП.
1.Определение проблемы, цели и задач проекта. Изучение литературы, сбор информации и необходимого материала для реализации проекта. Разработка плана реализации проекта.
2. Вовлечение всех участников проекта в план совместной деятельности по оздоровлению детей, оповещение о начале его реализации
3. Анкетирование родителей, провести профилактические беседы.
4 Оформление информационного стенда для родителей.
5.Участие родителей: Сбор бросового материала (крышки от пластмассовых бутылок) для изготовления массажных ковриков.
6.Диагностическое обследование стоп детей, отбор группы .
7.Создание предметно-развивающей среды:
- Изготовление массажных дорожек.
- Изготовить картотеку игр и упражнений по профилактике плоскостопия.
8.Разработать комплексы специальных упражнений, направленных на укрепление и формирование сводов стопы.
ОСНОВНОЙ ЭТАП.
1.Просмотр презентации « Профилактика плоскостопия»
2.Беседы - рассуждения с детьми: «С чего начинается физическая культура», «В здоровом- теле здоровый дух», «Как следить за ногами».
3.Консультации для родителей: «Профилактика плоскостопия у ребенка», «Как правильно выбрать ребенку обувь?», «Пальчиковая зарядка для ног» , «Ходьба босиком, польза хождения босиком», «Массаж ног- эффективный вид закаливания».
4.Буклет для родителей: «Рекомендации для родителей по использованию и изготовлению нестандартного оборудования для профилактики плоскостопия»
5.Пополнение предметно-развивающей среды, изготовление своими руками нетрадиционного оборудования для массажа стоп.
6.Провести досуг с использованием корригирующей гимнастики «Здоровые ножки».
7.Разучивание с детьми комплексов гимнастики по профилактики плоскостопия.
8.Формировать устойчивый интерес к выполнению физических упражнений. 9. Во время основного этапа проводились следующие комплексы упражнений для коррекции и профилактики плоскостопия:
КОМПЛЕКС №1 «КОРРИГИРУЮЩАЯ ГИМНАСТИКА СТОП»
КОМПЛЕКС №2"УТЯТА"
КОМПЛЕКС №3 «С ГИМНАСТИЧЕСКОЙ ПАЛКОЙ»
КОМПЛЕКС №4 "МАТРЕШКИ"
КОМПЛЕКС №5 "МАТРЕШКИ"
КОМПЛЕКС№6 УПРАЖНЕНИЯ С ПРЕДМЕТАМИ
КОМПЛЕКС№7 «ВЕСЕЛЫЙ ЗООСАД»
КОМПЛЕКС№8 «ЗАГАДКИ»
(В конце каждого занятия-хождение по дорожкам здоровья.)
10.Показ и обьяснение родителям специальных упражнений, направленных на укрепление и формирование сводов стоп.
11.Домашнее задание родителям : фото- отчет о выполнении с детьми профилактических упражнений дома.
ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП.
1. Проведение сравнительной диагностики стоп.
2.Анализ проектной деятельности . Подведение итогов
3.Фотоальбом «В стране здоровья»
Основные понятия.
Стопа - часть нижней конечности, расположенная ниже голеностопного сустава.
Плоскостопие – ребёнок с плоской стопой не может быстро бегать, заниматься спортом, при ходьбе размахивает руками, сильно топает ногами. Походка неуклюжая.
Профилактика – это комплекс мероприятий, который предупреждает развитие плоскостопия у детей.
Механизмы реализации проекта.
№ п/п | Содержание | Сроки выполнения | Ответственные |
1. | Провести диагностику с помощью плантографа, детей старшего дошкольного возраста. Разработать комплексы специальных упражнений, направленных на профилактику плоскостопия Составление картотеки: игры и упражнения по профилактике плоскостопия Консультация для родителей «Профилактика плоскостопия у ребенка» Беседа с детьми: «С чего начинается физическая культура» Изготовить нестандартное оборудование (коврик массажный из пуговиц ,коврик поролоновый, коврик с пробками, мешочки с орехами, короб с каштанами) | Сентябрь | Инструктор физической культуры |
2. | Проанализировать результаты диагностики, отбор группы детей с нарушением свода стоп.Просмотр презентации: «Правильная стопа – залог здоровья». Беседа с детьми: «Как следить за ногами» Консультация для родителей: «Как правильно выбрать ребёнку обувь ?» КОМПЛЕКС №1 «КОРРИГИРУЮЩАЯ ГИМНАСТИКА СТОП» Хождение по дорожкам здоровья | Октябрь | Инструктор физической культуры |
3. | КОМПЛЕКС №2"УТЯТА" Хождение по дорожкам здоровья. | Ноябрь | Инструктор физической культуры |
4. | Провести досуг с использованием корригирующей гимнастики: «Здоровые ножки». Консультация для родителей: «Пальчиковая зарядка для ног». | Ноябрь | Инструктор физической культуры |
5. | Пополнение предметно-развивающей среды, изготовление нетрадиционного оборудования для массажа стоп. | Октябрь-ноябрь | Инструктор физической культуры, воспитатели, родители. |
6. | Консультация «Массаж ног –эффективный вид закаливания» КОМПЛЕКС №3 «С ГИМНАСТИЧЕСКОЙ ПАЛКОЙ» Хождение по дорожкам здоровья. | Декабрь | Инструктор физической культуры |
7. | КОМПЛЕКС №4 "МАТРЕШКИ" Хождение по дорожкам здоровья. | Январь | Инструктор физической культуры |
8. | Беседа с детьми « В здоровом теле –здоровый дух» КОМПЛЕКС№8 «ЗАГАДКИ» Хождение по дорожкам здоровья. | Февраль | Инструктор физической культуры |
9. | Консультация для родителей: «Ходьба босиком, польза хождения босиком» КОМПЛЕКС№6 УПРАЖНЕНИЯ С ПРЕДМЕТАМИ Хождение по дорожкам здоровья. | Март | Инструктор физической культуры |
10. | Провести повторную диагностику детей старшего дошкольного возраста. Буклет : «Рекомендации для родителей по использованию и изготовлению нестандартного оборудования для профилактики плоскостопия». КОМПЛЕКС№7 «ВЕСЕЛЫЙ ЗООСАД» Хождение по дорожкам здоровья. Домашнее задание родителям –фото отчет о выполнении с детьми профилактических упражнений дома. | Апрель | Инструктор физической культуры |
11. | Провести мастер класс с родителями по изготовлению нестандартного оборудования для профилактике плоскостопия, из подручного материала. | Май | Инструктор физической культуры |
12. | Анализ результатов диагностики начала и конца учебного года. Фотоальбом «В стране здоровья» | Май | Инструктор физической культуры |
Работа с родителями.
Консультации для родителей: «Профилактика плоскостопия у ребенка», «Как правильно выбрать ребенку обувь?», «Пальчиковая зарядка для ног» , «Ходьба босиком, польза хождения босиком», «Массаж ног- эффективный вид закаливания».
Буклет: «Рекомендации для родителей по использованию и изготовлению нестандартного оборудования для профилактики плоскостопия»
Обучение родителей специальным упражнениям, направленным на профилактику плоскостопия у детей.
Ресурсное обеспечение.
Проект не требует серьезных вложений, финансовых средств.
Ожидаемые результаты проекта.
Уменьшение доли детей старшего дошкольного возраста с нарушением плоскостопия
Повысить интерес у детей старшего дошкольного возраста к физкультурным занятиям, к здоровому образу жизни с использованием данного модуля.
Результат.
Выявлены нарушения плоскостопия у детей старшего дошкольного возраста. Благодаря повторной диагностике видны изменения в лучшую сторону.
Созданы благоприятные условия для организации работы по профилактике и коррекции плоскостопия. Изготовлено нестандартное оборудование (коврик массажный из пуговиц ,коврик из пробок, мешочки с песком и камешками) .
Дети с удовольствием выполняют физические упражнения. Сформированы умения и навыки правильного выполнения движений. Дети могут самостоятельно заниматься профилактикой в домашних условиях;
Заключение
Каждый родитель хочет видеть своих детей здоровыми, сильными, жизнерадостными, стройными, красивыми и счастливыми. Вырастить здоровых, красиво сложенных детей - задача каждой семьи. А начинать нужно с профилактики заболеваний. Помните! Легче предупредить заболевание, чем его лечить.
Библиография.
Г.И. Кулик, Н.Н. Сергеенко «Школа здорового человека». - 2006
Н.И. Крылова «Здоровьесберегающее пространство дошкольного образовательного учреждения». - 2009
М.А. Рунова «Движение день за днем» - 2007
В.Л. Страковская «300 подвижных игр для оздоровления детей» - 1994
О.Ф. Горбатенко, Т.А. Кардаильская, Г.П. Попова «Физкультурно-оздоровительная работа» - 2007
В.П. Обижесвет, В.Н. Касаткин, С.М. Чечельницкая Приложение к журналу «Обруч» - 1998
Информационный ресурс: http://www.e-reading.mobi/bookreader.php/125944/Vilenskaya_-_Fizicheskoe_vospitanie_deteii_mladshego_shkol%27nogo_vozrasta.html
Анкета для родителей
«Сохраним стопы здоровыми»
1.Ф.И.О.вашего ребёнка?______________________________________________________________________
2. Жалуется ли ваш ребёнок на усталость ног? Если да, то, как часто и с чем, на ваш взгляд, это связанно?___________________________________________________________________________________
3. Жалуется ли ваш ребёнок на боли в ногах, спине? Если да, то, как часто и с чем, на ваш взгляд, это связанно?___________________________________________________________________________________
4. Как быстро засыпает, спокойно ли спит? _______________________________________________________
5. Умеет ли ваш ребёнок прыгать, пружиня при приземлении? _______________________________________
6. Как ходит ваш ребёнок (широко расставляя ноги, носки повёрнуты внутрь, носки повёрнуты наружу). Подчеркните нужное.
7. Походка вашего ребёнка пластична или он во время ходьбы, бега как бы переваливается из стороны в сторону, с ноги на ногу? _______________________________________________________________________
8.Как вы думаете, что такое плоскостопие?______________________________________________________
9.Как вы считаете, опасно ли плоскостопие, и какие последствия могут быть от этого заболевания?________________________________________________________________________________
10.Довольны ли вы работой инструктора ФИЗО?_______________________________________________
11.Хотели бы вы получить рекомендации , задать вопросы инструктору ФИЗО? ___________________________________________________________________________________________