Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 19»
(Средняя школа № 19)
Проектная работа «Русский язык. Учимся, играя: развитие словообразования»
Состав проектной группы:
Обучающиеся с ОВЗ 5,6,7 классов
Руководитель: Петливанная О.В.,
учитель- дефектолог
Суффикс – важная часть слова.
При помощи суффикса из существительного можно образовать другое существительное.
ДОМ
ДОМ- ОВ -ой
При помощи суффикса из существительного можно образовать прилагательное.
ДОМ
ДОМ-А-ШН-ИЕ (ТАПОЧКИ)
На логопедических занятиях мы выполняем задания по словообразованию.
ОШИБКИ СЛОВООБРАЗОВАНИЯ
Например:
Варенье из сливы -
СЛИВОЧНОЕ.
Правильно говорить -
СЛИВОВОЕ.
ЦЕЛЬ ПРОЕКТА:
- изучение способов образования прилагательных от существительных с помощью суффиксов, грамотного использования и применения прилагательных в устной и письменной речи.
Задачи проекта:
- Провести исследование по выявлению наиболее часто встречающихся ошибок словообразования. (Провести и проанализировать анкетирование среди одногруппников).
- Разработать дидактическую игру «Преврати существительное в прилагательное» с целью обучения детей правильному словообразованию и презентовать ее одноклассникам.
- Доказать, что разработанная игра способствует навыкам правильного словообразования.
- Вызвать интерес к грамотной речи у одноклассников. Провести опрос среди одноклассников насколько игра была им интересна, полезна, хотели ли они принять участие в дальнейшем улучшении и пополнении игры.
- Подвести итог и сделать выводы.
Анкета
1 этап 27.01.- 31.01.2025г.: актуализация проблемы, разработка содержания анкеты.
Уважаемые участники опроса. Напишите, пожалуйста, ответ по образцу: Образец: Лист из бумаги – бумажный лист
1) шляпка из соломы -______________________________________________
2) кисель из клюквы -______________________________________________
3) горка изо льда -_________________________________________________
4) салат из моркови -_______________________________________________
5) варенье из вишни - ______________________________________________
6) суп из грибов -__________________________________________________
7) варенье из яблок - _______________________________________________
8) лист дуба - _____________________________________________________
9) варенье из сливы - ______________________________________________
10) лист осины - __________________________________________________
Образец: жара день (какой?) - жаркий
1) мороз - ___________________________________________________
2) солнце - ___________________________________________________
4) ветер - ____________________________________________________
5) дождь - _____________________________________________________
3) снег - ___________________________________________________
2 этап 03.02-07.02.2025г.: опрос учащихся, обработка результатов анкеты.
Результаты опроса
3 этап 10.02.-14.02.2025г.: обсуждение путей решения проблемы, обсуждение вариантов игры, выбор словесного материала для игры.
У нас получились наборы слов и суффиксов ( 43 пары ).
4 этап 17.02-21.02.2025г.: изготовление игровых карточек, прописывание правил игры.
- Подобрали к существительным картинки.
- Раскрасили их цветными карандашами.
- Подготовили для карточек прямоугольники из картона.
- Что бы карточки связать между собой, с обратной стороны каждой пары (карточки-предмета и карточки-суффикса) мы приклеили одинаковую по цвету фигуру (квадрат, треугольник).
Карточки с существительными, образующими прилагательные с помощью суффикса –ОВ- (14 карточек)
Образованное слово
Сливовый
Малиновый
Черёмуховый
Рябиновый
Калиновый
Облепиховый
Смородиновый
Медовый
Дубовый
Осиновый
Кленовый
Сосновый
Еловый
Ледовый
Карточки с существительными, образующими прилагательные с помощью суффиксов – ЕВ - , - ЁВ -(3 карточки)
Вишнёвый
Черешневый
Дождевой
Карточки с существительными, образующими прилагательные с помощью суффиксов – ЯН -, - АН - (6 карточек)
Травяной
Нефтяной
Водяной
Масляный
Песчаный
Карточки с существительными, образующими прилагательные с помощью суффикса – Н -( 9 карточек)
Солнечный
Снежный
Морозный
Морковный
Яблочный
Грибной
Сонный
Водный
Песочный
Карточки с существительными, образующими прилагательные с помощью суффиксов – ЕН - , - ЕНН -(5 карточек)
Соломенный
Клюквенный
Крыжовенный
Ветреный
Масленый
Карточки с существительными, образующими прилагательные с помощью суффиксов – ИЧ - Н -(4 карточки)
Брусничный
Черничный
Ежевичный
Голубичный
Карточки с существительными, образующими прилагательные с помощью суффикса – ЛИВ -(2карточки)
Сонливый
Дождливый
Двойные карточки
Когда мы составляли список слов, то обратили внимание, что есть существительные, от которых образуются прилагательные разные по смыслу и написанию:
- Сон – сон н ый – сон лив ый;
- Дождь – дожд ев ой – дожд лив ый;
- Масло – масл ян ый – масл ен ый;
- Вода – вод н ый – вод ян ой;
- Песок – песч ан ый – песоч н ый;
- Лёд – лед ян ой – лед ов ый.
Каточки-подсказки «А знаете ли Вы?»
«А знаете ли Вы?»
«А знаете ли Вы?»
Мы вместе придумали название игры, сформулировали и записали «Правила игры».
- Игра «Веселый суффикс» Правила (в сокращении).
- Карточки кладут посередине стола.
- Первый ученик берет карточку-предмет, определяет окончание, корень, суффикс;
- образует от существительного прилагательное (какой?).
- В новом слове определяет окончание, корень, суффикс.
- Выбирает карточку-суффикс,
- переворачивает карточки, если цвет и фигура совпадают, значит ученик образовал новое слово верно.
- Теперь его задача придумать словосочетание с этим словом.
5 этап 24.02-28.02.2025г.: апробация, опрос участников игры.
Мы предложили по 5-ти бальной шкале оценить игру по следующим вопросам:
Вопрос
Насколько понравилась Вам игра «Веселый суффикс»?
Средний балл
Насколько игра была для вас полезной?
4,5
Насколько вы заинтересованы в том, что бы в дальнейшем самому принять участие в доработке этой игры или создании новой?
4,2
4,3
Результаты:
- Разработанная нами игра понравилась большинству одноклассников, они посчитали ее полезной, проявили желание дополнить игру.
Выводы:
- Мы выполнили поставленные перед нами задачи; расширили свои знания о словообразовании; нашли способ интересного и эффективного закрепления навыка правильного написания слов; разработали интересную и эффективную игру; заинтересовали своих одноклассников в разработке обучающих игр.
- Проект разработки собственной игры оказался успешен и востребован. Мы можем в дальнейшем создавать свои игры и по другим темам русского языка.
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!