СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Проектная работа по технологии Тема: Настольные часы

Категория: Технология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная проектная работа является примером работ для представления на городской научно-практической конференции.

Просмотр содержимого документа
«Проектная работа по технологии Тема: Настольные часы»

0



ХХХXI городская научно-практическая конференция













Тема: Настольные часы «Ангелочки»


Секция технологии





Автор:

Дунайцева Екатерина

ученица 5 «Б» класса

МАОУ СОШ № 15


Научный руководитель:

учитель технологии

высшей квалификационной категории

Машьянов Валерий Борисович










г. Златоуст, …….г.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………..3

Глава 1. Теоретические основы выполнения прорезной резьбы

1.1 Декоративное искусство и его роль в жизни человека……..……………..5

1.2 Виды резьбы по дереву.……………………………………………………..6

1.3 История развития прорезной резьбы……………………………………….9

Выводы…………………………………………………………………….……..10

Глава 2. Организация практической деятельности

2.1 Технология выпиливания лобзиком………………………………………10

2.2 Описание хода работы…………………………………………………….11

Выводы ………………………………………………………………………...14

Заключение……………………….…………………………………………..…14

Список литературы……………………………………………………………..15

Приложение…………………………………………………………………….16


















Введение

«Как ценен молчаливый разговор и наедине с самим собой, когда полотна и статуи оживают в сердце. Надо только не закрывать перед собой двери в храм красоты, не обкрадывать себя, а постоянно тренировать свой вкус, так же, как и мускулы».

С. Т. Коненков

Современные художественные промыслы развиваются на основе традиций народного декоративно-прикладного искусства. Отражая коллективное мировоззрение, произведения народного искусства в то же время обязательно несут на себе отпечаток личности мастера. Не выходя из рамок традиций, мастер творчески относится к своей работе: он не создает точной копии с уже готового изделия, а хоть в чем-то видоизменяет его. Это вариантность в творчестве мастера - одна из характерных черт народного искусства.

Это самое древнее искусство, которое составляет наиболее обширную область творчества человека. Велика роль декоративно-прикладного искусства в эстетическом воспитании современного человека. Никакая другая область творческой деятельности человека не обладает таким могучим средством воспитания художественного вкуса, как прикладное искусство.

Такое искусство помогает зрителям взглянуть на привычные вещи и явления по-новому, понять красоту окружающего мира. Изделия народных мастеров отличаются глубоким чувством материала, органическим единством утилитарности вещи с ее декором, национальным колоритом, высокими нравственно-эстетическими достоинствами.

Изделия декоративно-прикладного искусства органически сочетают в себе эстетически выразительный и утилитарный моменты. В них сосредоточены единство творчества и труда, они составляют предметную среду, окружающую человека, оказывают влияние на его образ жизни.

Исходный замысел, цели и назначение работы: удивительно, как много полезных предметов можно создать своими руками из подсобных материалов для придания интерьеру законченного вида! Повышенный интерес у современных дизайнеров вызывают дары природы – дерево, кожа, камни и металл. Изделия из этих натуральных материалов имеют особую ценность благодаря своему первозданному виду и потрясающим качествам. Зачем покупать подставки для салфеток, если все можно сделать собственными руками? И получаются они уникальными и очень симпатичными и станут замечательным дополнением любого интерьера. Мне предстоит изготовить настольные часы в технике прорезной резьбы. В качестве основного компонента для их изготовления будет использована фанера. Почему решено отдать предпочтение именно дереву? Все очень просто: помимо общеизвестных полезных качеств, этот распространённый природный материал обладает весьма интересными свойствами. Кроме этого, изготовление часов даёт проявить свои творческие и личностные способности, так как требует больших усилий, умений, точности и аккуратности. В ходе выполнения проекта я познакомилась с творчеством известного резчика по дереву Деняева Юрия Николаевича, проживающего в Челябинской Области, который много лет уделил изучению тонкостей художественной обработки древесины и других поделочных материалов, работы данного автора по праву можно называть шедеврами.

Цель работы: изготовление декоративных часов

Задачи:

1. Познакомиться с историей декоративно-прикладного искусства;

2. Изучить виды резьбы по дереву;

3. Разработать технологическую карту изготовления изделия;

4. Изготовить объёмное изделие из плоского материала.

5. Описать технологию прорезной резьбы.





Глава 1. Теоретические основы выполнения прорезной резьбы

Задачами данной главы являются: раскрыть понятия ДПИ, декоративность, кратко описать историю ДПИ, описать виды резьбы, рассмотреть историю развития прорезной резьбы.

1.1 Декоративное искусство и его роль в жизни человека

Декоративное искусство (от лат. decoro – украшение) один из видов пластических искусств. Декоративное искусство разделяется на непосредственно связанное с архитектурой монументально-декоративное искусство (витражи, мозаики, росписи на фасадах и в интерьерах, декоративная садово-парковая скульптура и т.д.), декоративно-прикладное искусство (бытовые художественные изделия) и оформительское искусство.

Декоративно-прикладное искусство (от лат. «украшаю») - вид искусства, имеющий свой особый художественный смысл и свою декоративную образность и вместе с тем непосредственно связанный с бытовыми нуждами людей.

Декоративность - характеристика художественного произведения, говорящая об особенностях его композиции и колорита, рассчитанных автором на декоративный эффект, т.е. на украшение картиной или скульптурой определенной пространственной среды.

Трудом человек создавал все необходимое для своего по­вседневного быта, все художественные ценности прикладного искусства — изделия из дерева, кости, металла, пряжи и дру­гих материалов. «Основоположниками искусства были гончары, кузнецы, ткачихи и ткачи, каменщики, плот­ники, резчики по дереву и кости, оружейники, маляры, порт­ные, портнихи и вообще — ремесленники, люди, чьи артисти­чески сделанные вещи, радуя наши глаза, наполняют му­зеи».

Занятия ДПИ, дают в этом смысле школьникам хорошую возможность в овладении навыками работы с различными материалами и инструментами, которыми пользуются в данном творчестве.

Уже в формах каменных орудий первобытного человека, в простейших геометрических фигурах орнамента на древнейшей керамике проявляются зачатки творчества, которое сопровождало жизнь народа на протяжении всей его истории. Шло время, сменялись исторические эпохи и многие поколения людей, но всегда существовала в народе потребность украшать свой быт, делать радостным труд, дополнять свою нелегкую жизнь красотой.
Наиболее искусно украшались вещи не повседневного пользования, а праздничные, предназначенные для определенных, подчас сложных ритуалов и народных обрядов. С давних пор и до наших дней существует народная традиция особым образом отмечать все самые значительные события в жизни. В семье это были рождение, свадьба, похороны; в труде и хозяйстве - сев, косьба, жатва - праздники сельскохозяйственного календаря, связанные с выращиванием хлеба, сбором урожая. Они сопровождались обрядами и большими народными гуляньями, в которых наряду с музыкой, песнями, танцами немалая роль отводилась предметам бытового назначения.

Как вид художественного творчества декоративно-прикладное искусство окончательно складывается при выделении ремесла в самостоятельную отрасль производства. С расширением промышленного производства возникает художественная промышленность, где находит себе место метод прикладного искусства - отделка изделий росписью, резьбой, инкрустацией и т.д.

1.2 Виды резьбы по дереву

В зависимости от того, какой мастер, какая у него техника, какой замысел резьба может быть выполнена в разных видах. Она может быть как простой, так и сложной.  Существует различные виды резьбы по дереву: рельефная резьба, плоскорельефная, объёмная, а также плосковыемочная и прорезная резьба. Теперь охарактеризуем эти виды резьбы по отдельности.

Плосковыемочная делится на два вида, первый вид – геометрический орнамент, второй вид - плосковыемочный контурный, который ещё иногда называют растительным орнаментом. По названию этого вида можно догадаться в какой технике будет исполнена работа. Эта резьба будет состоять из выемок, которые вместе составят контурные линии, вырезанные на определённую глубину.

Геометрический резьба или геометрический орнамент, он так называется, потому что выполнен из окружностей, треугольников,  миндалевидных углублений, розеток, звёздочек, так называемых геометрических элементов. Смотря сколько выемочных элементов возьмёте, такой и получиться орнамент.

Существует ещё один орнамент - контурный. Ещё его называю в нашей литературе как растительный. Но, по-моему, нужно углубиться в это понятие, так как контурный рисунок часто выполняется в технике с контурной резьбой. Эта техника резьбы немного похожа на гравировку металла, отличие в том, что сделанные выемки, составляющие на древесине контурные линии, имеют больше ширину и глубину и инструменты имеют иную заточку. Контурная резьба в исполнении очень проста. Выполнить данную резьбу можно на любой древесине и на фанере полукруглой стамеской или обыкновенным ножом косяком.

Плоскорельефная резьба. Одним из самых отличительных признаков данного вида это то, что фон здесь выбираем  вокруг орнамента на одинаковую глубину. Края этого орнамента можно заовалить. Есть ещё и другой вид, в котором орнамент можно углубить в древесину, а фон на поверхности останется нетронутым.  Выполнить такой вид резьбы не сложно, но вы замучаетесь самостоятельно зачистить и выбрать плоскость или фон углублённого орнамента. Этот процесс можно облегчить ручной фрезерной машиной. Фон вашего орнамента можно зачеканить . При помощи чеканки можно сгладить неровности, которые образуются во время ручной обработки, и улучшит вашему творению зрительный эффект. Так же можно нанести на фон различные по углублению: клеточки, канавки, желобки, при помощи мелких резцов. 

Прорезная резьба. Эта резьба по дереву без фона. Если в плоскорельефном орнаменте удалить фон, то у нас получится прорезная резьба. В издельях как шкатулка, для выразительности и ажурности подкладывают снизу цветную бумагу или ткань. Рельефная резьба. Главной целью нашего учебного пособия - это поделится опытом с мастерами, и помочь начинающим резчикам освоить данную резьбу. Не принимая в значение другие виды резьбы, мы детально остановимся на рельефной резьбе, так как она осложнена в исполнении и разработке. Если мы выполним орнаментные изделья в технике именно рельефной резьбы, то они будут очень декоративны и выразительны.

Рельефная резьба по дереву издавна применялась русским народом в православных храмах. И в наше время сохранились некоторые памятники русской архитектуры и искусства, к примеру: Киево-Печерская лавра. Рельефная резьба с росписью и позолотой необыкновенно и торжественно красива.

Объёмная резьба, ещё её называют скульптурной. В отличие от предыдущих видов, этой резьбой отделывают объёмные предметы с нескольких сторон или даже со всех. В архитектуре – это столбики балконов, деревянные колоны, вырезные балясины и др. Ещё объёмной резьбой часто отделывают ножки мебели. Данные детали вполне могут считаться  скульптурными изображениями.

1.3. История развития прорезной резьбы

Традиционная прорезная резьба по дереву выполняется путем сквозного пропиливания деревянных заготовок небольшой толщины, поэтому такой вид резьбы часто называют пропильной, сквозной или ажурной, так как готовое изделие внешне напоминает кружева. Особенностью такой резьбы является полное удаление фоновой части рисунка. Относительная простота выполняемой работы и достаточно оригинальный и эстетичный вид получаемых при этом изделий обеспечивают широкое использование такой резьбы для украшения самых разнообразных элементов дизайна. С незапамятных времен и до настоящего времени мастера украшают различными орнаментами наличники окон и дверей, фронтоны и карнизы зданий, перила лестниц и т. д. Используется она и для декорирования более мелких изделий, таких как рамы картин, шкатулки, салфетницы и пр.

Наибольшее развитие прорезная резьба получила к началу XX века. Каждый хозяин стремился наряднее украсить резным декором свое жилище. Резьбой украшали все детали дома — причелины и полотенца, слуховые окна и балкончики, карнизы и фризы, наличники окон и дверей, крыльцо с навесом, лестничный вход с перилами, очелья калиток, ворот, ограды. Каждый вид резьбы отличается по характеру, поэтому резные элементы выполняют в той технике, которая наиболее выигрывает и увязывается с архитектурой дома. Иногда на одном изделии используют различные виды резьбы — это дополняет декор, делает его богаче и живописней. В конце XIX — начале XX века преобладающей в украшении деревянных домов становится прорезная резьба.

Вывод:

Таким образом, мы рассмотрели теоретические основы выполнения прорезной резьбы и пришли к выводу, что настольные часы являются одним из видов декоративно-прикладного искусства, т.к. выполняется своими руками в технике прорезной резьбы для украшения интерьера гостиной.










Глава 2. Организация практической деятельности

Задачами данной главы являются: описать технологию выпиливания лобзиком, разработать технологическую карту изготовления часов в техники прорезной резьбы.

2.1 Технология выпиливания лобзиком

Художественное выпиливание из дерева — один из наиболее распространенных видов декоративно-прикладного искусства, доступного широким массам. Мастера - выпиловщики создают замечательные узоры и рисунки на дереве, а также изготовляют художественно оформленные изделия, украшающие наш быт.

Широкое распространение прорезная резьба получила из-за того, что наименее трудоемка, проста по технике исполнения и поэтому доступна любому, даже детям. Ведь работа с лобзиком, в недавнем прошлом была любимым занятием детворы (да и взрослых), есть не что иное, как овладение приемами прорезной резьбы. Инструмент и приспособления требуются минимальные. Хорошо обработанная деревянная дощечка или фанера, лобзик, и дрель со свёрлами. На дощечку наносится рисунок (узор), маленьким сверлом делается отверстие, куда будет протянуто полотно лобзика. Края дощечки надо зафиксировать, чтобы она не прыгала и не перемещалась во время работы. Вот и все условия для начинающего резчика по дереву. Чтобы во время вырезания узора не терять ориентиры, удаляемые (выпиливаемые) участки лучше всего заштриховать. После того, как работа лобзиком выполнена, надо зачистить края всех кромок узоров наждачной бумагой или круглым напильником. После этого уже готовое изделие покрывается бесцветным лаком или окрашивается под необходимый цвет. Вот и конец всего технологического цикла для начинающего.

Художественное выпиливание лобзиком развивает требовательность к себе, точность и аккуратность в работе, трудолюбие, усидчивость, изобретательность и в то же время прививает трудовые навыки владения многими инструментами.

  Выпиливанием можно изготовить самые разнообразные ажурные и полезные вещи: шкатулки, полочки, ларцы, рамочки, чернильные приборы, абажуры, карандашницы вазочки и т. п. Выпиленными деталями можно украшать домашнюю мебель в виде накладок, филенчатых вставок в дверцы шкафов, буфетов, тумбочек и других предметов.

 Вещи, изготовленные из фанеры как самого распространенного и общедоступного материала, обладают достаточной прочностью и могут служить длительное время, не теряя своего внешнего вида, тем более, если была произведена тщательная и полная отделка изделия.

  2.2. Описание хода работы

Прежде чем перевести рисунок на фанеру, ее поверхность необходимо слегка обработать шкуркой, затем материал покрывают копировальной бумагой, на которую накладывают рисунок и закрепляют канцелярскими кнопками. Далее рисунок обводят по контуру карандашом средней твердости или же заостренной палочкой. Твердый или остро отточенный карандаш при копировании рисунка применять не следует, так как при этом портится переводимый рисунок, особенно при неоднократном его копировании.

После того как будет переведен рисунок на фанеру, его нужно сверить с оригиналом и выправить возможные пропуски и неточности. В тех случаях, когда вам приходится переводить рисунок со сложным узором, когда могут быть допущены пропуски, то лучше всего обведенные внутренние контуры рисунка слегка отмечать карандашом, а по окончании копирования пометки стереть резинкой.

 Не всегда приходится переводить рисунки для выпиливания в натуральную их величину, поэтому надо уметь увеличивать их до необходимого размера. Увеличение рисунков можно производить с помощью фотоаппарата, эпидиаскопа, сканера, ксерокса или же при помощи квадратов.
При выпиливании лобзиком в заднем зажиме верстака крепят специальный выпиловочный столик . Заготовку укладывают на столе и придерживают левой рукой, а правой выпиливают. Если выпиливается внутренний контур заготовки, то в ней прокалывают шилом или высверливают отверстие в вырезаемой части. В него заводят снизу верхний конец пилки, рамку лобзика сжимают и крепят пилку. Заготовку прижимают к выпиловочному столику сверху и лобзиком выпиливают контур по линии разметки.

  Лобзик перемещают вниз и вверх без перекосов пилки с легким нажимом, чтобы не поломать ее. В местах резкого поворота линий заготовку плавно поворачивают, не прекращая движений лобзиком. После выпиливания заготовки по внутренним очертаниям пилку раскрепляют и вынимают лобзик. Наружный контур обычно опиливают в последнюю очередь, чтобы не поломать его выступающие части. Зачищают вырезанные участки заготовки шлифовальной шкуркой или надфилями.
Надфили — это небольшие напильники с мелкой насечкой. Они имеют различные профили в поперечном сечении.

  Чтобы заниматься выпиливанием, надо иметь необходимые инструменты: лобзик с металлической или деревянной рамкой, с набором пилок; ножовка или лучковая пила для грубой обрезки фанеры; 
к
оловорот или дрель с набором сверл для просверливания отверстий; 
т
ри напильника (плоский, полукруглый и трехгранный); 
м
олоток весом 150 - 200г для заколачивания мелких гвоздей; 
п
лоскогубцы; станок-подставка. 

Техника безопасности при выполнении работы.

• Работать исправным, налаженным инструментом.

• При выпиливании ручным лобзиком пользоваться подставкой.

• Пыль, стружку, опилки удалять щёткой- сметкой.

• Работать в хорошо освещённом помещении.

• Во время работы на сверлильном станке надеть защитные очки и головной убор.

• При лакировке работать в хорошо проветриваемом помещении

Экономическая оценка проекта:

Выводы

Таким образом, чтобы изготовить салфетницы в технике прорезной резьбы, необходимо было разработать технологическую карту, которая состоит из последовательных этапов работы с учетом принципов экономики и эргономики, красоты и функциональности декоративного изделия.

Технологическая карта

Стадия

Место работы

Продолжительность

Оборудования

1

Скопировать чертежи деталей на фанеру.

Верстак

120 минут

Копировальная бумага, карандаш

2

Просверлить отверстия диаметром 2мм.

Верстак

30 минут

Дрель

3

Выпилить ручным лобзиком детали.

Верстак

20 часов

Ручной лобзик

4

Отшлифовать.

верстак

30 минут

Шлифовальная шкурка

5

Склеить детали

верстак

45 минут

Клей ПВА

6

Декорирование орнаментом

верстак

1 час

Выжигатель

7

Покрытие изделия лаком

верстак

30 минут

лакокрасочные материалы и кисть









Заключение

В ходе выполнения работы на тему: Настольные часы «Ангелочки» мы проанализировали необходимую литературу по проблеме исследования, раскрыли замысел, достигли цели работы, а именно изготовили декоративные настольные часы «Ангелочки» для оформления гостиной. Таким образом, реализовали следующие задачи: познакомились с историей декоративно-прикладного искусства; изучили новые виды выпиливания лобзиком; разработали технологическую карту изготовления изделия; изготовили объёмное изделие из плоского материала.

Считаем, что часы могут украсить интерьер гостиной, а полученные навыки в технике прорезной резьбы мне пригодятся в дальнейшем при разработке следующих творческих работ.























Список литературы

1. Афанасьев А. Ф. Резьба по дереву. – М., 1999.

2. Барадулин В. А. Художественная обработка дерева. – М., 1986.

3. Максимов Ю.В. У истоков мастерства: Нар. искусство в худож/ воспитании детей., Просвещение, 1983  4. Рыженко В.И. "Выпиливание лобзиком. Материалы. Инструменты. Техника выполнения" АСТВ, 1998 год. 128 стр. 5. Шемуратов Ф.А. "Выпиливание лобзиком" Легпромбытиздат, 1992 год, 207 стр. 6. Шпильман П. "Основы работы с лобзиком" Астрель, 2005 год, 128 стр.  7.Ф.Татьяна Анатольевна. Проект по технологии (мальчики) Салфетница". https://multiurok.ru/files/proiekt-po-tiekhnologhii-mal-chiki-salfietnitsa.html 8. Мельник Т.Н. Творческий проект по технологии конёк горбунок. http://www.metodkopilka.ru/tvorcheskiy_proekt_po_tehnologii_konek_gorbuhtmnok-35419.





























ПРИЛОЖЕНИЕ