Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение Венгеровский детский сад №4.
Номинация
«Педагогический проект по экологическому воспитанию дошкольников»
Тема: «Творчество через природу»
( старшие ясельные группы «Капелька» и «Цыплята»)
Выполнили воспитатели:
Анна Алексеевна Русакова
89059526865, [email protected]
Наталья Александровна Федорова
89231332788, [email protected]
Екатерина Ивановна Иванова
89833058184, [email protected]u
Венгерово, 2023г.
Введение
Дошкольное детство – важный период в жизни ребёнка, когда закладываются основы личности, в том числе позитивное отношение к природе, окружающему миру. Основы экологической культуры могут быть заложены лишь в процессе общения с природой и педагогически грамотно организованной деятельности. Экологическое сознание ребенка поднимается на более высокий уровень, если создается интерес, установка на восприятие природы, занятия затрагивают чувства ребенка. Вызывают сопереживания. Ребенок стремится к активной деятельности; важно не дать этому стремлению угаснуть, способствовать его дальнейшему развитию. Чем полнее и разнообразнее твоя деятельность, тем успешнее идёт экологическое развитие ребёнка.
Проблема
Деревья окружают нас постоянно. Однако дети, как правило, почти не обращают на них внимания. Хотя деревья «живут» рядом с нами постоянно, дети не замечают их и очень часто не считают живыми объектами природы.
Формулирование проблемы: «А нужны ли нам деревья?»
Задачи проекта:
Развивать познавательную активность дошкольников, мышление, коммуникативные навыки.
Поддерживать у детей интерес к познанию природы родного края.
Развивать умение сравнивать и делать выводы на основе собственных наблюдений.
Совершенствовать изобразительные навыки дошкольников.
Воспитывать бережное отношение к миру живой природы.
Вид проекта: познавательный.
Подготовительный (предпроектный этап)
Срок реализации – с 4 сентября по 8 сентября.
Цели: подготовка материала для организации проекта; создание предметно-развивающей среды:
- отбор наглядного и методического материала по теме проекта;
- изготовление дидактических игр по теме;
-подбор материала для организации совместной деятельности педагога с детьми;
-подбор материалов для творческих работ.
Домашнее задание для родителей «ЛЕНД-АРТ» (Приложение 1).
Домашнее задание для родителей: поделки на тему «Шишка, желудь, три листочка». (Приложение 2).
Основной этап
Срок реализации – с 11 по 15 сентября.
Цель – реализация намеченного плана.
План проекта
Образовательные области | Задачи | Виды детской деятельности. |
Познавательное развитие | Расширять знания детей об осени, её признаках и явлениях; познакомить детей с осенними явлениями в природе. Воспитывать чувство благодарности к природе. Поддерживать интерес к экспериментированию, определять с помощью опыта свойства предметов. Развивать слуховую и зрительную память, внимание, воображение. | 1. Рассматривание деревьев, цветов, кустарников на прогулке. Сбор листьев. 2.Целевая прогулка по территории детского сада. Наблюдение за сезонными изменениями в природе на участке детского сада Беседы: «Золотая осень», «Цветы осенью», «Поздняя осень», «Как правильно одеваться осенью на прогулку?». Экспериментирование «Мягкое – твёрдое», «Можно ли рисовать листьями». Дидактические пособия: Лэпбук «Экология». Гербарий листьев. Игра «Камушки». |
Социально –коммуникативное развитие | Формировать умение создавать игровой сюжет, научить простым игровым действиям и игровому взаимодействию, закреплять знания по теме, формировать доброжелательное отношение друг к другу | Сбор природного материала на прогулке. Сбор гербария. |
Речевое развитие | Развивать диалогическую форму речи, вовлекать детей в разговор во время рассматривания картин; формировать умение вести диалог с педагогом: слушать и понимать заданный вопрос, понятно отвечать на него. Воспитывать умение внимательно слушать сказку. | Творческое рассказывание детей по темам «Мы гуляли на участке», «Что я видел на участке?» Рассматривание иллюстраций об осени. Чтение детям: Русские народные песенки и потешки «Дубы, дубочки», «Ходит козочка по лугу». Чтение экологических сказок В. Сутеев «Яблоко». Пальчиковая гимнастика «Компот» |
Художественно-эстетическое развитие | Передавать в детских работах красоту окружающей природы; развивать мелкую моторику рук ( с использованием природного материала: листья, камни и т.д.); развивать эстетическое восприятие. формировать эмоциональную отзывчивость на итог проделанной работы. Лепка из глины. | Рисование на камнях(Приложение 3). Аппликации: «Осенние фантазии»(Приложение 4), «Растения нашего участка» (Приложение 5). Индивидуальная выставка одарённых детей (Приложение 6). |
Физическое развитие | Развить ловкость, быстроту, внимание, учить действовать по сигналу. Закрепить знания по теме. Развивать мелкую моторику. Развивать воображение, ловкость, умение действовать по сигналу, развить умение бегать в разных направлениях, учить детей управлять своим поведением. | Подвижные игры: «Найди свой домик». «Перелет птиц», «Солнышко и дождик». Пальчиковые игры «Падают листья», «Это деревья в лесу», «Дождик». «Мы капусту рубим», «Заяц и кочан капусты». «Вышел дождик на прогулку». Дыхательные упражнения: «Сдуй листочек», «Сдуй капельку», «Листопад». |
Заключительный этап
Срок реализации – с 18 сентября по 22 октября.
Цель – подведение итогов работы над проектом.
Оформление выставки «Шишка, желудь, три листочка».
Создание методических материалов для воспитателей по теме проекта.
Полученный результат реализации проекта:
1. У детей сформировано представление об изменениях в природе в осенний период.
2. У детей вызван познавательный интерес к изменению цвета листьев на деревьях.
3. Дети стали анализировать изменения, происходящие с растениями в обычных условиях природы.
4. Стали интересоваться природными объектами, явлениями, с ними происходящими.
5. Дети с большим желанием экспериментировали и исследовали изменения в растениях.
Приложение 1
Конспект НОД Ленд – Арт
Цель:
- гармонизация развития личности через развитие способности самовыражения и самопознания;
- создание положительного эмоционального состояния, дружественной атмосферы, формирование социального доверия, снизить эмоциональную тревожность, повысить самооценку, развивать коммуникативные навыки, способствовать развитию самосознания, улучшить детско- родительские отношения, способствовать закреплению положительных поведенческих реакций.
Задачи:
- создание условий, гарантирующих формирование и укрепление их здоровья;
- формировать умение выражать эмоции социально приемлемыми способами;
- развивать мышление, мелкую моторику рук, воображение, связную речь;
- развивать коммуникативные способности, умения работать в команде;
- продолжать развивать умения детей понимать чувства других, оказывать друг другу поддержку;
- воспитывать доброжелательное отношение к сверстникам, эмоциональную отзывчивость, радоваться достигнутому результату.
Ход НОД
Для занятия Ленд – Арт не требуется специальной подготовки. Взаимодействие с детьми проходит очень плодотворно и интересно. Ход образовательной деятельности строится на игровом сюжете, где дети выполняют определенные задания. Это замечательная форма позволяет включать в него ряд речевых игр, упражнений, заданий на коррекцию речи. Кроме того, позволяет привлечь и заинтересовать малоактивных детей, повысить индекс позитивного самочувствия и психологического комфорта. Используя занятие Ленд – Арт, в ходе непосредственно образовательной деятельности я стремлюсь, чтобы ребенок был активным участником, а не пассивным слушателем.
Приложение 2
Всероссийский детский конкурс поделок
«Шишки, жёлудь, три листочка»
Цель: обогащение детско-родительских отношений, побуждение родителей к совместной творческой деятельности с детьми; вовлечение родителей в воспитательно-образовательный процесс детского сада; развитие художественно-эстетического восприятия.
Задачи: стимулирование творческого подхода к оформлению предметно-развивающей среды детского сада; развитие творческих способностей; стимулирование детей к применению полученных умений и навыков конструктивной деятельности (в соответствии с возрастными особенностями).
Воспитатель:
Листопад, листопад!
Листья по ветру летят!
Много на земле опавших
Ярких листьев ждёт ребят!
Соберём из них букет
И поставим в вазу.
Станет комната красивей
И нарядней сразу!
Наши руки – не для скуки!
Всё умеют делать руки!
Интересные дела
Осень детям принесла!
Воспитатель: Лес – наикрасивейшее место, прогулки по которому могут принести удовольствие и душевное спокойствие. Но, оказывается, что в нём можно ещё и найти огромное количество «строительного материала» для творчества!
Воспитатель: Дети, а вы ходите гулять в лес с родителями? (ответы детей).
Воспитатель: Когда гуляете в лесу с родителями, будьте всегда рядом со взрослыми, не прячьтесь и не убегайте, иначе можете потеряться. (Дети рассматривают правила поведения в лесу).
Физминутка:
Большие ножки бегут по дорожке!
Топ-топ-топ-топ-топ! (дети топают медленно и маленькими шагами)
Маленькие ножки бегут по дорожке!
Топ-топ-топ-топ-топ! (изображают маленькие шаги и быстро топают).
Воспитатели: Дети, как вы думаете, что можно собрать в лесу? (ответы детей).
Воспитатель: Правильно! Листья, веточки, шишки, ёлочные иголки и многое другое и сделать аппликацию или поделку.
Педагог даёт домашнее задание детям и родителям собрать природный материал для поделок на тему «Шишки, жёлудь, три листочка».
Родители совместно с детьми выполнили поделки и заняли первые места в конкурсе. Дети были награждены дипломами.
Приложение 3
Конспект НОД по рисованию на камнях «Волшебные камушки»
Цель:
— создание художественных образов на основе природных форм – камешков;
— развитию мелкой моторики и цветового восприятия, изучение окружающего мира.
Задачи:
— учить тонировать объемную форму (камень) и наносить на него гуашь;
— развивать творческие способности детей, фантазию, мелкую моторику рук;
— воспитывать познавательный интерес к неживой природе;
— воспитывать аккуратность в работе, интерес к рисованию.
Оборудование:
Для воспитателя: чистые и просушенные камешки различной формы, краски гуашь, кисти, стаканчики с водой, салфетки, образец.
Для детей: чистые и просушенные камешки различной формы, краски гуашь, кисти, стаканчики с водой, салфетки.
Ход занятия
Воспитатель: Дети, собирали ли вы когда- нибудь красивые камушки на берегу реки?
Ответы детей
Воспитатель: Ребята, а что можно делать с камнями?
Ответы детей
Воспитатель: А ещё, ребята, на камнях можно рисовать.
Воспитатель предлагает детям рисовать на камушках, превратить при помощи красок невзрачные, серые камни в необычные, яркие образы.
Воспитатель подносит к каждому ребёнку «волшебный» мешочек.
Дети выбирают камушки. Воспитатель предлагает внимательно вглядеться в камни. Просит детей описать их: круглые, острые, плоские, гладкие, шершавые. Сравнить, на что похожи разные камни.
Пальчиковая гимнастика:
На прогулку мы пошли,
Камни разные нашли.
Камни в воду мы бросали,
И в ладошках их держали.
Далее воспитатель показывает этапы выполнения работы.
Дети берут выбранные камни и закрашивают гуашью, которую выбрали.
Приложение 4
Конспект НОД «Осенние фантазии»
Цель: создание детьми аппликации из природного материала.
Задачи:
Обучать аккуратности при работе с природным материалом (засушенными листьями).
Учить составлять сюжет и композицию.
Воспитывать интерес и бережное отношение к природе.
Развивать мелкую моторику рук.
Материал: Осенние листья, картон, клеенка, клей ПВА, ножницы.
Ход НОД
Воспитатель: Свою работу Осень уже выполнила, вот посмотрите, какую хорошую композицию она изготовила.
Воспитатель демонстрирует образец.
Воспитатель: Что вы видите на картинке?
Ответы детей.
Воспитатель: Какого цвета листочки?
Ответы детей.
Воспитатель: Почему листочков мало, что они делают?
Ответы детей.
Воспитатель: Правильно, опадают. Это явление называется – листопадом.
Дети садятся за свои рабочие места. Воспитатель показывает и комментирует процесс выполнения аппликации (без наклеивания).
А сейчас вы, детки, попробуйте.
Дети выполняют аппликацию совместно с воспитателем.
Воспитатель: Дети, посмотрите, наши листочки превращаются в рыбку, бабочку, грибочек и кораблик.
Воспитатель: Дети, вам понравилось работать с осенними листочками?
Ответы детей.
Физминутка:
Мы, листики осенние, на веточках сидели,
Ветер дунул – полетели.
Мы летели, летели и на землю тихо сели.
Ветер снова набежал и листочки все поднял.
Повертел их, покружил и на землю опустил.
Приложение 5
Конспект НОД
Аппликация «Растения нашего участка»
Цель: Создание коллективной аппликации из природных материалов.
Задачи:
Образовательные:
- знакомство с новым видом деятельности – аппликацией;
- формирование интереса к аппликации;
- закрепить знания детей о цвете (красный и жёлтый), величине (большой и маленький) осенних листьев;
- закрепить понятия «осень», «осенние листья», «дерево», «листопад».
2. Развивающие: развивать наблюдательность, чувство цвета и композиции, воображение детей. Развивать мелкую моторику рук, речь детей. Развивать интерес к природным явлениям.
3. Воспитательные: воспитывать аккуратность при работе с клеем и бумагой, умение выполнять действия по образцу в соответствии с инструкцией, воспитывать эстетическое восприятие окружающего мира природы.
Ход НОД
Воспитатель: Ребята, смотрите, какие мы с вами собрали на прогулке листья, веточки и цветочки! Какой листочек у тебя, Максим, большой или маленький? (ответ ребёнка - большой). А какого он цвета? (красный).
А у тебя, София, какой, большой или маленький? (ответ ребёнка - маленький). А какого цвета? (ответ ребёнка – жёлтый). Педагог спрашивает каждого ребёнка в группе.
Воспитатель: Осенью листья на деревьях становятся разноцветными: были зелёные. А сейчас жёлтые и красные, а потом они начинают опадать на землю, такое явление называют листопадом.
Физминутка:
«Листопад»
Утром мы во двор идём (дети шагают по кругу)
Листья сыплются дождём (дети поднимают руки вверх, покачиваются и наклоняются вниз)
Под ногами шелестят (топают на месте ножками)
И летят, летят, летят (кружатся, поднимая и опуская руки).
Воспитатель: Дети, сейчас мы с вами сделаем красивую аппликацию: Фоторамку «Растения нашего участка».
Дети сначала красят рамку краскам осенних цветов (красный, жёлтый, оранжевый, зелёный). И начинают по одному приклеивать листья, веточки, и цветы. Педагог помогает, если у ребёнка что-то не получается.
Рефлексия:
Ребята, посмотрите, какая яркая рамочка у нас с вами получилась! Что мы приклеили на рамку? Какие части растений? (Педагог показывает поочерёдно на приклеенный природный материал, дети отвечают: листья, веточки, цветочки).
Приложение 6
Индивидуальная выставка одарённых детей
Индивидуальная выставка одаренных детей – предназначена для обучения одного конкретного воспитанника, направленная на развитие его индивидуальных способностей.
Цель: помочь одарённому ребёнку раскрыться в той или иной области развития.
Задачи:
- развивать способности ребёнка в области художественного творчества, овладение нетрадиционными приёмами и технологиями рисования;
- воспитывать эстетические чувства, чувство «прекрасного»;
- совместно с родителями создать условия для поддержания интереса к художественному творчеству.
Ожидаемые результаты:
- ребёнок овладеет нетрадиционными приёмами и техниками рисования;
- развитие навыков и умений пользоваться разнообразными средствами изображения;
- повышение компетентности родителей воспитанников в вопросе рисования с использованием нетрадиционной техники, активное участие родителей в совместных творческих проектах.
Ход работы
Чтение стихотворения «Листопад»
Лес, точно терем расписной,
Лиловый, золотой, багряный,
Весёлой, пёстрою стеной
Стоит над светлою поляной.
Воспитатель предлагает ребёнку выполнить несколько творческих работ в нетрадиционной технике рисования (метод «тычка», «отпечаток листьями»).
Работа выполняется совместно с педагогом.
Приложение 7
Гербарий
Дети из ясельной группы, совместно с воспитателями, собрали с участка детского сада осенний материал (веточки, цветочки, листочки) и сделали гербарий.