СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Проектная работа ,,Творчество Сергея Есенина"

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«s1688032_1»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение -

Средняя общеобразовательная школа №2 им. И.Г. Петровского г.Cевска















Индивидуальный проект


Тема: Творчество Сергея Есенина




Выполнила

ученица 10 класса

Лубова Мария Степановна


Руководитель проекта:

Захарова Елена Николаевна









Работа допущена к защите «______» ___________________ 2021г.


Подпись руководителя проекта ____________________ (Захарова Е.Н.)



Севск 2021 г.


Паспорт проекта


Название проекта: Творчество Сергея Есенина

Руководитель проекта: Захарова Елена Николаевна

Автор проекта: Лубова Мария Степановна

Учебная дисциплина: Литература

Тип проект: информационно-исследовательский

Цель работы: изучить биографию писателя и его творчество

Задачи работы:

1.Развитие навыков различных видов речевой деятельности: чтение, письма, говорения.

2.Приобретение учащимися знаний социокультурного характера в соответствии с изучаемой тематикой.

Вопрос проекта: Какой вклад внес Сергей Есенин в русскую литературу

Краткое содержание проекта: В проекте рассматривается личность Сергея Есенина, происхождение, детство, образование, первые стихи, карьера, творчество.

Результат проекта (продукт): создание презентации на тему творчество Сергея Есенина

Реализация проекта (для 10 класса): показ презентации
























2

Индивидуальный план выполнения проекта

Этапы



Виды деятельности

Планируемая дата исполнения

Дата

фактически

Подпись

руководителя

Подготовка

Выбор темы учебного проекта и тех исследований обучающихся;

Разработка основополагающего вопроса и проблемных вопросов темы

22.10.2020

27.11.2020


Планирование

Формулировка задач, которые следует решить;

Выбор средств и методов решения задач;

Определение последовательности и сроков работ

24.12.2020

5.01.2021


Процесс проектирования

Самостоятельная работа

1.02.2021

10.02.2021


Оформления записки, плакатов и др.

15.02.2021

20.02.2021


Итог

Достигнутый результат

24.02.2021

26.02.2021


Оформление

03.03.2021

05.03.2021


Защита






3

Оглавление

Введение: 5

Глава 1. Теоретическая часть 6

1.1 Биография личности 6

1.2 Детство 6

1.3 Образование 6

1.4 Карьера 7

1.4.1 Первые стихи 7

1.4.2 Пейзажная лирика поэта 7

1.4.3 Анализ стихотворений 10

1.5 Смерть поэта 14

Глава 2. Практическая часть 15

2.1 Анкета на тему Творчество Сергея Есенина 15

Результаты опроса 16

Список литературы 17

Заключение 18

Приложения 19




















4


Введение:

Сергей Есенин - русский поэт, представитель новокрестьянской поэзии, родился 3 октября 1895 года в селе Константинове, Рязанской губернии. Жизнь в русской губернии с раннего детства вдохновляла мальчика и уже в девять лет он написал свои первые стихи.

Актуальность: Тема Творчества Сергея Есенина является актуальной в современном мире, поскольку он считается классиком русской литературы, изучается в школьной программе и читаем людьми разных возрастов.

Объект исследования: Жизнь и творчество Сергея Есенина.

Предмет исследования: Пейзажная лирика в творчестве поэта.

Цель проекта: изучить биографию и пейзажную лирику и создать презентацию по этой теме

Задачи проекта:

1.Собрать информацию по данной теме из разных источников информации.

2.Анализ и чтение стихов пейзажной лирики

3.Собрать мнение критиков о творчестве поэта

4.Обобщить информацию и сделать выводы

5.Защитить проект

Методы исследования: теоретического уровня

1. Изучение литературы

2. Чтение и анализ его стихов

3. Создание анкеты и результаты тестирования

Практическая значимость моего проекта заключается в том , что моя работа может быть использована в качестве дополнительной информации для уроков литературы и проведения внеклассного мероприятия.















5

Глава 1. Теоретическая часть


1.1 Биография личности


Сергей Александрович Есенин (1895-1925) – великий русский поэт, представитель новокрестьянского поэтического искусства и имажинизма в литературе. В разные периоды творчества в его стихотворениях находили отражение социал-демократические идеи, образы революции и Родины, деревни и природы, любви и поиска счастья.

1.2 Детство


3 октября 1895 года в селе Константинове в крестьянской семье Александра Никитича и Татьяны Федоровны Есениных родился сын Сергей. Отец служил в Москве в мясной лавке, дома бывал наездами. Раннее детство Есенина прошло у деда и бабушки по материнской линии. По словам поэта детство было беззаботным. Пробуждение творческих дум началось по сознательной памяти до 8 лет. Стихи начал писать рано. Толчки давала бабушка, рассказывая сказки. Велика роль народного творчества в становлении будущего поэта . Есенин любил пение матери . Он слушал народные напевы не только дома, но и слышал на покосах, когда пели косари.

1.3 Образование


В 1904 году Сергей Есенин поступил в Константиновское земское четырехклассное училище, затем в церковно-учительскую школу в селе Спас-Клепики. Каникулы Есенин проводил в Константинове, бывал в доме священника Ивана Попова, пользовался хорошей библиотекой хозяина. В 1912 году Есенин окончил учительскую школу и получил диплом учителя школы грамоты. В тот же год он переехал в Москву. Здесь сначала служил в мясной лавке, затем в конторе книготоргового товарищества «Культура» и в типографии И.Д. Сытина. В типографии он работал корректором, много читал . Позже Есенин сближается с писателями Суриковского литературно-музыкального кружка; учится на историко-философском отделении Московского городского народного университета имени А.Л. Шанявского.






6

1.4 Карьера 1.4.1 Первые стихи

Первые стихи Есенин писал еще в раннем детстве. Сказки с плохим концом он переделывал на свой лад. Важную роль в творчестве поэта сыграли песни. Свои стихи поэт сравнивает с песнями- по мелодичности, богатству,

гибкости ритма они близки к народным песням. Музыка помогает полнее

передавать чувства и мысли, звуковая организация произведений гармонична, идет от врожденного чувства родного языка. Поэт много знал частушек, сам их сочинял и исполнял. Современник описывал его исполнение: « пел он по простецки, с деревенским однообразием, но иногда

дойдя до яркого образа, внезапно подчеркивал и выделял его с любовью, уже как поэт». Одну из своих первых книг Сергей Есенин хотел назвать « Рязанские побаски, канавушки и страдания». В 1904 году при поступлении в училище, а затем в церковно-учительскую школу появились первые стихи Есенина: « Звезды», « Воспоминания», «Моя жизнь». Тогда он составил два рукописных сборника своих стихов. Учась в Московском университете, он помещает свои стихи в московских журналах. Первой публикацией Есенина считается стихотворение « Береза», напечатанное в детском журнале « Мирок» в 1914 году и подписанное псевдонимом Аристон. Затем увидели свет « Кручина», «Выткался на озере алый свет зари…» и другие стихотворения. Первые поэтические сборники « Радуница» 1916; «Сельских часослов», 1918. Он выступил как тонкий лирик, мастер глубоко психологизированного пейзажа, певец крестьянской Руси, знаток народного языка и народной души. В 1919-1923 годах входил в группу имажинистов. Трагическое мироощущение, душевное смятение выражены в циклах « Кобыльи корабли» (1920), «Москва кабацкая» (1924), поэме «Черный человек» (1925). «Баллада о двадцати шести» (1924), сборнике «Русь Советская» (1925), поэме «Анна Снегина» (1925), драматическая поэма « Пугачев» (1921).


1.4.2 Пейзажная лирика поэта


Со времени Кольцова земля русская не производила ничего
более коренного, естественного, уместного
                и родового, чем Сергей Есенин,
  подарив его времени с бесподобною свободой и не отяжелив подарка
  стопудовой народнической старательностью.
Вместе с тем  Есенин был живым, бьющимся комком той
        артистичности,  которую вслед за Пушкиным мы зовём
                высшим моцартовским началом , моцартовскою
                стихиею....
7

Самое драгоценное в нём - образ родной природы, лесной,
        среднерусской, рязанской, переданной с ошеломляющей свежестью,
  как она далась ему в детстве.
Борис Пастернак, из очерка
                "Люди и положения", 1956-1957*


Так выражался Борис Пастернак о творчестве Сергея Есенина.



Пейзажная лирика Есенина является лучшей частью его творчества. Увлечение и тихую радость, любование и обожествление - все оттенки благоговения перед дивом родной природы мы найдем у поэта («Выткался на озере алый свет зари», «Весенний вечер», «Береза», «Восход солнца», «Звезды», «Ночь» и др.). Тем не менее не следует считать пейзаж Есенина обычной зарисовкой природы, иногда очень похожим на русский «лубок»

искусство, и, в частности, народная живопись с его праздничностью, те описания лебединой породы, с яркими красками произвели впечатление на Есенина. Он ориентировался на народную живопись и в цветах голубой, золотой, синий, малиновый и даже в содержании (скажем, кому «лубку», так и в стихах Есенина небо и вода некогда не бывают синими, вопреки всегда заселенным звездами рыбами, кораблями, чудовищами). И только па первый взгляд кажется, что поэт захвачен лишь любимой им из детства родной «натуры»: леса, хаток, дорог и озер и березовых рощ. На самом деле все значительно сложнее. Из того же народного искусства Есенина приходит осознание неразрывной связи между человеком и природой, и важнейшим принципом его художественного мышления становится стремление к всеобщей гармонии, ко всему существующему. Люди, животных, растения, стихии и предметы - за Есениным, дети единой матери-природы. В его поэзии мы видим, как очеловеченную природу (скажем, у его босоногой березки, подруги златоглавого клена есть соперница - черемуха, холодная, в своих белоснежно-пенных кружевах) так и человека от вечного фольклорного дерева, имя которому жизнь, берет свое начало есенинские образы, где человек уподоблен дереву, ее душа: - бесконечному полю, руки уподоблены ветвям, глаза - листве и т. п.). Сам поэт ощутил себя природой, стихией, старшим братом умных животных, «дитятею дерева». «Из толпы» он выделяет ярчайшие, покрытое осенней позолотой дерево - клен, так как «главой» тот «похожий» на него. Есенинские « колосья-кони», «синие чащи», «рыжее стадо», «молодость берез», «красногривый жеребенок», «золото овса», «зеленые лапы», «птичий гомон », «песни дождей и черемух» - это тот естественный мир, в единстве с которым человек может быть счастливым. И этой гармонии угрожает революция - «красный поезд», который столкнул "мильным дуралеем» лошадкою, и, конечно ж, победил. С приходом революции в поэзии Есенина появляются печальные и даже трагические


8

мотивы, она вносила дисгармонию в его мир, разрушала то, что создавалось годами. Есенин из тех, кто в русской поэзии переживал послереволюционные перемены в русском селе. В пейзажной лирике Есенина особое место занимают образы осени и зимней метели, которые обычно связаны с мотивами грусти, сожаления о совершенных ошибках и придают особый эмоциональный тон стихотворению. Таковы образ метели в стихотворении «Клен ты мой опавший, клен заледенелый...» и картина осенней природы в стихотворении «Отговорила роща золотая...». Стремясь выразить красоту и силу лирического чувства, поэт обращается к стилистическим приемам, помогающим создать зримые, четкие образы. В стихах Есенина представлена

почти вся цветовая гамма, но особо любимы им золотой, синий, алый цвета. Говоря о художественном своеобразии есенинской лирики, важно обратить внимание на композицию стихов поэта. В стихах Есенина начальные строчки являются важным композиционным элементом, в них обычно в сжатом виде намечена та тема, которой посвящено данное произведение. Часто эти строчки представляют собой своеобразный тезис, констатацию определенной авторской мысли, которая получает затем дальнейшее развитие! «Да! Теперь решено. Без возврата я покинул родные поля», «Каждый труд благослови, удача! » Важную функцию выполняют и своеобразные изречения, в которых обобщены жизненные наблюдения поэта. Нередко они стоят в конце стихотворения, как бы подытоживая его: «Будь же ты вовек благословенно, что пришло процвесть и умереть» «Оттого и дороги мне люди, что живут со мною на земле». Наиболее распространенной композиционной формой в лирике Есенина является кольцевая композиция, когда в конце стихотворения поэт вновь возвращается к начальному тезису. Так построено, например, стихотворение «Дорогая, сядем рядом...». Однако довольно часто мы сталкиваемся с видоизмененным зачином стихотворения: «Отговорила роща золотая березовым, веселым языком...». И концовка: «Скажите так... что роща золотая отговорила милым языком. Лирика Есенина близка устному народному творчеству, большую роль в стихах поэта играют излюбленные приемы народного творчества - психологический параллелизм и повтор. Большое влияние оказала есенинская поэтика, есенинская образность на творческие искания русских поэтов последующих поколений. Типичный пейзаж раннего Есенина словно подернут дымкой. Его трудно представить без «охлопьев синих рос». Краски приглушены, смягчены. На полыхающие зори мы смотрим сквозь курящиеся туманы. Сквозь синий туман видим и «красные крылья заката». Есенин вообще любит восходы и закаты за их перламутровую нежность, выходя на натуру, будто на рыбалку: либо на рассвете, либо ранним вечером. Вот характерный образец есенинской пейзажной живописи дореволюционного периода:«Задремали звезды золотые, Улыбнулись сонные березки, Задрожало зеркало затона, Растрепали шелковые, косы. Брезжит свет на заводи речные Шелестят зеленые сережки, И румянит сетку небосклона. И горят серебряные росы. У


9

плетня заросшая крапива Обрядилась ярким перламутром И, качаясь, шепчет шаловливо: «С добрым утром!»Золото, но задремавшее; зеркальный блеск воды, но он смягчен утренней зыбкой рябью и ранью; небосклон не румяный, а тронутый блеклым, сетчатым светом. Ярко только то, что не бывает совсем ярким - серебряные росы да перламутровое ожерелье на тугих стеблях одичавшей крапивы - золушки, простушки, чернавки… Не всегда, разумеется, Есенин так тонок и акварелен. Порой он откровенно работает под лубок, и тогда глаза прямо-таки слепит «прялочное весельство»,свойственное народной бытовой живописи: «Ярче розовой рубахи Зори вешние горят. Позолоченные бляхи С бубенцами говорят».

1.4.3 Анализ стихотворений


Анализ стихотворения «Отговорила роща золотая» Есенина

К концу жизни в творчестве Есенина все чаще появляются мотивы печальных размышлений о прошедших годах. Одним из ярких примеров такого философского размышления является стихотворение «Отговорила роща золотая», написанное в 1924 г. Излюбленный прием Есенина – обращение к образам родной природы. Центральным образом рассматриваемого стихотворения является «роща золотая», которую поэт сравнивает со своей молодостью. Произведение в целом насыщено множеством ярких сравнений, которые создают печальную картину. Автор поднимает глубокий вопрос о смысле человеческого существования. Он сравнивает себя с одиноким странником, для которого жизнь представляется короткой остановкой в долгом пути. Самый ценный и яркий период жизни – молодость человека, когда он еще полон сил и стремлений. Люди совершенно не ценят свои юные годы и тратят их впустую. Только жизненный опыт и предчувствие неумолимой смерти заставляют их остановиться и задуматься о том, чего же они все-таки достигли. Есенину не жаль бездумно прожитых лет. Если бы была возможность начать все сначала, он ничего бы не стал менять. Знание будущего и строгий анализ своей жизни перечеркнули бы все очарование молодости, ее буйство и наивный восторг. Молодость тем и ценна, что дает человеку возможность на склоне лет вновь пережить счастливые мгновения, вспомнить поступки, которые уже немыслимы в зрелом возрасте. Автор понимает закономерность наступления старости. Это неизбежный закон мироздания, которому подчинено все живое.

10

Такие же процессы происходят в природе осенью, но они не приводят к вечной смерти и забвению («от желтизны не пропадет трава»). Есенину близка идея бессмертной души. Человек смертен только физически, его душа продолжает жить в памяти следующих поколений. Насколько долго и прочно будет это существование, зависит лично от каждого. Свои произведения автор сравнивает с опадающей листвой. Он критически оценивает свои творческие заслуги и утверждает, что время может превратить их «в один ненужной ком», который можно охарактеризовать всего лишь одной фразой – «отговорила роща золотая». Строчка поэта действительно стала бессмертной, она продолжает жить в прекрасных произведениях и в благодарной памяти почитателей его великого таланта

Анализ стихотворения «Поет зима, аукает» Есенина

В раннем периоде творчества Есенина в наибольшей степени проявилась его чистая и светлая душа. Уже с самых первых произведений его интересовал удивительный и волшебный мир природы. Народные сказания и легенды, которые поэт слышал в детстве, одушевляли этот мир, придавали ему человеческие черты и качества. Стихотворение «Поет зима – аукает…» было написано Есениным в 1910 г. Он считал его детским и незрелым литературным опытом. Впервые оно было опубликовано только в 1914 г. под названием «Воробышки». Стихотворение напоминает прекрасную детскую сказку. С первых же строк в нем появляются волшебные персонажи. Зима предстает в образе любящей матери, поющей колыбельную песню «мохнатому лесу». Завораживающая картина сна дополняется «тоской глубокою» облаков. Появляется традиционный сказочный образ «страны далекой», олицетворяющей волшебные надежды и мечты. Метелицу можно сравнить со снежной королевой, которая невыносимо прекрасна, но «больно холодна». Любовь к ней может свести человека с ума и навсегда оставить в ледяном плену. Поэт вводит центральный образ стихотворения – «воробышков», которые напоминают «деток сиротливых». Все живые существа стремятся задолго до наступления зимы запастись припасами и обустроить жилище. Лишь для беззаботных воробьев каждый раз приход

11

зимы – внезапная неожиданность. Им остается надеяться на милость и доброту человека. Очень трогательно выглядит картина прижавшихся у окна «пташек малых». Разошедшаяся вьюга, олицетворяющая злую волшебницу, стремится сорвать свою злость на беззащитных птичках. Спасение «воробышек» заключается в их взаимной поддержке. Сбившись в тесную кучку, они покорно переносят холод, голод и усталость. Во сне к ним приходит счастье в образе долгожданной «красавицы весны». В целом в стихотворении явно прослеживаются черты народного творчества. Есенин употребляет традиционные эпитеты: «мохнатый лес», «седые облака». Главные образы-персонажи четко поделены на добрых и злых. В отношении самых слабых автор использует уменьшительно-ласкательные формы слов: «детки», «пташки». Они пользуются искренним расположением и участием автора. «Сказка», как и положено, имеет счастливый конец, но только во сне. Стихотворение относится к лучшим произведениям литературы для детей. Оно способно научить ребенка понимать и ценить красоту родной природы, а также воспитать чувства добра и сострадания.

Анализ стихотворения «Край ты мой заброшенный» Есенина

Есенин очень рано покинул родное село и в целях реализации своих поэтических планов и надежд переехал в Москву. Многое в городе не нравилось деревенскому поэту, но он понимал, что только здесь может добиться славы и известности. К тому же он получал возможность прославить родные места на всю страну. Есенин ненадолго возвращался в деревню и с грустью замечал, что его примеру следуют многие молодые люди. Урбанизация вплотную подошла к русской глубинке. Раннее творчество поэта по большей части проникнуто светлыми и радостными чувствами, но в стихотворении «Край ты мой заброшенный…» (1914 г.) автор печально размышляет над неуклонным процессом вымирания деревни. Произведение написано очень простым и доступным языком. Заметно глубоко личное отношение автора. Он называет родной край пустырем. В тексте даже не упоминаются люди. Лишь по отдельным приметам можно догадаться об их отсутствии («сенокос некошеный»). В деревне осталось всего пять изб, которые «забоченились». Среди жителей остались одни старики, которые уже не способны поддерживать дома в нормальном состоянии и тихо доживают свой век. Есенин всегда восхищался русской природой, но из стихотворения становится понятно, что он не представлял себе пейзаж без человека. По мнению поэта, люди являются составной

12

частью природы. Их отсутствие вносит нарушение в естественную гармонию. Автор замечает «плесень сизую», которая нарушает картину. В окна домов свободно бьются вороны, которые всегда олицетворяли собой смерть и нечистую силу. Такая безрадостная атмосфера заставляет автора усомниться в реальности «жисти» родного края. Возможно, она просто «сказ ковыля», который поведал его одинокому путнику. Есенин боится, что в следующий свой приезд может вообще не найти человеческих следов. Как бы не притягивала его к себе городская жизнь, он всегда помнил о своих глубоких деревенских корнях. Исчезновение малой родины представлялось ему величайшей трагедией. Впоследствии предсказание Есенина воплотилось в жизнь. Его село не подверглось физическому уничтожению, но советская власть настолько изменила прежний деревенский уклад, что это можно было считать духовной смертью. Спустя 10 лет поэт не узнал Константиново и ощутил себя тем самым одиноким путником.

Анализ стихотворения «Нивы сжаты, рощи голы» Есенина

Есенин еще в молодости переехал из села Константиново в Москву. В первые годы он находил время, чтобы съездить в родные места, но постепенно обретал известность и все больше погружался в городскую жизнь. Не имея возможности вырваться в деревню, поэт постоянно испытывал тоску по родине, которая у него ассоциировалась с русским пейзажем. Все стихотворения Есенина, посвященные природе, основаны на воспоминаниях о родном селе. Одним из них является «Нивы сжаты, рощи голы…» (1917 г.). Поэт считал прекрасным любое время года и умел находить в природе доказательства этому. Он описывает позднюю осень. Картины увядающей природы полны тихой грусти, но при этом наполнены своеобразной красотой. Автор использует образную метафору, сравнивая заходящее солнце со скатившимся колесом. Есенин также применяет свой излюбленный прием – олицетворение природы. Он одухотворяет весь окружающий мир. Даже обычная деревенская дорога наделяется качествами живого существа. Он отмечает, что дорога «взрытая», т. к. ей в последнее время часто пользовались при уборке урожая и для приготовлений на зиму. Хозяйственные хлопоты крестьянства миновали, дорога может отдыхать до начала нового земледельческого цикла. Поэтому она дремлет и видит свои особенные сны. В мечтах дороге представляется зима, которая вот-вот наступит. Вся земля будет занесена толстым слоем снега и получит возможность долгожданного отдыха. В последней строфе появляется сам лирический герой. В своем богатом воображении он стал свидетелем слияния природного и человеческого миров. Находясь в таинственной волшебной атмосфере («в чаще звонкой… в тумане»), он увидел, как «месяц жеребенком запрягался в… сани». Городская жизнь не могла изменить крестьянского мировоззрения Есенина. Он продолжал с большой любовью относиться к

13

окружающей природе. Во всех природных явлениях поэт видел глубокий внутренний смысл. Он не пользуется традиционными поэтическими сравнениями. Его образы имеют прямую связь с крестьянской жизнью (солнце – колесо, месяц – жеребенок). Есенин считает человека неотъемлемой частью природы. Поэтому поэт идеализирует деревенский образ жизни. По его мнению, только следуя законам природы, человек сможет сохранить чистоту своей души.

1.5 Смерть поэта

Причина смерти Есенина


Жизнь поэта оборвалась в 30 лет. Он покинул бренный мир на пике своего творчества. По общепринятому мнению, причиной трагедии стала депрессия. Она присуща всем творческим личностям, так как эти люди постоянно находятся в поиске смысла своего существования. Им не дано безмятежно почивать на лаврах, а собственные произведения, восхваляемые другими, кажутся неинтересными, бездарными и блеклыми. В данном случае депрессию усугубило одиночество. Личная жизнь у поэта определённо не ладилась. 30 июля 1917 года состоялось венчание Сергея Александровича с его первой женой Зинаидой Николаевной Райх (1894-1939). Но семейная жизнь продолжалась недолго. 5 октября 1921 года брак был расторгнут по инициативе самого поэта. В 1922 году брошенная жена связала себя узами Гименея с Всеволодом Мейерхольдом, который был старше её на 20 лет. А в ночь на 15 июля 1939 года Зинаида Николаевна была зверски убита в своей московской квартире. Убийц так и не нашли.

Осенью 1921 года Есенин познакомился с американской танцовщицей Айседорой Дункан (1877-1927). Брак с ней был официально оформлен в 1922 году, а расторгнут в 1924 году. То есть семейные отношения у нашего героя опять же не сложились. Тут, как говорится, нашла коса на камень. Люди, близко знавшие эту пару, отмечали постоянные скандалы и выяснения отношений. Вторая жена поэта также закончила свою жизнь трагически. Она поехала кататься на автомобиле, длинный шарф намотался на ось колеса и удушил танцовщицу.

18 октября 1925 года Сергей Александрович зарегистрировал брак с третьей и последней женой Софьей Андреевной Толстой (1900-1957). Но этот брак продлился чуть более 2-х месяцев, и уже с первых дней не казался счастливым для друзей и знакомых. Молодожёны практически не жили вместе, что только усугубило одиночество поэта.

Нужно также отметить, что в последние годы своей жизни Есенин был предрасположен к алкоголю. Он любил хорошо выпить, пошуметь и поскандалить. Такое поведение обратило на себя пристальное внимание со стороны ГПУ. Дурные наклонности Сергея Александровича не устраивали


14

чекистов, так как противоречили образу яркой творческой личности, взлелеянной социалистическим государством рабочих и крестьян. У поэта также начались идеологические разногласия с советской властью. А это было гораздо серьёзнее пьянок и скандалов.В ноябре наш герой прошёл курс лечения в психоневрологической больнице. Причиной стала расшатанная психика. Тут сказалась неудачная семейная жизнь, злоупотребление вредными привычками и творческий кризис. Врачи сделали всё, что могли, и в первых числах декабря Сергей Александрович распрощался с клиникой.

В последней декаде декабря Есенин уехал из Москвы в Ленинград. Поселился он в гостинице "Англетер". Здесь в номере №5 и произошла трагедия. На поэта с удвоенной силой навалились депрессия, одиночество, безысходность. Не выдержав этого груза, он повесился. Такова официальная версия, вполне правдоподобно объясняющая смерть Сергея Есенина.

Однако нашлись люди, поставившие под сомнение официальное заключение. И в наши дни существует мнение, что поэта убили чекисты. Его идеологические взгляды стали расходиться с официальными. Это и послужило причиной преступления против талантливой личности.



Глава 2. Практическая часть 2.1 Анкета на тему Творчество Сергея Есенина


Здравствуйте, уважаемые респонденты!

Приглашаем вас ответить на вопросы анкеты. Данная анкета является исследовательским экспериментом, главной задачей, которого является выяснить, насколько хорошо вы знаете творчество Сергея Есенина.

Вопрос 1. Какие произведения Есенина вы знаете?

_______________


Вопрос 2. Какие произведения Есенина вам нравятся?

________________


Вопрос 3. По вашему мнению какой вклад в русскую литературу внес Сергей Есенин?

________________




15

Результаты опроса



2.2 Вывод

На диаграмме результатов опроса можно наглядно увидеть, что многие опрошенные могли дать конкретные ответы на заданные вопросы. Это говорит о том, что опрошенные знают, кто такой данный поэт и сталкивались с его стихотворениями. Так же эти читатели смогли высказать свое мнение о произведениях которые им нравятся и какой вклад внес в русскую литературу Сергей Есенин. Меньшинство были в затруднении ответить или не смогли ответить на данные вопросы. Это говорит о том, что требуется вводить внеклассные мероприятия в школах и других заведениях для общего развития учеников не только о поэтах, но и о других выдающихся людях, например, России, какие вклад они внесли в развитие культуры, общества, науки и искусства, что оставили после себя.





16

Список литературы

Электронные ресурсы

1. Источник википедия:

https://vk.com/away.php?to=https%3A%2F%2Fru.m.wikipedia.org%2Fwiki%2F%25D0%2595%25D1%2581%25D0%25B5%25D0%25BD%25D0%25B8%25D0%25BD%2C_%25D0%25A1%25D0%25B5%25D1%2580%25D0%25B3%25D0%25B5%25D0%25B9_%25D0%2590%25D0%25BB%25D0%25B5%25D0%25BA%25D1%2581%25D0%25B0%25D0%25BD%25D0%25B4%25D1%2580%25D0%25BE%25D0%25B2%25D0%25B8%25D1%2587&cc_key=

2. Источник LitHelper:

https://vk.com/away.php?utf=1&to=https%3A%2F%2Fm.lit-helper.com%2Fp_detstvo_i_yunost-_esenina_s_a

3. Источник Образовака:

https://vk.com/away.php?utf=1&to=https%3A%2F%2Fobrazovaka.ru%2Falpha%2Fe%2Fesenin-sergej-aleksandrovich-esenin-sergey-alexandrovich

4. Источник:

: https://igolo4ka1.ru/peizazhnaya-lirika-v-tvorchestve-esenina-peizazhnaya-lirika-v.html

5. Источник Стихи.ру:

https://stihi.ru/2015/12/21/3732

6. Источник:

https://www.factruz.ru/history_mistery/esenin.htm

7. Источник:

https://rustih.ru/sergej-esenin/




















18

Заключение

Сергей Есенин - гениальный поэт своего времени. В своей лирике поэт выражал свою любовь к родине. Поэт говорил: « Моя лирика жива одной большой любовью, любовью к Родине. Чувство Родины – основное в моем творчестве». Пейзажная лирика Есенина показывает связь человека и природы. Человек с природой - одно целое. Поэт рисует живые картины природы в своих стихах. Его стихи не только учат любить красоту родной природы, но и видеть эту красоту. Село Константиново пробудило в Сергее Есенине поэтическую страсть к творчеству. Красота, окружавшая поэта, нашла начало в строках многих стихотворений, где он передает свою любовь к родным просторам. По результатам анкетирования, стало ясно: следует больше внимания уделить русским классикам и изучению их творчества, оценивать их вклад в жизнь современного общества. Поэты и писатели подобные Сергею Есенину, были теми, кто хотел изменить жизнь с помощью своих произведений, достучаться до народа и показать, что происходит в стране.















17










ПРИЛОЖЕНИЯ


















Портрет Сергея Есенина











20
















Сестры и родители Сергея Есенина















21



Татьяна Федоровна и Александр Никитич







22













Дедушка и бабушка Сергея Есенина















23





Жены Сергея Есенина























24

« Береза», первое опубликованное стихотворение Есенина






















25



Отрывок из стихотворения «Русь», посвященное о любви к родине


























26

Сергей Есенин о родной природе

























27





























28












Стихотворение «Черемуха»
















29

Сергей Есенин

Отговорила роща золотая…

Отговорила роща золотая

Берёзовым, весёлым языком,

И журавли, печально пролетая,

Уж не жалеют больше ни о ком.


Кого жалеть? Ведь каждый в мире странник —

Пройдёт, зайдёт и вновь оставит дом.

О всех ушедших грезит конопляник

С широким месяцем над голубым прудом.


Стою один среди равнины голой,

А журавлей относит ветер в даль,

Я полон дум о юности весёлой,

Но ничего в прошедшем мне не жаль.


Не жаль мне лет, растраченных напрасно,

Не жаль души сиреневую цветь.

В саду горит костёр рябины красной,

Но никого не может он согреть.


Не обгорят рябиновые кисти,

От желтизны не опадёт трава,

Как дерево роняет тихо листья,

Так я роняю грустные слова.


И если время, ветром разметая,

Сгребёт их все в один ненужный ком…

Скажите так… что роща золотая

Отговорила милым языком.


1924 г.












30


Поет зима — аукает,

Мохнатый лес баюкает


Стозвоном сосняка.

Кругом с тоской глубокою

Плывут в страну далекую

Седые облака.


А по двору метелица

Ковром шелковым стелется,


Но больно холодна.

Воробышки игривые,

Как детки сиротливые,

Прижались у окна.


Озябли пташки малые,

Голодные, усталые,


И жмутся поплотней.

А вьюга с ревом бешеным

Стучит по ставням свешенным

И злится все сильней.


И дремлют пташки нежные

Под эти вихри снежные


У мерзлого окна.

И снится им прекрасная,

В улыбках солнца ясная

Красавица весна.













31


Край ты мой заброшенный,

Край ты мой, пустырь.

Сенокос некошеный,

Лес да монастырь.

Избы забоченились,

А и всех-то пять.

Крыши их запенились

В заревую гать.

Под соломой-ризою

Выструги стропил,

Ветер плесень сизую

Солнцем окропил.

В окна бьют без промаха

Вороны крылом,

Как метель, черемуха

Машет рукавом.

Уж не сказ ли в прутнике

Жисть твоя и быль,

Что под вечер путнику

Нашептал ковыль?
























32

Нивы сжаты, рощи голы,

От воды туман и сырость.

Колесом за сини горы

Солнце тихое скатилось.


Дремлет взрытая дорога.

Ей сегодня примечталось,

Что совсем-совсем немного

Ждать зимы седой осталось.


Ах, и сам я в чаще звонкой

Увидал вчера в тумане:

Рыжий месяц жеребенком

Запрягался в наши сани.































33

Просмотр содержимого презентации
«s1688032_0»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение -  Средняя общеобразовательная школа №2 им. И.Г. Петровского г.Cевска Индивидуальный проект «Творчество Сергея Есенина» Выполнила ученица 10 класса Лубова Мария Степановна Руководитель проекта: Захарова Елена Николаевна Севск 2021г.

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение - Средняя общеобразовательная школа №2 им. И.Г. Петровского г.Cевска

Индивидуальный проект

«Творчество Сергея Есенина»

Выполнила ученица 10 класса Лубова Мария Степановна

Руководитель проекта: Захарова Елена Николаевна

Севск 2021г.

Вступление

Вступление

  • Сергей Есенин - русский поэт, представитель новокрестьянской поэзии, родился 3 октября 1895 года в селе Константинове, Рязанской губернии. Жизнь в русской губернии с раннего детства вдохновляла мальчика и уже в девять лет он написал свои первые стихи.
  • Актуальность: Тема Творчества Сергея Есенина является актуальной в современном мире, поскольку он считается классиком русской литературы, изучается в школьной программе и читаем людьми разных возрастов.
  • Объект исследования: Жизнь и творчество Сергея Есенина.
  • Предмет исследования: Пейзажная лирика в творчестве поэта.
  • Цель проекта: изучить биографию и пейзажную лирику и создать презентацию по этой теме
Вступление

Вступление

  • Задачи проекта:
  • 1.Собрать информацию по данной теме из разных источников информации.
  • 2.Анализ и чтение стихов пейзажной лирики
  • 3.Собрать мнение критиков о творчестве поэта
  • 4.Обобщить информацию и сделать выводы
  • 5.Защитить проект
  • Методы исследования: теоретического уровня
  • 1. Изучение литературы
  • 2. Чтение и анализ его стихов
  • 3. Создание анкеты и результаты тестирования
  • Практическая значимость моего проекта заключается в том , что моя работа может быть использована в качестве дополнительной информации для уроков литературы и проведения внеклассного мероприятия.
Теоретическая часть.

Теоретическая часть.

  • 3 октября 1895 года в селе Константинове в крестьянской семье Александра Никитича и Татьяны Федоровны Есениных родился сын Сергей. Отец служил в Москве в мясной лавке, дома бывал наездами. Раннее детство Есенина прошло у деда и бабушки по материнской линии. Пробуждение творческих дум началось по сознательной памяти до 8 лет. Стихи начал писать рано. Толчки давала бабушка, рассказывая сказки. Велика роль народного творчества в становлении будущего поэта В 1904 году Сергей Есенин поступил в Константиновское земское четырехклассное училище, затем в церковно-учительскую школу в селе Спас-Клепики
  • В 1912 году Есенин окончил учительскую школу и получил диплом учителя школы грамоты. В тот же год он переехал в Москву. Здесь сначала служил в мясной лавке, затем в конторе книготоргового товарищества «Культура» и в типографии И.Д. Сытина. Позже Есенин сближается с писателями Суриковского литературно-музыкального кружка; учится на историко-философском отделении Московского городского народного университета имени А.Л. Шанявского.
Теоретическая часть Первые стихи Есенин писал еще в раннем детстве. Важную роль в творчестве поэта сыграли песни. Современник описывал его исполнение: « пел он по простецки, с деревенским однообразием, но иногда дойдя до яркого образа, внезапно подчеркивал и выделял его с любовью, уже как поэт». В 1904 году при поступлении в училище, а затем в церковно-учительскую школу появились первые стихи Есенина: « Звезды», « Воспоминания», «Моя жизнь». Первой публикацией Есенина считается стихотворение « Береза», напечатанное в детском журнале « Мирок» в 1914 году и подписанное псевдонимом Аристон. Он выступил как тонкий лирик, мастер глубоко психологизированного пейзажа, певец крестьянской Руси, знаток народного языка и народной души. В 1919-1923 годах входил в группу имажинистов.  

Теоретическая часть

Первые стихи Есенин писал еще в раннем детстве. Важную роль в творчестве поэта сыграли песни. Современник описывал его исполнение: « пел он по простецки, с деревенским однообразием, но иногда дойдя до яркого образа, внезапно подчеркивал и выделял его с любовью, уже как поэт». В 1904 году при поступлении в училище, а затем в церковно-учительскую школу появились первые стихи Есенина: « Звезды», « Воспоминания», «Моя жизнь». Первой публикацией Есенина считается стихотворение « Береза», напечатанное в детском журнале « Мирок» в 1914 году и подписанное псевдонимом Аристон. Он выступил как тонкий лирик, мастер глубоко психологизированного пейзажа, певец крестьянской Руси, знаток народного языка и народной души. В 1919-1923 годах входил в группу имажинистов.  

Теоретическая часть Со времени Кольцова земля русская не производила ничего  более коренного, естественного, уместного                  и родового, чем Сергей Есенин,    подарив его времени с бесподобною свободой и не отяжелив подарка    стопудовой народнической старательностью.  Вместе с тем  Есенин был живым, бьющимся комком той          артистичности,  которую вслед за Пушкиным мы зовём                  высшим моцартовским началом , моцартовскою                  стихиею....  Самое драгоценное в нём - образ родной природы, лесной,          среднерусской, рязанской, переданной с ошеломляющей свежестью,    как она далась ему в детстве.  Борис Пастернак, из очерка                 

Теоретическая часть

Со времени Кольцова земля русская не производила ничего более коренного, естественного, уместного                 и родового, чем Сергей Есенин,   подарив его времени с бесподобною свободой и не отяжелив подарка   стопудовой народнической старательностью. Вместе с тем  Есенин был живым, бьющимся комком той         артистичности,  которую вслед за Пушкиным мы зовём                 высшим моцартовским началом , моцартовскою                 стихиею.... Самое драгоценное в нём - образ родной природы, лесной,         среднерусской, рязанской, переданной с ошеломляющей свежестью,   как она далась ему в детстве. Борис Пастернак, из очерка                 "Люди и положения", 1956-1957*

  Так выражался Борис Пастернак о творчестве Сергея Есенина.

Теоретическая часть Пейзажная лирика Есенина является лучшей частью его творчества. Увлечение и тихую радость, любование и обожествление - все оттенки благоговения перед дивом родной природы мы найдем у поэта. Он ориентировался на народную живопись и в цветах голубой, золотой, синий, малиновый. И только па первый взгляд кажется, что поэт захвачен лишь любимой им из детства родной «натуры». На самом деле все значительно сложнее. Из того же народного искусства Есенина приходит осознание неразрывной связи между человеком и природой, и важнейшим принципом его художественного мышления становится стремление к всеобщей гармонии, ко всему существующему.

Теоретическая часть

Пейзажная лирика Есенина является лучшей частью его творчества. Увлечение и тихую радость, любование и обожествление - все оттенки благоговения перед дивом родной природы мы найдем у поэта. Он ориентировался на народную живопись и в цветах голубой, золотой, синий, малиновый. И только па первый взгляд кажется, что поэт захвачен лишь любимой им из детства родной «натуры». На самом деле все значительно сложнее. Из того же народного искусства Есенина приходит осознание неразрывной связи между человеком и природой, и важнейшим принципом его художественного мышления становится стремление к всеобщей гармонии, ко всему существующему.

Теоретическая часть Есенин из тех, кто в русской поэзии переживал послереволюционные перемены в русском селе. В пейзажной лирике Есенина особое место занимают образы осени и зимней метели, которые обычно связаны с мотивами грусти, сожаления о совершенных ошибках и придают особый эмоциональный тон стихотворению. Таковы образ метели в стихотворении «Клен ты мой опавший, клен заледенелый...» и картина осенней природы в стихотворении «Отговорила роща золотая...». Стремясь выразить красоту и силу лирического чувства, поэт обращается к стилистическим приемам, помогающим создать зримые, четкие образы. В стихах Есенина представлена почти вся цветовая гамма, но особо любимы им золотой, синий, алый цвета.

Теоретическая часть

Есенин из тех, кто в русской поэзии переживал послереволюционные перемены в русском селе. В пейзажной лирике Есенина особое место занимают образы осени и зимней метели, которые обычно связаны с мотивами грусти, сожаления о совершенных ошибках и придают особый эмоциональный тон стихотворению. Таковы образ метели в стихотворении «Клен ты мой опавший, клен заледенелый...» и картина осенней природы в стихотворении «Отговорила роща золотая...». Стремясь выразить красоту и силу лирического чувства, поэт обращается к стилистическим приемам, помогающим создать зримые, четкие образы. В стихах Есенина представлена почти вся цветовая гамма, но особо любимы им золотой, синий, алый цвета.

Теоретическая часть Говоря о художественном своеобразии есенинской лирики, важно обратить внимание на композицию стихов поэта. В стихах Есенина начальные строчки являются важным композиционным элементом, в них обычно в сжатом виде намечена та тема, которой посвящено данное произведение. Важную функцию выполняют и своеобразные изречения, в которых обобщены жизненные наблюдения поэта. Нередко они стоят в конце стихотворения, как бы подытоживая его: «Будь же ты вовек благословенно, что пришло процвесть и умереть» «Оттого и дороги мне люди, что живут со мною на земле». Наиболее распространенной композиционной формой в лирике Есенина является кольцевая композиция, когда в конце стихотворения поэт вновь возвращается к начальному тезису. Так построено, например, стихотворение «Дорогая, сядем рядом...». Однако довольно часто мы сталкиваемся с видоизмененным зачином стихотворения: «Отговорила роща золотая березовым, веселым языком...». И концовка: «Скажите так... что роща золотая отговорила милым языком.

Теоретическая часть

Говоря о художественном своеобразии есенинской лирики, важно обратить внимание на композицию стихов поэта. В стихах Есенина начальные строчки являются важным композиционным элементом, в них обычно в сжатом виде намечена та тема, которой посвящено данное произведение. Важную функцию выполняют и своеобразные изречения, в которых обобщены жизненные наблюдения поэта. Нередко они стоят в конце стихотворения, как бы подытоживая его: «Будь же ты вовек благословенно, что пришло процвесть и умереть» «Оттого и дороги мне люди, что живут со мною на земле». Наиболее распространенной композиционной формой в лирике Есенина является кольцевая композиция, когда в конце стихотворения поэт вновь возвращается к начальному тезису. Так построено, например, стихотворение «Дорогая, сядем рядом...». Однако довольно часто мы сталкиваемся с видоизмененным зачином стихотворения: «Отговорила роща золотая березовым, веселым языком...». И концовка: «Скажите так... что роща золотая отговорила милым языком.

Теоретическая часть Жизнь поэта оборвалась в 30 лет. По общепринятому мнению, причиной трагедии стала депрессия. Она присуща всем творческим личностям, так как эти люди постоянно находятся в поиске смысла своего существования. В данном случае депрессию усугубило одиночество. Личная жизнь у поэта определённо не ладилась. 30 июля 1917 года состоялось венчание Сергея Александровича с его первой женой Зинаидой Николаевной Райх (1894-1939). Но семейная жизнь продолжалась недолго. 5 октября 1921 года брак был расторгнут по инициативе самого поэта. В 1922 году брошенная жена связала себя узами Гименея с Всеволодом Мейерхольдом, который был старше её на 20 лет. А в ночь на 15 июля 1939 года Зинаида Николаевна была зверски убита в своей московской квартире. Убийц так и не нашли.

Теоретическая часть

Жизнь поэта оборвалась в 30 лет. По общепринятому мнению, причиной трагедии стала депрессия. Она присуща всем творческим личностям, так как эти люди постоянно находятся в поиске смысла своего существования. В данном случае депрессию усугубило одиночество. Личная жизнь у поэта определённо не ладилась. 30 июля 1917 года состоялось венчание Сергея Александровича с его первой женой Зинаидой Николаевной Райх (1894-1939). Но семейная жизнь продолжалась недолго. 5 октября 1921 года брак был расторгнут по инициативе самого поэта. В 1922 году брошенная жена связала себя узами Гименея с Всеволодом Мейерхольдом, который был старше её на 20 лет. А в ночь на 15 июля 1939 года Зинаида Николаевна была зверски убита в своей московской квартире. Убийц так и не нашли.

Заключение Сергей Есенин - гениальный поэт своего времени. В своей лирике поэт выражал свою любовь к родине. Поэт говорил: « Моя лирика жива одной большой любовью, любовью к Родине. Чувство Родины – основное в моем творчестве». Пейзажная лирика Есенина показывает связь человека и природы. Его стихи не только учат любить красоту родной природы, но и видеть эту красоту. Село Константиново пробудило в Сергее Есенине поэтическую страсть к творчеству. Красота, окружавшая поэта, нашла начало в строках многих стихотворений, где он передает свою любовь к родным просторам. По результатам анкетирования, стало ясно: следует больше внимания уделить русским классикам и изучению их творчества, оценивать их вклад в жизнь современного общества. Поэты и писатели подобные Сергею Есенину, были теми, кто хотел изменить жизнь с помощью своих произведений, достучаться до народа и показать, что происходит в стране.  

Заключение

Сергей Есенин - гениальный поэт своего времени. В своей лирике поэт выражал свою любовь к родине. Поэт говорил:

« Моя лирика жива одной большой любовью, любовью к Родине. Чувство Родины – основное в моем творчестве». Пейзажная лирика Есенина показывает связь человека и природы. Его стихи не только учат любить красоту родной природы, но и видеть эту красоту. Село Константиново пробудило в Сергее Есенине поэтическую страсть к творчеству. Красота, окружавшая поэта, нашла начало в строках многих стихотворений, где он передает свою любовь к родным просторам. По результатам анкетирования, стало ясно: следует больше внимания уделить русским классикам и изучению их творчества, оценивать их вклад в жизнь современного общества. Поэты и писатели подобные Сергею Есенину, были теми, кто хотел изменить жизнь с помощью своих произведений, достучаться до народа и показать, что происходит в стране.