СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Проектная работа учеников 3 класса "Сложные слова в названиях городов Челябинской области"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Изучая то или иное правило русского языка необходимо проводить параллель с лингвистическими единицами , часто употребляемыми в данной местности. Нужно знать географию, историю своей малой родины, и , естественно, грамотно писать названия ее географических объектов.

Просмотр содержимого документа
«Проектная работа учеников 3 класса "Сложные слова в названиях городов Челябинской области"»


Сложные слова в названиях городов Челябинской области

Проектная работа учеников 3 В класса

МБОУ СОШ №121 г. Снежинска

Руководитель Комиссарова Елена Александровна

Область.

Русский язык и окружающий мир.

Тема.

Почему многие названия городов Челябинской области являются сложными словами?

Цель.

Выяснить, почему в основу названия того или иного города легли 2 корня.

Объект исследования

Города Челябинской области, названия которых являются сложными словами.

Задачи:

-Изучить в соответствии с данной темой литературу (научную, критическую, художественную, публицистическую)

-Найти интересующую информацию в сети ИНТЕРНЕТ

-Обобщить информацию, которую подчерпнули из поездок по родному краю.

Проблема:

правописание названий городов .В названии любого города мира отражена его самобытность, его особенности и характерные отличия. Порой очень сложно запомнить правописание названия городов. Но все станет доступным и понятным, стоит выяснить, почему город назван так, а не иначе.

Актуальность


Этот вопрос важно изучать в настоящее время потому, что каждый человек должен быть гражданином, а гражданские качества воспитываются с детства. Изучая то или иное правило русского языка необходимо проводить параллель с лингвистическими единицами , часто употребляемыми в данной местности. Нужно знать географию, историю своей малой родины, и , естественно, грамотно писать названия ее географических объектов. Для того, чтобы не росли наши дети «Иванами, родства не помнящими, несколько лет назад в образовательные программы был введен НРК, реализация которого осуществляется и на уроках русского языка.

Внедрение НРК позволяет формировать знания, умения и навыки, определенные минимумом гос стандарта начального образования, и одновременно приобщать ребят к истории, культуре, литературе родного края

Форма организации детей

  • Индивидуальная работа

  • Парная работа

  • Групповая работа

Ведущая деятельность-

Исследовательская, поисковая, целенаправленные поездки с чётким определением задач.

Сфера применения результатов –

Экологическая и лингвистическая

 Используемые технологии –

Икт, продуктивное чтение, деятельностный подход

Форма продуктов проектной деятельности –

  • мультимедийная презентация

  • стендовый доклад

  • групповой или личный отчет проектантов

Предметная область: Окружающий мир + русский язык


Гипотеза

Многие названия городов Челябинской области являются сложными словами. Это обусловлено географическим, историческим, экономическим или социальным положением города.




Карабаш- сложное слово

(КАРА БАШ – ЧЁРНАЯ ГОЛОВА)

В старину Карабаш получил свое название за то, что горы были покрыты непролазными дремучими лесами. Карабаш в переводе с тюркского «Дремучая вершина» или «Черная (темная) гора». Слово «кара» у тюркских народов имело много значений (темный, тяжелый, черный, дремучий (о лесе)). Слово «баш» – голова, вершина. Слово КАРА у тюркских народов имеет несколько значений: черный, темный, мрачный, грязный, тяжелый, твердый, злой, дурной, суровый, неприветливый, пронизывающий, большой, сильный, могучий, великий, дремучий. Но современная картина - какие-то космические пейзажи не была создана природой.Нет! Это творение человека! Обратимся к истории.

Карабаш – город в Челябинской области в 96 км к северо-западу от Челябинска. Расположен на Южном Урале. Возник в 1822 году как поселок золотоискателей на берегу реки Сак-Елги. Вскоре в Саймановской долине было обнаружено месторождение медно-колчеданных золотосодержащих руд и в 1834году заложен первый медеплавильный завод(пущен в 1837 году, просуществовал 5 лет)

Поселок получил название Саймановский. В 1907 году близ шахты Конюховская был построен второй звод, в том же году было начато строительство третьего медеплавильного завода у горы Карабаш, пущенного в 1910году. Городом Карабаш стал с1933года. Сейчас, по иронии судьбы и под влиянием преступного отношения к природе человека, Карабаш приобретает второе значение: «Черная гора», так как тысячи тысяч тон шлака, устилающего все вокруг, образовали черные безжизненные горы отходов медеплавильного производства. И эти черные горы растут с каждым днем.
Основное предприятие медеплавильный завод был закрыт в 90-е годы 20 века из-за экологической загрязненности города. Один из самых экологически грязных городов мира.

Эколгический вопрос решается: установили фильтры и город постепенно начал «выздоравливать» И, очень надеюсь, что скоро слово Карабаш будет снова означать природные картины, а не страшную черноту отвалов.





Чебаркуль – сложное слово

(ЧЕБАР КУЛЬ – красивое пёстрое озеро)

Чебаркуль –край озерный, южная оконечность знаменитого голубого ожерелья озер Урала. А еще это край лесной- вечно зеленая крона сосны и других хвойных деревьев, белоствольные березы, медовый аромат цветущей липы…

Всю эту первозданную красоту справедливо называют Уральской Швейцарией. Природа как будто специально создала этот уголок среди озер синих – с его целебными водами, прозрачным чистым воздухом, лечебными грязями, потрясающе красивыми пейзажами – для отдыха и лечения, чтобы человек смог ощутить гармонию с природой.

Основан в 1736 году как крепость на границе русских и башкирских земель, на озере Чебаруль. Чебаркульская крепость защищала Юго-восточные границы русского государсва и была транзитным пунктом при доставке продовольствия казачьим войскам Южного Урала. Позднее стала крупной казачьей станицей. Город с 25 октября 1951 года. В переводе с башкирского «сибар» -красивый, пестрый «куль» - озеро. Название оправдано великолепием уральской природы.

-Возле Чебаркуля обнаружены месторождения мрамора, кварцитов, талька, слюды, кирпичных глин, асбеста, полудрагоценных и поделочных камней. (нефрит, яшма, агат, золото).

Во время Великой Отечественной войны в Чебаркуль был эвакуирован завод из города Электросталь. В кратчайшие сроки, ещё во время возведения корпусов, завод выдал первую продукцию на новом месте. Чебаркульский металлургический завод стал единственным в стране, поставляющим штамповки коленчатых валов, шатунов и других деталей для авиадвигателей всех самолетов, выпускаемых во время Великой Отечественной Войны. С 1993 года завод стал называться ОАО «Уральская кузница». Одна из ближайших к заводу улиц до сих пор носит название Электростальская.

В окрестностях Чебаркуля расположено более 90 здравниц- лагерей, домов и баз отдыха, санаториев — курортная местность. Чистота и сухость воздуха благоприятны для климатотерапии больных туберкулёзом. Здесь располагаются санатории, дома отдыха. В 6 км от Чебаркуля находится климатический и грязевой курорт Кисегач и климатическая курортная местность Еловое.

Озера Кисегач и Еловое являются памятниками природы. Рядом граница Ильменского заповедника.

Чебаркуль – малая, но драгоценная частица России.







Ожидаемые результаты:

Личностные:

  • учащиеся осознанно настраиваются на присвоение новогознания.



Метапредметные:

Познавательные:

  • учащиеся владеют навыками продуктивного чтения;

  • подводить под понятие и выводить следствия;

  • учащиеся умеют формулировать проблему;

  • учащиеся умеют создавать способы решения проблем творческого и поискового характера;

  • учащиеся умеют создавать произвольное и осознанное построение речевого высказывания.

Регулятивные:

  • учащиеся умеют формулировать учебную задачу, на основе своего жизненного опыта;

  • учащиеся умеют составлять план действий для достижения учебной задачи;

  • учащиеся умеют осознанно определять качество и уровень усвоенного ими материала.



Коммуникативные:

  • учащиеся умеют определять цели работы, распределять функции участников в группе и владеют способами взаимодействий;

  • учащиеся умеют осуществлять инициативное сотрудничество в процессе работы в группе;

  • учащиеся умеют выражать свои мысли четко и доступно;

  • учащиеся умеют контролировать и корректировать работу внутри группы, адекватно оценивать работу партнеров в группе.

Предметные:

  • учащиеся владеют знаниями о городах Челябинской области, особенностях производства и местности, могут объяснить причину появления названия того или иного города.