СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Проектно-исследовательская деятельность обучающихся при изучении физики.

Категория: Физика

Нажмите, чтобы узнать подробности

В наше время требования, которые предъявляет к работнику рынок труда, не связаны  с тем или иным производством, но позволяют человеку успешно решать задачи в разнообразных,  динамично изменяющихся ситуациях.

Просмотр содержимого документа
«Проектно-исследовательская деятельность обучающихся при изучении физики.»

Проектно-исследовательская деятельность обучающихся при изучении физики. Подготовила: Учитель физики первой квалификационной категории Метельская Юлия Анатольевна

Проектно-исследовательская деятельность обучающихся при изучении физики.

Подготовила: Учитель физики первой квалификационной категории

Метельская Юлия Анатольевна

«Дать труд человеку, труд душевный, свободный, наполняющий душу, и дать средства к выполнению этого труда – вот полное определение цели педагогической деятельности».  К.Д. Ушинский

«Дать труд человеку, труд душевный, свободный, наполняющий душу, и дать средства к выполнению этого труда – вот полное определение цели педагогической деятельности».

К.Д. Ушинский

Психологический аспект метода проектов Удовлетворение важных потребностей подростков: желания подростка почувствовать себя взрослым, потребность в равноправии, уважении и самостоятельности, доверительном отношении со стороны взрослых. склонность подростка к фантазированию, когда результат действия становится второстепенным по сравнению с собственным авторским замыслом. стремление к эксперименту, которое проявляется в попытках определить границы своих возможностей, физических и интеллектуальных. В противном случае реализуется в экспериментах со своей внешностью, а в худших случаях — и с психоактивными веществами.

Психологический аспект метода проектов

Удовлетворение важных потребностей подростков:

  • желания подростка почувствовать себя взрослым, потребность в равноправии, уважении и самостоятельности, доверительном отношении со стороны взрослых.
  • склонность подростка к фантазированию, когда результат действия становится второстепенным по сравнению с собственным авторским замыслом.
  • стремление к эксперименту, которое проявляется в попытках определить границы своих возможностей, физических и интеллектуальных. В противном случае реализуется в экспериментах со своей внешностью, а в худших случаях — и с психоактивными веществами.
первоочередные задачи, стоящие перед современным образованием В наше время требования, которые предъявляет к работнику рынок труда, не связаны с тем или иным производством, но позволяют человеку успешно решать задачи в разнообразных, динамично изменяющихся ситуациях.

первоочередные задачи, стоящие перед современным образованием

В наше время требования, которые предъявляет к работнику рынок труда, не связаны с тем или иным производством, но позволяют человеку успешно решать задачи в разнообразных, динамично изменяющихся ситуациях.

ПРЕИМУЩЕСТВА МЕТОДА ПРОЕКТОВ реализация обучающимися как исследовательских, так и практических заданий дает им возможность почувствовать себя личностью, причастной к делам общества; обучающиеся, выполняя проект, приобретают навыки коммуникации с внешним миром, находят собственные пути решения задачи;  метод проектов развивает творческое мышление, навыки работы с источниками информации, отбирать только нужное;  способствует уверенности в своих силах:  вырабатывает умение представлять полученный результат так, чтобы он был понятен и интересен слушателям;  создает ситуацию успеха, которая может стать отправной точкой для дальнейшего саморазвития.

ПРЕИМУЩЕСТВА МЕТОДА ПРОЕКТОВ

  • реализация обучающимися как исследовательских, так и практических заданий дает им возможность почувствовать себя личностью, причастной к делам общества;
  • обучающиеся, выполняя проект, приобретают навыки коммуникации с внешним миром, находят собственные пути решения задачи;
  • метод проектов развивает творческое мышление, навыки работы с источниками информации, отбирать только нужное;
  • способствует уверенности в своих силах:
  • вырабатывает умение представлять полученный результат так, чтобы он был понятен и интересен слушателям;
  • создает ситуацию успеха, которая может стать отправной точкой для дальнейшего саморазвития.
Цели и задачи проектно-исследовательской технологии: организовать исследовательскую самостоятельную деятельность на протяжении учебного времени, которое отводится на изучении предмета;  использовать разнообразные методы и формы самостоятельной познавательной, практической и творческой работы;  способствовать интеллектуальной активности обучающихся.

Цели и задачи проектно-исследовательской технологии:

  • организовать исследовательскую самостоятельную деятельность на протяжении учебного времени, которое отводится на изучении предмета;
  • использовать разнообразные методы и формы самостоятельной познавательной, практической и творческой работы;
  • способствовать интеллектуальной активности обучающихся.
Классификация проектов: 1.По числу учащихся: Индивидуальный  Парный  Групповой 2. По доминирующему методу:  Игровой Исследовательский Творческий Информационный 3.По предметным областям: Монопредметный (реализация в рамках одного учебного предмета).  Межпредметный (выполняется во внеурочное время под руководством специалистов из разных областей знания). 4. По продолжительности: Мини-проект (укладывается в один урок или даже в часть его). Краткосрочный (на 4-6 уроков). Недельный (требующий 30-40 часов, предполагается сочетание классных и внеклассных форм работы). Долгосрочный или годичный.

Классификация проектов:

  • 1.По числу учащихся: Индивидуальный

Парный

Групповой

  • 2. По доминирующему методу:

Игровой Исследовательский Творческий

Информационный

  • 3.По предметным областям: Монопредметный (реализация в рамках одного учебного предмета).

Межпредметный (выполняется во внеурочное время под руководством специалистов из разных областей знания).

  • 4. По продолжительности:

Мини-проект (укладывается в один урок или даже в часть его).

Краткосрочный (на 4-6 уроков).

Недельный (требующий 30-40 часов, предполагается сочетание классных и внеклассных форм работы).

Долгосрочный или годичный.

Этапы работы над проектом  Исследовательский (определение темы проекта нахождение информационных источников, постановка цели исследования).   Аналитический (анализ найденной информации, изучение ее, пошаговое планирование работы).  Практический (выполнение запланированных технологических операций).  Презентационный (подготовка и проведение презентации).  Контрольный (анализ результата выполнения проекта и оценка его качества).  Результат применения метода проектов:  Расширение и углубление предметных знаний.  Высокий уровень познавательного интереса.  Формирование творческого мышления, мировоззрения  Увеличивается число учащихся, выбирающих физику в качестве экзамена.

Этапы работы над проектом

Исследовательский (определение темы проекта нахождение информационных источников, постановка цели исследования).

Аналитический (анализ найденной информации, изучение ее, пошаговое планирование работы).

Практический (выполнение запланированных технологических операций).

Презентационный (подготовка и проведение презентации).

Контрольный (анализ результата выполнения проекта и оценка его качества).

Результат применения метода проектов:

Расширение и углубление предметных знаний.

Высокий уровень познавательного интереса.

Формирование творческого мышления, мировоззрения

Увеличивается число учащихся, выбирающих физику в качестве экзамена.

При подготовке проекта создаются условия для активной собственной познавательной деятельности, это дает лучший результат, чем пассивное приобретение знаний в готовом виде; формируются навыки сотрудничества со сверстниками и взрослым (учителем); развивается готовность и способность к самостоятельному выбору информации (умение поиска, анализа, планирования и отбора, владение навыка работы с различными источниками информации); во время защиты проекта ребята развивают устную речь.

При подготовке проекта создаются условия для активной собственной познавательной деятельности, это дает лучший результат, чем пассивное приобретение знаний в готовом виде; формируются навыки сотрудничества со сверстниками и взрослым (учителем); развивается готовность и способность к самостоятельному выбору информации (умение поиска, анализа, планирования и отбора, владение навыка работы с различными источниками информации); во время защиты проекта ребята развивают устную речь.

Учатся задавать и отвечать на вопросы, анализировать факты, отыскивать причины явлений; развиваются коммуникативные навыки: умение работать в группе, нести ответственность за успех или неуспех всей группы; работа на таком уроке развивает уверенность учащихся в собственных силах, в возможности достижения успеха; развивается навык оценки и самооценки.

Учатся задавать и отвечать на вопросы, анализировать факты, отыскивать причины явлений; развиваются коммуникативные навыки: умение работать в группе, нести ответственность за успех или неуспех всей группы; работа на таком уроке развивает уверенность учащихся в собственных силах, в возможности достижения успеха; развивается навык оценки и самооценки.

Этапы формирования навыков проектно-исследовательской деятельности 1-й этап (7-8 классы), выполнение индивидуальных мини-проектов: изготовление физических приборов или моделей из подручных средств; выполнение схем и чертежей проектируемых устройств; изготовление плакатов по теории презентации и слайд-шоу.

Этапы формирования навыков проектно-исследовательской деятельности

1-й этап (7-8 классы), выполнение индивидуальных мини-проектов:

изготовление физических приборов или моделей из подручных средств;

выполнение схем и чертежей проектируемых устройств;

изготовление плакатов по теории презентации и слайд-шоу.

Этапы формирования проектно-исследовательской деятельности 2-й этап (8-9 классы), выполнение индивидуального проекта, изготовление физических устройств, моделей; выполнение мини-исследований; изготовление учебных таблиц для кабинета;

Этапы формирования проектно-исследовательской деятельности

2-й этап (8-9 классы), выполнение индивидуального проекта, изготовление физических устройств, моделей;

выполнение мини-исследований;

изготовление учебных таблиц для кабинета;

Этапы формирования проектно-исследовательской деятельности 3-й этап (10-11 классы), выполнение групповых и индивидуальных работ разного типа: исследовательских задач и проблем, ответ на которые не является очевидным; исследований, в результате которых будет создан значимый продукт.

Этапы формирования проектно-исследовательской деятельности

3-й этап (10-11 классы), выполнение групповых и индивидуальных работ разного типа:

исследовательских задач и проблем, ответ на которые не является очевидным;

исследований, в результате которых будет создан значимый продукт.

Три уровня организации исследовательского обучения первый: педагог сам ставит проблему и намечает пути решения, само же решение предстоит найти ученику; второй: педагог ставит проблему, но пути и методы ее решения, а также само решение ученику предстоит найти самостоятельно; третий (высший): ученики сами ставят проблему, ищут пути ее решения и находят само решение.

Три уровня организации исследовательского обучения

  • первый: педагог сам ставит проблему и намечает пути решения, само же решение предстоит найти ученику;
  • второй: педагог ставит проблему, но пути и методы ее решения, а также само решение ученику предстоит найти самостоятельно;
  • третий (высший): ученики сами ставят проблему, ищут пути ее решения и находят само решение.
Оценивание проекта 85 – 100 баллов – «отлично»; 70 – 85 баллов – «хорошо»; 50 – 70 баллов – «удовлетворительно»; менее 50 баллов -«неудовлетворительно».

Оценивание проекта

  • 85 – 100 баллов – «отлично»;
  • 70 – 85 баллов – «хорошо»;
  • 50 – 70 баллов – «удовлетворительно»;
  • менее 50 баллов -«неудовлетворительно».
ПРИМЕР ПРОЕКТА «ЗОЛОТАЯ ЖИДКОСТЬ»

ПРИМЕР ПРОЕКТА «ЗОЛОТАЯ ЖИДКОСТЬ»

ПРИМЕР ПРОЕКТА ««Экологически чистые источники энергии. Энергия ветра»  »

ПРИМЕР ПРОЕКТА ««Экологически чистые источники энергии. Энергия ветра» »