Проектно-исследовательская работа в начальной школе
из опыта работы
учитель начальных классов Дружинина И, В,
Как думаете, какова основная задача учителя?
Что от него ждут ученики?
Каким должен быть учитель?
Все эти вопросы заставляют задуматься. В итоге приходишь к выводу о том, что сколько людей столько и мнений. Так и в начальной школе существует много видений по использованию изучению и применению проектно-исследовательской деятельности в начальной школе.
Хотелось бы отметить, что проектирование и исследование изначально принципиально разные вещи. Исследование - бескорыстный поиск истины, а проектирование – решение определённой, ясно осознаваемой задачи. Оба вида деятельности в зависимости от цели могут быть подсистемами друг у друга. То есть в случае реализации проекта в качестве одного из средств будет выступать исследование, а в случае проведения исследования – одним из средств может быть проектирование.
Важно понять, что в работе с детьми, безусловно, полезны и проектирование и исследование.
В основе метода проектов и метода исследований лежит:
Развитие познавательных умений и навыков учащихся;
Умение ориентироваться в информационном пространстве;
Умение самостоятельно конструировать свои знания;
Умение интегрировать знания из различных областей наук;
Умение критически мыслить.
Обучение путём исследований в современном образовательном процессе является наиболее эффективным способом познания окружающего мира.
Стремление ребёнка к самостоятельному исследованию предопределено генетически. Если этой активности малыша не противодействовать, то с возрастом эта потребность эволюционирует и спектр объектов детских исследований существенно расширяется.
Ребёнок, склонный к исследовательскому поведению, не будет полагаться только на те знания, которые дают ему в ходе традиционного обучения. Он сам будет активно изучать окружающий мир, приобретая с новой информацией неоценимый опыт.
Исследовательское поведение особо ценно тем, что оно создаёт надёжный фундамент для постоянного преобразования процессов обучения и развития в процессах более высокого порядка – самообучения и саморазвития.
Самостоятельную исследовательскую работу ребёнка педагог рассматривает как один из эффективных путей развития его творческих способностей. Умения проведения самостоятельных исследований, постижение истины легко прививаются в дальнейшем на все виды деятельности, если учитель создаёт для этого определённые условия.
Использование учителем проектно-исследовательского метода позволяет активизировать познавательную деятельность учащихся, оживляет традиционный учебный процесс, способствует проявлению и развитию индивидуальных качеств ученика.
Проектирование ставит ученика в активную позицию деятельного субъекта, поскольку он сам генерирует идеи, инициирует деятельность, реализует свои творческие замыслы. Включение школьников в проектную деятельность учит их размышлять, прогнозировать, предвидеть, формирует мышление, развивает способности и межличностные отношения.
Проектная деятельность позволяет учащимся выйти за рамки объёма школьных предметов, провести межпредметные связи, соединить имеющийся жизненный опыт с новыми знаниями, выработать активную жизненную позицию, максимально реализовать творческие возможности.
Участие в проектной деятельности позволяет организовать совместную деятельность учащихся и родителей.
В начальной школе используются и проектные методы, и методы исследовательского обучения
Работа с детьми в рамках начальных основ исследовательской и проектной деятельности позволит достигнуть важнейших целей образования:
- самостоятельного мышления;
- решения возникающих проблем, имея даже небольшой багаж знаний;
- навыков прогнозирования и достижения результатов в области выбранных наук.
Чтобы привить детям начальные навыки исследовательского поведения необходимо сформировать у них следующие умения:
– видеть проблему;
– задавать вопросы;
– выдвигать гипотезы;
– давать определения понятиям;
– классифицировать;
– наблюдать;
– проводить эксперимент;
– делать выводы и умозаключения;
– структурировать материал;
- корректно полемизировать с докладчиком на конференции;
– аргументировать, защищать выдвинутую гипотезу.
В начальной школе можно выделить следующие виды учебных исследований:
По доминирующей в проекте деятельности:
исследовательские,
информационные,
практико-ориентированные,
ролево-игровые,
творческие.
КЛАССИФИКАЦИЯ ПРОЕКТОВ
а) По целям и задачам.
Практико-ориентированный проект.
Цели: направлен на социальные интересы самих участников проекта или внешнего заказчика.
Продукт этого проекта определяется заранее и может быть использован в жизни класса, школы, микрорайона. Среди возможных вариантов продуктов данного типа проектов могут быть учебное пособие для кабинета или рекомендации по решению какой-либо актуальной проблемы. Важно оценить реальность использования продукта на практике и его способность решить поставленную проблему.
Исследовательский проект по структуре напоминает подлинно научное исследование. Он включает обоснование актуальности избранной темы, обозначение задач исследования, обязательное выдвижение гипотезы с последующей ее проверкой, обсуждение полученных результатов. При этом используются методы современной науки: лабораторный эксперимент, моделирование, социологический опрос и другие.
Информационный проект направлен на сбор информации о каком-то объекте, явлении с целью ее анализа, обобщения и представления для широкой аудитории. Результатом такого проекта часто является публикация в СМИ, Интернете, создание информационной среды класса или школы.
Творческий проект предполагает максимально свободный и нетрадиционный подход к оформлению результатов. Это могут быть журнал для одноклассников, альманах, театрализация, спортивная игра, произведения изобразительного или декоративно-прикладного искусства, видеофильм и т.п.
б) По предметно-содержательной области.
Монопроекты проводятся, как правило, в рамках одного предмета или одной области знания, хотя и могут использовать информацию из других областей знания и деятельности.
Межпредметные проекты выполняются исключительно во внеурочное время и под руководством нескольких специалистов в различных областях знания.
в) По характеру контактов между участниками:
внутриклассными;
внутришкольными;
региональными;
межрегиональными;
международными.
Последние два типа проектов (межрегиональные и международные), как правило, являются телекоммуникационными, поскольку требуют для координации деятельности участников взаимодействия в сети Интернет и, следовательно, ориентированы на использование средств современных компьютерных технологий.
г) По продолжительности:
Мини-проекты могут укладываться в один урок.
Краткосрочные проекты требуют выделения 4–6 уроков.
Уроки используются для координации деятельности участников проектных групп, тогда как основная работа по сбору информации, изготовлению продукта и подготовке презентации осуществляется во внеклассной деятельности и дома.
Недельные проекты выполняются в группах в ходе проектной недели.
Их выполнение занимает примерно 30–40 часов и целиком проходит при участии руководителя.
Годичные проекты могут выполняться как в группах, так и индивидуально. Весь годичный проект – от определения проблемы и темы до презентации – выполняется во внеурочное время
Содержание, этапы и формы обучения проектно исследовательской деятельности в начальной школе
Первый этап. Пропедевтический (1 класс).
Цель: погружение детей в совместную проектно-исследовательскую деятельность через организацию разновозрастного сотрудничества с учащимися пятых классов.
Формы организации:
презентационные занятия с учащимися пятых классов;
коллективные творческие дела, классные часы;
свободные уроки.
Содержание:
формирование первичных представлений детей о проектно-исследовательской деятельности, пробуждение интереса к исследованию;
формирование первоначальных исследовательских действий;
оформление мобильных детских групп, реализующих мини-проекты, пробные исследования;
приобретение первичных навыков общения с одноклассниками, учителями, пятиклассниками;
децентрализация пространства класса.
Позиция учителя и учащихся:
Учитель: лидер организации учебно-познавательной деятельности детей.
Учащиеся: выполняют предложенные учителем и пятиклассниками задания, выбирают интересующие их темы.
Деятельность детей:
овладевают способами работы с книгой, с разными средствами получения информации;
овладевают первоначальными навыками сотрудничества (в паре, группе);
учатся представлять результаты познавательной деятельности в виде рисунка, моделей, макетов;
выполняют мини-проекты с помощью родителей и пятиклассников;
проводят кратковременные исследования на уроках под руководством учителя;
учатся оценивать свою деятельность (по критериям, разработанным совместно с учителем).
Второй этап. Организация коллективных исследований с элементами проектной деятельности (2 класс).
Цель: учить детей поэтапной организации коллективного исследования с элементами проектной деятельности с целью формирования у них первоначальных проектно-исследовательских умений.
Формы организации:
коллективные исследования, проводимые с учётом детской инициативы и постепенным развёртыванием всех этапов исследования;
осуществление мини-проектов в рамках интегрированного курса
специальные занятия по формированию отдельных исследовательских умений по всем учебным дисциплинам.
Содержание:
практическая реализация основных этапов исследования - рождение замысла, развёртывание замысла в деятельности, оформление и предъявление результатов;
формирование первоначальных проектно-исследовательских умений;
работа по осуществлению коллективных и индивидуальных мини-проектов;
расширение коммуникативных контактов за счёт выхода учащихся за пределы класса с результатами выполненных работ.
Позиция учителя и учащихся:
Учитель: помощник-консультант в организации проектно-исследовательской деятельности детей.
Учащиеся: выбирают предложенные учителем темы работы, инициируют собственные замыслы.
Деятельность детей:
используют источники получения информации – рассказ учителя, рисунок, наблюдения в природе, учебный текст, схема;
работают в группе, осуществляя коллективный проект;
самостоятельно ведут мини-проекты;
совместно с учителем и учащимися оценивают свою деятельность;
представляют результаты своих работ на районных и областных конференциях.
Третий этап. Расширение пространства проектно-исследовательской деятельности путём овладения разными видами проектирования (3-4 классы).
Цель: учить детей разным видам проектирования при осуществлении индивидуальных и групповых исследований.
Формы организации:
учебный проект;
образовательный проект;
социальный проект;
овладение способами организации индивидуального исследования;
разновозрастное сотрудничество с более активной позицией младших школьников.
Содержание:
формирование более сложных проектно-исследовательских умений;
овладение новыми видами проектов (учебный, образовательный, социальный);
организация разновозрастных проектов с учащимися среднего и старшего звена.
Позиция учителя и учащихся:
Учитель: организатор и участник проектно-исследовательской деятельности детей.
Учащиеся: инициируют замыслы, формулируют темы, выбирают направление и характер работы.
Деятельность детей:
осуществляют поиск информации в источниках разного типа;
анкетируют детей и взрослых;
осуществляют индивидуальные и коллективные учебные проекты;
разрабатывают образовательные проекты с помощью учителя;
овладевают первоначальными навыками социального проектирования;
оценивают свою деятельность по выработанным совместно с учителем критериям;
представляют результаты своих работ на районных и областных конференциях и выступают в качестве экспертов.
Примеры из опыта работы.
Приведу примеры из собственного опыта работы. В первом классе я использовала проект – рассказ, экскурсионный проект, конструктивный проект.
1. Проект – рассказ.
Ребятам предлагается серия картинок, по которым нужно составить и пересказать сюжет сказки.
Или предметная картинка, вызывающая ассоциации у ученика, он должен охарактеризовать увиденное.
Во втором полугодии первого класса использую мини-проекты: «Сочини сказку», «Моя буква», «Магия цифр»
2.Экскурсионный проект.
Экскурсия в музей пряника породил кучу вопросов и огромное желание их реализовать. В ходе этого была проведена работа по мини-исследованию вытекающая в следующую тему.
В ходе которой учащиеся изучают листья, собирают опавшую листву и составляют гербарий с надписью растения.
Этот проект хорошо используется на технологии, когда ребята выполняют работу по выбору, а потом представляют её.
Работа с природным материалом.
Посади зёрнышко.
Собери пазл (по определённой тематике), расскажи что получилось.
Во втором классе предлагаю ребятам групповую работу. Делю класс на 4-5 групп, даю каждой группе задание. Учащиеся выстраивают определённую последовательность, составляют план ответа и защищают свои работы
Был проведён коллективный проект Пластик-друг или враг человеку.
С этого момента у детей стали возникать интересующие их вопросы и мы создавали либо мини проект, либо исследовательский проект.
Ребята с большим интересом и рвением выполняли цели и задачи, которые ставили сами себе.
В конце четвёртого класса дети охотно включаются в самостоятельный поиск новой информации, представление своих проектов. В результате у детей развиваются речевые умения, формируется монологическая речь. Родители положительно оценивают занятия проектно-исследовательской деятельностью как возможность развития творческих способностей детей. Проектно-исследовательская деятельность способствует прогрессу в развитии индивидуальных качеств каждого ученика. Формирует личностные качества, что очень актуально в наше время.