СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Профессиональная компетентность - составляющая авторитета руководителя

Нажмите, чтобы узнать подробности

Эффективность руководства любой организацией, в том числе и образовательным учреждением среднего профессионального образования, зависит от многих факторов, среди которых одну из основных позиций занимает авторитет руководителя.  

Просмотр содержимого документа
«Профессиональная компетентность - составляющая авторитета руководителя»

ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ – СОСТАВЛЯЮЩАЯ АВТОРИТЕТА РУКОВОДИТЕЛЯ.

Авторитет происходит от разума, а не разум от авторитета; всякий авторитет, не признанный разумом, - бессилен.

В. Скотт

Выбор места работы нужно начинать с выбора руководителя.

Г. Селье

Руководство есть социальный по своей сущности феномен, а лидерство – психологический.


Эффективность руководства любой организацией, в том числе и образовательным учреждением среднего профессионального образования, зависит от многих факторов, среди которых одну из основных позиций занимает авторитет руководителя.


Понятие «авторитет» происходит от латинского «auctoritas», что значит власть. После длительной смысловой трансформации в современном значении термин авторитет употребляется как общепризнанное значение, влияние и его производное авторитетный тот, кто пользуется общим признанием и влиянием.


Основными составляющими в процессе формирования авторитета руководителя являются профессионализм и личностные качества. Их единство определяется поставленными задачами, мотивацией и результатами, базирующимися на системе компонентов, определенных спецификой образовательной деятельности: философии образования, мотивации, валеологическом и технологическом компонентах.



Компетенция - (от лат. competere  - соответствовать, подходить) – способность применять знания, умения, успешно действовать на основе практического опыта при решении задач общего рода, также в определенной широкой области. Компетенция – совокупность взаимосвязанных базовых качеств личности, включающая в себя применение знаний, умений и навыков в качественно-продуктивной деятельности.


Профессиональная компетенция — способность успешно действовать на основе практического опыта, умения и знаний при решении профессиональных задач.


Компетентность – это способность личности к выполнению какой-либо деятельности на основе жизненного опыта и приобретённых знаний, умений, навыков.



Профессиональную компетентность руководителя образовательного учреждения среднего профессионального образования, возможно, представить как целостную систему, состоящую из множества элементов, одним из которых является правовая культура. От современного руководителя образовательного учреждения требуется четкое представление о законодательной основе образования, знание нормативно-правовых актов, влияющих на эффективность управления образовательным учреждением среднего профессионального образования.



В системе образования Донецкой Народной Республики изменился статус образовательных учреждений, преподаватели создают образовательные программы разного уровня, расширились права, полномочия  директоров средних профессиональных образовательных учреждений, в учебный процесс и управление стали широко внедряться инновации.



В связи с этим руководитель общеобразовательного учреждения должен обладать:

  • управленческой компетентностью – умениями и навыками управления учебным заведением в нестабильной, сложной социально-экономической обстановке;

  • лидерскими качествами – умением увлечь и мобилизовать людей;

  • коммуникативными способностями;

  • волевыми качествами – самообладанием, целеустремлённостью, организованностью;

  • высокой нравственностью;

  • творческим подходом к делу и инициативностью;

  • способность воспринимать и внедрять инновации.



В современных условиях делается акцент на повышение профессионального уровня руководителей и формирование коллектива, повышается спрос на высококвалифицированную, творчески работающую, социально активную и конкурентоспособную личность руководителя.



Профессионально-компетентным является такой труд руководителя, в котором на достаточно высоком уровне осуществляется управленческая деятельность, управленческое общение, реализуется личность руководителя, достигаются хорошие результаты в управлении. Развитие профессиональной компетентности - это развитие творческой индивидуальности руководителя, формирование готовности к принятию нового, развитие и внедрение в управленческий процесс различного рода инноваций.

Основу профессиональной компетентности руководителя образовательного учреждения составляют личностно-деловые качества – сочетание лидерских, интеллектуальных, нравственных и коммуникативных способностей, а также профессиональные умения, навыки и организаторские способности.



От уровня профессионализма руководителей, их способности к непрерывному управлению напрямую зависят психологический климат в коллективе, результаты экономического развития организации.


К профессиональным компетентностям руководителя образовательного учреждения среднего профессионального образования относятся:

  • умение адекватно воспринимать и понимать психологию и психику подчиненных;

  • быть находчивым, гибким, адекватно реагировать на изменения ситуации;

  • эффективно владеть собой;

  • целесообразно использовать время;

  • иметь четкие цели и ценности;

  • заниматься саморазвитием;

  • осуществлять позитивное влияние на людей;

  • передавать свои знания подчиненным;

  • использовать синергетический эффект (готовность помогать друг другу, совместно решать организационно-педагогические проблемы, открытость, доверие).


Руководитель должен обладать высоким управленческим потенциалом. Ему надо быть лидером в полном смысле этого слова: уметь общаться, побуждать работников к творческой деятельности, отмечать и оценивать каждое достижение подчиненного, находить выход из конфликтных ситуаций, быть предельно объективным независимо от своих симпатий, подбирать, обучать и выдвигать работников умению подчиняться и соблюдению субординации, искусно вести деловые переговоры.



Руководитель, прежде всего педагог, учитель, мастер, методист, имеющий авторитет среди преподавателей.



Чтобы считать себя компетентным управленцем, руководитель образовательного учреждения среднего профессионального образования должен предъявлять к себе следующие требования:

  • уметь управлять собой и своим временем,

  • иметь разумные личные ценности и четкие личные цели,

  • поддерживать постоянный личностный рост и развивать его,

  • владеть умением эффективного решения проблем,

  • уметь влиять на окружающих, знаниями современных управленческих подходов, способностью формировать и развивать рабочие группы,

  • уметь обучать и развивать подчиненных.



Повышение профессионализма управленческой компетентности руководителя образовательного учреждения в современных условиях становится важным условием успешности инновационных процессов в образовании. Без мониторинга положения дел и новых требований к образованию, воспитанию, к управленческой компетентности руководителя не может успешно осуществляться совершенствование работы образовательного учреждения.



Основываясь на опыте работы, мы можем сделать следующие выводы и дать рекомендации начинающим руководителям:

  • не делать все самостоятельно;

  • не считать себя лучше других;

  • не браться за все дела сразу;

  • не переносить на завтра то, что можно сделать сегодня;

  • четко разграничить функции сотрудников и педагогических работников, определить конкретные задания и обязанности;

  • не перекладывать собственные упущения в работе на других.


Во время выполнения своих обязанностей руководителю приходится много общаться с различными людьми, с подчиненными, со студентами, мотивировать их, вести учет и контроль выполнения поручений, решать массу организационно-управленческих вопросов. Поэтому очень сложно учесть интересы всех своих сотрудников, педработников, студентов. И крайне важно, чтобы мнение окружающих людей о руководителе было положительным. Ведь от репутации руководителя во многом зависят результаты деятельности образовательного учреждения: будут ли сотрудники, педагогические работники, студенты прислушиваться к его мнению, доверять, уважать и подчиняться ему. От этого зависит общий климат в коллективе, работоспособность и главный показатель деятельности – качество образования. Только истинный интерес и любовь к работе, сотрудникам, студентам, знание психологических факторов формирования взаимоотношений в коллективе способствуют постоянному укреплению авторитета руководителя.







АННОТАЦИЯ

В статье излагаются отдельные теоретические аспекты, характеризующие роль профессиональной компетентности директора в формировании его авторитета как первого руководителя. Рассматривается тесная взаимосвязь и взаимное влияние профессиональной компетентности и авторитета, сделан акцент на личностные лидерские качества, способствующие максимальному повышению эффективности управленческой деятельности директора.



Для начинающих директоров, заместителей директора и методистов. Может представлять интерес для более широкого круга читателей, интересующихся профессиональными и психологическими составляющими управления.

Литература:

  1. Закон «Об образовании» Донецкой Народной Республики: офиц. текст. – 2015.

  2. Воронов М. Психологические основы успеха. – К. : Ника-Центр, 2003.

  3. Голубенко М.К. Менеджмент в роботе заместителя директора / М.К. Голубенко. – К. : Шк.мир, 2009. – 128 с.

  4. Зоц В. Условия создания синергетического эффекта в управлении школой. / В. Зоц// Завуч. – 2010. - № 9. – С. 5-6.

  5. Китов А.И. Психология управления. – М, 1979.

  6. Макара О. Конфликты в управленческой деятельности./ О.Макара // Завуч. – 2010. - № 2. – С. 8-9.

  7. Маценко Ж. Проблема духовного развития личности. Феномен лидерства./ Ж.Маценко // Завуч. – 2012. – № 2. – С. 24-25.

  8. Мельникова Г. Управленческая компетентность. – К. : ред. общепед. газет, 2005

  9. http://kuncevo.ucoz.ru, свободный

  10. www.it-n.ru, свободный