СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

«Профессиональная ориентация учащихся с ограниченными возможностями здоровья через уроки сельскохозяйственного труда»

Категория: Всем учителям

Нажмите, чтобы узнать подробности

Условия современной жизни предъявляют высокие требования к выпускнику. Чтобы быть готовым к вступлению в самостоятельную жизнь, нужно иметь необходимый баланс знаний, профессиональную подготовку, умение адаптироваться в новых для выпускника условиях, правильно строить свои отношения с людьми, иметь желание трудиться.

Просмотр содержимого документа
««Профессиональная ориентация учащихся с ограниченными возможностями здоровья через уроки сельскохозяйственного труда»»

ГКОУ РА «Школа – интернат для детей с ограниченными возможностями здоровья, детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей»


















«Профессиональная ориентация учащихся с ограниченными возможностями здоровья через уроки сельскохозяйственного труда»
















Подготовила:

учитель сельскохозяйственного труда

Хапачева А. К.







Одним из приоритетов направлений современной системы образования является создание условий успешной социализации ребенка с ограниченными возможностями здоровья.

Условия современной жизни предъявляют высокие требования к выпускнику. Чтобы быть готовым к вступлению в самостоятельную жизнь, нужно иметь необходимый баланс знаний, профессиональную подготовку, умение адаптироваться в новых для выпускника условиях, правильно строить свои отношения с людьми, иметь желание трудиться.

Освоение детьми с ОВЗ социального опыта, включение их в существующую систему общественных отношений и есть основная задача социализации.

Как же помочь в этом плане учащимся? Задача нашей школы- помочь учащимся в самоопределении, самореализации и оказании помощи в выборе трудового пути.

Программа трудового обучения по с\х труду рассчитана на подготовку учащихся к работе в сельском хозяйстве в качестве рабочих овощеводческих бригад, на животноводческих фермах с частичной механизацией процессов.

Включаясь в труд, учащиеся вступают в отношения с предметами, средствами, результатами труда, самим трудом, в межличностные отношения с участками труда. Отношение учащихся к процессу труда имеет большое значение для формирования у них таких личностных качеств, как терпение, старание, внимание, справедливость, добросовестность, трудолюбие, дисциплинированность.

Именно уроки с\х труда формируют у учащихся готовность и способность к активному участию в созидательном труде. Моя задача, как учителя, заключается в формировании знаний, умений и навыков в работе, формирование определенных качеств личности, которые необходимы для становления сознательного отношения к труду.

Труд является важным средством коррекции и развития личности. На первом занятии с детьми объясняю, зачем в нашей школе введен такой предмет как с\х труд. Все продукты питания, а также натуральные ткани – это результат труда человека в сельском хозяйстве. Сельское хозяйство- это основа жизни человека на нашей планете. В беседе с ребятами выясняю, у кого есть подворье, какие работы выполняют ребята дома. У ребят появляется интерес, а это залог успеха в обучении. Они понимают, что материал, изученный на уроках с\х труда пригодится им в самостоятельной жизни.

Уроки труда создают наиболее благоприятные условия для коррекции недостатков, присущих умственно отсталым школьникам в трудовой и познавательной деятельности.

Первостепенным значением в коррекции недостатков является понимание зоны ближайшего развития, как зоны совместной деятельности педагога и ребенка. Функциями педагога становится организующая деятельность, создающая педагогические ситуации, в которой ребенок раскрывается как личность, а учитель выступает не в роли основного источника информации, а в роли организатора эффективных условий обучения.

При обучении учащихся наиболее значимую роль играют словесные методы (беседа, дискуссия), наглядные (составление технологической карты, схемы, плакаты, натуральные образцы растений и их плодов, семян), практические методы. В начале использую развернутую, подробную инструкцию, широко подкрепленную наглядными средствами, а затем ввожу постепенное свертывание словесно-наглядной информации о характере и последовательности выполнения действий.

В усвоении теоретического материала учащимися коррекционной школы существенную роль играет повторение. Повторение необходимо т.к. для детей с недостатками развития характерны трудности в воспитании и медленное усвоение нового материала. Кроме того, повторение пройденных понятий на новых объектах дает возможность развития логического мышления (перенос действия по аналогии). Чтобы этот этап урока усвоили ребята, включаю познавательные элементы, логические задачи или разгадывание простых кроссвордов. Это своеобразная гимнастика ума, развивающая и тренирующая мышление учащихся, их память. Учу анализировать, отбирать нужные знания. К тому же ребятам это нравится, они активно включаются в процесс.

При объяснении нового материала стараюсь использовать жизненный опыт учащихся, их запас знаний и представлений по изучаемой теме. После сообщения темы и цели занятия, спрашиваю ребят: - Нужно ли нам изучать темы, пригодятся ли они вам в будущей самостоятельной жизни? Таким образом добиваюсь чтобы учащиеся приняли цель, поставленную мною т.е., совпадали цели учителя и ученика.

После беседы с учащимися излагаю по изученной теме ту информацию, с которой дети не знакомы, а закрепление изученного материала завершается выполнением практической работы. В целях планирования трудового процесса разбираю с учащимися каждый этап практического задания. Выбираем способ рационального выполнения практического задания. После такого разбора учащиеся выполняют работу качественно. Конечный результат ребята видят, когда после обработки почвы пойдет посев культуры, рост и уборка выращенного.

Я пришла к выводу, что единообразия в требованиях не должно быть. Надо считаться с состоянием здоровья ребенка и его желанием выполнять работу. Чаще давать возможность ученику выбрать наиболее интересующее его задание по содержанию и выполнению работ. У учителя с\х труда такая возможность есть. Для меня главное, чтобы ребенок с желанием выполнял работу, поддерживал чистоту рабочего места, соблюдал правила техники безопасности, ощущал полезность выполненной работы.