СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

«Профессиональные компетенции педагога как фактор повышения качества образования в ДОУ в рамках Профессионального стандарта»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Внедрение Профессиональноог стандарта в практику работы ДОО, создание модели повышения профессионального мастерства педагогов ДОО.

Просмотр содержимого документа
««Профессиональные компетенции педагога как фактор повышения качества образования в ДОУ в рамках Профессионального стандарта»»



















Выступление

на секционном заседании Конференции педагогов ДО



«Профессиональные компетенции педагога

как фактор повышения качества образования в ДОУ

в рамках Профессионального стандарта»



Каржаневская О.В., старший

воспитатель МБДОУ «Детский

сад №18», руководитель секционного заседания











г.Камень-на-Оби

«Быть компетентным – значит знать, когда и как

действовать».

П.Вейлл

ФГОС дошкольного образования предполагает как обновление содержания образования, так и реализацию комплексного подхода в развитии личности, поддержке субъектной позиции детей в различных видах деятельности. У педагога должны быть сформированы представления о современных требованиях к целям, содержанию, результатам, технологиям дошкольного образования.

Поскольку дошкольное образование является первой и полноценной

ступенью отечественного образования, оптимизация системы развития профессиональной компетентности педагогов дошкольных образовательных учреждений становится социально значимой проблемой педагогической науки, а инновационные процессы, происходящие в этой системе, служат механизмом разработки новых целей, содержания, форм и технологий развития профессиональной компетентности воспитателей. Эта задача в современных условиях требует нестандартных решений, которые в полной мере могли бы учесть видовые особенности воспитательно-образовательной среды дошкольного учреждения, запросы и потребности общества и родителей.



В настоящее время  внедрен в практику дошкольного образования «Профессиональный стандарт педагога», где перечислены профессиональные компетенции педагога дошкольного образования (воспитателя) и его трудовые функции.

Профессиональный стандарт призван повысить мотивацию педагогических работников к повышению качества профессиональной деятельности. Профессиональный стандарт является инструментом повышения качества образования как объективный измеритель квалификации педагога. Одна из основных задач профессионального стандарта - обеспечить ориентиры и перспективы профессионального развития педагогов.

В связи с этим актуальным является вопрос повышения профессионального уровня педагогов ДОО, повышение требований к современному педагогу и его уровню самообразования. Профессионал сегодня должен стать социально ценной личностью, а профессионализм — социальным явлением.

В связи с этим к педагогам-дошкольникам предъявляются все более высокие требования, что, в свою очередь, повышает ценность комплексной оценки их профессиональных компетенций.

Образовательная стратегия ориентирует дошкольных работников на освоение новых профессиональных компетенций, следовательно, важным направлением работы с педагогическими кадрами должно стать непрерывное совершенствование уровня профессионального мастерства педагогов.

Профессионально-педагогическая компетентность педагогов не является простой суммой предметных знаний, сведений из педагогики и психологии, умений проводить занятия или мероприятия. Она приобретается и проявляется в конкретных психолого-педагогических и коммуникативных ситуациях, в ситуациях реального решения профессиональных задач, постоянно возникающих в образовательном процессе.

В настоящее время востребован не просто воспитатель, а педагог-исследователь, педагог-психолог, педагог-технолог. Эти качества специалиста после окончания педвуза или педагогического колледжа могут развиваться только в условиях творчески, проблемно и технологично организованного образовательного процесса в дошкольном учреждении. Причем при условии, если педагог активно занимается научно-методической, поисковой, опытно-экспериментальной, инновационной работой, учится искать свое «профессиональное лицо», свой педагогический инструмент.


Педагог должен быть компетентным в вопросах организации и содержания деятельности по следующим направлениям:

  • воспитательно-образовательной;

  • учебно–методической;

  • социально–педагогической.


Для реализации этих направлений, можно определить основные пути развития профессиональной компетентности педагога:


  • работа в методических объединениях, творческих группах;

  • внедрение Икт технологий в воспитательно-образовательный процесс;

  • инновационная деятельность, освоение новых педагогических технологий;

  • организация наставничества;

  • активное участие в конкурсах педагогического мастерства;

  • трансляция передового педагогического опыта,

  • использование интернет - ресурсов, создание собственных сайтов, активизация собственных разработок.


Все эти направления выполняют одну важную задачу – повышение качества образования в ДОУ, обновление воспитательно-образовательного процесса в условиях введения ФГОС ДО, Профессионального стандарта педагога.


Но не один из перечисленных способов не будет эффективным, если педагог сам не осознает необходимости повышения собственной профессиональной компетентности. Для этого необходимо создать те условия, в которых педагог самостоятельно осознает необходимость повышения уровня собственных профессиональных качеств. Анализ собственного педагогического опыта активизирует профессиональное саморазвитие педагога, в результате чего развиваются навыки исследовательской деятельности, которые затем интегрируются в педагогическую деятельность.


В нашем ДОУ проводится огромная работа по данной проблеме. Важная миссия отводится в работе с педагогическими кадрами старшему воспитателю и молодым педагогам в рамках системы наставничества.

Нами разработан план повышения качества образования в ДОУ на этапе введения ФГОС ДО. Основными задачами его являются:

  • Совершенствование внутриучрежденческой системы управления качеством образования на основе деятельностно - компетентностного подхода.

  • Повышение информационной открытости ДОУ путём актуализации информации на сайте и информационных стендах ДОУ.

  • Обеспечение психологической безопасности и комфорта в учреждении для всех участников воспитательно-образовательного процесса.

  • Способствовать повышению профессионального уровня педагогических кадров, освоение компетенций педагогов в соответствии с Профстандартом.



Для решения этих задач в ДОУ выполнены следующие условия:

  • Внедрена в действие модель профессионального и личностного развития педагогов,

  • Разработана образовательная программа с учетом ФОП ДО,

  • Разработан план прохождения курсов повышения квалификации педагогов, обучение их профессиональному образованию, своевременному прохождению аттестации,

  • Работает Школа молодого воспитателя, Творческая группа «Профи», организовано наставничество, действует эстафета педагогического мастерства,

  • Действует «Почта доверия» для родителей воспитанников, решает задачи успешного построения партнерских взаимоотношений с семьями воспитанников.


Подробнее остановимся на модели профессионального развития педагогов ДОУ («три вершины профессионального роста»). Приложение1.


Описание модели:

  1. этап - мониторинг профессионального мастерства педагогов, с целью отслеживания слабых и сильных сторон педагогического потенциала сотрудников.

  1. Анкетирование (примерные анкеты для оценки потенциала педагога):

  • «Самооценка личности» (качества личности)

  • «Готовность педагога к работе в инновационном режиме»

  • «Развитие профессиональных способностей»

  • «Пути личностного профессионального развития педагога» и др.

  1. Ряд диагностических методик:

-Самоотчеты, творческие отчеты педагога по результатам работы.

-Наблюдение за работой воспитателя, специалистов.

-Результаты анкетирования родителей на предмет оценки работы педагога.

При проведении результата необходимо учитывать:

  1. Самооценку педагога своей деятельностью

  2. Оценку администрации.

  1. этап - дифференциация педагогов по степени квалификации, по отношению педагогических кадров к своей работе с целью подбора формы методической работы по повышению профессионального мастерства сотрудника.

  2. этап - подбор форм методической работы по повышению профессионального мастерства:

Формы работы:

  • Индивидуальные (собеседование, самоанализ, консультация, самообразова­ние, курсовая подготовка, авторская работа, тренинг, презентация авторской программы, наставничество, стажировка)

  • Групповые (диспут /дискуссия, круглый стол, творческая группа, взаимо- посещения педагогами открытых мероприятий, педагогический консилиум, проблемная группа, методические объединения, школа молодого специалиста, мастер-класс и др.)

  • Коллективные (научно-методический семинар, открытое занятие, научно­практическая конференция, педагогический совет, методическая выставка, панорама методических идей, деловая игра, конкурс профессионального мастерства, методический фестиваль и др.)


  • В середине нашей модели находится творческая группа «Профи», в которую входят старший воспитатель и педагоги - стажисты.,

  • Нижняя левая вершина «Найди себя» предлагает определиться педагогу, на верном ли он профессиональном пути, изучение нормативных документов и законов в области дошкольного образования, предполагает повышение квалификации, дополнительное профессиональное образование и членство в Школе молодого воспитателя, установление взаимодействия с семьями воспитанников.

  • Верхняя вершина «Реализуй себя» предполагает участие педагога в конкурсах и эстафетах педагогического мастерства, выступления на педсоветах и семинарах, участие в ГОУ ДОУ, организации дополнительного образования дошкольников, прохождение аттестации.

  • Нижняя правая вершина «Научи других» ведет к повышению профессиональных компетенций педагога, освоение ИКТ – технологий, создание собственных сайтов, трансляции ППО, организации наставничества.

Эта модель работает, мы постоянно ищем новые пути становления профессиональных компетенций педагогов, разрабатываем совместные проекты, решаем все проблемы вместе, привлекая к сотрудничеству все звенья педагогической цепочки.

Таким образом, профессиональная компетентность педагога зависит от различных свойств личности, а психологической основой компетентности является готовность к постоянному повышению своей квалификации, профессиональному развитию. Не развивающийся педагог никогда не воспитает творческую созидательную личность. Поэтому именно повышение компетентности и профессионализма педагога есть необходимое условие повышения качества, как педагогического процесса, так и качества дошкольного образования в целом.



Приложение 1



Т ри вершины профессионального развития педагога

М









Творческая группа

педагогов «Профи»

Научи других

Найди

себя

Реализуй себя

БДОУ «Детский сад №18»















































Список литературы для самообразования:

  1. Адольф В. А., Степанова И. Ю. Проектирование образовательного процесса на основе компетентностного подхода // Высшее образование в России — 2008. — № 3

  2. Асаева, И.Н. Основные проблемы и направления развития профессиональной компетентности воспитателей дошкольных учреждений / И.Н. Асаева // Современные проблемы науки и образования. – 2008. – №4.

  3. Асаева, И.Н. Профессиональная компетентность воспитателя и ее влияние на повышение качества дошкольного образования / И.Н. Асаева / Педагогические инновации в дошкольном и начальном образовании: материалы регион. науч.-практ. конф. / Тобольский гос. пед. ин-т. – Тобольск, 2008.

  4. Асаева, И.Н. Развитие профессиональной компетентности воспитателя как условие повышения качества дошкольного образования / И.Н. Асаева / Управление непрерывным образованием: структура, содержание, качество: сб. науч. ст. международ. научн.-практ. конф. / под науч. ред. А.А. Симоновой, Э.Э. Сыманюк, М.Г. Синяковой, Л.Ю. Шемятихиной / Урал. гос. пед. ун-т. – Екатеринбург, 2008Асаева, И.Н. Развитие профессиональных компетенций воспитателей ДОУ разных видов /

  5. Асаева, И.Н. Современные подходы к развитию профессиональной компетентности воспитателя ДОУ в системе повышения квалификации / И.Н. Асаева // Образование и наука. – 2008. – №5 (53). – С. 60-67.

  6. Афанасьев В. Г. Социальная информация и управление обществом. — М., — 1975.

  7. Государственно-общественное управление в образовательных учреждениях: информационно-справочные материалы.– М.:МГПИ, 2010.