Просмотр содержимого документа
«Профессиональные педагогические способности учителя труда»
До недавнего времени важными качествами хорошего учителя труда были владение учебным материалом, профессиональные педагогические способности, а также владение большим комплексом разнообразных трудовых умений. Считалось, что учитель технологии – «мастер на все руки». Если в школе поломался замок в двери или потек кран, в первую очередь обращались к своему коллеге.
Современность изменила сложившийся некогда стереотип. Поломки и протечки решаются службами техподержки согласно регламенту. Ремонтные работы становятся всѐ более редким случаем: повреждѐнную вещь утилизируют и производят новую закупку. Сами вещи становятся менее надѐжными. Материалы, из которых они изготовлены, способы крепления деталей часто делают их неремонтопригодными. Эволюция труда заставляет иным образом взглянуть на обучение специалистов, как в сфере обслуживания и ремонта, так и в области подготовки учителей технологии. Исходя из наблюдений, бесед с коллегами, обсуждений в социальных сетях и личного опыта, выделим ряд актуальных технических способностей и профессиональных качеств учителя, делая акцент на сферу обучения техническому творчеству.
Всѐ большее распространение в производстве получают технологии обработки полимеров, композитных и керамических материалов и т.п. В школах помимо традиционных (древесина, металлы, ткани) используются новые наиболее доступные, безопасные и простые в обработке материалы (древесно-волокнистые материалы, разнообразные картоны, пластмассы и т.п.) и технологии их обработки (3D-печать, лазерная резка тонколистовых древесных материалов, фрезеровка и гравировка по древесине, пластмассам и мягким металлам). Соответственно современный учитель технологии должен иметь представление о правилах пользования новым технологическим оборудованием: 3D-принтером, портативными станками (токарными, сверлильными, фрезерными, гравировальными и т.д.), станками с числовым программным управлением (ЧПУ), технологическим оборудованием для подготовки материалов для занятий (разметки, распиловки) и для итоговой обработки изделий (шлифовки, полировки, нанесения финишных покрытий). Поскольку технологии современного производства являются цифровыми, черчение и проектирование вышли на качественно новый уровень, важным для педагога качеством является умение работать на компьютере в профессиональных средах разработки и моделирования (CAD и CAM-системы, САПР). Этот процесс также стимулируется бурным развитием области, ранее бывшей модулем дополнительного образования, – школьной робототехники. Растѐт потребность в знании учителем электротехники и электроники, а также программирования.
Существенные изменения претерпели технические средства как основа создания образовательной среды современной школы. К таким средствам относятся интерактивная доска, электронный школьный журнал, системы регистрации на школьные и внешкольные мероприятия (олимпиады, конкурсы и прочее). На примере Москвы это – Московская Электронная Школа, Единая Система Регистрации на олимпиады, СтатГрад, АИС по учѐту достижений обучающихся, портал госуслуг, портал поставщиков (для поиска и подбора оборудования и материалов) и иные сетевые информационные ресурсы. Учитель технологии должен владеть этими средствами.
Следующим важным качеством учителя технологии является владение трансформирующимся набором приѐмов, методов и технологий обучения, относимым к новым педагогическим технологиям обучения. В последнее время распространение получают методы и технологии с труднопроизносимыми названиями (наше личное мнение, что это дань моде, но они всѐ же занимают и укрепляют свои позиции в списке педагогического инструментария): геймификация, скрайбинг, сторителлинг и прочие. Специалисты широко обсуждают достоинства новой дидактики, способной обеспечить высокую эффективность учебного процесса [3]. Можно отметить, что у «взрослого поколения» учителей некоторые термины вызывают отторжение, но суть их рациональна и способна привнести пользу в образование. Актуальным направлением для современного учителя технологии также является участие в таких проектах, как Worldskills, Futureskills , где можно ощутить, насколько обучение в конкретном технико-технологическом направлении приблизилось к мировым профессиональным стандартам. Стоит отметить, что подготовка к таким мероприятиям весьма трудозатратна, сравнима с подготовкой учебных проектов высокого уровня.
Назовѐм ещѐ одно важное качество, нужное для современного учителя технологии – это способность к новой коммуникации. Речь о том, что современное общество создало новую культуру общения, основанную на использовании компьютерных коммуникационных технологий. Человеку становится всѐ проще разговаривать «через океан» и даже буквально присутствовать в нескольких удалѐнных местах одновременно. Глядя на достижения коллег, публикуемые в Интернет и в социальных сетях, можно получить значительный заряд вдохновения, разобраться в нюансах профессиональных вопросов, в том числе на иноязычных форумах и конференциях. Обучиться грамотно и целесообразно использовать эти возможности также чрезвычайно важно для современного профессионала.