СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Профилактическая и реабилитационная работа с обучающимися с ограниченными возможностями здоровья на примере работы в ОГБПОУ «Костромской колледж отраслевых технологий строительства и лесной промышленности»

Категория: Всем учителям

Нажмите, чтобы узнать подробности

Статья поможет работать с детьми с ограниченными возможностями здоровья в условиях среднего профессионального образования

Просмотр содержимого документа
«Профилактическая и реабилитационная работа с обучающимися с ограниченными возможностями здоровья на примере работы в ОГБПОУ «Костромской колледж отраслевых технологий строительства и лесной промышленности»»

Профилактическая и реабилитационная работа с обучающимися с ограниченными возможностями здоровья на примере работы в ОГБПОУ «Костромской колледж отраслевых технологий строительства и лесной промышленности»


Белочкина Т.А.,

мастер производственного обучения


Профилактика - это своевременно предпринимаемое воздействие на ребенка с целью сохранения функционального состояния и предотвращения возможных негативных процессов.

Реабилитация - целенаправленный процесс возвращения ребенка, получившего инвалидность или имеющего те или иные жизненные ограничения, в продуктивную полноценную социальную жизнь, включения его в систему общественных отношений в ходе специальным образом организованного обучения, воспитания и создания для этого оптимальных условий.

Профилактическая и реабилитационная работа с детьми с ограниченными возможностями здоровья в каждом образовательном учреждении захватывает все структуры деятельности образовательного учреждения.

Основными направлениями социально-реабилитационной деятельности в МБОУ ДО «ДДТ» п. Пурпе социальная, педагогическая.

Педагогическая реабилитация решает вопросы восстановления, коррекции и компенсации утраченных и нарушенных функций в процессе образования.

Социальная реабилитация - постоянное активное приспособление ребенка к условиям социальной среды.

Коллектив ДДТ и специалисты социально-психологического сопровождения стремятся максимально подготовить ребенка с ОВЗ к жизни в социуме, создав оптимальные условия для успешной коррекции нарушений в развитии, воспитания и обучения.

Центральными в работе педагогов-психологов является развивающая и коррекционная работа.

Коррекционная работа направлена на профилактику и коррекцию отклонений в развитии, поведении, учебе, на основе создания оптимальных условий для развития личностного потенциала ребенка.

Реабилитационная деятельность, осуществляемая педагогами - психологами через коррекционно-развивающие занятия, является основным звеном успешной социализации и адаптации воспитанников.

Проводимые для обучающихся тренинговые занятия по краткосрочному курсу «Формирование правильного отношения к себе и другим» помогают ребенку с ОВЗ адаптироваться к учебной группе, формируют чувство единения и сплочения детского коллектива.

В ходе данного курса «Путешествие в страну счастья» - так называлась тема психологического занятия, создает положительный эмоциональный настрой, помогает воспитанникам расслабиться, отдохнуть и снять напряжение.

Особое большое внимание педагоги-психологи уделяют формированию коммуникативных умений и навыков, развитию творческих способностей, умению детей с ОВЗ вести диалог, беседу, умению размышлять и рассуждать. Умело подобранные упражнения в данной коррекционно-развивающей и профилактической работе помогают формировать умения понимать, слушать и слышать друг друга, развитие чувства уверенности, умения работать в коллективе.

Кроме групповых и индивидуальных занятий, диагностик, мониторингов и исследований, в работе с детьми, а в особенности с детьми с ОВЗ, педагог-психолог должен выступает в роли стабилизатора. Воспитанники и педагоги постоянно обращаются за помощью в разрешении конфликтных ситуаций, обсуждают возникшие сложные проблемы в группах и совместно намечают пути их разрешения.

Коррекционное направление работы специалистов психологического сопровождения детей с ОВЗ представляет собой систему коррекционного воздействия на учебно-познавательную деятельность ребенка в динамике образовательного процесса.

Коррекционно-педагогический процесс требует постоянного систематического контроля, динамики хода и эффективности коррекции, проведения диагностических процедур.

В начале учебного года в ДДТ проходят психолог-педагогические семинары и методические объединения, на которых постоянно поднимаются вопросы личностного развития каждого обучающегося.

Именно на таких заседаниях изучаются проблемы в развитии каждого ребенка и определяются пути их решения, в которых должен быть заинтересован каждый педагог.

Все этапы коррекционно-педагогической деятельности учащихся отражать в индивидуальной карте сопровождения обучающегося.

Данная карта ведется для детей, которые проходят обучение по профилактическим и коррекционно-развивающим программам и позволяют увидеть динамику развития ребенка, результаты коррекционной работы.

Важным условием успешной коррекционной работы является комплексность педагогического воздействия.

Поэтому специалисты службы сопровождения (социальный педагог, педагог-психолог) планируют взаимодействие между педагогами, отслеживают результативность обучения ребенка в объединениях и фиксируют это в карте.

При работе с детьми с ОВЗ с отклонениями в развитии цели коррекционной работы можно разделить на группы:

Сфера функционирования в природно-социальной среде.

Главная цель

Конкретная цель

Формирование принятого в обществе поведения.

Расширение сферы выполняемых социальных ролей.

Обучение взаимодействию в групповых музыкально-двигательных играх.

Выполнение роли участника мероприятий.

Сфера навыков.

Главная цель

Конкретная цель

Формирование навыков, понятий.

Совершенствование зрительного восприятия

Введение понятия товарищество.

Тренировка навыка восприятия по памяти положения трех и более предметов

После того, как будут сформулированы цели коррекционной работы, целесообразно указать какие методы и приемы будет использованы для их реализации.

Цели:

  1. Развитие элементарного навыка принятия решений.

  2. Развитие чувства коллективизма эмпатии.

Методы:

Направляемая беседа, сюжетно-ролевая игра, карточки для индивидуальной работы, выполнение релаксационных занятий и т.д.

После того, как были поставлены цели, педагог-психолог приступает к их реализации посредством методов и приемов коррекционной работы, отслеживая результат, который должен отражать:

  • происшедшие изменения по сравнению с исходным состоянием учащегося

  • как протекали эти изменения

  • к чему они в результате привели.

При появлении трудностей в обучении и поведении учащихся (агрессивное поведение, эмоциональный срыв, снижение успеваемости, апатия и т. д.), рассматриваются иные цели и методы работы психолога.

Главные цели

Конкретные цели

Формирование социальной роли учащегося в коллективе.

Развитие умения организовывать свой досуг.

1.Обучение взаимодействию в группе во время игры.

2.Освоение различных ролей во время игры (ведущей, сотруднической, подчиняющейся).

3.Привыкание к необходимости делиться

Методы и приемы работы: организованная игра, инсценировка сказок, подвижные игры и эстафеты на свежем воздухе.

Педагог-психолог осуществляет контроль за выполнением рекомендаций, анализирует совместно с педагогами результаты работы, корректирует поставленные цели (в случае необходимости), вносит результаты повторной диагностики.

3