СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Профилактическая программа психолого-педагогического сопровождения учащихся и родителей «Формирование сознательных установок на здоровый образ жизни»

Нажмите, чтобы узнать подробности

   В работе описывается личный опыт и практика комплексного психолого-педагогического сопровождения учащихся по профилактике вредных привычек и сохранения здоровья подростков на основе использования в практической деятельности психолога современных информационных компьютерных технологий.

Просмотр содержимого документа
«Профилактическая программа психолого-педагогического сопровождения учащихся и родителей «Формирование сознательных установок на здоровый образ жизни»»

Муниципальное автономное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №1»

ХМАО-Югра, г. Когалым









Профилактическая программа

психолого-педагогического сопровождения учащихся и родителей

«Формирование сознательных установок на здоровый образ жизни»






Педагог-психолог Орлова Н.Т.













Когалым


2018








Оглавление

Краткая аннотация ……………………………………………………………….. 2

1. Обоснование проблемной ситуации и вид программы …………………………4

3. Обоснование актуальности программы, цели и задачи, гипотеза………………4

3. Потенциальные участники программы ………………………………………......5

4. Научное, методическое обоснование …………………………………………….5

5. Обоснование необходимости реализации данной программы,

сроки программы…………………………………………………………………….. 6 6.Структура и содержание программы по формированию социальных установок

на здоровый образ жизни……………………………………………………………6-7

7. Комплексный план программы по формированию здорового образа жизни…8-9

8. Список презентаций……………………………………………………………..9-14































Краткая аннотация.


В работе описывается личный опыт и практика комплексного психолого-педагогического сопровождения учащихся по профилактике вредных привычек и сохранения здоровья подростков на основе использования в практической деятельности психолога современных информационных компьютерных технологий. Представлен инструментарий, созданный психологом и его учениками, и применяемый в профилактической работе в рамках школьной программы «Здоровье».

Программа включает тематику презентаций в составе занятий, призванных поэтапно формировать у подростков, родителей, учителей установку на здоровье как главную ценность.

Содержание программы имеет форму поэтапного погружения в информационное поле, которые можно использовать для учащихся, учителей и родителей. Представлены презентации учеников из тьюторской группы по пропаганде здорового стиля жизни, как наглядный результат работы.


1.Обоснование проблемной ситуации и вид программы


Недостаточность знаний родителей, учителей и учащихся о сложности и многогранности психологии наркозависимости, о психологии здоровья, недооценка влияния деструктивных отношений в семье на формирование психологических комплексов, ведущих к позиции

избегания жизненных трудностей через различные формы адикции, неспособность принятия решения в меняющемся мире – это вопросы, которые сегодня надо решать.

Пути решения этих проблем в рамках психолого-педагогического сопровождения – это проведение психологической, просветительской и профилактической работы по вопросам здоровья детей и подростков. С помощью наглядного материала и практических заданий происходит формирование осознанного отношения подростков к своему здоровью. Работа проводится непосредственно как с подростками, так и с их родителями, просвещая семью в ходе родительского лектория, с учителями проводятся беседы и лекции, тренинги здоровья.

Отвечая современным требованиям, данная программа является образовательной, так как в большей степени направлена на развитие личностного потенциала всех участников учебно-воспитательного процесса. В программе предусмотрен современный подход в решении вопросов воспитания через проектную деятельность с учениками, учителями.

Поэтому программа является комплексной, и проблема решается через систему просветительских и профилактических мероприятий со всеми, кто воспитывает подростков,


2.Обоснование актуальности программы, цели и задачи.


Сейчас активно обсуждается вопрос о психологическом сопровождении вообще и, в частности, вопросы сохранения здоровья школьников, а также о философии и стратегиях сопровождения и о других важных аспектах этого процесса. Но многие из школьных психологов задаются вопросами: «А что же и как необходимо делать практическому психологу, чтобы реализовать это сопровождение? Какие средства задействовать, чтобы процесс этот был технологичным и интересным?». На мой взгляд, использование информационных технологий - большой ресурсный и творческий потенциал, который сможет объединить всех участников сопровождения: родителей, учителей, врачей ,психолога, логопеда и самого учащегося по любой актуальной проблеме. А также использование интерактивных методов работы. Адаптация - как трактуют сегодня ученые - это способность человека принимать решения. Я бы ещё добавила и принимать за них ответственность, иначе в психологическом смысле не происходит осмысленного действия. Адаптация – это поглаживание, создание комфортных условий для развития и самореализации.

Использование компьютерных технологий – это современная, мобильная и удобная форма общения.

Компьютер стал необходимым средством в работе педагога-психолога. Введение современных технологий обучения и развития детей, позволяет более полно реализовывать личностный потенциал каждого ребенка. Преимущества использования ИКТ открывают широкие возможности и в практической деятельности учащихся и педагога-психолога. Подготовленные тематические занятия можно легко и быстро изменить, использовать в профилактической работе с учащимися, родителями и учителями. Помимо существующего компьютерного инструментария мы самостоятельно попробовали составлять несложные игры-игрушки, творческие дети сами создавали презентации.

3. Сроки программы

Программа - долгосрочная.

1этап – организация (2016-17 уч.г.),

2 этап- адаптация (2017-18 уч.г.),

3 этап – корректировка (2018-19 уч.г.),

4 этап – внедрение и развитие (2020-2021 уч.г.)

Программа направлена на решение следующих целей и задач.

Цель- формирование осознанных установок своему здоровью через активную деятельность и повышение знаний учащихся, учителей и родителей о психологическом здоровье.

Задачи.

1.Повысить качество психолого - педагогического сопровождения по проблеме сохранения здоровья.

2. Организовать интерактивные формы профилактиктической и просветительской работы с учащимися, родителями и учителями, направленные на формирование установки осознанного отношения к своему здоровью.

3. Интегрировать информационные технологии в процесс психологического сопровождения как дополнительного средства в работе психолога по профилактике, коррекции и развитию учащихся.

4.Создать банк презентаций.

Гипотеза.

Использование информационных технологий в психолого-педагогическом сопровождении обеспечат условия для эффективной работы психолога по формированию здорового образа жизни школьников, их адаптации и развития.

4. Потенциальные участники программы.

Первая часть программы была апробирована с учащимися 8-11 классов, с подростками,

имеющими трудности в социальной и интеллектуально-познавательной адаптации, а также

с одаренными учащимися - участниками конференции «Шаг в будущее», с лидерами

детского самоуправления.

Участниками проекта были учителя и родители школы. Реализация программы возможна была при активном участии врача школы, классных руководителей при поддержке администрации школы, Совета школы.

Потенциальными участниками программы могут быть как в профилактической работе, так и в коррекцинно - развивающей работе все учащиеся, представители общественности, решающие вопросы сопровождения здоровья детей. Примером тому является проведённый городской семинар по здоровьесберегающим технологиям, на котором была представлена работа по программе и получена положительная оценка.

4. Научное, методическое обоснование.

Программа сохранения психологического здоровья построена по модели целостной информационной и практической деятельности психолога со всеми субъектами образовательного процесса, что соответствует трём основным взаимосвязанным компонентам по М.Р. Битяновой:

1). Систематическое отслеживание статуса ребёнка.

2). Создание социально-психологических условий для развития личности ребёнка.

3). Создание специальных социально-психологических условий для сопровождения и помощи в развитии.

Использование презентаций на одну и ту же тему с учётом возраста является специальным условием, которое органично дополняет традиционные формы работы школьного психолога, расширяя возможности организации взаимодействия психолога со всеми участниками образовательного процесса. Даёт возможность одновременно формировать установки здоровья у всх членов школьного коллектива и в семье.

Как показала практика, общий объем использования ИКТ в работе с различными субъектами образовательного процесса, приблизительно, распределяется следующим образом:

1) с учащимися (профилактическая работа, психодиагностика, развивающая и коррекционная работа, психологическое просвещение, групповое консультирование) - 50% от общего использования ИКТ в работе;

2) с педагогами (психодиагностика, сопровождение профессионального развития педагога, психологическое просвещение, групповое консультирование) - 30%;

3) с родителями (психологическое просвещение, групповое консультирование) -20%.

Этими цифрами подтверждается факт эффективности и востребованности

использования средств ИКТ в профилактической, просветительской и коррекционной работе психолога. Что этому способствует? Первое и немаловажное условие - это огромный интерес детей и подростков заниматься всем, что связано с компьютерами; второе и тоже важное – это широкие мультимедийные возможности (хорошая графика, качественный звук, трехмерное изображение, динамика, лучше моделируют живую реальность, обусловливая более полное восприятие информации); третье – возможность учитывать индивидуальные особенности и возможности каждого ребенка (например: индивидуальный темп деятельности, ведущую репрезентативную систему, интересы и т.д.); четвертое – интерактивность компьютерных программ.

Компьютерные программы – это уникальное соединение техники, развлечения, психологии и педагогики. Использование этих программ способствует развитию сенсомоторных, перцептивных и высших когнитивных функций; повышению эффективности обучения учащихся, повышению их учебной мотивации, развитию их интеллектуальных и творческих возможностей и др.

6. Обоснование необходимости реализации данной программы.

Реализация школьной программы «Здоровья» требуют от педагога-психолога четкого алгоритма действий для реализации одной из главных проблем сопровождения – сохранение здоровья школьника, поиск оптимальных и эффективных форм работы для повышения качества образования и адаптации учащихся.

Сегодня эффективно говорить с подростком на языке информационных технологий, потому что на новом уровне можно осветить знакомую тему, но по-прежнему очень важную, так как здоровье напрямую связно с успехом в карьере и в личной жизни. Как показала практика, интерактивная форма наиболее эффективна, так как изменяет изнутри личностные установки.



7. Структура и содержание программы по формированию сознательных установок на здоровый образ жизни.

Программа состоит из 7 разделов. Содержание программы для родителей, учащихся и учителей, включает 12 занятий, призванных поэтапно формировать у старшеклассников позитивные социальные установки по отношению к компонентам здорового образа жизни, помогает реализовать себя в полезном деле. Родителям и учителям даются знания, которые помогут общаться с подростком без конфликтов, предусматривать сложные ситуации, распознавать состояние подростков и помогать им в сложных ситуациях, предостеречь от необдуманных поступков, направлять инициативу подростков на развитие положительных выборов, грамотно использовать воспитательный потенциал семьи, среды и информации. В программе уделяется внимание и здоровью учителя.

Ключевым моментом, инициирующим обсуждение тем в рамках данной системы, являются авторские презентации, каждая из которых направлена на развитие рефлексии и поиска ответов на вопросы, что для каждого из нас значит здоровье, жизнь, какие условия необходимы для сохранения хорошего настроения и психических сил. В свою очередь презентация имеет достаточный информационный материал для проведения бесед, диспутов, практических занятий. Программа рассчитана для проведения работы с обучающимися, родителями и учителями.


8. Комплексный план программы.




Разделы программы

Тематика, форма работы, целевые группы

Родители

Учителя

Учащиеся

Раздел1.

Первичная профилактика наркозависимости, суицида, аддиктивного поведения.

Тема№1.

Лекция.

Психологические особенности внутрисемейных отношений, ведущих к наркотизации подростка.

Презентации №.9







Тема2.


Материалы к лекции

«Пока не пришла беда в дом».

Презентация №6


Тема №3.

Роль психических расстройств в развитии аддиктивного поведения.

Презентация № 1



Тема№4.


Профилактика суицида.

Презентация № 10




Тема№5.


Диагностика употребления наркотиков. Первые признаки.

Презентация№7

Тема №1

Семинар.

«Эффективность профилактики»

1.Методические рекомендации по проведению профилактических мероприятий по наркозависимости, алкоголизму.

2. Памятки для учителей по выявлению подростков, склонных к суициду.


Тема2.


Материалы к лекции

«Пока не пришла беда в дом».

Презентация №6


Тема №3.

Роль психических расстройств в развитии аддиктивного поведения.

Презентация № 1



Тема№4.


Профилактика суицида.

Презентация № 10





Тема№5.


Диагностика употребления наркотиков. Первые признаки.

Презентация№7




Тема1.

Тренинг.

Формирование собственной позиции в отношении здорового стиля жизни.

Справочные материалы к теме №1.








Тема2.


Зависимости.

Как уберечься?

Тема №3.


Что такое суицид?

Презентация №2.

2.Памятка

«Что делать, если твой друг заговорил, что покончит жизнь самоубийством.»


Тема №4.


Употребление и злоупотребление психоактивными

веществами и закон

Справочные материалы.

Тема № 5


Пути передачи ВИЧ.

Справочные материалы.

( Проводит врач)





Раздел 2

Психологические особенности возраста (о периодах адаптации)

Тема№6

Презентация

«Как подготовить школьника к школе»







Тема № 7. «Некоторые конфликтные ситуации с подростками и как их решать».

3. Лекция. Особенности адаптации в 5 классе.

4.Профилактика стрессов при сдаче экзаменов.

Презентация

«Советы родителям».

Тема № 6

1.Семинар

«Как помочь ребёнку адаптироваться в 1 классе»

Презентация №1.



2.Сеансы

релаксации.



Тема №7.


Адаптационное занятие «Планета моего класса»


Презентация «ЕГЭ. Стратегия поведения учителя»

Тема№6.

1.Большая психологическая игра « В поисках дружбы»

(с советом самоуправления)


2.Сеансы

Г.Н.Азовцевой уроки здоровья.




Тема №7


Презентация№6.7

«Шар дружбы».

Проект «Спорт и здоровье»

Проект «Цвет и здоровье»


Раздел 3.

Психологическое здоровье.

Тема №8.


Психологическое здоровье школьника

Презентация №1.




Тема №9.

К здоровью школьника через развитие его эмоционального и социального интеллекта (презентация для учителей и родителей).

3.Первая любовь и стресс расставания.

Презентация.


Тема №8.


Психологическое здоровье учителя

Презентация№7 для учителей.

(с участием врача)


Тема №9.

К здоровью школьника через развитие его эмоционального и социального интеллекта (презентация для учителей и родителей).


Тема №8.


Последствия злоупотребления психоактивными веществами.

Презентация №3

Тип характера и стрессоустойчивость


Тема № 9.


1.Сохранение здоровья подростков-девочек.

(8-11 классы)

Презентация №3

(с участием врача)


Беседы с 11классами.

Гражданский брак.

За и против.

(с участием юриста)


Раздел4.

Психоэмоциональная коррекция.

Тема№10.

Сам себе психолог.

Презентация из серии «Здоровье». Девять упражнений для души (управление своим эмоциональным состоянием)


Тема №10.

Сам себе психолог

Презентации№ 1. «Борьба с плохим настроением».

2. Формула счастья.

Тема №10.

Принятие решений.

1. «Борьба с плохим настроением».

2. Формула счастья.

3.Как справится с тревогой.


Раздел5.

Половое воспитание



Тема №11


Этика семейных отношений.

Презентация№3

«Трагедий в любви не бывает» (для взрослых),

Первая любовь…

Презентация№5

Тема №11


Этика семейных отношений.

Презентация№3


Тема№11.


Ответственное поведение.

Твой любимый сказочный герой.

Психология любви.

О диете.

Тема№12.

Средства контрацепции.

(проводит врач)

Экспертиза

Анкетирование

Анкетирование

Анкетирование


9.Список подготовленных презентаций.

(Примечание: номера презентаций в плане соответствуют номерам

в разделах)



Раздел 1.

Психопрофилактика.

(профилактика наркозависимости, суицида, аддиктивного поведения).

1.Роль психических расстройств в генезе аддиктивного поведения у несовершеннолетних.

(для родителей).

2. Профилактика суицида (для учителей, родителей, учащихся).

Вопросы для рассмотрения и рекомендации.

  • Понятие «суицид».

  • Причины суицида.

  • Роль семьи и школы в создании эмоционального комфортного состояния

  • Психологические особенности суицида.

  • Профилактические меры.

  • Если это случилось.

3Профилактика наркозависимости в школе «Здоровья, добра и радости».

4.Методические рекомендации руководителю ОУ по работе с семьями «группы риска».

5.Психологические особенности внутрисемейных отношений, ведущих к

наркотизации подростка.

  • Особый интерес вызывает взаимосвязь оптимальности эмоционального контакта и сверхавторитет родителей. Такая взаимосвязь может быть связана с приравниванием матерями оптимальности эмоционального контакта и "послушностью" ребенка, признанием авторитарности родительского мнения.





6.Материалы к лекции для родителей. Помощь родителям: «Пока беда не пришла в дом».

( профилактика наркозависимости).

  • Никто не знает детей лучше, чем родители. Важно, чтобы мамы и папы рассказали детям о последствиях, которыми чревато употребление наркотиков!

  • Умейте слушать своих детей; они должны знать, что могут поговорить с Вами обо всем, и что Вы всегда выслушаете их - даже в том случае, когда речь пойдет о крайне неприятных и тяжелых для Вас вещах.





7. Диагностика наркотического опьянения (для родителей, учащихся, учителей).

Рекомендуется: не стесняясь спрашивать напрямую и досконально обо всех непонятных и беспокоящих Вас поступках и словах Вашего ребенка. Сейчас вокруг слишком много наркотиков, чтобы успокаивать себя соображениями вроде «у всех так бывает» и «могут же быть тайны у человека». Наркотики продаются, и полностью исключить, что ребенок не вступит в контакт с ними, пока невозможно.

8.Успешность и причины неуспеваемости (для учителей и родителей).

9.Психологические особенности внутрисемейных отношений, ведущих к наркотизации подростка.

Раздел 2.


Психологические особенности возраста.


1. Лекция и презентация. Психологические особенности первоклассников.

( для учителей и родителей).


2. Тренинг. Некоторые конфликтные ситуации общения с подростком и пути их решения (для родителей)

3.Беседа и презентация. Подростковая агрессия и пути её преодоления.


4. Беседа и презентация. О конфликтах (для учителей и родителей).

5. Диспут с элементами тренинга. Легко ли быть молодым (для родителей.)

6.Презентация. О воспитании и дисциплине младших школьников (для родителей).

7.Как родителям подготовить ребёнка к школе. Что такое школьная зрелость? (для родителей и учителей).

8.Как выглядит логика развития адаптационного периода в 5-6 классах?


Цель: раскрыть механизмы адаптации этого возраста, и оказать помощь в сохранении здоровья.

Младший подростковый возраст характеризуется прежде всего такой особенностью, как чувство взрослости, которое предполагает отношение подростка к самому себе как к взрослому, его представление или ощущение себя в известной мере взрослым.

Первый этап адаптационного периода пятиклассников (который всего длился 4 дня) был посвящен знакомству ребят друг с другом.


Раздел3

Психологическое здоровье.


1.Психологическое здоровье школьника (для родителей и учителей).


2.К здоровью школьника через развитие его эмоционального и социального интеллекта (для учителей и родителей).

3.Сохранение здоровья подростков-девочек.

Презентация состоит из 7 занятий.

4.Сохранение здоровья подростков (для родителей, учеников ).

8. Успешность обучения и причины неуспеваемости и здоровье (для учителей и родителей).

9.Советы родителям «Как подготовиться школьнику к экзаменам» (для родителей).

10.Психологическое здоровье учителя (для учителей).



Раздел 4.

Психоэмоциональная коррекция.


1.Презентация из серии «Здоровье». Девять упражнений для души (управление своим эмоциональным состоянием)


2. Презентации «Борьба с плохим настроением».

3. Формула счастья.

4.Психологическая подготовка выпускников к экзаменам.

5.Шар дружбы (для старшеклассников).

6.О дружбе (для младших школьников).


Раздел5.

Половое воспитание.


1.Этапы любви (для школьниц).

2. «Сказка ложь. Да в ней намёк». Психологический аспект. Женский образ в русской мифологии.

(для школьниц)

3Презентация для взрослых «Трагедий в любви не бывает».

4.Презентация из серии «Психология и этика современной семейной жизни» ( о гражданском браке) .Для школьниц 11-х классов.

5.Первая любовь. ( для родителей).


6 раздел

Предпрофильная подготовка.

1. Как не допустить ошибку при выборе профессии.

7 раздел

Программа «Одарённые дети».


1. Психологическое сопровождение процесса определения одарённости в
МАОУ СОШ №1.

2. Презентация. Психологическая подготовка ораторов. « Как подготовиться к выступлению, и удачно выступить».