СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Профилактика профессионального выгорания педагога

Категория: Всем учителям

Нажмите, чтобы узнать подробности

Об особенностях профессионально-педагогической работы в СПО

Просмотр содержимого документа
«Профилактика профессионального выгорания педагога»

Профилактика эмоционального выгорания педагогов Подготовила: педагог-психолог Е.В.Хорошилова

Профилактика эмоционального выгорания педагогов

Подготовила:

педагог-психолог Е.В.Хорошилова

Бог может простить нам грехи наши, но нервная система никогда.  Уильям Джеймс

Бог может простить нам грехи наши, но нервная система никогда.

Уильям Джеймс

Синдром эмоционального выгорания (СЭВ) – понятие, введённое в психологию американским психиатром Г.Фрейденбергом в 1974 году. Он проявляется нарастающим эмоциональным истощением

Синдром эмоционального выгорания (СЭВ) – понятие, введённое в психологию американским психиатром Г.Фрейденбергом в 1974 году. Он проявляется нарастающим эмоциональным истощением

В 1981 г. 4 Профессиональное

В 1981 г.

4

Профессиональное

  Причины возникновения  СЭВ у педагогов Повышенная ответственность педагога в выполнении своих профессиональных функций; Загруженность в течении рабочего дня; Высокая эмоциональная включенность в деятельность — эмоциональная перегрузка; Неблагоприятные социальные условия и психологическая обстановка на рабочем месте; Необходимость творческого отношения к своей профессиональной деятельности; Необходимость владения современными методиками и технологиями обучения .

Причины возникновения СЭВ у педагогов

  • Повышенная ответственность педагога в выполнении своих профессиональных функций;
  • Загруженность в течении рабочего дня;
  • Высокая эмоциональная включенность в деятельность — эмоциональная перегрузка;
  • Неблагоприятные социальные условия и психологическая обстановка на рабочем месте;
  • Необходимость творческого отношения к своей профессиональной деятельности;
  • Необходимость владения современными методиками и технологиями обучения .
Ситуации, влияющие на возникновение СЭВ Начало своей деятельности после отпуска, каникул, курсов (функция – адаптационная); Ситуации эмоционально неадекватного общения с субъектами образовательного процесса, особенно с администрацией (функция –защитная); Проведение открытых уроков; мероприятий, на которые было потрачено много сил и энергии, а в результате не получено соответствующего удовлетворения; Окончание учебного года.

Ситуации, влияющие на возникновение СЭВ

  • Начало своей деятельности после отпуска, каникул, курсов (функция – адаптационная);
  • Ситуации эмоционально неадекватного общения с субъектами образовательного процесса, особенно с администрацией (функция –защитная);
  • Проведение открытых уроков; мероприятий, на которые было потрачено много сил и энергии, а в результате не получено соответствующего удовлетворения;
  • Окончание учебного года.
Проявление СЭВ у педагогов  (в зависимости от стажа работы):  Более 50% - у педагогов со стажем работы от 5 до 7 или от 7 до 10 лет;  22% - со стажем от 15 до 20 лет;  11% - у педагогов с 10-летним стажем (у педагогов со стажем работы более 10 лет выработаны определенные способы саморегуляции и психологической защиты);  8% - со стажем от 1 года до 3 лет;

Проявление СЭВ у педагогов (в зависимости от стажа работы):

  • Более 50% - у педагогов со стажем работы от 5 до 7 или от 7 до 10 лет;
  • 22% - со стажем от 15 до 20 лет;
  • 11% - у педагогов с 10-летним стажем (у педагогов со стажем работы более 10 лет выработаны определенные способы саморегуляции и психологической защиты);
  • 8% - со стажем от 1 года до 3 лет;
Признаки эмоционального выгорания  Истощение  Усталость  Бессонница  Негативные установки по отношению к студентам и родителям  Пренебрежение своими обязанностями  Усиление агрессивности

Признаки эмоционального выгорания

  • Истощение
  • Усталость
  • Бессонница
  • Негативные установки по отношению к студентам и родителям
  • Пренебрежение своими обязанностями
  • Усиление агрессивности
Стадии профессионального выгорания  Первая стадия:  Приглушение эмоций, сглаживание остроты чувств и свежести переживаний;  Исчезновение положительных эмоций, Появление отстраненности в отношениях с членами семьи;  Возникновение состояния тревожности, неудовлетворенности.  Стадия «приглушенности»

Стадии профессионального выгорания

  • Первая стадия:
  • Приглушение эмоций, сглаживание остроты чувств и свежести переживаний;
  • Исчезновение положительных эмоций, Появление отстраненности в отношениях с членами семьи;
  • Возникновение состояния тревожности, неудовлетворенности.
  • Стадия «приглушенности»
«Деперсонализация» Вторая стадия:  Возникновение недоразумений с коллегами;  Появление антипатии, а затем и вспышек раздражения по отношению к коллегам

«Деперсонализация»

Вторая стадия:

  • Возникновение недоразумений с коллегами;
  • Появление антипатии, а затем и вспышек раздражения по отношению к коллегам
«Мне на все плевать»  Третья стадия:  Изменение представлений о ценностях жизни, эмоционального отношения к миру  Безразличие ко всему

«Мне на все плевать»

Третья стадия:

  • Изменение представлений о ценностях жизни, эмоционального отношения к миру
  • Безразличие ко всему
СИМПТОМЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ  ПСИХОФИЗИЧЕСКИЕ ПСИХОФИЗИЧЕСКИЕ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИ ПОВЕДЕНЧЕСКИЕ ПОВЕДЕНЧЕСКИЕ

СИМПТОМЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ 

ПСИХОФИЗИЧЕСКИЕ

ПСИХОФИЗИЧЕСКИЕ

СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИ

СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИ

ПОВЕДЕНЧЕСКИЕ

ПОВЕДЕНЧЕСКИЕ

Психофизические симптомы   Чувство постоянной усталости не только по вечерам , но и по утрам , сразу после сна ( симптом хронической усталости ); ощущение эмоционального и физического истощения; снижение восприимчивости и реактивности в связи с изменениями внешней среды (отсутствие реакции любопытства на фактор новизны или реакции страха на опасную ситуацию); общая астенизация (слабость, снижение активности и энергии, ухудшение биохимии крови и гормональных показателей); частые беспричинные головные боли; постоянные расстройства желудочно-кишечного тракта; постоянное заторможенное, сонливое состояние и желание спать в течение всего дня; бессонница. внешней и внутренней сенсорной чувствительности: ухудшение зрения, слуха, обоняния и осязания, потеря внутренних, телесных ощущений.

Психофизические симптомы

  • Чувство постоянной усталости не только по вечерам , но и по утрам , сразу после сна ( симптом хронической усталости );
  • ощущение эмоционального и физического истощения;
  • снижение восприимчивости и реактивности в связи с изменениями внешней среды (отсутствие реакции любопытства на фактор новизны или реакции страха на опасную ситуацию);
  • общая астенизация (слабость, снижение активности и энергии, ухудшение биохимии крови и гормональных показателей);
  • частые беспричинные головные боли; постоянные расстройства желудочно-кишечного тракта;
  • постоянное заторможенное, сонливое состояние и желание спать в течение всего дня; бессонница.
  • внешней и внутренней сенсорной чувствительности: ухудшение зрения, слуха, обоняния и осязания, потеря внутренних, телесных ощущений.
Социально-психологические симптомы   Безразличие, скука, пассивность и депрессия (пониженный эмоциональный тонус, чувство подавленности); повышенная раздражительность на незначительные, мелкие события; частые нервные срывы (вспышки немотивированного гнева или отказы от общения, уход в себя); постоянное переживание негативных эмоций, для которых во внешней ситуации причин нет (чувство вины, обиды, стыда, подозрительность, скованность); чувство неосознанного беспокойства и повышенной тревожности (ощущение, что «что-то не так, как надо»); чувство гиперответственности и постоянное чувство страха, «что не получится» или « не справлюсь»; общая негативная установка на жизненные и профессиональные перспективы (по типу «как ни старайся, все равно ничего не получится»).

Социально-психологические симптомы

  • Безразличие, скука, пассивность и депрессия (пониженный эмоциональный тонус, чувство подавленности);
  • повышенная раздражительность на незначительные, мелкие события;
  • частые нервные срывы (вспышки немотивированного гнева или отказы от общения, уход в себя);
  • постоянное переживание негативных эмоций, для которых во внешней ситуации причин нет (чувство вины, обиды, стыда, подозрительность, скованность);
  • чувство неосознанного беспокойства и повышенной тревожности (ощущение, что «что-то не так, как надо»);
  • чувство гиперответственности и постоянное чувство страха, «что не получится» или « не справлюсь»;
  • общая негативная установка на жизненные и профессиональные перспективы (по типу «как ни старайся, все равно ничего не получится»).
  Поведенческие симптомы   Ощущение, что работа становится все тяжелее и тяжелее, а выполнять её - всё труднее и труднее; постоянно, без необходимости, берет работу домой, но дома её не делает; чувство бесполезности, неверие в улучшения, снижение энтузиазма по отношению к работе, безразличие к результатам; невыполнение важных, приоритетных задач и «застревание» на мелких деталях, не соответствующая служебным требованиям трата большей части рабочего времени на мало осознаваемое или не осознаваемое выполнение автоматических и элементарных действий; дистанцированность от коллег и обучающихся, повышение неадекватной критичности ;

Поведенческие симптомы

  • Ощущение, что работа становится все тяжелее и тяжелее, а выполнять её - всё труднее и труднее;
  • постоянно, без необходимости, берет работу домой, но дома её не делает;
  • чувство бесполезности, неверие в улучшения, снижение энтузиазма по отношению к работе, безразличие к результатам;
  • невыполнение важных, приоритетных задач и «застревание» на мелких деталях, не соответствующая служебным требованиям трата большей части рабочего времени на мало осознаваемое или не осознаваемое выполнение автоматических и элементарных действий;
  • дистанцированность от коллег и обучающихся, повышение неадекватной критичности ;
ПРОФИЛАКТИКА ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ

ПРОФИЛАКТИКА ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ

Отрицательные эмоции копить в себе нельзя!

Отрицательные эмоции копить в себе нельзя!

Есть ситуации, когда былые недостатки превращаются в преимущество .

Есть ситуации,

когда былые недостатки

превращаются в преимущество

.

ПРИЕМЫ АНТИСРЕССОВОЙ ЗАЩИТЫ 13

ПРИЕМЫ АНТИСРЕССОВОЙ ЗАЩИТЫ

13

 ОТВЛЕКАЙТЕСЬ: • Много пользы может принести пятиминутная прогулка на природе. • Постарайтесь переключить свои мысли на другой предмет. • Оглянитесь вокруг и внимательно осмотритесь. • Обращайте внимание на мельчайшие детали.

ОТВЛЕКАЙТЕСЬ:

• Много пользы может принести пятиминутная прогулка на природе.

• Постарайтесь переключить свои мысли на другой предмет.

• Оглянитесь вокруг и внимательно осмотритесь.

• Обращайте внимание на мельчайшие детали.

Медленно, не торопясь, мысленно

Медленно, не торопясь, мысленно "переберите" все предметы один за другим в определенной последовательности

2 . Снижайте значимость событий: • Следует помнить, что истинной причиной стресса являются не люди, не разочарования, не ошибки, а то как вы к этому относитесь.

2 . Снижайте значимость событий:

• Следует помнить, что истинной причиной стресса являются не люди, не разочарования, не ошибки, а то как вы к этому относитесь.

Используйте принцип позитивности во всем, типа: кто волнуется раньше, чем положено, тот волнуется больше, чем положено.

Используйте принцип позитивности во всем, типа:

кто волнуется раньше, чем положено, тот волнуется больше, чем положено.

ДЕЙСТВУЙТЕ: Любая деятельность, особенно физический труд – в стрессовой ситуации выполняет роль громоотвода.

ДЕЙСТВУЙТЕ:

Любая деятельность, особенно физический труд – в стрессовой ситуации выполняет роль громоотвода.

Стресс является очень сильным источником энергии. Разрядиться можно самым простым способом: .

Стресс является очень сильным источником энергии.

Разрядиться можно самым простым способом:

.

• наведите порядок дома или на рабочем месте; • устройте прогулку или быструю ходьбу; • пробегитесь; • побейте мяч или подушку и т. п

• наведите порядок дома или на рабочем месте;

• устройте прогулку или быструю ходьбу;

• пробегитесь;

• побейте мяч или подушку и т. п

ТВОРИТЕ: Любая творческая работа может исцелять от переживаний: • рисуйте; • танцуйте; • пойте; • лепите; • шейте; • конструируйте и т. п.

ТВОРИТЕ:

Любая творческая работа может исцелять от переживаний:

• рисуйте;

• танцуйте;

• пойте;

• лепите;

• шейте;

• конструируйте и т. п.

ВЫРАЖАЙТЕ ЭМОЦИИ Загонять эмоции внутрь, пытаться их скрывать, очень вредно! Учитесь показывать эмоции,

ВЫРАЖАЙТЕ ЭМОЦИИ

Загонять эмоции внутрь, пытаться их скрывать, очень вредно!

Учитесь показывать эмоции,

"выплескивать" их без вреда для окружающих.

Умение рассказать о своих проблемах поможет налаживать контакты с окружающими, понимать самого себя.

Умение рассказать о своих проблемах поможет налаживать контакты с окружающими, понимать самого себя.

Постарайтесь найти три позитивных последствия или выигрыша, которые можно извлечь из данной неприятности .  

Постарайтесь найти три позитивных последствия или выигрыша, которые можно извлечь из данной неприятности .

 

Эмоциональная разрядка необходима для сохранения здоровья (физического и психического)

Эмоциональная разрядка необходима для сохранения здоровья (физического и психического)

Упражнение « Внутренний ребенок » .   Обычно в фрустрирующей ситуации включается наш « внутренний ребенок » , и мы начинаем действовать исходя из этого состояния. А как обычно действуют дети в ситуации, которая им не нравится? Топают ногами, кричат, обзываются, обижаются и плачут, стараются спрятаться или убежать. А мы? Правда, похоже? Это и естественно. Именно эго-состояние отвечает за наши чувства. И когда плохо нам, плохо и нашему « внутреннему ребенку » . Сейчас, пожалуйста, представьте себя маленьким ребенком 4-5 лет. Внимательно рассмотрите, во что вы одеты, какие у вас волосы, какое выражение лица. Потом подойдите к этому ребенку, угостите его чем-нибудь, приласкайте, возьмите на руки и скажите: « Я тебя очень люблю (ласковое имя) и всегда буду беречь и защищать » . Посмотрите, как теперь выглядит ваш ребенок, прижмите его к себе. Уменьшите ребенка до размера горошины и положите в свое сердце.

Упражнение « Внутренний ребенок » .

Обычно в фрустрирующей ситуации включается наш « внутренний ребенок » , и мы начинаем действовать исходя из этого состояния. А как обычно действуют дети в ситуации, которая им не нравится? Топают ногами, кричат, обзываются, обижаются и плачут, стараются спрятаться или убежать.

А мы? Правда, похоже? Это и естественно. Именно эго-состояние отвечает за наши чувства. И когда плохо нам, плохо и нашему « внутреннему ребенку » .

Сейчас, пожалуйста, представьте себя маленьким ребенком 4-5 лет. Внимательно рассмотрите, во что вы одеты, какие у вас волосы, какое выражение лица. Потом подойдите к этому ребенку, угостите его чем-нибудь, приласкайте, возьмите на руки и скажите: « Я тебя очень люблю (ласковое имя) и всегда буду беречь и защищать » . Посмотрите, как теперь выглядит ваш ребенок, прижмите его к себе.

Уменьшите ребенка до размера горошины и положите в свое сердце.

Упражнение « Вверх по радуге » .   Все сидят, закрывают глаза, делают глубокий вдох и представляют, что вместе с этим вздохом они взбираются вверх по радуге, а выдыхая – съезжают с нее, как с горки. Упражнение повторяют трижды, затем желающие делятся впечатлениями. Можно повторить упражнение с открытыми глазами еще 3–4 раза.

Упражнение « Вверх по радуге » .

  • Все сидят, закрывают глаза, делают глубокий вдох и представляют, что вместе с этим вздохом они взбираются вверх по радуге, а выдыхая – съезжают с нее, как с горки. Упражнение повторяют трижды, затем желающие делятся впечатлениями. Можно повторить упражнение с открытыми глазами еще 3–4 раза.
Упражнение «Лимон»    Представьте себе, что в левой руке у вас находится лимон. Сожмите руки в кулак так сильно, чтобы из лимона начал капать сок. Еще сильнее. Еще крепче. А теперь бросьте лимон и почувствуйте, как ваша рука расслабилась, как ей приятно и спокойно. Опять сожмите лимон крепко-крепко… Так по 3 раза каждой рукой. 

Упражнение «Лимон»

Представьте себе, что в левой руке у вас находится лимон. Сожмите руки в кулак так сильно, чтобы из лимона начал капать сок. Еще сильнее. Еще крепче. А теперь бросьте лимон и почувствуйте, как ваша рука расслабилась, как ей приятно и спокойно. Опять сожмите лимон крепко-крепко… Так по 3 раза каждой рукой. 

Упражнение «Кошечки»   Представьте себе, что вы – красивые пушистые кошечки. Вам очень хочется потянуться. Поднимите руки вверх, голову откиньте и тянитесь вверх и назад. Затем резко опустите руки вниз, одновременно на выдохе произнося звук «а!».

Упражнение «Кошечки»

  • Представьте себе, что вы – красивые пушистые кошечки. Вам очень хочется потянуться. Поднимите руки вверх, голову откиньте и тянитесь вверх и назад. Затем резко опустите руки вниз, одновременно на выдохе произнося звук «а!».
Упражнение «Муха» Снятие напряжения с лицевой мускулатуры. Сядьте удобно: руки свободно положите на колени, плечи и голова опущены, глаза закрыты. Мысленно представьте, что на ваше лицо пытается сесть муха. Она садится то на нос, то на рот, то на лоб, то на глаза. Ваша задача: не открывая глаз, согнать назойливое насекомое.

Упражнение «Муха»

  • Снятие напряжения с лицевой мускулатуры.
  • Сядьте удобно: руки свободно положите на колени, плечи и голова опущены, глаза закрыты. Мысленно представьте, что на ваше лицо пытается сесть муха. Она садится то на нос, то на рот, то на лоб, то на глаза. Ваша задача: не открывая глаз, согнать назойливое насекомое.
Упражнение «Каракули»   Участникам предлагается нарисовать на листе несколько непроизвольных линий и передать свой рисунок соседу слева. Тот в свою очередь предает свои каракули также соседу слева. И все одновременно получают чужие каракули. Необходимо, увидеть в каракулях, какой – либо образ и дорисовать его. Затем все по очереди демонстрируют созданные образы.

Упражнение «Каракули»

  • Участникам предлагается нарисовать на листе несколько непроизвольных линий и передать свой рисунок соседу слева. Тот в свою очередь предает свои каракули также соседу слева. И все одновременно получают чужие каракули. Необходимо, увидеть в каракулях, какой – либо образ и дорисовать его. Затем все по очереди демонстрируют созданные образы.
Притча «Бабочка»   Когда-то давно, в одном городе, жил великий мудрец. Слава о его мудрости разнеслась далеко вокруг его родного города, люди издалека приходили к нему за советом. Но был в городе человек, завидующий его славе. Пришел он как-то на луг, поймал бабочку, посадил ее между сомкнутых ладоней и подумал: “Пойду-ка я к мудрецу и спрошу у него: скажи, о мудрейший, какая бабочка у меня в руках — живая или мертвая? Если он скажет мертвая, я открою ладони, бабочка улетит, если он скажет живая, я сомкну ладони и бабочка умрет. Вот тогда все поймут, кто из нас умнее.” Так все и получилось. Завистник пришел в город и спросил у мудреца: “Скажи, о мудрейший, какая бабочка у меня в руках — живая или мертвая?”  Тогда мудрец, который был действительно умным человеком, сказал:

Притча «Бабочка»

Когда-то давно, в одном городе, жил великий мудрец. Слава о его мудрости разнеслась далеко вокруг его родного города, люди издалека приходили к нему за советом.

Но был в городе человек, завидующий его славе. Пришел он как-то на луг, поймал бабочку, посадил ее между сомкнутых ладоней и подумал: “Пойду-ка я к мудрецу и спрошу у него: скажи, о мудрейший, какая бабочка у меня в руках — живая или мертвая? Если он скажет мертвая, я открою ладони, бабочка улетит, если он скажет живая, я сомкну ладони и бабочка умрет. Вот тогда все поймут, кто из нас умнее.”

Так все и получилось. Завистник пришел в город и спросил у мудреца: “Скажи, о мудрейший, какая бабочка у меня в руках — живая или мертвая?” Тогда мудрец, который был действительно умным человеком, сказал:

БУДЬТЕ ЗДОРОВЫ И СЧАСТЛИВЫ!!!

БУДЬТЕ ЗДОРОВЫ И СЧАСТЛИВЫ!!!