МБОУ «СКШИ VIII вида»
Профориентационная работа на уроках сельскохозяйственного труда
март 2025г.
Профориентационная работа на уроках сельскохозяйственного труда
Профориентационная работа в условиях коррекционной школы – интерната для детей с ограниченными возможностями здоровья имеет большое своеобразие в силу особенностей умственного и физического развития учащихся. У учащихся с интеллектуальным недоразвитием отсутствует ясная жизненная позиция, недостаточно сформирована способность оценки своих возможностей в выборе профессии, как правило, самооценка завышена, неадекватна.
Цель: овладение сельскохозяйственными знаниями, трудовыми умениями и навыками по овощеводству, цветоводству и животноводству, социализация обучающихся путем вовлечения их в трудовую деятельность, способствующую их допрофессиональной подготовке и участия в производительном сельскохозяйственном труде по несложным специальностям.
Профессиональное обучение в школе – это не только знакомство детей с профессиями, но и формирование у них установок на выбор профессии и устойчивых профессиональных интересов к труду.
В процессе трудового обучения связываю сведения о профессиональном труде с изучением конкретной темы. Проводя профессиональную беседу, связываю ее с изучаемым материалом. Знакомя, например, обучающихся с темой «Ландшафтный дизайн», рассказываю о профессии дизайнера и провожу беседу «Где работают дизайнеры»? Таким образом, у детей формируются понятия о профессии дизайнера, о его деятельности. У школьников появляется возможность немножко побыть в роли дизайнера самим, оформить клумбу, или зелёный уголок в классе, оранжереи, составить цветочную композицию, или задекорировать цветочный горшок.
На уроках уделяю большое внимание осознанному выбору профессии.
Этому помогает непосредственное привлечение детей к труду, организованному на уроках практического повторения в школе и летней практике, например, когда обучающиеся выращивают и разводят комнатные растения. Знакомятся с профессией "Цветовод"
Занимаются оформлением пришкольной территории и территории, выращивая рассаду, а в дальнейшем высаживая цветочные растения на цветниках.
Профессия "Овощевод" формируется при выращивании и посеве овощных культур, при уборке урожая.
На производственной практике учащиеся участвуют также в заготовке растительных остатков на корм животным и ухаживают за животными: чистят клетки, укладывают навоз в кучу для перегнивания, кормят и поят их.
Прохождение практики на пришкольном участке способствует более мягкой социальной адаптации. Дети привыкают работать в коллективе, где свои правила общения, у них формируются профессиональные навыки, необходимые для дальнейшей жизни.
Профориентационная работа на уроках сельскохозяйственного труда заключается в формировании знаний и навыков, необходимых для дальнейшей работы в коллективных, фермерских и личных подсобных хозяйствах.
Организация производительного труда, доступного школьникам, дает положительный результат: происходит коррекция, обучение непосредственно профессии, то есть идет выработка качественных и скоростных показателей.
Успешность обучения во многом определяется интересом к изучаемому предмету.
В привитии интереса к труду на уроках использую прием придания значимости изучаемого материала или выполняемой работы. Наблюдения и опыты помогают учащимся видеть результаты труда в зависимости от условий, делать выводы, расширяют кругозор, поддерживают интерес к изучаемому, а результаты проведенных опытов, способствуют более прочному, осознанному усвоению изучаемого.
Интерес к уроку труда поддерживает включение нетрадиционных форм обучения (уроки-соревнования, уроки с групповыми формами работы, мини-проекты, уроки-игры, интегральные уроки, экскурсии и т.д.). Такие уроки провожу в период введения в тему или ее обобщения.
Интерес к урокам труда поддерживаю экскурсиями, встречами с интересными людьми, информационной наглядностью.
Для формирования профессионального самоопределения большую роль играет проектная деятельность.
В процессе проведения таких занятий решается проблема дифференцированного подхода, расширяются рамки учебной программы, т.е. работая в зоне ближайшего развития, используют реальную возможность улучшить самооценку ребенка, повысить его авторитет. В зависимости от целей конкретного урока и темы формы занятий могут быть различными. Реализация общеобразовательной, коррекционной, воспитательной задач невозможна без тесной связи между преподаваемыми предметами. Интегрирование математических знаний и умений, полученных на уроках трудового обучения, позволяет учащимся видеть и понимать их взаимосвязь, положительно влияет на познавательную активность и интересы учащихся, способствует активизации мыслительной деятельности, побуждает ребят к обобщению знаний, относящихся к разным наукам. Такие уроки носят практическую и профориентационную направленность. Именно на уроках труда дети учатся выдерживать нагрузки, неотделимые от любого трудового процесса, школьники учатся доводить начатое дело до конца, уважать рабочего человека и все им созданное.
У обучающихся 5-9 классов важно формировать ценностное отношение к труду, понимание его роли в жизни человека и в обществе; развивать интерес к учебно-познавательной деятельности, основанной на посильной практической включенности в различные ее виды, в том числе социальную, трудовую, игровую.
Таким образом, уроки с/х труда способствуют профориентации и социальной адаптации обучающихся, развивают их умственный и сенсомоторный потенциал, положительно влияют на личностные свойства.