СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Профориентационная работа на уроках сельскохозяйственного труда.

Категория: Технология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Уроки сельскохозяйственного труда способствуют профориентационной работе. Знакомят с рабочими профессиями  обучающихся с интелектуальными нарушениями.

Просмотр содержимого документа
«Профориентационная работа на уроках сельскохозяйственного труда.»

МБОУ «СКШИ VIII вида»









Профориентационная работа на уроках сельскохозяйственного труда













март 2025г.



Профориентационная работа на уроках сельскохозяйственного труда

Профориентационная работа в условиях коррекционной школы – интерната для детей с ограниченными возможностями здоровья имеет большое своеобразие в силу особенностей умственного и физического развития учащихся. У учащихся с интеллектуальным недоразвитием отсутствует ясная жизненная позиция, недостаточно сформирована способность оценки своих возможностей в выборе профессии, как правило, самооценка завышена, неадекватна.

Цель: овладение сельскохозяйственными знаниями, трудовыми умениями и навыками по овощеводству, цветоводству и животноводству, социализация обучающихся путем вовлечения их в трудовую деятельность, способствующую их допрофессиональной подготовке и участия в производительном сельскохозяйственном труде по несложным специальностям.

Профессиональное обучение в школе – это не только знакомство детей с профессиями, но и формирование у них установок на выбор профессии и устойчивых профессиональных интересов к труду.

В процессе трудового обучения связываю сведения о профессиональном труде с изучением конкретной темы. Проводя профессиональную беседу, связываю ее с изучаемым материалом. Знакомя, например, обучающихся с темой «Ландшафтный дизайн», рассказываю о профессии дизайнера и провожу  беседу «Где работают дизайнеры»? Таким образом, у детей формируются понятия о профессии дизайнера, о его деятельности. У школьников появляется возможность немножко побыть в роли дизайнера самим, оформить клумбу, или зелёный уголок в классе, оранжереи, составить цветочную композицию, или задекорировать цветочный горшок.

На уроках уделяю большое внимание осознанному выбору профессии.

Этому помогает непосредственное привлечение детей к труду, организованному на уроках практического повторения в школе и летней практике, например, когда обучающиеся выращивают и разводят комнатные растения. Знакомятся с профессией "Цветовод"

Занимаются оформлением пришкольной территории и территории, выращивая рассаду, а в дальнейшем высаживая цветочные растения на цветниках.

Профессия "Овощевод" формируется при выращивании и посеве овощных культур, при уборке урожая.

На производственной практике учащиеся участвуют также в заготовке растительных остатков на корм животным и ухаживают за животными: чистят клетки, укладывают навоз в кучу для перегнивания, кормят и поят их.

Прохождение практики на пришкольном участке способствует более мягкой социальной адаптации. Дети привыкают работать в коллективе, где свои правила общения, у них формируются профессиональные навыки, необходимые для дальнейшей жизни.

Профориентационная работа на уроках сельскохозяйственного труда заключается в формировании знаний и навыков, необходимых для дальнейшей работы в коллективных, фермерских и личных подсобных хозяйствах.

Организация производительного труда, доступного школьникам, дает положительный результат: происходит коррекция, обучение непосредственно профессии, то есть идет выработка качественных и скоростных показателей.

Успешность обучения во многом определяется интересом к изучаемому предмету.

В привитии интереса к труду на уроках использую прием придания значимости изучаемого материала или выполняемой работы. Наблюдения и опыты помогают учащимся видеть результаты труда в зависимости от условий, делать выводы, расширяют кругозор, поддерживают интерес к изучаемому, а результаты проведенных опытов, способствуют более прочному, осознанному усвоению изучаемого.

Интерес к уроку труда поддерживает включение нетрадиционных форм обучения (уроки-соревнования, уроки с групповыми формами работы, мини-проекты, уроки-игры, интегральные уроки, экскурсии и т.д.). Такие уроки провожу в период введения в тему или ее обобщения.

Интерес к урокам труда поддерживаю экскурсиями, встречами с интересными людьми, информационной наглядностью.

Для формирования профессионального самоопределения большую роль играет проектная деятельность.

В процессе проведения таких занятий решается проблема дифференцированного подхода, расширяются рамки учебной программы, т.е. работая в зоне ближайшего развития, используют реальную возможность улучшить самооценку ребенка, повысить его авторитет. В зависимости от целей конкретного урока и темы формы занятий могут быть различными. Реализация общеобразовательной, коррекционной, воспитательной задач невозможна без тесной связи между преподаваемыми предметами. Интегрирование математических знаний и умений, полученных на уроках трудового обучения, позволяет учащимся видеть и понимать их взаимосвязь, положительно влияет на познавательную активность и интересы учащихся, способствует активизации мыслительной деятельности, побуждает ребят к обобщению знаний, относящихся к разным наукам. Такие уроки носят практическую и профориентационную направленность. Именно на уроках труда дети учатся выдерживать нагрузки, неотделимые от любого трудового процесса, школьники учатся доводить начатое дело до конца, уважать рабочего человека и все им созданное.

У обучающихся 5-9 классов важно формировать ценностное отношение к труду, понимание его роли в жизни человека и в обществе; развивать интерес к учебно-познавательной деятельности, основанной на посильной практической включенности в различные ее виды, в том числе социальную, трудовую, игровую.

Таким образом, уроки с/х труда способствуют профориентации и социальной адаптации обучающихся, развивают их умственный и сенсомоторный потенциал, положительно влияют на личностные свойства.