Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Федюковская средняя общеобразовательная школа»
Доклад на тему:
ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ
Педагог (педагогическая деятельность в дошкольном, начальном общем, основном общем, среднем общем образовании),
(воспитатель, учитель)
Учитель начальных классов
МОУ «Федюковская СОШ»
Богдашова М.Б.
Московская область, Подольский район, д. Федюково
2016 год
УТВЕРЖДЕН
приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации
от «18» октября 2013 г. № 544н
Структура и содержание профессионального стандарта
I. Общие сведения
II. Описание трудовых функций, входящих в профессиональный стандарт (функциональная карта вида профессиональной деятельности)
III. Характеристика обобщенных трудовых функций
IV. Сведения об организациях – разработчиках профессионального стандарта
I. Общие сведения
Виды профессиональной деятельности (кому адресован):
Дошкольное образование
Начальное общее образование
Основное общее образование
Среднее общее образование
Основная цель вида профессиональной деятельности :
Оказание образовательных услуг по основным общеобразовательным программам образовательными организациями (организациями, осуществляющими обучение).
4
II. Описание трудовых функций, входящих в профессиональный стандарт (функциональная карта вида профессиональной деятельности)
Обобщенные трудовые функции
код
наименование
А
Ур-нь кв-ции
Трудовые функции
Педагогическая деятельность по проектированию и реализации
образовательного процесса в образовательных организациях дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования.
наименование
6
Общепедагогическая функция. Обучение
В
код
Ур-нь (подуро-вень)
Воспитательная деятельность
Педагогическая деятельность по проектированию и реализации
A/01.6
кв-ции
основных общеобразовательных программ.
5-6
6
Развивающая деятельность
A/02.6
6
Педагогическая деятельность по реализации программ дошкольного образования
A/03.6
6
B/01.5
Педагогическая деятельность по реализации программ начального общего образования
5
B/02.6
6
III. Характеристика обобщенных трудовых функций
Требования к образованию : высшее профессиональное образование или среднее
профессиональное образование по направлениям подготовки "Образование и пе-
дагогика" или в области, соответствующей преподаваемому предмету (с после-
дующей профессиональной переподготовкой по профилю педагогической дея-
тельности), либо высшее профессиональное образование или среднее профес-
сиональное образование и дополнительное профессиональное образование по
направлению деятельности в образовательной организации.
Требования к опыту практической работы не предъявляются.
К педагогической деятельности не допускаются лица :
лишенные права заниматься педагогической деятельностью в соответствии с вступив-
шим в законную силу приговором суда; имеющие или имевшие судимость за преступ-
ления, состав и виды которых установлены законодательством Российской Федера-
ции; признанные недееспособными в установленном федеральным законом порядке;
имеющие заболевания, предусмотренные установленным перечнем.
Дополнительные характеристики
Общероссийский классификатор занятий (ОКЗ)
Код 3310 - Преподавательский персонал начального образования
Трудовые действия
Трудовая функция (общепедагогическая)
Разработка и реализация программ учебных дисциплин в рамках основной общеобразовательной программы
Осуществление профессиональной деятельности в соответствии с требованиями ФГОС дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования
Участие в разработке и реализации программы развития образовательной организации в целях создания безопасной и комфортной образовательной среды
Планирование и проведение учебных занятий
Систематический анализ эффективности учебных занятий и подходов к обучению
Организация, осуществление контроля и оценки учебных достижений , текущих и итоговых результатов освоения основной образовательной программы обучающимися
Формирование универсальных учебных действий
Формирование навыков, связанных с информационно-коммуникационными технологиями
Формирование мотивации к обучению
Объективная оценка знаний обучающихся на основе тестирования и других методов контроля в соответствии с реальными учебными возможностями детей
Необходимые умения
Владеть формами и методами обучения, в т. ч. выходящими за рамки учебных занятий: проектная деятельность, лабораторные эксперименты, полевая практика и т.п.
Объективно оценивать знания обучающихся на основе тестирования и других методов контроля в соответствии с реальными учебными возможностями детей
Разрабатывать (осваивать) и применять современные психолого-педагогические технологии, основанные на знании законов развития личности и поведения в реальной и виртуальной среде
Использовать и апробировать специальные подходы к обучению в целях включения в образовательный процесс всех обучающихся, в т. ч. с особыми потребностями в образовании: обучающихся, проявивших выдающиеся способности; обучающихся, для которых русский язык не является родным; обучающихся с ограниченными возможностями здоровья
Владеть ИКТ-компетентностями
Организовывать различные виды внеурочной деятельности
Необходимые знания
Преподаваемый предмет в пределах требований ФГОС и основной общеобразовательной программы, его истории и места в мировой культуре и науке
История, теория, закономерности и принципы построения и функционирования образовательных систем, роль и место образования в жизни личности и общества
Основные закономерности возрастного развития, стадии и кризисы развития, социализация личности
Основы психодидактики, поликультурного образования, закономерностей поведения в социальных сетях
Пути достижения образовательных результатов и способы оценки результатов обучения
Основы методики преподавания, основные принципы деятельностного подхода, виды и приемы современных педагогических технологий
Рабочая программа и методика обучения по данному предмету
Приоритетные направления развития образовательной системы РФ
Нормативные документы по вопросам обучения и воспитания детей и молодежи; Конвенция о правах ребенка; Трудовое законодательство
Трудовые действия
Трудовая функция (воспитательная деятельность)
Регулирование поведения обучающихся для обеспечения безопасной образовательной среды
Реализация современных, в том числе интерактивных, форм и методов воспитательной работы, используя их как на занятии, так и во внеурочной деятельности
Постановка воспитательных целей, способствующих развитию обучающихся , независимо от их способностей и характера
Определение и принятие четких правил поведения обучающимися в соответствии с уставом образовательной организации и правилами внутреннего распорядка образовательной организации
Проектирование и реализация воспитательных программ
Реализация воспитательных возможностей различных видов деятельности ребенка (учебной, игровой, трудовой, спортивной, художественной и т.д.)
Проектирование ситуаций и событий, развивающих эмоционально-ценностную сферу ребенка (культуру переживаний и ценностные ориентации ребенка)
Помощь и поддержка в организации деятельности ученических органов самоуправления
Создание, поддержание уклада, атмосферы и традиций жизни образовательной организации
Развитие у обучающихся познавательной активности, самостоятельности, инициативы, творческих способностей, формирование гражданской позиции, способности к труду и жизни в условиях современного мира, формирование у обучающихся культуры здорового и безопасного образа жизни
Формирование толерантности и навыков поведения в изменяющейся поликультурной среде
Использование конструктивных воспитательных усилий родителей (законных представителей) обучающихся, помощь семье в решении вопросов воспитания ребенка
Необходимые умения
Трудовая функция (воспитательная деятельность)
Строить воспитательную деятельность с учетом культурных различий детей , половозрастных и индивидуальных особенностей
Общаться с детьми, признавать их достоинство , понимая и принимая их
Создавать в учебных группах разновозрастные детско-взрослые общности обучающихся, их родителей (законных представителей) и педагогических работников
Управлять учебными группами с целью вовлечения обучающихся в процесс обучения и воспитания, мотивируя их учебно-познавательную деятельность
Анализировать реальное состояние дел в учебной группе, поддерживать в детском коллективе деловую, дружелюбную атмосферу
Защищать достоинство и интересы обучающихся, помогать детям, оказавшимся в конфликтной ситуации и/или неблагоприятных условиях
Находить ценностный аспект учебного знания и информации обеспечивать его понимание и переживание обучающимися
Владеть методами организации экскурсий, походов и экспедиций и т.п.
Сотрудничать с другими педагогическими работниками и другими специалистами в решении воспитательных задач
Необходимые знания
Трудовая функция (воспитательная деятельность)
Основы законодательства о правах ребенка, законы в сфере образования и ФГОС общего образования
История, теория, закономерности и принципы построения и функционирования образовательных (педагогических) систем, роль и место образования в жизни личности и общества
Основы психодидактики, поликультурного образования, закономерностей поведения в социальных сетях
Основные закономерности возрастного развития, стадии и кризисы развития и социализации личности
Научное представление о результатах образования, путях их достижения и способах оценки
Основы методики воспитательной работы, основные принципы деятельностного подхода, виды и приемы современных педагогических технологий
Нормативные правовые, руководящие и инструктивные документы, регулирующие организацию и проведение мероприятий за пределами территории образовательной организации (экскурсий, походов и экспедиций)
Соблюдение правовых, нравственных и этических норм, требований профессиональной этики
Трудовые действия
Трудовая функция (развивающая деятельность)
Выявление в ходе наблюдения поведенческих и личностных проблем обучающихся, связанных с особенностями их развития
Оценка параметров и проектирование психологически безопасной и комфортной образовательной среды
Диагностика и оценка показателей уровня и динамики развития ребенка
Адресная работа с различными контингентами учащихся: одаренные дети, социально уязвимые дети, дети, попавшие в трудные жизненные ситуации
Взаимодействие с другими специалистами в рамках психолого-медико-педагогического консилиума
Развитие у обучающихся познавательной активности, самостоятельности, инициативы, творческих способностей, формирование гражданской позиции
Формирование и реализация программ развития универсальных учебных действий, образцов и ценностей социального поведения, навыков поведения в мире виртуальной реальности и социальных сетях, формирование толерантности и позитивных образцов поликультурного общения
Необходимые умения
Трудовая функция (развивающая деятельность)
Владеть профессиональной установкой на оказание помощи любому ребенку вне зависимости от его реальных учебных возможностей, особенностей в поведении, состояния психического и физического здоровья
Использовать в практике своей работы психологические подходы: культурно-исторический, деятельностный и развивающий
Осуществлять (совместно с психологом и другими специалистами) психолого-педагогическое сопровождение основных общеобразовательных программ
Понимать документацию специалистов (психологов, дефектологов, логопедов и т.д.)
Составить (совместно с психологом и другими специалистами) психолого-педагогическую характеристику (портрет) личности обучающегося
Разрабатывать и реализовывать индивидуальные образовательные маршруты, индивидуальные программы развития
Владеть стандартизированными методами психодиагностики личностных характеристик и возрастных особенностей обучающихся
Формировать детско-взрослые сообщества
Необходимые знания
Трудовая функция (развивающая деятельность)
Педагогические закономерности организации образовательного процесса
Законы развития личности и проявления личностных свойств
Закономерности формирования детско-взрослых сообществ, их социально-психологических особенности и закономерности развития детских и подростковых сообществ
Основные закономерности семейных отношений, позволяющие эффективно работать с родительской общественностью
Основы психодиагностики и основные признаки отклонения в развитии детей
Социально-психологические особенности и закономерности развития детско-взрослых сообществ
Соблюдение правовых, нравственных и этических норм, требований профессиональной этики
Ответственная организация – разработчик профстандарта
Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования города Москвы «Московский городской психолого-педагогический университет»
Ректор Рубцов Виталий Владимирович
Государственное бюджетное образовательное учреждение города Москвы Центр образования № 109
Значение и использование профстандарта
Систематизация трудовых функций
Систематизация требований к компетенции
Инструмент повышения качества образования
Основа формирования трудового договора
Средство отбора педагогов в ОУ, измеритель компетенции
Основа аттестации педагогов
Дополнительно
Федеральный профстандарт может быть дополнен регио-
нальными требованиями или индивидуальными внутрен-
ними требованиями стандарта образовательного учреж-
дения, если того требуют реализуемые в нем программы
обучения.
Литература, источники:
1.ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ Педагог (педагогическая деятельность в дошкольном, начальном общем, основном общем, среднем общем образовании), (воспитатель, учитель) (УТВЕРЖДЕН
приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от «18» октября 2013 г. № 544н) – 2013 г. – 22 с.
2. www.профстандартпедагога.рф