

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА - ИНТЕРНАТ №1 ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ г. ТОМСКА
Утверждаю Приказ № ___________
Директор МБОУ школы-интерната №1 от «____» _______20______
_________________Бичикашвили Р.Г.
Комплексная программа
Лагеря труда и отдыха
«Рассвет»
«Все творчески, а иначе зачем?!»
Возраст детей: 10 – 14 лет;

Срок реализации: 1 год.

Автор программы:
Старшая вожатая - Ефремова Наталья Андреевна
Томск – 2016г.
Информационная карта программы
1. | Направление программы | Спортивно – оздоровительное, патриотическое, досуговое, трудовое, творческое, социально - адаптационное. |
2. | Полное название программы | Программа лагеря труда и отдыха «Рассвет» при МБОУ школе – интернате №1 г. Томска |
3. | Муниципальное образовательное учреждение, представившее программу | Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение общеобразовательная школа-интернат №1г. Томска |
4. | Основание для разработки программы | Конвенцией ООН о правах ребенка; Декларация прав ребенка; Конституцией РФ; Законом РФ "Об образовании"; Федеральным законом "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации" от 24.07.1998 года № 124-Ф3; Об учреждении порядка проведения смен профильных лагерей, с дневным пребыванием, лагерей труда и отдыха. Приказ Минобразования РФ от 13.07.2001 года № 2688, СанПиН 2.4.4.2599-10 |
5. | ФИО авторов программы, с указанием места работы, должности, контактного телефона | Ефремова Наталья Андреевна старшая вожатая МБОУ школы-интерната №1 8-952-156-82-52 |
6. | Цель программы | Осуществление преемственности в образовательной деятельности и лагеря труда и отдыха с дневным пребыванием в направлении трудового, патриотического, гражданского, нравственного, эстетического воспитания личности. |
7. | Задачи | - Продолжить работу с подростками по адаптации к современным условиям жизни через трудовую деятельность; формировать и закреплять знания, умения и навыки, получаемые в процессе трудовой деятельности; - Развивать культуру межличностного общения между детьми разного возраста и взрослыми; - Осуществлять творческую коллективную деятельность с учётом возрастных, физиологических, творческих способностей, личной заинтересованности обучающихся, направленную на раскрытие творческого потенциала ребёнка; - Формировать у воспитанников лагеря через цикл мероприятий системы знаний о здоровье человека, здоровом образе жизни, способах и методах поддержки, укрепления и восстановления здоровья, пропагандировать здоровый образ жизни |
8. | Ожидаемый результат | - Внедрение эффективных форм организации труда и отдыха, оздоровления и летней занятости детей; - Улучшение психологической и социальной комфортности в едином воспитательном пространстве лагеря; - Формирование умений и навыков, приобретение жизненного опыта, адекватного поведения; - Развитие индивидуальных способностей и задатков каждого ребёнка |
9. | Место реализации программы | МБОУ школа-интернат №1 г. Томска |
9. | Адрес, телефон | 634050 г. Томск, ул. Смирнова, 50. Телефон: 76-40-22 |
8. | Количество участников программы | 1 смена – 40 учащихся (воспитанников). |
9. | Возраст участников программы | 10 -14 лет |
10. | Сроки реализации | 1 смена – 30.05.2016г.-28.06.2016г. |
11. | Исполнители программы | Кадровое обеспечение: На основании приказа по школе «Об открытии оздоровительного лагеря с дневным пребыванием детей при школе и назначении ответственных лиц» Назначить: - на должность директора летнего трудового оздоровительного лагеря Боряковскую Ольгу Николаевну - заместителем директора летнего трудового оздоровительного лагеря Ларкину Анна Витальевну - заместитель директора по АХР Лузина Андрея Александровича - старшей вожатой лагеря Ефремову Наталью Андреевну - организатором физкультурно-массовой работы Желтовских Игоря Игоревича - ответственной за противопожарную безопасность в лагере Боряковскую Ольгу Николаевну - воспитателями летнего оздоровительного лагеря: Андрееву Клару Анатольевну Серебренникову Светлану Александровну Бурушину Веру Викторовну Райкову Татьяну Константиновну - педагогом дополнительного образования Кравченко Надежду Викторовну - музыкальным работником Ярченко Наталью Григорьевну |
12. | Система организации контроля за исполнением программы | Система организации контроля над исполнением программы осуществляется директором лагеря Боряковской О.Н. и директором школы-интерната №1 Бичикашвили Р.Г. |
13. | Перечень разделов программы | Пояснительная записка - Концепция программы - Этапы подготовки лагеря, координация и контроль - Материально- техническая база - Механизм реализации программы - Ожидаемые результаты выполнения программы деятельности лагеря - Основное содержание программы - Социально-педагогическое сопровождение работы лагеря |
Пояснительная записка
Лето – самая долгожданная пора в жизни любого школьника, ведь это самые длинные в году каникулы. А каникулы - это время восстановления здоровья, восполнения сил, израсходованных в течение учебного года, развития творческих способностей, открытий нового и интересного. Летнее время препровождение это кардинальное изменение процесса формирования личности. Психологи уверяют, что в личностном плане лето - более напряженный период, чем зима.
Большинство обучающихся школы воспитываются в семьях находящихся в социально-опасной и трудной жизненной ситуации. В летнее время ребёнок часто предоставлен сам себе и поэтому в летний период возрастает количество случаев подросткового алкоголизма, правонарушений. Летние каникулы составляют значительную часть годового объема свободного времени школьников, но далеко не все родители могут предоставить своему ребенку полноценный, правильно организованный отдых.
Сегодня возрастает число детей с девиантным поведением, у многих обучающихся наблюдается подавленное настроение, усталость, раздражительность, а это может привести к социальной дезадаптации. Отдых означает переключение активности. Во время каникул можно зарядить ребенка энергией на новый учебный год. Но только в том случае, если он проводит это время деятельно, напрягая тело и разум, развиваясь в игре, физических и психологических упражнениях. Во время летних каникул происходит разрядка накопившейся за год напряженности, восстановление израсходованных сил, здоровья, развитие творческого потенциала. Дети и семьи
нуждаются в педагогическом сопровождении или в педагогической помощи: это в основном дети, которые лишены полноценного общения с родителями (родители заняты на работе, семьи – многодетные, а нередко и неполные, ведущие аморальный образ жизни). При недостатке родительского внимания или при отсутствии педагогических знаний у родителей дети могут попасть в дурную компанию, под влияние асоциальных групп. Вопрос профилактики достаточно важен, потому что касается судеб подрастающего поколения. От того, как он разрешается и внедряется, во многом зависит социальная адаптация воспитанников школы в современное общество.
Форма активного отдыха содействует развитию и сплочению, как временного детского коллектива, так и создает основу для развития социального интеллекта учащегося и применения полученного опыта взаимодействия в любом коллективе, в том числе в последующей учебной деятельности.
Создаются большие возможности для организации неформального общения. Неформальность обстановки позволяет организовать и развивать самостоятельность ребят, воспитывать личностные качества, формировать активность, обучать разнообразным умениям и навыкам.
Эти функции выполняет летний оздоровительный лагерь с дневным пребыванием детей. Разработка данной программы организации летнего каникулярного отдыха, оздоровления и занятости детей была вызвана:
повышением спроса родителей и детей на организованный отдых школьников в условиях города;
необходимостью организации детей «группы риска» с целью профилактики поведенческих рисков и употребления ПАВ;
законодательством – Декларацией прав ребенка, Конституцией РФ, Конвенцией ООН о правах ребенка, Законом РФ «Об образовании», Законом РФ «Об основных гарантиях прав ребенка», Приказами Правительства РФ, Департамента образования г. Томска и Уставом школы;
необходимостью упорядочить сложившуюся систему перспективного планирования;
Данная программа по своей направленности является комплексной, т.е. включает в себя разноплановую деятельность, объединяет различные направления оздоровления, отдыха и воспитания детей в условиях оздоровительного лагеря.
Концептуальные подходы к содержанию и организации деятельности детей в данный период основаны на идеях гуманистической педагогики:
признание личности каждого ребенка высшей социальной ценностью,
уважение индивидуальности, уникальности и своеобразия каждого ребенка;
обязательный учет возможностей каждого ребенка;
уважительные отношения между детьми и взрослыми;
создание ситуации успеха.
По продолжительности программа является краткосрочной, т.е. реализуется в течение одной лагерной смены.
Основной состав лагеря - это воспитанники школы в возрасте 10-14 лет. При комплектовании особое внимание уделяется детям из малообеспеченных, неполных семей, а также детям, находящимся в трудной жизненной ситуации, детям из семей, стоявших на ВШУ. Деятельность воспитанников во время лагерной смены осуществляется в разновозрастных отрядах с наполняемостью до 10 человек.
Каждый день – тематический. Тематический день включает программу содержательной деятельности детей.
Программа составлена с учетом возрастных, психолого-педагогических, физических, физиологических особенностей детей и подростков, обучающихся в школе.
Таким образом, идея создания летнего трудового оздоровительного лагеря – помочь учащихся использовать период летнего отдыха для укрепления здоровья, развития физических сил, обогащения знаниями и новыми впечатлениями. Предоставить возможность каждому подростку проявить свои творческие организаторские способности, приобщить учащихся к трудовой деятельности, расширить круг общения детей через совместное обсуждение тех или иных вопросов со своими педагогами, сверстниками. Помочь детям учиться общению, получить дополнительные знания о культуре общества, правилах поведению, отдохнуть и заняться спортом и другими полезными делами.
За несколько месяцев до начала работы лагеря проводится большая подготовительная работа. Лагерь труда и отдыха при школе организуется из учащихся 4-х и 7-х классов на 21 календарных дней. Каждая бригада работает на различных объектах.
ЦЕЛЬ:
Осуществление преемственности в образовательной деятельности гимназии и лагеря труда и отдыха с дневным пребыванием в направлении трудового, патриотического, гражданского, нравственного, эстетического воспитания личности.
ЗАДАЧИ:
продолжить работу с подростками по адаптации к современным условиям жизни через трудовую деятельность; формировать и закреплять знания, умения и навыки, получаемые в процессе трудовой деятельности;
развивать культуру межличностного общения между детьми разного возраста и взрослыми;
осуществлять творческую коллективную деятельность с учётом возрастных, физиологических, творческих способностей, личной заинтересованности обучающихся, направленную на раскрытие творческого потенциала ребёнка;
формировать у обучающихся (воспитанников) лагеря через цикл мероприятий системы знаний о здоровье человека, здоровом образе жизни, способах и методах поддержки, укрепления и восстановления здоровья, пропагандировать здоровый образ жизни.
Концепция программы Летние каникулы составляют значительную часть свободного времени детей. Этот период очень благоприятен для развития их творческого потенциала, совершенствования личностных возможностей, приобщение к ценностям культуры, вхождение в систему социальных связей, воплощение собственных планов, удовлетворения индивидуальных интересов в личностно значимых сферах деятельности. Лагерь – это новый образ жизни детей, новый режим с его особым романтическим стилем и тоном. Это жизнь в новом коллективе, это, наконец, новая природ сообразная деятельность. Ведь не зря в известной песне поется: «Лето – это маленькая жизнь!», а
значит, прожить ее нужно так, чтобы всем: и детям и тем, кто будет организовывать отдых, было очень здорово. Это время игр, развлечений, свободы в выборе занятий, снятия накопившегося за год напряжения, восполнения израсходованных сил, восстановления здоровья. Это период свободного общения детей.
Значимость летнего периода для оздоровления и воспитания детей, удовлетворение детских интересов и расширения кругозора невозможно переоценить. Проблемы организации летнего оздоровительного отдыха вытекают из объективных противоречий:
- между потребностью семьи и государства иметь здоровое, сильное подрастающее поколение и неудовлетворительным состоянием здоровья детей;
- педагогической заботой, контролем и желанием детей иметь свободу, заниматься саморазвитием, самостоятельным творчеством.
Содержание деятельности лагеря направлено на разрешение этих противоречий. Программа деятельности летнего лагеря ориентирована на создание социально значимой психологической среды, дополняющей и корректирующей семейное воспитание ребенка.
Программа универсальна, так как может использоваться для работы с детьми из различных социальных групп, разного возраста, уровня развития и состояния здоровья.
Лагерь размещается на базе МБОУ школы – интерната №1 г. Томска.
В основу организации закладываются здоровье сберегающие технологии, реализующиеся в игровой форме.
Эффективное управление в оздоровительном лагере – это главная основа его существования и непременное условие развития.
Для обеспечения преемственности в работе лагеря от каникул к каникулам необходима постоянная управленческая деятельность. Система управления лагеря «Всё творчески, а иначе зачем?» включает в себя три уровня: стратегического управления, организационно-методическое управление, практическое управление.
Программа включает в себя разноплановую деятельность, объединяет различные направления оздоровления, образования, воспитания в условиях лагеря.
Лагерь рассматривает различные аспекты:
Социальный аспект здоровья – способность ребенка оптимально адаптироваться к социальным условиям, стремление постоянно повышать уровень коммуникативной компетентности, обретение чувства принадлежности ко всему человечеству.
Творческий аспект здоровья – способность ребенка к созидающей активности, стремление творчески выражать себя в жизнедеятельности.
Эмоциональный аспект здоровья – способность ребенка адекватно выражать свои чувства, понимать и принимать чувства других.
Физический аспект здоровья – способность развивать физическую составляющую здоровья.
Интеллектуальный аспект здоровья – способность ребенка развивать интеллект и уметь им пользоваться (ум – это инструмент, которым надо уметь пользоваться «с умом»).
Личностный аспект здоровья – способность ребенка к самореализации, умение ставить цели и достигать их, выбирая приемлемые средства.
Духовный аспект здоровья – способность развивать духовную природу, выражать высшие ценности в жизни.
Очень важным на сегодняшний день является формирование у детей и подростков мотивов, понятий, убеждений в необходимости сохранения своего здоровья и укрепления его с помощью приобщения к здоровому образу жизни.
Здоровье - это первая и важнейшая потребность человека, определяющая способность его к труду и обеспечивающая гармоническое развитие личности.
Ребят ждут соревнования, конкурсы, игры, увлекательные рассказы об истории Родного края, России, знакомства с музеями города.
Основная идея программы лагеря «Рассвет» - представление возможностей для раскрытия творческих способностей ребенка, создание условий для самореализации потенциала детей и подростков в результате общественно полезной деятельности.
Программа ориентирована на работу в разновозрастном детском коллективе и представляет собой одну смену.
Организация взаимодействия Летнего трудового оздоровительного лагеря с дневным пребыванием детей при МБОУ школе-интернате №1

Координационно-педагогический компонент

Принципы программы Программа летнего оздоровительного лагеря с дневным пребыванием детей при МБОУ школе-интернате №1опирается на следующие принципы:
Принцип гуманизации отношений:
построение всех отношений на основе уважения и доверия к человеку, на стремлении привести его к успеху. Через идею гуманного подхода к ребенку, родителям, сотрудникам лагеря необходимо психологическое переосмысление всех основных компонентов педагогического процесса.
Принцип соответствия типа сотрудничества психофизическим и возрастным особенностям учащихся:
результатом деятельности воспитательного характера в летнем оздоровительном лагере является сотрудничество ребенка и взрослого, которое позволяет воспитаннику лагеря почувствовать себя творческой личностью.
Принцип демократичности:
Участие всех детей и подростков в мероприятиях с целью развития творческих способностей.
Принцип дифференциации воспитания:
дифференциация в рамках летнего оздоровительного лагеря предполагает отбор содержания, форм и методов воспитания в соотношении с индивидуальными особенностями детей;
создание возможности переключения с одного вида деятельности на другой;
взаимосвязь всех мероприятий в рамках тематики дня;
активное участие детей во всех видах деятельности.
Принцип творческой индивидуальности:
творческая индивидуальность – это характеристика личности, которая в самой полной мере реализует, развивает свой творческий потенциал.
Принцип комплексности оздоровления и воспитания ребёнка:
данный принцип может быть реализован при следующих условиях: необходимо чёткое распределение времени на организацию оздоровительной и воспитательной работы;
оценка эффективности пребывания детей на площадке должна быть комплексной, учитывающей все группы поставленных задач.
Принцип уважения и доверия: добровольное включение ребёнка различные виды деятельности; доверие ребёнку в выборе средств достижения поставленной цели, в основном на вере в возможность каждого ребёнка и его собственной вере в достижении негативных последствий в процессе педагогического воздействия; в учёте интересов учащихся, их индивидуальных вкусов.



Социальный партнер | Область взаимодействия | На какой базе | Периодичность занятий | Возврат учащихся
|
Городские, областные библиотеки | Беседы, викторины, тренинговые занятия, праздники | Помещение библиотеки | 1 раз в неделю | 10-14 лет |
КНД и ЗП, ОДН | Профилактическая работа, работа с детьми «группы риска», с неблагополучными семьями. | По отрядам, собеседования в УВД | по необходимости | Воспитанники группы риска |
Театры, музеи, выставки, экскурсии | Спектакли, экскурсии, выставки | г. Томск | По плану | 10-14 лет |
Этапы реализации программы 1. Подготовительный этап (апрель - май):
Работа по подготовке программы
- С педагогическим коллективом:
проведение совещания при директоре и заместителе директора по ВР по вопросам организации; или это убрать с целью заинтересованности педагогического коллектива по вопросам планирования и организации летней занятости детей;
издание приказа по школе об организации летнего отдыха;
разработка программы деятельности пришкольного летнего оздоровительного лагеря с дневным пребыванием детей «Всё творчески, а иначе зачем!?...»;
подготовка методического материала для работников лагеря;
отбор кадров для работы в пришкольном летнем трудовом оздоровительном лагере;
прохождение медицинского осмотра членами сотрудниками лагеря; прохождение инструктажа по технике безопасности
- С родителями:
Проведение родительских собраний в 4-7 классах по планированию летней занятости детей;
Проведения анкетирования
- С учащимися:
Проведение анкетирования;
Оформление документации.
2. Составление необходимой документации для деятельности лагеря (апрель – май)
Положение о лагере
Социальный паспорт лагеря
Штатное расписание
График работы персонала
Изучение документов по технике безопасности
Составление должностных инструкций
Приказ об открытии лагеря, составление списков отрядов
3. Подготовка территории и помещений для работы лагеря (май)
2. Организационный этап смены (май)
встреча детей, знакомство, составление списков отрядов;
запуск программы «Всё творчески, а иначе зачем?»
знакомство с правилами жизнедеятельности лагеря, основами техники безопасности.
3. Основной этап смены (май - июнь)
реализация основной темы смены;
вовлечение детей и подростков в различные виды коллективно-творческих дел;
работа творческих мастерских.
4. Заключительный этап смены: (июнь, август – сентябрь)
подведение итогов смены;
выработка перспектив деятельности организации;
анализ предложений детьми, родителями, педагогами, внесенными по деятельности летнего оздоровительного лагеря в будущем;
психолога - социально-педагогический анализ результатов летней оздоровительной кампании.
Механизм реализации программы Организационный модуль.
Формы работы:
подготовка материальной базы;
определение обязанностей;
организация питания в школьном оздоровительном лагере.
Оздоровительный модуль.
Формы работы:
утренняя зарядка;
закаливание;
встречи с медицинским работником;
беседы о вредных привычках;
организация питания воспитанников;
спортивные праздники;
экскурсии;
подвижные игры
Творческий модуль
Формы работы:
коллективно-творческая деятельность;
участие в общелагерных мероприятиях;
работа творческих мастерских;
экскурсии с библиотеки;
конкурсы;
викторины.
Патриотический модуль
Формы работы:
посещение музея;
мероприятия;
просмотр видео-фильмов;
беседы.
Нравственно-экологический модуль
Формы работы:
беседы о нравственности;
викторины, конкурсы;
мероприятия.
Социально-психологический модуль?
Формы работы:
Сроки и условия пребывания
Программа реализуется в течение одной лагерной смены: 30.05.2016-28.06.2016г. Финансирование лагеря осуществляется из фонда Администрации города Томска.
Участники программы
Основной состав лагеря – это учащиеся школы в возрасте 10 - 14 лет. При комплектовании особое внимание уделяется детям из малообеспеченных, неполных семей, из семей, а также детям, находящимся в трудной жизненной ситуации. Деятельность воспитанников во время лагерной смены осуществляется в отрядах до 10 человек.
Материально – техническое обеспечение программы
Территория, помещения. При работе лагеря используется территория МБОУ школы-интерната №1, спортивная площадка, актовый зал, медицинский кабинет, кабинеты: комнаты отдыха (1), кабинет информатики, библиотека, спортивный зал.
Оборудование. Для успешной реализации программы используется:
Спортивный инвентарь
Аппаратура
Предметы быта
Канцелярские товары
Настольные игры, пазлы
№ П/П | Территория, помещение | Применение | Ответственные |
1. | Кабинеты | Комнаты отдыха | Директор лагеря, воспитатели, технический персонал |
2. | Спортивный зал | Занятия спортом, Соревнования, Линейка (в случае плохой погоды) | Физорг |
3. | Спортивная площадка | Линейка, проведение спортивных соревнований, игр | Физорг |
4. | Школьный двор | Работы отряда «Ландшафтный дизайн» | Директор лагеря, воспитатели |
5. | Актовый зал | Праздничные мероприятия, репетиции | Старшая вожатая, воспитатели, педагог дополнительного образования, музыкальный работник. |
7. | Школьная библиотека | Литература для детей и воспитателей | Библиотекарь |
8. | Кабинет информатики | Проведение мероприятий Игры | Администрация лагеря |
9. | Школьная столовая | Завтрак | Работники столовой |
10. | Комнаты гигиены | Туалеты, раздевалки | Директор лагеря, воспитатели, технический персонал |
Педагогическое обеспечение соответствие направлений и форм работы целям и задачам лагерной смены, создание условий для индивидуального развития личности ребенка;
отбор педагогических приемов и средств с учетом возрастных особенностей учащихся;
обеспечение единства и взаимосвязи управления и самоуправления;
единство педагогических требований во взаимоотношениях с детьми.
Методическое обеспечение - наличие необходимой документации
- программы деятельности и план работы на смену
- проведение инструктивно-методических совещаний
- памятки и инструктивные карты для воспитателей
Содержание деятельности
Направление деятельности | Формы работы |
Нравственно-этическое | Часы общения Этические праздники и игры |
Художественно-эстетическое | Праздники Конкурсы |
Спортивно-оздоровительное | Утренняя зарядка Соревнования Эстафеты |
Общественно-полезная деятельность | Озеленение школьного двора Трудовые десанты Экологические десанты |
Досуговая деятельность | Коллективно-творческие дела в соответствии с планом-сеткой |
Ожидаемые результаты - укрепление здоровья детей;
- развитие у школьников интереса к занятиям физкультурой и спортом;
- расширение социального опыта;
- улучшение психологической и социальной комфортности в едином воспитательном пространстве лагеря;
- формирование коммуникативных умений, основы правильного поведения, общения, культуры, досуга;
- вырабатывание навыков ручного и общественно-полезного труда;
- формирование осознанного отношения к себе, как к части окружающего мира
Направление | Ожидаемые результаты | Критерии | Методы |
Патриотическое
| Формирование интерес к истории своей «малой родины», чувства патриотизма и любви к своему родному краю. Расширение кругозора детей через изучение краеведческого материала. Умение работать с литературой, самостоятельно собирать информацию. | Приобретение знаний о значимых событиях, людях, истории своего края. Включенность участников программы в социально значимые акции. | Педагогическое наблюдение, беседы, анкеты, соревнования, игры – турниры. Посещение городского краеведческого музея. Выставки детских работ. |
Спортивно-оздоровительное
| Укрепление физического и психического здоровья детей. Привитие положительного отношения к здоровому образу жизни. Знание элементарных правил личной гигиены. Сформированная осознанная потребность в ежедневной утренней зарядке Знание элементарных правил личной безопасности. | Снижение уровня заболеваемости. Отсутствие травматизма. Выполнение режима дня, знание основ правильного питания. Знания об отрицательном воздействии на здоровье курения, алкоголя, наркотиков и др. Знания об опасных для жизни и здоровья ситуациях; умение правильно повести себя в такой ситуации (правила поведения с незнакомым взрослым, на проезжей части и т.д.) | Педагогическое наблюдение. Анкетирование.
|
Досуговое | Организация полноценного культурного досуга воспитанников. Возникновение потребности в организации своего свободного времени, полноценного досуга. | Желание участия в мероприятиях. Количество участников мероприятий. Инициатива в организации детьми интересных дел и мероприятий. Ребенок - активный участник массовых мероприятий. | Рефлексия после всех мероприятий и дел (обсуждение,
оценивание, планирование с учетом пожеланий воспитанников). Анкетирование. Беседы. |
Творческое | Приобретение новых и совершенствование имеющихся знаний, умений и навыков в творческой деятельности. Расширение общего кругозора, раскрытие новых творческих способностей. Саморазвитие детей и подростков. | Личная заинтересованность в проведении КТД. Желание детей и после смены заниматься выбранным видом творческой деятельности. | Наблюдение. Участие в конкурсах и концертах. Уровень проведения КТД. |
Что ожидают дети | Что ожидают взрослые |
| |
| |
| |
| |
Кадровое обеспечение программы
В реализации программы участвуют:

Показатели эффективности (индикаторы) программы
1. Анкетирование учащихся, родителей, педагогов.
2. Наблюдение за участием детей в деятельности отряда.
3. Медицинский осмотр учащихся.
4. Ежедневная рефлексия в отряде и лагере.
5. Оформление фотогазеты.
Режим работы
8.30 – 9.00 | Организационный сбор. Регистрация. |
9.00 - 9.10 | Утренняя зарядка. |
9.10– 9.20. | Стартовая линейка. Планирование работы. |
9.20 – 9.50 | Завтрак. |
9.50 – 10.00 | Инструктаж по ТБ с инвентарем. |
10.00– 11.15 | Трудовой десант (с 15 –минутными перерывами, через каждые 30 минут) |
11.15 –13.00 | Занятия в кружках, спортивных секциях, участие в общелагерных мероприятиях. |
13.00– 13.10 | Режимный момент «Чистые ручки» |
13.10– 13.45 | Обед. |
13.45 –14.15 | Отрядные дела. «Ярмарка идей» (планирование на следующий день) |
14.15– 14.30 | Подведение итогов дня. Уход детей домой. |
План работы
Дата | Мероприятие |
1 день (30.05.16.) | Инструктаж по охране труда, пожарной и антитеррористической безопасности, ПДД Определение законов лагеря. Знакомство с режимом, планом работы, анкетирование. Отрядные дела. «Расскажи мне о себе», игры на выявление лидера. |
2 день (31.05.16.) | «Трудовой десант» подготовка растений и почвы к посадке. Квест по ПДД и ПБ «На улице – не в комнате, о том, ребята, помните!» Оформление отрядных уголков. Запись в кружки. Выборы в совет лагеря «Здравствуй, друг». Отрядные дела. Подготовка к празднику «День защиты детей». |
3 день (01.06.16.) | Игровые и праздничные мероприятия, посвященные Дню защиты детей . Праздничный концерт «Детский остров» Выездное мероприятие по дополнительному плану» |
4 день (02.06.16.) | |
5 день (03.06.16) | |
6 день (06.06.16) | |
7 день (07.06.16) | «Трудовой десант» – работа по дизайну школьного двора. Игровое многоборье «Здесь Родины моей начало» (игры родного края. Отрядные дела. Подготовка к выставке «Томский архитектурный декор». |
8 день (08.06.16) | «Трудовой десант» – работа на пришкольном участке; Выездное мероприятие (по дополнительному плану) Отрядные дела. Р.И.Д. (разведка интересных дел) |
9 день (09.06.16) | Выставка «Томский архитектурный декор». Томский музей деревянного зодчества. |
10 день (10.06.16) | «Трудовой десант» - благоустройство спортивного городка День независимости России. Праздничный концерт «Россия, наш общий дом». Оформление летописи Лагеря; |
11 день (14.06.16) | «Трудовой десант» – работа на пришкольном участке; Спортивные игра «Мячик шоу» Отрядные дела. «День приятных сюрпризов». |
12 день (15.06.16.) | «Трудовой десант» Посадка зеленых насаждений вокруг школы. Выездное мероприятие по дополнительному плану. Отрядные дела. Создание экспресс-проетов по охране окружающей среды (выявлению очагов негативных факторов загрязнения ООПП Томской области, привлечение внимания общественности к проблеме, поиск решения проблемы, освещение в лагерной прессе) |
13 день (16.06.16.) | «Трудовой десант» Пересадка горшечных цветов; Экологический десант «Войди в природу другом». Конкурс поделок из бросового и природного материла (территория лагеря). Квест «Зеленая планета» Отрядные дела. Конкурс рисунков «Мой любимый цветок». Оформление гербариев, составление экебан. |
14 день (17.06.16) | Трудовой десант» – работа на пришкольном участке; Развлекательная программа «Старые сказки на новый лад». Отрядные дела. Коллективная поделка «Наш дом Земля» |
15 день (20.06.16.) | Трудовой десант» – работа на пришкольном участке; Военизированная игра «Зарница». Отрядные дела. Конкурс рисунков «Дети рисуют войну». Просмотр кинофильма о ВОВ. |
16 день (21.06.16.) | «Трудовой десант» – работа на пришкольном участке; Выездное мероприятие по дополнительному плану. Отрядные дела. Подготовка к конкурсу «Битва хоров» «Кто сказал, что надо бросить песню на войне…» (песни из кинофильмов, посвященных ВОВ 1941-1945 годов) |
17 день (22.06.16.) | День Памяти и скорби. Торжественная линейка. Подготовка и проведение конкурса «Битва хоров» «Кто сказал, что надо бросить песню на войне…» (песни из кинофильмов, посвященных ВОВ 1941-1945 годов) Отрядные дела. Беседа «Что такое общение?». Анкетирование «Общение в отряде». |
18 день (23.06.16.) | «Трудовой десант» – работа на пришкольном участке; Спортивно-танцевальный конкурс «Стартинейжеры» Отрядные дела. Подготовка к дню именинника «Я букетик соберу…» |
19 день (24.06.16.) | «Трудовой десант» – мелкий ремонт мебели, уборка классов. День именинника «Самый лучший день в году». Отрядные дела. Р.И.Д. (предложение плана по праздничному закрытию лагеря) Оформление летописи Лагеря |
20 день (27..06.16.) | |
21 день (28.06.16.) | Закрытие смены «День приятных сюрпризов». Большой праздничный концерт «А вам – слабо?!» Итоговая линейка. Награждения, призы. Праздничный обед. Отрядные дела. Выпуск коллажа «Я и мой отряд!» |
Литература Болл А., Болл Б. Основы лагерного менеджмента: Учебное пособие для руководителей детских оздоровительных учреждений. - СПб, 1994.
Возжаев С.Н., Вожаева Е.И. Слагаемые успеха лагерной смены. - М.,2002.
Воспитательная деятельность детского оздорови-тельного лагеря: история и современность : сб. науч. ст. / ред-кол. : Н. П. Аникеева, З. И. Лаврентьева, Т. А. Ромм. – Новосибирск, 2008.
Гузенко А.П. Как сделать отдых детей незабываемым праздником. Волгоград: Учитель, 2007
М. Н. Сысоева. Организация летнего отдыха детей. Москва 2003год;
Ю. Н. Григоренко. Кипарис-2. Москва 2000 год;
Н.Е. Щуркова. Классное руководство: Игровые методики. Москва 2004год.
Е.И. Гончарова, Е.В. Савченко. Школьный летний лагерь. Москва «ВАКО» 2004 год.
С.В. Титов. Добро пожаловать, игра! Творческий Центр «Сфера» Москва 2004 год.
«Орленок»: книга вожатого. – М: Собеседник, 2005.
Будем работать вместе. Программы деятельности детских и подростковых организаций. М., 1996.
Адреева В. И., Щетинская А. И. Педагогика дополнительного образования: приоритет духовности, здоровья и творчества. – Казань – Оренбург, Центр инновационных технологий, 2001
Григоренко Ю.Н., Кострецова У.Ю., Кипарис-2: Учебное пособие по организации детского досуга в детских оздоровительных лагерях и школе. – М.: Педагогическое общество России, 2002.
Григоренко Ю.Н., Пушина М.А., Кипарис-4: Учебно–практическое пособие для воспитателей и вожатых.- М.: Педагогическое общество России, 2003.
Гузенко А.П. Как сделать отдых детей незабываемым праздником. Волгоград: Учитель, 2007
Козлова Ю.В., Ярошенко В.В., Туристский клуб школьников: Пособие для руководителя.- М.: ТЦ сфера, 2004. - (Библиотека вожатого).
Организация досуговых, творческих и игровых мероприятий в летнем лагере. С.И.Лобачева. Москва: ВАКО, 2007 г.
Учебник для вожатого. М.П.Кулаченко – Ростов на Дону: Феникс, 2008.
Фопель К. Как научить детей сотрудничать? Психологические игры и упражнения: Практическое пособие / Пер. с нем. В 4 т. — М.: Генезис, 2000.
Интерактивные источники
1. http://summercamp.ru/
2. http://www.vozhatyj.ru/
3. http://vozhatiki.ru/
4. http://ped-kopilka.ru/
5. http://fstsvao.ru/
6. http://www.uchport
Приложение
  Закон дружбы Отряд - это сила, отряд - это мощь, Когда есть, кому в коллективе помочь. Скажу без утайки, ребята, без лести: Где слаб я один, там сделаем вместе!  Закон чести Работай с отдачей, добросовестно, честно, Тогда результат всем понятен, известен: Цели добьешься, порадуешь всех. Ждет же отряд твой - только успех!   Закон достижений Пусть порой не хватает сноровки - Овладеем наукой труда! Наш отряд в рабочей спецовке Не отступит с пути никогда.    |
Закон неравнодушия Если искренне желаешь свое счастье обрести, Мимо страждущих и слабых ты старайся не пройти. Подари кусочек сердца людям, городу, друзьям. Пусть душа твоя стремится только к праведным делам.   Закон труда и отдыха Если все ж устал ты вдруг, Сделай паузу, мой друг. Ты с отрядом отдохни: Конкурс, игры проведи. Пообщайся неформально – Ведь работать веселей, Когда рядом сто друзей.    |
  - в общественных местах; - в жилых помещениях; - в столовой; - на эстраде; - во время кружковой работы. - соблюдайте обязательно установленный распорядок в лагере. - в столовой; - в жилых помещениях; - во время кружковых занятий. - учитесь правильно говорить; - не перебивайте говорящего; - не спорьте по пустякам; - уважайте точку зрения другого человека. - праздничной; - деловой; - повседневной; - спортивной; - рабочей в соответствии с проходящими мероприятиями. |
  
Добровольный союз ребят и взрослых. Стремимся сделать жизнь лучше, добрее, ярче, красивее. Не отвечать на злобу злобой, на ненависть ненавистью. Желаем научиться слушать и понимать друг друга и действовать вместе. Хотим знать больше, чем знаем; уметь больше, чем умеем. Нам дороже всего дружба между собой и судьба каждого из нас; родная природа, о которой надо заботиться. Нам помогут жить интересно: игры и песни, сюрпризы и тайны; секреты, выдумки, мечты, фантазии. И все это решать и делать вместе. Мы заботимся друг о друге, о тех, кто младше, меньше и слабее нас. Помогать тем, кто попал в беду. Научиться проявлять себя в том, что интересно и дорого; научиться думать самостоятельно; научиться многое мастерить своими руками. Хотим сотрудничать с другими ЛТО; найти друзей среди сверстников и взрослых, чтобы не остаться одинокими в беде. |
  
В нашем лагере «Рассвет» Весело и классно. И мальчишки и девчонки С этим все согласны. В этом лагере, как дома И танцуем и поем. Мы с друзьями не скучаем Очень весело живем. Наш «Рассвет» он лучше всех. Здесь всем сопутствует успех!
|
  Зажигай – «Рассвет» 1. Разгорелся, заискрился самой яркой звездой, Словно заново родился наш «Рассвет» дорогой. И душа не заржавела, сердце бьётся в груди, Активисты из «Рассвета» лишь всегда впереди! Это не забава, это не игра, Это интересные, дружные дела. Припев: Зажигай, чтоб горело ясно, Зажигай, чтобы не погасло. Зажигай звёздочки в «Рассвете», Будь счастливым детство на планете! 2. Подари себе удачу, к нам в «Рассвет» приходи, Только так, а не иначе будешь ты впереди. Обретёшь ты здесь немало самых верных друзей Ведь «Рассвет» наш самый дружный, Вместе нам веселей! Это не забава, это не игра, Это интересные, дружные дела. Припев: тот же |