СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Программа дополнительного образования по эстрадному вокалу "Волшебные нотки"

Категория: Музыка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Дополнительная общеобразовательная программа «Волшебные нотки» по содержательной, тематической направленности является художественной, по функциональному предназначению – учебно-познавательной; по форме организации – групповой; по времени организации – однгодичной.

Рабочая программа эстрадного кружка разработана  на основе типовых программ  Г.А.Суязовой  «Мир  вокального  искусства» (издательство «Учитель»,  2009г.),  М.И.  Белоусенко «Постановка  певческого  голоса (Белгород,   2006г.).

Просмотр содержимого документа
«Программа дополнительного образования по эстрадному вокалу "Волшебные нотки"»

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

«Богучарская средняя общеобразовательная школа № 1»



Согласовано Утверждаю

Заместитель директора Директор

по ВР МКОУ МКОУ «Богучарская СОШ №1»

«Богучарская СОШ №1» ____________Богданова Е. П.

____________Литвинова С. И. Приказ № ___________

«_____»____________201_ г. от «_____»___________201_ г.









ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА

КРУЖКА (СЕКЦИИ)

«Волшебные нотки»



для учащихся 1 классов

на 2017 – 2018 учебный год




Педагог

доп. образования:

Хрипченко Е.В.






2017 год

Пояснительная записка

Человек наделен от природы особым даром – голосом. Это голос помогает человеку общаться с окружающим миром, выражать свое отношение к различным явлениям жизни.

Певческий голосовой аппарат – необыкновенный инструмент, таящий в себе исключительное богатство красок и различных оттенков. Пользоваться певческим голосом человек начинает с детства по мере развития музыкального слуха и голосового аппарата. С раннего возраста дети чувствуют потребность в эмоциональном общении, испытывают тягу к творчеству.

Приобщение детей к певческому искусству способствует развитию их творческой фантазии, погружает в мир классической поэзии и драматического искусства.

Дополнительная общеобразовательная программа «Волшебные нотки» по содержательной, тематической направленности является художественной, по функциональному предназначению – учебно-познавательной; по форме организации – групповой; по времени организации – однгодичной.

Рабочая программа эстрадного кружка разработана на основе типовых программ Г.А.Суязовой «Мир вокального искусства» (издательство «Учитель», 2009г.), М.И. Белоусенко «Постановка певческого голоса (Белгород, 2006г.).

Программа эстрадно-хоровой работы в ансамбле в 1 классе помогает

реализовать главную цель музыкального образования: формирование музыкальной культуры учащихся, которая должна стать частью их духовной

культуры.

Актуальность

Восприятие искусства через пение – важный элемент эстетического наслаждения. Отражая действительность и выполняя познавательную функцию, текст песни и мелодия воздействуют на людей, воспитывают человека, формируют его взгляды, чувства.

Таким образом, пение способствует формированию общей культуры личности: развивает наблюдательные и познавательные способности, эмоциональную отзывчивость на эстетические явления, фантазию, воображение, проявляющиеся в конкретных формах творческой певческой деятельности; учит анализировать музыкальные произведения; воспитывает чувство патриотизма, сочувствия, отзывчивости, доброты. Всякая деятельность детей осуществляется успешно тогда, когда они видят и общественную пользу, когда происходит осознание своих возможностей.

Большую роль в этом играют:

- концертная деятельность;

- участие в фестивалях, конкурс

Важным составляющим программы является – выявление в каждом ученике самых лучших его физических и человеческих качеств. Необходимо раскрыть красоту этих качеств, их значимость для самого ученика, для его окружения, а так же необходимость их в творческом процессе. Неординарные проявления должны иметь поддержку. Повышая самооценку, желательно выявить для ученика только ему присущую красоту, внешнюю и внутреннюю. Эта самооценка воспитанная педагогом, важна для укрепления желаний, воли при необходимости выявить себя через голос.

Здоровый голосовой аппарат, хорошая вокальная выучка, ежедневный тренаж могут служить основой, надёжным фундаментом, на котором

выстраивается высокое творческое достижение певца. При обучении педагог обязан тонко чувствовать индивидуальную природу голосового аппарата и всю физиологию певческого организма.

Пение упражняет и развивает слух, дыхательную систему (а она тесно связана с сердечно – сосудистой системой), следовательно, невольно занимаясь дыхательной гимнастикой, можно укрепить своё здоровье. Кроме того, пение тренирует артикуляционный аппарат, без активной работы которого речь человека становится нечёткой, невнятной, и слушающий плохо воспринимает информацию. А правильная ясная речь характеризует ещё и правильное мышление. В процессе пения развивается голос, музыкальный слух и такие общие качества как внимание, память, воображение и эмоциональная отзывчивость детей. В первом классе закладываются основы певческой культуры, в каждом последующем классе вокальные навыки развиваются и совершенствуются.

Эстрадное пение занимает особое место в современной музыке, у детей этот вид искусства вызывает огромный интерес. Одной из важнейших задач данного предмета является не только обучение детей профессиональным творческим навыкам, но и развитие их творческих способностей, возможностей воспринимать музыку во всём богатстве её форм и жанров. Стоит отметить, что предмет «эстрадное пение» предполагает обучение не только правильному и красивому исполнению произведений в данном жанре, но ещё и умение работать с микрофоном, владение сценическим движением и актёрскими навыками.

Цель

Главная цель программы – выявление и реализация творческих исполнительских возможностей ребёнка во взаимосвязи с духовно-нравственным развитием через вхождение в мир музыкального искусства; практическое овладение вокальным эстрадным мастерством для концертной деятельности.

Основные целевые направления программы:

- познакомить детей с вокальной, эстрадной музыкой;

- приобщить к сокровищнице вокально-песенного искусства;

- способствовать формированию устойчивого интереса к пению, музыкально-творческой деятельности;

-воспитывать художественно-эстетический вкус.

Задачи

Программа призвана решать следующие задачи:

Образовательные:

  • развитие природных вокальных данных обучающегося, овладение основными певческими навыками;

  • развитие навыков вокального интонирования;

  • овладение техникой вокального исполнительства (певческое устойчивое дыхание на опоре, дикционные навыки, навыками четкой и ясной артикуляции, ровности звучания голоса на протяжении всего диапазона голоса);

  • обучение вокально-техническим приёмам с учётом специфики предмета

  • «эстрадное пение»;

  • овладение навыками художественной выразительности исполнения, работа

  • над словом, раскрытием художественного содержания и выявлением стилистических особенностей произведения (фразировкой, нюансировкой, агогикой, приемами вхождения в музыкальный образ, сценической, мимической выразительности);

Развивающие:

  • развитие голоса: его силы, диапазона, беглости, тембральных и

  • регистровых возможностей;

  • развитие слуха, музыкальной памяти, чувства метро-ритма;

  • развитие исполнительской сценической выдержки;

  • развитие художественного вкуса, оценочного музыкального мышления;

  • развитие устойчивого интереса к вокально- исполнительской культуре;

  • духовно- нравственное развитие.

Воспитательные:

  • воспитание навыков организации работы на уроках во внеурочное время;

  • воспитание навыков самоорганизации и самоконтроля, умению концентрировать внимание, слух, мышление, память;

  • воспитание трудолюбия, целеустремлённости и упорства в достижении поставленных целей;

  • усвоение нравственных гуманистических норм жизни и поведения;

  • воспитание культурной толерантности через вхождение в музыкальное искусство различных национальных традиций, стилей, эпох.

Структура программы и принципы построения:

Образовательно-воспитательная деятельность строится на основе предметной подготовки следующего содержания:

- слушание музыки, беседы;

- вокально-хоровые упражнения (распевания);

- работа над дыханием;

- работа с микрофонами, фонограммами;

- формирование репертуара (разучивание, впевание, закрепление);

- концертная деятельность;

- культурно-массовая работа.

Основным принципом обучения является коллективное творчество, формой занятий — репетиция. Могут использоваться индивидуальные формы в зависимости от места занятия в системе. Другие формы занятий: беседа, встреча, игровая программа, смотр, отчет. Основной формой работы с учащимися является индивидуальное и групповое занятие.

Групповые занятия рассчитаны на основную массу детей, первого этапа обучения. Здесь дети получают основные вокально-хоровые навыки. Выявляются солисты.

Индивидуальные занятия по вокалу проводятся с детьми с целью отработки концертных номеров для солистов, либо для улучшения техники исполнения обучающихся, пропустивших занятие по тем или иным причинам.

Четкая структура занятий имеет особое значение. Главным условием продуктивной работы является качество музыкального материала и методы работы над ним. Хорошо продуманная последовательность видов работы, чередование легкого и трудного, напряжения и разрядки делают занятия ансамбля продуктивными и действенными.

Начинаются занятия с 10-15 минутного распевания, в процессе которого происходит соответствующая эмоциональная настройка, постепенное включение и разогрев голосового аппарата. В некоторых случаях (начало учебного года, длительный перерыв в занятиях) время, отводимое для распевания, может быть увеличено.

В результате специальных вокальных упражнений голос приобретает силу, гибкость и особую полетность.

Работа над репертуаром - трудоемкая и продолжительная часть занятия. Переключение внимания воспитанников на разные по характеру произведения активизирует их восприятие, улучшает результаты творческой деятельности. В первые двадцать минут обычно идет разучивание мелодии.

Полезно проводить индивидуальные прослушивания, что заметно повышает ответственность каждого.

Работа по постановке голоса является особенно сложной и трудной, т.к. голос ребенка требует очень бережного к себе отношения. Обучение правильному пению необходимо проводить во всем его сложном комплексе: звукообразование, напевное голосоведение, певческое дыхание, дикция. Во время работы над чистотой интонирования одновременно следует вырабатывать, звонкость и вибрато голоса, добиваясь естественности звучания. Раскрывая творческую индивидуальность исполнителя, прививать ему культуру пения, оберегать его от манерничанья и подражательства.

Сочетая индивидуальную работу по постановке голоса с вокально-ансамблевой, необходимо добиваться чистоты унисона, правильной вокализации гласных и четкого одновременного произнесения согласных. Неправильное вокальное воспитание, несоблюдение гигиены певческого голоса оказывает вредное влияние и на состояние голосового аппарата, и на эстетическое развитие, как исполнителей, так и слушателей.

Музыкальные движения иногда могут использоваться как на групповых занятиях, так и в концертных выступлениях. Они могут быть разными. Однако во всех случаях должен учитываться возраст детей, движения должны быть эстетичными, не мешать нормальному певческому процессу.

Учитывая возросшие требования к концертным выступлениям, в основе которых лежит зрелищность, особое место приобретает работа над сценическим оформлением исполняемого репертуара, в котором используется пластика (элементы танца). Важно и актерское решение исполняемых песен, в том числе с обыгрыванием содержания. Необходимо, чтобы воспитанники научились не только петь, но и красиво, грамотно оформлять свои действия на сцене. Следует добиваться свободы и непринужденности исполнения музыкально - двигательных упражнений. Необходимым условием при этом является оценка характера музыки, ее интонации.

Репертуар формируется так, чтобы способствовать развитию и укреплению голоса.

Многие песни, при умелом их использовании, становятся той основой, на которой вырабатываются навыки рационального звукообразования, дыхания, дикции. Благодатный материал для вокальной работы - народные песни. Сама их мелодия как бы настраивает голос на акустически верное звучание.

Основными методами работы с детьми на занятиях является:

1. Метод демонстрации: прослушивание лучших образцов исполнения, использование наглядных пособий, личный пример. Наглядно-зрительный метод применяется для того, чтобы конкретизировать впечатления, разбудить фантазию, проиллюстрировать незнакомые явления, образы. Зрительная наглядность должна сочетаться со слуховой, помогать слуховому восприятию. (Практическое исполнение песен педагогом, видеозаписи исполнителей, наглядность в обучении певческому дыханию).

2. Словесный метод: беседа; рассказ; обсуждение; сообщение задач. С помощью слова можно углубить восприятие музыки, сделать его более образным, осмысленным. Особенностью словесного метода в воспитании детей является то, что здесь требуется не бытовая, а образная речь для пояснения содержания песен.

3. Метод разучивания: по элементам; по частям; в целом виде.

4. Музыкальное сопровождение как методический приём. Педагог своими пояснениями, примером может помочь детям приобрести умения начинать и заканчивать исполнять песню вместе с музыкой. Правильно подобранный репертуар несёт в себе эмоции, которые маленькие исполнители проявляют в пении.

5. Метод анализа: все выступления в процессе обучения учеников желательно снимать на видеокамеру и совместно с ними анализировать, выявлять ошибки, подчёркивать лучшие моменты выступления

Основными формами работы с детьми на занятиях является:

  • учебное групповое занятие;

  • музыкальные постановки;

  • отчётный концерт;

  • участие в конкурсах, фестивалях;

  • посещение концертов, музыкальных спектаклей.


Процесс освоения содержания программы предполагает использование разнообразных видов музыкально-практической деятельности, соответствующих возрастным особенностям школьников:

1. восприятие музыки и размышления о ней,

2. хоровое, ансамблевое (сольное пение)

3.пластическое интонирование,

4.импровизации (речевые, вокальные, пластические)

Вокально – эстрадный ансамбль - постоянно действующий коллектив, который создает в школе творческую атмосферу.

Программа предусматривает сочетание групповых, коллективных

занятий.

Занятия не только повышают общую музыкальную культуру, способствуют проявлению индивидуального творческого начала, но и в значительной степени способствуют всестороннему развитию обучающихся и формируют мировоззрение.

Особенности возрастной группы детей, которым адресована программа

Возраст детей 6 – 7 лет. Это учащиеся 1 классов.

Особенности набора детей: наличие вокальных данных и желание самого ребенка заниматься в вокальном кружке.

Режим занятий

Общее количество часов в год – 70 часов

Количество часов в неделю – 2 часа



Основные направления и содержание деятельности



Учебно-тематический план

п/п

Тема занятий

Общее
кол-во
часов

Из них

Теория

Практика

1


Певческая установка.

Певческое дыхание.


10

4

6

2

Музыкальный звук. Высота звука.

Работа над звуковедением

и чистотой интонирования.

16

4

12

3

Работа над дикцией и артикуляцией

12

4

8

4

Формирование чувства ансамбля.

12

4

8

5

Формирование сценической культуры.

Работа с фонограммой.

20

8

12

Итого:

70

24

46



Формы и методы практической педагогической деятельности при обучении в вокальном кружке могут быть различными.

  1. Тема «Певческая установка и певческое дыхание» - 10 часов.

Посадка певца, положение корпуса, головы. Навыки пения, сидя и стоя. Дыхание перед началом пения. Одновременный вдох и начало пения. Различный характер дыхания перед началом пения в зависимости от характера исполняемого произведения: медленное, быстрое. Смена дыхания в процессе пения; различные его приемы (короткое и активное в быстрых произведениях, более спокойное, но также активное в медленных). Цезуры, знакомство с навыками «цепного» дыхания (пение выдержанного звука в конце произведения; исполнение продолжительных музыкальных фраз на «цепном дыхании).

  1. Тема «Музыкальный звук. Высота звука. Работа над звуковедением и чистотой интонирования» - 16 часов.

Естественный, свободный звук без крика и напряжения (форсировки). Преимущественно мягкая атака звука. Округление гласных, способы их формирования в различных регистрах (головное звучание). Пение нонлегато и легато. Добиваться ровного звучания во всем диапазоне детского голоса, умения использовать головной и грудной регистры.

  1. Тема «Работа над дикцией и артикуляцией» - 12 часов.

Развивать согласованность артикуляционных органов, которые определяют качество произнесения звуков речи, разборчивость слов или дикции (умение открывать рот, правильное положение губ, освобождение от зажатости и напряжения нижней челюсти, свободное положение языка во рту). Особенности произношения при пении: напевность гласных, умение их округлять, стремление к чистоте звучания неударных гласных. Быстрое и четкое выговаривание согласных.

  1. Тема «Формирование чувства ансамбля» - 12 часов.

Выработка активного унисона (чистое и выразительное интонирование диатонических ступеней лада), ритмической устойчивости в умеренных темпах при соотношении простейших длительностей (четверть, восьмая, половинная). Постепенное расширение задач: интонирование произведений в различных видах мажора и минора, ритмическая устойчивость в более быстрых и медленных темпах с более сложным ритмическим рисунком (шестнадцатые, пунктирный ритм). Устойчивое интонирование одноголосого пения при сложном аккомпанементе. Навыки пения двухголосия с аккомпанементом. Пение несложных двухголосных песен без сопровождения.

5. Тема «Формирование сценической культуры» - 20 часов. Работа с фонограммой. Обучение ребенка пользованию фонограммой (минус) осуществляется сначала с помощью аккомпанирующего инструмента в классе, в соответствующем темпе. Пение под фонограмму – заключительный этап сложной и многогранной предварительной работы. Задача педагога – подбирать репертуар для детей в согласно их певческим и возрастным возможностям.

Также необходимо учить детей пользоваться звукоусилительной аппаратурой, правильно вести себя на сцене. Правильно держать микрофон. С помощью пантомимических упражнений развиваются артистические способности детей, в процессе занятий по вокалу вводится комплекс движений по ритмике. Таким образом, развитие вокально-хоровых навыков сочетает вокально-техническую деятельность с работой по музыкальной выразительности и созданию сценического образа.

Многолетние научные исследования в области музыкальной педагогики, опыт работы в школах, а также исторический опыт свидетельствуют, что вокальное воспитание оказывает влияние на эмоционально-эстетическое развитие личности ребёнка.

Занятия в вокальном кружке способствуют развитию музыкальной памяти, выработке и развитию интонационного и ладового слуха, развитию творческой фантазии.

Приобщение к музыкальной культуре имеет большое значение в духовно – нравственном воспитании учащихся, в их патриотическом воспитании, особенно, когда члены вокального кружка принимают участие в концертах для ветеранов войны и труда.

Вокальное воспитание и развитие ансамблевых навыков объединяются в единый педагогический процесс, являющий собой планомерную работу по совершенствованию голосового аппарата ребёнка и способствуют формированию и становлению всесторонне и гармонично развитой личности ребенка.

Процесс музыкального воспитания как формирование певческой функции в органичном единстве с формированием ладового и метроритмического чувства включает решение следующих задач:

  1. Певческая установка

Общие правила пения включают в себя понятие «певческая установка».

Петь можно сидя или стоя. При этом корпус должен быть прямым, плечи расправлены и свободны. Голову не следует задирать, а нужно держать несколько наклонённой вперёд, не боясь ею в небольших пределах двигать.

На репетициях дети, как правило, могут петь сидя, но наилучшее голосовое звучание происходит при пении стоя.

2. Дыхание

Воспитание элементарных навыков певческого вдоха и выдоха. В певческой практике широко распространён брюшной тип дыхания.

Современная методика воспитания голоса свидетельствует о том, что певцы всех возрастов пользуются смешанным типом, при этом у одних расширяется живот, у других грудная клетка, у третьих только нижние рёбра.

Дыхательный процесс содержит много индивидуальных особенностей, которые не позволяют унифицировать внешне-физиологические признаки дыхания. Практикой выработаны три основных правила по формированию певческого дыхания:

1) вдох делается быстро, легко и незаметно (не поднимая плеч);

2) после вдоха перед пением следует на короткое время задержать дыхание;

3) выдох производится ровно и постепенно (как будто нужно дуть на зажжённую свечу).

С приёмами дыхания дети знакомятся без пения, по знаку педагога.

Певческий вдох формируется естественно, непринуждённо. С помощью дыхательных упражнений следует научить детей делать вдох через нос. Это способ не только физиологически верно организует певческое дыхание, но

способствует общему правильному развитию дыхательной функции. Вдох через нос стимулирует использование при голосообразовании головного резонатора, а это служит показателем правильной работы гортани, что способствует раскрепощению челюсти. Навык брать дыхание через нос при пении упражнений даёт ребёнку возможность при исполнении песен пользоваться комбинированным вдохом (через нос и рот). Вдох становится почти незаметным и в то же время полноценным.

К тому же привычка делать вдох через нос имеет здоровьеоберегающую функцию (общегигиеническое значение, предохранение от заболевания среднего уха, которое вентилируется только при вдохе через нос).

Работой над экономным и более или менее продолжительным выдохом достигается протяжённость дыхания. Для продолжительного выдоха необходимо научить детей делать достаточно глубокий, но спокойный вдох.

Ученики должны знать, что при небольшом вдохе дыхание расходуется быстро, а слишком глубокий вдох приводит к неровному и напряжённому выдоху, что вредно отражается на красоте звука. Для развития навыка продолжительного выдоха следует предложить детям петь на одном дыхании всю фразу, если она не очень длинна. Также учащимся объясняется, что место, где надо брать дыхание, называется цезурой и имеет обозначение V.

3.Артикуляционные задачи.

Правильное формирование гласных звуков. От правильного формирования гласных зависит умение петь связно, красивым, округлённым и ровным звуком. Педагог обязан знать артикуляционные свойства гласных, обусловленные положением рото-глоточного аппарата.

При выработке певческого «а» опускается нижняя челюсть, полость рта раскрывается широко, глотка становится узкой. Педагог использует упражнения для раскрепощения голосового аппарата, освобождая его от зажатости напряжения. Звук «а» требует округлённости звучания. Гласный «о» близок к «а», но более затемнён по тембру. Глоточная полость округлой формы и несколько более расширена, чем при пении на «а».

Гласный «и» обладает собранностью и остротой звучания, что способствует нахождению так называемой «высокой позиции», а также наименьшей природной громкостью из-за узости формы рта при пении.

Педагог использует в работе над «и» приёмы для устранения тусклости и глухости звучания голоса. При обучении детей вокальным навыкам следует начинать работу с гласной «у», при исполнении которого ротовое отверстие

сужается и расширяется глотка. Этот гласный способствует выравниванию звучания других гласных. Звук «у» даёт возможность детям легче и быстрее перейти от речевой к певческой форме подачи звука. В упражнениях порядок

гласных изменяется в связи с поставленной задачей. Педагог обязан знать о факторе взаимовлияния гласных: если первый гласный своими качествами воздействует на последующие, то и свойства последующих, в свою очередь, передаются первым. В работе над гласными следует:

а) добиваться округлённости звука, его высокой позиции;

б) использовать пение закрытым ртом, при котором поднимается мягкое нёбо и во рту создаётся ощущение присутствия небольшого яблока;

в) для достижения остроты и звонкости звучания применять использование йотированных гласных и слогов с наличием полугласного «й», который ставится позади гласной: ай, ой, ий;

г) педагогу тщательно следить не только за формой, но и за активностью артикуляционного аппарата.

Важная задача для педагога - научить детей связному и отчётливому исполнению гласных в сочетании с согласными, то есть певческой кантилене и дикции. Чёткость произношения согласных зависит от активной работы мышц языка, губ и мягкого нёба. Чёткое формирование согласных «д, л, н, р, т, ц» невозможно без активных движений кончика языка, отталкивающихся от верхних зубов или мягкого нёба. Согласные «б, п, г, к, х» образуются при активном участии мышц мягкого нёба и маленького язычка. Согласные оказывают большое влияние на характер атаки звука (мягкой или твёрдой).

Для «размягчения» звука следует применять слоги с согласным «л», а при звуковой вялости - слоги с согласным «д». При этом педагогу не следует бояться словесных пояснений в отношении механики образования гласных и согласных звуков.

  1. Выработка подвижности голоса.

Это качество приобретается на основе ранее усвоенных навыков связного пения и чёткой дикции. Подвижность или гибкость голоса – искусство исполнения произведения с необходимыми отклонениями от основного темпа (ускорением или замедлением), усилением или ослаблением звучности. В работе над подвижностью должна соблюдаться постепенность: прежде чем петь упражнения и песни в быстром темпе, надо научить детей исполнять их в умеренном темпе и с умеренной силой звучания.

5. Расширение певческого диапазона детей.

Этому виду работы хорошо способствуют технические упражнения, начиная с примарных звуков среднего регистра, требующих минимума затраты мышечной энергии голосового аппарата. Для определения ширины диапазона педагогу следует выявить примарные звуки, которые дети поют правильно в интонационном отношении и с помощью упражнений расширять эту зону, исполняя упражнения полутон за полутоном вверх.

Следует следить за звучанием детского голоса - если дети поют форсированным, крикливым звуком, значит, эта зона не доступна для овладения ею ребёнком, следует избегать такого пения.

6. Развитие чувства метроритма.

Такая работа осуществляется с помощью специальных технических упражнений (см. литературу) или приёмов по преодолению ритмических трудностей в песенном репертуаре. Каждое произведение должно быть исследовано педагогом на предмет выявления трудностей. Соответственно составляется план по преодолению таких трудностей и подбираются специальные конкретные упражнения.

7. Выразительность и эмоциональность исполнения.

Любое исполнение песни - эмоциональное переживание. Педагогу следует дать детям прочувствовать содержание, определить характер исполнения, распределить кульминационные зоны.

Художественный образ, заложенный в песне, ставит перед учеником сложные исполнительские задачи, решаемые с помощью педагога. Большое значение имеет качество показа песни самим учителем.

8. Работа над чистотой интонирования.

В целях правильного в интонационном отношении песенного материала следует заранее подобрать в процессе разучивания удобную тональность. Хорошей помощью является пение без сопровождения. Применяется упрощённый аккомпанемент с обязательным проигрыванием основной мелодической темы. Для создания условий наилучшего интонирования мелодии следует стимулировать тихое пение. Работа над трудно вокализуемыми местами выделяется в отдельные вокальные задачи и решается с помощью специальных тренировочных упражнений. Следует использовать пропевание мелодии в форме легато и стаккато.

9. Формирование чувства ансамбля.

В хоровом исполнении следует учить детей прислушиваться друг у другу, соотносить громкость пения с исполнением товарищей, приучать к слаженному артикулированию. Чувство ансамбля воспитывается путём решения задач одновременного начала и окончания пения. Исполняя произведение в хоре, дети должны научиться выравнивать свои голосовые тембры, уподоблять свой голос общему звучанию.

10. Формирование сценической культуры.

Педагог должен научить ребёнка пользоваться фонограммой. Обучение осуществляется сначала с помощью аккомпанирующего инструмента в классе, в соответствующем темпе. Пение под фонограмму - заключительный этап сложной и многогранной предварительной работы. Задача педагога - подбирать репертуар для детей согласно их певческим и возрастным возможностям. Также необходимо учить детей пользоваться звукоусилительной аппаратурой, правильно вести себя на сцене. С помощью пантомимических упражнений развиваются артистические способности детей, в процессе занятий по вокалу вводится комплекс движений по ритмике.

Таким образом, развитие вокально-хоровых навыков сочетает вокально-техническую деятельность с работой по музыкальной выразительности и созданию сценического образа.

В работе с вокальным коллективом необходимо руководствоваться следующими принципами:

1. Развивать голос из примарных тонов, без торопливости расширять

диапазон.

2. Главным методом считать устное объяснение, показ учителя.

3. Критерием оценки считать качество звука, свободу при пении, не количество, а качество выученного материала.

4. Всю певческую работу связывать с развитием музыкального слуха.

5. Повторять выученное на каждом занятии, что является фундаментом для последующей работы.

6. Применять индивидуальный опрос, наблюдать за развитием каждого ученика.



Основные требования к знаниям, умениям и навыкам:

Планируемые результаты:

Знать/понимать:

  • основные типы голосов;

  • жанры вокальной музыки;

  • типы дыхания;

  • поведение певца до выхода на сцену и во время концерта;

  • реабилитацию при простудных заболеваниях;

  • умение держаться на сцене, работать с микрофоном.

Уметь:

  • петь чисто, легко, мягко, непринуждённо;

  • петь на одном дыхании более длинные музыкальные фразы;

  • исполнять образцы вокальной музыки русских композиторов, народное творчество.

  • Результат и качество обучения прослеживаются в творческих достижениях, отчетных концертах.




Календарно-тематическое планирование
на
I и II полугодие 2017-2018 учебного года

п/п

Дата

Тема занятия

Общее кол-во
часов


Из них



Теория


Практика

По плану

По

факту

1


05.09


06.09

12.09


13.09

19.09



Вводное занятие. Знакомство, прослушивание голосов.

Певческая установка. Посадка певца, положение корпуса, головы.




Навыки пения, сидя и стоя.

5




1



1


1



1



1


2



20.09

26.09


27.09

03.10

04.10





Певческое дыхание. Дыхание перед началом пения. Одновременный вдох и начало пения.


Различные характеры дыхания перед началом пения в зависимости перед характером исполняемого произведения: медленное, быстрое. Смена дыхания в процессе пения.


5











1



1








1



1

1


3


10.10

11.10

17.10

18.10


24.10

25.10

31.10

01.11

07.11

08.11

14.11

15.11

21.11

22.11

28.11

29.11




Музыкальный звук. Высота звука.

Работа над звуковедением и чистотой интонирования. Естественный свободный звук без крика и напряжения. Мягкая атака звука.


Округление гласных.

Способы их формирования в различных регистрах (головное звучание).

Изучение специальных упражнений для формирования правильного звукообразования и применение полученных знаний на практике при исполнении песен

16


1

1




1

1




1

1




1

1

1

1

1

1

1

1

1

1


4


05.12

06.12

12.12

13.12

19.12

20.12

26.12

27.12

09.01

16.01

17.01

23.01




Понятие дикции.

Работа над дикцией и артикуляцией. Развитие согласованности артикуляционных органов, которые определяют качество произнесения звуков речи, разборчивость слов или дикции (умение открывать рот, правильное положение губ, освобождение от зажатости и напряжения нижней челюсти, свободное положение языка во рту).
Изучение упражнений для развития дикции
Работа над дикцией на основе скороговорок и упражнений.

12


1


1


1


1




1


1


1


1

1

1

1

1

5



24.01

30.01

31.01

06.02

07.02

13.02

14.02

20.02

21.02

27.02

28.02

06.03




Формирование чувства ансамбля. Выработка активного унисона (чистое и выразительное интонирование диатонических ступеней лада) устойчивое интонирование одноголосого пения при сложном аккомпанементе.

12


4


8

6


07.03

13.03

14.03

20.03

21.03

27.03

28.04

03.04

04.04

10.04




Культура поведения на сцене

Формирование сценической культуры. Работа с микрофоном.

10


4


6

7


11.04

17.04

18.04

24.04

25.04

08.05

15.05

16.05

22.05

23.05




Работа с фонограммой. Обучение ребёнка пользованию фонограммой осуществляется с помощью аккомпанирующего инструмента в классе, в соответствующем темпе. Пение под фонограмму - заключительный этап работы.


10


5


5

ВСЕГО


70







Прогнозируемые результаты и способы их проверки

Дети должны научиться петь звонко, напевно, чисто интонировать мелодию, выразительно исполнять различные по характеру вокальные произведения, постепенно переходить к исполнению более сложных вокальных произведений, к песням с более широким диапазоном.

Необходимо постепенно подвести ребят к хоровому многоголосию, к ансамблевому пению, то есть научить ребенка петь в ансамбле и сольно, раскрывать наиболее полно творческие возможности каждого индивидуума.

В процессе обучения в вокальном кружке репертуар должен соответствовать развитию необходимых певческих качеств: голоса, интонации, пластики, ритмичности.

Важно воспитывать у учащегося артистичность, умение перевоплощаться в художественный образ произведения. Это должно проявляться в мимике лица, движениях рук и корпуса.

Критерием оценки считать качество звука, свободу при пении, не количество, а качество выученного материала, умение практически использовать полученные умения и навыки, например – выступление эстрадного коллектива с концертами перед ветеранами войны и труда.



Методическое обеспечение программы

Перечень оборудования и материалов, необходимых для занятий:

1. Музыкальные инструменты (электронное фортепиано,

фортепиано), музыкальный центр, компакт-диски.

  1. Методические, нотные пособия по вокалу, сборники произведений для вокальных ансамблей.

  2. Основные способы и формы работы с детьми: групповые,

теоретические и практические. Конкретные формы занятий эстрадного кружка: учебные занятия, беседы, игры, концерты.

  1. Основные методы организации учебно-воспитательного процеса:

словесные, наглядные, практические, объяснительно – иллюстративные.








Примерный перечень репертуара


Песня «Горошина» В. Карасевой.

Песня «Осень золотая» Т. Барбакуц.

Русская народная песня «Жили - были два кота»

«Песня о маме» А. Филлипенко

Песня «Детство» П. Аедоницкого.

Песня «Жар-птица» Л. Москалевой

Песня «Хрустальный башмачок» Ю. Верижникова.

Русская народная песня «Рождество Христово».

Песня «Зимняя сказка» С.Крылова.

Песня «Солдат, он парень бравый» В. Шаинского.

Песня «Озорная». Ю. Верижникова.

Песня «Принцесса» Ю. Гуцалюк.

Песня «Млечный путь» Ю. Верижникова.

Песня «Мир вам, люди» Б. Савельева

Песня «Самая счастливая» Ю. Чичкова

Песня «Лесной марш» Ю. Чичкова







Используемая литература:


Белоусенко М.И. Постановка певческого голоса. Белгород, 2006г

Соболев А. Речевые упражнения на уроках пения.

Огороднов Д., «Музыкально-певческое воспитание детей» «Музыкальная Украина», Киев, 1989г.

Миловский С. Распевание на уроках пения и в детском хоре начальной школы, «Музыка», Москва, 1997г.

Никифоров Ю.С. « Детский академический хор» 2003г.

Струве Г. «Школьный хор М.1981г.

Школяр Л., Красильникова М. Критская Е. и др.: «Теория и методика музыкального образования детей»



Приложение



Распевание в игровой форме у детей младшего школьного возраста


Любое хоровое или вокальное занятие должно начинаться с распевания, которое должно длиться не менее десяти минут. Оно должно выполнять ряд необходимых функций. Поэтому необходимо сделать процесс распевания интересным, увлекательным для маленьких детей, но при этом не превращать его только в игру, сохранить образовательную, обучающую функцию.

Собираем внимание

Прежде чем начать работать над каким-то произведением, ставить какую-то задачу, необходимо настроить детей на рабочее настроение, собрать их внимание. Для этого используем игру «Регулировщик». Руководитель – регулировщик, который стоит на музыкальном перекрестке. Воспитанники – музыкальные машинки, готовые ехать по жесту регулировщика. «Регулировщик» поднимает руки – «машины» готовы (жест внимания). Регулировщик повел руку вверх – машины набирают воздух (вдох). Регулировщик повел руку вниз – машины поехали (запели). Регулировщик показывает внизу – машины поехали тихо, поднял руки выше – машины поехали громко. Регулировщик опустил руки вниз – машины остановились (закончили петь). Концертмейстер все это время подыгрывает нам на инструменте.

Этой игрой решаем несколько задач:

1. Собираем внимание детей.

2. Приучаем к жестам дирижера.

Подготавливаем певческий и артикуляционный аппарат к пению.

Выбираем небольшой, наиболее сложный отрывок в любой песне, и прорабатываем его различными способами (по фонопедическому методу В.В.Емельянова):

1. Пропеваем, «сидя в автомобиле» (вибрация губами, соблюдая звуковысотность, характер исполнения).

2. Пропеваем, «сидя на лошадке» («процокать» мелодию, стараясь губами формировать слова песни);

3. «Выдуваем» мелодию (пропевать мелодию, выдувая при этом воздух);

4. Пропеваем, «сидя на слоне» (пропевать мелодию с хорошо открытым ртом, но звук направлять не в рот, а в нос).

Этой игрой мы так же решаем несколько задач:

1. Разогреваем артикуляционный аппарат.

2. Прорабатываем сложные отрывки в произведении.



Развиваем звуковысотный слух, работаем над чистотой интонации и расширяем диапазон голоса.

Для решения этих задач нам понадобятся распевки. Но петь распевки на слоги детям скучно и неинтересно, поэтому включаем распевки со словами, желательно найти картинки на каждую распевку, рассказывать детям какие-то истории на тему. Картинки надо стараться подбирать такие, где действующие герои широко раскрывают рот. В этом случае у детей возникает зрительный образ, интерес, и достичь поставленной цели (открыть рот) будет проще.
При распевании также можно использовать артикуляционные жесты Н.В.Рыбкиной, они помогают сформировать правильные гласные, и вносят игровой момент. Эти жесты можно использовать как в речевых упражнениях, так и в попевках. «У»: ладони положить на щеки (пальцы – к шее), рисовать руками раструб трубы. 




«О»: ладони на щеках (пальцами вверх), гладим по щекам сверху вниз.




«А»: руки на верхней губе, поднимаются вверх.



«И»: руки на верхней губе, расходятся в стороны.



Таким образом, мы решаем все поставленные задачи в процессе распевания, при этом распевание превращается в интересный, увлекательный процесс!