Рабочая программа дополнительного предметного образования
«Теория и практика написания сочинения по литературе»
10 класс
Пояснительная записка
Подготовка к сочинению, его написание, оценка учителем и самооценка школьником занимают одно из важных мест в системе образования. Данная работа сопутствует анализу художественного текста, его интерпретации в совместной творческой деятельности учителя и учащихся.
Рабочая программа рассчитана на 34 часа (по 1 часу в неделю), программа элективного курса может быть рекомендована для учащихся любого профиля.
Рабочая программа составлена с учётом следующих авторских элективных предметов:
Элективный курс «Классика и современность» по русской литературе для 10 -11 классов (курс подготовки к ЕГЭ по литературе). Автор: Сакал О. Б. - http://nsportal.ru/shkola/literatura/library/2014/03/05/elektivnyy-kurs-klassika-i-sovremennost-po-russkoy-literature
Программа элективного курса по литературе .10 класс"Золотой век" русской литературы. Автор: Киселёва Н.А. - http://www.uchportal.ru/load/261-1-0-19605
Программа элективного курса по литературе "Подготовка к сочинению в 10 классе". Автор: Дуплищева Н.В. - http://videouroki.net/filecom.php?fileid=98693244
Программа элективного курса по литературе «Анализ художественного произведения. 10 класс». Автор: Митрофанова Г. Д. - http://go.spaceshipads.com/afu.php?subid=JMC1151_Ciry43T2zy-PbffBVuoIcp&zoneid=427591
Цель данной программы:
помочь учащимся обобщить знания по литературе, завершить формирование умений работать с текстом художественных произведений и литературно-критических статей;
совершенствовать умения оперировать теоретико-литературным понятиями и терминами как инструментом анализа в их связи с конкретными темами сочинений и заданиями, помочь свести к минимуму различие требований к школьному и вступительному сочинениям.
Основные задачи:
вооружить обучающихся речевыми умениями, необходимыми для формирования социально активной личности,
пробудить интерес к самостоятельному литературному творчеству, развить литературно-творческие способности у обучающихся.
Образовательные задачи решаются в тесной связи с воспитательными. Сочинение по литературе способствует эстетическому воспитанию школьника: развивает эстетическое восприятие, вкус, умение давать эстетические оценки явлениям жизни и искусства.
Ожидаемый результат:
развитие творческих способностей учащихся при написании сочинений,
формирование навыка написания сочинения- рассуждения с выделением проблемы текста, её комментированием, определением позиции автора, также своей точки зрения.
Формы обучения:
урок-практикум,
урок-лекция.
Сочинение на литературную тему не только дает образование, воспитывает, но и развивает.
В процессе анализа литературного материала совершенствуются познавательные силы обучающихся, особенно логическое мышление и научно-литературная речь, что имеет значение для овладения всеми школьными учебными предметами. Вместе с тем работа над сочинением способствует развитию образного мышления и образной речи, потому что логическое и образное мышление, как и соответствующий им вид речи, постоянно переплетаются.
Изучение теории сочинения должно сочетаться с практической работой над сочинением. Литературный материал усваивается прочнее, если его изучать при помощи сочинений различных видов. Одновременно закрепляются знания по теории сочинения. Этими же целями вызвана необходимость проводить, помимо обучающих и контрольных, тренировочные сочинения и практические занятия, направленные на разбор и анализ уже готовых сочинений.
Программа представляет собой систему занятий, направленных на изучение сочинения как вида творчества старшеклассника. Это позволяет подготовить учащихся к написанию сочинения по литературе.
Чтобы добиться желаемого результата, на занятиях необходимо обращаться к конкретным художественным произведениям небольшого объёма, анализируя их художественное своеобразие.
В программе изучается классификация школьного сочинения как жанра. Программа рассчитана на закрепление навыков при написании сочинения, полученных учащимися на уроках литературы.
Планируемые образовательные результаты учащихся
Учащиеся должны:
- знать тексты программных произведений, их литературоведческие и литературно-критические оценки;
- воспринимать целостность литературного произведения, уметь выделять и характеризировать основные компоненты его формы и содержания: при анализе конкретных художественных произведений знать тему, идейное богатство, проблематику, авторские идеалы и пафос, систему образов и средств их создания, композицию и сюжет, внесюжетные элементы, конфликт, роль заглавия, эпиграфа, художественной детали, приемы психологического изображения, особенности художественной речи (эпитет, сравнение, олицетворение, метафора, гипербола, аллегория, символ, гротеск, антитеза), особенности жанра;
- уметь:
самостоятельно анализировать поэтическое произведение;
самостоятельно анализировать эпизод;
самостоятельно анализировать литературное произведение;
подготовить самостоятельный доклад о творчестве писателя;
составить конспекты критической или литературоведческой работы;
самостоятельно написать сочинение на заданную тему, эссе, обзор, критическую заметку, очерк и т.д.
- уметь оперировать при анализе следующими теоретико-литературными понятиями и терминами: роды художественной литературы (эпос, лирика, драма) и их основные жанры (роман, повесть, рассказ, поэма и др.); литературные направления и течения (классицизм, романтизм, реализм, символизм, акмеизм, футуризм и др.); стихотворные размеры;
Применять полученные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:
- самостоятельно работать с текстом и создавать свой собственный грамотный текст в условиях ограниченного времени, выражать свои мысли современным литературным языком, избегая при этом ложно-публицистических штампов и общих мест, выстраивать свой текст по определенной модели, продумать план и композицию, отбирать фактический материал в соответствии с темой.
Календарно-тематическое планирование
№ | Дата | Тема | Примечание |
план | факт |
1 | | | Особенности выпускного сочинения по литературе. Нормы оценки сочинений. Критерии оценок. Классификация ошибок. Редактирование и редакторские знаки. | Статус сочинения. Сроки. Место проведения. Критерии. Оценка. |
2 | | | Сочинение, как текст. Основные признаки текста. Тема и основная мысль сочинения. Работа над текстом художественного произведения при подготовке к сочинению. | Теоретико-литературные понятия и их роль в подготовке к экзаменам по литературе. |
3 | | | Классификация сочинений по жанрам.Своеобразие жанров сочинений.Разные жанры ученических сочинений. Выбор жанра в зависимости от темы. |
4 | | | Жанры школьных сочинений. Эссе как жанр ученического сочинения. | Урок-лекция |
5 | | | Редактирование и рецензирование сочинений. Совершенствование написанного. | Урок-практика. Анализ работ. Работа над ошибками. |
6 | | | Жанры школьных сочинений. Эпистолярный жанр (письмо) как жанр ученического сочинения. | Урок-лекция |
7 | | | Редактирование и рецензирование сочинений. Совершенствование написанного. | Урок-практика. Анализ работ. Работа над ошибками. |
8 | | | Жанры школьных сочинений. Эпистолярный жанр (дневник) как жанр ученического сочинения. | Урок-лекция |
9 | | | Редактирование и рецензирование сочинений. Совершенствование написанного. | Урок-практика. Анализ работ. Работа над ошибками. |
10 | | | Жанры школьных сочинений. Путевые заметкикак жанр ученического сочинения. | Урок-лекция |
11 | | | Редактирование и рецензирование сочинений. Совершенствование написанного. | Урок-практика. Анализ работ. Работа над ошибками. |
12 | | | Жанры школьных сочинений. Репортаж как жанр ученического сочинения. | Урок-лекция |
13 | | | Редактирование и рецензирование сочинений. Совершенствование написанного. | Урок-практика. Анализ работ. Работа над ошибками. |
14 | | | Этапы работы над сочинением. Структура сочинения. Выбор темы. Выбор жанра. | Урок-лекция |
15 | | | Как работать с черновиком и планом сочинения. | Урок-лекция |
16 | | | Как анализировать художественное произведение. | Урок-практика |
17 | | | Как писать вступление. Технология написания сочинения: вступление, виды (историческое, аналитическое, биографическое, сравнительное, лирическое). | Урок-лекция |
18 | | | Технология написания сочинения: урок-практика. | Урок-практика |
19 | | | Как писать заключение.Технология написания сочинения: заключение, виды. | Урок-лекция |
20 | | | Технология написания сочинения: урок-практика. | Урок-практика |
21 | | | Как писать основную часть сочинения.Технология написания сочинения: основная часть. | Урок-лекция |
22 | | | Технология написания сочинения: урок-практика. | Урок-практика |
23 | | | Технология написания сочинения: урок-практика. | Урок-практика |
24 | | | Приёмы привлечения текста литературного источника в работе над сочинением. | Урок-практика |
25 | | | Приёмы привлечения текста литературного источника в работе над сочинением. | Урок-практика |
26 | | | Приёмы привлечения текста литературного источника в работе над сочинением. | Урок-практика |
27 | | | Как работать над речевым оформлением сочинения (фактические, речевые, грамматические ошибки). | Урок-практика |
28 | | | Как работать над речевым оформлением сочинения (фактические, речевые, грамматические ошибки). | Урок-практика |
29 | | | Как работать над речевым оформлением сочинения (фактические, речевые, грамматические ошибки). | Урок-практика |
30 | | | Повторительно-обобщающий урок. Подготовка к итоговому сочинению. Нормы литературного языка. | Урок-практика |
31 | | | Итоговое сочинение. | Пробный вариантзачётного сочинения. |
32 | | | Итоговое сочинение. | Урок-практика. Анализ работ. Работа над ошибками. |
33 | | | Редактирование и рецензирование сочинений. Совершенствование написанного. |
34 | | | Резервный урок | |
Используемая литература:
Для реализации рабочей программы используется следующая литература для учителя:
Айзерман Л.С. «Сочинение о сочинениях». – М., 1986.
Богданова О.Ю. «Экзамен по литературе».- М., 1997.
Бойко М.И. «Сочинения по литературе в средней школе». – Киев, 1973.
Ильин Е.Н. «Как сдать экзамен по литературе». – С.-П., 1998.
Калганова Т.А. «Сочинение различных жанров в старших классах». – «Просвещение», М., 2000.
Карнаух Н.Л., Щербина И.В. «Письменные работы по литературе 9-11 класс». – «Дрофа», М., 2002.
Ладыженская Т.А., Зепалова Т.С. «Развивайте дар слова». Факультативный курс «Теория и практика сочинений разных жанров». – М., 1986.
Ладыженская Т.А., Зепалова Т.С. Методические указания к факультативному курсу «Теория и практика сочинений разных жанров». – М., 1986.
Лиманд Т.В. «С сочинением на ты». - «Школьная пресса», М., 2001.
Малышева Л.М. «Пишем сочинения». - М., 1999.
Морозова Н.П. «Учимся писать сочинения». – М., 1987.
Нарушевич А.Г. «Русский язык. Литература. Итоговое выпускное сочинение в 11 классе» - Ростов н/Д.: «Легион», 2014.
Обернихина Г.А. «Сочинения на литературную тему». – М., 1999.
Озеров Ю.А. «Раздумья перед сочинением». – М., 1990.
Рыжова Н.В. «Как писать хорошее сочинение». – М., 1998.
Ташлыков С.А. «Сочинение: секреты жанра» - Иркутск.: «Иркут», 2011.
Щербакова О.И. «Виды сочинений по литературе. 10-11 классы» - М.: «Просвещение», 2015.
Литература для учащихся:
Павлова Т.И., Н.А.Раннева, Сочинение-рассуждение на итоговой аттестации в 9 и 11 классах Ростов –на- Дону: Легион 2011.
Алексеева Т.В. Как научиться писать сочинения на «отлично». – СПб.: Паритет, 2000
Ильин Е.Н. Как сдать экзамен по литературе. Рекомендации для поступающих в вузы. –
М.: Школа-Пресс, 1995