Рассмотрено Согласовано Утверждаю
Руководитель МО Педагогич.совет Руководитель МБОУ
______/РомаданскаяЕ.В./ МБОУ «Высокогор.СОШ№2» «Высокогор.СОШ№2»
Протокол №__от Протокол №__от ________/АбдрахмановФ.Ф./ «___»__________2017г. «___»__________2017г. «__»__________2017г.
Программа элективного курса
по биологии
«Природа и здоровье» в 9 классе
Хайруллиной Альфиры Шаукатовны
2017-2018 уч.год
Пояснительная записка.
Курс «Природа и здоровье» строится с учетом современного состояния окружающей среды, которая может представлять опасность для здоровья. Содержание курса поможет понять, почему здоровье –физическое и духовное, главное богатство человека; каким образом здоровье зависит не только от наследственности, но и от окружающей среды и от того образа жизни, который ведет человек.
Курс носит обобщающий характер, что позволяет не только систематизировать ранее полученные учащимися знания из различных предметов, но и побудит учащихся серьезнее изучать организм человека, поможет организовать здоровый образ жизни, научит заботиться об окружающей среде.
Цель курса: расширить и углубить знания учащихся по биологии, дать представления о влиянии окружающей среды на организм человека.
Задачи курса:
1.Заинтересовать участников изучением проблем биологии.
2.Добиться понимания практического значения биологических,экологических знаний.
3.Подвести учащихся к осознанию своей роли в сохранении собственного здоровья.
4.Пропагандировать здоровый образ жизни.
5.Создать условия для творческой самореализации учеников.
Элективный курс «Природа и здоровье» рассчитан на 24 часа. Предусматриваются практические занятия, лекции, беседы, семинары, защита творческих проектов, рефератов, доклады.
По окончании курса выставляется оценка «зачет», «незачет».
Ожидаемые результаты изучения курса.
Образовательные:
Учащиеся должны знать:
-причины функциональных нарушений в организме человека
-давать определения основных терминов
-уметь устанавливать связь между организмом и окружающей средой
-делать выводы о физиологических основах здорового образа жизни и сохранения здоровья
Педагогические:
Учащиеся должны уметь:
-самостоятельно организовывать учебную деятельность
-научиться вести диалог, выслушивать, выступать перед одноклассниками
-обобщать, систематизировать собранный материал.
Поурочное планирование элективного курса
«Природа и здоровье» (24ч)
Кол-во уроков | № урока | Тема урока | Дата проведения |
1 | Введение. |
1 | Здоровье и болезнь. Жизнедеятельность здорового человека. | 04.10 |
2 | Здоровье и наследственность. |
2 | Место человека в системе животных. Является ли человек совершенным существом? | 11.10 |
3 | Носители наследственности. Наследственные болезни. Их предупреждение. | 18.10 |
6 | Среда жизнедеятельности человека. |
4 | Природа биологических ритмов. Погода и самочувствие. Природная среда – источник заболеваний. Неинфекционные заболевания – эндемичные заболевания. | 25.10 |
5 | Человек в экстремальных природных условиях. Стрессы в современном мире. | 08.11 |
6 | Поселение как среда жизни. Среда жилого помещения. | 15.11 |
7 | Производственная среда и профессиональные заболевания | 22.11 |
8 | Практическая работа «Среда жилого помещения» | 29.11 |
9 | Защита творческого проекта «Город будущего» | 06.12 |
6 | Окружающая среда должна быть чистой. |
10 | Загрязнение атмосферы. | 13.12 |
11 | Загрязнение гидросферы. | 20.12 |
12 | Загрязнение литосферы. | 10.01 |
13 | Шум и здоровье. Ионизирующие излучения. Радиация и здоровье. Опасность химического отравления. Организм, защищающийся от загрязнений. | 17.01 |
14 | Практическая работа «Измерение уровня шума, излучения в школе» | 24.01 |
15 | Практическая работа «Изучение загрязнения бытовым мусором» | 31.01 |
7 | Здоровый образ жизни. |
16 | Труд, профессия, здоровье. | 07.02 |
17 | Семья и здоровье. Культура питания. | 14.02 |
18 | Алкоголизм и наркомания- болезни химической зависимости. Табакокурение. | 21.02 |
19 | Лекарственные травы. | 28.02 |
20 | Влияние сотовой связи на организм человека. | 07.03 |
21 | Практическая работа «Меню на один день» | 14.03 |
22 | Практическая работа «Проведение первичной экспертизы упакованных продуктов питания» | 21.03 |
2 | Заключение. |
23 | Медицина будущего. | 04.04 |
24 | Зачет: защита проектов. Темы проектов: 1.ГМО- плюсы и минусы. 2.Использование лекарственных трав. 3.Чипсы: лакомство или яд 4.Влияние музыки на здоровье человека 5.Влияние выхлопных газов на здоровье. | 11.04 |
Содержание курса.
1. Введение. (1ч)
Здоровье и болезнь. Жизнедеятельность здоровья человека. Определение «здоровье». Связь между индивидуальным здоровьем человека и состоянием здоровья всего населения страны. Факторы здоровья и риск болезни в реальных ситуация. Связь между правом человека на здоровье и обязанностью ответственного отношения к своему здоровью и здоровью окружающих.
2.Здоровье и наследственность. (2 ч.)
Место человека в системе животных. Является ли человек совершенным существом. Носители наследственности. Наследственные болезни. Предупреждение наследственных болезней. Основные признаки человека как одного из видов живых существ. Три группы наследственных болезней, анализ причин их возникновения. Профилактика наследственных болезней, проблемы дородовой диагностики наследственных болезней.
Темы рефератов:
1.Адаптация
2.Стресс
3.Аллергия
4.Наследственные заболевания
5.Наследственная предрасположенность
3. Среда жизнедеятельности человека (6ч.)
Биологические ритмы. Погода и самочувствие. Ландшафт и здоровье. Природная среда – источник инфекционных заболеваний. Эндемичные заболевания. Человек в экстремальных условиях. Поселение как среда жизни. Среда жилого и рабочего помещений. Особенности сред обитания, их компоненты. Влияние факторов природной среды (космических, ландшафтных, климатических) на состояние здоровья. Характеристика природной среды своей местности. Причины инфекционных и неинфекционных эндемичных заболеваний. Природная среда – неотъемлемое условие жизни человека, способы улучшения реального природного окружения нашей местности.
Практическая работа: «Среда жилого помещения»
Творческий проект: «Город будущего»
Темы рефератов: Профессиональные заболевания.
4.Окружающая среда должна быть чистой. (6 ч.)
Загрязнение атмосферы, гидросферы, почвы. Шум и здоровье. Радиация и здоровье. Организм, защищающийся от загрязнений. Основные источники загрязнения атмосферы, гидросферы, почвы. Отрицательные последствия влияния на организм человека шума, излучений, химических веществ. Механизм защиты организма от чужеродных веществ.
Практическая работа: «Измерение уровня шума, излучения в школе»
Практическая работа: «Изучение загрязнения бытовым мусором»
5.Здоровый образ жизни (7 ч.)
Профессия и здоровье. Семья и здоровье. Культура питания. Информация на упаковке.
Алкоголизм и наркомания – болезни химической зависимости. Табакокурение. Лекарственные травы. Влияние сотовой связи на организм человека. Культура движения. Физическая и духовная красота. Анализ и оценка образа жизни своей семьи и своего собственного. Значимость каждого компонента здорового образа: рационального питания, культуры движения, высоконравственного отношения к окружающим людям, обществу, природе, полноценной семейной жизни, творческой активности. Упаковка, продуктов. Обозначение пищевых добавок и красителей. Сроки и условия хранения продуктов питания.
Обоснование основных требований к образу жизни человека с целью сохранения и укрепления его здоровья. Правильная организация своего образа жизни.
Практическая работа: «Меню на один день».
Практическая работа: «Проведение первичной экспертизы упакованных продуктов питания».
6.Заключение(2ч)
Медицина будущего. Профессия- врач. Основные проблемы современной медицинской науки.
Зачет: защита проектов. Темы проектов:
1.ГМО- плюсы и минусы.
2.Использование лекарственных трав.
3.Чипсы: лакомство или яд
4.Влияние музыки на здоровье человека
5.Влияние выхлопных газов на здоровье.
Литература:
1.Александрова В.П., Болгова И.В., Нифантьева Е.А. Экология живых организмов: Практикум с основами экологического проектирования. 6-7 классы.-М.: ВАКО, 2014.-144с.
2.Предметные недели в школе: Биология, экология, здоровый образ жизни/ сост.В.В.Балабанова/ Волгоград: Учитель
3.Самкова В.А., Шурхал Л.И. Экология. 7 класс. Среды жизни на планете. Академкнига/Учебник, 2010.-224с.
4. Самкова В.А., Экология. 8 класс. Экосистемы и Человек. Академкнига/Учебник, 2013.- 144с.