Пояснительная записка
В программе по химии для изучения окислительно-восстановительных реакций отводится недостаточно времени. Этот раздел является одним из важнейших и интересных в курсе общей химии. Данная тема очень важна при подготовке к ЕГЭ, так как несколько лет подряд окислительно-восстановительные реакции включаются в задания части С.
Наряду с теоретическими понятиями, которые можно развить, обобщить и систематизировать в процессе изучения элективного курса, предлагаемый курс дает возможность пополнить знания о свойствах веществ и процессах окружающих человека. Изучение предложенного курса включает элементы знаний, полученных учащимися на уроках химии и новые знания. Обучение по программе данного курса позволит учащимся проверить свои силы и возможности для обоснованного выбора сдачи экзамена с целью поступления в ВУЗ.
Программа рассчитана на 34 часа. Для полного осмысления и отработки программного материала учащимися предпочтительно проводить занятия 1 час в неделю. Программа может заканчиваться защитой курсовых проектов или конференцией.
Основные цели курса:
Развитие познавательного интереса к естественнонаучным дисциплинам и создание мотивационной основы для осознанного выбора профессии.
Систематизировать, углубить и расширить знания учащихся о сущности окислительно-восстановительных реакций, их практическом значении, самых известных окислителях и восстановителях, о влиянии среды на характер протекания ОВР.
Научить правильно классифицировать окислительно-восстановительные реакции, решать задачи.
Составлять любые уравнения ОВР, используя методы: электронного баланса, электронно-ионный, кислородный.
Сформировать представление у учащихся о процессе электролиза, научить составлять уравнения анодных и катодных процессов, расширить представления о коррозии металлов.
Отработать навыки самостоятельной работы, развивать умения анализировать, обобщать, делать выводы, доказывать их.
Способствовать правильному выбору и хорошей подготовке учащихся к сдаче единого государственного экзамена по химии.
Задачи курса:
Актуализация и углубление знаний об окислительно-восстановительных реакциях.
Реализация межпредметных связей естественнонаучных дисциплин.
Развитие познавательной активности и самостоятельности.
Усвоение учащимися практического применения важнейших окислителей.
Формировать умение планировать и проводить лабораторные исследования и химический эксперимент.
Демонстрация практического значения окислительно-восстановительных реакций в природе и технике.
Требования к уровню усвоения курса
Учащиеся должны знать: определение, классификацию и типы окислительно-восстановительных реакций; основные окислители и восстановители, применяемые в химической промышленности; изменение степеней окисления марганца и хрома в зависимости от среды растворов; правила по технике безопасности при работе с важнейшими окислителями и восстановителями, условия их хранения.
По окончании курса учащиеся должны уметь: правильно определять окислители и восстановители, изменение их степеней окисления, составлять электронный баланс двумя методами, уравнивать химические уравнения и решать задачи с их использованием. Самостоятельно работать с дополнительной литературой, уметь выделять главное из общего, аргументировано отвечать на поставленные вопросы, делать выводы.
Тематический план
№ п/п | Наименование разделов и тем | Количество часов |
1 | Основные понятия | 4 |
2 | Классификация окислительно-восстановительных реакций | 3 |
3 | Влияние среды на протекание ОВР | 2 |
4 | Методы расстановки коэффициентов в уравнениях ОВР | 6 |
5 | Важнейшие окислители и восстановители | 4 |
6 | Гальванические элементы | 4 |
7 | Электролиз | 6 |
8 | Окислительно-восстановительные реакции в органической химии | 4 |
9 | Биологическая роль окислительно-восстановительных реакций | 1 |
| Итого | 34 |
Содержание программы курса Тема 1. Основные понятия
Вводное занятие. Знакомство с основными задачами курса Основные понятия: окисление, восстановление, окислитель, восстановитель. Степень окисления. Определение степени окисления элементов в соединениях
Окислительно-восстановительные свойства веществ. Вещества-окислители, вещества-восстановители.
Тема 2. Классификация окислительно-восстановительных реакций
Окислительно-восстановительные реакции. Уравнения окислительно-восстановительных реакций. Классификация ОВР. Реакции межмолекулярные и внутримолекулярные. Реакции диспропорционирования и конпропорционирования.
Тема 3. Влияние среды на протекание ОВР
Зависимость направления протекания окислительно-восстановительных реакций от среды.
Тема 4. Методы расстановки коэффициентов в уравнениях ОВР
Методы расстановки коэффициентов в уравнениях ОВР: метод электронного баланса, метод электронно-ионного баланса (метод полуреакций).
Тема 5. Важнейшие окислители и восстановители
Наиболее распространенные окислители и восстановители Вещества, проявляющие окислительно-восстановительную двойственность. Окислительно-восстановительные свойства соединений серы. Окислительные свойства азотной кислоты
Тема 6. Гальванические элементы
Электродные потенциалы. Стандартный водородный электрод, определение электродных потенциалов металлов. Определение направления протекания окислительно-восстановительных процессов. История открытия гальванического элемента. Опыты Луиджи Гальвани и Алессандро Вольта. Работы русских ученых В.В.Петрова и П.Н. Яблочкова. Механизм работы гальванического элемента.
Тема 7. Электролиз
Электролиз. Работы Гемфри Дэви и Майкла Фарадея. Электролиз расплавов и растворов солей. Количественные законы электролиза. Области применения электролиза. Решение расчетных задач.
Тема 8. Окислительно-восстановительные реакции в органической химии
Определение степени окисления элементов в органических веществах. Методы расстановки коэффициентов в уравнениях окислительно-восстановительных реакций.
Тема 9. Биологическая роль окислительно-восстановительных реакций
Биологическая роль некоторых окислительно-восстановительных реакций.
Календарно - тематический план
№ п/п | Дата | Дата | Тема | Вид занятия |
Тема 1 Основные понятия (4 ч) |
1 | | | Водное занятие. Основные понятия: окисление, восстановление, окислитель, восстановитель. | Изучение нового материала |
2 | | | Степень окисления. Определение степени окисления элементов в соединениях. | Комб |
3 | | | Окислительно-восстановительные свойства веществ. | Комб |
4 | | | Вещества, проявляющие окислительно-восстановительную двойственность | Комб |
Тема 2 Классификация окислительно-восстановительных реакций (3 ч) |
5 | | | Окислительно-восстановительные реакции. Уравнения окислительно-восстановительных реакций. | Комб |
6 | | | Классификация ОВР. Реакции межмолекулярные и внутримолекулярные. | Комб |
7 | | | Реакции диспропорционирования и конпропорционирования. | Комб |
Тема 3 Влияние среды на протекание ОВР (2 ч) |
8-9 | | | Зависимость направления протекания окислительно-восстановительных реакций от среды. | Изучение нового материала |
Тема 4 Методы расстановки коэффициентов в уравнениях ОВР (6 ч) |
10 | | | Метод электронного баланса. | Комб |
11-12 | | | Расстановка коэффициентов методом электронного баланса. | Комб |
13 | | | Метод полуреакций. | Изучение нового материала |
14 | | | Расстановка коэффициентов методом полуреакций. | Комб |
15 | | | Полугодовая контрольная работа | Контр |
Тема 5 Важнейшие окислители и восстановители (4 ч) |
16 | | | ОВР с несколькими окислителями и восстановителями | Изучение нового материала |
17 | | | Окислительно-восстановительные свойства соединений серы. | Комб |
18 | | | Окислительно-восстановительные свойства соединений серы. | Практикум |
19 | | | Практическая работа 1 по теме: Окислительные свойства азотной кислоты. | Практикум |
Тема 6 Гальванические элементы (4 ч) |
20 | | | Электродные потенциалы. | Изучение нового материала |
21-22 | | | Определение направления протекания окислительно-восстановительных реакции. | Комб |
23 | | | Гальванические элементы. | Изучение нового материала |
Тема 7 Электролиз (6 ч) |
24 | | | Электролиз. | Изучение нового материала |
25-26 | | | Электролиз расплавов и растворов солей. | Комб |
27 | | | Количественные законы электролиза. | Комб |
28-29 | | | Решение расчетных задач. | Комб |
Тема 8 Окислительно-восстановительные реакции в органической химии (4 ч) |
30 | | | Окислительно-восстановительные реакции в органической химии. | Изучение нового материала |
31-32 | | | Расстановка коэффициентов в окислительно-восстановительных реакциях с органическими веществами. | Комб |
33 | | | Итоговая контрольная работа | Контр |
Тема 9 Биологическая роль окислительно-восстановительных реакций (1 ч) |
34 | | | Биологическая роль некоторых окислительно-восстановительных реакций. | Комб |
Учебно-методический комплект
Васильева З.Г., Грановская А.А., Таперова А.А. Лабораторные работы по общей и неорганической химии. Л-д, Химия. 1986г.
Журин А.А. Лабораторные опыты и практические работы по химии.-М. Аквариум. 1997г.
Ключников Н.Г. Электрохимический ряд напряжений металлов. Химия в школе.- 1985-N 3
Коровин Н.В., Мингулина Э.И., Рыжова Н.Г. Лабораторные работы по химии. М.- Высшая школа. 1986г.
Кудрявцев А.А. Составление химических уравнений. - М. Высшая школа, 1991г.
Левкин А.Н. Малый практикум по химии. СПб.: СПбАППО, 2005г.
Степин Б.Д., Аликберова Л.Ю. Занимательные задания и эффектные опыты по химии.- М. Дрофа, 2002г.
Степин Б.Д., Аликберова Л.Ю. Книга по химии для домашнего чтения. М. Химия. 1995г.
Хомченко Г.П. Практические работы по неорганической химии и качественному анализу. М.- Высшая школа. 1972г.
Хомченко Г.П., Севастьянова К.И. Окислительно-восстановительные реакции. М. Просвещение. 1989г.
Энциклопедия химических элементов/ Под ред. Д.Н.Трифонова. -М.Дрофа. 2000г.
Егоров, А.С. Как сдать ЕГЭ по химии на 100 баллов. - Ростов н/Д: Феникс, 2003.
Кушнарев, А.А. Задачи по химии для старшеклассников и абитуриентов.- М.: Школа-Пресс, 1999.-160с.
Ахметов, Н.С. Общая и неорганическая химия: учеб. для вузов. - М.: Высшая школа, 1998.
Солдатова, Т.М. Окислительно-восстановительные реакции. -Волгоград: Учитель, 2007. -181с
Сидорская, Э.А. О методе полуреакций// Химия в школе. -1993.-№6-с.10-14.
Шустов, СБ., Шустова, Л.В. Окислительно-
восстановительные процессы в живой природе// Химия в школе. -1995.-№2.-с.37-40.
Тихонова, Е.Г. Метод электронного баланса// Химия в школе. -2005.-№9-с.43-45.