Министерство образования и науки РФ
МБОУ «Степноозерская средняя общеобразовательная школа»
Благовещенский район Алтайский край
Программа факультативного курса
Для учащихся 9 классов
«АЗБУКА ЦВЕТОВОДА»
Составитель программы курсов:
Свиридова Л.А. учитель биологии
Р.п.Степное озеро
20015
Пояснительная записка.
Программа определяет содержание факультативного курса по биологии для учащихся 9 классов.
Курс рассчитан на 17 часов, 1час в неделю, что, конечно, не может полностью удовлетворить все разносторонние вопросы по этой теме. Однако на первом этапе обучения основные сведения о цветочных растениях и формах цветочного оформления здесь включены. Программа построена на основе творческого подхода в обучении биологии, основывается на изучении теоретических материалов, практической работе и является важным этапом в создании проекта школьного цветника.
Курс включает 6 тем, на изучение которых выделяется определенное время. Содержание построено таким образом, что изучение всех последующих тем обеспечивается предыдущими знаниями. Между частными и общими знаниями прослеживается связь.
Данная программа успешно апробирована с 2007г.
Обоснование актуальности темы.
На протяжении всей истории развития человеческого общества цветы всегда украшали жизнь людей. Цветы радуют, возвышают, облагораживают человека, делают его более восприимчивым к красотам природы, музыке, стихам, животным. Владимир Солоухин писал: « Имеющий в руках цветы плохого совершить не может». Каждый цветок - это не только часть растения. Это и география, и история, причём история не только самого цветка, но даже целого государства, континента. Цветок поможет рассказать об обычаях, культуре государства.
За последнее время появилось огромная армия любителей – энтузиастов, увлечённых разведениям декоративных растений. Их выращивают в комнатах, на балконах, в садах и на приусадебных участках. Резко возросший спрос на цветочную продукцию ставит перед специалистами задачу разработки ассортимента, создание цветочного конвейера в течение всего года. Цветоводство при правильной его организации высоко рентабельно и поэтому должно развиваться. И начать это можно уже со школьной скамьи.
В связи с тем, что специалистов в нашем районе недостаточно, возникла необходимость их обучения. Некоторые первоначальные знания, умения и навыки разведения декоративных растений ребята получают на уроках биологии и сельскохозяйственного труда. Расширить, конкретизировать и углубить умения и навыки поможет специальный курс «Азбука цветовода». Данная программа познакомит учащихся с профессией цветовода-декоратора, ландшафтного дизайнера, растениевода, что может оказать влияние на выбор учащимися данных профессий.
В школе наряду с общеобразовательной подготовкой у школьников воспитывается любовь к природе, сельскому хозяйству, осуществляется профессиональная ориентация.
Решению этой задачи в дополнительном образовании по сельскохозяйственному и экологическому направлениям способствует очно-заочная школа Алтайского краевого детского экологического центра, которая является нашим партнером на протяжении многих лет.
Самые заинтересованные учащиеся одновременно обучаются в АКДЭЦ по разным направлениям. Несколько ребят обучаются по направлению ландшафтный дизайн, цель которого - всесторонняя подготовка и обучение ландшафтных дизайнеров, способных красиво благоустроить любой участок и справиться с задачей любого масштаба. Изучив законы композиции, основы эстетического воздействия растений и сооружений садово-парковой архитектуры, ребята учатся с успехом применять полученные знания в работе ландшафтного дизайнера. Часть детей выбрали направление цветовод-декоратор и дизайнер-флорист. В курсе «Дизайнер-флорист» содержится исчерпывающая информация и практические советы по украшению жилых и служебных помещений, дизайну цветочных композиций, изготовлению флористических аксессуаров (открыток, настенных панно, коллажей), составлению композиций из сухоцветов, озеленению балконов и многое другое.
Обучение по данной программе будет способствовать устройству на высокооплачиваемую работу, так как профессия флориста-дизайнера очень актуальна на сегодняшний день. А также по окончании обучения, учащийся сможет самостоятельно обустроить свой собственный дом, создав разнообразные оригинальные композиции из растений.
Таким образом, разработанный мною школьный курс поможет осуществить преемственность между средней общеобразовательной школой и заочной агроэкологической школой, позволяет лучше подготовиться к выполнению контрольных работ.
Он так же является теоретической основой для осуществления социально значимых проектов по благоустройству своей школы.
Цели и задачи:
Цель этого курса – повышение культурного уровня учащихся и оказание им помощи в профессиональном самоопределении. Полученные знания, умения и навыки учащиеся смогут применить в повседневной жизни при разведении комнатных и садовых растений. Курс поможет разобраться в огромном количестве видов и сортов растений, получить краткие сведения об их биологических особенностях, декоративных качествах, агротехнике и использовании их в цветочном оформлении. Полученные теоретические знания и практические умения будут способствовать творческому развитию личности учащихся, их самостоятельности, коммуникативных и интеллектуальных способностей и интересов, обеспечит дальнейшую мотивацию к овладению биологическими знаниями. Кроме того, цветы – это прекрасное средство эстетического воспитания подрастающего поколения. Общение с ними приносит радость, учит добру, развивает художественный вкус, чувство прекрасного, творческие способности. Считаю, что данный курс может и должен быть включен в школьную программу.
методы обучения.
Реализация задач курса по выбору обеспечивается использованием различных методов и приемов в обучении: метод генерации идей, проектирование, лекция, работа со справочной литературой, периодической печатью, демонстрация, практическая работа, использование ИКТ-технологий, учеба в очно-заочной школе АКДЭЦ .
Ожидаемые результаты:
По окончании курса учащиеся
Должны знать:
-О возможности успешной карьеры цветовода-декоратора.
-Основной ассортимент декоративных растений открытого грунта.
-Основные способы размножения растений.
-Способы цветочного оформления.
-Главная ценность на Земле – это жизнь во всех ее проявлениях.
Должны уметь:
Использовать все полученные теоретические знания на практике.
Проектировать простейшие цветочные композиции.
Практическим выходом по окончании курса стал реализованный уже проект «Алтайская горка "2007г. Продолжением курса могут стать программы: «Цветочный дизайн», «Дикорастущие растения Алтайского края». Для выполнения программы курса не требуется больших материальных затрат, т. к. материальная база уже имеется в школе. Для изучения теории имеется большой выбор коллекционных растений и справочная литература.
Используемая справочная литература:
Книги:
М.С. Александрова, Москва «ОЛМА-ПРЕСС Гранд» 2004г. Цветники у дома. Золотые рецепты сада.
С.А. Хапова, Ярославль, Академия Холдинг и Академия Развития 2003г. Все о цветах в вашем саду. Атлас-справочник цветовода.
А. Полякова, Санкт-Петербург, изд. «Невский проспект» 2003г. Декоративные кустарники – украшение сада.
Цветы для вашего сада. Фирма «Флос», Владимир, 1996г.
С. Красиков, Москва, «Молодая гвардия», 1990г. Легенды о цветах.
Перевод с нем. канд. биол. наук А.Н. Сладкова, Москва, «Мир», 1982г в двух томах. Растительный мир Земли.
Д-р Д.Г. Хессайон, Москва, «Кладезь-Букс», 2000г. Все о вечнозеленых растениях.
Д-р Д.Г. Хессайон, Москва, «Кладезь-Букс», 2003г. Все об альпинарии и водоеме в саду.
Д-р Д.Г. Хессайон, Москва, «Кладезь-Букс», 2003г. Все о декоративных деревьях и кустарниках.
Д-р Д.Г. Хессайон, Москва, «Кладезь-Букс», 2000г. Все о цветах в вашем саду.
Справочник цветовода.
Сью Филлипс, Москва, «Крон-Пресс» 2000г. Цветы в вашем саду.
И.В. Верещагина, Барнаул, 1983г Зеленое чудо Алтая.
Ю.В. Никифоров, Барнаул, 1989г. Заветные травы Алтая.
Периодическая печать:
Приусадебное хозяйство. Журналы с приложениями «Цветы в саду и дома».
Цветники. Журналы.
Толока «Цветок» цветные газеты.
Мои любимые цветы. Журналы с приложениями.
Удачка. Газеты.
Любимая дача. Журналы
Мой прекрасный сад. Журналы.
Лиза. Цветы в доме. Журналы.
Цветочный клуб. Журналы.
Цветоводство. Журналы.
Каталоги с фото и описанием красивейших многолетников частных коллекционеров и фирм по производству цветов и сайты в интернете.
Методические рекомендации.
Собственный фотоальбом и видеоматериалы.
Учебно-тематический план:
№ п/п | Раздел. Тема. | К-во час. | Форма и методы работы | Образова-тельный продукт |
I 1. | Введение в курс «Азбука цветовода». Есть такая профессия – ландшафтный дизайнер. | 1 ч | Беседа, рассказ | План работы |
II | Цветочное оформление | 4ч | Рассказ, демонстр. иллюстраций и фотографий | Конспект Презентация с исп.ИКТ |
2. | Способы цветочных насаждений | | Рассказ, комп. обуч. | конспект |
3. | Устройство цветника | | Рассказ, демонстрация | Сообщения уч-ся. |
4. | Подбор растений по цветовой гамме. | | рассказ демонстрация | Конспект, сообщения |
5. | Уход за цветником. | | Рассказ, беседа, практическая работа | Черенки комн. растений |
III | Ассортимент растений | 4ч | | |
6. | Однолетники, ассортимент, правила посева и уход. | | рассказ демонстрация, сам. работа со справочной литературой | конспект |
7. | Ассортимент многолетних цветочно-декоративных растений открытого грунта. | | Рассказ, демонстр. фотоальбомов КО | Фотоальбомы |
8. | Ассортимент многолетников для создания цветочных композиций. | | Рассказ, демонстрация КО | конспект |
9. | Краткая характеристика некоторых распространенных многолетников. | | рассказ демонстрация работа со справочниками | конспект |
IY | Это интересно… | 3ч | доклад, сообщения учащихся | доклад |
10. | Есть такой цветок… | | Сообщения, исп. КО | доклад |
11. | Интересное о цветах. | | Демонстрация, просмотр компьютерных дисков | доклад |
12. | Цветочный гороскоп - какой вы цветок? | | Демонстрация, проектирование | сообщения |
Y | Практикум цветовода | 2ч | | |
13. | Конкурс: Дизайн моего садика. Практикум садовода. | | Демонстрация, проектирование | Проектирова-ние оформление |
14. | Когда мечта становится явью. | | Демонстрация, проектирование | Проектирова-ние оформление |
YI | Творческий отчет. | 3ч | Практическая работа | Практическая работа |
15. | Презентация композиций. | | Практическая работа | Практическая работа |
16. | Презентация композиций. | | Практическая работа | Практическая работа |
17. | Подведение итогов. | | Творческий отчет С исп. КО | Проект оформления цветника. |