Программа факультативного курса
«Основы здорового питания»
Пояснительная записка
Питание относится к важнейшим факторам, определяющим здоровье подрастающего поколения. Правильно организованное питание обеспечивает нормальный рост и развитие детей, способствует формированию защитных сил организма, укреплению здоровья. Повышению работоспособности и улучшению успеваемости школьников, профилактике заболеваний, связанных с нарушением питания
Подростковый возраст - это качественно новый период в развитии организма и формировании личности. С физиологических позиций − это период от начала до завершения полового созревания. Процессы перестройки организма вызывают значительные изменения в реакции организма на различные факторы внешней среды, в том числе, негативного характера.
Исходя из выше сказанного, актуальность настоящей программы определяется особенностями возрастных групп и потерей этнической самоидентификации в вопросах фактического рациона питания у многонационального народа России.
Цель: Программа направлена на воспитание у школьников культуры питания.
С этой целью в учебно-воспитательном процессе необходимо решить следующие задачи:
1. Сформировать у школьников представление о здоровом питании.
2. Дать основные понятия «правильного» питания школьников.
3. Сформировать гигиенические навыки, связанные с приемом пищи.
4. Обучить практическим навыкам составления правильного рациона питания с учетом возраста, физических нагрузок, физиологического состояния и этнической принадлежности.
Программа рекомендована к изучению учащимся 8 класса и рассчитана на 1 год обучения. Возможны различные варианты ее реализации: факультатив, кружковая работа.
Описание места учебного курса в учебном плане
Содержание и методы обучения по данному направлению содействуют приобретению и закреплению школьниками прочных знаний и навыков, полученных на уроках биологии, обеспечивают единство развития, воспитания и обучения.
Курс открывает учащимся материальность основ жизни, формирует у них представление об адаптивном, правильном питания.
Основные направления работы по программе:
Познавательно-исследовательское:
подготовка исследовательских рефератов; участие в форумах, олимпиадах, мониторингах.
Духовно-творческое:
Изучение традиций и обычаев в приготовление пищи. Питание предков. Питание человека в зависимости от этнической принадлежности.
Просветительское:
Изготовление плакатов и газет о рациональном питании.
Формы, методы и средства организации факультативного занятия:
В процессе реализации программы используются разные формы организации занятий: практические работы, уроки исследования, лекции; можно организовать дегустацию приготовленных по собранным рецептам, творческие уроки, урок конференция и т.д.
В качестве основных форм диагностики предлагается наблюдения, беседы с учащимися, анализ творческих и проектных работ.
Режим занятий:
(34 часа - 1 час в неделю).
Занятия осуществляются в кабинете биологии в форме беседы, лекции, практических занятий, игр, индивидуальных занятий, исследований,
УУД:
Познавательные: находить (в учебниках и др. источниках , в т.ч. используя ИКТ) достоверную информацию, необходимую для решения учебных и жизненных задач; : владеть смысловым чтением – самостоятельно вычитывать информацию; самостоятельно выбирать и использовать разные виды смыслового чтения; анализировать, обобщать, доказывать и делать выводы, определять понятия; строить логически обоснованные рассуждения; устанавливать причинно-следственные связи; устанавливать аналогии; представлять информацию в разных формах (рисунок, текст, таблица, план), в т.ч. используя ИКТ.
Регулятивные: определять цель и проблему в учебной и жизненно-практической деятельности; выдвигать версии, выбирать средства достижения цели в группе или индивидуально; планировать действия в учебной и жизненной ситуации используя ИКТ; работать по плану, сверяясь с целью, находить и исправлять ошибки, в т.ч. самостоятельно; оценивать степень и способы достижения цели в учебной и жизненной ситуациях.
Коммуникативные: излагать свое мнение, аргументируя его, подтверждая фактами, выдвигая контраргументы в дискуссии; понимать другую позицию; корректировать свое мнение, достойно признавать его ошибочность; различать в речи другого доказательства и факты; создавать устные и письменные тексты самостоятельно; организовывать работу в паре и преодолевать конфликты; использовать ИКТ.
Личностные: аргументировано оценивать свои и чужие поступки в однозначных и неоднозначных ситуациях; осознавать целостность мира и многообразие взглядов; осознавать и проявлять себя гражданином России в добрых словах и делах; осваивать новые социальные роли и правила; выбирать как поступить, в т.ч. в неоднозначных ситуациях; выбирать как поступить, в т.ч. в неоднозначных ситуациях и отвечать за свой выбор.
Прогнозируемые результаты.
Реализация программы может способствовать:
- развитию и накоплению конкретных знаний о разнообразии традиций и обычаев в питании.
- развитию и накоплению конкретных знаний о структуре и составе пищевых продуктов
- поможет формировать представления о правильном, рациональном питании
- привлечение учащихся к проектной деятельности по биологии.
Содержание учебного курса «Живая планета»
№ | Тема раздела | Количество часов |
1 | Введение | |
2 | Наука о питании – древняя и современная. | |
3 | Вредные и полезные привычки в питании. | |
4 | Физиология питания. | |
5 | Структура и состав пищевых продуктов. | |
6 | Рациональное питание | |
7 | Гигиена питания | |
Список литературы
Билич Г.Л., Назарова Л.В. «Основы валеологии» - СПб: Водолей, 1988
Евстигнеев Г.М. и др. Тайны продуктов питания. – М.: Пищевая промышленность, 1972
Ладингтон Э., Дейл Г., Гамлешко И.Л. Ключи к здоровью. Пер. с англ. – 2-ое изд., Заокский: «Источник жизни», 2004
К.С. Петровский. Гигиена питания. – М.: Медицина, 1975
Л.Я. Каневская. Рациональное питание детей школьного возраста. – М, 2006
А.Г. Сухарев. Гигиена детей подростков. – М.: Медицина, 1986
И.М. Скурихин. Как правильно питаться. – МВО: Агропромиздат, 1988
Г.И. Поскребышева. Здоровое питание, здоровая жизнь. – М, 2006
Педагогика здоровья. Программа и методическое руководство для учителей начальных классов/Под.редакцией В.Н. Касаткина. – М.:Линка – Пресс, 2000
Хрипкова А.Г. Возрастная физиология и школьная гигиена: пособие для студентов пединститута. – М: Просвещение, 1990
Физиология человека: учебник/Под редакцией В.М. Смирнова – М.: Медицина, 2001
Тычин В.А., Марков В.М., Куликова С.К. Съедобные и ядовитые грибы.-Ижевск: Удмуртия, 1994
Каневская Л.Я. Безопасность питания детей в общеобразовательных учреждениях. – М, 2004
Бисярина В.П. Детские болезни – М: Медицина, 1977
Мартынов С.М. Овощи+фрукты+ягоды=здоровье – М: Просвещение, 1933
Сборник рецептур блюд и кулинарных изделий для питания школьников. – М, 2005
Нормы физиологических потреблений в пищевых веществах и энергии для детей и подростков. Приказ министерства здравоохранения СССР, 1991
Календарно тематическое планирование
№ | Тема занятия | Содержание занятия | Форма занятия | Практическая деятельность, оборудование | Дата |
Введение |
1 | Введение. Здоровье человека и основы правильного питания. | Цели и задачи изучения курса «Основы здорового питания». Содержание курса. Организация учебного процесса. Санитарно-гигиенические требования при работе. | беседа | | |
Наука о питании. |
2 | Наука о питании – древняя и современная. | Науки о питании. Древние и современные способы приготовления пищи. Как человек научился готовить. | беседа | | |
3 | Кухня народов мира. | Исследование кухни народов мира. Традиции и обычаи разных народов мира в приготовлении пищи. Разнообразные рецепты приготовления блюд у разных народов мира и нашей страны. | Урок исследование | Исследование «Кухня народов мира» | |
4 | Этикет приема пищи | Полная сервировка стола. Праздничная сервировка стола. Правила поведения за столом. Правила пользования столовыми приборами. Складывание салфеток. | Беседа | | |
5 | Этикет приема пищи | Полная сервировка стола. Праздничная сервировка стола. Правила поведения за столом. Правила пользования столовыми приборами. Складывание салфеток. | Практический урок с элементами творчества | Практическая работа № «Сервировка тематического стола» | |
6 | Правила приема гостей. | Этикет хозяина. Этикет для гостя. | Деловая игра | Деловая игра «Обед по всем правилам» | |
Вредные и полезные привычки в питании. |
7 | Полезные привычки в питании и их значение для сохранения здоровья. | Режим питания. Пирамида здорового питания. | беседа | | |
8 | Вредные привычки в питании, как зоолог хронической усталости, большинства болезней и быстрого старения. | Последствия неправильного питания. Болезни неправильного питания. Гигиена питания. | беседа | | |
9 | Практическая работа № «Составление сводной таблицы полезных и вредных привычек в питании» | Обобщение ранее полученной информации. | Практический урок | Исследовательская работа «Составление сводной таблицы полезных и вредных привычек в питании» | |
Физиология питания. |
10 | Механизмы пищеварения и обмена веществ. | Строение пищеварительной системы. Переваривание. Пластический и энергетический обмен веществ. | Беседа | | |
11 | Нормы питания. | Беседа | | |
12 | Режим питания. | Беседа | | |
13 | Расход энергии. | Беседа | | |
Структура и состав пищевых продуктов. |
14 | Химический состав продуктов питания. | Белки, жиры , углеводы, минеральные вещества, витамины, вода, как полезные вещества. Их значение для здоровья. Продукты, как источник полезных веществ. | Урок практикум | Практическая работа № «Содержание в продуктах питания белков, жиров и углеводов» | |
15 | Химический состав продуктов питания. | Урок практикум | Практическая работа № «Качественные реакции на белки, жиры и углеводы» | |
16 | Витамины. | Значение витаминов в питании. Источники витаминов. История открытия витаминов. Болезни, связанные с нехваткой витаминов. | Урок практикум | Практическая работа № «Витамины» | |
17 | Энергетическая ценность продуктов питания. | Диеты – польза или вред. Полезные и вредные продукты. Фастфуд. Лечебно-профилактическое питание. | Беседа | | |
18 | Расчет калорийности блюд. | Урок практикум | Практическая работа № «Расчет калорийности блюд» | |
19 | Искусство комбинации продуктов. | Основные принципы приготовления вкусной и здоровой пищи. Домашняя кухня. Сфера общественного питания. Приемы и способы кулинарной обработки пищи. | Творческий урок | Создание кулинарной книги «Рецепты моей бабушки» | |
20 | Пищевые риски, продукты опасные для здоровья. | Работа с литературой и сетью Интернет | Урок практикум | | |
Рациональное питание. |
21 | Адаптивный рацион питания в зависимости от вида деятельности. | Мышечная работа и расход энергии. Группы по степени энергозатрат, обусловленных профессиональной деятельностью. Половой признак и физические нагрузки. | Беседа с элементами творчества | Изготовление плаката «Адаптивный рацион питания в зависимости от вида деятельности.» | |
22 | Соответствие рациона питания гигиеническим требованиям в зависимости от возраста | Величины нормативного поступления основных питательных веществ для людей разных возрастных категорий. Современный рацион питания детей подросткового возраста проживающих в северных районах страны. | Беседа с элементами творчества | Изготовление плаката «Соответствие рациона питания гигиеническим требованиям в зависимости от возраста» | |
23 | Адаптивный рацион питания в зависимости от физиологического состояния | Определение физиологического состояния человека (беременность, половое созревание, болезни и т.д.). Величины нормативного поступления основных питательных веществ в зависимости от физиологического состояния. | Беседа с элементами творчества | Изготовление плаката «Адаптивный рацион питания в зависимости от физиологического состояния» | |
24 | Соответствие рациона климато-географическим и экологическим условиям | Нормы питания трем климатическим зонам: центральной, южной и северной. Рационализации питания коренного, аборигенного и пришлого населения в зависимости от климатогеографических зон. | Беседа с элементами творчества | Изготовление плаката «Соответствие рациона климато-географическим и экологическим условиям» | |
25 | Пищевые предпочтения в суточном рационе питания как часть этнической самоидентификации | Изменения в рационе питания коренного, аборигенного и пришлого населения. Рационализации питания коренного, аборигенного и пришлого населения в зависимости от климатогеографических зон ДВ. Тысячелетние традиции питания народов ДВ и их перелом. | Беседа с элементами творчества | Изготовление плаката «Пищевые предпочтения в суточном рационе питания как часть этнической самоидентификации» | |
26 | Исследование комплексного меню | Объем и условия проведения исследования. Составление суточного рациона питания с использованием методики анкетирования. Методики исследования антропометрических показателей: соматометрических (рост) и соматоскопических (масса тела). | Уроки исследования | Исследование «Особенности суточного рациона питания детей» | |
27 | Исследование комплексного меню | |
28 | Исследование комплексного меню | |
29 | Соответствие питания физическим нагрузкам. | Определение соответствия суточного рациона питания энергозатратам организма. Анализ содержание нутриентов в суточном рационе питания. Соответствие суточного рациона питания энергозатратам организма детей. | |
30 | Соответствие питания физическим нагрузкам. | |
31 | Режим питания. Составление суточного меню. | |
Гигиена питания. |
32 | Нарушение питания. | Болезни, связанные с нарушением питания. Профилактика и медикаментозное лечение болезней связанных с нарушением питания. | Беседа | | |
33 | Пищевые отравления. | Потребительская культура. Определение доброкачественных продуктов. Правила совершения покупки продуктов питания. Правила хранения продуктов питания. ПМП при пищевых отравлениях. | Беседа | | |
34 | Итоговое занятие: Правильное питание – это здоровье и красота. | Фестиваль электронных презентаций «Питаемся правильно» | Итоговый урок | Подготовить презентацию «Питаемся правильно» | |