УТВЕРЖДАЮ
Директор МАОУ «Гимназии №8»
____________ З.А.Выголова
«_____»___________ 2017г.
Рабочая программа краткосрочного курса
«Разговор о правильном питании»
(2017-2018 уч. год) 6 класс.
Верещагина Наталья Александровна
учитель технологии
первой квалификационной категории
Рассмотрено на НМС
_____________ 2017 г.
Руководитель НМС ______
Пермь – 2017
Пояснительная записка
Данный курс направлен: на создание условий для формирования у школьников среднего звена основы рационального питания, представление о необходимости заботы о своём здоровье, на повышение мотивации к изучению предмета технология, в том числе, раздела «Кулинария». Курс представляет собой образовательную технологию по развитию исследовательских, информационных, социальных компетентностей во внеурочной деятельности.
Отличительные особенности данной программы
Данная программа рассчитана и адаптирована для обучающихся 6 классов. В процессе обучения возможно проведение корректировки сложности заданий и внесение изменений в программу, исходя из опыта детей и степени усвоения ими учебного материала.
Данная программа ориентирована на реализацию общекультурного и духовно-нравственного направлений в воспитании и развитии детей. Программа предназначена для учащихся 6 класса и рассчитана на 8 часа (по 1 часу в неделю).
Цель программы курса:
– формирование у детей основных представлений и навыков рационального питания, связанных с соблюдением режима, правил гигиены, умением выбирать полезные продукты и блюда, необходимости заботы о своём здоровье.
Программа проекта способствует воспитанию у детей культуры здоровья, осознанию ими здоровья как главной человеческой ценности.
Задачи курса:
- расширять знания подростков о правилах питания, направленных на сохранение и укрепление здоровья, формировать готовность соблюдать эти правила; - развивать навыки правильного питания как составной части здорового образа жизни; - развивать представления о правилах этикета, связанных с питанием, осознания того, что навыки этикета являются неотъемлемой частью общей культуры личности; - развивать представления о социокультурных аспектах питания, его связи с культурой и историей народа; - пробуждать у детей интерес к народным традициям, связанным с питанием, расширять знания о истории и традициях своего народа, формировать чувства уважения к культуре своего народа и культуре и традициям других народов.; - развивать творческие способности, кругозор подростков, умения эффективно взаимодействовать со сверстниками и взрослыми в процессе решения проблемы; - просвещать родителей в вопросах организации правильного питания детей подросткового возраста.
Обоснование курса
«Мы живём не для того, чтобы есть,
а едим для того, чтобы жить.»
Сократ
Воспитание здорового школьника – проблема общегосударственная, комплексная и её первоочередной задачей является выделение конкретных аспектов, решение которых возложено на учителя. Одна из основных задач учебного процесса – это сохранение здоровья детей, формирование у школьников потребности вести здоровый образ жизни, обеспечение мотивации к этому.
Актуальность программы заключается в том, что в настоящее время наблюдается увеличение числа больных детей по стране, по региону. Необходимо формировать ЗОЖ, начиная с раннего возраста. Преимущество курса заключается в том, что его материал носит практико-ориентированный характер, актуален для детей. Всё, что они узнают и чему учатся на занятиях, они могут применить дома и в гостях уже сегодня. Программа курса носит интерактивный характер, стимулирующий непосредственное участие школьников в процессе обучения, пробуждающий интерес и желание соблюдать правила питания и заботиться о собственном здоровье. В ходе изучения программы используются разнообразные формы и методы, обеспечивающие непосредственное участие школьников в работе по программе, стимулирующие их интерес к изучаемому материалу, дающие возможность проявить свои творческие способности. Содержание программы, а также используемые формы и методы её реализации носят игровой характер, развивают познавательный интерес к проблеме питания и формирования ЗОЖ. Поскольку игра является ведущей деятельностью для школьников, то и игровые методы являются основой организации обучения по программе. Можно выделить несколько типов игр, комбинация которых обеспечит эффективность процесса обучения: сюжетно-ролевая игра, игра с правилами, образно-ролевая игра.
Формы работы:
Групповая работа. Работа в парах (сюжетно-ролевые игры, игры с правилами, образно-ролевые игры, дискуссии).
Фронтальная работа – это работа со всеми учащимися. Учитель предлагает беседу, рассказ, историю, чтение статей, информационный материал. Такая форма работы требует устойчивого внимания и заинтересованность учащихся.
Индивидуальная работа – большое значение имеет для обработки практических навыков и умений, ответы на вопросы анкеты, проблемные задания, выполнение санитарно-гигиенических требований.
Методы:
Репродуктивный – (беседа, вопросы, тесты, анкетирование);
Проблемный;
Частично-поисковый – (творческие задания);
Объяснительно-иллюстративный.
При организации занятий у каждого ребёнка должна быть своя рабочая тетрадь/ М.М. Безруких, Т.А. Филиппова.-М.: ОЛМА Медиа Групп, 2012., в которой бы он мог выполнять задания.
Данная программа ориентирована на формирование и развитие следующих видов УУД.
В сфере личностных УУД:
осознание своих творческих возможностей;
проявление познавательных мотивов;
готовность и способность к саморазвитию.
В сфере регулятивных УУД:
выбирать совместно с учителем свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации;
принимать и сохранять учебную задачу;
концентрация воли для преодоления интеллектуальных затруднений и физических препятствий;
осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;
адекватно воспринимать словесную оценку учителя;
различать способ и результат действия;
оценивать правильность выполнения действия по результату;
в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи.
В сфере познавательных УУД:
самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель;
осуществлять рефлексию способов и условий действий;
строить речевое высказывание в устной форме;
осуществлять поиск и выделение необходимой информации из различных источников в разных формах;
включаться в творческую деятельность под руководством учителя.
В сфере коммуникативных УУД:
формулировать собственное мнение и позицию;
задавать вопросы;
допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной;
договариваться и приходить к общему решению в совместной творческой деятельности;
адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;
оказывать в сотрудничестве взаимопомощь.
Ожидаемые результаты курса
В результате освоения программы курса «Разговор о правильном питании» школьники получат представления:
о правилах и основах рационального питания,
о необходимости соблюдения гигиены питания;
о полезных продуктах питания;
об особенностях питания в летний и зимний периоды, причинах вызывающих изменение в рационе питания;
об основных группах питательных веществ – белках, жирах, углеводах, витаминах и минеральных солях, функциях этих веществ в организме.
Полученные знания позволят учащимся ориентироваться в ассортименте наиболее типичных продуктов питания, сознательно выбирать наиболее полезные продукты питания. Школьники смогут оценивать свой рацион и режим питания с точки зрения соответствия требованиям здорового образа жизни и с учётом границ личностной активности корректировать несоответствия. Учащиеся получат знания и навыки, связанные с этикетом в области питания с, что в определённой степени повлияет на успешность их социальной адаптации, установление контактов с другими людьми.
Учебно-тематическое планирование
Дата | № занятия | Тема занятия | Количество часов |
Теория | Прак-тика | Общее |
| 1 | Здоровье – это здорово. Режим питания школьника. Энергия пищи. Составление суточного меню. | 0,5 | 0,5 | 1 |
| 2 | Где и как мы едим. Ты покупатель. | 0,5 | 0,5 | 1 |
| 3 | Ты готовишь себе и друзьям. Правила Т.Б. при кулинарных работах. Правила сервировки стола. Правила этикета. | 0,5 | 0,5 | 1 |
| 4 | Технология приготовления холодных закусок, горячих напитков. | 0,5 | 0,5 | 1 |
| 5 | Технология приготовления бутербродов, холодных напитков. | 0,5 | 0,5 | 1 |
| 6 | Как питались на Руси и в РОССИИ | 0,5 | 0,5 | 1 |
| 7 | Кухни разных народов. | 0,5 | 0,5 | 1 |
| 8 | Кулинарная история | 0,5 | 0,5 | 1 |
ИТОГО: | 4 | 4 | 8 |
Содержание программы
№ п/п | Название темы | Кол-во час | Способы деятельности педагога | Учащихся | Объект оценивания |
1. | Здоровье – это здорово. Режим питания школьника. Энергия пищи. Составление суточного меню. | 1 | Беседа. Знакомит учащихся со здоровым образом жизни, с различными вариантами организации режима питания, с вариантами составления суточного меню. Ставит учебную задачу. | Слушают, наблюдают, принимают учебную задачу. Работают в рабочей тетради. | Практическая работа. |
2. | Где и как мы едим. Ты покупатель. | 1 | Беседует. Знакомит с правилам поведения во время приёма пищи в местах общественного питания. Формулирует учебную задачу по сбору информации с товара по упаковке. | Слушают, отвечают, принимают учебную задачу. Работают в рабочей тетради. | Практическая работа |
3. | Ты готовишь себе и друзьям. Правила Т.Б. при кулинарных работах. Правила сервировки стола и этикета. | 1 | Знакомит с техникой безопасности при приготовлении кулинарных блюд, с оборудованием кухни и правилами сервировки стола и этикета. | Слушают, наблюдают, принимают учебную задачу. Работают в рабочей тетради. | Практическая работа. |
4. | Технология приготовления холодных закусок, горячих напитков. | 1 | Знакомит с технологией приготовления фаршированных помидор, горячих напитков и украшения готового блюда. | Слушают, наблюдают, принимают учебную задачу. Готовят рабочее место для приготовления холодных закусок. | Практическая работа |
5 | Технология приготовления бутербродов, холодных напитков. | 1 | Знакомит с технологией приготовления бутербродов, холодных напитков. | Слушают, наблюдают, принимают учебную задачу. Готовят рабочее место для приготовления бутербродов, холодных напитков. | Практическая работа. |
6 | Как питались на Руси и в РОССИИ | 1 | Знакомит с историей кулинарии, обычаях и традициях своей страны. Показ презентации. | Слушают, наблюдают, принимают учебную задачу. Работают в рабочей тетради. | Практическая работа. |
7 | Кухни разных народов. | 1 | Знакомит с кулинарными обычаями и традициями разных стран. | Слушают, наблюдают, принимают учебную задачу. Работают в рабочей тетради. | Практическая работа. |
8 | Кулинарная история | 1 | Знакомит о традициях и культуре питания. Даёт представление о правильном питании как составляющей культуры здоровья человека. Показ презентации. | Слушают, наблюдают, принимают учебную задачу. Работают в рабочей тетради. | Практическая работа. |
| Итого: | 8 | | | |
Анализ нормативной базы
Программа курса «Разговор о правильном питании» для 6 классов составлена на основании следующих нормативно-правовых документов:
Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от « 6 » октября 2009 г. № 373 (с последующими изменениями)
СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» (Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 29.12.2010г. № 189 зарегистрировано в Минюсте РФ 03.03.2011 г., рег. № 19993);
Образовательной программы разработанной специалистами Института возрастной физиологии Российской академии образования под руководством М.М. Безруких, директора этого института, академика РАО и методического пособия для учителей/ Безруких М.М., Филиппова Т.А., Макеева А.Г.- М.: ОЛМА Медиа Групп, 2011.
Список литературы
1. Безруких М.М., Филиппова Т.А., Макеева А.Г. Разговор о правильном питании/ Методическое пособие.- М.: ОЛМА Медиа Групп, 2012,79с.; 2.Безруких М.М., Филиппова Т.А., Макеева А.Г. Две недели в лагере здоровья/ Методическое пособие. - М.: ОЛМА Медиа Групп, 20012, 79с; 3.Верзилин Н. Путешествие с домашними растениями. -Л., 1974,200с; 4.Кондова С.Н. Что готовить, когда мамы нет дома М., 1990,185с; 5.Ладодо К.С Продукты и блюда в детском питании. М.,1991,190с; 6.Похлёбкин В.В. История важнейших пищевых продуктов. М., 2000, 350с; 7.Справочник по детской диетике. М.1977., 340 с.; 8.Этикет и сервировка праздничного стола. М., 2002.400с; 9. Витамины / Под ред. Смирнова М. П.— М.: Медицина, 1974. 140 с.; 10. Безруких М. М., Сонькин В. Д., Фарбер Д. О. Возрастная физиология. М., 2002, 414 с.; 11. Губанов И. А. Энциклопедия природы России. Пищевые растения. М.: АВР, 1996. 556; 12. Дерюгина М. П., Домбровский В. Ю., Панферое В. П. Как питается ваш малыш. Минск: Полымя, 1990. 320 с.; 13.Ермакое Б. С. Лесные растения в вашем саду (плодово-ягодные деревья и кустарники) Справочное пособие. М.: Экология, 1992. 159 с.. 14.Интернет – ресурсы http:// www.


