Программа кружка
«ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ОБРАБОТКА ИЗДЕЛИЙ ИЗ ДРЕВЕСИНЫ.
РЕЗЬБА ПО ДЕРЕВУ»
2016-2017учебный год
Пояснительная записка
Образовательная дополнительная программа «Художественная обработка изделий из древесины. Резьба по дереву» - художественно - эстетического направления рассчитана на 1 год, которая носит индивидуальный и групповой характер обучения.
Предлагаемая программа позволит дать школьникам представление о разных видах декоративно-прикладного искусства и его значении в жизни каждого человека.
Актуальность - данной программы заключается в соединении умственного и физического творческого труда, которое является одной из основ здорового и долговременного образа жизни человека. Программа содержит установку на познание многообразия живых существ на земле, свойства и строение дерева – самого распространенного природного материала, на раскрытие потребностей детей творить и осознавать свои возможности.
Новизна данной программы заключается в объединении традиций русского народа в изготовлении декоративно-прикладных изделий из древесины и реализации творческой индивидуальности каждого обучающегося; резьбы по дереву, начиная с формирования художественного образа прикладного изделия из природного материала и заканчивая его представлением на выставках.
Основной целью занятий данного кружка является формирование у обучающихся художественной культуры, творческой активности, содействие в овладении образным языком декоративно-прикладного искусства.
Задачи курса:
раскрытие и развитие индивидуальных и творческих способностей учащихся;
выявление и поддержка технически талантливых детей;
воспитание уважения к народным традициям;
развитие познавательной активности и самостоятельности;
формирование технологической и художественной культуры;
освоение и формирование практических навыков работы с простыми материалами, инструментами, познание теории и практики плотницкого, столярного искусства и резьбы по дереву;
создание условий для осознанного профессионального самоопределения;
развитие таких качеств личности, как трудолюбие, восприятие, память, внимание, наблюдательность, умение творчески мыслить;
ознакомление с историей работы с деревом.
Образовательные – углубление и расширение знаний об истории и развитии резьбы, формирование знаний по основам композиции, цветоведения и материаловедения, освоение техники резьбы.
Воспитательные – привитие интереса к культуре своей Родины, к истокам народного творчества, воспитание эстетического отношения к действительности, трудолюбия, аккуратности, усидчивости, терпения, умения довести начатое дело до конца, взаимопомощи при выполнении работы, экономичного отношения к используемым материалам.
Развивающие – развитие моторных навыков, образного мышления, внимания, фантазии, творческих способностей, формирование эстетического и художественного вкуса.
Отличительные особенности программы:
Отличительной особенностью данной программы от других программ работы с древесиной - заключается в том, что она нацелена на освоение работы с деревом. Обучающиеся могут в максимально возможной мере реализовать свой творческий замысел и фантазию и после первых начальных упражнений обучающиеся смогут создать предметы быта в форме животных и растений, мир которых бесконечно разнообразен.
Предлагаемая программа (составленная на основании учебного пособия Технология. 5-9 кл: Художественная обработка изделий из древесины. Резьба по дереву / В.П. Боровых.- Волгоград: Учитель, 2009. – 187 стр.: ил.) позволит дать обучающимся представление о разных видах декоративно-прикладного искусства и его значении в жизни каждого человека.
В реализации программы участвуют
Дети в возрасте 11-14 лет.
Разработанная программа по своему тематическому содержанию применима как для учащихся среднего, так и для старшего звена.
Овладение программой осуществляется на основе оптимального сочетания теоретического и практического обучения, преемственности с изобразительным искусством и трудовым обучением в 5-9 классах.
Форма и режим занятий:
Данная программа рассчитана на один год обучения. Занятия проводятся 1 раз в неделю, в общем объёме 29 часов.
Основной акцент программы делается на изучение основ геометрической, двугранной и пропильной резьбы, которым отводится 80% времени.
В ходе обучения рекомендуется использовать игровые технологии, не перегружать детей, подкреплять работу обучающихся участием в конкурсах, выставках, конференциях, поддерживать соревновательных дух между членами объединения.
Овладение техникой резьбы начинается с изучения сведений по безопасной работе и материаловедению. Далее обучающиеся овладевают знаниями о древесине как конструкционном материале, о подготовке оборудования и материала к работе. Рассматриваются виды художественной обработки и, в частности, резьба. Выполняются первые творческие проекты. После разъяснения схемы учитель даёт дополнительные сведения для выполнения конкретного изделия: расход материалов, способы крепления основных деталей и их количество, место прикрепления деталей и т. д.
Далее обучающиеся, руководствуясь схемой и объяснениями руководителя, выполняют сначала образцы, а затем и само изделие.
Эффективность обучения повышается при введении элементов проблемности.
Требования к уровню подготовки обучающихся
В конце изучения курса «Резьба по дереву» обучающиеся должны знать:
культурологические аспекты развития деревянного зодчества и резьбы по дереву в России;
общие сведения о народных промыслах и художественных ремёслах;
общие сведения о единстве красоты и формы в декоративно-прикладном искусстве;
иметь представление о современных способах ручной и механизированной обработки и отделки древесины;
свойства и породы древесины;
виды резьбы и их подвиды;
мотивы образования и технику геометрической резьбы;
общие принципы художественного проектирования и конструирования;
требования к организации рабочего места, оборудования, инструментов;
основные правила безопасного труда.
Обучающиеся должны уметь:
рационально организовать своё рабочее место, подбирать оборудование, инструменты с учётом требования технической эстетики, безопасных приёмов работы;
планировать работу, составлять графическую и проектную документацию;
уметь правильно подбирать материалы и заготовки для практических и учебных работ с учётом эстетических, экологических и экономических требований;
затачивать простейшие режущие инструменты;
правильно размечать резное поле;
составлять орнамент и резные композиции;
владеть техникой геометрической резьбы и её подвидов;
выполнять простые творческие проекты.
Формы контроля по выполнению эффективности обучения по образовательным программам
Усложнённые творческие проекты (в конце курса) «Полочка» и «Аптечка».
Итоговое занятие в (в конце года).
Конференция (4 раза в год): ноябрь, декабрь, март, апрель.
Выставка (3 раза в год): февраль, апрель, май.
Самостоятельная практическая работа.
Анкетирование.
Наблюдение.
Содержание программы
Вводное занятие. Сведения по материаловедению.
Безопасность труда (1 ч).
Содержание и задачи раздела «Художественная обработка изделий из древесины». Требования безопасности труда. Причины травматизма. Меры предупреждения травматизма. Основные правила, инструкции по безопасности труда, их выполнение. Гигиена труда. Причины пожаров в помещениях.
Теоретические сведения:
Практическая работа:
безопасное выполнение операций (раскрой заготовок, пиление, строгание, шлифование, фрезерование) по выполнению обработки конструкционных материалов;
использование первичных средств пожаротушения.
Оборудование рабочего места для ручной обработки древесины (1 ч).
Организация труда и оборудование рабочего места для обработки древесины. Рациональное размещение инструмента и материалов на столярном верстаке. Освещение рабочего места. Подготовка разметочного инструмента, косяка (ножа), аптечки. Подготовка учебной доски.
Теоретические сведения:
Практическая работа:
подготовка разметочного инструмента, косячка (ножа), аптечки;
подготовка учебной доски к работе.
Древесина – природный конструкционный материал (1 ч).
Древесина как природный конструкционный материал. Применение древесины в народном хозяйстве. Строение древесины. Породы древесины. Виды пороков древесины и их характерные признаки. Текстура древесины и её использование. Физико-механические свойства древесины.
Теоретические сведения:
где применяется древесина в народном хозяйстве;
строение древесины и её породы;
виды пороков древесины и их характерные признаки;
физико-механические свойства древесины.
Практическая работа:
научиться по внешним признакам определять породу, пороки, строение текстуры древесины;
научиться подбирать необходимую древесину для выполнения изделия.
Пиломатериалы и древесные материалы (1 ч).
Виды пиломатериалов. Основные элементы пиломатериалов.
Теоретические сведения:
Практическая работа:
Сведения о народных промыслах и художественных ремёслах (1 ч).
Культурологические аспекты развития деревянного зодчества и резьбы по дереву в России. Общие сведения о народных промыслах и художественных ремёслах. Общие сведения о единстве красоты и формы в декоративно-прикладном искусстве.
Теоретические сведения:
Практическая работа:
Составление технологической карты изделия (2ч).
Конструирование изделий. Конструктивные части и элементы. Технологическая карта, её содержание и назначение. Технология изготовления разделочной доски, полки, подставки, шкатулки и т. д.
Теоретические сведения:
основные требования, предъявляемые к конструкторской документации;
технологию изготовления разделочной доски, полки, подставки, шкатулки и т. д.
Практическая работа:
Выбор инструмента, оборудования, материала и подготовка их к работе (2ч)
Основные требования к выбору и подготовке инструмента. Выбор материала и подготовка его к работе. Древесина, её особенности с учётом эстетических, экологических и экономических требований. Преимущества и недостатки. Резание как основной метод обработки материалов.
Теоретические сведения:
основные требования к выбору и подготовке инструмента и материала;
преимущества и недостатки при выборе материала;
основные требования к выполнению резьбы по дереву.
Практическая работа:
научиться выбирать материал, инструмент и готовить его к работе по декорированию изделия из древесины;
соблюдение техники безопасности при выполнении элементов резьбы.
Разметка изделия (1 ч).
Назначение и роль разметки. Подготовка поверхности изделия под разметку. Разметочные и измерительные инструменты. Разметка по чертежу, эскизу и шаблону.
Теоретические сведения:
Практическая работа:
научиться готовить поверхность изделия под разметку;
научиться выполнять элементы разметки;
научиться делать разметку по чертежу, эскизу и шаблону.
9. Художественная обработка древесины (2 ч).
Основы резания. Резание как основной метод обработки материалов. Виды обработки. Материалы и полуфабрикаты из древесины.
Теоретические сведения:
Практическая работа:
овладение основными приёмами резания;
научиться соблюдать технику безопасности при выполнении резания;
научиться подбирать необходимый инструмент и материал для выполнения резания.
10. Виды резьбы и их подвиды. Геометрическая резьба (2 ч).
Виды домовой резьбы: пропильная (сквозная), накладная, глухая, ажурная, геометрическая, плоскорельефная, рельефная, комбинированная – и её применение в наружном и внутреннем декоре дома. Народные традиции при декорировании изделий резьбой. Единство формы и содержания. Принципы формообразования и композиции в художественно-декоративном творчестве. Конструктивные особенности геометрической резьбы в различных регионах России.
Теоретические сведения:
Практическая работа:
11. Заточка и правка режущего инструмента (1 ч).
Инструменты и приспособления при заточке и правке инструмента для резьбы по дереву. Приёмы заточки и наладки. Техника безопасности при заточке инструмента.
Теоретические сведения:
Практическая работа:
выполнение заточки, правки и настройки режущего инструмента;
соблюдение техники безопасности при заточке инструмента.
12. Орнамент и изделие. Виды орнаментальных мотивов народов мира (2 ч).
Понятие об орнаменте и узоре. Виды орнаментов: геометрический, растительный и др. Виды узоров. Основы построения узоров (в круге, квадрате и т. д.). Принципы построения орнаментов.
Теоретические сведения:
Практическая работа:
выполнение графически видов орнаментов, узоров;
конструирование, варьирование элементов орнамента и узора в декоре изделия.
13. Техника выполнения элементов резьбы (2 ч).
Элементы геометрической резьбы. Техника выполнения двухгранных и трёхгранных выемок. Выполнение простейшего орнамента. Особенности техники геометрической резьбы по дереву (ознакомление). Профессия резчика по дереву.
Теоретические сведения:
Практическая работа:
14. Технология сборки изделия (2 ч).
Общие сведения. Процесс сборки изделия. Последовательность сборки изделия с учётом орнамента геометрической резьбы изделий. Подрезание уступов, выравнивание канавок. Подгонка стыковых участков изделия.
Теоретические сведения:
Практическая работа:
подрезание уступов, выравнивание канавок, подгон стыковых участков изделия;
сборка изделия по чертежу.
15. Отделка изделия (2 ч).
Назначение, правила и приёмы отделки изделий из древесины. Отделка элементов готовых изделий и её виды: морение, тонирование, роспись, окраска. Виды лакокрасочных материалов. Нанесение лакокрасочных материалов.
Теоретические сведения:
назначение, правила и приёмы отделки изделий из древесины;
варианты и способы отделки элементов готовых изделий и её виды.
Практическая работа:
выполнение отделки изделия;
подбор вида лакокрасочного материала;
выполнение операции по лакированию изделия.
16. Творческий проект (4 ч.).
Разработка технического маршрута изготовления или модернизации объекта техники, выбор и назначение средств технического назначения. Оформление технического описания, изготовление, испытание объекта.
Теоретические сведения:
формирование технической задачи;
определение требований к изготовлению изделия и оформлению пояснительной записки к нему;
оптимальные варианты решения задачи;
варианты разработки новых технических решений.
Практическая работа:
выбрать тему разрабатываемого изделия или объекта техники;
обосновать тему выбранного проекта;
выполнить основные конструкторские расчёты технологического процесса;
подобрать необходимый материал, инструмент и оборудование для изготовления проекта;
сделать эколого-экономическое обоснование проекта;
дать оценку изделия и сделать вывод о положительных и отрицательных сторонах проекта;
провести испытание объекта техники (изделия).
17. Защита проекта. Участие в выставке (2 ч).
Цели, поставленные при выполнении проекта. Контроль качества изделия в целом. Оформление, содержание, комментирование разделов проекта. Конечная цель изделия (дарение, реализация, использование в личных целях и т. д.).
Теоретические сведения:
Практическая работа:
выдвижение деловых предложений и идей;
оформление рекламы своего товара;
изучение конъюнктуры рынка.
Календарно-тематический план
№ п/п | ТЕМЫ ЗАНЯТИЙ | Количество часов |
-
| Вводное занятие. Сведения по материаловедению. Безопасность труда | 1 |
-
| Оборудование рабочего места для ручной обработки древесины | 1 |
-
| Древесина – природный конструкционный материал | 1 |
-
| Пиломатериалы и древесные материалы | 1 |
-
| Сведения о народных промыслах и художественных ремеслах | 1 |
-
| Составление технологической карты изделия | 2 |
-
| Выбор инструмента, оборудования, материала и подготовка их к работе | 2 |
-
| Разметка изделия | 1 |
-
| Художественная обработка древесины | 2 |
10 | Виды резьбы и их подвиды. Геометрическая резьба | 2 |
11 | Заточка и правка режущего инструмента | 1 |
12 | Орнамент и изделие. Виды орнаментальных мотивов народов мира | 2 |
13 | Техника выполнения элементов резьбы | 2 |
14 | Технология сборки изделия | 2 |
15 | Отделка изделия | 2 |
16 | Творческий проект | 4 |
17 | Защита проекта. Участие в выставке | 2 |
Итого: | 29 |
Материально-техническое обеспечение программы
Материалы и оборудование:
Древесина (доски различной толщины), мебельный щит.
Фанера различной толщины.
Мебельная фурнитура.
Лаки, краски, воск.
Электровижигатель.
Ручной лобзик.
Электролобзик.
Сверлильный станок, дрель.
Набор свёрл.
Электрофрезер. Набор фрез.
Шлифовальная бумага (крупно- и мелкозернистая).
Круглошлифовальная машинка, ленточная шлифмашинка.
Ручные и электропилы.
Карандаш, линейка.
Контрольный и измерительный инструмент.
Список литературы для педагогов
Технология. 5-9 классы: художественная обработка изделий из древесины. Резьба по дереву. Дополнительное образование. / авт.-сост. В. П. Боровых. – Волгоград: Учитель, 2009. – 187 с.: ил.
Клюев Г. И. Технология производства мебели: Учеб. пособие для нач. проф. образования / Геннадий Иванович Клюев. – М.: Издательский центр «Академия», 2005. – 176 с.
Челышева Е. Столярные работы. / Серия «Для дома и заработка». Ростов н/Д: «Феникс», 2000. – 320 с.
Список литературы для обучающихся
Технология: Учебники для учащихся 8 класса общеобразовательных учреждений. – 2-5 изд., перераб. / Под ред. В. Д. Симоненко. – М.: Вентана-Гарф, 2004. – 208 с.: ил.
Технология: 7 класс: Учебник для учащихся общеобразовательных учреждений / Под ред. И. А. Сасовой. – М.: Вентана-Граф, 2007. – 160 с.
Технология: 6 класс: Учебник для учащихся общеобразовательных учреждений (вариант для мальчиков) / Под ред. И. А. Сасовой. – 2-е изд., перераб. – М.: Вентана-Граф, 2007. – 192 с.
Мур Денис. Резьба по дереву: Техника. Приёмы. Изделия: Энциклопедия / Пер. с англ. – М.: АСТ-ПРЕСС СКД, 2009. – 128 с.: ил. – (Золотая библиотека увлечений).