СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Программа кружка "Умелые руки"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Образовательная  дополнительная программа «Художественная обработка изделий из древесины. Резьба по дереву» - художественно - эстетического направления рассчитана на 1 год, которая носит индивидуальный и групповой характер обучения.

Предлагаемая программа позволит дать школьникам представление о разных видах декоративно-прикладного искусства и его значении в жизни каждого человека.

Просмотр содержимого документа
«Программа кружка "Умелые руки"»

Программа кружка

«ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ОБРАБОТКА ИЗДЕЛИЙ ИЗ ДРЕВЕСИНЫ.

РЕЗЬБА ПО ДЕРЕВУ»

2016-2017учебный год


Пояснительная записка

Образовательная дополнительная программа «Художественная обработка изделий из древесины. Резьба по дереву» - художественно - эстетического направления рассчитана на 1 год, которая носит индивидуальный и групповой характер обучения.

Предлагаемая программа позволит дать школьникам представление о разных видах декоративно-прикладного искусства и его значении в жизни каждого человека.

Актуальность - данной программы заключается в соединении умственного и физического творческого труда, которое является одной из основ здорового и долговременного образа жизни человека. Программа содержит установку на познание многообразия живых существ на земле, свойства и строение дерева – самого распространенного природного материала, на раскрытие потребностей детей творить и осознавать свои возможности.

Новизна данной программы заключается в объединении традиций русского народа в изготовлении декоративно-прикладных изделий из древесины и реализации творческой индивидуальности каждого обучающегося; резьбы по дереву, начиная с формирования художественного образа прикладного изделия из природного материала и заканчивая его представлением на выставках.

Основной целью занятий данного кружка является формирование у обучающихся художественной культуры, творческой активности, содействие в овладении образным языком декоративно-прикладного искусства.


Задачи курса:

  • раскрытие и развитие индивидуальных и творческих способностей учащихся;

  • выявление и поддержка технически талантливых детей;

  • воспитание уважения к народным традициям;

  • развитие познавательной активности и самостоятельности;

  • формирование технологической и художественной культуры;

  • освоение и формирование практических навыков работы с простыми материалами, инструментами, познание теории и практики плотницкого, столярного искусства и резьбы по дереву;

  • создание условий для осознанного профессионального самоопределения;

  • развитие таких качеств личности, как трудолюбие, восприятие, память, внимание, наблюдательность, умение творчески мыслить;

  • ознакомление с историей работы с деревом.


Образовательные – углубление и расширение знаний об истории и развитии резьбы, формирование знаний по основам композиции, цветоведения и материаловедения, освоение техники резьбы.

Воспитательные – привитие интереса к культуре своей Родины, к истокам народного творчества, воспитание эстетического отношения к действительности, трудолюбия, аккуратности, усидчивости, терпения, умения довести начатое дело до конца, взаимопомощи при выполнении работы, экономичного отношения к используемым материалам.

Развивающие – развитие моторных навыков, образного мышления, внимания, фантазии, творческих способностей, формирование эстетического и художественного вкуса.

Отличительные особенности программы:

Отличительной особенностью данной программы от других программ работы с древесиной - заключается в том, что она нацелена на освоение работы с деревом. Обучающиеся могут в максимально возможной мере реализовать свой творческий замысел и фантазию и после первых начальных упражнений обучающиеся смогут создать предметы быта в форме животных и растений, мир которых бесконечно разнообразен.

Предлагаемая программа (составленная на основании учебного пособия Технология. 5-9 кл: Художественная обработка изделий из древесины. Резьба по дереву / В.П. Боровых.- Волгоград: Учитель, 2009. – 187 стр.: ил.) позволит дать обучающимся представление о разных видах декоративно-прикладного искусства и его значении в жизни каждого человека.

В реализации программы участвуют

Дети в возрасте 11-14 лет.

Разработанная программа по своему тематическому содержанию применима как для учащихся среднего, так и для старшего звена.

Овладение программой осуществляется на основе оптимального сочетания теоретического и практического обучения, преемственности с изобразительным искусством и трудовым обучением в 5-9 классах.

Форма и режим занятий:

Данная программа рассчитана на один год обучения. Занятия проводятся 1 раз в неделю, в общем объёме 29 часов.

Основной акцент программы делается на изучение основ геометрической, двугранной и пропильной резьбы, которым отводится 80% времени.

В ходе обучения рекомендуется использовать игровые технологии, не перегружать детей, подкреплять работу обучающихся участием в конкурсах, выставках, конференциях, поддерживать соревновательных дух между членами объединения.

Овладение техникой резьбы начинается с изучения сведений по безопасной работе и материаловедению. Далее обучающиеся овладевают знаниями о древесине как конструкционном материале, о подготовке оборудования и материала к работе. Рассматриваются виды художественной обработки и, в частности, резьба. Выполняются первые творческие проекты. После разъяснения схемы учитель даёт дополнительные сведения для выполнения конкретного изделия: расход материалов, способы крепления основных деталей и их количество, место прикрепления деталей и т. д.

Далее обучающиеся, руководствуясь схемой и объяснениями руководителя, выполняют сначала образцы, а затем и само изделие.

Эффективность обучения повышается при введении элементов проблемности.


Требования к уровню подготовки обучающихся


В конце изучения курса «Резьба по дереву» обучающиеся должны знать:

  • культурологические аспекты развития деревянного зодчества и резьбы по дереву в России;

  • общие сведения о народных промыслах и художественных ремёслах;

  • общие сведения о единстве красоты и формы в декоративно-прикладном искусстве;

  • иметь представление о современных способах ручной и механизированной обработки и отделки древесины;

  • свойства и породы древесины;

  • виды резьбы и их подвиды;

  • мотивы образования и технику геометрической резьбы;

  • общие принципы художественного проектирования и конструирования;

  • требования к организации рабочего места, оборудования, инструментов;

  • основные правила безопасного труда.


Обучающиеся должны уметь:

  • рационально организовать своё рабочее место, подбирать оборудование, инструменты с учётом требования технической эстетики, безопасных приёмов работы;

  • планировать работу, составлять графическую и проектную документацию;

  • уметь правильно подбирать материалы и заготовки для практических и учебных работ с учётом эстетических, экологических и экономических требований;

  • затачивать простейшие режущие инструменты;

  • правильно размечать резное поле;

  • составлять орнамент и резные композиции;

  • владеть техникой геометрической резьбы и её подвидов;

  • выполнять простые творческие проекты.

Формы контроля по выполнению эффективности обучения по образовательным программам


  1. Усложнённые творческие проекты (в конце курса) «Полочка» и «Аптечка».

  2. Итоговое занятие в (в конце года).

  3. Конференция (4 раза в год): ноябрь, декабрь, март, апрель.

  4. Выставка (3 раза в год): февраль, апрель, май.

  5. Самостоятельная практическая работа.

  6. Анкетирование.

  7. Наблюдение.


Содержание программы


  1. Вводное занятие. Сведения по материаловедению.

Безопасность труда (1 ч).


Содержание и задачи раздела «Художественная обработка изделий из древесины». Требования безопасности труда. Причины травматизма. Меры предупреждения травматизма. Основные правила, инструкции по безопасности труда, их выполнение. Гигиена труда. Причины пожаров в помещениях.

Теоретические сведения:

  • содержание и задачи раздела «Художественная обработка изделий из древесины»;

  • требования безопасности труда и причины травматизма;

  • гигиену труда.

Практическая работа:

  • безопасное выполнение операций (раскрой заготовок, пиление, строгание, шлифование, фрезерование) по выполнению обработки конструкционных материалов;

  • использование первичных средств пожаротушения.


  1. Оборудование рабочего места для ручной обработки древесины (1 ч).


Организация труда и оборудование рабочего места для обработки древесины. Рациональное размещение инструмента и материалов на столярном верстаке. Освещение рабочего места. Подготовка разметочного инструмента, косяка (ножа), аптечки. Подготовка учебной доски.


Теоретические сведения:

  • организация труда и оборудование рабочего места для обработки древесины;

  • рациональное размещение инструмента и материалов на столярном верстаке.

Практическая работа:

  • подготовка разметочного инструмента, косячка (ножа), аптечки;

  • подготовка учебной доски к работе.


  1. Древесина – природный конструкционный материал (1 ч).


Древесина как природный конструкционный материал. Применение древесины в народном хозяйстве. Строение древесины. Породы древесины. Виды пороков древесины и их характерные признаки. Текстура древесины и её использование. Физико-механические свойства древесины.

Теоретические сведения:

  • где применяется древесина в народном хозяйстве;

  • строение древесины и её породы;

  • виды пороков древесины и их характерные признаки;

  • физико-механические свойства древесины.


Практическая работа:

  • научиться по внешним признакам определять породу, пороки, строение текстуры древесины;

  • научиться подбирать необходимую древесину для выполнения изделия.


  1. Пиломатериалы и древесные материалы (1 ч).

Виды пиломатериалов. Основные элементы пиломатериалов.


Теоретические сведения:

  • виды пиломатериалов;

  • основные элементы пиломатериалов.


Практическая работа:

  • научиться определять виды пиломатериалов и основные элементы пиломатериалов.



  1. Сведения о народных промыслах и художественных ремёслах (1 ч).


Культурологические аспекты развития деревянного зодчества и резьбы по дереву в России. Общие сведения о народных промыслах и художественных ремёслах. Общие сведения о единстве красоты и формы в декоративно-прикладном искусстве.

Теоретические сведения:

  • культурологические аспекты развития деревянного зодчества и резьбы по дереву в России;

  • общие сведения о народных промыслах и художественных ремёслах своего региона.

Практическая работа:

  • научиться находить и использовать справочную и учебную литературу по народным промыслам в декоративно-прикладном искусстве.


  1. Составление технологической карты изделия (2ч).


Конструирование изделий. Конструктивные части и элементы. Технологическая карта, её содержание и назначение. Технология изготовления разделочной доски, полки, подставки, шкатулки и т. д.

Теоретические сведения:

  • основные требования, предъявляемые к конструкторской документации;

  • технологию изготовления разделочной доски, полки, подставки, шкатулки и т. д.

Практическая работа:

  • научиться составлять и читать технологическую карту и другой справочный материал;

  • научиться подбирать необходимый вид декора изделия.


  1. Выбор инструмента, оборудования, материала и подготовка их к работе (2ч)


Основные требования к выбору и подготовке инструмента. Выбор материала и подготовка его к работе. Древесина, её особенности с учётом эстетических, экологических и экономических требований. Преимущества и недостатки. Резание как основной метод обработки материалов.

Теоретические сведения:

  • основные требования к выбору и подготовке инструмента и материала;

  • преимущества и недостатки при выборе материала;

  • основные требования к выполнению резьбы по дереву.

Практическая работа:

  • научиться выбирать материал, инструмент и готовить его к работе по декорированию изделия из древесины;

  • соблюдение техники безопасности при выполнении элементов резьбы.


  1. Разметка изделия (1 ч).


Назначение и роль разметки. Подготовка поверхности изделия под разметку. Разметочные и измерительные инструменты. Разметка по чертежу, эскизу и шаблону.

Теоретические сведения:

  • назначение и роль разметки;

  • какие используют инструменты и приспособления для выполнения разметки.

Практическая работа:

  • научиться готовить поверхность изделия под разметку;

  • научиться выполнять элементы разметки;

  • научиться делать разметку по чертежу, эскизу и шаблону.


9. Художественная обработка древесины (2 ч).


Основы резания. Резание как основной метод обработки материалов. Виды обработки. Материалы и полуфабрикаты из древесины.

Теоретические сведения:

  • основы резания;

  • виды обработки;

  • материалы и полуфабрикаты из древесины.

Практическая работа:

  • овладение основными приёмами резания;

  • научиться соблюдать технику безопасности при выполнении резания;

  • научиться подбирать необходимый инструмент и материал для выполнения резания.


10. Виды резьбы и их подвиды. Геометрическая резьба (2 ч).


Виды домовой резьбы: пропильная (сквозная), накладная, глухая, ажурная, геометрическая, плоскорельефная, рельефная, комбинированная – и её применение в наружном и внутреннем декоре дома. Народные традиции при декорировании изделий резьбой. Единство формы и содержания. Принципы формообразования и композиции в художественно-декоративном творчестве. Конструктивные особенности геометрической резьбы в различных регионах России.

Теоретические сведения:

  • виды домовой резьбы;

  • народные традиции при декорировании изделий резьбой;

  • принципы формообразования и композиции в художественно-декоративном творчестве.

Практическая работа:

  • научиться различать виды резьбы;

  • научиться находить отличия резьбы различных регионов России.


11. Заточка и правка режущего инструмента (1 ч).


Инструменты и приспособления при заточке и правке инструмента для резьбы по дереву. Приёмы заточки и наладки. Техника безопасности при заточке инструмента.

Теоретические сведения:

  • чем затачивать и править инструмент для резьбы по дереву;

  • приёмы заточки и наладки инструмента для выполнения резьбы.

Практическая работа:

  • выполнение заточки, правки и настройки режущего инструмента;

  • соблюдение техники безопасности при заточке инструмента.


12. Орнамент и изделие. Виды орнаментальных мотивов народов мира (2 ч).


Понятие об орнаменте и узоре. Виды орнаментов: геометрический, растительный и др. Виды узоров. Основы построения узоров (в круге, квадрате и т. д.). Принципы построения орнаментов.

Теоретические сведения:

  • понятие об орнаменте и узоре;

  • виды орнаментов;

  • виды узоров;

  • основы построения узоров (в круге, квадрате и т. д.).

Практическая работа:

  • выполнение графически видов орнаментов, узоров;

  • конструирование, варьирование элементов орнамента и узора в декоре изделия.


13. Техника выполнения элементов резьбы (2 ч).


Элементы геометрической резьбы. Техника выполнения двухгранных и трёхгранных выемок. Выполнение простейшего орнамента. Особенности техники геометрической резьбы по дереву (ознакомление). Профессия резчика по дереву.

Теоретические сведения:

  • элементы геометрической резьбы;

  • технику выполнения двухгранных и трёхгранных выемок.

Практическая работа:

  • выполнение элементов; произведение зачистки выемок;

  • применение различных вариантов выполнения резьбы.



14. Технология сборки изделия (2 ч).


Общие сведения. Процесс сборки изделия. Последовательность сборки изделия с учётом орнамента геометрической резьбы изделий. Подрезание уступов, выравнивание канавок. Подгонка стыковых участков изделия.

Теоретические сведения:

  • процесс сборки изделия;

  • последовательность сборки изделия с учётом орнамента геометрической резьбы.

Практическая работа:

  • подрезание уступов, выравнивание канавок, подгон стыковых участков изделия;

  • сборка изделия по чертежу.


15. Отделка изделия (2 ч).


Назначение, правила и приёмы отделки изделий из древесины. Отделка элементов готовых изделий и её виды: морение, тонирование, роспись, окраска. Виды лакокрасочных материалов. Нанесение лакокрасочных материалов.

Теоретические сведения:

  • назначение, правила и приёмы отделки изделий из древесины;

  • варианты и способы отделки элементов готовых изделий и её виды.

Практическая работа:

  • выполнение отделки изделия;

  • подбор вида лакокрасочного материала;

  • выполнение операции по лакированию изделия.


16. Творческий проект (4 ч.).


Разработка технического маршрута изготовления или модернизации объекта техники, выбор и назначение средств технического назначения. Оформление технического описания, изготовление, испытание объекта.

Теоретические сведения:

  • формирование технической задачи;

  • определение требований к изготовлению изделия и оформлению пояснительной записки к нему;

  • оптимальные варианты решения задачи;

  • варианты разработки новых технических решений.

Практическая работа:

  • выбрать тему разрабатываемого изделия или объекта техники;

  • обосновать тему выбранного проекта;

  • выполнить основные конструкторские расчёты технологического процесса;

  • подобрать необходимый материал, инструмент и оборудование для изготовления проекта;

  • сделать эколого-экономическое обоснование проекта;

  • дать оценку изделия и сделать вывод о положительных и отрицательных сторонах проекта;

  • провести испытание объекта техники (изделия).




17. Защита проекта. Участие в выставке (2 ч).


Цели, поставленные при выполнении проекта. Контроль качества изделия в целом. Оформление, содержание, комментирование разделов проекта. Конечная цель изделия (дарение, реализация, использование в личных целях и т. д.).

Теоретические сведения:

  • общие принципы маркетинга;

  • требования, предъявляемые к товару.

Практическая работа:

  • выдвижение деловых предложений и идей;

  • оформление рекламы своего товара;

  • изучение конъюнктуры рынка.



Календарно-тематический план


п/п


ТЕМЫ ЗАНЯТИЙ


Количество часов

Вводное занятие. Сведения по материаловедению. Безопасность труда

1

Оборудование рабочего места для ручной обработки древесины

1

Древесина – природный конструкционный материал

1

Пиломатериалы и древесные материалы

1

Сведения о народных промыслах и художественных ремеслах

1

Составление технологической карты изделия

2

Выбор инструмента, оборудования, материала и подготовка их к работе

2

Разметка изделия

1

Художественная обработка древесины

2

10

Виды резьбы и их подвиды. Геометрическая резьба


2

11

Заточка и правка режущего инструмента

1

12

Орнамент и изделие. Виды орнаментальных мотивов народов мира

2

13

Техника выполнения элементов резьбы

2

14

Технология сборки изделия

2

15

Отделка изделия

2

16

Творческий проект

4

17

Защита проекта. Участие в выставке

2

Итого:

29



Материально-техническое обеспечение программы


Материалы и оборудование:


  1. Древесина (доски различной толщины), мебельный щит.

  2. Фанера различной толщины.

  3. Мебельная фурнитура.

  4. Лаки, краски, воск.

  5. Электровижигатель.

  6. Ручной лобзик.

  7. Электролобзик.

  8. Сверлильный станок, дрель.

  9. Набор свёрл.

  10. Электрофрезер. Набор фрез.

  11. Шлифовальная бумага (крупно- и мелкозернистая).

  12. Круглошлифовальная машинка, ленточная шлифмашинка.

  13. Ручные и электропилы.

  14. Карандаш, линейка.

  15. Контрольный и измерительный инструмент.





Список литературы для педагогов


  1. Технология. 5-9 классы: художественная обработка изделий из древесины. Резьба по дереву. Дополнительное образование. / авт.-сост. В. П. Боровых. – Волгоград: Учитель, 2009. – 187 с.: ил.

  2. Клюев Г. И. Технология производства мебели: Учеб. пособие для нач. проф. образования / Геннадий Иванович Клюев. – М.: Издательский центр «Академия», 2005. – 176 с.

  3. Челышева Е. Столярные работы. / Серия «Для дома и заработка». Ростов н/Д: «Феникс», 2000. – 320 с.


Список литературы для обучающихся


  1. Технология: Учебники для учащихся 8 класса общеобразовательных учреждений. – 2-5 изд., перераб. / Под ред. В. Д. Симоненко. – М.: Вентана-Гарф, 2004. – 208 с.: ил.

  2. Технология: 7 класс: Учебник для учащихся общеобразовательных учреждений / Под ред. И. А. Сасовой. – М.: Вентана-Граф, 2007. – 160 с.

  3. Технология: 6 класс: Учебник для учащихся общеобразовательных учреждений (вариант для мальчиков) / Под ред. И. А. Сасовой. – 2-е изд., перераб. – М.: Вентана-Граф, 2007. – 192 с.

  4. Мур Денис. Резьба по дереву: Техника. Приёмы. Изделия: Энциклопедия / Пер. с англ. – М.: АСТ-ПРЕСС СКД, 2009. – 128 с.: ил. – (Золотая библиотека увлечений).