департамент образования Администрации города Омска
бюджетное общеобразовательное учреждение города Омска
«Средняя общеобразовательная школа № 63»
УТВЕРЖДАЮ
директор ____________ Пучкина Н.Г.
«__»_________2016 г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
«Занимательная лингвистика»
(общеинтеллектуальное направление)
для учащихся 5-х классов
Составитель: Куленченко В.Е.,
учитель русского языка и литературы
РАССМОТРЕНО
на заседании МС
протокол №_____ от «__»______2016 г.
СОГЛАСОВАНО
зам. директора
Т.Г. Погосская
«__»___________2016 г.
Омск -2016
1. Пояснительная записка
Программа курса внеурочной деятельности "Занимательная лингвистика" является не только закономерным продолжением традиционных урочных занятий по русскому языку в 5 классе, но и расширяет их возможности за счёт привлечения дополнительных сведений о истории и теории языка, решения нестандартных логических заданий, решения заданий повышенного уровня, организации проектной деятельности. Программа данного курса позволяет показать учащимся, как увлекателен, многогранен, неисчерпаем мир слова, что должно стать базой для формирования прочных познавательных интересов как основы учебной деятельности.
Занимательность как главный организационный ориентир всех занятий курса соответствует природе ребёнка этого возраста, оптимальное сочетание игровой и учебной деятельности позволяет сделать процесс познания сложных языковых явлений увлекательным, способствует развитию интеллекта и творческих наклонностей. В процессе освоения предлагаемого курса ученики смогут увидеть "волшебство" знакомых слов и изученных в школьном курсе предмета языковых явлений. Занятия курса «Занимательная лингвистика» призваны пробуждать у учащихся стремление расширять свои знания по русскому языку, совершенствовать свою речь.
Мастерство владения словом определяет успешность человека в самых разных видах деятельности, поэтому на занятиях курса «Занимательная лингвистика» особое внимание уделяется развитию устной и письменной речи, освоению грамматических норм русского языка, этических норм речевого поведения.
Предлагаемый курс также позволяет учащимся совершенствовать правописные навыки, которые формируются в курсе 5 класса, поскольку позволяет осознать глубинную природу правил орфографии, происхождения орфограммы, отдельных непроверяемых написаний.
Особым содержательным блоком в курсе программы выделяются занятия по подготовке к олимпиаде школьников, организации проектной деятельности, при этом непосредственное руководство индивидуальной проектной деятельностью должно осуществляться учителем за рамками предлагаемого курса. Содержательный раздел "Мой учебный проект" реализуется на протяжении всего курса отдельными тематическими занятиями.
Цели изучения программы:
Способствовать развитию интереса к русскому языку, развивать речевую изобретательность и умение нестандартно и оригинально мыслить; совершенствовать навыки практической грамотности и эффективного речевого поведения.
Задачи:
Обучающие:
развитие интереса к русскому языку как к учебному предмету;
приобретение знаний, умений, навыков по грамматике русского языка;
пробуждение потребности у учащихся к самостоятельной работе над познанием родного языка;
развитие мотивации к изучению русского языка;
развитие творчества и обогащение словарного запаса;
совершенствование общего языкового развития учащихся;
углубление и расширение знаний и представлений о литературном языке.
Воспитывающие:
воспитание культуры обращения с книгой;
формирование и развитие у учащихся разносторонних интересов, культуры мышления.
Развивающие:
развивать смекалку и сообразительность;
приобщение школьников к самостоятельной исследовательской работе;
развивать умение пользоваться разнообразными словарями;
учить организации личной и коллективной деятельности в работе с книгой.
Программа рассчитана на 35 часов в год, по 1 занятию в неделю. По окончанию курса учащиеся, выполнившие учебный проект, получают свидетельство об освоении курса, которое хранится в Портфолио ученика.
2. Результаты освоения курса внеурочной деятельности
Личностные
Выполняет нормы и требования Правил внутреннего распорядка учащихся школы. Различает формы поведения, допустимые на уроке, на перемене, на улице, в общественных местах.
Идентифицирует себя как представителя определённой национальной культуры.
Ориентируется на образец хорошего ученика.
Проявляет познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения задачи. Учится с опорой на внешние и внутренние мотивы..
Сопоставляет поступки свои и окружающих людей с моральными нормами и выполняет их.
Регулятивные
В сотрудничестве с учителем ставит новые учебные цели . Формулирует познавательную цель, Преобразует практическую задачу в познавательную.
Планирует свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации. Описывает возможный результат и способ его достижения.
Выбирает рациональный способ решения задачи из ряда предложенных. Выбирает рациональный способ в зависимости от условий.
Оценивает учебный результат, следуя установленным критериям .
Осуществляет пошаговый и итоговый контроль, сравнивая способы действия и его результат с эталоном, требованиями конкретной задачи.
Оценивает учебные действия в соответствии с учебной задачей и условиями её реализации.
Корректирует действие по ходу его выполнения ( на основе сопоставления эталона, реального действия и его результата).
Познавательные
Анализирует объекты, проводит сравнение, сериацию, классификацию по заданным критериям или самостоятельно, выбирая для этого основания и критерии. Устанавливает аналогии.
Обобщает (объединяет объекты, выделяя их специфические признаки. подводит под понятие (распознаёт объекты, выделяет его существенные признаки, на их основе определяет принадлежность объекта к тому или иному понятию).
Устанавливает причинно- следственные связи и зависимости в изучаемом круге явлений.
Строит рассуждения, связывая простые суждения об объектах об объекте, его свойствах и связях.
Использует модели, схемы и другие знаково- символические средства для решения задач. Читает информацию, представленную в виде таблицы, схемы, диаграммы Коммуникативные
Определяет цели, составляет план совместной деятельности, распределяет функции участников, следует правилам и способам взаимодействия (под руководством учителя).
Задаёт собеседнику вопросы на понимание его действий и выяснение необходимых сведений.
Допускает существование других точек зрения. Уважительно относится к мнению других, даже если с ним не согласен.
Формулирует и высказывает собственное мнение, аргументировано отстаивает свою точку зрения.
Договаривается и приходит к общему решению в совместной учебной деятельности.
Выделяет в услышанном тексте понятное и непонятное. Извлекает из услышанного информацию, заданную в явном и в неявном виде.
Формулирует главную мысль услышанного текста. Формулирует выводы.
Составляет план услышанного текста: выделяет ключевые слова, делит текст на части, озаглавливает их.
Комментирует свои действия и их порядок.
Формулирует тему устного высказывания, при изложении придерживается темы и плана.
Грамотно строит высказывание в устной и письменной речи
Программа "Стратегии смыслового чтения и работа с текстом"
Работа с информацией
Выделяет в письменном тексте понятное и непонятное. Формулирует вопрос о том, что непонятно. Определяет тему и главную мысль текста.
Ориентируется в соответствующих возрасту словарях и справочниках.
Устанавливает порядок и место иллюстративного ряда в тексте. Ориентируется на условные обозначения в учебнике.
Интерпретация текста
Распознает главную идею или авторские намерения в тексте, когда требуемая информация в нём общеизвестна.
Оценка текста
Формулирует несложные выводы, основываясь на тексте. Находит аргументы, подтверждающие вывод (под руководством учителя).
Программа "Формирование ИКТ- компетентности"
Обращение с устройствами ИКТ
Включает и выключает устройства ИКТ, входит в операционную систему и завершает работу с ней.
Входит в ЕОС " Дневник. ру".Использует ЕОС " Дневник. ру" в учебной деятельности.
Соединяет устройства ИКТ под руководством учителя.
Фиксация изображений и звуков
Осуществляет фотосъемку и фиксацию изображений в ходе учебного исследования/эксперимента с помощью учителя.
Создание письменных сообщений
Набирает текст на родном языке в текстовом редакторе.
Осуществляет комплексное редактирование текста: изменять шрифт, размер кегля, использует функции заливки.
Создание графических объектов
Создаёт графические объекты в соответствии с поставленной учебной задачей .
Создаёт диаграммы различных видов с помощью компьютерных средств, задаёт и изменяет параметры диаграммы.
Создание , восприятие и использование гипермедиа сообщений
Создает разные виды сообщений: диаграммы, карты, текст. Отправляет виды сообщений другим пользователям.
Коммуникация и социальное взаимодействие
Составляет развёрнутый план презентации, выступает перед аудиторией с презентацией группового или индивидуального проекта.
Использует возможности электронной почты для информационного обмена.
Уважает информационные права других людей.
Соблюдет нормы сетевого этикета.
Поиск и организация хранения информации
Ищет и отбирает информацию в соответствующих возрасту цифровых словарях и справочниках, электронных библиотеках в контролируемом Интернете.
Использует методы поиска в небольших базах данных
3. Содержание курса внеурочной деятельности с указанием форм организации и видов деятельности
название темы | основные дидактические единицы | формы организации образовательного процесса и виды деятельности | количество часов |
Русский язык - это интересно (введение) | Знакомство с целями курса. Устная и письменная речь. История письменности. Звукопись. Произносительные нормы. | Занятие - диалог: Анализ притчи о трёх работниках. Участие в проблемном диалоге об истории письменности. Составление собственного послания с помощью рисуночного письма. Игры в метаграммы, рифмы, скороговорки. Знакомство с отдельными произносительными нормами. | 1 |
На пути к Олимпу (подготовка к олимпиадам) | Особенности олимпиадных заданий по русскому языку в 5 классе | Занятие - практикум: решение олимпиадных заданий ВОШ (школьный этап), олимпиады "Путь к Олимпу", других предметных конкурсов для 5- классников. | 2 |
Мой учебный проект (проектная деятельности) | Тема проектов. Основание выбора проекта. Цели и задачи проекта. План проекта. Требования к оформлению учебного проекта. Рекомендации к публичной защите проекта. | Занятие - диалог и занятие - практикум: знакомство с предлагаемыми темами проектов. ( см. приложение) Участие в проблемном диалоге по выбору темы. Составление плана выполнения проекта. Знакомство с требованиями и рекомендациями. Публичная защита проектов | 4 |
Среди звуков и букв (фонетика и орфография) | Буквы, звуки, фонемы. Парные и непарные звуки. Двойная роль букв е, ё, ю, я. Роль Ь и Ъ. Сильная, слабая позиция, чередование звуков, условия выбора изученных орфограмм. Происхождение отдельных слов с непроверяемыми написаниями. | Занятие - диалог, занятие - практикум: Анализ прочитанного. Наблюдения над языковыми явлениями. Составление кластеров и схем. Лингвистические игры (кроссворды, лото, викторины и т.д.). Работа со словарём. Выполнение тренировочных упражнений на поиск и объяснение орфограмм | 5 |
В мире слов (лексика) | Прямое и переносное значение слов. Этимология отдельных слов и выражений и их современное значение. Синонимы, понятие о синонимии синтаксической и словообразовательной. Антонимы, понятие об антитезе и оксюмороне. Омонимы, понятие об омоформах, омофонах, омографах. Лексические средства выразительности речи. | Занятие - диалог, занятие - практикум, занятие - игра: лексический анализ текстов, составление текстов с использованием выразительных средств лексики, работа со словарём, лингвистические игры (кроссворды, вопросы- шутки), подбор и формулирование заданий для лингвистической игры. | 5 |
Строим слова (морфемика) | Морфемы - смыслоразличители. Приставки, их роль и правописание, понятие о префиксоидах. Знакомство с малоупотребительными приставками. Суффиксы их роль и правописание. Корень. Правописание корней. Соединительные гласные. Трудные случаи разбора по составу: случаи наложения (аппликации) морфем, случаи гаплологии. | Занятие - практикум: Анализ прочитанного. Наблюдения над языковыми явлениями. Составление кластеров и схем. Лингвистические игры (кроссворды, лото, викторины и т.д.). Работа со словарём. Выполнение тренировочных упражнений по орфографии | 6 |
Хорошие знакомые - части речи (морфология) | Имя существительное.. Собственные и нарицательные существительные, их правописание и происхождение. Род имени существительного, некоторые трудные случаи определения рода. Число имён существительных , существительные , употребляемые только в единственном или множественном числе. Падеж и склонение существительных. Несклоняемые существительные. Образование и происхождение некоторых имён существительных, нормы их употребления в речи. Роль имени прилагательного в тексте. Склонение и правописание имён прилагательных. Образование имён прилагательных. Глагол. Образование и происхождение некоторых глаголов, их стилистическая роль. Неопределённая форма. Переходность и возвратность глагола. Времена глаголов. Спряжение и правописание. | Занятие - диалог, занятие - практикум: анализ текстов, выявление стилистической роли изучаемых частей речи, составление текстов с использованием частей речи, работа со словарём, знакомство с происхождением некоторых слов той или иной части речи, разбор по составу, лингвистические игры (кроссворды, вопросы- шутки), создание лингвистических сказок, стихов , загадок о частях речи, подбор и формулирование заданий для лингвистической игры. Выполнение тренировочных упражнений по орфографии | 10 |
Подведём итоги | Обобщение и повторение изученного в игровой форме | Занятие - игра: маршрутная игра с использованием заданий, подобранных учениками, с исполнением лингвистических стихов , сказок ,загадок, созданных учениками | 2 |
4. Тематическое планирование
№ | Дата план | Дата факт | Тема занятия |
Введение (1 час) |
1 | | | Русский язык - это интересно |
Мой учебный проект (1 час из 4) |
2 | | | Мой учебный проект: выбираем тему , определяем цели и задачи, составляем план работы. |
Среди звуков и букв: фонетика и орфография (5 часов) |
3 | | | Кто живёт в алфавите? Буквы, звуки и фонемы. |
4 | | | Пары и одиночки. Парные и непарные согласные |
5 | | | Буквы - волшебницы. Роль букв Я,Е,Ё, Ю,Ъ. |
6 | | | Фокусы мягкого знака. |
7 | | | Где прячутся ошибки? Орфограмма. |
На пути к Олимпу (2 часа) |
8 | | | На пути к Олимпу: решение олимпиадных заданий |
9 | | | На пути к Олимпу: решение олимпиадных заданий |
Мой учебный проект (1 час из 4) |
10 | | | Мой учебный проект: контролируем ход выполнения работы |
В мире слов (5 часов) |
11 | | | Многоликие слова. Прямое и переносное значение слов |
12 | | | О братцах - синонимах |
13 | | | Об антонимах и не только |
14 | | | Такие разные омонимы |
15 | | | В "Мире слов". Лингвистическая игра по лексике |
Строим слова: морфемика ( 6 часов) |
16 | | | Морфемы - строители: приставки, их значение |
17 | | | Морфемы - строители: суффиксы, их значение |
18 | | | Ловим ошибки в приставках и суффиксах |
19 | | | Главная морфема: зри в корень |
20 | | | Главное правило русской орфографии: правописание гласной в корне |
21 | | | Загадки разбора по составу. Трудные случаи, гаплология, аппликация |
Мой учебный проект (1 час из 4) |
22 | | | Мой учебный проект: корректируем, оформляем, готовимся к защите |
Хорошие знакомые - части речи: морфология (10 часов) |
23 | | | Имя существительное. Собственные и нарицательные существительные, их правописание и происхождение |
24 | | | Род имени существительного, некоторые трудные случаи определения рода. |
25 | | | Число имён существительных , существительные , употребляемые только в единственном или множественном числе |
26 | | | Падеж и склонение имён существительных. |
27 | | | Несклоняемые существительные, нормы их употребления в речи. |
Мой учебный проект (1 час из 4) |
28 | | | Мой учебный проект: публичная защита проектов |
29 | | | Роль имени прилагательного в тексте. Нормы употребления |
30 | | | Склонение и правописание имён прилагательных. |
31 | | | Глагол. Образование и происхождение глаголов, их стилистическая роль. |
32 | | | Неопределённая форма. Переходность и возвратность глагола |
33 | | | Времена глаголов. Спряжение и правописание. |
Подведём итоги (2 часа) |
34 | | | "Путешествие по Лингвинии". Игра с элементами концерта |
35 | | | Резервное занятие |
Приложение к программе курса внеурочной деятельности
"Занимательная лингвистика"
Примерный список тем учебных проектов для учащихся 5-х классов
Портрет одного слова.
Незнакомое о знакомом: тайны общеупотребительных фразеологизмов
Тайны происхождения фамилий моих одноклассников
Зачем нужны псевдонимы?
Знаем ли мы пословицы и поговорки?
Роль архаизмов в баснях Крылова
Роль прилагательных в народных ( литературных) сказках
Роль прилагательных в научной речи на примерах терминологических сочетаний в учебнике математики
Речевой этикет в русских литературных сказках
Напиши мне письмецо: традиции и этика эпистолярного жанра
Достойные внимания знаки препинания
Грамотным быть модным: проблема соблюдения речевых норм учениками 5-х классов
Школьный толковый словарь: Трудные для понимания слова в литературных произведениях 5 класса.
В поисках утраченного: исчезнувшие буквы русского языка
Приёмы мнемотехники и русская орфография
В мире сложных слов
Заимствованные морфемы и их продуктивность.
Электронный альбом "Правила русского языка 5 класса в схемах и картинках"
Сборник "Правила русского языка 5 класса в стихах"
Сборник русских пословиц и поговорок на определённую тему.
Лингвистическая сказка о части речи
Сценарий лингвистической игры