ГБОУ Республики Марий Эл
«Казанская школа-интернат»
«Утверждаю»
Директор
____________Н.Л. Пирогова
Программа общекультурного развития
обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) по ФГОС
Творческая лаборатория «Город мастеров»
Содержание программы:
Паспорт программы.
Пояснительная записка.
Актуальность программы.
Цель программы.
Задачи программы.
Принципы построения программы.
Формы и методы реализации программы
Содержание программы
Материально-техническое обеспечение
Ожидаемые результаты программы.
Литература и источники.
1.Паспорт программы
Наименование Программы | Программа общекультурного развития обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) по ФГОС Творческая лаборатория «Город мастеров. Фантазии из атласных лент» 8 класс |
Нормативно-правовое обеспечение Программы | -Конституции Российской Федерации -Закона РФ «Об образовании» от 29.12.12 № 273-ФЗ -Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (Приложение к приказу Минобрнауки РФ от 06.10 2009г. № 373). -Примерного учебного плана ОУ. |
Разработчик программы | Лебедева Марина Анатольевна, воспитатель |
Основные исполнители Программы | Воспитатель, воспитанники школы-интернат |
Срок реализации Программы | 2016 – 2017 учебный год |
2.Пояснительная записка
Технологическая культура – это новое отношение к окружающему миру, основанное на преобразовании, улучшении и совершенствовании среды обитания человека. Технологическое образование должно обеспечить человеку возможность более гармонично развиваться и жить в современном технологическом мире.
Технологическое образование включает в себя информационно-познавательный и деятельностный компоненты.
Информационный компонент (технико-технологическая компетентность) отражает технологические знания и умения.
Деятельностный компонент – это практическое овладение учащимися алгоритмами созидательной, преобразующей, творческой деятельности, направленной, в частности, на развитие технологического мышления. При этом основными критериями успешности обучения детей становятся самостоятельность и качество выполняемой работы, а также умения открывать знания, пользоваться различными источниками информации для решения насущных проблем.
Ручной труд – универсальное образовательное средство, способное уравновесить одностороннюю интеллектуальную деятельность.
Физиологи установили, что наши пальцы органически связаны с мозговыми и внутренними органами. Поэтому тренировка рук стимулирует саморегуляцию организма, повышает функциональную деятельность мозга и других органов. Давно известно о взаимосвязи развития рук и интеллекта. Даже простейшие ручные работы требуют постоянного внимания и заставляют думать ребёнка. Искусная работа руками ещё более способствует совершенствованию мозга. Изготовление поделки – это не только выполнение определённых движений. Это позволяет работать над развитием практического интеллекта: учит детей анализировать задание, планировать ход его выполнения.
Чувственное восприятие мира захватывает ребёнка, полностью владеет им, толкает к созиданию, поисковой деятельности, раскрывая творческие способности, заложенные в ребёнке с рождения. Как помочь ребёнку открыть себя наиболее полно? Как создать условия для динамики творческого роста и поддержать пытливое стремление ребёнка узнать мир во всех его ярких красках и проявлениях? В этом поможет изготовление поделок из атласных лент – один из самых простых, увлекательных и доступных способов работы с атласной лентой. Здесь ребёнку даётся возможность реально, самостоятельно открыть для себя волшебный мир атласной ленты, постичь свойства, структуру. Система работы с атласной лентой построена по принципу от простого к сложному. Овладение рядом технологий требует терпения и аккуратности, а поделки тщательности в исполнении, ведь мастерство – это всегда упорный труд и воображение.
Программа предусматривает развитие у детей изобразительных, художественно-конструкторских способностей, нестандартного мышления, творческой индивидуальности. Это вооружает детей способностью не только чувствовать гармонию, но и создавать ее в любой жизненной ситуации, в любой деятельности, в отношениях с людьми, с окружающим миром.
Атласная лента, как материал для детского творчества, ни с чем не сравнима (легкость обработки, минимум инструментов). Она позволяет делать не только забавные поделки, но и вполне нужные для повседневного обихода украшения: брошки, заколки, ободки)
3.Актуальность программы
Актуальность разработанной программы состоит в том, что изготовление цветов из ткани относится к ручному труду, развивающему не только абстрактное, расширенное мышление, усидчивость и терпение, но и многое другое. Ручной труд очень кропотливый, требующему от желающих научиться этому мастерству, выдержки, терпению, умению добиваться своей цели, прилагая к этому максимум труда и желания. Программа позволяет научить детей правильно организовать работу своего ума. Выявить особые способности детей.
Данная программа вполне реальна и реализуема, у детей есть право выбора своей деятельности, для самовыражения и самореализации личности.
4. Цель:
Цель – формирование творческих способностей школьников посредством расширения общекультурного кругозора, приобщение к истокам народного творчества и создания условий для творческой самореализации личности ребёнка.
5. Задачи:
Учебные:
– формирование знаний о приёмах и технике вышивания лентами;
– формирование умений и навыков при работе инструментами и приспособлениями;
Воспитательные
– воспитывать чувство коллективизма, гражданственности;
–– воспитывать нравственные качества (взаимопомощь, добросовестность, честность);
– формировать чувство самоконтроля, взаимопомощи.
Развивающие:
– развивать индивидуальные способности школьников;
– развивать личностное самообразование, активность, самостоятельность;
Эстетические:
– формировать умение видеть красоту посредством изготовления и демонстрации изделий;
6. Принципы построения программы
1. Принцип природосообразности: учёт психологических и половозрастных особенностей ребёнка; построение педагогического процесса от простого - к сложному, от непонятного - к понятному, от незнания - к знанию.
2. Принцип культуросообразности: весь учебно-воспитательный процесс строить на основе русской национальной культуры, развитие способностей к созданию и сохранению духовных ценностей.
3. Принцип постепенного усложнения изучаемого материала.
4. Принцип связи обучения с жизнью.
7. Формы и методы реализации программы
- объяснительно-иллюстративный;
- репродуктивный;
-частично-поисковый;
-наглядности;
-творческий выбор.
Содержание программы спортивно – оздоровительного развития обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)
Содержание программы.
Вводное занятие
Цель и задачи второго года обучения в кружке «Канзаши». Режим работы. План занятий. Демонстрация изделий. Напомнить историю развития канзаши. Инструменты и материалы, необходимые для работы. Организация рабочего места. Правила техники безопасности при работе с инструментами. Знакомства с новыми способами изготовления лепестков.
Острый лепесток
Изготовление острых лепестков из атласной ленты. Для работы необходима атласная лента. Цвет по желанию.
3.Сборка цветов с острыми лепестками
Изучение строения цветка «Астра». Изготовление лепестков астры, серединки. Сборка цветка «Астра» как основа для декора.
Для работы необходимо
Двухцветный острый лепесток
Изучение строения цветка. Изготовление лепестков цветка.
Для работы необходима атласная лента василькового цвет(оттенки синего).
Сборка цветка с двухцветными острыми лепестками
Изучение строения цветка «Василёк». Изготовление лепестков василька. Сборка цветка «Василёк» как основа для декора.
Для работы необходимы
Изготовление панно «Лето»
Для изготовления панно используем готовые основы двухцветных острых лепестков. Дополняем листьями и другими декоративными элементами (бусины, бисер и т.п.).
Оформление заколок, резинок для волос цветами в технике «Канзаши»
Знакомство с двумя способами изготовления лепестков цветка «Георгин».
Изготовления лепестков (2 варианта). Оформление резинки для волос «Георгин» и заколки «Георгин» (Два варианта исполнения).
Для работы необходима лента шириной 2.5 см. Цвет по выбору детей.
Острый выгнутый лепесток
Изучение строения цветка «Цинния». Изготовление лепестков, листьев цветка.
Для работы необходима лента шириной 2.5 см. Цвет по выбору детей.
Сборка острого выгнутого лепестка.
Изучение строения цветка «Роза». Изготовление розы. Сборка. Оформление букета (коллективная работа).
Для работы необходима лента шириной 2.5 см. Цвет по выбору детей.
Оформление панно «Японская роза»
Изготовление лепестков. Сборка цветка. Декорирование панно. Уметь самостоятельно выбирать материал и дополнительные элементы декора.
Плоский круглый лепесток
Изучение строения цветка «Мак». Изготовление лепестков.
Сборка цветов с круглыми лепестками
Изготовление лепестков Мака Сборка цветка как основа для декора.
Объёмный круглый лепесток
Повторение основных приёмов изготовления лепестков(острый, двухцветный острый, круглый плоский, объёмный круглый, двухцветный круглый).Изготовление каркасов, достаточного количества лепестков. Сборка фигур.
Сборка цветов с объёмными круглыми лепестками
Познакомиться с особенностями цветка сакуры. Изготовление лепестков. Сборка и оформление ветки. Уметь коллективно принимать решения по оформлению и декору.
Изготовление сувенира «Брошка»
Рассмотреть иллюстрацию «Ветка сирени». Найти отличия отверки сакуры. Изготовление лепестков. Сборка цветочков сирени. Оформление броши.
Панно «Подсолнухи»
Изучение строения цветка. Изготовление отдельных элементов цветка.
Панно «Подсолнухи».
Сборка цветка как основа для декора.
Итоговое занятие
Организация выставки лучших работ воспитанников. Обсуждение результатов выставки, подведение итогов.
Календарно - тематическое планирование внеурочной деятельности
№ п/п | Тема | Количество часов |
Всего | Теор. | Практ. |
1 | Вводное занятие | 1 | 1 | |
2 | Цветок «Ромашка» | 1 | | 1 |
3 | Веночек для волос «Полевые цветы» | 1 | | 1 |
4 | Веночек для волос «Полевые цветы». | 1 | | 1 |
5 | Цветок «Георгин» | 1 | | 1 |
6 | Цветок «Георгин» | 1 | | 1 |
7 | Цветок «Хризантема» | 1 | | 1 |
8 | Цветок «Хризантема» | 1 | | 1 |
9 | Цветок «Фиалка» | 1 | | 1 |
10 | Цветок «Фиалка» | 1 | | 1 |
11 | Декоративный веер «Гжель» | 1 | | 1 |
12 | Декоративный веер «Гжель» | 1 | | 1 |
13 | Коллективная работа «Лебедь» | 1 | | 1 |
14 | Коллективная работа «Лебедь» | 1 | | 1 |
15 | Коллективная работа. Ветка «Сакуры» | 1 | | 1 |
16 | Коллективная работа. Ветка «Сакуры» | 1 | | 1 |
17 | Брошь «Ветка сирени». | 1 | | 1 |
18 | Итоговое занятие. Участие в школьной выставке | 1 | | |
Перечень знаний и умений учащихся
К концу обучения воспитанники должны:
Обучающиеся должны знать:
название изученных материалов и инструментов, их назначение;
правила безопасности труда и личной гигиены при работе с колющими и режущими инструментами;
правила планирования и организации труда;
способы и приемы обработки различных материалов, предусмотренных программой кружка.
Обучающиеся должны уметь:
1. правильно использовать инструменты в работе;
2. строго соблюдать правила безопасности труда;
3. самостоятельно планировать и организовывать свой труд;
4. самостоятельно изготовлять изделие (по рисунку, эскизу, схеме, замыслу);
5. экономно и рационально расходовать материалы;
6. контролировать правильность выполнения работы.
Содержание программы.
год обучения.
Вводное занятие
Цель и задачи второго года обучения в кружке «Канзаши». Режим работы. План занятий. Демонстрация изделий. Напомнить историю развития канзаши. Инструменты и материалы, необходимые для работы. Организация рабочего места. Правила техники безопасности при работе с инструментами. Знакомства с новыми способами изготовления лепестков.
2.Цветок «Ромашка»
Повторить технику выполнения круглого лепестка. Изготовление деталей. Сборка цветка.
Для работы необходима
3.Веночек для волос «Полевые цветы».
Для изготовления веночка используем готовые основы «Сочный мак», «Василёк», «Ромашка». Дополняем листьями и другими декоративными элементам (бусины, бисер и т.п.).
4.Веночек для волос «Полевые цветы».
Для изготовления веночка используем готовые основы «Сочный мак», «Василёк», «Ромашка». Дополняем листьями и другими декоративными элементам (бусины, бисер и т.п.)
Цветок «Георгин»
Знакомство с двумя способами изготовления лепестков цветка «Георгин».
Изготовления лепестков (2 варианта). Оформление резинки для волос «Георгин».
Для работы необходима лента шириной 2.5 см. Цвет по выбору детей.
Цветок «Георгин»
Повторение способов изготовления лепестков цветка «Георгин».
Изготовления лепестков (2 варианта). Оформление заколки для волос «Георгин».
Для работы необходима лента шириной 2.5 см. Цвет по выбору детей.
Цветок «Хризантема»
Изготовление лепестков, листьев цветка.
Для работы необходима лента шириной 2.5 см. Цвет по выбору детей.
Цветок «Хризантема»
Сборка. Оформление букета(коллективная работа).
Для работы необходима лента шириной 2.5 см. Цвет по выбору детей.
Цветок «Фиалка».
Изучение строения цветка «Фиалка». Изготовление лепестков.
10. Цветок «Фиалка». Сборка цветка. Декорирование ободка для волос. Уметь самостоятельно выбирать материал и дополнительные элементы декора.
Декоративный веер «Гжель»
Показать необычное применение пластиковых вилок. Знакомство с сочетанием цветов «под гжель».Изготовление каркаса веера.
Декоративный веер «Гжель»
Декорирование веера в технике «Канзаши». Уметь самостоятельно подбирать оттенки синего цвета.
Коллективная работа «Лебедь».
Повторение основных приёмов изготовления лепестков(острый, двухцветный острый, круглый плоский, объёмныйкруглый, двухцветный круглый).Изготовление каркасов, достаточного количества лепестков. Сборка фигур.
Коллективная работа «Лебедь». Изготовление каркасов, достаточного количества лепестков. Сборка фигур.
Коллективная работа. Ветка «Сакуры»
Познакомиться с особенностями цветка сакуры. Изготовление лепестков. Сборка и оформление ветки. Уметь коллективно принимать решения по оформлению и декору.
Коллективная работа. Ветка «Сакуры»
Сборка и оформление ветки. Уметь коллективно принимать решения по оформлению и декору.
Брошь «Ветка сирени».
Рассмотреть иллюстрацию «Ветка сирени». Найти отличия отверки сакуры. Изготовление лепестков. Сборка цветочков сирени. Оформление броши.
18. Участие в школьной выставке. Организация выставки лучших работ воспитанников. Обсуждение результатов выставки, подведение итогов
Оценка результатов работы по программе кружка
Для оценки результативности учебных занятий применяется входной, текущий и итоговый контроль.
Входной контроль.
Цель: диагностика имеющихся знаний и умений воспитанников.
Формы оценки: диагностическое анкетирование, устный и письменный опрос, собеседование.
Текущий контроль.
Цель: оценка качества усвоения материала.
Формы оценки: текущие тестовые задания, творческие задания, диагностическое анкетирование, собеседование. В практической деятельности результативность оценивается как количеством, так и качеством выполненных работ, участием в конкурсах и выставках разного рода.
Анализ самостоятельной работы воспитанников проводится по следующим
критериям:
- правильность и оригинальность выбора материала для конкретной работы;
- соответствие способа выполнения технологическим требованиям;
- способность самостоятельно изменять конструкцию в зависимости от
имеющегося материала;
- соответствие конечного результата творчества поставленной задаче и выбранному художественному навыку.
Итоговый контроль имеет различные формы: итоговые текстовые задания, диагностическое анкетирование, выставка творческих работ воспитанников, выполнение комплексных работ по единой предложенной схеме и творческих работ по собственным эскизам с использованием различных материалов.
По завершению всего курса обучения дети должны уметь свободно владеть приёмами техники «Канзаши», самостоятельно изготавливать любые изделия, согласно схемам и описаниям. Применять полученные навыки, знания и умения в повседневной жизни.
Учебно-материальная база
Картон
Атласная лента разных цветов и размеров
Игла для шитья: длинная, толстая и тонкая
Ножницы
Свеча или зажигалка
Пинцет
Линейка
Клей «Момент»
Для реализации программы используются следующие методы обучения:
Словесные: рассказ, беседа, объяснение.
Наглядные: демонстрация готовых изделий.
Практические: выполнение панно, повторение видов изготовления разновидностей лепестков, атласных лент и других материалов, изготовление готовых изделий.
Аналитические: наблюдение, сравнивание с готовыми образцами, самоанализ, самоконтроль.
5. Просветительская работа: о красоте, хорошем вкусе, умении найти свой стиль.
Формы проведения итогов реализации программы:
- выставки, демонстрация изделий;
- участие в культурно-массовых мероприятиях;
- участие в конкурсах
Список литературы
Григорьев, Е. И. «Современные технологии социально - культурной деятельности» / Е. И. Григорьев., Тамбов, 2004.;
Программа педагога дополнительного образования: От разработки до реализации / Сост. Н. К. Беспятова. – М.: Айрис – пресс, 2003. – 176с. – (Методика).
Астраханцева, С. В. Методические основы преподавания декоративно – прикладного творчества: учебно – методическое пособие/С. В. Астраханцева, В. Ю. Рукавица, А. В. Шушпанова; Под науч. ред. С. В. Астраханцевой. – Ростов р/Д: Феникс, 2006. – 347 с.: ил. – (Высшее образование).
Каргина, З. А. Технология разработки образовательной программы дополнительного образования детей / З. А. Каргина // Внешкольник. – 2006. - № 5. – С. 11-15.
Оценка достижения планируемых результатов в начальной школе. Система заданий. В 2 ч. Ч.1/ [М. Ю. Демидова, С. В. Иванов, О. А. Карабанова и др.; под ред. Г. С. Ковалевой, О. Б. Логиновой. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 2010. – 215 с.
Список занимающихся в кружке «Фантазии из атласных лент».
Александрова Елена
Арсаева Екатерина
Бурин Андрей
Бурин Владислав
Казакова Анна
Казаков Антон
Марышев Владислав
Нагорин Максим
Попов Павел
Роженцов Дмитрий
Тюмерова Алена
Чернова Ольга