СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Программа обучения и развития «Предшкольная пора» (под редакцией Н.Ф.Виноградовой)

Нажмите, чтобы узнать подробности

Программа обучения и развития  «Предшкольная пора»  (под редакцией Н.Ф.Виноградовой). Дошкольники.  

Просмотр содержимого документа
«Программа обучения и развития «Предшкольная пора» (под редакцией Н.Ф.Виноградовой)»

Программа обучения и развития  «Предшкольная пора»

(под редакцией Н.Ф.Виноградовой)

Пояснительная записка

Программа «Предшкольная пора» предназначена для подготовки к школе детей, которые не посещали  (не посещают) дошкольное учреждение.

Программа составлена на основании программы обучения и развития детей 5 лет "Предшкольная пора" под редакцией Н.Ф. Виноградовой и рекомендована Ученым советом Института содержания и методов обучения РАО.

Цели данной комплексной программы:

•  социальная цель – обеспечение возможности обучения  шестилетних первоклассников:
•  педагогическая цель – развитие личности ребенка старшего дошкольного возраста, формирование его готовности к систематическому обучению.

В связи с более ранним началом систематического образования особого внимания требует решение нескольких задач:

  • Организация процесса обучения, воспитания и развития детей на этапе предшкольного образования с учетом потребностей и возможностей детей этого возраста;

  • Отбор содержания образования детей на ступени предшкольного образования, которое обеспечит сохранение самоценности этого периода развития, отказ от дублирования содержания обучения в первом классе школы;

  • Укрепление и развитие эмоционально – положительного отношения ребенка к школе, желания учиться;

  • Формирование социальных черт личности будущего школьника, необходимых для благополучной адаптации к школе.

 

Выбор содержания, методов и форм организации образования детей 5 – 6 лет должен прежде всего определяться тем, что они – дошкольники, то есть только готовятся к систематическому обучению. Особое внимание направлено на развитие тех качеств личности, тех особенностей психических процессов и тех видов деятельности, которые определяют становление устойчивых познавательных интересов детей и успешное обучение их в школе.

Программа "Предшкольное образование" построена в соответствии с логикой психического развития дошкольников: мышления, воображения, внимания, объяснительной речи; произвольности процессов; ценностного отношения к окружающему миру и к себе и другое.





















Принципы программы:

Программа обучения и развития детей шестого года жизни построена на основе следующих принципов:

  • реальный учет особенностей и ценностей дошкольного периода развития, актуальность для ребенка чувственных впечатлений, знаний, умений и др.; личностная ориентированность процесса обучения и воспитания;

  • учет потребностей данного возраста, опора на игровую деятельность – ведущую для этого периода развития;

  • сохранение и развитие индивидуальности каждого ребенка;

  •  обеспечение необходимого уровня сформированности психических и социальных качеств ребенка, основных видов деятельности, готовности к взаимодействию с окружающим миром;

  •  обеспечение поступательности в развитии ребенка, его готовности к обучению в школе, к принятию новой деятельности; создание условий для единого старта детей в первом классе, обеспечение педагогической помощи детям с отставанием в развитии;

  • развитие эрудиции и индивидуальной культуры восприятия и деятельности ребенка, его ознакомление с доступными областями культуры (искусство, литература, история и др.).

  В УМК входят: программа обучения и развития (для групп подготовки детей к школе с 5 лет); средства обучения для дошкольника (рабочие тетради, учебные книги), методические пособия для педагога по каждому разделу.

Структура программы:

Программа определяет те знания и умения, которыми должен овладеть каждый ребенок для успешного интеллектуального и социального развития, адаптации к школьному обучению. В ней выделено 5 разделов, отражающие основные линии развития ребенка дошкольника в результате его обучения:

Раздел "Познаем себя, людей, окружающий мир" направлен на расширение знаний ребенком самого себя, своих особенностей, способностей. Развитие навыков общения. Расширение знаний об окружающем мире.

Раздел представлен следующими предметами: "Окружающий мир", "Развитие речи".

Раздел "Учимся думать, рассуждать" включает знания и умения, являющиеся средством развития мышления, формирования логических умений.

Раздел представлен следующими предметами: "Информатика", "Математика".

Раздел "Учимся языку" обеспечивает обогащение словаря ребенка, связной речи. Большое внимание уделяется развитию фантазии, воображению, словесного творчества ребенка.

Раздел представлен следующими предметами: "Окружающий мир", "Развитие речи", "Музыка", "Изобразительное искусство".

Раздел "Развиваем пальчики" направлен на развитие графической деятельности детей, на развитие мелкой моторики пальцев кистей рук.

Раздел представлен следующими предметами: "Технология", "Изобразительное искусство".

Раздел "Играем и фантазируем" направлен на развитие воображения, на развитие мыслительной, речевой, художественной и трудовой деятельности.

Раздел представлен следующими предметами: "Информатика", "Математика", "Изобразительное искусство".


Содержание программы


Учимся родному языку


В процессе общения пополнять активный словарь словами, характеризующими качества и свойства предметов (какой? из чего сделан? для чего нужен?), обобщающими словами (мебель, одежда, обувь, посуда и пр.). По образцу подбирать слова, сходные и противоположные по значению (например: бежать — мчаться — идти; хохотать — смеяться — улыбаться; грустно — весело; легко — тяжело и др.).

При ответе на вопросы, описании предметов пользоваться словами, характеризующими их свойства и качества (например: широкий, мелкий, глубокий, узкий, мягкий и др.). Сравнивать объекты окружающего мира, описывать схожие и различные черты (например: два разных яблока; яблоко и банан и др.).

Задавать различные вопросы взрослым и сверстникам. В процессе речевого общения, игры, занятий использовать слова, характеризующие эмоциональные состояния людей (печальный, грустный, обиженный, усталый).

Участвовать в коллективном рассказывании, беседе, в составлении более полной характеристики любого объекта — игрушки, предмета быта, декоративно-прикладного искусства (название, назначение, цвет, форма, величина, материал). Использовать в описании имеющиеся сенсорные представления.

Составлять небольшие рассказы на близкие детям темы (игры, любимые занятия, игрушки, праздники). Составлять небольшие портреты-рассказы о родителях, старших членах семьи, братьях-сестрах.

Кратко характеризовать особенности внешнего вида, повадок, условий обитания животных (например, кошки, утенка, муравья, лягушки, вороны).

Составлять рассказ по серии сюжетных картинок (последовательной и с нарушением последовательности), по сюжетной картине на доступные детям темы, несложному натюрморту, пейзажу.

Составлять описательные и повествовательные рассказы по графической схеме-плану на доступные детям темы (например: «Что случилось в лесу», «Зимние забавы», «Весна пришла» и др.). Придумывать небольшие истории по рисункам-пиктограммам («Кто спрятался в чернильных пятнах?», «О чем рассказывают эти знаки?»).

Составлять небольшие описательные рассказы от имени животного («Я — бабочка», «Я — муравей», «Я — лисичка» и т. п.). Придумывать фантастические истории по плану: кто это, где находился, что делал, что натворил, что сказали люди, чем закончилась эта история (с помощью взрослого). Проявлять интерес к рифмованию слов, участвовать в коллективном придумывании стишков, потешек, загадок.

В процессе моделирования учиться различать слово и предложение, составлять предложения по образцу и самостоятельно. В игре строить модели предложений.

Выделять часто встречающийся в словах звук, обозначать его соответствующим знаком-заместителем. Следуя образцу, интонационно выделять в слове звук, называть его изолированно; называть слова по определенному фонематическому признаку, называть пары звуков по твердости-мягкости.

Соотносить произносимое слово со схемой его звукового состава, проводить звуковой анализ слов из трех-пяти звуков (в процессе моделирования).

Различать и обозначать соответствующим знаком-заместителем гласные, твердые и мягкие согласные звуки. В соответствии с игровыми правилами менять звуковой состав слова, называть слова с определенным звуком, заданной звуковой структурой слова и т. п.

Читать слоги, структурно несложные слова и предложения.

Самостоятельно сравнивать результаты своей работы с образцом.



Тематическое планирование занятий

по курсу «Учимся родному языку»


Учебники для учащихся:

Л.Е. Журова, М.И. Кузнецова М.И. "Азбука для дошкольников. Играем со звуками и словами";

Журова Л.Е., Кузнецова М.И. "Азбука для дошкольников. Играем и читаем вместе"



урока


Тема урока


Примечание

1

Звуки и буквы


2

Знакомство со звуками Ж, Ш


3

Знакомство со звуками З, С


4

Знакомство со звуками Л, М


5

Знакомство со звуками К, П


6

Знакомство со звуками В, Г


7

Знакомство с гласными звуками А, У


8

Знакомство со звуком Ы. Звуковой анализ слов


9

Знакомство со звуками Э, Е


10

Знакомство со звуком Н. Твёрдые и мягкие согласные


11

Знакомство со звуком Р. Звуковой анализ слов


12

Знакомство со звуком Й


13

Звуковой анализ слов


14

Гласные буквы


15

Буква А -Я


16

Буква О -Ё


17

Буква У -Ю


18

Буква Э - Е


19

Буква Ы - И


20

Звуковой анализ слов


21

Буква М. Слоги. Чтение слогов


22

Буква Н. Чтение слогов. Звуковой анализ слов


23

Буква Р. Чтение слогов. Звуковой анализ слов


24

Буква Л. Чтение слогов. Звуковой анализ слов


25

Буква Й. Чтение слогов. Звуковой анализ слов


26

Буква Г. Чтение слогов. Звуковой анализ слов


27

Буква К. Чтение слогов. Звуковой анализ слов


28

Буква З. Чтение слогов. Звуковой анализ слов


29

Буква С. Чтение слогов. Звуковой анализ слов


30

Буква Д. Чтение слогов. Звуковой анализ слов


31

Буква Т. Чтение слогов. Звуковой анализ слов


32

Буква Б. Чтение слогов. Звуковой анализ слов


33

Буква П. Чтение слогов. Звуковой анализ слов


34

Буква В. Чтение слогов. Звуковой анализ слов


35

Буква Ф. Чтение слов


36

Буква Ь. Чтение слов


37

Буква Ж. Чтение небольших текстов


38

Буква Ж. «ЖИ» в словах


39

Буква Ш. Чтение небольших текстов


40

Буква Ш. «ШИ» в словах


41

Звонкие и глухие звуки. Буквы Ж-Ш


42

Буква Ч. Чтение небольших текстов


43

Буква Ч. Чтение небольших текстов


44

Буква Щ. Чтение небольших текстов


45

Буква Х. Чтение небольших текстов


46

Буква Ц. Чтение небольших текстов


47

Буква Ь. Чтение небольших текстов


48

Буква Ъ. Чтение небольших текстов


49

Чтение предложений


50

Ударение в словах


51

Звуковой анализ слова


52

Звуковой анализ слова


53

Звуковой анализ слова


54

Звуковой анализ слова


55

Чтение предложений


56

Итоговое занятие






















«Учимся думать, рассуждать, фантазировать»

В процессе практической деятельности с предметами устанавливать соответствие между элементами двух множеств (без пересчитывания); сравнивать множества, формулируя результаты сравнения: «столько же (поровну)», «больше/меньше», «больше/меньше на столько-то», уравнивать множества (удалить или добавить элементы); измерять величины, выбирать меры для измерения, сравнивать величины. Получать числа прибавлением или вычитанием. Устанавливать равенство (неравенство) предметов (+1,-1).

Знать числовой ряд (1-10), прямой и обратный счет в пределах 10. В практической деятельности определять отношения между числами в натуральном ряду («3 больше 2, но меньше 4 на 1»), состав числа («3 — это 2 и 1» или «3 — это 1 и 1 и 1»). Определять при счете направление движения, ориентироваться в терминах «предыдущий», «последующий». Узнавать и называть цифры (0-9) и пользоваться ими для определения числа.

Подбирать множество к числу и число к множеству; использовать различные средства изображения при выполнении арифметических и логических операций.

Сравнивать и описывать предметы по признакам, выделять отличительные признаки предметов; находить признаки (один или несколько) при изменении их в ряду предметов (фигур). Самостоятельно выстраивать ряд предметов по изменяющемуся признаку; строить (достраивать) фигуры в соответствии с выделенным принципом изменения фигур в рядах. Распознавать простейшие геометрические фигуры, составлять фигуры из частей.

Выделять основания для объединения предметов в группы, образовывать из одних и тех же предметов разные группы (по одному признаку). Находить обобщающее слово (понятие) для группы предметов.

Опытным путем определять, что число не зависит от величины, расстояния, пространственных размещений, направления счета (слева направо, справа налево). В процессе действий с предметами сравнивать смежные числа, накладывать или прикладывать, измерять с помощью условной меры. Устанавливать ряд величин по одному из параметров (длина, высота, толщина). Считать предметы, звуки, движения в пределах 10. Используя карточки, составлять и читать числовые равенства и неравенства.
















Тематическое планирование занятий

по курсу «Учимся думать, рассуждать»

Учебники для учащихся:

Щербакова Г.И. "Знакомимся с математикой"

Салмина Н.Г. « Учимся думать»


урока


Тема урока


Примечание


1-2

Наблюдай и сравнивай.

Учись внимательно рассматривать и думать

Стр. 4-7


3-4

Учись быть внимательным. Учись сравнивать.

Учись правильно отвечать на вопросы.

Стр. 8-15


5-6

Будь внимательным и наблюдательным.

Учись наблюдать, думать, рассказывать

Стр. 16-19


7-8

Учись считать и правильно отвечать на вопросы.

Будь внимательным. Учись думать, ориентироваться в пространстве

Стр. 20-25


9-10

Учись замечать сходство и различия.

Учись быть наблюдательным

Стр. 26-29


11-12

Расскажи о том, что видишь. Учись сравнивать по величине. Учись рассказывать о том, что видишь на картинке

Стр. 30-35

13-14

Учись считать. Учись сравнивать по величине

Стр. 36-39

15

Учись сравнивать по количеству. Учись наблюдать.

Стр. 40-43

16

Учись считать. Учись сравнивать по количеству и форме

Стр. 44-47

17

Учись рассказывать о том, что видишь. Учись сравнивать по величине

Стр. 48-51

18

Умеешь ли ты наблюдать? Учись решать арифметические задачи

Стр. 52-55

19

Учись сравнивать предметы по величине и количеству. Учись мыслить логически

Стр. 56-59

20-21

Учись наблюдать, анализировать. Учись сравнивать предметы по величине, весу и количеству

Стр. 60-63

22

Будь внимательным и наблюдательным

Стр. 64-67

23

Учись логично рассказывать. Учись считать, сравнивать, доказывать

Стр. 68-71

24

Учись считать. Учись рассказывать по картинке

Стр. 72-75

25

Сделай по образцу. Учись сравнивать по количеству (больше-меньше).

Стр. 76-79

26

Учись решать задачи. Знаешь ли ты дни недели?

Стр. 80-83

27

Составь фигуры из деталей игры «Танграм». Учись конструировать

Стр. 84-87

28-29

Учись сравнивать по количеству (больше-меньше). Учись ориентироваться в пространстве

Стр.88-91

30-31

Учись считать и решать задачи. Учись измерять. Придумай и реши задачу

Стр. 92-97

32-33

Учись рассказывать о том, что видишь. Учись запоминать. Придумай задачу

Стр. 98-103

34-35

Учись думать, конструировать. Учись запоминать.

Стр. 104-109

36-37

Развивай фантазию. Учись ориентироваться. Будь внимательным

Стр. 110- 115

38-39

Развивай воображение. Учись думать, доказывать свои предположения. Учись рассказывать о том, что видишь.

Стр. 116-121

40-41

Учись наблюдать, думать. Учись рассказывать по картинке

Стр. 122-125

42-46

Сравнение, группировка, классификация предметов по двум, трем признакам. Решение задач


Стр. 126

47-50

Преобразование фигур (работа со счетными палочками, набором геометрических фигур). Решение задач


Стр. 127

51-53

Определение недостающей фигуры, определение лишнего предмета. Решение задач


Стр. 128

54-56

Итоговое занятие. Работа с лабиринтами, схемами. Решение головоломок. Ребусов. Решение задач


Стр. 129











































Эстетический цикл «Учимся фантазировать»

Использовать сенсорные впечатления для передачи формы, величины, цвета предметов и объектов, их расположения в пространстве.

Анализировать предметы и их графические изображения по форме, пропорциям, частям. Сравнивать объекты, предметы по цветовой гамме. Использовать цвет для передачи настроения в рисунке, аппликации. Ориентироваться в пространстве листа. Для воспроизведения образца выделять пространственные отношения между элементами изображения.

С помощью рисования и лепки копировать и создавать различные контуры и изображения, выполнять разнообразные виды штриховки. Знакомиться с графическими и живописными средствами художественной выразительности (линия, штрих, пятно, мазок, цвет, цветовые сочетания).

Изображать человека и животных в статике и динамике. Иметь представления о видах и жанрах изобразительного искусства (рисунок, живопись, скульптура; пейзаж, портрет, натюрморт).

Календарно-тематическое планирование занятий

эстетического цикла «Учимся фантазировать»



Учебники для учащихся:

Н.Г. Салмина, А.О. Глебова «Учимся рисовать», «Рисование, аппликация и лепка»,

«Графика, живопись и народные промыслы».



Тема занятия

Вид занятия

Кол-во часов


1

Свободное рисование “Нарисуй свою картину”, “Я”, “Автопортрет”. Тренинг на знакомство.

Нетрадиционное.

Практическое.

1 час.

2

Лепка из пластилина. “Любимая сказка”. Знакомство с песней “Я леплю из пластилина…”.

Практическое.

1 час.

3

Аппликация. Флористика “Осенняя картина”. Рисование при помощи осенних листьев. Хороводы Осени.

Нетрадиционное.

Практическое.

1 час.

4

Оригами “Золотая рыбка”. “Рисование по мокрому листу”.Музыкально-дидактические игры.

Практическое.

1 час.

5

Рисование красками “Кляксография”, “Волшебные нити”. Работа по развитию воображения “Название картины”.

Практическое.

1 час.

6

Лепка из пластилина овощей. Праздник Осени. Выполнение заданий по образцу.

Практическое.

1 час.

7

Аппликация. Театр игрушек. Знакомство с театром. Сказка “Зимовье зверей”.

Нетрадиционное.

Практическое.

1 час.

8

Оригами “Стаканчик”, “Сверток”.

Практическое.

1 час.

9

Изотерапия. Элементы тренинга на групповую сплоченность.

Нетрадиционное.

1 час.

10

Лепка из пластилина и крупы “Герои сказок ”.

Практическое.

1 час.

11

Аппликация

“ Новогодние цепи”, “Елочные игрушки”. Разучивание новогодних песен

Театрализованное

1 час.

12

Оригами “Зайчик”, “Кораблик”. Перестроение под музыкальное сопровождение.

Практическое.

1 час.

13

Рисование карандашами и красками “Городской пейзаж”. Ориентация в пространстве. Пространственное изображение

Практическое.

1 час.

14

Лепка декоративная “Разукрасим мир пластилином” (лепка по картону).

Практическое.

Нетрадиционное.

1 час.

15

Работа над творческим воображением. Бумагопластика и сюжетная аппликация “Новогодняя картинка”, “Новогодняя ночь”.

Практическое.

Нетрадиционное.

1 час.

16

Оригами “Птицы».

Практическое.

1 час.

17

Рисование карандашами. Предметное рисование “Самое смешное и самое грустное”.

Практическое.

1 час.

18

Аппликация “Открытка к 23 февраля”. Разучивание песен для пап. Праздник “23 февраля”.

Практическое.

1 час.

19

Кукольный театр. Сказка “Про Капризку”. Коррекция поведения. Разыгрывание по ролям.

Театрализованное

1 час.

20

Оригами “ Мальчик и девочка”.

Практическое.

1 час.

21

Сюжетное рисование “Моя история”. Сказочная мозаика “Картинка из книжки”. Работа в парах по созданию картинок.

Практическое.

Нетрадиционное.

1 час.

22-23

Лепка “Заячья капустка”. Театр игрушек и театр актеров Коррекция эмоциональной сферы ребенка

Театрализованное

1 час.

24-26

Сюжетная аппликация “ Бегемот-балерина”.

Изготовление нетрадиционных сюрпризов.

Нетрадиционное.

Практическое.

1 час.

27-28

Бумагопластика “Из простой бумаги мастерим как маги”.

Практическое.

1 час.