Муниципальное Бюджетное образовательное учреждение
дополнительного образования
«Детский технопарк «Кванториум»
Рассмотрено СОГЛАСОВАНО ПРИНЯТО УТВЕРЖДАЮ
на заседании МО Научно-методическим Педагогическом Директор МОУ ДО ЭБЦ
Руководитель __________ советесоветом __________________
______________________ А.Н.Чайка
Протокол №____________Протокол № ______ Протокол №__________ Приказ №__________
от «____»_______ 20__ г. от «____»_______ 20___г. от «____»_______ 20___г.от «____»______20___г.
ПРОГРАММА
Осеннего практикума
«Исследование свойств и применение песка»
для учащихся 1-3 классов (7-10 лет)
срок реализации: одна неделя
Автор-составитель: Гафаятова Зоя Асхатовна
ПДО, МБОУ ДО «Детский технопарк «Кванториум»
2017г.
Информационная карта
1 | Ведомственная принадлежность | Управление образования г. Комсомольска-на-Амуре |
2 | Наименование учреждения | Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования «Детский технопарк «Кванториум» г. Комсомольска-на-Амуре Хабаровского края |
3 | Дата образования и организационно-правовая форма | Год создания – 1975, как станция юных натуралистов. В связи с реорганизацией станции юных натуралистов переименован в 1999 г. в Городской детско-юношеский эколого-биологический центр. На основании Свидетельства о регистрации изменений и дополнений в учредительские документы юридического лица от 28 июня 2002 г. № 27/22 – и 895 переименован в Муниципальное образовательное учреждение дополнительного образования детей Эколого-биологический центр. Учреждение высшей категории - прошло государственную аккредитацию (свидетельство № 85 АА 073584 от 31 мая 2002г.) Муниципальное образовательное учреждение дополнительного образования детей Эколого-биологический центр г. Комсомольска–на–Амуре осуществляет свою деятельность в соответствии с Законом Российской Федерации «Об образовании». Типовым положением об образовательном учреждении дополнительного образования детей, Уставом МОУ ДОД Эколого-биологического центра от 28. 06.2002г. № 27.22. и 895. Конвенцией о правах ребенка, КЗОТ РФ, всеобщей декларацией о правах человека, лицензией на право ведения образовательной деятельности по реализации дополнительных образовательных услуг № 11/899 от 21.12.2000 года, нормативно-организационной документацией МОУ ДОД ЭБЦ. С декабря 2016 г. МОУ ДО ЭБЦ переименован в МБОУ ДО «Детский технопарк «Кванториум» |
4 | Адрес организации | 681000, г. Комсомольск-на-Амуре, ул. Пионерская, дом 15, тел. 59-07-16. |
5 | ФИО руководителя (объединения) | Гафаятова Зоя Асхатовна |
6 | Образование | высшее |
7 | Место работы | МБОУ ДО «Детский технопарк «Кванториум», 681000, г. Комсомольск-на-Амуре, ул. Пионерская, дом 15. |
8 | Должность | Педагог дополнительного образования |
9 | Педагогический стаж | 6 лет |
10 | Контактные телефоны | рабочий телефон 8(4217)59-07-16 |
11 | Полное название проекта | |
12 | Форма проведения | Профильный отряд |
13 | Специализация проекта | Опытно-экспериментальной исследовательской деятельности. |
14 | Цель проекта | Изучение песка с разных песочниц нашего города. Провести опыт по созданию песка в «домашних условиях». |
15 | Задачи проекта | - Изучение литературы по теме; - Формирование у учащихся комплекса знаний о свойствах песка, способах работы с ним; - Собрать и сравнить различные образцы песка и объяснить, чем они обусловлены; - Экспериментальным путём получить песок. |
16 | Сроки проведения | Ноябрь 2017 года |
17 | Место проведения | МБОУ ДО «Детский технопарк «Кванториум» |
18 | Возраст участников | 7-10 лет |
19 | Контингент уч-ся | Учащиеся Биоквантума |
20 | Краткое содержание программы | «Исследование свойств и применение песка» - осенний экологический практикум для учащихся младших классов, предполагающий комплексное изучение образцов песка города Комсомольска-на-Амуре. Программа включает: - Сбор образцов песка в окрестностях нашего города (песочницы во дворах, парки); - Сравнение образцов песка. Составление таблицы (состав, цвет, размер); - Свойства песка. Составление таблицы; - Проведение опыта по созданию «своего» песка. Практикум включает в себя цикл из 6 часов теоретических занятий по 40 – 45 минут, 18 часов практических занятий. Всего 24 часа. Занятия проводятся 6 дней по 4 часа каждый день. |
21 | Прогнозирование возможных (ожидаемых) позитивных результатов. | В результате практикума учащиеся: - познакомятся со свойствами песка; - обучаться самостоятельно изготавливать «свой» песок; - развитие внимания, творческого воображения, креативности и фантазии; |
22 | Прогнозирование возможных негативных результатов. | Личностные особенности каждого (характер), конкуренция, низкая мотивация учебной деятельности. |
23 | Прогнозирование коррекции возможных негативных результатов | 1.Постоянная смена видов деятельности. 2.Соблюдение норм выполнения практической деятельности, нахождения на открытом воздухе. 3.Соблюдение питьевого режима. |
Содержание
Пояснительная записка………………………………………...………………6
Календарно-тематический план практикума…………………………………8
Список литературы……………………………………………………………..9
Пояснительная записка
Песок - с одной стороны такой знакомый всем и простой материал, а с другой - такой загадочный и таинственный. Смотришь на него и не можешь оторвать взгляд.
Если прикоснешься - успокаиваешься. Песок хочется рассматривать, перебирать пальцами его мелкие крупинки. Наблюдать как он пересыпается из руки в руку. Песок ведь такой приятный на ощупь.
Песок – такой простой, и такой уникальный природный материал. Недаром говорят, что все гениальное – просто.
Песок используется для производства стекла, литейных форм и в строительстве.
Древние племена чертили защитные круги на земле и создавали различные рисунки из песка. В практике индейцев эти изображения и сейчас используются в церемониях и для предсказаний.
В Китае, Индии и Японии сосуды с песком размещают около входа в дом. Каждый входящий и выходящий опускает руки в песок, чтобы очиститься от дурных мыслей и опасных чувств. Было замечено, что песок нейтрализует негативную энергетику.
Песок – прекрасный материал для творчества. Так появляются на свет замки, лабиринты, картины и скульптуры, созданные из песка.
Целью программы практикума является – изучение песка с разных песочниц нашего города. Провести опыт по созданию песка в «домашних условиях».
Для осуществления поставленной цели решается ряд задач:
- Изучение литературы по теме;
- Формирование у учащихся комплекса знаний о свойствах песка, способах работы с ним;
- Собрать и сравнить различные образцы песка и объяснить, чем они обусловлены;
- Экспериментальным путём получить песок.
Гипотеза практикума: Если песок является химическим соединением, возможно ли провести химический опыт по его изготовлению в домашних условиях с применением подручных материалов?
Состав учащихся: профильный отряд рассчитан на учащихся младшего звена общеобразовательной школы. Количество человек в группе: 8-10.
Методы и приёмы работы:
- Наглядные (наблюдение, иллюстрация);
- Словесные (беседа, чтение художественной литературы);
- Практические (эксперименты, опыты)
Календарно-тематический план практикума
№ | Наименование темы | Количество часов |
Всего | Теория | Практика |
1 | Вводное занятие. Знакомство с темой практикума, задачами. Сбор информации «Что такое песок и его происхождение» в художественной литературе, в интернет-источниках. | 2 | 1 | 1 |
2 | Сбор образцов песка в окрестностях нашего города (песочницы во дворах, парки) | 2 | - | 2 |
3 | Сравнение образцов песка. Составление таблицы (состав, цвет, размер). | 2 | 1 | 1 |
4 | Свойства песка. Составление таблицы. | 2 | 1 | 1 |
5 | Проведение опыта по созданию «своего» песка. | 2 | 1 | 1 |
6 | Итоговое занятие. Оформление проектной работы. | 2 | - | 2 |
| Итого | 12 | 4 | 8 |
Литература для ПДО:
Методическое пособие для учителя «методика исследовательского обучения младших школьников» А.И. Савенков
Самостоятельная исследовательская практика как фактор развития познавательных потребностей младших школьников. А.И. Савенков
«Секреты природы — это так интересно» Москва 2004 Л.В. Ковинько
Список полезных интернет – ресурсов:
1. http://fb.ru/article/288882/vidyi-peska-ih-harakteristiki-dobyicha-i-primenenie
2. http://www.navigator-beton.ru/articles/pesok-klassifikatsiya-sfery-primeneniya-otvety-na-vashi-voprosy.html
3. http://allrefs.net/c28/3rn5b/p44/
4. https://znanija.com/task/8887662
Литература для обучающихся:
Большая детская энциклопедия. Мойра Баттерфилд и др. Пер. с анг. А.И.Кима и В.В. Демыкина – М.: ЗАО «РОСМЭН-ПРЕСС»
«Организация опытно – экспериментальной деятельности детей» Е.А Мартынова И.М. Суркова.
Что такое? Кто такой? Детская энциклопедия. – М.: «Педагогика-Пресс», 1992 г.
Энциклопедия «Обо всем на свете от А до Я» Издательство «Махаон» 1990 год
Энциклопедия «Хочу все знать» Издательство «Триада» 2006 год
Я познаю мир: Дет.энциклопедия.: География/Е.В. Селезнёва - М.: ООО «Издательство АСТ»: ООО «Издательство Астрель», 2001г.