СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Программа по ИЗО 4 класс.

Категория: ИЗО

Нажмите, чтобы узнать подробности

Программа по ИЗО 4 класс.                         

Просмотр содержимого документа
«Программа по ИЗО 4 класс.»


1.Планируемые результаты освоения учебного предмета.

Личностные результаты:

  • в ценностно-эстетической сфере – эмоционально-ценностное отношение к окружающему миру; толерантное принятие разнообразия культурных явлений, национальных ценностей и духовных традиций; художественный вкус и способность к эстетической оценке произведений искусства, нравственной оценке своих и чужих поступков, явлений окружающей жизни;

  • в познавательной (когнитивной) сфере – способность к художественному познанию мира; умение применять полученные знания в собственной художественно-творческой деятельности;

  • в трудовой сфере – навыки использования различных художественных материалов для работы в разных техниках; стремление использовать художественные умения для создания красивых вещей или их украшения.

Метапредметные результаты:

  • умения видеть и воспринимать проявления художественной культуры в окружающей жизни;

  • желание общаться с искусством, участвовать в обсуждении содержания и выразительных средств произведений искусства;

  • активное использование языка изобразительного искусства и различных художественных материалов для освоения содержания разных учебных предметов;

  • обогащение ключевых компетенций (коммуникативных, деятельностных) художественно-эстетическим содержанием;

  • формирование мотивации и умений организовывать самостоятельную художественно-творческую и предметно-продуктивную деятельность, выбирать средства для реализации художественного замысла;

  • формирование способности оценивать результаты художественно- творческой деятельности, собственной и одноклассников.

Предметные результаты:

  • в познавательной сфере – понимание значения искусства в жизни человека и общества; восприятие и характеристика художественных образов, представленных в произведениях искусства; умения различать основные виды и жанры пластических искусств, характеризовать их специфику;

  • в ценностно-эстетической сфере – умения различать и передавать в художественно-творческой деятельности характер, эмоциональное состояние и своё отношение к природе, человеку, обществу; осознание общечеловеческих ценностей, выраженных в главных темах искусства, и отражение их в собственной художественной деятельности; умение эмоционально оценивать шедевры русского и мирового искусства;

  • в коммуникативной сфере – способность высказывать суждения о художественных особенностях произведений, изображающих природу и человека в различных эмоциональных состояниях; умение обсуждать коллективные результаты художественно-творческой деятельности;

  • в трудовой сфере – умение использовать различные материалы и средства художественной выразительности для передачи замысла в собственной художественной деятельности.



В результате изучения изобразительного искусства у обучающихся:

  • будут сформированы основы художественной культуры: представления о специфике изобразительного искусства, потребность в художественном творчестве и в общении с искусством, первоначальные понятия о выразительных возможностях языка искусства;

  • начнут развиваться образное мышление, наблюдательность и воображение, учебно-творческие способности, эстетические чувства, формироваться основы анализа произведения искусства; будут проявляться эмоционально-ценностное отношение к миру, явлениям действительности художественный вкус;

  • сформируются основы духовно-нравственных ценностей личности, устойчивое представление о добре и зле должном и недопустимом, которые станут базой самостоятельных поступков и действий на основе морального выбора, понимания и поддержания нравственных устоев, нашедших отражение и оценку в искусстве;

  • появится готовность и способность к реализации своего творческого потенциала, разовьётся трудолюбие, оптимизм, способность к преодолению трудностей, открытость миру, диалогичность;

  • установится осознанное уважение и принятие традиций, самобытных культурных ценностей, форм культурно-исторической, социальной и духовной жизни родного края, зародится целостный, социально ориентированный взгляд на мир в его органическом единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;

  • будут заложены основы российской гражданской идентичности, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, ответственности за общее благополучие.



Обучающиеся:

  • овладеют практическими умениями и навыками в восприятии произведений пластических искусств и в различных видах художественной деятельности (рисунок, живопись, скульптура, архитектура, художественное конструирование и дизайн);

  • смогут понимать образную природу искусства; давать эстетическую оценку и выражать своё отношение к событиям и явлениям окружающего мира, к природе, человеку и обществу; воплощать художественные образы в различных формах художественно-творческой деятельности;

  • получат навыки сотрудничества со сверстниками;

  • смогут реализовать собственный творческий потенциал, действовать самостоятельно при разрешении проблемно-творческих ситуаций в повседневной жизни.



Выпускник получит возможность научиться:

  • различать сюжет и содержание в знакомых произведениях изобразительного искусства;

  • видеть проявления художественной культуры вокруг;

  • высказывать аргументированное суждение художественных произведениях, изображающих природу и человека в различных эмоциональных состояниях;

  • моделировать новые формы, различные ситуации путём трансформации известного;

  • понимать образную природу искусства; давать эстетическую оценку и выражать своё отношение к событиям и явлениям окружающего мира, к природе, человеку и обществу; воплощать художественные образы в различных формах художественно-творческой деятельности;

  • изображать пейзажи, натюрморты, портреты, выражая к ним своё отношение;

  • изображать многофигурные композиции на значимые жизненные темы и участвовать в коллективных работах на эти темы.





2. Содержание программы

Рисование с натуры (рисунок, живопись) - (12ч)

Рисование отдельных предметов в форме призмы, шара, цилиндра,

комбинированной формы, а также группы предметов (натюрморт) с попыткой передачи перспективного сокращения объема (предметы располагают сначала во фронтальной, затем в угловой перспективе). Проведение доступных обучающимся объяснений к заданиям по изображению:

1) круга в перспективе (горизонтальное положение, выше, ниже линии горизонта),

2) фронтальной перспективы и угловой перспективы.

Рисование с натуры, по памяти и по представлению фигуры человека, зверей, птиц, рыб. Прочувствование и передача в рисунках красоты линий, формы объектов действительности, цветовой окраски предметов, их цветовой гармонии. Развитие зрительных представлений и впечатлений от натуры, восхищение красотой окружающего мира.



Рисование на темы (композиция) - (7ч)

Совершенствование умений отражать в тематических рисунках явления

действительности. Изучение композиционных закономерностей.

Обобщение знаний, полученных в 1—3 классах, об иллюстрировании различных литературных произведений (сказка, рассказ, стихотворение, басня).

Особое внимание обращается на средства художественной выразительности: выделение композиционного центра, передача светотени, использование тоновых и цветовых контрастов, поиски гармоничного сочетания цветов, применение закономерностей линейной и воздушной перспективы.

Развитие воображения, творческой фантазии детей, умения образно представлять задуманную композицию.

Декоративная работа - (7ч)

Эстетическое воспитание и обучение учащихся средствами следующих видов народного и современного декоративно-прикладного искусства: народная художественная резьба по дереву (рельефная резьба в украшении предметов быта); русский пряник; произведения художественной лаковой миниатюры из Палеха на темы сказок; примеры росписи Русского Севера в оформлении предметов быта (шкафы, перегородки, прялки ).

Выполнение эскизов объектов на основе орнаментальной и сюжетно-декоративной композиции.

Лепка - (2ч)



Лепка домашних животных с натуры или по памяти (кошка, собака, курица, петух, утка, кролик).

Лепка фигурок по мотивам народных игрушек.

Лепка тематических композиций на темы труда « Сталевар », « Кузнец », «Пожарный » Лепка героев русских народных сказок.



Аппликация - 2часа.



Составление индивидуальных и коллективных мозаичных панно из кусочков цветной бумаги, засушенных листьев на темы.

Составление сюжетных аппликаций по мотивам русских народных сказок «По щучьему веленью», «Сказки о рыбаке и рыбке» А. Пушкина.

Беседы об изобразительном искусстве и красоте вокруг нас - 4 часа. Основные темы бесед: жанры изобразительного искусства (пейзаж, натюрморт, портрет, бытовой жанр, исторический и батальный жанры);



Тема «В мире изобразительного искусства» - 12 часов.



- Беседа «Красота родной природы в творчестве русских художников». Рисунок «Летний пейзаж». Знакомство с творчеством русских пейзажистов. Простейший анализ произведений искусства.

- Составление мозаичного панно: «Парусные лодки на реке». Выбор и применение выразительных средств для реализации собственного замысла в аппликации.

- Ознакомление с произведениями изобразительного искусства (знакомство с отдельными произведениями выдающихся русских и зарубежных художников).

Рисование с натуры натюрморта из фруктов и овощей (разной окраски). Передача настроения в творческой работе. Работа над развитием чувства композиции.

- Искусство натюрморта. Рисование с натуры натюрморта: кувшин и яблоко;

ваза с яблоками. Передача настроения в творческой работе. Работа над развитием чувства композиции.

- Изучаем азбуку изобразительного искусства. Рисование с натуры коробки. Основы изобразительного языка искусства: объём, пропорции.

- Изучаем азбуку изобразительного искусства. Рисование с натуры шара. Основы изобразительного языка искусства: объѐм, пропорции.

- Тематическое рисование: «Моя улица» или «Мой двор». Использование в индивидуальной деятельности различных художественных материалов. Работа над развитием наблюдательности к окружающему миру. Воспитание любви к родному краю.

- Образ человека в произведениях изобразительного искусства. Рисование с натуры фигуры человека. Способы рисования фигуры человека. Пропорции человеческой фигуры. Первичные навыки рисования с натуры фигуры человека.

- Лепка фигуры человека с атрибутами труда или спорта (отражение в произведениях пластических искусств человеческих чувств, идей, отношений к природе, человеку и обществу). Работа в художественно-конструктивной деятельности.



Тема «Мы любим смотреть картины и рисовать» - 22 часа.



- Рисование животных с натуры или по памяти. Кошка. Навыки рисования по памяти. Работа над развитием зрительного представления, наблюдательности к повадкам животных.

- Рисование птиц с натуры или по представлению. Ворона. Навыки рисования по памяти.

- Беседа «Сказка в декоративном искусстве». Передача настроения в творческой работе.

- Иллюстрирование «Сказки о рыбаке и рыбке» А. С. Пушкина. Приѐмы рисования на сказочные сюжеты.

- Составление сюжетной аппликации русский народной сказки «По щучьему велению». Формирование творческого воображения.

- «В мирное время». Рисование с натуры или по представлению. Атрибуты армии. Отражение патриотической темы в произведениях отечественных художников. Совершенствование графических умений и навыков.

- Рисование с натуры или по памяти современных машин. Совершенствование навыков линейного рисования.

- Беседа «Художники о красоте Родины». Рисование народного праздника «Песни нашей Родины». Эстетическое отношение к народным обычаям. Развитие интереса к народным традициям.

- Выполнение эскиза лепного пряника и роспись готового изделия. Эстетическое восприятие произведений ДПИ, передача объѐмной формы. Развитие творческого воображения и изобразительных навыков. Ознакомление с произведениями народных художественных промыслов в России.

- Изображение животных и птиц в произведениях изобразительного искусства «Мы снова рисуем животных и птиц». Упражнение в передаче в рисунке основ изобразительного языка искусства. Работа над развитием творческих способностей, наблюдательности, внимания к природе.

- Иллюстрирование басни И. А. Крылова «Ворона и Лисица». Работа над развитием творческого воображения, умение передать конструктивное строение цвета изображаемых объектов, совершенствованием навыков передачи сюжета литературного произведения в рисунке.

- Тематическое рисование «Закат солнца». Элементарные основы живописи.



Основы воздушной перспективы. Совершенствование навыков рисования в цвете.

- Беседа «Люди труда в изобразительном искусстве». Работа над развитием эстетического восприятия и понимания красоты труда людей в жизни и произведениях изобразительного искусства.

- Составление мозаичного панно «Слава труду». Использование различных художественных материалов. Работа над развитием творческого воображения, эстетического восприятия, понимания красоты труда творческого воображения.



- Аппликация. Орнаменты народов мира (представление о богатстве художественной культуры народов России и мира). Использование светотени в аппликации. Работа над развитием творческого воображения, изобразительных навыков.



- Ведущие художественные музеи России: Государственная Третьяковская галерея, Русский музей. Эрмитаж, Музей изобразительных искусств имени А.С. Пушкина. Искусствоведческая викторина. Обогащение знаний о музеях мира.

























3.тематическое планирование.


Дата

Тема

Цель

Форм контроля

Терминология, понятия

1


Красота родной природы в творчестве русских художников. Рисунок «Летний пейзаж».

Формирование умения выражать в рисунке свои зрительные представления и впечатления от восприятия пейзажа

Практическая работа

пейзаж

2


Составление мозаичного панно «Парусные лодки на воде».

Развитие творческого воображения, пространственное мышление и умение образно передать задуманную композицию.

Практическая работа

Мозаика панно



3



4


Ознакомление с произведениями изобразительного искусства. Рисование с натуры натюрморта из фруктов и овощей.

Расширение знаний детей о натюрморте; формирование графических умений и навыков в передаче пространственного расположения группы предметов, определении пропорций, в передаче светотени средствами живописи

Практическая работа

Натюрморт



5








6


Искусство натюрморта. Рисование с натуры натюрморта «Кувшин и яблоко».

Расширение знаний детей о натюрморте; формирование графических умений и навыков в передаче пространственного расположения группы предметов, определении пропорций, в передаче светотени средствами живописи

Практическая работа

Муляжи натюрморт

7


Изучаем азбуку изобразительного искусства. Рисование с натуры коробки.

Развитие умений и навыков сравнивать свой рисунок с изображаемым предметом и исправлять замеченные в рисунке ошибки.

Практическая работа

перспектива

8


Изучаем азбуку изобразительного искусства. Рисование с натуры шара.

Формирование начальных представлений о светотени; обучать приемам штриховки, выявляющей объем, форму шара.

Практическая работа

Свет, полутень, тень, собственная тень, падающая тень, блик, рефлекс

9


Рисование по памяти «Моя улица» или «Мой двор».

Формирование умения выражать в рисунке свои зрительные представления и впечатления от восприятия пейзажа

Практическая работа

Жанр, перспектива, пейзаж

10


11


Рисование с натуры и по представлению фигуры человека.

Формирование элементарных представлений о пропорциях, строении фигуры человека; развитие графических умений и навыков.

Практическая работа

Канон, модуль, пропорции

12


Лепка фигуры человек с атрибутами труда или спорта.

Закрепление знаний о пропорциях фигуры человека.

Практическая работа

Канон, модуль, пропорции, скатывание, вдавливание, прищипывание

13


Наброски с натуры и по представлению животного (заяц, кошка, белка, собака)

Формирование графических умений и навыков; развитие зрительной памяти умения сравнивать свой рисунок с натурой с целью передачи пропорций особенностей формы животного.

Практическая работа

пропорции

14


Наброски с натуры и по представлению птиц (голубь, сорока, утка)

Формирование графических умений и навыков в изображении предмета сложной формы

Практическая работа

пропорции

15


16



Декоративное рисование. Роспись разделочной кухонной доски

Формирование умения составлять декоративно- сюжетные композиции

Практическая работа

Хохлома, Гжель, Палех, Городец

17


Иллюстрация к сказке А. С. Пушкина «Сказка о рыбаке и рыбке».

Развитие творческого воображения, умения выражать свои чувства в рисунках.

Практическая работа

иллюстрация

18


19


Составление сюжетной аппликации русской народной сказки «По щучьему велению».

Формирование умения выражать в рисунке свои зрительные представления и впечатления

Практическая работа

Эпизод, эскиз, пропорции

20


Поздравительная открытка ко Дню Защитника Отечества

Формирование умения выражать в декоративном рисунке свои зрительные представления.

Практическая работа

Эпизод, эскиз, пропорции

21


Рисование с натуры или по памяти современных машин.

формирование графических навыков в передаче пространственного расположения группы предметов

Практическая работа

Конструкция, кабина, кузов, обод

22


Рисование народного праздника «Песни нашей Родины».

Развитие интереса и любви к народным традициям.

Практическая работа

Крещение, Рождество, Масленица

23



24


Выполнение эскиза лепного пряника и роспись готового изделия.

Ознакомление с произведениями народного декоративно-прикладного искусства.

Практическая работа

Традиции, обряд

25


Рисование с натуры и по представлению животных и птиц.

Формирование графических умений и навыков в изображении предмета сложной формы

Практическая работа

пропорции

26



27


Иллюстрирование басни И. Крылова «Ворона и лисица»

Умение выражать свое понимание содержания литературного произведения

Практическая работа

Пропорции, сюжет

28




29


Тематическое рисование «Закат солнца».

Формирование умения выделять главное в пейзаже, определять изменение цвета и различать цветовой фон.

Практическая работа

Жанр, перспектива, пейзаж

30


Люди труда в изобразительном искусстве.

Развитие эстетического восприятия и понимания красоты труда людей в жизни и произведениях изобразительного искусства.

Практическая работа

Инструменты , композиция

31



32


Составление мозаичного панно «Слава труду».

Развитие творческого воображения, пространственное мышление и умение образно передать задуманную композицию.

Практическая работа

Эскиз, панно

33


Аппликация «Орнаменты народов мира».

Развитие творческого воображения, изобразительных навыков.

Практическая работа

Компоновка, орнамент, элемент

34


Итоги года. Выставка рисунков. Искусствоведческая викторина.

Формирование интереса к произведениям искусства.

Практическая работа