1.Планируемые результаты освоения учебного предмета.
Личностные результаты:
в ценностно-эстетической сфере – эмоционально-ценностное отношение к окружающему миру; толерантное принятие разнообразия культурных явлений, национальных ценностей и духовных традиций; художественный вкус и способность к эстетической оценке произведений искусства, нравственной оценке своих и чужих поступков, явлений окружающей жизни;
в познавательной (когнитивной) сфере – способность к художественному познанию мира; умение применять полученные знания в собственной художественно-творческой деятельности;
в трудовой сфере – навыки использования различных художественных материалов для работы в разных техниках; стремление использовать художественные умения для создания красивых вещей или их украшения.
Метапредметные результаты:
умения видеть и воспринимать проявления художественной культуры в окружающей жизни;
желание общаться с искусством, участвовать в обсуждении содержания и выразительных средств произведений искусства;
активное использование языка изобразительного искусства и различных художественных материалов для освоения содержания разных учебных предметов;
обогащение ключевых компетенций (коммуникативных, деятельностных) художественно-эстетическим содержанием;
формирование мотивации и умений организовывать самостоятельную художественно-творческую и предметно-продуктивную деятельность, выбирать средства для реализации художественного замысла;
формирование способности оценивать результаты художественно- творческой деятельности, собственной и одноклассников.
Предметные результаты:
в познавательной сфере – понимание значения искусства в жизни человека и общества; восприятие и характеристика художественных образов, представленных в произведениях искусства; умения различать основные виды и жанры пластических искусств, характеризовать их специфику;
в ценностно-эстетической сфере – умения различать и передавать в художественно-творческой деятельности характер, эмоциональное состояние и своё отношение к природе, человеку, обществу; осознание общечеловеческих ценностей, выраженных в главных темах искусства, и отражение их в собственной художественной деятельности; умение эмоционально оценивать шедевры русского и мирового искусства;
в коммуникативной сфере – способность высказывать суждения о художественных особенностях произведений, изображающих природу и человека в различных эмоциональных состояниях; умение обсуждать коллективные результаты художественно-творческой деятельности;
в трудовой сфере – умение использовать различные материалы и средства художественной выразительности для передачи замысла в собственной художественной деятельности.
В результате изучения изобразительного искусства у обучающихся:
будут сформированы основы художественной культуры: представления о специфике изобразительного искусства, потребность в художественном творчестве и в общении с искусством, первоначальные понятия о выразительных возможностях языка искусства;
начнут развиваться образное мышление, наблюдательность и воображение, учебно-творческие способности, эстетические чувства, формироваться основы анализа произведения искусства; будут проявляться эмоционально-ценностное отношение к миру, явлениям действительности художественный вкус;
сформируются основы духовно-нравственных ценностей личности, устойчивое представление о добре и зле должном и недопустимом, которые станут базой самостоятельных поступков и действий на основе морального выбора, понимания и поддержания нравственных устоев, нашедших отражение и оценку в искусстве;
появится готовность и способность к реализации своего творческого потенциала, разовьётся трудолюбие, оптимизм, способность к преодолению трудностей, открытость миру, диалогичность;
установится осознанное уважение и принятие традиций, самобытных культурных ценностей, форм культурно-исторической, социальной и духовной жизни родного края, зародится целостный, социально ориентированный взгляд на мир в его органическом единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;
будут заложены основы российской гражданской идентичности, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, ответственности за общее благополучие.
Обучающиеся:
овладеют практическими умениями и навыками в восприятии произведений пластических искусств и в различных видах художественной деятельности (рисунок, живопись, скульптура, архитектура, художественное конструирование и дизайн);
смогут понимать образную природу искусства; давать эстетическую оценку и выражать своё отношение к событиям и явлениям окружающего мира, к природе, человеку и обществу; воплощать художественные образы в различных формах художественно-творческой деятельности;
получат навыки сотрудничества со сверстниками;
смогут реализовать собственный творческий потенциал, действовать самостоятельно при разрешении проблемно-творческих ситуаций в повседневной жизни.
Выпускник получит возможность научиться:
различать сюжет и содержание в знакомых произведениях изобразительного искусства;
видеть проявления художественной культуры вокруг;
высказывать аргументированное суждение художественных произведениях, изображающих природу и человека в различных эмоциональных состояниях;
моделировать новые формы, различные ситуации путём трансформации известного;
понимать образную природу искусства; давать эстетическую оценку и выражать своё отношение к событиям и явлениям окружающего мира, к природе, человеку и обществу; воплощать художественные образы в различных формах художественно-творческой деятельности;
изображать пейзажи, натюрморты, портреты, выражая к ним своё отношение;
изображать многофигурные композиции на значимые жизненные темы и участвовать в коллективных работах на эти темы.
2. Содержание программы
Рисование с натуры (рисунок, живопись) - (12ч)
Рисование отдельных предметов в форме призмы, шара, цилиндра,
комбинированной формы, а также группы предметов (натюрморт) с попыткой передачи перспективного сокращения объема (предметы располагают сначала во фронтальной, затем в угловой перспективе). Проведение доступных обучающимся объяснений к заданиям по изображению:
1) круга в перспективе (горизонтальное положение, выше, ниже линии горизонта),
2) фронтальной перспективы и угловой перспективы.
Рисование с натуры, по памяти и по представлению фигуры человека, зверей, птиц, рыб. Прочувствование и передача в рисунках красоты линий, формы объектов действительности, цветовой окраски предметов, их цветовой гармонии. Развитие зрительных представлений и впечатлений от натуры, восхищение красотой окружающего мира.
Рисование на темы (композиция) - (7ч)
Совершенствование умений отражать в тематических рисунках явления
действительности. Изучение композиционных закономерностей.
Обобщение знаний, полученных в 1—3 классах, об иллюстрировании различных литературных произведений (сказка, рассказ, стихотворение, басня).
Особое внимание обращается на средства художественной выразительности: выделение композиционного центра, передача светотени, использование тоновых и цветовых контрастов, поиски гармоничного сочетания цветов, применение закономерностей линейной и воздушной перспективы.
Развитие воображения, творческой фантазии детей, умения образно представлять задуманную композицию.
Декоративная работа - (7ч)
Эстетическое воспитание и обучение учащихся средствами следующих видов народного и современного декоративно-прикладного искусства: народная художественная резьба по дереву (рельефная резьба в украшении предметов быта); русский пряник; произведения художественной лаковой миниатюры из Палеха на темы сказок; примеры росписи Русского Севера в оформлении предметов быта (шкафы, перегородки, прялки ).
Выполнение эскизов объектов на основе орнаментальной и сюжетно-декоративной композиции.
Лепка - (2ч)
Лепка домашних животных с натуры или по памяти (кошка, собака, курица, петух, утка, кролик).
Лепка фигурок по мотивам народных игрушек.
Лепка тематических композиций на темы труда « Сталевар », « Кузнец », «Пожарный » Лепка героев русских народных сказок.
Аппликация - 2часа.
Составление индивидуальных и коллективных мозаичных панно из кусочков цветной бумаги, засушенных листьев на темы.
Составление сюжетных аппликаций по мотивам русских народных сказок «По щучьему веленью», «Сказки о рыбаке и рыбке» А. Пушкина.
Беседы об изобразительном искусстве и красоте вокруг нас - 4 часа. Основные темы бесед: жанры изобразительного искусства (пейзаж, натюрморт, портрет, бытовой жанр, исторический и батальный жанры);
Тема «В мире изобразительного искусства» - 12 часов.
- Беседа «Красота родной природы в творчестве русских художников». Рисунок «Летний пейзаж». Знакомство с творчеством русских пейзажистов. Простейший анализ произведений искусства.
- Составление мозаичного панно: «Парусные лодки на реке». Выбор и применение выразительных средств для реализации собственного замысла в аппликации.
- Ознакомление с произведениями изобразительного искусства (знакомство с отдельными произведениями выдающихся русских и зарубежных художников).
Рисование с натуры натюрморта из фруктов и овощей (разной окраски). Передача настроения в творческой работе. Работа над развитием чувства композиции.
- Искусство натюрморта. Рисование с натуры натюрморта: кувшин и яблоко;
ваза с яблоками. Передача настроения в творческой работе. Работа над развитием чувства композиции.
- Изучаем азбуку изобразительного искусства. Рисование с натуры коробки. Основы изобразительного языка искусства: объём, пропорции.
- Изучаем азбуку изобразительного искусства. Рисование с натуры шара. Основы изобразительного языка искусства: объѐм, пропорции.
- Тематическое рисование: «Моя улица» или «Мой двор». Использование в индивидуальной деятельности различных художественных материалов. Работа над развитием наблюдательности к окружающему миру. Воспитание любви к родному краю.
- Образ человека в произведениях изобразительного искусства. Рисование с натуры фигуры человека. Способы рисования фигуры человека. Пропорции человеческой фигуры. Первичные навыки рисования с натуры фигуры человека.
- Лепка фигуры человека с атрибутами труда или спорта (отражение в произведениях пластических искусств человеческих чувств, идей, отношений к природе, человеку и обществу). Работа в художественно-конструктивной деятельности.
Тема «Мы любим смотреть картины и рисовать» - 22 часа.
- Рисование животных с натуры или по памяти. Кошка. Навыки рисования по памяти. Работа над развитием зрительного представления, наблюдательности к повадкам животных.
- Рисование птиц с натуры или по представлению. Ворона. Навыки рисования по памяти.
- Беседа «Сказка в декоративном искусстве». Передача настроения в творческой работе.
- Иллюстрирование «Сказки о рыбаке и рыбке» А. С. Пушкина. Приѐмы рисования на сказочные сюжеты.
- Составление сюжетной аппликации русский народной сказки «По щучьему велению». Формирование творческого воображения.
- «В мирное время». Рисование с натуры или по представлению. Атрибуты армии. Отражение патриотической темы в произведениях отечественных художников. Совершенствование графических умений и навыков.
- Рисование с натуры или по памяти современных машин. Совершенствование навыков линейного рисования.
- Беседа «Художники о красоте Родины». Рисование народного праздника «Песни нашей Родины». Эстетическое отношение к народным обычаям. Развитие интереса к народным традициям.
- Выполнение эскиза лепного пряника и роспись готового изделия. Эстетическое восприятие произведений ДПИ, передача объѐмной формы. Развитие творческого воображения и изобразительных навыков. Ознакомление с произведениями народных художественных промыслов в России.
- Изображение животных и птиц в произведениях изобразительного искусства «Мы снова рисуем животных и птиц». Упражнение в передаче в рисунке основ изобразительного языка искусства. Работа над развитием творческих способностей, наблюдательности, внимания к природе.
- Иллюстрирование басни И. А. Крылова «Ворона и Лисица». Работа над развитием творческого воображения, умение передать конструктивное строение цвета изображаемых объектов, совершенствованием навыков передачи сюжета литературного произведения в рисунке.
- Тематическое рисование «Закат солнца». Элементарные основы живописи.
Основы воздушной перспективы. Совершенствование навыков рисования в цвете.
- Беседа «Люди труда в изобразительном искусстве». Работа над развитием эстетического восприятия и понимания красоты труда людей в жизни и произведениях изобразительного искусства.
- Составление мозаичного панно «Слава труду». Использование различных художественных материалов. Работа над развитием творческого воображения, эстетического восприятия, понимания красоты труда творческого воображения.
- Аппликация. Орнаменты народов мира (представление о богатстве художественной культуры народов России и мира). Использование светотени в аппликации. Работа над развитием творческого воображения, изобразительных навыков.
- Ведущие художественные музеи России: Государственная Третьяковская галерея, Русский музей. Эрмитаж, Музей изобразительных искусств имени А.С. Пушкина. Искусствоведческая викторина. Обогащение знаний о музеях мира.
3.тематическое планирование.
№ | Дата | Тема | Цель | Форм контроля | Терминология, понятия |
1 | | Красота родной природы в творчестве русских художников. Рисунок «Летний пейзаж». | Формирование умения выражать в рисунке свои зрительные представления и впечатления от восприятия пейзажа | Практическая работа | пейзаж |
2 | | Составление мозаичного панно «Парусные лодки на воде». | Развитие творческого воображения, пространственное мышление и умение образно передать задуманную композицию. | Практическая работа | Мозаика панно |
3 4 | | Ознакомление с произведениями изобразительного искусства. Рисование с натуры натюрморта из фруктов и овощей. | Расширение знаний детей о натюрморте; формирование графических умений и навыков в передаче пространственного расположения группы предметов, определении пропорций, в передаче светотени средствами живописи | Практическая работа | Натюрморт |
5 6 | | Искусство натюрморта. Рисование с натуры натюрморта «Кувшин и яблоко». | Расширение знаний детей о натюрморте; формирование графических умений и навыков в передаче пространственного расположения группы предметов, определении пропорций, в передаче светотени средствами живописи | Практическая работа | Муляжи натюрморт |
7 | | Изучаем азбуку изобразительного искусства. Рисование с натуры коробки. | Развитие умений и навыков сравнивать свой рисунок с изображаемым предметом и исправлять замеченные в рисунке ошибки. | Практическая работа | перспектива |
8 | | Изучаем азбуку изобразительного искусства. Рисование с натуры шара. | Формирование начальных представлений о светотени; обучать приемам штриховки, выявляющей объем, форму шара. | Практическая работа | Свет, полутень, тень, собственная тень, падающая тень, блик, рефлекс |
9 | | Рисование по памяти «Моя улица» или «Мой двор». | Формирование умения выражать в рисунке свои зрительные представления и впечатления от восприятия пейзажа | Практическая работа | Жанр, перспектива, пейзаж |
10 11 | | Рисование с натуры и по представлению фигуры человека. | Формирование элементарных представлений о пропорциях, строении фигуры человека; развитие графических умений и навыков. | Практическая работа | Канон, модуль, пропорции |
12 | | Лепка фигуры человек с атрибутами труда или спорта. | Закрепление знаний о пропорциях фигуры человека. | Практическая работа | Канон, модуль, пропорции, скатывание, вдавливание, прищипывание |
13 | | Наброски с натуры и по представлению животного (заяц, кошка, белка, собака) | Формирование графических умений и навыков; развитие зрительной памяти умения сравнивать свой рисунок с натурой с целью передачи пропорций особенностей формы животного. | Практическая работа | пропорции |
14 | | Наброски с натуры и по представлению птиц (голубь, сорока, утка) | Формирование графических умений и навыков в изображении предмета сложной формы | Практическая работа | пропорции |
15 16 | | Декоративное рисование. Роспись разделочной кухонной доски | Формирование умения составлять декоративно- сюжетные композиции | Практическая работа | Хохлома, Гжель, Палех, Городец |
17 | | Иллюстрация к сказке А. С. Пушкина «Сказка о рыбаке и рыбке». | Развитие творческого воображения, умения выражать свои чувства в рисунках. | Практическая работа | иллюстрация |
18 19 | | Составление сюжетной аппликации русской народной сказки «По щучьему велению». | Формирование умения выражать в рисунке свои зрительные представления и впечатления | Практическая работа | Эпизод, эскиз, пропорции |
20 | | Поздравительная открытка ко Дню Защитника Отечества | Формирование умения выражать в декоративном рисунке свои зрительные представления. | Практическая работа | Эпизод, эскиз, пропорции |
21 | | Рисование с натуры или по памяти современных машин. | формирование графических навыков в передаче пространственного расположения группы предметов | Практическая работа | Конструкция, кабина, кузов, обод |
22 | | Рисование народного праздника «Песни нашей Родины». | Развитие интереса и любви к народным традициям. | Практическая работа | Крещение, Рождество, Масленица |
23 24 | | Выполнение эскиза лепного пряника и роспись готового изделия. | Ознакомление с произведениями народного декоративно-прикладного искусства. | Практическая работа | Традиции, обряд |
25 | | Рисование с натуры и по представлению животных и птиц. | Формирование графических умений и навыков в изображении предмета сложной формы | Практическая работа | пропорции |
26 27 | | Иллюстрирование басни И. Крылова «Ворона и лисица» | Умение выражать свое понимание содержания литературного произведения | Практическая работа | Пропорции, сюжет |
28 29 | | Тематическое рисование «Закат солнца». | Формирование умения выделять главное в пейзаже, определять изменение цвета и различать цветовой фон. | Практическая работа | Жанр, перспектива, пейзаж |
30 | | Люди труда в изобразительном искусстве. | Развитие эстетического восприятия и понимания красоты труда людей в жизни и произведениях изобразительного искусства. | Практическая работа | Инструменты , композиция |
31 32 | | Составление мозаичного панно «Слава труду». | Развитие творческого воображения, пространственное мышление и умение образно передать задуманную композицию. | Практическая работа | Эскиз, панно |
33 | | Аппликация «Орнаменты народов мира». | Развитие творческого воображения, изобразительных навыков. | Практическая работа | Компоновка, орнамент, элемент |
34 | | Итоги года. Выставка рисунков. Искусствоведческая викторина. | Формирование интереса к произведениям искусства. | Практическая работа | |