СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Программа по курсу "Песни и сказки Тихого Дона"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Программа направлена  на формирование чувства преемственности поколений, уважения мудрости предков; воспитание наследников  культуры и истории донского казачества.

Просмотр содержимого документа
«Программа по курсу "Песни и сказки Тихого Дона"»

Ростовская область, Матвеево-Курганский район, село Латоново

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Латоновская средняя общеобразовательная школа


СОГЛАСОВАНО


Руководитель ШМО начальных классов

________________________ Е.А.Федоренко

подпись руководителя ШМО Ф.И.О.

Протокол № ____ «____»________ 201-г.


СОГЛАСОВАНО


Заместитель директора по УВР

__________ Е.С.Кузнецова

подпись Ф.И.О.

«___» _____201- г.


УТВЕРЖДАЮ


Директор МБОУ Латоновской сош ______________ Н.В.Щербина

подпись

Приказ от «____» _____201 - г. №____

Печать





РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

«ПЕСНИ И СКАЗКИ ТИХОГО ДОНА»

(указать учебный курс)

Уровень общего образования (класс)

НАЧАЛЬНОЕ ОБЩЕЕ, 2 класс________________

(начальное общее, основное общее, среднее общее образование с указанием класса)


Количество часов 68

Учитель ФЕДОРЕНКО ЕЛЕНА АНАТОЛЬЕВНА

(ФИО)


с.Латоново


I. Пояснительная записка

Отличительной особенностью стандартов второго поколения является требование организации внеурочной деятельности учащихся как неотъемлемой части образовательного процесса в школе. В новом ФГОС воспитание рассматривается как ценностно-ориентированный процесс. Внеурочная деятельность школьников объединяет все виды деятельности (кроме урочной), в которых возможно и целесообразно решение задач их развития, воспитания и социализации.

В качестве организационного механизма реализации внеурочной деятельности в МБОУ-Латоновской сош используется план внеурочной деятельности - нормативный документ, который обеспечивает введение в действие и реализацию требований Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, определяет общий и максимальный объем нагрузки обучающихся в рамках внеурочной деятельности, состав и структуру направлений и форм внеурочной деятельности по классам (годам обучения).

В своей деятельности МБОУ ориентируется, прежде всего на стратегические цели развития образования в Российской Федерации, на реализацию приоритетного национального проекта «Образование», Национальной образовательной инициативы «Наша новая школа», направленной на модернизацию и развитие системы общего образования страны. План внеурочной деятельности составлен согласно требованиям нормативных документов:

-   Закона РФ «Об образовании» от 17.07.2009г. №148-ФЗ;

-   Типового положения об ООУ от 18.08.2008г. № 617;

-         СанПинов 2.4.2.2821-10 от 29.12.2010г., зарегистрированных в Минюсте России

03.03.2011г. рег.№ 19993;

-      Федерального базисного учебного плана, утвержденного приказом МО РФ от 09.03.2004г. №1312;

-   Приказа Министерства образования и науки РФ от 06.10.2009г. № 373 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования»;

Концепция духовно-нравственного развития и воспитания гражданина России. - М.: Просвещение, 2010

-        ФГОС начального общего образования (приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. № 373);

-       Письмо Департамента общего образования Минобрнауки РФ от 12 мая 2011 г. №03-296 «Об организации внеурочной деятельности при введении федерального государственного образовательного стандарта общего образования»;

-     Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 26 ноября 2010 г. № 1241 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. № 373»;

-  Устав МБОУ Латоновской сош

-  Программы внеурочной деятельности МБОУ Латоновской сош

II. Целевая направленность, стратегические и тактические цели внеурочной деятельности

В соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования (ФГОС НОО) основная образовательная программа начального общего образования реализуется образовательным учреждением, в том числе, и через внеурочную деятельность.

Под внеурочной деятельностью в рамках реализации ФГОС НОО следует понимать образовательную деятельность, осуществляемую в формах, отличных от классно-урочной, и направленную на достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования.

План подготовлен с учетом требований Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, санитарно-эпидемиологических правил и нормативов СанПин 2.4.2.2821-10, обеспечивает широту развития личности обучающихся, учитывает социокультурные потребности, регулирует недопустимость перегрузки обучающихся.

План составлен с целью дальнейшего совершенствования образовательного процесса, повышения результативности обучения детей, обеспечения вариативности образовательного процесса, сохранения единого образовательного пространства, а также выполнения гигиенических требований к условиям обучения школьников и сохранения их здоровья.

Цель внеурочной деятельности - создание условий для реализации детьми и подростками своих потребностей, интересов, способностей в тех областях познавательной, социальной, культурной жизнедеятельности, которые не могут быть реализованы в процессе учебных занятий и в рамках основных образовательных дисциплин.

Задачи внеурочной деятельности:

1)  расширение общекультурного кругозора;

2)  формирование позитивного восприятия ценностей общего образования и более успешного

освоения его содержания;

3)   включение в личностно значимые творческие виды деятельности;

4)   формирование нравственных, духовных, эстетических ценностей;

5)  участие в общественно значимых делах;

6)      помощь в определении способностей к тем или иным видам деятельности (художественной, спортивной, технической и др.);

7)   создание пространства для межличностного общения.

Содержание занятий, предусмотренных в рамках внеурочной деятельности, формируется с учётом пожеланий обучающихся и их родителей (законных представителей) и реализуется посредством различных форм организации, таких, как экскурсии, кружки, секции, круглые столы, конференции, диспуты, школьные научные общества, олимпиады, конкурсы, соревнования, поисковые и научные исследования, общественно полезные практики, социальное проектирование и т.д.

Внеурочная деятельность организована по видам: игровая, познавательная, досугово - развлекательная деятельность (досуговое общение), проблемно-ценностное общение; художественное творчество, социальное творчество (социальная преобразующая добровольческая деятельность); техническое творчество, трудовая (производственная) деятельность, спортивно-оздоровительная деятельность; туристско-краеведческая деятельность.

Учебно-тематическое планирование

 

                   Раздел программы

Общее

количество часов

В том числе теоретических

В том числе практических

1.

Символика

11

11

 

2.

Казачьи потешки, небывальщины, загадки, сказки

 

22

 

2

 

20

3.

 

Быт, обряды и праздники донских казаков

 

21

 

2

 

19

4.

Экскурсия

8

 

8

5.

«Делу время, потехе - час»

6

 

6

6.

Родословная

4

1

3

 

Итого:

72

16

56

 

 





УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ



Тема занятий



Учебные задачи




Дата

Общее

количество часов

В том числе теоретических

В том числе практических

1.

Вводное занятие. Правила поведения на занятиях; правила дорожного движения; правила техники безопасности во время практических занятий в аудитории.

Знакомство с содержанием и темати-

кой занятий. Обеспечение активности

детей, самостоятельного творчества, развития индивидуальности

01.09

 

 

 

1

 

 

 

1

 

2.

Наследники земли. Символы Донского края.

01.09

 

1

 

1

 

3.


Заветная шкатулка.

08.09

 

1

 

1

 

 

4.

5.

Главная песня казаков


Формировать русский менталитет на

основе образа малой родины. Воспитывать патриотизм

08.09

15.09

 

2

 

1

 

1

6.

Когда Дона еще не было…

15.09

1

1

 

7.

8.

Почему Дон Ивановичем зовут?

22.09

22.09

2

2

 

9.

Демонстрация фильма «Дон –Батюшка».

29.09

1

1

 

10.

Экскурсия в музей.

Формировать чувство преемственности поколений, уважения мудрости пред­ков, воспитывать наследников культу­ры и истории прошедших поколений. Донести до сознания учащихся силу нравственного потенциала, заложенно­го в сказках. Расширять словарный запас за счет диалектизмов.

29.09

1

 

1

11.

Про городище Кудеярово.

Обогащать знания учащихся о фольк­лоре Донского края. Расширять пан­томимические умения детей, их логи­ческое мышление. Формировать ком­муникативную компетентность, пози­тивную самооценку. Воспитывать це­леустремленность

06.10

 

1

 

1

 

 

12.


Делу время - потехе час.

Расширять знания детей о раститель­ном мире родного края. Воспитывать уважение к мужеству, мудрости, сме­лости казаков. Содействовать воспита­нию этих черт личности у детей.

06.10

 

1

 

 

 

1

13.

Казачья песня. «Трава, моя трава».

Стимулировать интерес учащихся к изучению природы Донского края. Воспитывать бережное отношение к природе родного края

13.10

1

1

 

14.

Что ели на Дону? Кухонная утварь.

Стимулировать интерес учащихся к изучению истории Донского края.

13.10

1

 

1

15.

Экскурсия в музей.



20.10

1

 

1

16.

Сказ «На поле было Куликовом.

Поднять уровень музыкальной культу­ры учащихся, развивать сознательное отношение к творческому процессу пения

20.10

1

1

 

17.

18.

19.

Народные сказки Донского края. Занятие проект.

На примере казачьих игр и забав фор­мировать понимание, что игра - это подготовка к взрослой жизни. Содей­ствовать воспитанию учащихся как наследников культуры и истории про­шедших поколений

27.10

 

3

 

2

 

1

20.

21.

Сказка - «складка, а уму учит.

Раскрыть своеобразие народных сказок и легенд, показать, чем они интересны и поучительны. Познакомить с ролью женщины-казачки в жизни станицы и в семье. Воспитывать уважение к женщине

27.10

 

2

 

2

 

 

22.

23.

Пословица недаром мол вица.

Стимулировать интерес детей к народ­ному творчеству. Учить детей чувство­вать красоту казачьей песни, богатство мелодии, выразительность языка

10.11

 

2

 

2

 

24.

Про анютины глазки и цветок бессмертник.

Показать связь сегодняшнего дня с историческим прошлым жителей мно­гонационального Тихого Дона. Воспи­тывать уважение к прошлому своей семьи, толерантность к людям других национальностей и религий

10.11

 

1

 

1

 

 

25.

Экскурсия по городу.

Дать учащимся общие понятия о свое­образии казачьего костюма. Развивать творческие способности, фантазию де­тей, умение использовать полученные знания и умения в проектной деятель­ности. Учить детей общаться со взрос­лыми

17.11

1

 

1

26.

Про Галичью гору.

Познакомить учащихся с особенностя­ми народных праздников. Показать связь праздников с национальными традициями, образом жизни, истори­ческим прошлым жителей Тихого До­на. Воспитывать уважение к традици­ям своего народа

17.11

1

1

 

27.

Храмы и монастыри Дона.

Дать понятие о легендах и преданиях Тихого Дона. Показать их близость к былинам и историческим песням. Вос­питывать уважение к воинской службе

24.11

1

1

 

28.

Экскурсия в городской храм.

Формировать у детей экологическую культуру. Развивать интерес к природе родного края. Развивать чувство кол­лективизма, коммуникабельность

24.11

1

 

1

29.

30.

Неповторимый язык казачьей песни.

На основе знакомства учащихся с бо­гатством культуры Донского края формировать патриотов своей малой родины. Развивать интерес к краевед­ческой работе

01.12

01.12

2

2

 

31.

32.

Творческая мастерская. Проба пера.

Расширять и углублять знания о куль­турных традициях и духовном насле­дии донского казачества. Учить вы­полнять творческий проект, используя различные дополнительные источники информации. Воспитывать уважение к ручному труду и народному творчеству

08.12

08.12

2

2

 

33.

Казачьи потешки, небывальщины, загадки.

Закрепить полученные знания. Разви­вать воображение, сообразительность, смекалку

15.12

1

1

 

34.

35.

Создание книжки - малышки.

Познакомить детей с принципами оформления книги. Формировать уме­ние работать в группе, распределять обязанности и четко их выполнять

15.12

22.12

2

2

 

36.

Экскурсия в музей

(п. М-Курган).

Содей­ствовать воспитанию учащихся как наследников культуры и истории про­шедших поколений

22.12

1

 

1

37.

Казачья песня «Посею лебеду на берегу».

Расширять и углублять знания уча­щихся о своеобразии казачьей песни, ее роли в жизни казака. Формировать ценностное отношение к русской на­циональной культуре

29.12

1

1

 

38.

Казачьи игры и забавы.

На примере казачьих игр и забав фор­мировать понимание, что игра - это подготовка к взрослой жизни. Содей­ствовать воспитанию учащихся как наследников культуры и истории про­шедших поколений

29.12

1

1

 

39.

 Зимние праздники и святочные забавы.

Содей­ствовать воспитанию учащихся как наследников культуры и истории про­шедших поколений

12.01

1

1

 

40.

Женщина – казачка. Сказка « Аленкин брод».

Раскрыть своеобразие народных сказок и легенд, показать, чем они интересны и поучительны. Познакомить с ролью женщины-казачки в жизни станицы и в семье. Воспитывать уважение к женщине

12.01

1

1

 

41.

Посещение сторожил села.

Содей­ствовать воспитанию учащихся как наследников культуры и истории про­шедших поколений

19.01

1

 

1



42.

Казачьи песни «Ой, на горе калинка», «Ах, ты степь широкая».

Стимулировать интерес детей к народ­ному творчеству. Учить детей чувство­вать красоту казачьей песни, богатство мелодии, выразительность языка

19.01

1

1

 

43.

Откуда фамилии казачьи пошли.

Показать связь сегодняшнего дня с историческим прошлым жителей мно­гонационального Тихого Дона

26.01

1

1

 

44.

«Что в имени моем».

Воспи­тывать уважение к прошлому своей семьи, толерантность к людям других национальностей и религий

26.01

1

 

1

45.

46.

Заглянем в бабушкин сундук, или о чем нам расскажет казачий костюм.

Дать понятие о легендах и преданиях Тихого Дона. Показать их близость к былинам и историческим песням. Вос­питывать уважение к воинской службе

02.02

02.02

2

 

2

47.

Экскурсия в библиотеку

Содей­ствовать воспитанию учащихся как наследников культуры и истории про­шедших поколений

09.02

1

 

1

48.

49.

50.

Нарядный казачий костюм (проект).

Дать учащимся общие понятия о свое­образии казачьего костюма. Развивать творческие способности, фантазию де­тей, умение использовать полученные знания и умения в проектной деятель­ности. Учить детей общаться со взрос­лыми

09.02

16.02

16.02

3

3

 

51.

52.

Обычаи и праздники казаков.

Познакомить учащихся с особенностя­ми народных праздников. Показать связь праздников с национальными традициями, образом жизни, истори­ческим прошлым жителей Тихого До­на. Воспитывать уважение к традици­ям своего народа

02.03

02.03

2

2

 

53.

Легенда про золотых коней.

Дать понятие о легендах и преданиях Тихого Дона. Показать их близость к былинам и историческим песням. Вос­питывать уважение к воинской службе

09.03


1

1

 

54.

Былины.

Дать понятие о былинах. Показать их близость к историческим песням. Вос­питывать уважение к воинской службе

09.03

1

 

 

55.

Богатство из богатств.

Формировать у детей экологическую культуру. Развивать интерес к природе родного края. Развивать чувство кол­лективизма, коммуникабельность

16.03

1

1

 

56.

Что мы Родиной зовем?

Расширять и углублять знания о куль­турных традициях и духовном насле­дии донского казачества

16.03

1

1

 

57.

Россия – Родина моя.

Расширять и углублять знания о куль­турных традициях и духовном насле­дии донского казачества

30.03

1

1

 

58.

Экскурсия по городу.

Расширять и углублять знания о куль­турных традициях и духовном насле­дии донского казачества

30.03

1

 

1

59.

Праздник «Люблю тебя мой край родной».

Расширять и углублять знания о куль­турных традициях и духовном насле­дии донского казачества

06.04

1

1

 

60.

Имя, станице нареченное.

На основе знакомства учащихся с бо­гатством культуры Донского края формировать патриотов своей малой родины. Развивать интерес к краевед­ческой работе

06.04

1

1

 

61.

62.

Чем отличается курень от хаты?

Расширять и углублять знания о куль­турных традициях и духовном насле­дии донского казачества. Учить вы­полнять творческий проект, используя различные дополнительные источники информации. Воспитывать уважение к ручному труду и народному творчеству

13.04

13.04

2

2

 

63.

64.

Подготовка праздника «казачьи посиделки».

Развивать любознательность, эмоциональную от­зывчивость; умение выбирать задания, соразмерные собственным способно­стям.

20.04

20.04

2

2

 

65. 66.

Праздник «казачьи посиделки».

Праздник «казачьи посиделки».

Развивать творческие способности де­тей на примерах донского фольклора. Показать возможности использования полученных знаний б деятельности. Расширять кругозор детей. Развивать любознательность, эмоциональную от­зывчивость; умение выбирать задания, соразмерные собственным способно­стям. Формировать благоприятную среду воспитания и обучения с учетом возрастных особенностей личности

27.04

27.04

2

2

 

67.

Тепло родного очага.

Развивать творческие способности де­тей на примерах донского фольклора. Показать возможности использования полученных знаний б деятельности.

11.05

1

1

 

68.

Писатели и поэты Дона.

Закрепить полученные знания. Разви­вать воображение, сообразительность, смекалку

11.05

1

1

 

69.

Викторина «Что, Где, Когда».

18.05

1

1

 

70.

Моя родословная.

Закрепить знания, полученные на за­нятиях. Воспитывать любовь к малой родине, чувство патриотизма и гордо­сти за свою родину, активную жиз­ненную позицию гражданина совей страны. Формировать традиции семей­ных праздников

18.05

1

 

1

71.

72.

Подведение итогов учебного года.

25.05

25.05

2

2

 


Итого:



72

         56

        16



ЗАДАЧИ:

  • создать условия  для значимого использования каникул в целях физического, интеллектуального, эмоционального, духовного и нравственного развития каждого члена коллектива;

  • предоставить возможность  использования каникулярного времени в целях укрепления детского коллектива;

  • создать условия не только для облегченных занятий, но и для совместного отдыха ребят;

  • предоставить возможность воспитанникам по своему желанию и свободно выбрать форму отдыха в каникулярное время;

  • организовать занятость детей в различного рода развлекательных и познавательных поездках и мероприятиях;

  • проводить коллективные игры на свежем воздухе для восстановления и укрепления здоровья, хорошего настроения и бодрости духа ребят;

  • привлечь к каникулярным развлечениям и мероприятиям родителей воспитанников для лучшего понимания родителями увлечений ребенка, а, следовательно, создания  взаимопонимания в семье.

Условия реализации программы

Для реализации данной программы требуется аудиторное помещение, обеспеченное необходимыми техническими средствами и пособиями.

 Технические средства:

  • Телевизор;

  • Видеомагнитофон;

  • Диапроектор;

  • Магнитофон;

  • Проигрыватель.

 Наглядные пособия:

  • CD программы для проведения занятий;

  • видеофильмы по истории Дона;

  • плакаты и открытки с видами  разных эпох;

  • фотографии памятников истории, промышленных объектов и природных ландшафтов, расположенных на территории края;

  • необходимый набор слайдов по темам, указанным в программе;

  • диафильмы;

  • географические карты и схемы;

  • макеты жилищ и утвари казаков, а также современных жителей средней полосы России;

  • "лента времени" с набором необходимых видовых открыток.

 

Для разработки программ, обеспечивающих индивидуализацию образовательного процесса с одаренными детьми,  для создания и хранения банка архивных данных необходим персональный компьютер с принтером, сканером и лазерным СD приводом.

Компьютер может так же использоваться для ведения занятий на основе СD учебных программ по истории Дона.

 Библиотека:

  • литература по истории России



Литература, использованная при написании программы

Основополагающая литература.

  1. Закон Российской Федерации "Об образовании" (в редакции 1996 г.)

  2. Каргина З.А. Информационно-методические материалы в помощь педагогу, работающему над образовательной программой.- М.: Научно-методический центр. 1999.

  3. Программа для внешкольных учреждений и общеобразовательных школ.- М.: Просвещение, 1986.

  4. Типовое положение об учреждениях дополнительного образования.

5.  Типовые программы "Туризм и краеведение" для внешкольных учреждений и общеобразовательных школ. Изд. 3-е, дополненное.- М., 1982.



 Прогнозируемый результат

По окончании  обучения ребята будут:

1. Краеведение.

  • в общих чертах знать историю края, и, в этой связи, основные этапы исторического и культурного развития Дона;

  • ориентироваться во времени, в ходе исторических событий;

  • ориентироваться в исторической последовательности изменений предметного мира казаков;

  • помнить названия и места расположения окрестных сел, усадеб и церквей; знать имена владельцев усадеб своего края;

  • уметь ориентироваться по карте;

  • знать устройство деревенской избы и назначение хозяйственной утвари;

  • уметь различать предметы быта по принадлежности к определенному сословию;

  1. Музееведение.

  • иметь первоначальное представление об устройстве любого музея и о музеях различного профиля;

  • иметь четкое представление о том, что такое музейный предмет, экспонат, подлинник, копия;

  • знать и отчетливо представлять типы источников и откуда они поступают.





Механизм оценки знаний

Для проверки знаний ребят на первом году обучения используются:

  • словарные диктанты,

  • кроссворды и ребусы,

  • небольшие сообщения, самостоятельно подготовленные дома по изучаемой теме.

Из опыта работы видно, что детям этого возраста больше нравятся задания игрового характера: различные лото и задания типа: "Расскажи биографию какого-либо предмета", "Разложи картинки по смыслу" или "Разложи иллюстрации предметов по времени их бытования", "Раскрась детали костюма и объясни, как они называются". Можно предложить рассказ по макету: "Объясни, какой момент жизни славянского поселения на нем изображен"

Организация каникулярного времени

Каникулы для ребят - это время, свободное от школьных занятий, от постоянного физического и нервного напряжения на уроках, от утомительного приготовления домашних заданий.

Особенностью программы по краеведению является непрерывность образовательного процесса, который не прекращается и в каникулярное время.

Учитывая то, что дети  на занятиях коллектива довольно много времени проводят в неподвижности, свободные дни каникул должны максимально восполнить потребность ребенка в движении. Но в то же время расписание занятий коллектива строится таким образом, чтобы предоставить детям возможности для более продолжительного сна и восстановления израсходованных сил и укрепления здоровья.

 Литература, рекомендованная для чтения ребятам

1. Аристова В.В. Икона.- М. : Росмэн, 2002 .

2. Богданов В.В., Попов С.Н. История обыкновенных вещей. - М.: Педагогика-Пресс, 1992 .3. Виноградова Н.Ф., Ворожейкина Н.И. Наша Родина в прошлом. Беседы по истории России.- Смоленск: Ассоциация XXI век, 2001.

4. Еремина Т.С. Предания о русских иконах. - М., 1988.

5. Забылин М. Русский народ. Его обычаи, обряды, предания, суеверия и поэзия.- М.,

6. Калашников В.И. Славянская мифология. - М.: Белый город, 2001.

7. Калашников В.И. Боги древних славян.- М.: Белый город, 2001.

8. Кейсаров А.С., Глинка Г.А., Рыбаков Б.А. Мифы древних славян.- Саратов, 1993.

9. Клиентов А.Е. Народные промыслы. - М.: Белый город, 2002.

10. Лупоядова Л.Ю., Лупоядов В.Н. В гостях у истории. - М. : Русич, 2000.

11. Нуждина Т.Д. Чудо – всюду: мир вещей и машин. - Ярославль: Академия развития,  1998.

12. Овсянников Ю. Рассказы об архитектуре.- М., 1984.

13. Орлова Н. История вещей. Детская энциклопедия.

14. Осетров Е.И. Живая древняя Русь. - М., 1984.

15. Петрухин В.Я. Древняя Русь.- М.: Слово, 2001.

16. Рогов А. Как строили на Руси.- М.: Центр Детской книги, 1997.

17. Шуклин В. Мифы русского народа. - Екатеринбург, 1995.