СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Программа по общепрофессиональной дисциплине "Основы материаловедения" для профессии 15.01.05 Сварщик (ручной и частично механизированной сварки (наплавки)

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

Программа является частью основной образовательной программы СПО ППКРС "Сварщик"

Просмотр содержимого документа
«Программа по общепрофессиональной дисциплине "Основы материаловедения" для профессии 15.01.05 Сварщик (ручной и частично механизированной сварки (наплавки)»

ГОСУДАРСТВЕННОЕ УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ ПСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ

НЕВЕЛЬСКИЙ ФИЛИАЛ

ГОСУДАРСТВЕННОГО БЮДЖЕТНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ ПСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ

«ВЕЛИКОЛУКСКИЙ ПОЛИТЕХНИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ»


РАССМОТРЕНО

на заседании ПЦК

Протокол № ________

от «____»_________________2016г.


УТВЕРЖДАЮ

зам. директора по УПР

________ В.А. Стулова

«___»__________2016г.






РАБОЧАЯ ПРОГРАММа УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ


Основы материаловедения



Для обучения по образовательной программе среднего профессионального образования –

программе подготовки квалифицированных рабочих

и служащих

по профессии 15.01.05 Сварщик

(ручной и частично механизированной сварки (наплавки)

















2016 г.

Рабочая программа учебной дисциплины Федерального государственного образовательного стандарта по - Федерального государственного образовательного стандарта по профессии 15.01.05 Сварщик (ручной и частично механизированной сварки (наплавки), утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации № 50 от 29 января 2016 года, зарегистрированного Министерством юстиции (рег. № 41197 от 24 февраля 2014 года);

- Профессионального стандарта Сварщик, утвержденного Приказом Минтруда России от 28.11.2013 N 701н, зарегистрированного Министерством юстиции (рег. № 31301 от 13 февраля 2014 года).



Профессия 15.01.05 Сварщик (ручной и частично механизированной сварки (наплавки), входит в укрупненную группу профессий 15.00.00 Машиностроение


Организация-разработчик:

Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Псковской области «Великолукский политехнический колледж»

Псковская область, г. Великие Луки


Разработчики:

Коровина Лариса Ивановна, преподаватель Невельского филиала государственного бюджетного профессионального образовательного учреждения Псковской области «Великолукский политехнический колледж», высшая квалификационная категория.
























СОДЕРЖАНИЕ



стр.

  1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ


4

  1. СТРУКТУРА и содержание УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

5

  1. условия реализации РАБОЧЕЙ программы учебной дисциплины

8

  1. Контроль и оценка результатов Освоения учебной дисциплины

9



  1. паспорт РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ


Основы материаловедения


1.1. Область применения рабочей программы

Рабочая программа учебной дисциплины (далее программа) – является частью программы подготовки квалифицированных рабочих и служащих в соответствии с ФГОС профессии СПО 15.01.05 СВАРЩИК (РУЧНОЙ И ЧАСТИЧНО МЕХАНИЗИРОВАННОЙ СВАРКИ (НАПЛАВКИ), входящей в укрупненную группу 15.00.00 Машиностроение



Рабочая программа учебной дисциплины может быть использована в дополнительном профессиональном образовании (в программах повышения квалификации и переподготовки) и профессионального обучения рабочим профессиям: 11620 Газосварщик, 19756 Электрогазосварщик, 19905 Электросварщик на автоматических и полуавтоматических машинах, 19906 Электросварщик ручной сварки, 11618 Газорезчик;



    1. Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы: дисциплина входит в профессиональный цикл, раздел общепрофессиональные дисциплины



1.3. Цели и задачи дисциплины – требования к результатам освоения дисциплины:


В результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь:

- пользоваться справочными таблицами для определения свойств материалов;

- выбирать материалы для осуществления профессиональной деятельности;


В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать:

- наименование, маркировку, основные свойства и классификацию углеродистых и конструкционных сталей, цветных металлов и сплавов, а также полимерных материалов (в том числе пластмасс, полиэтилена, полипропилена);

- правила применения охлаждающих и смазывающих материалов;

- механические испытания образцов материалов;






1.4. Рекомендуемое количество часов на освоение рабочей программы дисциплины:

максимальной учебной нагрузки обучающегося 60 часов, в том числе:

обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 40 часов;

самостоятельной работы обучающегося 20 часов.


2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы


Вид учебной работы

Объем часов

Максимальная учебная нагрузка (всего)

60

Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)

40

в том числе:


лабораторные занятия

4

практические занятия

4

контрольные работы

1

курсовая работа (проект)

-

Самостоятельная работа обучающегося (всего)

20

в том числе:


Сообщение по теме «Русские металлурги»

Поиск и обобщение информации по теме «Способы защиты металла от коррозии»

Сообщение по теме «Получение чугуна, доменная печь»

Сообщение по теме «Способы выплавки стали, применение в сварочном производстве»

Сообщение по теме «Производство и применение меди, сплавов на ее основе в сварочном производстве»

Сообщение по теме «Производство и применение алюминия, сплавов на его основе в сварочном производстве»

Сообщение по теме «Применение минералокерамических материалов в сварочном производстве»

Сообщение по теме «Использование неметаллических материалов в сварочном производстве»,

Практическая работа по решению задач,

Расшифровка марок металлов и сплавов.

Составление кроссворда по темам 1.1. –1.4.

2


2

2


2


2


2


1


2

2

1

2

Итоговая аттестация в форме дифференцированного зачета.


2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины Основы материаловедения.

Наименование разделов и тем

Содержание учебного материала, лабораторные и практические работы, самостоятельная работа обучающихся, курсовая работ (проект) (если предусмотрены)

Объем часов

Уровень освоения

1

2

3

4

Раздел 1. Металловедение и неметаллические материалы.


60


Тема 1.1. Общие сведения о металлах и сплавах.

Содержание учебного материала

5

1

Введение.

2

2

Виды металлов и сплавов, их отличительные признаки, внутреннее строение, типы кристаллических решеток. Свойства металлов, как тел кристаллического строения.

2

3

Процесс кристаллизации простого металла и сплавов. Образование зерна. Зависимость свойств металла от его структуры.

2

4

Методы изучения структуры металлов и сплавов.

2

Лабораторная работа « Определение структуры металлов физико-химическими методами и механическими испытаниями».

1


Практические занятия

-

Контрольные работы

-

Самостоятельная работа обучающихся:

- подготовка сообщения «Русские металлурги»


2

Тема 1.2. Свойства металлов и сплавов.

Содержание учебного материала

4


1

Физические свойства металлов и сплавов.

2

2

Химические свойства металлов и сплавов. Коррозия, методы защиты.

2

3

Механические свойства металлов и сплавов.

2

4.

Технологические свойства металлов и сплавов.

2

5

Методы испытания свойств, выявления внутренних дефектов без разрушения деталей.

2

Лабораторная работа « Определение вида и свойств металлов с использованием справочных таблиц».

1


Практическое занятие «Решение задач по свойствам металлов с использованием справочных таблиц».

1

Контрольные работы

-

Самостоятельная работа обучающихся: решение задач по свойствам металлов и сплавов,

поиск и сообщение информации по теме «Способы защиты металла от коррозии»

2

2

Тема 1.3. Железоуглеродистые сплавы

Содержание учебного материала

9


1

Сплавы: виды, характеристика, диаграммы состояний.

2

2

Диаграмма состояний «Железо-углерод», Аллотропия железа, структуры.

2

3

Чугуны: производство, классификация, химический состав, свойства, маркировка, применение.

2

4

Производство сталей, общая классификация.

2

5

Углеродистые стали: состав, классификация, маркировка, применение.

2

6

Легированные стали: состав, классификация, маркировка, применение.

2

Лабораторная работа « Определение структуры и свойств железоуглеродистых сплавов».

1


Практические работы «Определение вида и состава железоуглеродистого сплава по марке».

2

Контрольные работы

-

Самостоятельная работа обучающихся: подготовка сообщения:

-«Получение чугуна, доменная печь»

- «Способы выплавки стали, применение в сварочном производстве»,

-расшифровка марок чугунов и сталей по заданию преподавателя


2

2

1

Тема 1.4. Термическая обработка сталей и чугунов.

Содержание учебного материала

5









1

Термообработка: сущность, назначение, виды.

2

2

Нагревательные устройства.

2

3

Отжиг, нормализация.

2

4

Закалка, отпуск.

2

5

Дефекты термообработки. Термообработка легированных сталей.

2

6

Химико-термическая обработка сталей: сущность, назначение, виды. Поверхностное упрочнение сталей.

2

Лабораторные работы


Практические работы

-

Контрольные работы

-

Самостоятельная работа обучающихся: составление кроссворда по темам 1.1.-1.4.

2

Тема 1.5. Цветные металлы и сплавы, твердые сплавы.

Содержание учебного материала

5


1

Медь и сплавы на ее основе: состав, свойства, марки, применение. Антифрикционные материалы.

2

2

Алюминий и сплавы на его основе: состав, свойства, марки, применение

2

3

Титан, никель и сплавы на их основе.

2

4

Классификация твердых сплавов, свойства, марки, применение.

2

5

Порошковая металлургия, минералокерамические материалы.

2

Лабораторная работа «Определение вида, свойств цветных металлов и сплавов».

1


Практическая работа «Определение вида и состава цветного металла и сплава по марке».

1

Контрольные работы

-

Самостоятельная работа обучающихся: подготовка сообщения :

-«Производство и применение меди и сплавов на ее основе в сварочном производстве»

-«Производство и применение алюминия и сплавов на его основе в сварочном производстве»

-«Применение минералокерамических материалов в сварочном производстве»

2

2

1

Тема 1.6. Охлаждающие, смазочные, электротехнические материалы.

Содержание учебного материала

3


1

Пластмассы.

2

2

Охлаждающие и смазочные материалы. Электротехнические материалы.

2

3

Уплотнительные, прокладочные материалы.

2

Лабораторные работы

-


Практические занятия

-

Контрольная работа

1

Самостоятельная работа обучающихся: сообщение «Использование неметаллических материалов в сварочном производстве».

2

Всего:

60


Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения:

1. – ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств);

2. – репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством)

3. – продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач)

3. условия реализации программы дисциплины

3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению

Реализация рабочей программы дисциплины требует наличия лаборатории материаловедения.

Оборудование лаборатории материаловедения:

    • посадочные места по количеству обучающихся;

    • рабочее место преподавателя;

    • комплект учебно-наглядных пособий «Материаловедение»;

    • кабина пособий «Материаловедение»;

    • коллекции металлов и сплавов;

    • оборудование для проведения лабораторных работ.

Технические средства обучения:

    • компьютер с лицензионным программным обеспечением;

    • мультимедиапроектор;

    • обучающие видеофильмы по профилю.



3.2. Информационное обеспечение обучения

Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы

Основные источники:

  1. Материаловедение (металлообработка): Учебник для нач. проф. образования / А.М. Адаскин, В.М. Зуев.-2-е изд., стер.- М.: Издательский центр «Академия»; Образовательно-издательский центр «Академия», 2006. – 240 с.

  2. Материаловедение (металлообработка): раб. тетрадь: учеб. пособие для нач. проф. образования / Е.Н. Соколова.- М.: Издательский центр «Академия», 2007.- 96 с.

Дополнительные источники:

  1. Рассказы о металлах / С. И. Венецкий.- 4-е изд., - М.: Металлургия, 1985. – 240 с.

  2. Энциклопедия техники. Том 1.Сельское хозяйство. Промышленность. Торговля. – М.: Мир книги, 2004. – 160 с.

  3. Энциклопедия техники. Том 1.Сельское хозяйство. Промышленность. Торговля. – М.: Мир книги, 2004. – 160 с.

Интернет-ресурсы:

1. http://www.modificator.ru/terms/material.ht

2.  http://materialu-adam.bloqspot.com







4. Контроль и оценка результатов освоения Дисциплины Контроль и оценка результатов освоения дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий и лабораторных работ, тестирования.


Результаты обучения

(освоенные умения, усвоенные знания)

Формы и методы контроля и оценки результатов обучения

Умение:

- пользоваться справочными таблицами для определения свойств материалов;







- выбирать материалы для осуществления профессиональной деятельности





Знание:

- наименование, маркировку, основные свойства и классификацию углеродистых и конструкционных сталей, цветных металлов и сплавов, а также полимерных материалов (в том числе пластмасс, полиэтилена, полипропилена);



- правила применения охлаждающих и смазывающих материалов;




-механические испытания образцов материалов;




-Оценка выполнения лабораторной работы

«Определение вида и свойств металлов с использованием справочных таблиц»

- Оценка практической работы «Решение задач по свойствам металлов с использованием справочных таблиц».


-Наблюдение за деятельностью в процессе выполнения и оценка лабораторной работы. «Определение структуры и свойств железоуглеродистых сплавов».

- Оценка сообщений по тематике.



- Оценка выполнения тестовых заданий,

- Оценка выполнения практических работ. - Оценка сообщений по тематике.

- Оценка составленного кроссворда.




- Оценка выполнения тестовых заданий,

- Оценка выполнения практических работ, контрольных работ

- Оценка сообщений по тематике

- Оценка выполнения тестовых заданий,

- Оценка выполнения практических работ, контрольных работ