Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 31 «Светлана»
Программа по профилактике и коррекции
психоэмоционального напряжения у детей
с тяжелым нарушением речи.
Разработали:
Андрющенкова Нина Евгеньевна
(Педагог-психолог высшей квалификационной категории)
Соломанова Надежда Николаевна
(Педагог-психолог высшей квалификационной категории)
Смоленск 2017
Пояснительная записка
Психическое и соматическое здоровье детей сегодня не просто вызывает интерес профессионалов. Подчас накопление предпатологических и патологических знаков у многих детей шокирует. Это бывает даже в тех случаях, когда ребенок здоров по объективным клиническим показаниям. Налицо парадокс: в медицинской карте состояние ребенка квалифицируется как соответствующее в целом нормативному. А он с трудом обучается самым элементарным навыкам, постоянно конфликтует со сверстниками и взрослым окружением, демонстрируя очевидную склонность к «аномальным» поведенческим эксцессам, начиная с самого раннего возраста.
Бывает и прямо противоположная ситуация. Каждый из специалистов (врач, психолог, логопед и т. д.), к которому обращаются за консультацией, констатирует наличие определенного симптомокомплекса. Начинается длительное («многоотраслевое» по форме, но узкопрофильное по сути) лечение/коррекция по всем возможным линиям, которое, ко всеобщему недоумению, не приводит к принципиальному улучшению. Многим детям еще в младенчестве ставятся диагнозы: асфиксия, родовая травма, пре- и перинатальная энцефалопатия (ПЭП), гипертензионный синдром и т. д. Затем приходит пора ММД (минимальная мозговая дисфункция), СДВГ (синдром гиперактивности с дефицитом внимания) и т. п.
В последние годы также обозначилась тенденция к очевидному отягощению соматического развития. Почти каждый второй ребенок сегодня развивается на фоне общего «нездоровья». Наиболее часто при этом фиксируется недостаточность систем желудочно-кишечного тракта и различные формы остеопатий (проблем с позвоночником). А склонность к постоянным респираторным заболеваниям и аллергическим реакциям настолько характерна, что постепенно перестает рассматриваться как сколько-нибудь значимое отклонение от нормы.
Вне зависимости от наличия или отсутствия какого-либо «диагноза» клиницисты, психологи, педагоги и родители констатируют накопление в современной детской популяции целого ряда крайне неприятных явлении.
практически поголовная встречаемость гипертензионного синдрома и вегетососудистой дистонии от стертых до крайне грубых форм; обилие сосудистых и мышечных дистоний (гипо- или гипертонуса);
резкое возрастание случаев патологической леворукости и повышенной возбудимости мозга; незрелость корковой ритмики и изменение/искажение порогов чувствительности;
гиперактивность и дефицит внимания, невротические радикалы, логопатии; недостаточность и/или дефицитарность (мозаичная или комплексная) базовых психических процессов: памяти, пространственных представлений, письма, произвольной саморегуляции и т. п.; заметный скачок индекса агрессивности, а в более взрослом возрасте — токсикоманий;
снижение иммунных механизмов и десинхроноз, дизритмии различных систем организма ребенка; дисбактериозы, разнообразные функциональные расстройства желудочно-кишечного тракта, запас; затруднена способность более или менее связно выразить свою мысль. Это видно даже при описании ими простых сюжетных картинок. Им трудно сосредоточиться и соблюдать элементарные правила пребывания в детском саду (школе). Постоянная отвлекаемость сочетается с тягой к примитивным играм и гиперактивностью. По мере взросления у них все больше нарастают эмоционально-личностные проблемы (непредсказуемая смена настроения, агрессивность, импульсивность и т. п.), которые становятся непреодолимой преградой при обучении и общении. Зачастую фоном их развития выступают различные невротические проявления (страхи, тики, энурез, проблемы со сном, заикание, повышенная тревожность и т. д.).
Мы кратко перечислили наиболее явные, очевидные даже для невооруженного глаза проблемы многих современных детей. При нейропсихологическом обследовании у них выявляется несформированность широкого спектра психических функций: восприятия, пространственных представлений, памяти, речи и т. д. Нейропсихологическая типология (синдромология) отклоняющегося развития подробно описана в книге «Введение в нейропсихологию детского возраста» (Семенович, 2006, 2010). Нужно понять причины, которые мешают ребенку достичь высоких результатов. Они могут быть самыми разнообразными. В одном случае это несформированность пространственных представлений. В другом — отставание или искажения каких-то этапов речевого развития. В третьем — задержка становления произвольного внимания и саморегуляции и т. д.
Но в любом случае эти видимые проблемы возникают не «вдруг». Они зарождаются еще в недрах внутриутробного развития ребенка, продолжают выступать негативным фоном в младенчестве, искажая и тормозя целые блоки его психологической (компетентности).
Возникая в раннем возрасте, неблагоприятные нюансы развития ребенка (без соответствующей профилактики и коррекции) благополучно перекочевывают в дошкольную, а затем и в школьную реальность. Вот здесь и начинается подчас настоящая драма! Пока ребенок находится в домашних условиях, многие его «пробелы» маскируются ближайшим окружением. Там мама поймет его с полувзгляда и многократно подскажет, там бабушка пожалеет и сделает за него. А там папа быстро заберет его с детской площадки, где «почему-то!» он постоянно рыдает из-за невозможности играть в мячик и со всеми дерется... Уже в детском саду ребенок оказывается в новой обстановке, где есть определенные правила и ориентация на общепринятые навыки и компетентности, адекватные в норме данному возрасту. И если, в силу разных обстоятельств, где-то произошел сбой в программе психического развития, трудности будут нарастать, как снежный ком. Ведь в психологическом развитии нет изолированных линий.
Для многих детей характерны задержки и искажения речевого развития. Они поздно начинают говорить, речь их невнятна, ограничен словарный запас. Мозг очень консервативен. Он прекрасно помнит, что и как надо делать, чтобы хорошо развиваться и адаптироваться к постоянно меняющейся окружающей среде. И не только в детском возрасте, но и в течение всей нашей жизни. И помнит он это в форме конкретных «файлов» поведения, которые раскрывают следующие файлы, потом следующие и так до бесконечности.
Потому-то с ребенком (с самого начала психолого-педагогического сопровождения) и нужно ходить на четвереньках, делать дыхательные и глазодвигательные упражнения, если у него «просто» плохо развита речь, он никак не справляется с карандашом, плохо рисует, пишет и никак не поймет разницы между «6» и «9». Причем заниматься этим в строго заданном режиме, подразумевающем определенный сценарий, а не по собственному разумению. Казалось бы, какая связь? Очевидная...
Речь, например, зародилась у наших предков в связи с резким возрастанием потребности в передаче информации. И не только от одного человека к другому, но и через поколения. Эта времясвязывающая функция речи породила все истинно человеческие социокультурные взаимоотношения. Речь возникла не сразу. Она формировалась постепенно на основе: 1) движения (всего тела, рук, жестомимической активности и т. п.); 2) вокализации разнообразных звуков, которая возможна только на выдохе; 3) восприятия многочисленных каналов коммуникаций (запаха, цвета, формы, температуры и т. п.); 4) содружественной работы глаз, языка, рук, диафрагмы и т. д. Та же драматургия многие тысячелетия воспроизводится в каждом конкретном варианте развития. Для того чтобы ребенок хорошо разговаривал, все перечисленные психологические системы должны быть своевременно активизированы у него взрослым окружением.
И пространственные представления формируются поэтапно: 1) ближнее пространство собственного тела; 2) дальнее, внешнее пространство (от рук, глаз, ушей); 3) речевое «квазипространство», отображение пространственных представлений в речи (левое—правое, выше—ниже, перед—после, к — от, цифры 6—9, буквы Р—Ь—Б и т. д.). Более того, они начинают закладываться, когда ребенок поворачивается в лоне матери, разворачивается, проходя родовые пути, переворачивается с живота на спину, садится и ползает.
При этом, как мы уже отметили, в развитии человека нет изолированных линий. Речь и пространственные представления, эмоции и движение, восприятие, память и мышление формируются в едином потоке. Но они не могут существовать в реальности вне нервных и соматических (телесных) систем организма. Уже во внутриутробном периоде наш мозг, тело и психика развиваются по единому плану, программе, отточенной тысячелетиями. Она закреплена в нашем геноме, который на 85% обращен к реализации функций мозга. Трансформации (тем более — сбой) в любой части этой программы влекут за собой перестройку всей системы. И после рождения ребенок продолжает развиваться как единая саморегулирующаяся система по сценарию, веками отработанному эволюцией. Самой эволюцией, которая старше, мудрее и дальновиднее любого из нас. Поэтому не станем изобретать велосипедов, а воспользуемся ее советами. Собственно, эта идея и является одной из «несущих осей» МЗО. Эта базовая нейропсихологическая технология сопровождения процессов развития подробно описана в книге «Нейропсихологическая коррекция в детском возрасте: метод замещающего онтогенеза» (Семенович, 2007, 2013).
Необходимость внедрения нейропсихологических технологий в психолого-педагогическое сопровождение дошкольников связана с нарастающим неблагополучием процессов развития в современной детской популяции. И соответственно с желанием максимально снизить этот негатив.
Мы в название программы вставили слово коррекция, так как мы имеем дело с детьми уже имеющих статус ОВЗ. Но зачем применять эти методы, занимаясь с детьми, не имеющими подобных проблем? Во-первых, не все «зоны риска» бывают очевидны уже в дошкольном возрасте. Подчас они заявляют о себе только в школе. Потому мы и вынесли в заглавие программы слово «профилактика». Во-вторых, все предлагаемые далее психотехники весьма эффективны как развивающие. И очевидно будут полезны любому ребенку для интенсивного наращивания его эмоционально-личностной компетентности в самых разнообразных сферах психической деятельности.
Данная программа предназначена для детей с ТНР старшего дошкольного возраста (5 -6 лет), а так же для детей не имеющих официальный статус ОВЗ, но испытывающих речевые затруднения.
Так же эти занятия будут полезны ребенку, имеющего следующие проблемы:
-родовая травма;
-повышенный или пониженный тонус;
-частые заболевания, в том числе на первом году жизни, например, бронхо-легочные заболевания, отиты, атопические дерматиты;
-в анамнезе – ПЭП, СДВГ, ЗПР, ЗПРР, гипертензионный синдром;
- мало ползал или не ползал совсем;
- ходил на цыпочках;
- поздно начал говорить;
- гиперактивен или излишне медлителен;
- импульсивен, раздражителен, часто конфликтует с детьми;
- быстро утомляется, с трудом засыпает;
- не сразу откликается и понимает обращенную к нему речь;
- пишет неразборчиво, плохо усваивает учебный материал;
- при чтении «проглатывает» окончания, «угадывает» слова;
- плохо запоминает, сравнивает, обобщает;
- пишет, рисует левой рукой;
- имеет задержку формирования мелкой моторики рук;
- не может описать картину, скопировать рисунок;
- двигает ногами, языком, когда пишет и рисует (синкинезии);
- с трудом высиживает 15 минут на одном месте;
- невнимателен, рассеян, не доводит дело до конца;
- неуклюж, часто спотыкается, излишне травматичен.
Ограничения и противопоказания:
- эпилепсия;
- психические заболевания и генетические синдромы;
- с осторожностью следует выполнять упражнения детям с дисплазией соединительной ткани, серьезной сердечной недостаточностью и детям с бронхиальной астмой.
Цель программы:
• развитие высших психических функций;
• функциональная активация подкорковых образований мозга;
• обеспечение и регуляция общего энергетического, активационного фона, на котором развиваются все психические функции;
• стабилизация межполушарного взаимодействия;
• обеспечение приемов и тонкого анализа модальноспецифической информации;
• обеспечение регуляции, программирования и контроля за протеканием психической деятельности, управление работой нижележащих уровней.
Задачи программы:
• развитие произвольного внимания и саморегуляции;
• формирование сенсомоторного контроля;
• оптимизация тонуса;
• преодоление ригидных телесных установок и синкенезий.
Данная программа предполагает:
• предварительную нейропсихологическую диагностику и итоговое диагностическое обследование детей по ее завершению;
• обязательную отработку в условиях детского сада вне занятий применяемых упражнений, неукоснительное выполнение их руководителем по физо и воспитателями в течение всего цикла (данное требование является одним из главных условий эффективности программы);
• постоянное консультирование родителей и воспитателей с подробным объяснением целей и задач формирующего обучения;
• все дыхательные, двигательные упражнения, ползания, растяжки выполняются по команде взрослого в медленном темпе 4–6 раз.
Принципы проведения диагностики и оценки эффективности программы.
Диагностика проводится перед зачислением ребенка на программу и по завершению программы. На первичную и заключительную диагностики отводится по 1 часу. Используется следующий диагностический комплекс:
1 БЛОК. Исследование особенностей памяти, внимания и работоспособности
2 БЛОК. Исследование особенностей зрительного восприятия (зрительный гнозис)
3 БЛОК. Исследование невербального и вербально-логического мышления
4 БЛОК. Исследование сформированности пространственных представлений
Ожидаемые конечные результаты реализации программы.
Развить у детей познавательную сферу и саморегуляцию: мышление, внимание, память, самоконтроль поведения, координаторные функции, крупную и мелкую моторику, пространственные представления, улучшить нейродинамику и работоспособность, повысить продуктивность деятельности. Как следствие прохождения программы у ребенка улучшится самоконтроль, повысится концентрация внимания, улучшится память, произойдет формирование пространственных ориентаций (лево-право, верх-низ, за-перед, спереди-сзади), повысится уверенность в своих силах, как физических так и интеллектуальных. В качестве инструмента оценки результативности усвоения программы кроме метода сравнения данных входящей и исходящей нейропсихологической диагностики используется опрос родителей с целью получения обратной связи и дополнительного фактора оценки эффективности усвоения.
Особенных ресурсов для реализации программы не требуется, т.к. просторное помещение (зал) есть в каждом дошкольном учреждении.
Основные занятия проводит педагог-психолог знакомый с нейропсихологическими методиками. Дополнительные инструктор по ФИЗО и воспитатель
Сроки реализации программы:
1этап: Диагностический – сентябрь
2 этап: Программа – с октября по вторую неделю марта
3 этап: Итоговая диагностика – с третьей недели марта по вторую неделю апреля
Занятия проводятся 1 раз в неделю, длительностью 30 -40 минут.
Количество детей 8 – 12 человек.
Структура занятия:
1. Ритуал приветствия и начала занятий. Проводится одна и та же фольклорная игра (взаимосвязь поколений)
2. Разминка. Разминка включает упражнения, направленные на улучшение мышечного тонуса, общей энергетики, координации и общего соматического баланса.
3. Блок упражнений, направленных на формирование психомоторных координаций. Упражнения этого блока меняются каждую неделю в процессе проведения программы.
4. Блок упражнений направленных на активизацию неречевых каналов тела (15 занятий); блок упражнений направленных на активизацию речевых каналов тела (5 занятий)
5. Практическая деятельность направлена на развитие межполушарных связей.
6. Подвижная игра направлена на развитие самоконтроля



