VII Открытый региональный конкурс «Наследие Поморья»
Номинация: «Приобщение к истокам Поморской культуры»
|
Программа дополнительного образования “The World Of the Northern Village” «Мир северной деревни» (программа подготовки экскурсоводов на английском языке по Архангельскому государственному музею деревянного зодчества и народного искусства «Малые Корелы») на 1 год |
|
|
Составитель: учитель английского языка высшей квалификационной категории МБОУ «Общеобразовательная гимназия № 21» г. Архангельск, ул. Урицкого, д. 9 Параца Оксана Владимировна
г. Архангельск 2013г. |
|
Пояснительная записка
В последние годы увеличился поток иностранных граждан посещающих наш город с разными целями: обучение, обмен опытом, культурный обмен. Всё больше школ входят в систему международного обмена. У обучающихся появляется возможность не только посетить другие страны, но и принять гостей в стенах своего учебного заведения, получить возможность общения без переводчиков. В последние годы растет популярность морских круизов, в программу которых входит посещение Архангельска. В период с 2004 по 2012 поток туристов, посетивших наш город с морскими круизам, увеличился в пять раз. Обслуживание судов, вместимость которых превышает 300 человек, вызывает определённые трудности, связанные с нехваткой экскурсоводов. Работа через переводчика сокращает количество информации предлагаемой туристам и лишает возможности прямого общения.
Посещение музея «Малые Корелы» давно стало неотъемлемой частью любого визита иностранных граждан в наш город. Группы иностранных школьников, посещающих наш город по обмену, также включают посещения музея в программу своего пребывания. К сожалению, большинство подростков Архангельска, воспринимают музей «Малые Корелы» исключительно как зону отдыха и не видят его образовательного потенциала, включая возможность совершенствования навыков владения иностранными языками. В последние годы мы говорим не об обучении иностранным языкам, а об обучении иноязычной культуре, а между тем, любой изучающий иностранный язык, прежде всего, должен уметь описывать культуру родного края средствами иностранного языка. Представленная программа позволяет превратить посещение музея из увеселительной прогулки в практическое занятие по иностранному языку.
Представленная программа дополнительного образования является модификацией модуля «Деревянная Архитектура Русского Севера» программы по элективному предмету «Культура Русского Севера», подготовка гидов-переводчиков (автор Параца О.В.)
Основной целью программы является формирование умения описывать быт и культурные особенности Русского Севера на базе экспозиции Архангельского государственного музея деревянного зодчества и народного искусства «Малые Корелы» средствами английского языка (иностранного языка).
Для достижения поставленной цели необходимо решение следующих задач:
Обучающие задачи:
Развитие интереса к изучению иностранного языка
Расширение словарного запаса за счёт включения в него специальной терминологии
Систематизация знаний по иностранному языку и развитие навыков устной монологической и диалогической речи
Ознакомление с работой экскурсовода, гида-переводчика
Воспитательные задачи:
Стимуляция интереса к изучению истории и культуры родного края
Формирование общественно-активной личности, осознающей необходимость сохранения культурного наследия
Формирование навыков общения с представителями иноязычной культуры
Развивающие задачи:
Формирование потребности в самореализации через расширение знаний о профессиях, связанных со сферой туризма
Развитие ответственного и бережного отношения к памятникам истории и культуры
В основе программы лежит идея, что рассказ интересен только тогда, когда предмет повествования понятен говорящему. По этой причине программа предусматривает возможность ознакомления с профессией экскурсовода, получения навыков последовательного перевода, развитие навыков поиска необходимой информации, её отбора и компоновки, в соответствии с логикой экскурсии. Обучающиеся ознакомятся с особенностями создания музеев под открытым небом, узнают о том, как поморы готовились к строительству, будут знать функциональное назначение построек и их отличительные особенности, ознакомятся с особенностями быта поморов. В программу также включён раздел «Народные праздники» и информация о внутреннем убранстве домов и культовых сооружений. Для осознания и развития навыка свободного владения полученной информацией по окончанию каждой темы предусмотрены практические задания, носящие творческий характер.
Программа предназначена для обучающихся 10 и 11 классов школ с углублённым изучением английского языка, но может использоваться в общеобразовательных школах.
Набор обучающихся в группу носит свободный характер. Группа обучающихся профильная, так как работа по программе предусматривает углубление знаний по английскому языку и носит профориентационный характер. Обучение по представленной программе будет интересно и полезно для тех, кто хочет выбрать профессии связанные с туризмом, архитектурой, реставрацией архитектурных памятников, музейным делом, изучением истории.
Программа рассчитана на один год, на 36 часов. Занятия проводятся один раз в неделю.
Прогнозируемые результаты обучения
По окончанию обучения по программе обучающиеся должны уметь:
составлять текст экскурсии
свободно ориентироваться на территории музея «Малые Корелы» по карте музея
осуществлять устный перевод с русского языка на
английский и с английского языка на русский
конструкциями английского языка
Обучающиеся должны знать:
приёмы работы со специальной литературой при подготовке презентаций отдельных объектов экскурсии
лексические единицы, отражающие архитектурные особенности зодчества
Русского Севера и образ жизни края
Обучающиеся должны использовать на практике:
Программа позволяет использовать как традиционные, так и новые методы, приемы и формы обучения, большая часть которых носит творческий характер. Широко используется групповая и парная формы работы, экскурсии, работа с использованием ресурсов сети Интернет. Работа над презентациями объектов и сообщениями формирует навыки перевода, совершенствует навыки устной речи и навыки самостоятельной работы со специальной, справочной литературой и Интернет ресурсами. Уделяется внимание самостоятельной исследовательской работе учащихся, возможно участие в работе исследовательских конференций: «Юность Архангельска» и «Ломоносовские чтения на английском языке»
На заключительном этапе работы над разделами и на этапе контроля используется проектная методика, проводятся викторины, ролевые игры, создаются мультимедийные презентации. Итоговый контроль по программе проводится в форме обзорной экскурсии по музею.
Учебно-тематический план
№ | Разделы и темы | Общее кол-во часов |
I. | Введение в программу. Введение в специальность | 2 |
II. | Музеи под открытым небом: | 2 |
III. | Северная деревня | 6 |
IV. | Техника строительства и строительные конструкции Материалы Инструменты Строительные конструкции | 3 |
V. | Северный дом | 7 |
VI. | Культовые сооружения | 7 |
VII. | Праздники в музее Малые Корелы | 3 |
VIII. | Хозяйственные постройки Мельницы Амбары Бани Другие конструкции | 4 |
IX. | Экскурсия по музею Малые Корелы | 2 |
| Итог | 36 |
Содержание программы
№ | Название раздела | Содержание | Теория | Практика | Кол-во часов |
1. | Введение в программу. Введение в специальность | Знакомство с программой Основные понятия Основы профессии экскурсовода: основы профессии, основные обязанности и ответственность экскурсовода Посещение музейного комплекса Дом Куницыной М.Т. | 1 | 1 | 2 |
2. | Музеи под открытым небом | Требования к организации музеев под открытым небом Сохранение памятников в музеях под открытым небом Особенности организации музея «Малые Корелы» История создания музея Вступление к обзорной экскурсии по музею | 1 | 1 | 2 |
3. | Северная деревня | | 2 | 4 | 6 |
4. | Техника строительства. Строительные конструкции | | 1 | 2 | 3 |
5. | Северный дом | Особенности конструкции северного дома Внутреннее убранство избы. Организация пространства избы Внутреннее устройство дома Дом Третьякова Дом Пухова Дом Русиновых | 3 | 4 | 7 |
6. | Культовые сооружения | Понятие «тройник» Конструктивные особенности культовых сооружение Различия между церковью и часовней Внутреннее убранство церквей и часовен Правила поведения в церкви Обетные кресты Георгиевская церковь Вознесенская церковь Макарьевская часовня Колокольные звоны Иван Данилов | 3 | 4 | 7 |
7. | Празднике в Музее Малые Корелы | Новый год, Рождество Масленица Троица Ивана Купала |
1 | 2 | 3 |
8. | Хозяйственные постройки | | 2 | 2 | 4 |
9. | Экскурсия по музею Малые Корелы | | | 2 | 2 |
| ИТОГ | | 14 | 22 | 36 |
Методическое обеспечение программы
№ | Название раздела | Формы проведения |
Теоретические | Практические |
1. | Введение в программу. Введение в специальность | - Лекция по теме занятия - Посещение музейного комплекса Дом Куницыной М.Т. | - Круглый стол по теме «Работа экскурсовода. Её особенности» (работа группой) |
2. | Музеи под открытым небом | - Лекция по теме: «Организация музеев под открытым небом» | - Просмотр и работа с материалом фильма о музее «Малые Корелы» - Написание вступления к обзорной экскурсии по музею Малые Корелы |
3. | Северная деревня | - Работа с лексическими единицами на англ.яз. - Работа с текстами по теме | - Экскурсия в музей «Малые Корелы» - Просмотр фильма - Создание проекта «Северная деревня» (в группах) |
4. | Техника строительства. Строительные конструкции | - Лекция по теме раздела | -Работа с текстом, лексикой - Итоговая игра «Своя игра» |
5. | Северный дом | - Работа с текстами - Особенности последовательного перевода | - Просмотр фильма - Работа с лексикой по теме - Работа по переводу (парная работа) - Подготовка телепередачи по теме «Целесообразность и логика северного дома» (работа в группах) - Индивидуальные презентация отдельных объектов на английском языке (домов) |
6. | Культовые сооружения | - Работа с текстами -Работа с лексикой по теме | - Просмотр фильма - Парная работа, последовательный перевод - Интервью о колокольных звонах (парная или в группах) - Озвучивание на английском языке фильма (работа группой) - Презентации объектов |
7. | Праздники в музее «Малые Корелы» | - Теоретический материал по теме | - Презентации о праздниках Праздники в музее (работа в группах) - Посещение музея на Масленицу - Репортаж о проводах Масленицы (индивидуальная и парная работа) |
8. | Хозяйственные постройки | - Работа с текстами | - Работа с лексическими единицами - Заочная экскурсия под перевод по хоз.постройкам |
9. | Экскурсия по музею «Малые Корелы» | | - Зачётная экскурсия по музею «Малые Корелы» |
Большая часть занятий представляет собой работу в группах и парах и составление индивидуальных текстов Программа уделяет большое внимание развитию и совершенствованию навыков устной речи, что обусловлено особенностями работы экскурсовода. Вступительная экскурсия, проводимая в музее, выполняется профессиональным экскурсоводом музея, чтобы обучающиеся имели возможность наблюдать работу экскурсовода, задать ему интересующие их вопросы. В работе по программе используются мультемедийные материалы, книги изданный по заказу музея «Малые Корелы», учебные пособия, изданные в разные годы САФУ ( ПГУ им. Ломоносова М.В.), специальная литература по деревянному зодчеству.
Список литературы для обучающихся
Русский Север как особая территория наследия. Пермиловская А.Б.; Архангельск: ОАО «ИПП «Правда Севера», УрО РАН, Екатеринбург, 2010.
Уникальные памятники культуры в собрании Архангельского музея деревянного зодчества и народного искусства «Малые Корелы». Пермиловская А.Б.; Архангельск: 2004.
The Arkhangelsk Region. Амосова М.А., Рипинская Л.В., Чичерина Н.В.; Архангельск: Поморский Университет, 2008.
Northern Russian Pomors: Lifеstyle; Customs and Тraditions. Амосова М.А; Глущенко Э.Э.; Рипинская; Л.В, Чичерина Н.В.; Архангельск, Изд-во ПМПУ им. Ломоносова, 1995.
Our Heritage Чичерина Н.В., Рипинская Л.В. - Архангельск, Изд-во ПМПУ им. Ломоносова, 1994.
Список специальной литературы для учителя
Воробьёва С.А. Деловой английский для сферы туризма. М.: Филоматис, 2003.
Вознесенская церковь. Автор текста: Иванова А.И. – Архангельск.: ОАО «Издательско-полиграфическое предприятие «Правда Севера», 2005.
Гид-переводчик,Учебный курс по английскому языку для учащихся старших классов и студентов.. Соловова Е.Н - М.: Просвещение, 2002.
Глущенко Е., Медведев Ю. Энциклопедия славянской мифологии. М.: Астрель, 1996.
Дидактический материалы по экологии (региональный компонент).; Составители: Колбасенко М.Н., Севастьянова З.П. – Архангельск, Соломбальская типография, 1997.
Иван Данилов – мастер колокольного звона. Составитель: Дорофеева Е.М. – Архангельск, ОАО «Издательско-полиграфическое предприятие «Правда Севера», 2007.
Кабакчи В.В. Практика английского языка межкультурного общения. С-П.: Санкт-Петербургский институт внешнеэкономических связей экономики и права; Обществ «Знание» Санкт –Петербурга и Ленинградской области, 2001.
Каргополье. Художественные сокровища. Автор-составитель: Дурасов Г. – М.: Советская Россия, 1984.
Культура Русского Севера. Составители: Давыдов А.Н., Куратов А.А. – Ленинград: «Наука», Ленинградское отделение, 1988.
Линник Ю.В. Духовность Русского Севера.- Петрозаводск, 2007.
Линник Ю.В. Пропорция. – Петрозаводск, 2007.
Народная культура и музеи под открытым небом. Пути сохранения и возрождения традиционной культуры. ;Материалы международной научно-практической конференции.- Архангельск: Издательско-полиграфическое предприятие «Правда Севера», 2000.
Памятники Архитектуры Русского Севера . Сборник статей, состав. Попова Л.Д. - Архангельск, Изд-во ПГУ им. Ломоносова, 1998.
Пермиловская А.Б. Северный Дом, 2001.
Пермиловская А.Б. Крестьянский дом в культуре Русского Севера. Архангельск, ОАО «Издательско-полиграфическое предприятие «Правда Севера», 2005.
Северные часовни. . Автор текста: Иванова А.И. – Архангельск.: ОАО «Издательско-полиграфическое предприятие «Правда Севера», 2005.
Ушаков Ю.С. Ансамбль в народном зодчестве Русского Севера. Ленинград. Стройиздат Ленинградского отделения, 1982.
Щуров Г.С. Очерки истории культуры Русского Севера.- Архангельск: ОАО ИПП «Правда Севера», 2007.
Юдин А.В. Русская народная духовная культура . Учебное пособие для студентов вузов. - М.: Высшая школа, 1999.
The Arkhangelsk Region. Амосова М.А. Репинская Л.В. Чичерина Н.В.- Архангельск: Поморский университет, 2008.
Интернет - ресурсы
www.pomorland.info/
www.arhnews.ru/news
www.hortart.narod.ru
www.korely.ru
www.museum.ru
Мультемедийные материалы
Каргополь на DVD. Фильмы, клипы, фотоальбомы
Прогулки в прошлое. Цикл фильмов
Малые Корелы. Цикл фильмов; студия «Поморфильм»
Исчезающие шедевры. Материалы проекта
12