г Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 49»
города Магнитогорска
Рассмотрено Согласовано Утверждаю
на заседании МО учителей зам.директора по УВР директор МОУ «СОШ « 49»
____________________________ __________Лысенкова М.Г. г. Магнитогорска
Протокол № __ от ____________ «__»_______________20____г. ___________Тросиненко Е.В.
Руководитель МО____________ Приказ № ____от __________
____________________________
«___»________________20____г.
Рабочая (предметная) программа
по технологии
для 5-9 класса
на 2015-2016учебный год
Составитель:
Агапова О.В,
учитель технологии
категория первая
Плешакова А.А.
Учитель технологии
категория______________
Магнитогорск, 2016 г
Пояснительная записка
Рабочая программа учебного предмета «Технология» в основной школе (5-9 классы) составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного стандарта основного общего образования (приказ Министерства образования и науки РФ от 17.12.2010 г. № 1897), Примерной программы по технологии для основной школы, рекомендованной Министерством образования и науки РФ, на основе авторской программы А.Т. Тищенко, Н.В. Синица, Программы воспитания и социализации обучающихся на ступени основного общего образования, а также планируемых результатов основного общего образования.
Рабочая программа учебного предмета «Технология» ориентирована на учащихся 5-9 классов. Обучение ведётся по двум направлениям: «Индустриальные технологии» и «Технологии ведения дома». Уровень изучения предмета - базовый. Тематическое планирование рассчитано на 2 учебных часа в неделю, что составляет 68 учебных часов в год (5-9 кл). Данное количество часов, содержание предмета полностью соответствуют варианту авторской программы по технологии, рекомендованной Министерством образования и науки РФ:
В системе предметов общеобразовательной школы курс «Технология» представлен в предметной области «Технология». Назначение предмета «Технология» в основной школе состоит в том, чтобы обеспечить формирование представлений о технологической культуре производства, развитие культуры труда подрастающих поколений, становление системы технических и технологических знаний и умений, воспитание трудовых, гражданских и патриотических качеств личности. Технология как учебный предмет способствует профессиональному самоопределению школьников в условиях рынка труда, формированию гуманистически и прагматически ориентированного мировоззрения, социально обоснованных ценностных ориентаций.
Изучение технологии в основной школе направлено на достижение следующих целей:
- формирование представлений о составляющих техносферы, современном производстве и распространённых в нём технологиях;
- освоение технологического подхода как универсального алгоритма преобразующей и созидательной деятельности.
Для достижения поставленных целей необходимо решение следующих задач:
- овладение необходимыми в повседневной жизни базовыми приёмами ручного и механизированного труда с использованием распространённых инструментов, механизмов и машин, способами управления отдельными видами распространённой в быту техники, необходимой в обыденной жизни и будущей профессиональной деятельности;
- применение в практической деятельности знаний, полученных при изучении основ наук.
Главные особенности учебно-методического комплекта (УМК) по технологии состоят в том, что они обеспечивают преемственность курсов технологии в начальной школе и в последующих классах основной школы, а также в полной мере реализуют принципы деятельностного подхода, что полностью соответствует миссии и целям МОУ «СОШ № 49» и образовательным запросам обучающихся.
Для выполнения всех видов обучающих работ по технологии в 5-9 классах в УМК имеются следующие дидактические и методические пособия:
Направление «Технологии ведения дома»
Дидактическое обеспечение | Методическое обеспечение |
5 класс Технология. Технологии ведения дома: 5класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений/ Н.В. Синица, В.Д. Симоненко. – М.: Вентана – Граф, 2012 Синица Н.В. Технология. Технологии ведения дома. Рабочая тетрадь. 5 класс. М.: Вентана – Граф, 2015 6 класс Синица Н.В. Технология. Технологии ведения дома: 6 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений/ Н.В. Синица, В.Д. Симоненко.- М.: Вентана - Граф, 2013 Синица Н.В. Технология. Технологии ведения дома. Рабочая тетрадь. 6 класс. М.: Вентана – Граф, 2015 7 класс Синица Н.В. Технология. Технологии ведения дома: 7 класс: учебник для учащихся общеобразовательных организаций/ Н.В. Синица, В.Д. Симоненко - М.: Вентана - Граф,2016 Синица Н.В. Технология. Технологии ведения дома. Рабочая тетрадь.7 класс. М.: Вентана – Граф, 2015 8 класс Симоненко В.Д. Технология: 8 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений/ Симоненко В.Д., Электов А.А., Гончаров Б.А., Очинин О.П., Елисеева Е.В., Богатырёв А.Н. – М.: Вентана-Граф,\ Синица Н.В. Технология. Технологии ведения дома. Рабочая тетрадь. 8 класс. М.: Вентана – Граф, 2015 | 5 класс Синица Н.В. Технология. Технологии ведения дома. Методические рекомендации. 5 класс. М.: Вентана – Граф, 2015 6 класс Синица Н.В. Технология. Технологии ведения дома: 6 класс: методическое пособие/ Н.В. Синица.- М.: Вентана - Граф, 2014 7 класс \ |
Направление «Индустриальные технологии»
Дидактическое обеспечение | Методическое обеспечение |
5 класс Тищенко А.Т. Технология. Индустриальные технологии: 5 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений/ А.Т. Тищенко, В.Д. Симоненко. – М.: Вентана-Граф, 2015 Тищенко А.Т. Технология. Индустриальные технологии: 5 класс: рабочая тетрадь для учащихся общеобразовательных учреждений/ А.Тищенко, Н. Буглаева. – М.: Вентана-Граф, 2015 6 класс Тищенко А.Т. Технология. Индустриальные технологии: 6 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений/ А.Т. Тищенко, В.Д. Симоненко. – М.: Вентана-Граф, 2015 Тищенко А.Т. Технология. Индустриальные технологии: 6 класс: рабочая тетрадь для учащихся общеобразовательных учреждений/ Тищенко А.Т., Буглаева Н.А. – М.: Вентана-Граф, 2015 7 класс Тищенко А.Т. Технология. Индустриальные технологии: 7 класс: учебник для учащихся общеобразовательных организаций/ А.Т. Тищенко, В.Д. Симоненко. – М.: Вентана-Граф, 2015 Тищенко А.Т. Технология. Индустриальные технологии: 7 класс: рабочая тетрадь для учащихся общеобразовательных учреждений/ А.Тищенко, Н. Буглаева. – М.: Вентана-Граф, 2015 | 5 класс Тищенко А.Т. Технология. Индустриальные технологии: 5 класс: методическое пособие/ А.Т. Тищенко. – 2-е изд., дораб. – М.: Вентана-Граф, 2015 6 класс Тищенко А.Т. Технология. Индустриальные технологии: 6 класс: методическое пособие/ А.Т. Тищенко. – М.: Вентана-Граф, 2015 7 класс Тищенко А.Т. Технология. Индустриальные технологии: 6 класс: методическое пособие/ А.Т. Тищенко. – М.: Вентана-Граф, 2015 Бобров В.П. Технология «Художественная обработка изделий из древесины . Резьба по дереву 5-9 класс» / «Учитель» Волгоград 2009г. Выганов В.В.Летающие плавающие модели / АСЕ- ПРЕСС :Москва 2010г Деннис Мур Резьба по дереву / М: АСЕ-ПРЕСС 2010г |
В предметной программе по технологии как части основной образовательной программы отражены национальные, региональные и этнокультурные особенности Уральского региона в следующих разделах: пояснительная записка, общая характеристика учебного предмета, предметные результаты освоения учебного предмета; содержание учебного предмета; тематическое планирование; описание учебно-методического обеспечения образовательного процесса. При отражении национальных, региональных и этнокультурных особенностей использовалось следующее пособие:
Методические рекомендации по учету национальных, региональных и этнокультурных особенностей при разработке общеобразовательными учреждениями основных образовательных программ начального, основного, среднего общего образования/ В.Н. Кеспиков, М.И. Солодкова, Е.А. Тюрина, Д.Ф. Ильясов, Ю.Ю. Баранова, В.М. Кузнецов, Н.Е. Скрипова, А.В. Кисляков, Т.В. Соловьева, Ф.А. Зуева, Л.Н. Чипышева, Е.А. Солодкова, И.В. Латыпова, Т.П. Зуева; Министерство образования и науки Челябинской обл.; Челябинский институт переподготовки и повышения квалификации работников образования. – Челябинск: ЧИППКРО, 2013
Ф.А.Зуева Национальные, региональные и этнокультурные особенности в содержании предметов технологического цикла (5-9 класс): учебно-методическое пособие для учителей общеобразовательных организаций. – Челябинск: ГБОУ ДПО ЧИППКРО, 2015
Система контролирующих материалов, позволяющих оценить уровень и качество знаний, умений, навыков обучающихся на текущем и промежуточном этапах изучения предмета включает в себя сборник тестовых заданий:
Зуева Ф.А. Инструментарий оценивания предметных результатов в рамках технологической подготовки обучающихся (работа с одарёнными детьми): учебное пособие/ Ф.А. Зуева.– Челябинск: ЧИППКРО, 2013
Зуева Ф.А. Работа с одарёнными детьми в рамках технологической подготовки (инструментарий оценивания предметных результатов): учебное пособие/Ф.А. Зуева. - Челябинск: ЧИППКРО, 2013
Данные учебные пособия предназначены для подготовки обучающихся к предметным олимпиадам, а также могут использоваться как инструментарий оценивания технологической подготовки обучающихся, который способствует выявлению предметных результатов освоения основной образовательной программы в основной школе при реализации федеральных государственных образовательных стандартов (5-8 классы).
Текущий контроль и промежуточная аттестация проводится:
- по направлению «Технологии ведения дома» в течение учебного года обучающиеся выполняют проекты в рамках содержания четырёх разделов программы: «Технологии домашнего хозяйства», «Кулинария», «Создание изделий из текстильных материалов» и «Художественные ремёсла», а к концу учебного года – комплексный творческий проект, объединяющий проекты, выполненные по каждому разделу;
- по направлению «Индустриальные технологии» обучающиеся выполняют проекты в рамках содержания раздела «Технологии обработки конструкционных материалов» (из древесины и поделочных материалов, а так же из металлов и искусственных материалов).
Рабочая программа учебного предмета «Технология» дополнена календарно-тематическим планированием по двум направлениям для 5 классов оценочными материалами программой внеурочной деятельности
Общая характеристика учебного предмета «Технология»
Обучение школьников технологии строится на основе освоения конкретных процессов преобразования и использования материалов, энергии, информации, объектов природной и социальной среды.
Независимо от изучаемых технологий содержание программы предусматривает освоение материала по следующим сквозным образовательным линиям:
культура, эргономика и эстетика труда;
получение, обработка, хранение и использование технической и технологической информации;
основы черчения, графики и дизайна;
элементы домашней и прикладной экономики, предпринимательства;
знакомство с миром профессий, выбор обучающимися жизненных, профессиональных планов;
влияние технологических процессов на окружающую среду и здоровье человека;
творческая, проектно-исследовательская деятельность;
технологическая культура производства;
история, перспективы и социальные последствия развития техники и технологии;
распространённые технологии современного производства.
В результате изучения технологии обучающиеся
ознакомятся:
- с ролью технологий в развитии человечества, механизацией труда, технологической культурой производства;
- функциональными и стоимостными характеристиками предметов труда и технологий, себестоимостью продукции, экономией сырья, энергии, труда;
- элементами домашней экономики, бюджетом семьи, предпринимательской деятельностью, рекламой, ценой, доходом, прибылью, налогом;
- экологическими требованиями к технологиям, социальными последствиями применения технологий;
- производительностью труда, реализацией продукции;
- устройством, управлением и обслуживанием доступных и посильных технико-технологических средств производства (инструментов, механизмов, приспособлений, приборов, аппаратов, станков, машин);
- предметами потребления, материальным изделием или нематериальной услугой, дизайном, проектом, конструкцией;
- методами обеспечения безопасности труда, культурой труда, этикой общения на производстве;
- информационными технологиями в производстве и сфере услуг, перспективными технологиями;
овладеют:
- основными методами и средствами преобразования и использования материалов, энергии, информационной преобразующей, творческой деятельности;
- умением распознавать и оценивать свойства конструкционных, текстильных и поделочных материалов;
- умением выбирать инструменты, приспособления и оборудование для выполнения работ, находить необходимую информацию в различных источниках, в том числе с использованием компьютера;
- навыками чтения и составления конструкторской и технологической документации, измерения параметров технологического процесса и продукта труда; выбора, проектирования, конструирования, моделирования объекта труда и технологии с использованием компьютера;
- навыками подготовки, организации и планирования трудовой деятельности на рабочем месте с учётом имеющихся ресурсов и условий, соблюдения культуры труда;
- навыками организации рабочего места с соблюдением требований безопасности труда и правил пользования инструментами, приспособлениями, оборудованием;
- навыками выполнения технологических операций с использованием ручных инструментов, приспособлений, машин, оборудования;
- умением разрабатывать учебный творческий проект, изготовлять изделия или получать продукты с использованием освоенных технологий.
Все разделы программы содержат основные теоретические сведения и лабораторно-практические и практические работы. Основная форма обучения — учебно-практическая деятельность. Приоритетными методами являются упражнения, лабораторно-практические и практические работы.
Программой предусмотрено выполнение обучающимися в каждом учебном году творческого проекта. При организации творческой, проектной деятельности обучающихся необходимо акцентировать их внимание на потребительском назначении и стоимости продукта труда — изделия, которое они выбирают в качестве объекта проектирования и изготовления.
Обучение технологии предполагает широкое использование межпредметных связей. Это связи с алгеброй и геометрией при проведении расчётных операций и графических построений; с химией при изучении свойств конструкционных и текстильных материалов, пищевых продуктов; с физикой при изучении механических характеристик материалов, устройства и принципов работы машин, механизмов приборов, видов современных технологий; с историей и искусством при изучении технологий художественно-прикладной обработки материалов. При этом возможно проведение интегрированных занятий в рамках отдельных разделов.
Место учебного предмета «Технология» в учебном плане
Учебный предмет «Технология» входит в обязательную часть учебного плана общеобразовательного учреждения. Его содержание предоставляет обучающимся возможность войти в мир искусственной, созданной людьми среды техники и технологий, называемой техносферой и являющейся главной составляющей окружающей человека действительности.
Учебный план образовательного учреждения на этапе основного общего образования включает 340 учебных часа для обязательного изучения образовательной области «Технология». В том числе: в 5 и 9 классах — 68 часов из расчёта 2 часа в неделю.
Тематический план 5-9 классы. Направление «Индустриальные технологии» (340 ч)
Разделы и темы программы | Количество часов по классам |
5 | 6 | 7 | 8 | 9 |
Технологии обработки конструкционных | 50 | 50 | 56 | 34 | 42 |
материалов (232 ч) | | | | | |
I. Технологии ручной обработки древесины | 20 | 18 | 18 | 10 | 18 |
и древесных материалов | | | | | |
2. Технологии машинной обработки | - | 6 | 4 | - | - |
древесины и древесных материалов | | | | | |
3. Технологии ручной обработки метал | 22 | 18 | 10 | 10 | 10 |
лов и искусственных материалов | | | | | |
4. Технологии машинной обработки | 2 | 2 | 6 | 2 | - |
металлов и искусственных материалов | | | | | |
5. Технологии художественно-приклад | 6 | 6 | 18 | 12 | 14 |
ной обработки материалов | | | | | |
Технологии домашнего хозяйства | 6 | 8 | 2 | 8 | - |
(24н) | | | | | |
1. Технологии ремонта деталей интерьера | 4 | 2 | — | — | |
, одежды и обуви и ухода за ними | | | | | |
2. Эстетика и экология жилища | 2 | — | — | 2 | - |
3. Бюджет семьи | — | — | — | 4 | - |
4. Технологии ремонтно-отделочных работ | — | 2 | 2 | — | |
| | | | | |
5. Технологии ремонта элементов систем | — | 4 | — | 2 | |
водоснабжения и канализации | | | | | |
Электротехника (24 ч) | — | - | — | 12 | 12 |
I. Электромонтажные и сборочные | — | — | — | 4 | 4 |
технологии | | | | | |
2. Электротехнические устройства | — | — | — | 4 | 4 |
с элементами автоматики | | | | | |
3. Бытовые электроприборы | — | — | — | 4 | 4 |
Современное производство | - | — | — | 4 | 4 |
и профессиональное самоопределение (8ч) | | | | | |
| | | | | |
1. Сферы производства и разделение | | | | 2 | 2 |
труда | | | | | |
2. Профессиональное образование | — | — | — | 2 | 2 |
и профессиональная карьера | | | | | |
Технологии исследовательской | 12 | 10 | 10 | 10 | 10 |
и опытнической деятельности | | | | | |
(52 ч) | | | | | |
Исследовательская и созидательная | 12 | 10 | 10 | 10 | 10 |
деятельность | | | | | |
Всего: 340 ч, 6 ч — резервное время | 68 | 68 | 68 | 68 | 68 |
Тематический план 5-9 классы. Направление «Технологии ведения дома» (340 ч)
Таблица тематического распределения количества часов 5-6 классов:
Разделы, темы | Количество часов |
5 класс | 6 класс | 7 класс | 8 класс | 9 класс |
Технология домашнего хозяйства | 2 | 3 | 4 | 4 | 2 |
1.Интерьер кухни, столовой | 2 | - | 2 | 4 | |
2. Интерьер жилого дома | - | 1 | | | |
3. Комнатные растения в интерьере | - | 2 | | | |
4.Освещение жилого помещения. Предметы искусства и коллекции в интерьере. | - | - | | | |
5.Гигиена жилища | - | - | | | |
6.Эклогия жилища | - | - | | | |
7.Водоснабжение и канализация в доме | - | - | | | |
Электротехника | 1 | - | | | |
1.Бытовые электроприборы | 1 | - | | | |
2.Электромонтажные и сборочные технологии | - | - | | | |
3.Электротехнические устройства с элементами автоматики | - | - | | | |
Кулинария | 14 | 14 | | | |
1.Санитария и гигиена на кухне | 1 | | | | |
2.Физиология питания | 1 | | | | |
3.Бутерброды, горячие напитки. | 2 | | | | |
4.Блюда из круп, бобовых и макаронных изделий | 2 | | | | |
5.Блюда из овощей и фруктов | 4 | | | | |
6.Блюда из яиц. | 2 | | | | |
7.Сервировка стола к завтраку. Приготовление завтрака. | 2 | | | | |
8. Блюда из рыбы и морепродуктов | - | 4 | | | |
9.Блюда из мяса | - | 4 | | | |
10.Блюда из птицы | - | 2 | | | |
11.Заправочные супы | - | 2 | | | |
12.Приготовление обеда. Сервировка стола. | - | 2 | | | |
13. Блюда из молока и кисломолочных продуктов | - | - | | | |
14. Изделия из жидкого теста | - | - | | | |
15 Виды теста и выпечки | - | - | | | |
16.Сладости, напитки и десерты | - | - | | | |
17.Сервировка сладкого стола. Праздничный этикет. | - | - | | | |
Создание изделий из текстильных материалов | 26 | 22 | | | |
1.Свойства текстильных материалов | 4 | 2 | | | |
2.Конструирование швейных изделий | 6 | 4 | | | |
3.Моделирование швейных изделий | - | 2 | | | |
4.Элементы машиноведения | 6 | 2 | | | |
5.Технология швейных изделий | 10 | 12 | | | |
Художественные ремесла | 8 | 8 | | | |
1. Декоративно – прикладное искусство | 2 | - | | | |
2. Основы композиции и законы восприятия цвета при создании предметов ДПИ | 2 | - | | | |
3 Лоскутное шитье | 4 | - | | | |
4. Вязание крючком | - | 4 | | | |
5. Вязание на спицах | - | 4 | | | |
6.Роспись ткани | - | - | | | |
7.Вышика | - | - | | | |
Семейная экономика | - | - | | | |
Бюджет семьи | - | - | | | |
Современное производство и профессиональное самоопределение | - | - | | | |
1.Сферы производства и разделение труда | - | - | | | |
2.Профессиональное образование и профессиональная карьера | - | - | | | |
Технология творческой исследовательской и опытнической деятельности | 16 | 20 | | | |
1. Исследовательская и созидательная деятельность | 16 | 20 | | | |
Всего: | 68 | 68 | | | |
Содержание учебного предмета «Технология»
Направление «Технологии ведения дома» (340ч)
Тема раздела | Основное содержание материала |
Технологии домашнего хозяйства (21 ч) |
Интерьер кухни, столовой (5 класс) | Понятие об интерьере. Требования к интерьеру (эргономические, санитарно-гигиенические, эстетические). Планировка кухни. Разделение кухни на рабочую и обеденную зоны. Цветовое решение кухни. Использование современных материалов в отделке кухни. Декоративное оформление. Современные стили в оформлении кухни. Проектирование кухни. |
Интерьер жилого дома (6 , 9 класс) | Понятие о жилом помещении: жилой дом, квартира, комната, многоквартирный дом. Зонирование пространства жилого дома. Организация зон приготовления и приёма пищи, отдыха и общения членов семьи, приёма гостей; зоны сна, санитарно-гигиенической зоны. Зонирование комнаты подростка. Понятие о композиции в интерьере. Интерьер жилого дома. Современные стили в интерьере. Использование современных материалов и подбор цветового решения в отделке квартиры. Виды отделки потолка, стен, пола. Декоративное оформление интерьера. Применение текстиля в интерьере. Основные виды занавесей для окон. Профессии: дизайнер и декоратор. |
Комнатные растения в интерьере. (6 класс) | Понятие о фитодизайне. Роль комнатных растений в интерьере. Размещение комнатных растений в интерьере. Разновидности комнатных растений. Уход за комнатными растениями. Профессия садовник |
Освещение жилого помещения. Предметы искусства и коллекции в интерьере. (7 класс) | Роль освещения в интерьере. Естественное и искусственное освещение. Типы ламп. Виды светильников. Системы управления светом. Типы освещения. Оформление интерьера произведениями искусства. Оформление и размещение картин. Понятие о коллекционировании. Размещение коллекций в интерьере. Профессия дизайнер |
Гигиена жилища. (7 класс) | Виды уборки, их особенности. Правила проведения ежедневной, влажной и генеральной уборки |
Экология жилища. (8 класс) | Характеристика основных элементов систем энергоснабжения, теплоснабжения, водопровода и канализации в городском и сельском (дачном) домах. Правила их эксплуатации. Понятие об экологии жилища. Современные системы фильтрации воды. Система безопасности жилища |
Водоснабжение и канализация в доме. (8 класс) | Схемы горячего и холодного водоснабжения в многоэтажном доме. Система канализации в доме. Мусоропроводы и мусоросборники. Работа счётчика расхода воды. Способы определения расхода и стоимости расхода воды. Экологические проблемы, связанные с утилизацией сточных вод. Организация и оснащение санитарно-гигиенической зоны. |
Электротехника (16 ч) |
Бытовые электроприборы. (5, 7, 8 классы) | Общие сведения о видах, принципе действия и правилах эксплуатации бытовых электроприборов на кухне: бытового холодильника, микроволновой печи (СВЧ), посудомоечной машины и др. Электрические бытовые приборы для уборки и создания микроклимата в помещении. Современный многофункциональный пылесос. Приборы для создания микроклимата: кондиционер, ионизатор-очиститель воздуха, озонатор. Электронагревательные приборы, их безопасная эксплуатация. Электрическая и индукционная плиты на кухне. Принцип действия, правила эксплуатации. Преимущества и недостатки. Пути экономии электрической энергии в быту. Правила безопасного пользования бытовыми электроприборами. Назначение, устройство, правила эксплуатации отопительных электроприборов. Устройство и принцип действия электрического фена. Общие сведения о принципе работы, видах и правилах эксплуатации бытовых холодильников и стиральных машин-автоматов, электрических вытяжных устройств. Электронные приборы: телевизоры, DVD, музыкальные центры, компьютеры, часы и др. Сокращение срока службы и поломка при скачках напряжения. Способы защиты приборов от скачков напряжения. |
Электромонтажные и сборочные технологии. (8 класс) | Общее понятие об электрическом токе, о силе тока, напряжении и сопротивлении. Виды источников тока и приёмников электрической энергии. Условные графические изображения на электрических схемах. Понятие об электрической цепи и её принципиальной схеме. Виды проводов. Инструменты для электромонтажных работ; приёмы монтажа. Установочные изделия. Приёмы монтажа и соединений установочных приводов и установочных изделий. Правила безопасной работы. Профессии, связанные с выполнением электромонтажных и наладочных работ |
Электротехнические устройства с элементами автоматики. (8 класс) | Схема квартирной электропроводки. Работа счётчика электрической энергии. Элементы автоматики в бытовых электротехнических устройствах. Устройство и принцип работы бытового электрического утюга с элементами автоматики. Влияние электротехнических и электронных приборов на здоровье человека |
Кулинария (44ч) |
Санитария и гигиена на кухне. (5 класс) | Санитарно-гигиенические требования к лицам, приготовляющим пищу, к приготовлению пищи, хранению продуктов и готовых блюд. Необходимый набор посуды для приготовления пищи. Правила и последовательность мытья посуды. Уход за поверхностью стен и пола. Моющие и чистящие средства для ухода за посудой, поверхностью стен и пола. Безопасные приёмы работы на кухне. Правила безопасной работы с газовыми плитами, электронагревательными приборами, с горячей посудой и жидкостью, ножом и кухонными приспособлениями. Первая помощь при порезах и ожогах паром или кипятком |
Физиология питания. (5 класс) | Питание как физиологическая потребность. Пищевые (питательные) вещества. Значение белков, жиров, углеводов для жизнедеятельности человека. Пищевая пирамида. Роль витаминов, минеральных веществ и воды в обмене веществ, их содержание в пищевых продуктах. Пищевые отравления. Правила, позволяющие их избежать. Первая помощь при отравлениях. Режим питания |
Бутерброды и горячие напитки. (5 класс) | Значение хлеба в питании человека. Продукты, применяемые для приготовления бутербродов. Виды бутербродов. Технология приготовления бутербродов. Инструменты и приспособления для нарезки. Требования к качеству готовых бутербродов. Условия и сроки их хранения. Подача бутербродов. Профессия пекарь. Виды горячих напитков (чай, кофе, какао, горячий шоколад). Сорта чая, их вкусовые достоинства, полезные свойства. Влияние эфирных масел, воды на качество напитка. Технология заваривания, подача чая. Сорта и виды кофе. Устройства для размола зёрен кофе. Технология приготовления, подача кофе. Приборы для приготовления кофе. Получение какао-порошка. Технология приготовления какао, подача напитка |
Блюда из круп, бобовых и макаронных изделий. (5 класс) | Виды круп, бобовых и макаронных изделий. Подготовка продуктов к приготовлению блюд. Посуда для приготовления блюд. Технология приготовления крупяных рассыпчатых, вязких и жидких каш. Требования к качеству каши. Применение бобовых в кулинарии. Подготовка к варке. Время варки. Технология приготовления блюд из макаронных изделий. Подача готовых блюд |
Блюда из овощей и фруктов. (5 класс) | Пищевая (питательная) ценность овощей и фруктов. Содержание в них витаминов, минеральных солей, глюкозы, клетчатки. Содержание влаги в продуктах, её влияние на качество и сохранность продуктов. Способы хранения овощей и фруктов. Свежезамороженные овощи. Подготовка их к заморозке. Хранение и условия кулинарного использования свежезамороженных продуктов. Влияние экологии окружающей среды на качество овощей и фруктов. Определение доброкачественности овощей по внешнему виду. Методы определения количества нитратов в овощах с помощью измерительных приборов, в химических лабораториях, с помощью бумажных индикаторов в домашних условиях. Способы удаления лишних нитратов из овощей. Общие правила механической кулинарной обработки овощей. Особенности обработки листовых и пряных овощей, лука и чеснока, тыквенных овощей, томатов, капустных овощей. Правила кулинарной обработки, обеспечивающие сохранение цвета овощей и витаминов. Правила измельчения овощей, наиболее распространённые формы нарезки овощей. |
Блюда из яиц. (5 класс) | Значение яиц в питании человека. Использование яиц в кулинарии. Меры предосторожности при кулинарной обработки яиц. Определение свежести яиц. Способы хранения яиц. Приспособления для взбивания. Приготовление блюд из яиц (варка, жарение). Дегустация блюд. Оценка качества. |
Приготовление завтрака. Сервировка стола к завтраку. (5 класс) | Понятие о калорийности продуктов. Разработка меню завтрака. Приготовление завтрака. Сервировка стола к завтраку. Набор столового белья, приборов и посуды для завтрака. Складывание салфеток. Правила поведения за столом и пользование столовыми приборами. |
Блюда из рыбы и нерыбных продуктов моря. (6 класс) | Пищевая ценность рыбы и нерыбных продуктов моря. Содержание в них белков, жиров, углеводов и витаминов. Виды рыбы и нерыбных продуктов моря. Маркировка консервов. Признаки доброкачественности рыбы. Условия и сроки хранения рыбной продукции. Оттаивание мороженой рыбы. Вымачивание солёной рыбы. Разделка рыбы. Санитарные требования при обработке рыбы. Тепловая обработка рыбы. Технология приготовления блюд из рыбы и нерыбных продуктов моря. Подача готовых блюд. Требования к качеству готовых блюд |
Блюда из мяса. (6 класс) | Значение мясных блюд в питании. Виды мяса и субпродуктов. Признаки доброкачественности мяса. Органолептические методы определения доброкачественности мяса. Условия и сроки хранения мясной продукции. Оттаивание мороженого мяса. Подготовка мяса к тепловой обработке. Санитарные требования при обработке мяса. Оборудование и инвентарь применяемые при механической и тепловой обработке мяса. Виды тепловой обработки мяса. Определение качества термической обработки мясных блюд. Технология приготовления блюд из мяса. Подача к столу. Гарниры к мясным блюдам. |
Блюда из птицы. (6 класс) | Виды домашней и сельскохозяйственной птицы, их кулинарное употребление. Способы определения качества птицы. Подготовка птицы к тепловой обработке. Способы разрезания птицы на части. Оборудование и инвентарь применяемые при механической и тепловой обработке птицы. Виды тепловой обработки птицы. Технология приготовления блюд из птицы. Оформление готовых блюд и подача их к столу. |
Заправочные супы. (6 класс) | Значение супов в рационе питания. Технология приготовления бульонов, используемых при приготовлении заправочных супов. Виды заправочных супов. Технология приготовления щей, борща, рассольника, солянки, овощных супов и супов с крупами и мучными изделиями. Оценка готовых блюд. Оформление готового супа и подача к столу. |
Приготовление обеда. Сервировка стола к обеду. (6 класс) | Меню обеда. Сервировка стола к обеду. Набор столового белья, приборов и посуды для обеда. Подача блюд. Правила поведения за столом и пользования столовыми приборами. |
Блюда из молока и кисломолочных продуктов. (7 класс) | Значение молока и кисломолочных продуктов в питании человека. Натуральное (цельное) молоко. Молочные продукты. Молочные консервы. Кисломолочные продукты. Сыр. Методы определения качества молока и молочных продуктов. Посуда для приготовления блюд из молока и кисломолочных продуктов. Молочные супы и каши: технология приготовления и требования к качеству. Подача готовых блюд. Технология приготовления творога в домашних условиях. Технология приготовления блюд из кисломолочных продуктов. |
Изделия из жидкого теста. (7 класс) | Виды блюд из жидкого теста. Продукты для приготовления жидкого теста. Пищевые разрыхлители для теста. Оборудование, посуда и инвентарь применяемые для замешивания теста и выпечки блинов. Технология приготовления теста и изделий из него: блинов, блинчиков с начинкой, оладий и блинного пирога. Подача их к столу. Определение качества мёда органолептическими и лабораторными методами. |
Виды теста и выпечки. (7 класс) | Продукты для приготовления выпечки. Разрыхлители теста. Инструменты и приспособления для приготовления теста и формования мучных изделий. Электрические приборы для приготовления выпечки. Дрожжевое, бисквитное, заварное тесто и тесто для пряничных изделий. Виды изделий из них. Рецептура и технология приготовления пресного слоёного и песочного теста. Особенности выпечки изделий из них. Профессия кондитер. |
Сладости, десерты, напитки. (7 класс) | Виды сладостей, цукаты, конфеты, печенье, безе (меренги). Их значение в питании человека. Виды десертов. Безалкогольные напитки: молочный коктейль, морс. Рецептура, технология их приготовления и подача к столу. |
Сервировка сладкого стола. Праздничный этикет. (7 класс) | Меню сладкого стола. Сервировка сладкого стола. Набор столового белья, приборов и посуды. Подача кондитерских изделий и сладких блюд. Правила поведения за столом и пользования десертными приборами. Сладкий стол – фуршет. Правила приглашения гостей. Разработка пригласительных билетов. |
Заготовка продуктов на зиму. Виды и правила консервации. (8 класс) | Закладка продуктов на хранение. Правила подготовки тары для длительного хранения. Способы и виды консервации. Технология консервации овощей, ягод и фруктов. |
Сладкие блюда. (8 класс) | Рецептура и технология приготовления сладких блюд. Использование желирующих веществ, сроки хранения, способы приготовления. Подача к столу желе и мусса. |
Создание изделий из текстильных и поделочных материалов (60 ч) |
Свойства текстильных материалов. (5, 6, 7 классы) | Классификация текстильных волокон. Способы получения и свойства натуральных (растительного и животного происхождения) и химических волокон (искусственные и синтетические). Изготовление нитей и тканей в условиях современного производства (прядильного, ткацкого и отделочного). Основная и уточная нити в тканях. Ткацкие переплетения: полотняное, сатиновое, саржевое и атласное. Лицевая и изнаночная стороны ткани. Общие свойства текстильных материалов: физические, эргономические, эстетические, технологические. Виды и свойства текстильных материалов из различных волокон. |
Конструирование швейных изделий. (5, 6, 7 классы) | Понятие о чертеже и выкройке швейного изделия. Инструменты и приспособления для изготовления выкройки. Определение размеров швейного изделия. Расположение конструктивных линий фигуры. Снятие мерок. Особенности построения выкроек поясных и плечевых изделий. Подготовка выкройки к раскрою. Копирование готовой выкройки. Правила безопасной работы. |
Моделирование швейных изделий. (6, 7 классы) | Понятие о моделировании одежды. Способы моделирования плечевой и поясной одежды. Приёмы изготовления выкроек дополнительных деталей изделия: подкройных обтачек. Подготовка выкройки к раскрою. Получение выкроек из пакета готовых выкроек, журнала мод и т.д. |
Швейная машина. (5, 6, 7 классы) | Современная бытовая швейная машина с электрическим и ручным приводом. Основные узлы швейной машины. Организация рабочего места для выполнения машинных работ. Подготовка швейной машины к работе. Приёмы работы на швейной машине. Устройство иглы, причины её поломки и замена иглы. Устранение неполадок в работе машины связанные с неправильной заправкой нитей, установкой иглы или работы регуляторов. Уход за швейной машинкой: чистка, смазка. |
Технология изготовления швейных изделий. (5, 6, 7 классы) | Подготовка ткани к раскрою. Раскладка выкроек на ткани с учётом направления долевой нити. Особенности раскладки выкроек в зависимости от ширины ткани и направления рисунка, от вида изделия и фасона. Инструменты и приспособления для раскроя, правила безопасной работы с ними. Выкраивание деталей кроя, требования к качеству кроя. Понятие о стёжке, строчке, шве, виды швов. Инструменты и приспособления для ручных работ. Требования к качеству ручных работ. Способы переноса линий выкройки на детали кроя (с помощью булавок, резца-колёсика, прямыми стежками). Основные операции при ручных и машинных работах. Оборудование и требования к выполнению влажно-тепловых работ, виды ВТО, соблюдение техники безопасности при ВТО. Классификация машинных швов, качество их исполнения. Последовательность изготовления швейных изделий, технология пошива простых изделий (фартук, салфетка и т.п.), поясных и плечевых изделий. Обработка кулиски, притачного пояса, горловины и застежки. |
Художественные ремёсла (40 ч) |
Декоративно-прикладное искусство. (5, 8, 9 класс) | Понятие декоративно-прикладного искусства. Традиционные и современные виды декоративно-прикладного искусства России. Знакомство с творчеством народных умельцев региона. Приёмы украшения праздничной одежды в старину, изготовление сувениров к праздникам. Народные традиции в современном декоре, в предметах интерьера. Изготовление предметов интерьера и сувениров к праздникам. Профессии, связанные с декоративно-прикладным творчеством. |
Основы композиции и законы восприятия цвета при создании предметов декоративно-прикладного искусства. (5 класс) | Понятие композиции. Правила, приёмы и средства композиции. Статичная и динамичная, ритмическая и пластическая композиции. Симметрия и асимметрия. Фактура, текстура и колорит композиции. Понятие орнамента. Символика в орнаменте. Применение орнамента в рукоделии. Стилизация реальных форм. Приёмы стилизации. Цветовые сочетания в орнаменте. Виды цветовых композиций. Профессия художник декоративно-прикладного искусства и народных промыслов. Создание эскизов композиций различных орнаментов для практического применения при создании своего изделия. |
Лоскутное шитьё. (5 класс) | Краткие сведения из истории создания изделия из лоскутков. Возможности лоскутной пластики, её связь с направлениями современной моды. Традиционные узоры в лоскутном шитье. Материалы для лоскутного шитья, их подготовка к работе. Инструменты и приспособления. Шитьё по шаблонам, изготовление шаблонов, раскрой деталей, создание лоскутного верха изделия. Аппликация, стёжка в лоскутном шитье. Технология соединения лоскутного верха с подкладкой и прокладкой. Обработка срезов лоскутного изделия. |
Ручная роспись ткани. (7 класс) | Понятие о ручной росписи тканей. Подготовка тканей к росписи. Виды батика. Технология горячего и холодного батика. Декоративные эффекты горячего и холодного батика. Особенности выполнения узелкового батика и свободной росписи. Профессия художник по росписи ткани. |
Вязание крючком. (6 класс) | Краткие сведения из истории старинного рукоделия – вязания. Вязаные изделия в современной моде. Материалы и инструменты для вязания.. Виды крючков и спиц. Правила подбора инструментов в зависимости от вида изделия и толщины нити. Организация рабочего места при вязании. Расчет количества петель для изделия. Отпаривание и сборка готового изделия. Основные виды петель при вязании крючком. Условные обозначения, применяемые при вязании крючком. Вязание полотна, вязание по кругу. Профессия вязальщица текстильно-галантерейных изделий. |
Вязание на спицах. (6 класс) | Вязание спицами узоров из лицевых и изнаночных петель: набор на спицы, применение схем узоров с условными обозначениями. Кромочные, лицевые и изнаночные петли, закрытие петель последнего ряда. Вязание полотна, вязание цветных узоров. |
Вышивание. (7 класс) | Материалы и оборудование для вышивки. Приёмы подготовки ткани к вышивке. Технология выполнения простейших декоративных швов: прямых, петлеобразных, петельных, крестообразных. Технология вышивания крестом и гладью. Атласная и штриховая гладь. Швы французский узелок и рококо. Материалы и технология вышивки лентами. Стирка и оформление готовой работы. Профессия вышивальщица. |
Художественное оформление текстиля (18ч) |
Текстиль в интерьере (8, 9 класс) | Значение, виды использования текстиля в интерьере. Виды материалов, сочетаемость по фактуре и цвету. Технология изготовления драпировок и буф для декора интерьера. Технология декупажа на ткани. |
Аппликация из ткани. (9 класс) | Значение аппликации в старинной народной вышивке Уральского региона; Виды аппликации; Сочетание аппликации с другими видами декоративного искусства; Свойства различных материалов, их сочетаемость. Технология выполнения аппликации Последовательность сборки панно. Различные способы обработки краев деталей Инструменты и материалы; Правила ТБ. |
Декоративные элементы из ткани (9 класс) | Виды декоративных элементов из ткани. Виды и назначение. Ткани и дополнительные декоративные элементы. Технология изготовления бижутерии и аксессуаров. |
Семейная экономика (16 ч) |
Бюджет семьи. (8,9 класс) | Источники семейных доходов и бюджет семьи. Способы выявления потребностей семьи. Технология построения семейного бюджета. Доходы и расходы семьи. Технология совершения покупок. Потребительские качества товаров и услуг. Способы защиты прав потребителей. Технология ведения бизнеса. Оценка возможностей предпринимательской деятельности для пополнения семейного бюджета. Принципы и формы предпринимательства. |
Современное производство и профессиональное самоопределение (30 ч) |
Сферы производства и разделение труда. (8, 9 класс) | Сферы и отрасли современного производства. Основные составляющие производства. Основные структурные подразделения производственного предприятия. Уровни квалификации и уровни образования. Факторы влияющие на уровень оплаты труда. Понятие о профессии, специальности, квалификации и компетентности работника. Ответственность в труде. Деловые контакты. Психологические качества труда. Схема анализа профессий |
Профессиональное образование и профессиональная карьера. (8, 9 класс) | Виды массовых профессий сферы производства и сервиса в регионе. Региональный рынок труда и его конъюнктура. Профессиональные интересы, склонности и способности. Диагностика и самодиагностика профессиональной пригодности. Источники получения информации о профессиях, путях и уровнях профессионального образования. Здоровье и выбор профессии Понятие профессиограммы. |
Технологии исследовательской, опытнической и проектной деятельности (95 ч)* |
Исследовательская и созидательная деятельность. (5, 6, 7, 8 классы) | Понятие о творческой исследовательской деятельности, индивидуальных и коллективных творческих проектах. Цель и задачи проектной деятельности. Составные части проекта. Этапы выполнения проекта. Определение затрат на изготовление проектного изделия. Испытание проектных изделий. Подготовка презентации, пояснительной записки и доклада для защиты творческого проекта. Проектирование как сфера профессиональной деятельности. Последовательность проектирования. Банк идей. Реализация проекта. Оценка проекта. |
Содержание учебного предмета «Технология»
Направление «Индустриальные технологии» (340 ч)
Тема раздела | Основное содержание материала |
Раздел 1. Технологии обработки конструкционных материалов (232ч) |
Технологии ручной обработки древесины и древесных материалов (84ч) | Древесина. Пиломатериалы. Древесные материалы. Графические изображения деталей и изделий. Технологическая карта. Контрольно-измерительные и разметочные инструменты. Измерения. Верстак, ручные инструменты и приспособления, технологические операции. Правила безопасности труда. |
Технологии машинной обработки древесины и древесных материалов (10 ч) | Сверлильный и токарный станки: устройство, оснастка, приёмы работы. Правила безопасности труда. Современные технологические машины и электрифицированные инструменты. Экология заготовки и обработки древесины. Профессии, связанные с обработкой древесины и древесных материалов. |
Технологии ручной обработки металлов и искусственных материалов (70ч) | Металлы и их сплавы, область применения, свойства. Тонколистовой металл и проволока. Виды и свойства искусственных материалов, назначение и область применения, особенности обработки. Экологическая безопасность при обработке, применении и утилизации искусственных материалов. Слесарный верстак, инструменты и приспособления для слесарных работ. Графические изображения деталей из металлов и искусственных материалов. Технологии изготовления изделий из металлов и искусственных материалов ручными инструментами. Контрольно-измерительные инструменты. Сборка изделий из тонколистового металла, проволоки, искусственных материалов. Способы отделки поверхностей изделий из металлов и искусственных материалов. Профессии, связанные с ручной обработкой металлов. Правила безопасного труда при ручной обработке металлов |
Технологии машинной обработки материалов и искусственных материалов (12 ч) | Понятие о машинах и механизмах. Виды соединений. Профессии, связанные с обслуживанием машин и механизмов. Сверлильный станок: назначение, устройство. Организация рабочего места для работы на сверлильном станке, инструменты и приспособления. Правила безопасного труда при работе на сверлильном станке |
Технологии художественно-прикладной обработки материалов (56ч) | Технологии художественно-прикладной обработки материалов1. Выпиливание лобзиком. Материалы, инструменты и приспособления для выпиливания. Организация рабочего места. Правила безопасного труда. Технология выжигания по дереву. Материалы, инструменты и приспособления для выжигания. Организация рабочего места. Правила безопасного труда |
Раздел 2. Технологии домашнего хозяйства (26 ч) |
Технологии ремонта деталей интерьера, одежды и обуви и ухода за ними (6 ч) | Интерьер жилого помещения. Способы ухода за различными видами напольных покрытий, лакированной и мягкой мебели, их мелкий ремонт. Технология ухода за кухней. Средства для ухода. Экологические аспекты применения современных химических средств в быту. Технологии ухода за одеждой и обувью. Профессии в сфере обслуживания и сервиса |
Эстетика и экология жилища (4 ч) | Эстетические, экологические, эргономические требования к интерьеру жилища. Регулирование микроклимата в доме. Приборы для поддержания температурного режима, влажности и состояния воздушной среды. Роль освещения в интерьере. Правила пользования бытовой техникой |
Бюджет семьи (4 ч) | Источники семейных доходов и бюджет семьи. Способы выявления потребностей семьи. Технология построения семейного бюджета. Доходы и расходы семьи. Технология совершения покупок. Потребительские качества товаров и услуг. Способы защиты прав потребителей. Технология ведения бизнеса. Оценка возможностей предпринима-тельской деятельности для пополнения семейного бюджета |
Технологии ремонтно-отделочных работ (4 ч) | Виды ремонтно-отделочных работ. Основы технологии штукатурных работ; современные материалы. Инструменты для штукатурных работ, их назначение. Технология оклейки помещений обоями. Виды обоев. Виды клеев для наклейки обоев. Профессии, связанные с выполнением ремонтно-отделочных работ. Способы решения экологических проблем, возникающих при проведении ремонтно-отделочных и строительных работ |
Технологии ремонта элементов систем водоснабжения и канализации (6 ч) | Простейшее сантехническое оборудование в доме. Устранение простых неисправностей водопроводных кранов и смесителей. Инструменты и приспособления для санитарно-технических работ. Профессии, связанные с выполнением санитарно-технических работ. Соблюдение правил безопасного труда при выполнении санитарно-технических работ |
Раздел 3. Электротехника (32 ч) |
Электромонтажные и сборочные технологии (8ч) | Общее понятие об электрическом токе, о силе тока, напряжении и сопротивлении. Виды источников тока и приёмников электрической энергии. Условные графические изображения на электрических схемах. Понятие об электрической цепи и о её принципиальной схеме. Виды проводов. Инструменты для электромонтажных работ; приёмы монтажа. Установочные изделия. Приёмы монтажа и соединения установочных проводов и установочных изделий. Правила безопасной работы. Профессии, связанные с выполнением электро-монтажных и наладочных работ |
Электротехнические устройства с элементами автоматики (8 ч) | Принципы работы и способы подключения плавких и автоматических предохранителей. Схема квартирной электропроводки. Работа счётчика электрической энергии. Элементы автоматики в бытовых электротехнических устройствах. Влияние электротехнических и электронных приборов на здоровье человека. Правила безопасной работы с электроустановками и при выполнении электро-монтажных работ. Профессии, связанные с производством, эксплуатацией и обслуживанием электротехнических установок |
Бытовые электроприборы (8 ч) | Электроосветительные и электронагревательные приборы, их безопасная эксплуатация. Пути экономии электрической энергии в быту. Технические характеристики ламп накаливания и люминесцентных энергосберегающих ламп. Общие сведения о бытовых микроволновых печах, об их устройстве и о правилах эксплуатации. Общие сведения о принципе работы, видах и правилах эксплуатации бытовых холодильников и стиральных машин. Цифровые приборы. Правила безопасности при работе с бытовыми электроприборами |
Раздел 4. Современное производство и профессиональное самоопределение (8 ч) |
Сферы производства и разделение труда (4 ч) | Сферы и отрасли современного производства. Основные составляющие производства. Основные структурные подразделения производственного предприятия. Уровни квалификации и уровни образования. Факторы, влияющие на уровень оплаты труда. Понятие о профессии, специальности, квалификации и компетентности работника |
Профессиональное образование и профессиональная карьера (4 ч) | Виды массовых профессий сферы производства и сервиса в регионе. Региональный рынок труда и его конъюнктура. Профессиональные интересы, склонности и способности. Диагностика и самодиагностика профессиональной пригодности. Источники получения информации о профессиях, путях и об уровнях профессионального образования. Здоровье и выбор профессии |
Раздел 5. Технологии исследовательской и опытнической деятельности (36 ч) |
Исследовательская и созидательная деятельность (52 ч) | Порядок выбора темы проекта. Формулирование требований к выбранному изделию. Методы поиска информации в книгах, журналах и сети Интернет. Этапы выполнения проекта (поисковый, технологический, заключительный). Подготовка графической и технологической документации. Расчёт стоимости материалов для изготовления изделия. Окончательный контроль и оценка проекта. Способы проведения презентации проектов. Использование ПК при выполнении и презентации проектов Творческий проект. Понятие о техническом задании. Этапы проектирования и конструирования. Технические и технологические задачи при проектировании изделия, возможные пути их решения (выбор материалов, рациональной конструкции, инструментов и технологий, порядка сборки, вариантов отделки). Основные виды проектной документации. Правила безопасного труда при выполнении творческих проектов Творческий проект. Этапы проектирования и конструирования. Проектирование изделий на предприятии (конструкторская и технологическая подготовка). Государственные стандарты на типовые детали и документацию (ЕСКД и ЕСТД). Основные технические и технологические задачи при проектировании изделия, возможные пути их решения. Применение ПК при проектировании. Экономическая оценка стоимости выполнения проекта. Методика проведения электронной презентации проектов (сценарии, содержание) |