Рабочая программа по технологии
«Анимация детского праздника»
7 класс
1. Пояснительная записка.
Данная рабочая программа по технологии «Анимация детского праздника» рассчитана на изучение предмета в 7 классе на общеобразовательном уровне в объеме 70 часов (2 часа в неделю) и составлена на основе следующих документов и методического материала:
Федеральный компонент государственных образовательных стандартов основного общего и среднего (полного) общего образования.
Примерные программы по учебным предметам «Технология 5-9 классы».
Программа «Школа аниматоров», автор-составитель педагог дополнительного образования И.Ш. Паутова, Черемухово
Программа «Школа аниматоров», составитель Е.Г. Фомичёва, педагог дополнительного образования, Нижний Новгород, 2013.
Рабочая учебная программа «Технологии анимации в туризме», составитель Т.А. Польянова, кандитат педагогических наук, доцент ФГБОУ ВПО «Уральский государственный педагогический универститет», Екатеринбург, 2016
Методическое пособие «Малые формы работы», авторы Афанасьев С., Тимонин А., Тимонина Л.
Методическое пособие «От игры к самовоспитанию», авторы Е.М Гельфан , С.А. Шмаков.
Образовательная программа по технологии «Анимация детского праздника» для учащихся 7 классов реализуется в рамках Программы развития «Школа Современных Коммуникаций» на 2017-2021 гг. МАОУ «СОШ № 127 с углубленным изучением отдельных предметов» города Перми.
Данная Программа направлена на развитие коммуникативных и творческих способностей, освоение актерского мастерства, освоение технологий игровых программ, формирование коммуникативного лидерства, зрительской культуры, знакомство с профессией «Аниматор» .
Практическое освоение игрового материала данной программы позволит учащимся овладеть необходимым набором игр, пополнить свою игровую копилку и, став участниками спортивных, ролевых, командных, лидерских и интеллектуальных игр, дети смогут овладеть начальными навыками организации массовых игр и развлечений. Так же, освоив технологии создания праздничной атрибутики и праздничного оформления воздушными шарами, учащиеся смогут самостоятельно применить полученные навыки в оформительской деятельности любого праздника.
Программа составлена таким образом, что каждый из учащихся сможет научиться сам создавать креативный образ аниматора, проводить массовые игры и развлечения, создавать праздничную бутафорию и праздничные аксессуары, оформлять помещения для праздника воздушными шарами, создавать композиции праздничного оформления в технике твистинг. Это поможет учащимся в развитии актерских и организаторских способностей, лидерских качеств, в социальной коммуникации и в жизни.
Актуальность данной программы обусловлена тем, что современное общество постепенно приходит к пониманию необходимости формирования профессиональной коммуникации, в частности через развитие организаторской культуры и освоение профессии; необходимостью успешной социализации ребёнка в современном обществе, его жизненным и профессиональным самоопределением, продуктивным освоением социальных ролей в широком диапазоне и творческой реализацией.
Данная программа дает возможность учащимся получить знания в культурно - досуговой сфере. Для учителя подготовка учащихся по программе технологии « Анимация детского праздника» – это возможность
Смотивировать учащихся на организацию досуговых программ в школе, дома, на открытой площадке и выборе будущей профессии.
По окончании обучения по данной образовательной программе учащиеся приобретают не только теоретические знания, но и практические навыки работы аниматора.
Новизна данной образовательной программы заключается в гармоничном соединении:
технологии коллективного творческого воспитания (Иванов И.С), согласно которой, мотивом деятельности учащихся является стремление к самовыражению и самосовершенствованию;
технологии исследовательского обучения, согласно которой учащиеся самостоятельно постигают ведущие понятия и идеи культурологической деятельности, а не получают их от учителя в готовом виде;
проектной технологии, согласно которой, итогом комплексной деятельности всех учащихся 7 классов является творческий продукт совместного труда после изучения каждого модуля (раздела) программы.
Данная программа связывает теоретическое обучение с самостоятельной работой, формирует первоначальный опыт проектной деятельности. Освоение программы ведется через использование активных методов обучения, моделирование реальных игровых ситуаций, использование информационно- коммуникативных технологий.
2. Целесообразность программы:
Реализация данной программы предоставляет возможность учащимся, помимо получения базовых знаний, эффективно готовить учащихся к освоению накопленного человечеством социально-культурного опыта,
безболезненной адаптации в окружающей среде, позитивному самоопределению. Обучение детей отличается практической и гуманитарной направленностью.
Программа содержит в себе значительные ресурсные возможности для творческого развития личности учащихся, обеспечивая максимальное включение их в содержательную, социально значимую
деятельность - это организацию и проведение детских программ и праздников. Человек творческий, обладающий многими компетенциями, чувствует себя уверенно в самых различных ситуациях бытового, межличностного, делового, профессионального общения.
В процессе освоения программы обучающиеся приобретают начальные знания мастерства ведущего, актера, сценариста, организатора детского досуга, аниматора.
Предусматривается несколько видов деятельности: актерское мастерство, игровые тренинги, режиссура, работа над оформлением программ, работа над реквизитом и праздничной атрибутикой, а главное –
деятельность аниматора, что обеспечивает каждого учащегося позитивным опытом прохождения разных социальных ролей и предусматривается в образовательной программе как ознакомление с профессиональными компетенциями.
3. Цели и задачи программы.
Цель программы:
создание условий для личностного и профессионального самоопределения, коммуникативного лидерства учащихся 7 класса на основе ценностей и компетенций по разработке и реализации социально значимых творческих проектов и досуговых программ, а так же готовности осуществлять творческую практику, обеспечивающую их личностное самоопределение.
Задачи программы:
- обучающие: развитие у обучающихся познавательного интереса к игровым технологиям, приобретение знаний о различных видах игр, умений применять на практике полученные знания и навыки.
- воспитательные: формирование у обучающегося социальной активности, гражданской позиции, культуры общения и поведения в социуме.
- развивающие: развитие деловых качеств, таких как самостоятельность, ответственность, активность, дисциплина; формирование потребностей в самопознании, саморазвитии и самореализации.
4. Учебно-тематическое планирование- 7 класс:
№ | Тема раздела | Кол-во часов |
Раздел 1 | Законы аниматорской деятельности. | |
Урок 1 | Техника безопасности. Введение. | 1 |
Урок 2 | Специфические особенности детской анимации. Профессиограмма и сценическая культура аниматора. | 1 |
Урок 3 | Игровые технологии. Классификация игр. | 1 |
Урок 4 | Методы и приемы приглашения в игру. | 1 |
Урок 5 | Урок-коммуникация. Игры на знакомство, сплочение коллектива и на выявление творческих способностей. | 1 |
Урок 6 | Игры на развитие фантазии, воображения и внимания. | 1 |
Урок 7 | Игры с хоровым ответом. | 1 |
Урок 8 | Массовые музыкальные игры. | 1 |
Урок 9 | Массовые танцевальные игры. | |
Урок 10 | Урок вне школы. Игры на открытом воздухе. | 1 |
Урок 11 | Классификация персонажей. Работа над положительным персонажем. | 1 |
Урок 12 | Работа над отрицательным персонажем. | 1 |
Урок 13 | Классификация игровых программ. | 1 |
Урок 14 | Технология создания и проведения игровой программы: тема, идея, замысел. | 1 |
Урок 15 | Технология создания и проведения игровой программы: работа над сценарием | 1 |
Урок 16 | Технология создания и проведения игровой программы: моделирование игровой программы. | 1 |
Урок 17 | Технология создания и проведения игровой программы: составление сетки мероприятия и способы решения форс-мажорных ситуаций. | 1 |
Урок 18 | Итоговая практическая работа по технологии создания и проведения игровой программы. | 1 |
Урок 19 | Итоговая практическая работа по технологии создания и проведения игровой программы. | 1 |
| Итого: | 19 |
Раздел 2 | Ведущий детского праздника. | |
Урок 20 | Профессиограмма и образ ведущего. | 1 |
Урок 21 | Урок –коммуникация. Работа с публикой. | 1 |
Урок 22 | Актерский тренинг: упражнения на снятие страха сцены и публичного выступления. | 1 |
Урок 23 | Актерский тренинг: упражнения на импровизацию. | 1 |
Урок 24 | Актерский тренинг: упражнения на работу с воображаемым партнером. | 1 |
Урок 25 | Актерский тренинг: упражнения на предлагаемые обстоятельства. | 1 |
Урок 26 | Сценическая речь: дикция и артикуляция. | 1 |
Урок 27 | Сценическая речь: избавление от пермского говора. | 1 |
Урок 28 | Работа с микрофоном. | 1 |
Урок 29 | Работа с микрофоном. | 1 |
Урок 30 | Конферанс: виды конферанса. | 1 |
Урок 31 | Конферанс: технология создания конферанса. | 1 |
Урок 32 | Итоговая практическая работа по технологии создания конферанса . | 1 |
Урок 33 | Итоговая практическая работа по технологии создания конферанса . | 1 |
| Итого: | 14 |
3. | Игровой реквизит и праздничная атрибутика в анимации. | |
Урок 34 | Игровой реквизит и разновидности праздничной атрибутики. | 1 |
Урок 35 | Маски, полумаски, парики | 1 |
Урок 36 | Технологии изготовления полумасок: венецианка | 1 |
Урок 37 | Технологии изготовления полумасок: объемная полумаска из картона. | 1 |
Урок 38 | Технологии изготовления париков. | 1 |
Урок 39 | Технологии изготовления париков. | 1 |
Урок 40 | Праздничные броши и церемониальные палочки из лент. | 1 |
Урок 41 | Технологии изготовления праздничных брошей из лент. | 1 |
Урок 42 | Технологии изготовления церемониальных палочек из лент. | 1 |
Урок 43 | Технологии изготовления игрового реквизита. | 1 |
Урок 44 | Технологии изготовления игрового реквизита. | 1 |
Урок 45 | Итоговая практическая работа по технологии создания праздничной атрибутики. | 1 |
Урок 46 | Итоговая практическая работа по технологии создания праздничной атрибутики. | 1 |
Урок 47 | Урок-коммуникация: игровой мастер-класс с использованием игрового реквизита. | 1 |
| Итого: | 14 |
4. | Твистинг в анимации. | |
Урок 48 | Понятие твистинга. Использование технологии твистинга в анимации. | 1 |
Урок 49 | Материалы для твистинга. Основы твистинга. | 1 |
Урок 50 | Виды скруток на основе технологии скручивания «собаки». | 1 |
Урок 51 | Технология создания фигурок из одного ШДМ | 1 |
Урок 52 | Технология создания фигурок из двух ШДМ | 1 |
Урок 53 | Технология создания фигурок из трёх ШДМ | 1 |
Урок 54 | Технология создания фигурок из четырех ШДМ | 1 |
Урок 55 | Технология создания фигурок из ШДМ: смешарики | 1 |
Урок 56 | Технология создания фигурок из ШДМ: машинки, техника. | 1 |
Урок 57 | Технология создания фигурок из ШДМ: мультяшки, зверюшки. | 1 |
Урок 58 | Технология создания фигурок из ШДМ: человечки | 1 |
Урок 59 | Технология создания фигурок из ШДМ: корзины, вазы. | 1 |
Урок 60 | Технология создания фигурок из ШДМ: цветы. | 1 |
Урок 61 | Праздничное оформление воздушными шарами. Материалы для оформления. Техника безопасности при работе с гелием. | 1 |
Урок 62 | Технология создания из воздушных шаров цветков-примитивов. | 1 |
Урок 63 | Технология создания из шаров-линкингов цветков-примитивов. | 1 |
Урок 64 | Способы оформления сцены цветками-примитивами. | 1 |
Урок 65 | Технология создания гирлянды из шаров. | 1 |
Урок 66 | Технология создания фонтанчиков из шаров с гелием и ШДМ. | 1 |
Урок 67 | Технология создания цепочки-арки из шаров с гелием и без гелия. | 1 |
Урок 68 | Контрольное тестирование по всем разделам программы. | 1 |
Урок 69 | Урок-коммуникация: итоговая практическая работа в форме игрового мастер-класса с применением технологии твистинга и праздничной анимации «Здравствуй, лето» | 1 |
Урок 70 | Урок вне школы: итоговая практическая работа в форме мастер-класса класса с применением технологии твистинга и праздничной анимации «Здравствуй, лето» | 1 |
| Итого: | 23 |
| Всего за год: | 70 |
5. Требования к уровню подготовки обучающихся:
В результате изучения раздела «Законы аниматорской деятельности» ученик должен:
знать/ понимать
содержание и организация обучения технологии аниматорской деятельности;
основные разделы программы обучения;
знать профессиограмму аниматора.
уметь:
применять игровые технологии на детском празднике;
моделировать игровые ситуации;
создавать творческие проекты;
использовать приобретенные компетенции в практической деятельности и повседневной жизни для выбора оптимальных технологий оказания услуг в сфере анимации детского праздника.
В результате изучения раздела «Ведущий детского праздника» ученик должен:
знать/ понимать
уметь
использовать приобретенные компетенции в практической деятельности.
В результате изучения раздела «Игровой реквизит и праздничная атрибутика в анимации» ученик должен:
знать/ понимать
уметь
использовать приобретенные компетенции в практической анимационной деятельности.
В результате изучения раздела «Твистинг в анимации» ученик должен:
знать/ понимать
уметь
создавать различные фигуры из ШДМ
использовать технологию твистинга в игровых ситуациях и в игровых программах;
создавать праздничное оформление из воздушных шаров.
использовать приобретенные компетенции в практической оформительской и анимационной деятельности.
6. Краткое содержание темы:
Раздел 1 «Законы аниматорской деятельности»- 19 часов
Введение в программу обучения. Знакомство с целями, задачами, основными направлениями образовательной программы. Краткий обзор всех тем занятий.
Проведение инструктажа по технике безопасности во время подготовки и проведения игровых программ; при работе над созданием игрового реквизита и праздничной атрибутики, при создании фигур из ШДМ и шаров. Наполненных гелием. Знакомство с правилами поведения во время занятий, на перемене, на сцене, на репетиции, во время проведения игровой программы. Кто такие аниматоры. Законы аниматорской деятельности. Знакомство со спецификой деятельности аниматора. Формирование представления о правилах и видах аниматорской деятельности. Сценическая культура и профессиограмма аниматора. Игры на знакомство, на сплочение коллектива, на развитие фантазии, воображения, на выявление творческих способностей, игры с хоровым ответом; массовые музыкальные и танцевальные игры. Классификация персонажей. Классификация игровых программ. Работа над сценарием, замыслом игровой программы. Моделирование игровых ситуаций и игровых программ. Составление сетки мероприятия и решение форс-мажорных ситуаций при проведении игровой программы. Самостоятельное создание и проведение игровой программы.
Раздел 2 «Ведущий детского праздника»- 14 часов
Профессиограмма и образ ведущего. Работа с публикой. Актерский тренинг: снятие сценичекого зажима и страха публичного выступления; упражнения на импровизацию; на предлагаемые обстоятельства; на работу с воображаемым партнером. Сценическая речь: дикция и артикуляция; избавление от пермского говора. Правила работы с микрофоном. Виды конферанса. Написание конферанса.
Раздел 3 «Игровой реквизит и праздничная атрибутика в анимации»- 14 часов
Игровой реквизит и разновидности праздничной атрибутики. Маски и полумаски. Технология изготовления венецианской полумаски; объемной полумаски из картона. Технология изготовления париков; праздничных брошей и церемониальных палочек, игрового реквизита.
Раздел 4 «Твистинг в анимации»- 23 часа
Понятие «твистинг». Основы твистинга. Материалы. Виды скруток. Технология изготовления фигурок из ШДМ. Праздничное оформление воздушными шарами. Технология создания цветов-примитивов для украшения сцены; цепочек из воздушных шаров, гирлянд, арок.
7. Критерии оценки учащихся:
Итоговые практические работы по технологии «Анимация детского праздника» состоят из заданий, призванных оценить знание и умение учащихся выполнять разработку или выбирать проект изделия или услуги с учетом требований; составлять или выбирать технологическую схему изготовления изделия, производства продукта или оказание услуг в зависимости от технологических требований, предъявляемых к ним; изготавливать изделие, создавать творческий продукт или выполнить праздничную услугу, контролировать их качество; находить и использовать информацию для своей технологической деятельности, в том числе с помощью компьютера; создавать творческое изделие по схемам ; создавать творческий продукт с учетом экономической деятельности (производственной и семейной) и элементарную предпринимательскую деятельность, создавать творческие проекты в сфере анимации детского праздника.
Итоговые проверочные работы включают в себя контрольные вопросы с выбором ответов или со свободно конструируемыми ответами по всем разделам пройденной учебной программе, а определенную роль играет отметка за итоговую работу.
8. Список литературы для учителя:
1 Афанасьев, С.П. Новогодний утренник [Текст]: Сценарии новогодних театрализованных представлений для начальной школы / С.П. Афанасьев, С.Н Грознов., С.Ю. Новиков. – Кострома:
2 Бекина, С.И. Музыка движения [Текст]:: Упражнения, игры и пляски для детей / С.И. Бекина,
Т.П. Ломова, Е.Н Соковнина. - М.: «Просвещение», 1983 – 124 с.
3 Бирженюк, Г.М. Методическое руководство культурно – просветительской работой [Текст]:
Учебное пособие для студентов институтов культуры / Г.М. Бирженюк, Л.В. Бузине, Н.А.
Горбунова. – М.: Просвещение, 1989 – 212 с.
4 Бурдихина, Н.В. 50 игр с залом. [Текст] / Н.В. Бурдихина, И.М. Матусяк. – Ярославль:
Академия развития, 2000 – 98 с.
5 Былеева, Л.В. Игры народов СССР. [Текст] / Л.В. Былеева, В.М. Григорьев. – М.: Физкультура и
6 Былеева, Л.В. Русские народные игры [Текст] / Л.В. Былеева. - М.: Советская Россия, 1988 –
7 Былеева, Л.В. Игра?.. Игра! [Текст] / Л.В. Былеева, В.А. Таборко. – М.: «Молодая гвардия»,
8.Буяльский, Б.А. Искусство выразительного чтения [Текст]: Книга для учителя. / Б.А.
Буяльский. - М.: Просвещение, 1986 – 74 с.
9 Геллер, Е.М. Игры на переменах для школьников. [Текст] / Е.М. Геллер. - М.: Физкультура и
10 Гурков, А.Н. Школьный театр [Текст]: Классные шоу – программы / А.Н. Гурков. -
Ростов– на– Дону: Феникс, 2005 – 138 с.
11 Гущина, Т.Н. Игровые технологии по формированию социальных навыков у
подростков: [Текст]: Практическое пособие / Т.Н. Гущина. - Москва: Издательство «Арти»,Учебное пособие по организации детского досуга в детских оздоровительных лагерях и школе. [Текст] / Ю.Н. Грирогенко, У.Ю. Кострецов. – М.: Педагогическое общество России, 2002 – 67 с.
13 Григоренко, Ю.Н. Планирование и организация работы в детском оздоровительном лагере [Текст] / Ю.Н. Грирогенко. – М.: Педагогическое общество России, 2002 – 72 с.
14 Гришков, В.И. Детские подвижные игры [Текст] / В.И. Гришков. - Новосибирск:
Новосибирское книжное издательство, 1999 – 82 с.
15 Данилков, А.А. Игры на каждый день [Текст]: Пособие для организаторов развивающего досуга / А.А. Данилков, Н.С. Данилкова. – Новосибирск: Сибирский университет, 2004 – 58 с.
16 Приезжева, Е. М., Анимационный менеджмент [Текст] : учеб.-метод. пособие / Е. М. Приезжева. — М. : Совет.спорт, 2007. — 357 с. — (Профессиональное туристское образование). — Библиогр.: с. 352-353. — Рек. Учеб.-метод.советом.
17 Азбука игровых программ [Текст] / авт.-сост. Т. А. Польянова - Екатеринбург : 2002 .- 86 с.
18 Гальперина, Т. И. Актерское мастерство в деятельности менеджера туристской анимации [Текст]: учеб. – метод. пособие / Т. А. Гальперина. – М.: РИБ «Турист», 2004. – 120 с.
19 Гойхман, О. Я. Организация и проведение мероприятий [Текст]: учеб. пособие / О. Я. Гойхман. – М.: ИНФРА-М, 2008. – 120 с. – (Высшее образование).
20 Польянова Т. А. Вот оно какое, наше лето! Вожатый: путь к мастерству [Текст] / Т. А. Польянова - Екатеринбург : [б. и.] , 2010 .- 100 с.
21 Польянова Т. А. Детский досуг: теория и методика [Текст] / Т. А. Польянова - Екатеринбург : 2007 .- 196 с.
22 Польянова Т. А. Поверь в мечту [Текст] / Т. А. Польянова - Екатеринбург : 2006 .- 40 с.
9. Информационное обеспечение программы.
Ресурсы удаленного доступа
1.http://snova-prazdnik.ru/oformlenie-zala-vozdushnymi-sharami/
2.Проект «Игротека» [Электронный ресурс] // URL http://www.cdk-ufa.ru/?p=pohod
3. Социология досуга. Учебный терминологический словарь КемКУКИ. -
2012: // URL:http://biblioclub.ru/index.php?page=book_view&book_id=227737
4. Шарики-линкинг- https://www.mfpoisk.ru/marketing/info/chto-takoe-shary-linkingi/
5.Твистинг-http://proprazdniki.com/podgotovka-k-prazdniku/inter-er-i-dekor/girlyanda-iz-sharov-svoimi-rukami-prostoy-sposob-ukrasit-torzhestvo.html
6.Каталог фигурок для твистинга- http://www.perepelukov.ru/catalog_list.php?id_razdel=15
7.Профессия аниматор.- http://enjoy-job.ru/professions/animator/
8. Организация детского досуга- https://mirznanii.com/a/131346/organizatsiya-detskogo-dosuga
9. Принципы организации детского досуга- http://5fan.ru/wievjob.php?id=27804
10. Материально-техническое и дидактическое обеспечение программы.
При изучении данной программы рекомендуется использовать
1) учебно-наглядные пособия:
.Костюмы для анимации; реквизит для проведения тренингов и ролевых игр; тексты лекций;
методические разработки практических занятий; видеозаписи игровых программ и праздников; праздничных атрибутов, оформления помещений шарами;
технические средства воспроизведения записей (проектор, ноутбук);
игротека с набором дидактических, подвижных, сюжетно-ролевых
развивающих игр; игровые аксессуары;
методическая картотека коллективно-творческих игр; библиотечка
учебных и методических пособий, сценариев; анимационный реквизит.
2)Технические средства обучения:
- Мультимедиа-проектор;
-. Ноутбук
- Звуко-усиливающая система с колонками;
- Радиомикрофоны;
- Постоянный настенный экран для просмотра изображений с компьютера, проекторов или видеомагнитофона;
11. Сведения о составителе программы
Краснокутская Яна Вячеславовна, учитель театральной педагогики МАОУ «СОШ № 127» города Перми
3