СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Программа по внеурочной деятельности "Игры народов Севера"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Программа по внеурочной деятельности "Игры народов Севера"

Просмотр содержимого документа
«Программа по внеурочной деятельности "Игры народов Севера"»

Содержание.

  1. Пояснительная записка.

  2. Общая характеристика учебного предмета.

  3. Описание места учебного предмета в учебном плане.

  4. Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета.

  5. Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета.

  6. Содержание учебного предмета.

  7. Календарно- тематическое планирование.

  8. Описание учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательного процесса.

  9. Система оценки результатов.















































  1. Пояснительная записка.

Сознательное и ответственное отношение к здоровью как общенародному достоянию должно стать нормой жизни и поведения всех людей, начиная с самого юного возраста. Это предполагает искоренения вредных привычек, воспитание культуры общения, поведения, уважительное отношение к другим народам и национальным культурам.

Научно – исследовательская работа, проводимая в соответствии с окружной программой «Дети Югры», и профилактические осмотры подтверждают общую тревогу педагогов за здоровье детей.

Специфика региона, ее погодные условия, экология района (укороченный световой день, питание), все это отражается на детях и замедляет и развитие и ухудшает здоровье.

На основании решения коллегии Главного управления по общему и профессиональному образованию Администрации ХМАО от 16.06.1999г. «О внедрении национально – регионального компонента в Базисный учебный план общеобразовательных учреждений Ханты – Мансийского автономного округа разработана программа «Игры народов Севера».

2.Общая характеристика учебного предмета.

Подвижные игры народов Севера имеют многовековую историю, они всегда были очень важны при воспитании, так как способствуют максимальному развитию у детей разнообразных двигательных навыков и умений, сноровки, необходимых для всех видов деятельности. Подвижная игра с правилами – это сознательная, активная деятельность ребенка, характеризующая точным и своевременным выполнением задания, связанного с обязательными для всех правилами. Увлекательное содержание, эмоциональная насыщенность игры пробуждает ребёнка к определённым умственным и физическим усилиям.

Данная программа направлена на формирование устойчивой мотивации к занятиям физическими упражнениями. В условиях Севера забота о здоровье детей, их физическом развитии, снижении заболеваемости очень важна. В неблагоприятных климатических условиях снижается двигательная активность, что отрицательно складывается на общем и физическом развитии детей, поэтому надо стремиться к тому, чтобы подвижная игра прочно вошла в их повседневную жизнь. Эта форма деятельности наиболее близка и понятна детям, она вызывает у них яркие эмоциональные переживания. Практика показывает, что внедрение национально-регионального компонента в образовательный процесс повышает его уровень, способствует установлению прочных связей с коренным народом, обогащает духовные и социальные качества детей. Познакомить детей с играми какого-нибудь народа – лучший способ вызвать интерес и симпатию к данному народу, поскольку игра – естественный спутник жизни ребенка, источник радостных эмоций, обладающий великой воспитательной силой. Именно игра доступным языком передает детям знания о народе любой национальности. Обучая детей народным подвижным играм северян, мы тем самым помогаем сохранить знания об их жизни, труде, быте, сохранить уникальность народа, а также обогащаем физические навыки детей.

3.Описание места учебного предмета в учебном плане.

Рабочая программа соответствует федеральному компоненту государственного образовательного стандарта второго поколения.





Занятия проводятся 1 раз в неделю по 30 минут, 33 часа в год.

4.Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета.

В основу отбора содержания программы внеурочной деятельности «Игры народов Севера» были вложены следующие принципы:

  • принцип оздоровительной направленности обосновывает применение подвижных игр для компенсации недостатка двигательной активности детей, направленности занятий на реализацию профилактической и развивающей функции физических упражнений;

  • принцип социализации направлен на включение ребенка в групповую деятельность совместной постановки и решения определенных задач, обогащению эмоциональной сферы детей и воспитанию у них межличностных отношений и организационных умений, приобщают к неотъемлемой части национальной культуры;

  • принцип постепенности определяет необходимость построения образовательного процесса в соответствии с правилами «от простого к сложному», ориентирующих выбор и планирование учебного содержания в поэтапном освоении и переводе учебных знаний в практические навыки;

  • принцип сознательности и активности предлагает формирование у детей устойчивого интереса к освоению новых видов деятельности, развития инициативы, самостоятельности и творчества в двигательном поведении.



5.Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения курса «Игры народов севера».

Личностные:

определять смысл влияния физической культуры на здоровье человека;

устанавливать значение результатов своей игровой деятельности для удовлетворения потребности в движении, в повышении уровня физического развития и физической подготовленности, в формировании устойчивых мотивов самосовершенствования;

оценивать нравственно-этическую составляющую событий и действий с точки зрения моральных норм;

Регулятивные:

ставить учебные задачи в соответствии с предполагаемой деятельностью;

определять последовательность промежуточных целей для достижения конечного результата;

составлять план и последовательность действий для достижения конечного результата;

контролировать и оценивать выполнений заданий с целью нахождения несоответствия с эталоном двигательного действия;

оценивать уровень и качество освоения задания.

Познавательные:

находить и структурировать информацию;

анализировать игровые действия с выделением существенных признаков;

выстраивать логическую цепь рассуждений на заданную тему.

Коммуникативные:

учитывать позицию партнера в совместной деятельности;

согласовывать усилия детей в организации и осуществлениисовместной деятельности;

учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций для сотрудничества;

формулировать собственное мнение и позицию;

контролировать действия партнера в игровой деятельности;

задавать вопросы;

использовать речь для регуляции своего действия;

адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологические высказывания, владеть диалогической формой речи.

Предметные:

планировать применение подвижных игр в режиме дня;

излагать факты истории возникновения игр народов Севера, традиций и обычаев ненцов, связанных с игровой деятельностью;

представлять подвижные игры как средство укрепления здоровья, физического здоровья и физической подготовленности гимназистов;

применять способы коррекции осанки, развития физических качеств, средствами национальных подвижных игр;

овладение техникой движений прыжков, метаний, разновидностей бега, встречающихся в подвижных играх;

моделировать комплексы упражнений с мячами, палками, дисками из ранее изученных элементов;

оформлять модели комплексов с использованием знаково-символических действий.

Планируемые результаты реализации программы

  • высокий уровень мотивации здорового образа жизни;

  • укрепление здоровья и повышение физической подготовленности и выносливости;

  • расширение кругозора о подвижных играх и забавах народов Севера;

  • соблюдение дисциплины, правил безопасного поведения в местах проведения подвижных игр;

  • самостоятельная организация и проведение подвижных игр в малых группах сверстников;

  • соблюдение норм общения и взаимодействия с одноклассниками и сверстниками в процессе подвижных игр;

  • владение двигательными действиями, составляющими содержание подвижных игр, проявление самостоятельности в принятии адекватных решений в условиях игровой деятельности.


5.Содержание учебного предмета.

1.Знакомство с традициями и обычаями народов Севера. Введение в предмет.

Игра-путешествие.

История возникновения народного фольклора. Поиск информации о подвижных играх народов Севера.Распределение по командам. Определение ролей, получение карты маршрута игры. Определение последовательности действий. Прохождение по станциям игры: «Узнавайка», «Объяснялка», «Представляйка». Оценивание правильности выполнения на станциях. Подведение итогов игры- путешествия проходит в виде эстафет с элементами метания, прыжков, разновидностей бега (т.е. тех элементов, которые встречаются в играх народов Севера).Коллективная рефлексия.(Определение значение подвижных игр для физического развития).

2.Игры с метанием.

Практическое занятие.

Выполнение упражнений в ходьбе и беге, разучивание комплекса ОРУ с малыми мячами, с гимнастическими палками под контролем учителя. Выполнение индивидуальных заданий с метанием мяча на дальность, подбрасывание мяча на заданную высоту и ловля его. Моделирование различных исходных положений для метания различных предметов (мячей, палок, косточек, колец, дисков и т.д.) в цель или на дальность. Выполнение индивидуальных упражнений у стены - метание мяча с отскоком на дальность. Определение удобного для себя расстояния для выполнения качественного метания диска, тынзяна. Объяснение, почему выбрано именно это расстояние. Определение качества выполнения метаний различных предметов. Метание тынзяна на стойку.

Подвижные игры: «Метание диска», «Метание тынзяна», «Сюлы» (ледяные палочки), «Отбивка оленей», «Ловкий оленевод», «Охота на волка».

3.Игры с прыжками.

Практическое занятие

Выполнение упражнений в ходьбе и беге, разучивание комплекса ОРУ со скакалками, с гимнастическими палками, обручами под контролем учителя. Выполнение индивидуальных заданий: прыжков с места, прыжков с разбега с отталкиванием одной ногой и приземлением на маты. Моделирование различных исходных положений для прыжков с места и прыжков с высоты (со скамейки, с горки матов). Выполнение индивидуальных упражнений – прыжки через препятствие толчком одной ноги, двух ног.

Определение качества выполнения прыжков через скакалку. Перепрыгивания половинки автошин, выкрашенные в разные цвета. Они, прежде всего, хороши тем, что предохраняют детей от травм. Кроме того, такие снаряды, сделанные из больших автошин поставленные попарно, могут заменить настоящие спортивные нарты.

4.Групповая рефлексия (Что вы испытали, когда с первого раза не получилось выполнить прыжки через препятствие?)

Подвижные игры: «Нарты - сани», «Охота на куропаток».

5.Игры с разновидностями бега

Практическое занятие

Выполнение упражнений в ходьбе и беге, показ комплекса ОРУ обучающимися на лучшее выполнение. Моделирование вместе с учителем разновидностей бега, различных исходных положений для выполнения бега. Бег на короткие дистанции наперегонки в парах, тройках. Челночный бег 3х10 м, 4х9м, 5х8, 6х7м. Бег на выявление лидера в группе 5-6 обучающихся, 10 обучающихся, всего коллектива. Помощь учителю в выявлении лидеров.

Групповая рефлексия (Что вы испытали, когда с первого раза не стали лидером в беге? Какая группа лучше выполняла бег и соблюдала технику безопасности?)

Подвижные игры: «Бег по медвежьи», “Кто быстрее”, «Медведь и ягодники», «Каюр и собаки», «Ловля оленей», «Здравствуй, догони», «Важенка и оленята», «Волк и олени».

6.Игры с предметами

Сюжетно –ролевая игра «Большие гонки»

Моделировать комплексы упражнений с мячами, палками, дисками из ранее изученных элементов. Объяснение учителем игрового замысла игры. Составление вместе с учителем этапов «Больших гонок» на основе изученных подвижных игр. Поиск материалатрадиций и обычаев ненцов, связанных с игровой деятельностью для составления этапов игры. Подвижные игры на развитие ловкости, выдержки, находчивости, воображения, силы: «Борьба на палке», «Перетягивание палки», «Успей поймать», «Хейро», «Бег в снегоступах», «Полярная сова и евражки»,“Пуксэл”, «Игра в мяч». Игры на развитие мелкой моторики: «Вывко» (детская гуделка), «Меткий охотник», «Колечко».

Групповое обсуждение итогов игры, высказывание своих суждений по выбору игр для этапов. Определение самого интересного этапа. Выявление вместе с учителем обучающихся, внесшим самый большой вклад: по организации игры, по подготовке материалов для игры, для победы в этапах.

7.Календарные игры

Практическое занятие

Подготовка и проведение интервью с дедушкой (бабушкой или другими родственниками – в какие игры играли они в детстве?). Анализ и сравнение игр русских, украинских и других народов с ненецкими национальными играми. Поиск информациио народных играх, фольклорном материале. Моделирование вместе с учителем подвижных игр на основе народных календарных играх с адаптацией к площадке для занятий и инвентарю. Творческое оформление интервью с родственниками и представления его в классе. Подвижные игры: «Прятки» (“Каняхянтэх”), «Игра с кольцами» (“Кусанюх”), «Салки под снегом», «Метание шишек».

8.Самоделкины. Изготовление инвентаря для подвижных игр и их презентация.

Творческий конкурс.

Свободное обсуждение вариантов изготовления инвентаря для подвижных игр. Выбор материала для изготовления тынзяна, мячей. Индивидуальное изготовление на основе выбранного образца. Формулирование совместно с учителем условий участия в конкурсе. Оформление изготовленного образца и подготовка презентации своего экземпляра, возможно вместе с родителями или учителем. Подведение итогов, обсуждение и анализ конкурса.

9.«Бескрайний Север»

Спортивный праздник

Проводится для подведения итогов реализации практической части программы. Обсуждение сценария праздника. Формирование группы для подготовки праздника. Распределение обязанностей каждой группы, обсуждение этапов подготовки и оформления мероприятия. Подготовка инвентаря, музыкального сопровождения. Формирование команды участников, помощников и болельщиков. Участие в эстафетных заданиях, играх, единоборствах и личных выступлениях. Подведение итогов. Анализ удач и поражений в соревнованиях. Оценивание прохождения игры. Оценивание участников и группы поддержки. Оформление фотогазеты по итогам праздника.

6. Календарно – тематическое планирование занятий в 1 классе.


Дата

Тема урока

Примечание

1


Разучивание подвижной игры «Куропатки и охотники»

Развитие быстроты

2


Развитие подвижной игры «Салки», игра «Куропатки и охотники».

Развитие быстроты

3


Подвижная игра «Гуси лебеди».

Развитие быстроты

4


Разучивание игры «Оленья упряжка», «К своим флажкам»

Развитие быстроты реакции

5


Разучивание подвижной игры «Дети и медведи», «класс смирно».

Развитие быстроты внимания.

6


Разучивание подвижной игры «Мяч капитану», игра «Кто быстрее».

Развитие ловкости, быстроты.

7


Подвижные игры «Пустое место», «Охотники и утки».

Развитие ловкости, быстроты.

8


Разучивание подвижной игры «Кто быстрее», игра «Солнце (хейро)»

Развитие быстроты.

9


Подвижные игры «Рыбаки и рыбки», «Охотники и утки»

Развитие ловкости

10


Подвижная игра «Кот и мыши», «Заячьи прыжки».

Развитие быстроты, скоростно-силовых качеств.

11


Подвижная игра: «Угадай, чей голосок», «Догони свою пару».

Развитие быстроты, внимания.

12


Подвижная игра: «Два мороза», «Часики».

Развития внимания.

13


Подвижные игры: «Мяч капитану», «переноска мячей».

Развитие ловкости.

14


Подвижная игра: «Светофор», «Пустое место»

Развитие быстроты.

15


Эстафеты с предметами.

Развитие ловкости, быстроты.

16


Подвижные игры: «Совушка», «Море волнуется»

Развитие внимания.

17


Подвижные игры: «Кто быстрее», « Ловкий оленевод»

Развитие ловкости, быстроты.

18


Подвижные игры: «Летает – не летает», «Прыжки на двух ногах».

Развитие внимания, прыгучести.

19


Подвижные игры: «Воробьи, вороны», «Ловкий оленевод».

Развитие ловкости.

20


Подвижные игры: «Полярная сова и евражки», «заячьи прыжки».

Развитие внимания, скоростно-силовых качеств.

21


Подвижная игра: «Охотники и утки»

Развитие ловкости.

22


Подвижные игры: «Мяч капитану», «Куропатки и охотники».

Развитие ловкости

23


Эстафеты без предметов. Игра: « Угадай, чей голосок».

Развитие быстроты, внимания.

24


Подвижная игра: «Ловкий оленевод», «нос, пол, потолок».

Развитие ловкости, внимания.

25


Подвижные игры: «Прятки», «Ловля оленей»

Развитие ловкости.

26


Подвижная игра: «Третий лишний», «Летает – не летает».

Развитие быстроты, внимания.

27


Подвижная игра: «Рыбаки и рыбки», « Калики и великаны».

Развитие внимания, прыгучести.

28


Подвижные игры: «Догонялки», «Метание шишек».

Развитие быстроты, ловкости.

29


Подвижные игры: «Невод», «Класс смирно!».

Развитие внимания, ловкости

30


Подвижные игры: «Олени и охотники», «Съедобное и не съедобное».

Развитие ловкости, внимания.

31


Разучивание игры: «Заяц без головы».

Развитие быстроты, реакции.

32


Подвижная игра: «Заяц без головы».

Развитие быстроты реакции

33


Подвижные игры: «Метание шишек», «Заячьи прыжки».

Развитие скоростно-силовых качеств.

34


Подвижная игра: «Охотники и утки».

Развитие ловкости.

7. Описание учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательного процесса.

  1. Инструкция для учащихся по мерам безопасности при занятиях подвижными играми.

  2. Комплекс общеразвивающих упражнений с мячами.

  3. Комплекс общеразвивающих упражнений с гимнастическими палками.

  4. Комплекс общеразвивающих упражнений со скакалками.

  5. Комплекс общеразвивающих упражнений с обручами.

  6. Дидактические карты.

  7. Тесты.

  8. Система оценки результатов.

Формы контроля уровня достижений учащихся и критерии оценки

Подведение итогов проводится 2 раза в год (декабрь, май).

Воспитательные результаты внеурочной спортивно - оздоровительной деятельности обучающихся 1- 4 классов распределяются по трем уровням.

  • Результаты первого уровня (приобретение школьниками социальных знаний, понимания социальной реальности и повседневной жизни): приобретение школьниками знаний о здоровом образе жизни, об оздоровительном значении занятий физической культурой, о личной гигиене, о технике безопасности на занятиях физкультурой, о видах двигательной активности в режиме дня, о традиционных и нетрадиционных видах спорта, о правилах подвижных игр и способах коммуникации со сверстниками, о способах самостоятельного поиска, нахождения и обработки информации.

  • Формы достижения результатов первого уровня: игра-путешествие, практические занятия, беседы, тестирование.

  • Результаты второго уровня (формирование позитивного отношения школьников к базовым ценностям нашего общества и к социальной реальности в целом): развитие ценностного отношения школьников к своему здоровью и к здоровью окружающих его людей, умение приспосабливаться к условиям окружающей среды формирование знаний о сохранении, соблюдении и почитании традиций ненецкого народа.

  • Формы достижения результатов второго уровня: конкурсы, познавательная экскурсия, соревнование, спортивный праздник.

  • Результаты третьего уровня (приобретение школьниками опыта самостоятельного социального действия): развитие самостоятельности, ресурса успеха каждого обучающегося; опыт организации и самоорганизации совместной деятельности с другими детьми и работы в паре и группе.

Приложение.

Игры на развитие быстроты.

Солнце (Хейро).

Играющие становятся в круг, берутся за руки, идут по кругу приставным шагом, руками делают равномерные взмахи вперед – назад и на каждый шаг говорят хейро. Ведущий солнце сидит на корточках в середине круга. Игроки разбегаются, когда солнце встает и выпрямляется (вытягивает руки в стороны).

Правила игры. Все игроки должны увертываться от солнца при его поворотах. На сигнал «Раз, два, три – в круг скорей беги!» те, кого ведущий на задел, возвращаются в круг.

Каюр и собаки.

На противоположных краях площадки кладут параллельно два шнура. Игроки встают около них по три человека и берутся за руки. Двое из них – собаки, третий – каюр. Каюр берет за руки стоящих впереди собак. Дети тройками по сигналу «Поехали!» бегут на встречу друг другу от одного шнура до другого.

Игры на развитие скоростно – силовых качеств.

Тройной прыжок.


На снегу проводится черта, играющие становятся на нее. По очереди они прыгают от черты вперед: в первых двух прыжках прыгают с одной ноги на другую, в третьем прыжке приземляются на обе ноги. Выигрывает тот, кто прыгнул дальше. Правила игры. Начинать прыгать надо от черты. Прыгать можно только указанным способом.

Варианты. Игра проводится с распределением детей по звеньям. В каждое звено входит от двух до четырех человек. Все дети одного звена выходят к черте одновременно. По сигналу они все вместе начинают прыгать. Выигрывает звено, участники которого прыгают дальше.

Игру можно организовать и таким образом, что бы в прыжках состязались одновременно дети из разных звеньев. В этом случае подсчитывают, какое количество первых, вторых, третьих и т.д. мест заняли участники каждого звена.

Охота на куропаток

Дети изображают куропаток. Они размещаются на той стороне площадки – тундры, где имеются пособия, на которые можно влезать (вышки, скамейки, стенки и т.д.) На противоположной стороне площадки находятся три или четыре охотника.

Куропатки летают, прыгают по тундре. По сигналу водящего «Охотники!» они улетают (убегают) и садятся на ветки (взбираются на возвышение). Охотники мячом стараются попасть в куропаток. Пойманные куропатки отходят в сторону и выбывают на время из игры. После двух – трех повторов игры выбирают других охотников, игра возобновляется.

Правила игры. Куропатки разлетаются только по сигналу. Охотники начинают ловить куропаток так же только после этого сигнала. Стрелять мячом можно лишь по ногам.

Игры на развитие силы, внимания.

Перетягивание каната

На площадке проводится черта. Играющие делятся на две команды и встают по обе стороны черты, держа в руках канат.

По сигналу водящего «Раз, два, три – начни!» каждая команда старается перетянуть соперника на свою сторону. Чья команда сумеет это сделать, та считается победительницей, ей вручают сувениры, как на праздник оленеводов.

Правила игры. Начинать перетягивание каната можно только по сигналу. Команда перешагнувшая черту считается побежденной.

Борьба на палке

Чертится линия. Двое играющих садятся по обе стороны черты лицом друг к другу. Держась за палку двумя руками и упираясь ступнями ног о ступни другого, начинают перетягивать друг друга. Выигрывает тот, кто перетянет соперника за черту.

Правила игры. Кто из играющих повторит движения неправильно, тот выходит из игры.

Игры на развития ловкости

Ловля оленей

Играющие делятся на две группы. Одни олени, другие – пастухи.

Пастухи берутся за руки и стоят полукругом лицом к оленям. Олени бегают по очереди площадке. По сигналу «Лови!» пастухи стараются поймать оленей и замкнуть круг.

Правила игры. Ловить оленей можно только по сигналу. Круг замыкают, когда поймано большее число игроков. Олени стараются не попадать в круг, но они уже не имеют права вырываться из круга, если он замкнут.

Олени и пастухи

Все игроки – олени, на головах у них атрибуты, имитирующие оленьи рога. Двое ведущих – пастухи – стоят на противоположных сторонах площадки, в руках у них маут (картонное кольцо или длинная веревка с петлей). Игроки – олени бегают по кругу гурьбой, а пастухи стараются накинуть им на рога маут. Рога могут имитировать и веточки, которые- дети держат в руках.

Правила игры. Бегать надо легко, увертываясь от маута. Набрасывать маут можно только на рога. Каждый пастух сам выбирает момент для набрасывания маута.