Пояснительная записка
Цель: Сформировать устойчивые знания у учащихся по физике
Задачи:
- углубить и расширить знания учащихся по различным вопросам физики развить интерес предмету способствовать выбору учащимися старших классов путей дальнейшего продолжения образования;
- повысить вклад в политехническое образование, способствовать профориентации.
В государственном общеобязательном стандарте образования и общеобразовательной основной программе сформулированы главные цели обучения предмета: обеспечение качественного усвоения физики, направленного на достижение необходимого уровня общего интеллектуального развития личности на основе национальных и общечеловеческих ценностей, формирования логического, абстрактного и вероятностного мышления, создание практической основы их дальнейшего эффективного обучения.
Задачи обучения:
1) формировать представления о единой физической картине мира; умения рассматривать физические явления с разных сторон и в разных условиях; умения выделять физические системы и устанавливать причинно-следственные связи; раскрывать объективность и относительность наших знаний о предмете или физическом явлении
2) развивать у учащихся навыки использования теоретических и экспериментальных методов познания физических явлений; применения физических законов на практике; решения физических задач, как качественных, так и расчетных, различного уровня сложности
3) воспитывать убежденность в возможности познания законов природы и использования достижений физики на благо развития человеческой цивилизации; уважительное отношение к мнению оппонента при обсуждении проблем естественнонаучного содержания и желание сотрудничества в процессе совместного выполнения задач;
готовность к морально-этической оценке использования естественнонаучных достижений, чувства ответственности за защиту окружающей среды; информационную культуру.
.
Данная программа способствует углублению и расширению знаний учащихся по физике, формирует навыки работы с источниками знаний, умение работать с таблицами, схемами, решать задачи и дт. Формирует желание заниматься физической наукой, развивает такие компетентности как:
учебно-познавательная,
ценностно-ориентационная,
информационно-технологическая,
социально-трудовая,
личностного саморазвития.
В программе уделяется большое внимание на те вопросы, которые чаще всего вызывают затруднения у учащихся при сдаче экзаменов.
Последовательность изучения тем может изменяться и дополняться. Количество часов для изучения отдельных тем носит ориентировочный характер.
В процессе курса планируется широко использовать различные схемы, таблицы, модели, учебные фильмы и другие наглядные средства.
Проработав все варианты тестирования, ученик:
Данная программа рассчитана на 2 года – обучение в 8 и 9 классе
Подготовка осуществляется по определенной схеме:
Подготовительный этап к работе.
Общая тетрадь для тестирования и работы над ошибками.
Дополнительная литература по физике (справочники, тестировщики, тренажеры, схемы и таблицы и пр.)
3.Тесты по физике,составленные в соответствии со спецификациуй теста по предмету
для внешней оценки учебных достижений в среднем образовании
4.Учебники для 7,8,9 классов
Основные этапы работы:
1. Повторение теоретического материала с использованием учебников и справочной литературы (работа с блок-схемами, лекционный материал)
2 Занятия по выявлению знаний учащихся и коррекцией ошибок и пробелов в знаниях.
4. Работа по тестникам с использованием учебника.
5. Тестирование.
6. Работа над ошибками в тетрадях для тестирования.
Домашняя работа:
Самостоятельное изучение определенного материала по учебнику, заданного учителем в школе на занятиях.
Конспект в тетради основных терминов, понятий, определений, формул, законов и т.д.
Проверка своих знаний по тестникам с последующей работой над ошибками.
Работа над ошибками, совершенными в тестах на занятиях в школе.
Занятия в школе:
Лекция.
Семинарское занятие по заданной теме:
1) Опрос учащихся с выявлением пробелов в знаниях в виде беседы.
2) Разбор материала, вызывающего затруднения.
2. Тестирование:
1) Самостоятельная работа учащихся по тестам (контроль знаний)
2) Работа учащихся над ошибками - разбор заданий вызвавших затруднения
3) Контрольное тестирование
Мониторинг результативности:
Результаты освоения программы должны соответствовать общим целям и задачам данной программы.
Результаты оцениваются по итогам пробных тестирований в соответствии со шкалой оценивания
При оценке знаний и умений учащихся, прежде всего, следует создавать ситуацию успеха для каждого ученика, возможность индивидуальной работы. Дать возможность ученикам осваивать блоки на протяжении большего времени.
При оценке знаний учитывать:
Полноту (соответствие объема знаний объему, предусмотренному программой);
Осознанность (умение применять полученные знания на практике);
Предметные результаты уровня подготовки учащихся
Должны знать:
-теории: классическая механика, молекулярно-кинетическая теория, электродинамика, элементы квантовой физики;
-понятия: модель, гипотеза, принцип, постулат, закон, теория, пространство и время, инерциальная система отсчета, материальная точка, замкнутая система тел, взаимодействие, вещество, макроскопическая система, молярная масса, идеальный газ, точечный заряд, электрическое и магнитное поле, проводники и диэлектрики, модель, гипотеза, принцип, постулат, закон, теория, пространство и время, гармонические, электромагнитные колебания, резонанс, электромагнитная волна, корпускулярно-волновой дуализм, фотоэффект, Постоянная Планка, атомное ядро, радиоактивность, планета, звезда, галактика, Вселенная.
-величины: перемещение, скорость, ускорение, масса, сила, давление, импульс, работа, мощность, механическая энергия, момент силы, внутренняя энергия, средняя кинетическая энергия частиц вещества, абсолютная температура, количество теплоты, элементарный электрический заряд, напряженность электрического поля, разность потенциалов, электроемкость, энергия электрического поля, сила электрического тока, электрическое напряжение, электрическое сопротивление, энергия магнитного поля, период, частота, амплитуда колебаний, длина волны, показатель преломления, оптическая сила линзы;
- законы, принципы и постулаты (формулировка, границы применимости): законы динамики Ньютона, принципы суперпозиции и относительности, закон Гука, закон всемирного тяготения, законы сохранения энергии, импульса и электрического заряда, законы термодинамики, закон Кулона, закон Ома для участка цепи, закон Джоуля-Ленца, законы геометрической оптики, закон связи массы и энергии, законы фотоэффекта, закон радиоактивного распада.
Должны уметь:
1) пользоваться методами научного исследования;
2) проводить эксперименты, представлять результаты измерений;
3) оценивать погрешности;
4) описывать и объяснять результаты наблюдений и экспериментов:
независимость ускорения свободного падения от массы падающего тела; нагревание газа при его быстром сжатии и охлаждение при быстром расширении; повышение давления газа при его нагревании в закрытом сосуде;
броуновское движение; электризация тел при их контакте; взаимодействие проводников с током;
действие магнитного поля на проводник с током;
зависимость сопротивления проводников от температуры;
5) применять теоретические знания по физике на практике, решать качественные, графические и расчетные задачи различного уровня сложности;
6) использовать полученные знания, умения и навыки при решение бытовых проблем и в чрезвычайных ситуациях.
Схема анализа тестирований
раздел | тема | № | подтема |
Механика | основы кинематики | 1 | Механическое движение. Материальная точка. Путь перемещение |
2 | Равномерное прямолинейное движение. Скорость. Средняя скорость. |
3 | равноускоренное движение. Ускорение. Перемещение при прямолинейном равноускоренном движении. |
4 | Графическое представление движения. |
5 | Свободное падение. Ускорение свободного падения. |
6 | Равномерное движение по окружности. Центростремительное ускорение. |
основы динамики | 1 | Законы Ньютона. Масса. Инертность. Плотность вещества. Сила и ускорение. |
2 | Силы в природе (сила упругости, сила трения) |
3 | Сила тяжести. Закон всемирного тяготениия. |
4 | Вес и невесомость. Перегрузка. |
работа, мощность, энергия | 1 | Работа постоянной силы.Мощность. |
2 | Кинетическая энергия (работа при изменении скорости) |
3 | Потенциальная энергия (работа силы тяжести) |
4 | Потенциальная энергия упругодеформированного тела (работа силы упругости) |
законы сохранения | 1 | Импульс тела, импульс силы. Закон созранения импульса. Реактивное движение. |
2 | Закон сохранения механической энергии. |
3 | Простые механизмы. Условие равновесия рычага. Момент силы.КПД. |
механические колебания | 1 | Свободные и вынужденные колебания. Гармонические колебания. Периоч, амплитуда, частота и фаза колебаний. |
2 | Колебания математического и пружинного маятников |
3 | Превращение энергии при механических колебаниях. Явление резонанса. |
давление | 1 | Давление. Гидростатическое давление. Атмосферное давление. Закон Паскаля. |
2 | Закон Архимеда. |
молекулярная физика.основы термодинамики | основы МКТ | 1 | Основные положения МКТ. Броуновское движение. |
основы термодинамики | 1 | Внутренняя энергия и способы ее изменения |
2 | Количество теплоты. Изменение агрегатных состояний вещества. Испарение, конденсация, кипение, плавление и кристализация. Уравнение теплового баланса. |
3 | Относительная влажность воздуха. Насыщенный и ненасыщенный пар. |
4 | Тепловые двигатели. КПД тепловых двигателей. |
электродинамика | электростатика | 1 | Электрический заряд. Закон сохранения электрического заряда |
2 | Закон Кулона |
3 | Электрическое поле. Напряженность электрического поля. |
4 | Потенциал электрического поля. Разность потенциадов. Работа при перемещении заряда в электрическом поле. |
постоянный электрический ток | 1 | Электриеский ток. Сила тока. Напряжение. Сопротивление. Закон Ома для участка цепи. |
2 | Виды соединений. Измерение силы тока и напряжения. |
3 | Работа и мощность постоянного тока. Закон Джоуля-Ленца. |
магнитное поле | 1 | Магнитное поле. Вектор магнитной тндукции. Линии магнитной индукции |
2 | Магнитные свойства вещества. |
оптика | свойства света | 1 | Свет. Скорость света. Распространение света. |
2 | Законы отражения и преломления света.плоское зеркало |
геометрическая оптика | 1 | Линзы. Оптическая сила линзы. Формула тонкой линзы. Изображения даваемые тонкими линзами. |
2 | Глаз как оптическая система. Оптические приборы. |
основы астрономии | основы астрономии | 1 | Строение Солнечной системы. Планеты солнечной системы. |
2 | Движение планет. Годичное движение Солнца. |
3 | Звезда Солнце. Солнечные и лунные затмения. |
балл: |
оценка: |
итого: |
|
ПУ |
КЗ |
СОУ |